«Познаим, братие, таинства силу, от греха бо к отеческому дому востекшаго (опять пришедшего) блудного сына преблагий Отец предустрет лобзает, и паки Своея славы познание (отличия) дарует; и таинственное вышним (силам) совершает веселие, закалая тельца упитанного, да мы достойно сожительствуем (будем обитать вместе) заклавшему человеколюбному Отцу и славному Заколению – Спасу душ наших».    Церковь учит, что истинная полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом и постоянном общении с Ним («да достойно сожительствуем»). Удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений.    Таким образом, показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь теперь раскрывает всю силу его: при условии истинного смирения и раскаяния со стороны человека-грешника для милосердия Божия возможно прощение самых тяжких грехов, и потому ни один грешник в дни приближения времени покаяния не должен отчаиваться в благодатной помощи и помиловании Отца Небесного. Особенности богослужения     1) На утрени в Неделю о блудном сыне (и затем в Недели мясопустную и сырнопустную), после пения полиелейных псалмов (134-го и 135-го) «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви» поется еще псалом 136-й: «На реках Вавилонских...» («с Аллилуиею красною»). Этот псалом побуждает грешников, находящихся в плену греха и диавола, осознать свое несчастное, греховное состояние, подобно иудеям, которые осознали свое горькое положение в плену Вавилонском и впоследствии раскаялись. Затем поются воскресные тропари: «Ангельский собор...».    2) На утрени после 50-го псалма поются покаянные песнопения: «Покаяния отверзи ми двери...».    3) На литургии читаются Апостол – к Коринфянам, зач. 135-е, и Евангелие от Луки, зач. 79-е. Причастен: «Хвалите Господа с небес...».    Неделя (воскресенье) о блудном сыне заключает собой седмицу (с тем же названием), которая, как уже указывалось, является сплошной (отмена поста в среду и пятницу). Седмица и Неделя мясопустные

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Никиты Стифата по славянской «Диоптре» Филиппа Пустынника (с богословско-экзегетическим комментарием)//БВ. – 3. – 2003. – С. 70–128 (в частности: Никита Стифат , прп. Что есть новое небо? [публикация слав, текста и рус. пер.]//БВ. – 3. – 2003. – С. 79–90). Учение о воскресении души у свв. Симеона Нового Богослова и Никиты Стифата //Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие: Материалы Второй международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. – М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2017. – С. 341–362. Фрагмент о приобщении «знанию и мудрости» в трактате «Об иерархии» преподобного Никиты Стифата и его контекст//БВ. – 24–25. – 2017. – Выпуск 1–2. – с. 199–236. Сокращения БВ Богословский вестник. – Сергиев Посад, 1892–1918; Н. с. 1–. 1993–. CCSG Corpus christianorum. Series graeca. – Turnhout, 1977–. PG Patrologiae cursus completus/Accurante J.-P. Migne. Series graeca. – Paris, 1857–1866. – T. 1–161. PL Patrologiae cursus completus/Accurante J.-P. Migne. Series latina. – P., 1844–1864. – T. 1–225. PTS Patristische Texte und Studien. – Berlin; Boston, 1963–. SC Sources chrétiennes. – Paris, 1941–. 2 Проповедь на Литургии св. апостола Иакова 5.11.2018 . Произнесена в храме прпп. Зосимы и Савватия. В следующих проповедях место будет указываться в случае произнесения в другом храме. Лк., 52 зач., 10:22–24. Мф., 56 зач., 13:54–58. 30 Перед этой заключительной формулой говорится о знании, см.: Василий Великий , свт. Беседа на: Внемли себе//Basile de Césarée. L’homélie de Basile de Césarée sur le mot «observe-toi toi-même»/ed. S. Y. Rudberg. Stockholm, 1962. P. 37:14. 48 См.: Каллист Ангеликуд , прп. Слова 23,33:3–6//Kallistos Angelicoudes. Quatre traites hesychastes inedits/Introduction, texte critique, traduction et notes par archim. S. Koutsas//Θεολογα 67.1996. T. 4. Σ. 740. «Как иначе можно понять Царство внутри нас, Божие или Небесное, если не вселение в нас живоначальной Троицы?» 49 Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   Стихиры на «Хвалите» из Октоиха воскресные 4, восточная (Анатолиева) 1 и Триоди 3. «Слава» глас 6-й – «Отче благий», «И ныне» – «Преблагословенна еси».    На часах тропарь воскресный. По Трисвятом – кондак Триоди.    На Литургии после изобразительных псалмов Блаженны из Октоиха на 6, из канона Триоди – песнь 6-я на 4.    По входе: в храме Христовом – тропарь воскресный. «Слава и ныне» – кондак Триоди. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы, «Слава», – кондак Триоди, «И ныне» – кондак храма Богородицы. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма святого, «Слава» – кондак храма святого, «И ныне» – кондак Триоди.    Прокимен гласа. Апостол – Кор., зач. 135. Аллилуиарий гласа. Евангелие от Лк., зач. 79. Причастен «Хвалите Господа с небес». Глава 3. Суббота мясопустная. Поминовение усопших    Служба обычная вседневная в соединении с Триодью.    На вечерне, на «Господи, воззвах» – стихиры Октоиха – 3 и Триоди – 3. «Слава» – «Плачу и рыдаю», «И ныне» – догматик гласа. Вместо прокимна – «Аллилуиа», глас 8-й. Стих 1-й – «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род». Стих 2-й – «Души их во благих водворятся». «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю молитву нашу». На стиховне – мученичен Октоиха, гласа и два мертвена св. Иоанна Дамаскина. «Слава», глас 6-й – «Начаток ми», «И ныне», глас тот же – «Молитвами Рождшия Тя, Христе», «Ныне отпущаеши». Тропарь, глас 8-й:    «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, души раб Твоих: на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя и Бога нашего».    «Слава, и ныне», Богородичен, глас тот же:    «Тебе и стену, и пристанище имамы, и Молитвенницу благоприятну к Богу: Егоже родила еси, Богородице Безневестная, верных спасение».    На утрене, вместо «Бог Господь» – «Аллилуиа», глас 8-й. Стих 1-й – «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи». Стих 2-й – «Память их в род и род». Стих 3-й – «Души их во благих водворятся».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Псалтирь, Пс. 84  и 106. Лаврентиевское Евангелие, л. 71 об. и 122. Гелатское Евангелие, л. 36, 105 и 173 об. 1623 Евангелие 54, л. 35 об. Евангелие публ. библ. 105, л. 79. Евангелие 115, л. 48 об. Евангелие suppl. gr. 914, л. 24. Коптское Евангелие, л. 24. Сир. Евангелие нац. библ. 33, л. 5 об. Греческий подлинник 1624 . Кодекс Эгберта 1625 . 111. Миниатюра Евангелия Раввулы. Исцеления слепых. Все относящиеся сюда памятники могут быть сведены к двум группам: исцеления по Евангелию Матфея ( Мф. 9:27–31; 20:29–34 ), Марка ( Мк. 8:22–26; 10:46–52 ) и Луки ( Лк. 18:35–43 ) – первая группа; исцеление слепорожденного по Евангелию Иоанна ( Ин. 9:1–7 ) – вторая группа. К первой относятся все изображения в древнехристианских живописях и в скульптуре. Возможно допустить, что древнейшие художники в тех же формах изображали и исцеление слепорожденного по Евангелию Иоанна и что на некоторых памятниках древнехристианского периода нужно подразумевать именно это исцеление. Мы утверждаем лишь то, что здесь нет отличительного признака этого исцеления – силоамской купели, которая является в памятниках византийских и дает основание для выделения этих изображений в особую группу. Обычный тип первой композиции таков (рис. 58): слепец в тунике стоит прямо или в наклонном положении или на коленях перед Иисусом Христом и простирает к Нему руки. Иисус Христос касается Своей десницей его глаз 1626 . Слепец имеет вид маленького человечка; но в мозаиках Аполлинария Нового в Равенне 1627 два слепца, стоящие перед Иисусом Христом, имеют уже обыкновенный рост; оба одеты в туники и плащи, напоминающие древние фелони, низко опущенные спереди; передний слепец, к глазам которого прикасается Иисус Христос, опирается на посох; возле Него изумленный апостол. В Евангелии 74 (л. 18, 40 и 149. Елисавет., зач. 33 Матф. и 93 Лук.) позади двух слепцов стоит толпа народа; в другой миниатюре того же кодекса (л. 81 об. Елисавет., зач. 34 Марк.) слепец стоит, склонив голову и скрестив руки на груди; Иисус Христос десницей касается его глаз (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

2) Пение на утрени после 50-го псалма покаянных тропа­рей: «Покаяния отверзи ми двери…». 3) Чтение на литургии: Апостол — Коринф., зач. 135, Евангелие — от Луки, зач. 79. 4) Неделя (воскресенье) о блудном сыне заключает собой седмицу (под тем же названием), которая, как уже указывалось, является сплошной (отмена поста в среду и пятницу), Причастен: «Хвалите Господа с небес…». Проповедь Патриарха Кирилла в неделю (седмицу) о блудном сыне Проповеди в Неделю (седмицу) о блудном сыне Митрополит Сурожский Антоний про притчу о блудном сыне.  Старший сын Митрополит Сурожский Антоний про притчу о блудном сыне.  О блудном сыне Митрополит Сурожский Антоний про притчу о блудном сыне.  Неделя о блудном сыне Протопресвитер Александр Шмеман про притчу о блудном сыне.  Возвращение в отчий дом Священник Филипп Парфенов про притчу о блудном сыне.  Блудный сын: потерянный и найденный Протодиакон Андрей Кураев. Притча о блудном сыне   Стихи про притчу о блудном сыне О блудном сыне Отец и брат – моя семья. Наш дом и свят, и изобилен. Болезней, слез не знаю я И внешний враг для нас бессилен, Но что-то чуждое во мне: Желанье жить в чужой стране. Забыв, что лишь осиротев, Могу наследовать именье, Просил Отца, свой стыд презрев, Взял часть и без благословенья Тотчас ушел. И путь мне лег Крестом из четырех дорог. За дерзость праотец Адам С проклятьем изгнан был из рая. Меня никто не гнал. Я сам, Своей гордыне потакая, Покинул дом. Прощай, Отец. И брат. Для них я стал мертвец. Мне Бог – языческий Ваал, Вино, распутницы, пороки… Изведал все, чего желал, Забыв про времена и сроки. Но голод пал на землю ту И я изведал нищету. Итак, я — Божий блудный сын, В безверии, в пирах и сварах, Наследство расточив, один Пасу свиней. В грехах и карах Живу. Рожки моя еда И их не досыта всегда. Все враз покинули меня. В голодный год чужак не нужен. У одинокого огня Готовлю свой печальный ужин. Приходит ночь. И вместе с ней Укоры совести моей. Что делать? Кто мне даст совет? В шатре истлевшем нет забвенья, Нет сна. Не близится рассвет

http://pravmir.ru/pritcha-o-bludnom-syne...

75 Образ, указываемый словом: «дориносима», таков: святые ангелы-воины небесные сопровождают Царя царей, Господа Иисуса Христа, подобно воинам земных, вооруженным копьями, как они сопровождали в древности римских императоров, при их вступлении на престол (Смотри выше, прим. 73-е). 76 При пении, Херувимская песнь делится на две части: первая, – оканчивающаяся словами: «оставим заботу», поется до перенесения св. Даров с жертвенника в Престол; вторая, – начиная со слов: «чтобы поднять Царя»... и до конца, поется после перенесения. Священник читает тайную молитву во время пения первой части, пока диакон кадит алтарь, солею, клиросы и народ. 77 Обыкновенно, священник произносит первую половину Херувимской песни, а диакон – вторую. Священник, читая Херувимскую песнь, поднимает обе руки вверх, как бы распростирая их, на подобие херувимских крыльев (См. видение Ис. 6:2 ). 78 Иначе: «приложите руки ваши к святыне и благословите Господа». В «Уставе Литургии 14-го века, составленном Филофеем, патриархом Константинопольским» (1354–1376 г.), это выражение читается: «възмете роукы ваша святая», т. е. «возьмите руками вашими святыню». По «Уставу Литургии 15-го века» (Рукописи Иерусалимской Патриаршей и С.-Петербургской библиотек, изданные Н. Ф. Красносельцевым : «Матерьялы для истории чинопоследования Литургии святого Иоанна Златоустог о». Вып. Казань 1889 г. стр. 89), диакон произносит: «приложи, владыко, руки наши к святыне». Священник же, сделав кадильницей знак креста над святыми Дарами, говорит «приложите руки ваша к святыне и благословите Господа». 79 Во время великого входа верующие стоят, наклонив головы и просят Бога упомянуть их в Царстве Своем». В «Требнике» митрополита Киевского Петра Могилы по вопросу о том, как следует стоять православным христианам во время перенесения святых даров с жертвенника на Престол, сказано следующее: «Иерей должен учить своих прихожан тому, чтобы на литургиях св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустог о, на великом входе, не творили бы поклонов до земли, а стояли бы, только главу преклонив, молясь со священником, переносящим Дары, чтобы Господь помянул их во Царствии Своем. И так надо делать потому, чтобы еретики, отступники, поганые и жиды не оболгали бы нас, называли нас хлебо-вино-поклонниками; ибо все православные должны остерегаться быть преткновением Иудеям и Еллинам и Церкви Божией, и не полагать преткновения, или соблазно брату (1Кор. гл. 10, зач. 147; Рим. гл. 14, зач. 114). В преждеосвященной Литургии, на великом выходе, поскольку совершенно освящены божественные Тайны, должны все христиане боголепное поклонение до земли творить».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

В Евангелии, продолжал я, обещано, что Церковь будет существовать неодоленно и вечно (Матф. зач. 67). И Церковь свою обещал Христос создать на исповедании Его Сыном Бога живаго, еже Петр исповеда. Не само исповедание есть Церковь , как настоятели ваши утверждают, но Церковь созиждена на исповедании. Они заметили, что точно так же признают Церковь по обетованию утвержденной на исповедании, но что сие может сбыться и без священства, в одних верных простолюдинах, содержащих правое исповедание. Я сказал: В одних простолюдинах, без священства, Господни слова о создании церкви исполниться не могут. Они спросили: Почему? Потому, отвечал я, что сие не согласует образу создания Церкви. Господь создал Церковь не без священства и не с одним или двумя меньшими его чинами, не с одной или двумя тайнами, но со всеми тремя чинами иерархии, т. е. во всей ее полноте. И в подтверждение сего прочел из Благовестного Евангелия толкование на 95 зачало Евангелия от Луки, также из Книги о вере, на листе 66-м, о власти вязать и решить грехи, данной апостолам и их преемникам, из Кирилловой книги, в главе 8-й, на листе 73-м, то место, где сказано: «якоже сам (Христос) никогда не умирает, тако и иерейство его не престает». В той же главе прочел им к ряду слова, свидетельствующие, что Церковь , от язык избранная, от лет вознесения Господня на небеса бескровную жертву Тела и Крови Господни Господу Богу приносила, и впредь до скончания века приносити будет» (л. 78 об. и 79). Я продолжал: Христос Спаситель сказал: «аще не бых пришел и глаголал им, греха не быша имели» (от Иоанна зач. 52). Ныне, по-вашему, Церковь скрылась, не являет себя: как же люди разных вер судиться будут за то, что в нее не веровали? Они не видали ее, она скрылась! Священство, все чины церковной иерархии учреждены ради устроения достояния Господня, а не скрываться. О том писано в Книге о вере (глава 7, л. 59 на об.): «Не восхоте (Господь) достояние Свое оставити на земли неустроено, отходя на небеса, но изъем два сребреника даде гостинником, се есть Старый и Новый Завет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Выражение: возлете на крилу ветреню, или проще сказать, долетел до крил ветренних, возлетел на крилы ветрени, им кажется определеннее, чем выражение: лете на крилу ветреню, которым по их замечанию не выражается, долетел ли Христос до крил ветренних. Но такое разумение слов псалма нельзя признать правильным. Здесь пророк Давид, предвозвещая Господне вознесение, крилами ветренними именует ангельские силы и облаки, подъемшие Христа; а Христос не до облак только возлетел, но взыде на небо и седе одесную Бога (Мк. зач. 71). На облаках он только полетел от очей Апостолов: облак, рече, подъят его (Деян. зач. 1). Чтобы правильно объяснить 11-й стих 71 псалма, нужно читать его сначала, с этих слов: и взыде на херувимы. Здесь пророк определенно говорит, куда изыде: на херувимы, сиречь на Отеческий престол, как пишет тот же пророк Давид: седяй на херувимех ( Пс.79 ). Потом сказуется и образ взытия, или плотского Господня вознесения: лете, сиречь взятся. Сказует же и на чем взятся: лете на крилу ветреню, т.е., на облаках взятся, не яко Илия на колеснице огненне, но облак подъят его . 107 Так вот истинный смысл псаломских слов: Христос, подъятый облаками, взыде на херувимы, сиречь на Отеческий престол, одесную Бога; а не на облака только взошел, как старообрядцы криво разумеют. Подобным образом и прочих мест в Писании правильного значения не разумея, они напрасно укоряют православных, якобы места сии, и вообще церковный книги не исправлены, а повреждены. Пимен Тихоныч удовлетворился моими объяснениями, и на утро же сообщил их беспоповцам, заметив, что они сами не разумеют справедливо смысла псаломных слов, а укоряют неповинно святую церковь за мнимое преминение смысла. Посем мы отправились в деревню Рубенишки, отстоящую от Динабурга верст на двадцать с небольшим. Поехал я в Рубенишки вот по какому случаю. Есть там некто Кириак Сильвестров, мой давнишний знакомец, человек зажиточный, занимающийся подрядами по постройке церквей. Когда я в первый раз проезжал чрез Динабург, на пути в Вильну, то увидался с Кириаком, и он мне признался, что начал также рассуждать о церкви, не напрасно ли от нее отделяются старообрядцы, что есть и другие ближние его знакомые, которые заняты этим вопросом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Валериан Кречетов О заблуждениях юности " loading="" decoding="" title=""/> Неделя о блудном сыне Собор новомучеников и исповедников Российских Лк.15:11-32, 79 зач. Лк.21:12-19, 106 зач. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Сегодня мы слышали два евангельских чтения. Одно – воскресному дню, как предваряющему приближающийся Великий пост, притча о блудном сыне, и именуется неделя эта – неделя о блудном сыне. Второе Евангелие – памяти святых новомучеников и исповедников российских и всех в годину гонения на Церковь Христову в последние времена пострадавших. Так, Промыслом Божиим, установлено Церковью это сочетание: неделя о блудном сыне и память новомучеников и исповедников российских. Глубочайший смысл в тех евангельских чтениях, которые мы слышали сегодня. Прежде всего – непостижимая, всепрощающая любовь Божия. И – неблагодарный человек, – младший сын. Сказано: Человек некий име два сына. И рече юнейший ею отцу: Отче, даждь ми достойную часть имения . Не просто: «сказал один из них», но сказал юнейший , то есть младший, более юный. И этим Господь на все времена указал, что свойство молодости – считать, что она имеет право распоряжаться тем, что ей в какой-то степени принадлежит. Хотя имение-то было отеческое. То есть, глубочайший смысл: в том, что имеет молодость, всегда присутствует наследие старости. Каждый разумный человек должен понимать, что он, как говорят, не с нуля начинает, а пользуется тем, что до него уже было сделано. Мы рождаемся не посреди необитаемого острова, или леса, или пашни – и так и остаемся, – а мы рождаемся, приходим в этот мир, который уже устроен. И до нас уже научились и дома строить, и одежду делать, и нас в эту одежду одевают, нас кормят, поят – одним словом, мы живем во всем, что получили в наследие от своих родителей и вообще от предков. И поэтому почитание старших в каждом нормальном народе было естественным законом. Другое дело, что часто, не ценя того, что дано, и не понимая, какой ценой это создано, человек пользуется этим и тратит бездумно и даже во вред себе, как случилось с младшим сыном отца. Это ясно даже в обычном, мирском рассуждении и понимании.

http://azbyka.ru/propovedi/o-zabluzhdeni...

прот. Иоанн Козлов Апостолы До дня Пятидесятницы они имели власть, свойственную священным лицам. а) И. Златоуст т. 7. стр. 352: «Молитеся Господину жатвы, да, изведет делатели на жатву Свою, – а никого к ним не присоединил?.. Потому, что впоследствии Он, (Христос) и двенадцатью заменил многих, не увеличив их числом, но даровав им силу. Далее желая показать, как велик дар, говорит им: молитеся Господину жатвы и, хотя не прямо, дает разуметь, что Он есть этот Господин. Сказавши: молитеся Господину жатвы, без просьбы и без моления их. Сам немедленно рукополагает их в это звание, и приводит им на память то, что говорил Иоанн, о гумне, о лопате, о плевелах и о пшенице. Отсюда видно, что Он есть Делатель, Он есть Господин жатвы, Он есть Владыка пророков... Впрочем, Дух еще не был ниспослан: не убо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен ( Ин.12:39 ). Как же они изгоняли духов? Повелением и властью Христа. Смотри же, как благовремению это посольство». б) Благовестник, на 23 зач. Луки, стр. 82–3 (3 изд., a по изд. 1864 г. – стр. 35–36): «Бысть же во дни тыя, изыде (Иисус) в ropy помолитися... И егда бысть день, призва ученики своя, и избра от них дванадесяте, их же и апостолы нарече. Толк.: Господь все творит в наше научение, дабы и мы также делали... Избирает учеников после молитвы, желая научить, дабы и мы, когда нам приведется поставить кого-нибудь на духовное служение, брались за это с молитвою... Господь, рукоположивши учеников, чрез блаженства и учение приводит их в более духовное состояние» ( по изд. 1910 г. стр. 310–311 ). В) Кириллова кн., л. 77: «Престало тогда архиерейство Аароново, яко временное востало же Христово вечное, иже из мертвых востав апостолов своих на се освяти хиротониею, «же есть руковозложением... А апостоли паки епископов освятиша... а епископи паки попов... се имаши иерейство Христово». г) Учительное евангелие, на 40 зач. Марка, в 4 нед. В. Поста, л. 72 (Алекс. 79): «Священных бо проповедь , слово прияша апостоли и учители вселенной хиротонисани беша от Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010