– А я, говорит он, поступлю, как сказано. – Как? не будете принимать присяги?! – Как же я могу это делать, если Христом сказано: «не клянитесь вовсе»?! Тут-то я и задумался. В тот момент я никак не мог понять открывшегося мне противоречия между словами евангелия, запрещающими клятву «небом и землёю» и христианскою церковью, заставляющей клясться «Всевышним Богом». И, несмотря на простоту евангельских слов «да будет слово ваше, – „да, да“, „нет, нет“, а что сверх этого, то от лукавого» – я всё-таки не мог отказаться от присяги, решив, что здесь есть что то тайное, не могущее быть понятным всякому человеку, так как не может же умышленно нарушать заповедь Христа римско-католическая церковь , созданная Самим Христом на Петре и получившая ключи рая 1 от самого Петра. Но, тем не менее, разговор с моим новым знакомым и его отказ от присяги в присутствии многих военных начальников и целой массы ополченцев подействовал на меня так сильно, что я во время присяги весь был в лихорадке и не мог ни одного слова повторить за священником. С этого момента и заполз в душу мою червяк сомнения. По окончании моей месячной военной службы, я горячо принялся за евангелие. При внимательном чтении его я натолкнулся на многие тексты, ясно противоречащие учению католической церкви. Например, в евангелии сказано: «Вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга»... ( Мф. 23:8–11 ) Вопреки этому в католической церкви папа считает себя главою (князем) церкви, священники – учителями, наставниками и духовными отцами, и уж никак не являются на деле слугами мирян, как этого требовал Христос от своих учеников, а являются господами над своей паствой и повелителями её. Затем в «Деяниях апостолов» говорится: «Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живёт и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чём-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё»...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

– Брак, правильно совершенный, остается в силе до конца жизни супругов и не должен быть расторгнут, за исключением одного случая, указанного Самим Спасителем, – случая нарушения супружеской верности (Мф, 19:9). Церковью не возбраняется вступать во второй брак, в случае смерти кого либо из супругов, но отдается преимущество перед таким браком – честному вдовству ( 1Кор. 7:8 и др.). – Союз брачный не составляет необходимости для христианина. Напротив, девство считается выше супружества, если кто добровольно принимает его для служения Господу и сохраняет в чистоте ( Мф. 19:11–12 ; 1Кор. 7:8–9 и др.). Разности в совершении таинства брака у католиков. – В римско-католической церкви расторжение брака ни под каким условием не допускается, даже в случае нарушения кем либо из супругов супружеской верности, каковое учение противно прямому и ясному учению об этом Самого Иисуса Христа ( Мф. 5:32; 19: 9 ). В тех же случаях, когда супруги не желают или не могут жить вместе, католическая церковь старается заменить развод или разлучением супругов, или же, – если супруги непременно хотят вступит в новый брак, – признанием первого брака недействительным. Последняя практика довольно распространена, но доступна только богатым, так как дело обычно направляется в Рим к требует больших расходов. Если кто может понести эти расходы. то в его документах о первом браке особая следственная комиссия в Риме старается найти какую-нибудь неправильность, и в виду этой неправильности первый брак объявляется недействительным и несуществующим. Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании тела освященным елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая его немощи телесные и душевные. Посылая апостолов на проповедь, Господь Иисус Христос дал им власть исцелят всякую болезнь и всякую немощь ( Мф. 10:1 ), и апостолы, очевидно, исполняя заповедь и установление Своего Божественного Учителя, «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк. 6:13 ). По вознесении Господа, апостолы передали это таинство священнослужителям Церкви, как видно из следующих слов ап. Иакова: «болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь: и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:11–16 ). Таким образом, благодатная сила, преподаваемая в таинстве елеосвящения, состоит не только в исцелении от болезней, но и в прощении грехов, от которых большею частию и происходят наши болезни. Видимую сторону таинства составляют: семикратное помазание болящего освященным елеем н молитва , произносимая священником при помазании.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

В наше время католики теряют множество священников, не выдерживающих безбрачного образа жизни. Что касается протестантов, то у них нет и не может быть законно рукоположенного священства, так как апостольское преемство у них уже с началом реформации прекратилось — ни за Лютером, ни за другими реформаторами ни одного епископа не последовало. Протестантские пасторы, с точки зрения Православной Церкви, — миряне. (6) Брак У католиков расторжение брака ни под каким условием не допускается, даже в случае нарушения кем-либо из супругов супружеской верности, что противоречит прямому и ясному учению об этом Самого Иисуса Христа, сказавшего: «Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать» ( Мф. 5: 32 ) и «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» ( Мф. 19: 9 ). В тех же случаях, когда супруги не желают или не могут жить вместе, католическая церковь старается заменить развод или разлучением супругов, или же — если супруги непременно хотят вступить в новый брак, — признанием первого брака недействительным. (7) Елеосвящение У католиков елеосвящение совершается только над умирающими и потому называется «последним помазанием». Кроме того, по учению католиков, елей для таинства может быть освящен только епископом. То и другое учение противоречат учению апостола Иакова — «болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5: 14-15 ), — так и было в древнецерковной практике. В последнее время католики несколько изменили свое отношение к «последнему помазанию» и под влиянием православного богословия приблизились к нашему пониманию этого великого таинства. 13. Духовность христианского Запада и православного Востока Все отступления Римско-католического исповедания от идеалов древней, неразделенной Церкви, не могли не отразиться на его духовной жизни. Во втором томе своей «Мистической трилогии» М. В. Лодыженский сравнивает духовность Восточной и Западной церквей на примерах преп. Серафима Саровского и Франциска Ассизского. Это не случайно, так как на Западе считают святость преп. Серафима похожей на праведность Ассизского инока. Вот главные заключения, к которым Лодыженский приходит в своем сопоставлении:

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-inoslavie

Люди шли для того, чтобы почтить тех, кто за Христа переносил тяжкие, несказанные страдания; тех, которые испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли ( Евр. 11:36–38 ). Это те, кто прошел путь, указанный Господом Иисусом: тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь вечную ( Мф. 7:14 ); тот путь, о котором Он говорил: В мире скорбны будете, но мужайтесь, ибо Я победил мир ( Ин. 16:33 ). К великому сонму древних мучеников Христовых приложились святые имена двенадцати мучеников российских, среди которых особенно ярко сияют перед Богом св. Михаил, князь Черниговский и его боярин Феодор и Роман, князь Рязанский, замученный в Золотой Орде за отказ переменить веру христианскую на веру мусульманскую, а также три мученика Виленских: Антоний, Иоанн, Евстафий. Не могу умолчать о такой яркой черте русского благочестия, как подвиг юродства, явленный великими людьми, которые взяли на себя этот тягчайший из всех крестов. Двенадцать великих имен юродивых находим мы в святцах Церкви Российской, только два-три имени в Православной Церкви Греческой, и ни одного в церкви римско-католической. Великой прозорливостью и чудесами Сам Бог засвидетельствовал святость юродивых, и весь православный русский народ глубоко чтит страдальцев и чудотворцев, добровольных мучеников, блаженных Василия и Максима Московских, Прокопия Устюжского и остальных. Трудно нам, нынешним христианам, стоять и держаться против буйных ветров безбожия, но нас укрепляет Всемилостивый Господь памятью о жизни и подвигах множества наших святых предков, увещевает и святой апостол Павел, говоря: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр. 13:7 ). Воздадим же от всего сердца славу и честь, хвалу и благодарение в Троице славимому Богу нашему, излившему на землю Русскую Свой истинный свет, которого не может угасить никакая тьма. Ведь перед нами – огромное сверкающее облако свидетелей о Господе Иисусе. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрегши посрамлением, и воссел одесную Престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими ( Евр. 12:1–3 ) и пойти вслед за Христом. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Сторонники «теологии процветания», возникшей в неопятидесятничестве, появились и в Римско-Католической церкви, в протестантских и неопротестантских общинах.Подобные взгляды можно обнаружить и среди православных. Есть отдельные проповедники «евангелия процветания» 6 и в России 7 . Они настаивают на том, что служители Церкви должны быть богатыми, ездить на дорогих машинах и заниматься бизнесом, не связанным с чисто религиозной деятельностью. Пользуясь льготами, полученными от государства в России в начале 1990-х годов, отдельные «коммерсанты от религии» за спиною паствы делали капитал, в том числе на криминальной основе, вкладывая деньги верующих в более чем сомнительные с нравственной точки зрения предприятия. В настоящее время некоторые пасторы имеют собственные бензоколонки, гостиницы, вклады в банках под проценты, акции и т.д. Они забыли или никогда не знали, что священнослужитель должен кормиться от благовествования . Сказано: «Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1 Кор. 9: 14 ). А кто стремится к обогащению, пусть знает, что для пастыря Церкви Христовой можно обогатиться только «Его нищетою». Сказано: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» ( 2 Кор. 8: 9 ); и еще: «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» ( 1 Тим. 6: 9 ). В 1 послании к Фессалоникийцам апостол Павел пишет: «Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое [дело] и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались» ( 1 Фес. 4: 10–12 ). Священное Писание видит в сребролюбии начало многих других пороков: «ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» ( 1 Тим. 6: 10 ). Так как любой грех суицидален, то от одного преступления против Божией заповеди рождаются и другие, они как метастазы расходятся по душе.

http://pravoslavie.ru/98254.html

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: я Павлов; я Аполлосов; я Кифин, а я Христов. Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились? ( 1Кор.1:10–13 ). Итак, хотя я и Петра чту, но не называюсь Петрянин, и Павла так же почитая, не именуюсь Павлянин: понеже быв от Бога, не терплю от человеков имя принимати. Почему, если ты для того называешься Христианин, понеже Христа Бога быти веруешь: то и называйся, и пребывай во Имени сем, да и в самой вещи (Св. Григорий Богослов в беседах на Евангелие). «Лютеране, называя церковь свою Евангельскою, хотя уверяют, что руководствуются одним словом Божиим, но в основании церкви своей приемлют Аугсбургское исповедание с апологиею на оное, члены смалкальденские, огласительное учение Лютера краткое и пространное» (Преосв. еписк. Пенз. Иннокентий в церковной Истории. Отд. II, пер. V, век XVI). «Вслед за Римскою церковию отступили от непреложного учения древних Вселенских Соборов и отделившиеся от нее (церкви Римской) Протестанты (Лютеране и Реформаты); только отступили уже гораздо более» (Высокопреосвященнейший Митрополит Московский Макарий в кн. Введение в правосл. Богословие). Согласно ли с Евангелием действовал и учил Лютер 1. История Лютера до его отделения от церкви римско-католической Мартин Лютер родился в 1483 г. 10 ноября 2 в Эйслебене в Гарце. Отец его Ганс Лютер был бедный каменосечец или рудокоп. Мартин был некрасив собою, толст, одутловат, показывал, впрочем, большие способности к учению. Он был вспыльчив, горяч и охотник спорить. Желая видеть в своем сыне ученого адвоката, Ганс, переместившийся, вскоре по рождении Лютера, в город Мансфельд, посылал сына учиться в здешнюю школу. И в доме родительском и в школе Мартин терпел много от сурового с ним обращения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

   Первобытная Церковь совершала причащение, «и они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян.2:42). «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжал слово до полуночи» (Деян.20:7).    Тот, кто недостойно участвует в причащении:    а) повинен против Тела и Крови Христовых: «посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1Кор.11:27);    б) привлекает на себя суд Божий: «от того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:30). «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1Кор.11:31). «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор.11:32);    в) вкушает и пьет осуждение себе: «ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем» (1Кор.11:29). Критическое замечание об отступлении западной Церкви от Православной в совершении Таинства Причащения   1. Римско-католическая Церковь отличается в учении о таинстве св. причащения, во-первых, тем, что в ней веществом для таинства причащения служит хлеб пресный вместо квасного. Начало этому обычаю положено было в VII веке в Испании, но господствующим в римской Церкви он сделался в XI веке.    Это нововведение западные христиане доказывают тем, будто Иисус Христос установил таинство св. причащения в первый день опресночный. Это неверно. Иисус Христос установил таинство св. причащения, по свидетельству евангелиста Иоанна (Ин.13:1), прежде иудейского праздника Пасхи, следовательно, прежде употребления опресноков, и значит, прежде первого дня опресночного. Если же евангелисты Матфей (Мф.26:17) и Марк (Мк.16:12) говорят, что тайная вечеря была в первый день опресночный, то их слова, на основании прямого указания евангелиста Иоанна, очевидно, необходимо понимать в значении дня, ближайшего к празднику опресноков, который начинался на другой день, после еврейского праздника Пасхи, именно 15-го числа месяца нисана. Следовательно, тайная вечеря, бывшая 13-го числа этого месяца, была в такое время, когда иудеи употребляли еще хлеб квасный, который Христос Спаситель и употребил при установлении таинства св. причащения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3072...

Вот свидетельство священника Александра Кухты, который был в лагере волонтеров и встречал ребят, задержанных в первые дни протестов: «Я был там и своими глазами видел избитых людей, которых били при задержании, пытали в автозаке, пытали в тюрьме. Пытали кулаками, дубинками и электрошокером. Не кормили по три дня подряд, держали на улице или в камерах 5х6 метров по 40 человек (они спали стоя) и периодически избивали. Просто так. Без повода. Потому что могут… Еще был парень, которому дубинками на спине выбили крест. Зачем? Почему?» С начала августа погибли несколько человек, включая 31-летнего Романа Бондаренко, который после задержания был избит до смерти. Накануне праздника Рождества Христова с особой остротой и болью мы вспоминаем историю об иудейском царе, который погубил множество молодых жизней, движимый боязнью потерять власть. Оживают скорбные слова ветхозаветных пророков: «Слушайте, главы Иакова и князья дома Израилева: не вам ли должно знать правду? А вы ненавидите доброе и любите злое; сдираете с них кожу их и плоть с костей их, едите плоть народа Моего и сдираете с них кожу их, а кости их ломаете и дробите как бы в горшок, и плоть – как бы в котел. И будут они взывать к Господу, но Он не услышит их и сокроет лицо Своё от них на то время, как они злодействуют». (Мих. 3:1-4) Служители Церкви Христовой, возвышающие голос против лжи и насилия, подвергаются в Беларуси давлению и угрозам. «Государство с безразличием на это смотреть не будет», «надо, чтобы правоохранительные органы дали им оценку» — эти директивы власти выполняются. Архиепископу Римско-Католической церкви Тадеушу Кондрусевичу, который обратился к власти с призывом начать диалог и прекратить насилие, запрещен въезд в страну. За одиночный выход с плакатом с изображением портрета Ньютона и его формулой «на всякое действие возникает противодействие», а также за участие в мирной демонстрации клирик Гомельской епархии священник Владимир Дробышевский получил в сумме 25 суток ареста. Иерею Александру Богдану, клирику Гродненской епархии, было вынесено предупреждение за возложение цветов 13 сентября в память о погибшем директоре музея Константине Шишмакове, который отказался подписать итоговый протокол голосования, а после был найден мертвым.

http://pravmir.ru/pismo-svyashhennikov-i...

На поставленный вопрос может быть дан только утвердительный ответ. Так на Господа нашего Иисуса Христа тотчас после Его крещения во Иордане сошел Дух Святой видимым и торжественным образом в виде голубя ( Мк.1:10 , Лк.3:21–22 ); кроме этого высочайшего примера есть еще и другие примеры: так на царедворца эфиопской царицы ( Деян.8:35–40 ) тотчас же по Крещении сошел Дух Святой; на тех 12 человек, которых крестил Павел в Ефесе ( Деян.19:1–6 ), нисшел Дух Святой и тотчас же после Крещения; самаряне, принявшие слово Божие и крестившиеся во имя Господа Иисуса. Христа, тотчас же после Крещения получили Духа Святого ( Деян.8:17 ). В. Историческая справка о происхождении внешней формы Таинства Миропомазания Замена возложения рук помазанием мира в Миропомазании совершилась еще в апостольское время. Что это действительно так, для подтверждения имеются сравнительно ясные свидетельства в самом Священном Писании . В первом послании Иоанна мы читаем: „вы имеете помазание от Святаго и знаете все; помазание, которое вы получили от него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас: то самое сие помазание учит вас всему и оно истинно и не ложно“ ( 1Ин.2:20 ; 1Ин.2:27 ). Подобно этому апостол Павел в Послании к коринфянам говорит: „утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши“ 8 . Употребляемое здесь выражение „χρισμα“ , как известно, в православной и римско-католической догматике относится к Миропомазанию или, по-западному, к конфирмации. Уж одно это дает понять, что в приведенных нами местах Писания идет речь именно о помазании в рассматриваемом Таинстве. Но это более получает вероятия, если обратить внимание на тот факт, что древние отцы и учители Церкви оба приведенные текста объяснили именно в смысле апостольских свидетельств о Миропомазании – в последующей форме его совершения 9 . Правда, нельзя отвергать того, что апостолы говорят здесь преимущественно о внутреннем действии Таинства, чрез которое преподается Дух Святой; но, с другой стороны, вполне естественно думать, что для выражения этого внутреннего действия они, желая быть понятными христианам, употребляли слова, заимствованные от общеизвестного внешнего действия, служившего видимым знаком первого 10 . Последнее предположение тем более возможно, что апостолы говорят здесь о помазании от Святого и запечатлении, как о вещи обыкновенной, всем известной и понятной, не требующей даже объяснения 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

- Однако есть мнение, что цепь таких разрывов - в сущности нормальный исторический процесс, ведь любое явление (христианская Церковь тут не исключение) переживает какие-то свои этапы. Где же тут трагедия? - Трагедия - в людях. В ситуации таких радикальных, революционных событий всегда появляются люди, которые начинают делить жизнь на «до» и «после». Они хотят вести отсчет непременно с этого нового поворота, как будто все, что было до него, - вообще не имеет значения. Когда будущие протестанты объявляли Реформацию, вряд ли они знали, что это приведет к разделению западной Церкви на два больших лагеря. Они этого не осознавали, просто действовали. И окружающие для них с тех пор стали разделяться на здоровых, которые прониклись идеей Реформации, и больных - папистов. Но более того, история повторяется: сегодня фактически то же самое происходит вокруг Второго ватиканского собора внутри Римско-Католической Церкви. Есть те, кто не принял решений этого Собора, и те, кто считает его в своем роде стартовой чертой. И все рассуждают именно в этой плоскости. Простой пример: если в разговоре звучит слово «собор» - просто так, без всяких дополнительных уточнений - все автоматически понимают, что речь идет именно о Втором ватиканском соборе. - А как Вы относитесь к современным либеральным настроениям среди католиков? - Я очень рад возможности обратиться со страниц вашего журнала к российской аудитории и сказать, что не стоит стричь всех католиков «под одну гребенку». Есть среди них те, кто хотел бы большей секулярности, либеральности, и это не значит, что они преступники, просто они видят жизнь такой. Но есть другие - те, кто всецело преданы традиции. Причем я бы не называл их традиционалистами. Потому что традиция важна им не сама по себе. Для них это не старинный фольклор, который нужно искусственно подпитывать и держать на плаву. Нет! Традиция для них - это то, что в каждую эпоху обеспечивало и продолжает обеспечивать живое личное общение со Христом, повседневное хождение перед Богом. Как у Иоанна Богослова: О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом (1 Ин 1:3). Я убежден, что установка «есть Бог и я» - это для еретиков. Для христиан - «Бог, я и все остальные». Остальные - это и другие верующие, и, что немаловажно, те, кто из века в век передавали нам веру. И если бы люди когда-то не стали так преданно слушать других людей, записывать за ними и передавать сказанное, не было бы и Нового Завета. А значит, не было бы ничего...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010