Отдел третий. Внешний и внутренний рост Римского католицизма XI. Состав населения Северной Америки. Европейская эмиграция и католическая часть её. Народности, входящие в состав римско-католической церкви и их сравнительное значение для нее. Процесс численного роста римско-католического населения. – XII. Основание епископии и рост церковной организации. Соборная форма церковного управления. Антикатолические движения. Юридическое положение римско-католической церкви в Соединенных Штатах. – XIII. Второй полный собор Балтиморский. Его историческое и каноническое значение для римско-католической церкви страны. Акты и декреты. – XIV. Монашеские ордена и их значение для созидания Римского католицизма в Америке. Иезуиты и сульпициане. Эмиграция мужских и женских орденов в Америку вслед за народной эмиграцией. Их важные услуги делу Римского католицизма. XI Население Северной Америки по своему составу почти исключительно пришлое. Туземное население, состоявшее из мелких индейских племен и до открытия материка занимавшее все его пространство, не имело сил сохранить свою самобытность и удержать за собой материк. В лице белых людей для него явился смертный приговор, как неизбежный результат враждебного столкновения сильного со слабым. С белыми людьми явилась высшая культура, пред которой должна была уступить первобытная культура туземного населения, и оно действительно по мере наступления белых людей начало отступать в дикие недра материка, пока наконец не сократилось до теперешнего ничтожного числа, которое собранное вместе едва ли составило бы один город средней величины среди множества городов пришлого населения. В настоящее время индейское население в пределах Соединенных Штатов не восходит до 300,000 человек, 308 между тем как все население по последнему цензу определяется в пятьдесят миллионов, 309 так что первое составляет ничтожную каплю в море пришлого населения. Если же все население страны своим умножением обязано почти исключительно внешнему наплыву переселенцев и естественному их приращению, то и роста каждой части этого населения надо искать в тех же причинах. Римско-католическое население, как составная часть всей массы населения, поэтому своим умножением должно быть обязано прежде всего и главным образом тем же общим причинам роста американского народа. Но чтобы составить ясное представление о процессе возрастания собственно римско-католического населения, необходимо сделать общий обзор возрастания всего американского населения, органическую часть которого оно составляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

I. Каково учение Св. Писания о браке вообще и о браке священников в частности; как в первые времена Церкви учили о браке различные сектанты, что говорят церковные писатели, и каково было учение о втором браке. II. Какие, начиная с IV века, изданы были государствен­ными и церковными властями постановления о браке священных лиц; когда и по каким причинам канонически запрещено было жениться после рукоположения, и с какими препятствиями встретилось осуществление этого запрещения. III. Возможно ли, по учению канонического права право­славной церкви, уничтожить или изменить это запрещение и IV. в случае утвердительного ответа каким способом возможно было бы все это осуществить. Вопрос, который мы решаем в этом исследовании, не новый в православной Церкви. Им занимались в русской Церкви в последние года XVIII века; в греческой церкви – в первой половине XIX века; в сербской церкви – еще с первых годов XIX века. Но он еще не решен потому, что прежний энкратизм в измененной форме более или менее является авторитетным в этом и по сию пору. Задар (Zara). Окт. 1906 г. Е. Н. С давних пор в христианской церкви существует правило, что никто из рукоположенных в священный сан не может более жениться и, вследствие этого, рукоположение является законным препятствием к браку. Правило это имеет значение и в настоящее время в православной церкви и в церкви римско-католической с некоторым различением. Как обстоит это дело, в ча­стности, в православной церкви, скажем после. В римско-католической церкви законом установлено, что 1) в священный сан принимаются, собственно говоря, неженатые или вдовые после первого брака 2); могут быть и женатые, но с условием, если жена согласится дать обещание быть всегда девственной, и 3) брак после рукоположения иподиаконского запрещен, и кто это преступит, подлежит каноническому запрещению. Целибат, значит, в полном смысле 1 . У протестантов после того, как они отделились от римско-католической церкви, этот вопрос решается иначе. У них рукоположение имеет свое особое значение, которое в своей основе отлично от рукоположения православной церкви и церкви римско-католической, и законы о браке протестантских священников во всем одинаковы с брач­ными установлениями мирян 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

К числу юридическо-канонических обязанностей, лежащих на клириках, принадлежат: 1) Целибатство, введенное папой Григорием XII в 1079 году, т. е., обязанность духовных лиц не вступать в брак; брак, заключенные иподиаконом, диаконом и священником, в Римско-Католической церкви считается недействительным, но, по русскому праву, такой брак не считается недействительным и сопровождается лишь особыми последствиями. 2) Произнесение духовными лицами каждый день положенных молитв. 3) Удаление от общественных удовольствий, от занятий медициной, хирургией и светской юриспруденцией. 4) Невмешательство в мирские дела. 5) Обязанность иметь место жительства (domicilium) при бенефиции, и наконец 6) Безусловное послушание церковной власти. Все духовные лица Римско-Католической церкви или клирики, хотя бы и не находились при должностях, состоят в распоряжении папы и тех лиц, которых он уполномочивает на службу церкви. Б. Римско-Католическая иерархия I. Главенство папы В церковной иерархии первое место занимает папа; он есть глава Римско-Католической церкви. Избирается папа коллегией кардиналов из своей среды. Пассивным правом избрания, равно как и правом подачи голоса пользуются исключительно кардиналы. Избрание происходит в конклаве; обыкновенный способ избрания есть закрытая подача голосов: каждый избиратель-кардинал пишет на записке имя кандидата и свое имя и опускает ее в урну. Получивший две трети голосов наличных избирателей и провозглашается папой. В случае недостатка голосов до двух третей, производится дополнительная баллотировка. В истории были случаи открытого и единогласного указания избирателями кандидата; эта форма называется «per inspirationem». Главенство папы есть существенный пункт учения Римско-Католической церкви и догмат. Но главенство папы до новейших времен понималось канонистами и иерархами неодинаково. По этому вопросу существует две теории, которые допускаются не только в научных сочинениях, но и в законодательстве, и в канонических учреждениях этой церкви. Первая из этих теорий называется аристократическо-епископальной.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Сморгонский ксендз донес митрополиту Жилинскому, будто бы некоторые его прихожане, признанные католиками по разбирательству в 1843 году, вследствие рапорта Сморгонского священника Гинтовта, были вызваны полицейскими мерами в город Ошмяну, и здесь благочинный склонял их к принятию православия. Римско-католическая консистория, не проверив этого доноса непосредственно, или через местного латинского декана, отнеслась, с разрешения митрополита Жилинского, в Литовскую духовную консисторию с просьбою сделать распоряжение, чтобы священник Гинтовт и благочинный Петровский не понуждали сказанных прихожан к православию. Та же римско-католическая консистория отнеслась в Виленское губернское правление с просьбою воспретить Ошмянскому земскому суду призывать полицейскими мерами сказанных римско-католиков, а также предписать всем городским и земским полициям не понуждать католиков являться к православному духовенству для увещаний, в виду того, что закон не дозволяет господствующей церкви употреблять понудительные средства при обращении иноверцев в православие. Литовская консистория потребовала по этому делу объяснения от благочинного Петровского. Благочинный объяснил, что все поименованные в доносе лица были совращены в католичество из православия, а потому Сморгонский священник не только имел право, но и обязан был склонять их к возвращению в православие. Это и удалось ему по отношению к некоторым из них. Сам же благочинный никогда не вызывал в Ошмяну ни одного из указанных совращенных для увещаний. Римско-католические власти воспользовались этою клеветою Сморгонского ксендза, с одной стороны, чтобы доказать, особенно пред лицом западных недоброжелателей России, будто католики подвергаются в России преследованию и угнетению, а с другой – чтобы по возможности оградить от обратного возвращения в православие совращенных прежде и теперь совращаемых ими в латинство. Митрополит просил посредства Святейшего Синода перед главным римско-католическим начальством, чтобы отменено было указанное постановление Виленской римско-католической консистории, и чтобы предписано было гражданскому начальству оставить без действия указанное отношение той же консистории в Виленское губернское правление, а также чтобы подвергнут был взысканию Сморгонский ксендз за ложный донос и клевету. То и другое ходатайства Иосифа были уважены.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Общецерковная аспирантура проводит занятия Летнего института для представителей Римско-Католической Церкви 2 сентября 2015 г. 14:28 В Москве начал работу Летний институт для представителей Римско-Католической Церкви, организованный по благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия при участии Папского совета по содействию христианскому единству. В числе участников Института — католические священнослужители и миряне из Италии, Франции, Испании и Румынии, обучающиеся в Папских университетах Рима. Куратором группы выступает сотрудник Папского совета по содействию христианскому единству священник Иакинф Дестивель. Для слушателей Летнего института организованы ежедневные занятия по русскому языку, лекции церковных и светских экспертов. Также в программе — посещение святых мест и исторических достопримечательностей Москвы и других городов. 30 августа состоялся приветственный ужин, в ходе которого руководитель Учебно-методического управления Общецерковной аспирантуры Мигель Паласио рассказал представителям Римско-Католической Церкви о задачах Института и запланированных мероприятиях. 31 августа гости посетили Отдел внешних церковных связей, где их принял заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков) . Отец Филарет тепло приветствовал гостей и рассказал им об истории создания Отдела, его председателях, направлениях деятельности. Особое внимание заместитель главы ОВЦС уделил православно-католическому диалогу. «В настоящее время приоритетными направлениями сотрудничества между Московским Патриархатом и Святым Престолом является защита христиан в разных регионах мира, главным образом на Ближнем Востоке, а также сохранение традиционной нравственности», — подчеркнул архимандрит Филарет.  От лица группы священник Иакинф Дестивель поблагодарил отца Филарета за интересное выступление и преподнес ему памятный подарок. Затем секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов) прочитал слушателям Института обзорную лекцию о современном состоянии отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами. В продолжение программы гостям была проведена экскурсия по Данилову ставропигиальному монастырю  и пешая прогулка по центру Москвы. Летний институт для представителей Римско-Католической Церкви продлится до 13 сентября. Мероприятия Института курируют руководитель Учебно-методического управления ОЦАД Мигель Паласио, помощник секретаря Комиссии Московского Патриархата по регулированию студенческого обмена Д.И. Серов и референт Международного отдела ОЦАД Д.В. Журавлев. Пресс-служба Общецерковной аспирантуры /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4209821.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Москве открылся Летний институт для представителей Римско-католической церкви 02.09.2015 В Москве начал работу Летний институт для представителей Римско-Католической Церкви , организованный по благословению митрополита Волоколамского Илариона Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия при участии Папского совета по содействию христианскому единству. В числе участников Института – католические священнослужители и миряне из Италии, Франции, Испании и Румынии, обучающиеся в Папских университетах Рима. Куратором группы выступает сотрудник Папского совета по содействию христианскому единству священник Иакинф Дестивель . Для слушателей Летнего института организованы ежедневные занятия по русскому языку, лекции церковных и светских экспертов. Также в программе – посещение святых мест и исторических достопримечательностей Москвы и других городов. 30 августа состоялся приветственный ужин, в ходе которого руководитель Учебно-методического управления ОЦАД Мигель Паласио рассказал представителям Римско-Католической Церкви о задачах Института и запланированных мероприятиях. 31 августа гости посетили Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, где их принял заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков). Отец Филарет тепло приветствовал гостей и рассказал им об истории создания Отдела, его председателях, направлениях деятельности. Особое внимание заместитель главы Отдела внешних церковных связей уделил православно-католическому диалогу. «В настоящее время приоритетными направлениями сотрудничества между Московским Патриархатом и Святым Престолом является защита христиан в разных регионах мира, главным образом на Ближнем Востоке, а также сохранение традиционной нравственности», - подчеркнул архимандрит Филарет. От лица группы священник Иакинф Дестивель поблагодарил отца Филарета за интересное выступление и преподнес ему памятный подарок. Затем секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов) прочитал слушателям Института обзорную лекцию о современном состоянии отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами. Мероприятия Института сопровождают руководитель Учебно-методического управления ОЦАД Мигель Паласио, помощник секретаря Комиссии Московского Патриархата по регулированию студенческого обмена Д.И. Серов и референт Международного отдела ОЦАД Д.В. Журавлев. Летний институт для представителей Римско-Католической Церкви продлится до 13 сентября. Doctorantura.ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 02.09.2015 18:22:36

http://drevo-info.ru/news/19398.html

Ещё в 8-й день декабря 1846 года воспоследовало Высочайшее повеление Его Императорского Величества о возвращении на лоно Православной Церкви совращённых в Римско-католический обряд 64 человек крестьян Гродненской губернии Волковыского уезда деревень Новоселок, Мочульной и Подрося. По силе Высочайшего повеления, те из помянутых людей, которые возвратятся добровольно на лоно Православия, должны быть оставлены без всякого преследования, а несоглашающиеся должны быть подвержены духовному Православному суду. По воле Государя и Римско-католическое духовенство, совратившее тех людей и преподавшее им духовные требы, освобождено от взыскания, если те люди обратятся добровольно к Православию: в противном случае, духовенство это должно быть преследуемо следствием и судом. Консистория Литовская относилась неоднократно в консисторию Виленскую Римско-католическую, чтобы помянутые выше люди, Высочайшею волею признанные принадлежащими к Церкви Православной, исключены были из Римско-католического духовного ведомства, и чтобы духовенство сего ведомства не преподавало им духовных треб. Консистория Виленская не только отказалась исключить те лица из своего ведомства, но даже уведомила, что не может воспретить своему духовенству преподавать им духовные требы на основании каких-то распоряжений предместников Вашего Преосвященства, епископов Клонгевича и Цывинского. Таким образом, духовенство Римско-католическое преподаёт сказанным людям все духовные требы, не исключая и брака; и ободряемые сим, равно внушениями того духовенства, они упорствуют в неисполнении Высочайшей воли, за исключением одиннадцати человек, возвратившихся в самом начале на лоно Православной Церкви. Находя невозможным исполнить Высочайшую волю при подобных обстоятельствах, консистория Литовская представляет о том на моё усмотрение. Подробности этого дела Ваше Преосвященство увидите из прилагаемого при сем в списке только-что упомянутого представления ко мне Литовской консистории, и не можете не согласиться, что вся ответственность за неисполнение Высочайшей воли по сему делу падает на местное Римско-католическое духовенство и епархиальное оного начальство. Люди, понимающие долг свой и обязанности к Государю, едва ли бы поверили, что консистория Виленская осмеливается удерживать в своём ведомстве людей, признанных Высочайшею волею принадлежащими Православной Церкви, и что она разрешает своему духовенству преподавать сим людям и ныне духовные требы, когда духовенство это подвержено суду за преподавание таковых треб во время, предшествовавшее Высочайшей воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Поэтому, в то время как по уставу римско-католической церкви на утреннем и вечернем богослужении в течение недели исполняется вся псалтирь (с антифонами) 27 , у старокатоликов она не исполняется в целом виде даже в течение года, – а именно: на каждом утреннем и вечернем богослужении поётся 3 псалма (но не в целом виде) с антифонами, так что в течение года исполняется до 40 псалмов, причём некоторые из них повторяются, или же, начинаясь в одно время, продолжаются в другое; затем некоторые части многих псалмов входят в богослужение в виде «антифонов», «степенных», «хвалебных песней». Уже этого одного достаточно, чтобы судить о том, в какой мере у старокатоликов сокращено богослужение, имеющееся в римско-католической церкви. При этом достойно внимания то обстоятельство, что старокатолики, вводя свой сокращённый чин утреннего и вечернего богослужения, не положили в основу его ни одного из древних чинов западной церкви, а выработав свою собственную, или удержав римско-католическую схему, наполнили её содержанием, взятым из римско-католических богослужебных книг, стараясь избежать повторений и всего того, что может обременять или утомлять присутствующих при богослужении членов церкви. Правда, это намерение в литургическом молитвеннике нигде не обнаружено, но оно очень ясно и настойчиво заявляется представителями западных исповеданий, – в частности, и представителями старокатолицизма – при их суждении о богослужении церкви православной, особенно служении, совершаемом в великие праздники в соборных, монастырских храмах. Если, по отзывам очевидцев и самих римско-католиков, богослужение римско-католической церкви, даже самое продолжительное, составляет едва только четвёртую часть богослужения церкви православной, то о богослужении старокатоликов, судя по их литургическому молитвеннику, можно сказать, что оно составляет едва ли не 25-ю часть богослужения православной церкви. Что касается содержания, или внутренней стороны утреннего и вечернего богослужений, об этом необходимо сказать следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Само папство должно было сквозь пальцы смотреть на это ненормальное положение многих членов подведомого клира, начиная с епископов и кончая низшими клириками. Отсюда крайнее развитие разврата в римско-католическом духовенстве, отмеченное издавна и многими писателями запада. Отсюда далее даже возникновение некоторых религиозных движений в западной церкви на почве сознания указанной ненормальности в жизни римско-католического духовенства. Подобными же последствиями безбрачие духовенства должно сопровождаться в римской церкви в новейшее время и теперь даже более, чем когда-либо... Дело в том, что в настоящее время с упадком религиозного одушевления на западе находится очень мало лиц, желающих посвятить себя духовному званию, тем более что в большинстве западных государств это звание и в материальном отношении представляет из себя мало привлекательного. В духовное звание большею частью в новейшее время идут дети бедного сельского населения, идут часто не по своей воле, а по воле своих родителей, надеющихся на то, что, достигнув известных церковных степеней, их дети будут помогать им в безотрадном материальном положении. Само собою понятно, подобного рода клирики далеки от желания вести целомудренную жизнь. Отсюда нарушения безбрачной жизни в позднейшем римско-католическом клире не только не прекращаются, но даже увеличиваются. Почти всякий ксендз имеет при себе так называемую экономку. Насколько далеко идут в рассматриваемом отношении многие из членов клира, можно судить по известному делу Мацоха. Само собою понятно, это печальное явление в жизни римского клира искони вызывало и вызывает против себя неудовольствие в римско-католической церкви и при том в самом хорошем элементе её – в низшем классе общества, как наиболее религиозном. Мало понимая в догматических аномалиях римско-католической церкви, в filioque, в чистилище, даже обращая мало внимания на подобные аномалии, эти простецы веры, на коих зиждется все могущество римско-католической церкви, отлично видят следы безбрачия своего духовенства и, смущаясь ими, начинают колебаться в убеждении относительно чистоты своей церкви и, сомневаясь в этом, бегут из неё.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

7 Подробнее об этом можно читать в Отечественных Записках за 1848 год. Т. LXI, в статье: «Очерк Истории Малороссии» – Соловьева; стр. 152. 11 В грамоте (сохранившейся до сих пор в виленском капитуле) на имя виленского епископа объявлено было следующее: «желая распространить римско-католическую веру в землях наших русских и литовских, мы, по воле и с согласия братьев наших светлейших князей и всех дворян (omnium nobilium) земли литовской, положили, установили, обещали и клятвою подтвердили всех природных литовцев обоего пола, всякого звания, состояния и достоинства во владениях наших литовских и русских к вере римско-католической и к покорности св. римской церкви привлечь, призвать и даже принудить (imo compellere), к какой бы секте (т. е. вере) они ни принадлежали. А дабы новообращенные в римское католичество литовцы каким-либо образом не отделились от послушания и обрядов римской церкви, мы, желая уничтожить все вообще и в частности каждое препятствие римско-католической вере, строго запрещаем литовцам обоего пола соединяться браком с русинами также обоего пола, пока наперед русин или русинка не признают самым делом покорности римской церкви. А если, против сего нашего запрещения, кто-либо из русинов обоего пола соединится браком с римско-католиком или католичкою; то сочетавшиеся не разлучаются, но тот из супругов, который принадлежит к другой секте, должен принять веру римско-католическую и действительно признать покорность римской церкви, к чему следуем принуждать их даже телесным наказанием» (ad quod etiam poenis corporalibus compellendi). Wilno. Kraszew. T. II. стр. 496 и 514. 12 Летописец, повествуя о возвращении Ягайла в Вильну после женитьбы его на Ядвиге (1386 г.), высказывает, между прочим, следующее: «и окрести Литву в немецкую же веру, половину своего города Вильны. И два литвина у него большки его, а тие крестишась в христианскую (т.е. православную) веру; он же хоть их крестити в свою же веру латинскую, они же не послушаша; король же Ягайло казни их многими муками и смерти повеле предати» (Времен. СОФ. Ч. I. стр. 381).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010