Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУЗАР Гузар Любомир (род. 26.02.1933, Львов), кард., верховный архиеп. Киевский и Галицкий, глава Украинской греко-католической Церкви (далее - УГКЦ). Род. в семье украинцев греко-католич. вероисповедания, дед по матери был униат. священником. Начальное образование получил в народной школе во Львове. В 1944 г. семья Г. покинула Украину вместе с отступавшими немецко-фашистскими частями и поселилась в г. Зальцбурге (Австрия). Г. учился в местной укр. гимназии и вступил в молодежную скаутскую орг-цию «Пласт». В 1949 г. Г. вместе с семьей переехал в США и получил амер. гражданство. В г. Стамфорд (шт. Коннектикут) окончил малую ДС, затем греко-католич. коллегию св. Василия Великого со степенью бакалавра (1954). В 1958 г. окончил Вашингтонский католич. ун-т и главную ДС им. Иосафата Кунцевича со степенью лиценциата богословия. 30 марта того же года Стамфордским греко-католич. еп. Амвросием Сенишиным рукоположен во пресвитера. В 1958-1969 гг. преподаватель (впосл. префект) коллегии св. Василия Великого в Стамфорде. В 1966-1969 гг. настоятель греко-католич. Троицкого прихода в Керхонксоне (шт. Нью-Йорк), духовник центра «Союзовка» Украинского народного союза и воспитательного центра Об-ва украинской молодежи Америки в Элленвилле (шт. Нью-Йорк). В 1967 г. получил степень магистра философии в Фордемском католич. ун-те (Нью-Йорк). В 1969-1972 гг. обучался в папском Урбанианском ун-те в Риме, где получил степень д-ра богословия за соч. «Митрополит Андрей Шептицкий - пионер экуменизма». В 1972-1984 гг. профессор экклезиологии папского Урбанианского ун-та. 24 июня 1972 г. вступил в мон-рь св. Феодора Студита в Гроттаферрате (Кастель-Гандольфо, Италия), в 1973 г. пострижен в монашество, с мая 1974 г. настоятель мон-ря. 2 апр. 1977 г. рукоположен во епископа верховным архиеп. УГКЦ кард. Иосифом Слипым , находившимся в то время в напряженных отношениях с папой Римским Павлом VI и Римской курией из-за непризнания папой за главой укр. греко-католиков патриаршего сана. Без согласования с курией и без разрешения папы И. Слипый совершил епископские рукоположения Г., С. Чмиля и И. Хомы, что было признано Ватиканом незаконным.

http://pravenc.ru/text/168272.html

Ужгород Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 48.625262; 22.288702 Украина, Закарпатская область, Ужгород Ужгород, Закарпатская область Украина Православие в Ужгороде [ править править код ] Христианство в Закарпатье появилось, вероятно, еще в первые столетия после Христа, когда здесь селились колонисты из Римской империи. Известно, что на Первом Вселенском Соборе в 325 году присутствовал епископ Дакийский, а историческая область Марамарош частично принадлежала Дакии. Православие распространилось в Закарпатье, особенно после 863 года, благодаря проповеднической деятельности братьев Кирилла и Мефодия в соседних Моравии и Паннонии. В 880—890-е годы столетия ученики святых братьев были изгнаны из Моравии, многие из них нашли приют в Закарпатье, и считаются здесь основателями христианства. Мукачевская епархия была учреждена в 940 году по почину патриарха Константинопольского Феофилакта.[источник не указан 1825 дней] В 14 веке году литовско-русский князь Фёдор Корятович переселился в Угорскую Русь, и, получив в удел Мукачевское княжество, оказывал содействие Мукачевскому Свято-Николаевскому монастырю. С тех пор мукачевские епископы поселились здесь, и обитель сделалась средоточием духовной жизни края. После смерти короля Карла Роберта в 1342 году ужгородская доминия переходит во владение римокатолика Филиппа Другета. Для православного населения Закарпатья настали тяжелые времена, православная церковь теряла права. В эти годы, по-видимому, епархия зависела от митрополитов Угро-влахийских. В 1596 году здесь стала вводиться Брестская уния, однако мукачевские архиереи принимали деятельное участие в сохранении православия в крае. 24 апреля 1646 года в костеле Ужгородского замка 63 священника в присутствии Егерского католического епископа подписали Ужгородскую унию. Согласно ей мукачевские епископы должны были утверждаться римской курией, а униатскому духовенству предоставлялись все права и привилегии римокатолического. Большинство православного духовенства не поддержало унию, что соглашение подписали всего 63 из 690 священников Мукачевской епархии. В связи с переходом края в унию, православный епископ Мефодий (Раковецкий) перенес свою кафедру в Марамарош в 1690 году, а последний православный Мукачевско-Марамарошский епископ Досифей был замучен в Хустском замке в 1735 году. Монастыри и храмы передавались греко-католикам (униатам). Фактически православная церковь была признана властями вне закона. Перегод в унию позволил сохранить церковно-славянский язык и византийский обряд в церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Ужгород

Глава XX. В Соединенных Штатах Америки «Боже правых! Приди, суди, карай лукавых...» «Я тем стал бесполезен, что горяч и в правде чорт» (Г.Р. Державин) С добрым утром, Америка! Прибыли мы с матушкой и детками в США утром 27 июня 1959 года. На мое «с добрым утром, Америка» Нью-Йорк ответил густым туманом... во всех отношениях. Полагал, что в числе нас встречавших увижу представителя Синодальной Канцелярии или Епархиального Управления... Их отсутствие меня насторожило. И предчувствие не обмануло... 28 июня, в 18 часов вечера, сидел я у Аввы Анастасия. Беседа длилась свыше трех часов. После моего краткого доклада о положении нашей Церкви в Марокко и Северной Африке Владыка интересовался церковной жизнью в Париже и в Германии. Долго расспрашивал об Архиепископе Иоанне, б. Шанхайском, и заговорил об Архиепископе Пантелеймоне, б. предстоятеле Церкви в Киеве. – У меня о нем порочащие его сведения. Вы его хорошо знаете еще по Польше, что Вы о нем скажете? – Все, что о нем сообщили Вашему Высокопреосвященству, что услыхал я из уст Ваших, все это вздор и клевета. За владыкой Пантелеймоном большие заслуги в борьбе за Православие в Польше, он был гоним Римской Курией и гражданскими властями за жертвенную и успешную борьбу с унией. Знаю его и как достойного архимандрита Почаевской Лавры. На всем своем пастырском иноческом пути Архиепископ Пантелеймон ничем себя не запятнал. А то, что сообщил о нем Вашему Высокопреосвященству у кормила церковного Управления стоящий протоиерей, это, полагаю, дело его личной церковной политики. Он спешит сразить достойного и сильного, ему неугодного архиерея. – Да, сейчас Синодальная Канцелярия готовит о владыке Пантелеймоне доклад для суда над ним Архиерейского Собора. О моем будущем в США Митрополит Анастасий сказал: – Время работает на Вас... За Вами в недалеком будущем Лейквуд, Вы будете во всем наследником протопресвитера о. В. Бощановского, он уходит на покой. А пока что временно возлагаю на Вас послушание на Владимирской Горке, у Вас есть опыт в строительстве, там Вы продолжите дело, начатое о. Василием Мусин-Пушкиным. Доложите об этом владыке Никону. Не забудьте, батюшка, в Германии на Вас мной возложенное послушание остается в силе: ожидаю Вас раз в месяц в моих покоях...

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «CHRISTUS DOMINUS» декрет Ватиканского II Собора о пастырском служении епископов в Церкви принят на 4-й сессии Собора (14 сент.- 8 дек. 1965) и утвержден 28 окт. 1965 г. папой Римским Павлом VI . История составления Разработка проектов соборных документов (схем), посвященных вопросам реформы епископского служения в католич. Церкви, была поручена подготовительной комиссии по епископам и управлению диоцезами под рук. кард. Паоло Мареллы. Летом 1960 г. в комиссию направили ответы (vota) епископов на тематическую анкету по вопросам повестки Собора, в к-рых затрагивались проблемы установления границ еп-ств, взаимоотношений епископов с монашескими орденами и конгрегациями. Изучив ответы, комиссия выработала 7 проектов документов, касавшихся структуры еп-ств, национальных епископских конференций , отношений между епископами и приходскими священниками, между епископами и Римской курией, между коадъюторами и викариями, а также установления юрисдикции епископа над монашескими орденами. В нач. 1962 г. 5 схем были представлены Центральной подготовительной комиссии Собора. Во время их обсуждения впервые разгорелась дискуссия о роли Римского епископа в коллегии епископов и коллегиальности епископата: полномочия епископов по управлению диоцезами проистекают из природы их сана или из природы их юрисдикции, к-рую дарует Римский епископ; может ли коллегия епископов рассматриваться как самостоятельный носитель власти в Церкви? После замечаний со стороны Центральной подготовительной комиссии эти схемы были объединены в 2 документа: «De pastorali munere episcoporum in Ecclesia» (О пастырских обязанностях епископов в Церкви) и «De cura animarum» (О душепопечении и пастырской деятельности), окончательная работа над к-рыми завершилась во время 1-й сессии Собора (11 окт.- 8 дек. 1962). 26 янв. 1963 г. схемы были представлены на рассмотрение Координационной комиссии Собора и подверглись критике со стороны кард.

http://pravenc.ru/text/2462007.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АССУМПЦИОНИСТЫ [От лат. Assumptio - Успение], общее название для неск. католич. духовных конгрегаций в честь Успения Пресв. Богородицы . А. традиционно называется муж. орден, жен. ордена входят в т. н. «семью ассумпционистов». Все ордена следуют уставу блж. Августина (см. Августина устав ). Августинцы-ассумпционисты [лат. Congregatio Augustinianorum ab Assumptione; франц. Augustins de l " Assomption; также франц. Prêtres de l " Assomption; Assomptionnistes; далее - А.-а.], муж. орден, основанный в 1845 г. Э. д " Альзоном и его единомышленниками свящ. А. Брёном, И. Согреном, Э. Перне и В. Карденном в г. Ним (Юж. Франция); девиз А.-а.- «Да приидет Царствие Твое!» (Adveniat Regnum Tuum!). После 5 лет новициата орден был признан епископом Нима (1850), затем одобрен папой Пием IX (1857) и впосл. утвержден Римской курией (1864). В 80-х гг. XIX в. деятельность А.-а. стала противоречить антиклерикальной политике правительства Третьей республики во Франции, требовавшего гос. подтверждения права на пребывание и работу всех орденов внутри страны. В янв. 1900 г. генеральный магистр Ф. Пикар и еще 11 членов конгрегации предстали перед судом как «монахи-лигёры», чьи действия якобы угрожали общественному порядку, поскольку влияние, оказываемое ими на франц. об-во через издаваемую орденом газ. «La Croix» (Крест), было сочтено революционным. Суд вынес решение о ликвидации ордена, А.-а. вынуждены были покинуть Францию и перенести свою деятельность в др. страны. Новым европ. центром стал г. Лёвен (Бельгия). В наст. время орден насчитывает более 980 чел. (An. Pont. 1999. P. 1466), представлен в 26 странах мира и административно разделен на 10 провинций: Францию, Нидерланды, Великобританию, Сев. и Юж. Америку, Сев. и Юж. Бельгию, Испанию, Африку, Бразилию; во главе каждой стоит магистр и капитул провинции. Кроме того, существуют вице-провинция (Мадагаскар), 2 обл. (Италия и Квебек) и 2 вик-ства, подчиненные непосредственно генеральному магистру (Колумбия и Корея). Резиденция ордена - в Риме.

http://pravenc.ru/text/76698.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУЛЬТУРКАМПФ [нем. Kulturkampf - борьба за культуру], направление внутренней политики в Германской империи в 1871-1878 гг. с целью реформировать отношения между гос-вом и католич. Церковью, вслед. чего возник конфликт между герм. гос-вом и нем. католиками. Политика К. приняла форму противостояния Германской империи при рейхсканцлере О. фон Бисмарке (1871-1890) и Римско-католической Церкви при папе Римском Пии IX (1846-1878). Официально К. объявили завершенной в 1887 г. Термин «Культуркампф» впервые встречается в опубликованной в мае 1840 г. анонимной рецензии на сочинение радикала Л. Снелля «Значение борьбы либеральной католической Швейцарии с Римской курией» ( Snell L. Die Bedeutung des Kämpfes der liberalen katholischen Schweiz mit der römischen Kurie. Solothurn, 1839) для обозначения конфликта между либеральными швейцар. католиками и Папским престолом. В широкое употребление термин был введен одним из главных оппонентов О. фон Бисмарка Р. Вирховым: выступая 17 янв. 1873 г. в прусской палате депутатов, он обозначил этим термином проводимую Пруссией политику отделения культуры от влияния католич. Церкви. В подготовленном Вирховым предвыборном обращении Германской прогрессистской партии (23 марта 1873) он повторил этот термин, к-рый впосл. иронически высмеивался католич. прессой, а в либеральных газетах и журналах, напротив, защищался. Гос. политика К. подразумевала проведение либеральных преобразований, отделение Церкви от гос-ва и учреждение регистрируемого гос-вом гражданского брака. Этому противились сторонники консервативных и религ., прежде всего католических, сил. Они выступали за сохранение влияния Церкви на нем. общество и гос. политику. К. затронул и протестант. Церкви в Германии, хотя они не находились в центре противостояния и даже не определяли своих позиций в этом конфликте. Ослабление влияния католич. Церкви в Германии было в интересах герм. протестантов, но жесткие меры Бисмарка в отношении католич. духовенства не раз критиковались представителями протестант. Церквей. В политическом смысле это противостояние свелось в Германии к борьбе представителей католич. меньшинства в парламенте, прежде всего католич. партии Центра, за влияние на внутреннее развитие гос-ва. Предпосылки К.

http://pravenc.ru/text/2462235.html

  разделы   рассылка  распечатать Александр Дугин Новые времена – старые споры О сближении позиций между православными и католиками речь сегодня не идет Источник:  НГ-Религии Прошедший месяц стал для Русской Церкви периодом объединительных процессов. Совсем недавно состоялись IV Всезарубежный Собор и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей, принявшие решение о молитвенном и литургическом единстве с Московским Патриархатом. На церковном уровне мы ставим точку в " гражданской войне " , разделившей наш народ на два непримиримых лагеря. Постепенно налаживаются наши отношения и с католиками. Недавно глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил Рим, совершил освящение храма Святой Екатерины, первой православной церкви в Вечном городе, и встретился с Папой Римским Бенедиктом XVI. Отношения нашей Церкви с католиками – это история очень долгая и сложная. И в отличие от внутренних расколов в самом русском православии наши противоречия с Римской курией имеют тысячелетнюю историю и глубокие основания. Исторически мы разошлись с католиками в главном – в отношении к статусу Папы в Церкви. Противоречия между восточной Православной и западной Католической Церквами носят фундаментальный характер. Отстаивание своей правоты перед лицом католической экспансии уже тысячу лет является неотъемлемой частью православной идентичности. В свое время утверждение " мы православные " подразумевало, что " мы не католики " . Православие защищало свою религиозную вероисповедальную идентичность чаще всего по отношению к католичеству. Обе Церкви претендуют сегодня на универсальность и вселенскость. Но миссионерские успехи католиков масштабнее наших, потому что католики стремятся как можно шире пропагандировать свои убеждения. В свою очередь, православие, будучи столь же универсальным, скорее предлагает всем приобщиться к спасению и истине, благовествуя в тех пространствах, где православные приходы исторически утверждаются.

http://religare.ru/2_30385.html

[Греч. Κοσμς] († 28.11.1736), 3-й патриарх К-польский (28 февр. 1714 - 23 марта 1716), 2-й патриарх Александрийский (1712-1714, с 12 сент. 1723). Он род. в Хрисополе в Вифинии. Был митрополитом Клавдиопольским, затем Синайским. После кончины патриарха Александрийского Герасима II Паллады (1688-1710) его преемником должен был стать его племянник и ближайший соратник митр. Ливийский Самуил Капасулис . Он был избран патриархом Александрийским 22 янв. 1710 г., однако вскоре на Патриарший престол стал претендовать проживавший в это время к К-поле К. Почти во всех известных источниках прослеживается неблагожелательное отношение к К. Это переписка патриархов Герасима II и Самуила с папой Римским Климентом XI и Римской курией, послания Самуила на Русь и в Англию. В нояб. 1710 г. Герасим II писал о незаконности притязаний К. на Александрийский престол ( Hofmann. 1928. S. 102-103). В февр. 1712 г. Самуил обращался к англ. кор. Анне Стюарт с просьбой о денежной помощи, необходимой для подкупа османских чиновников, к-рые могли бы пресечь попытки К. ( Лопарёв. Каталог алекс. патриархов. С. XCIV-XCV). Несмотря на эти усилия, при поддержке тур. властей, патриарха К-польского Кирилла IV (а затем Киприана ) и патриарха Иерусалимского Хрисанфа Нотары К. сумел добиться изгнания Самуила, стремившегося к унии с Римом и 6 июня 1712 г. подписавшего католич. исповедание веры. К. был признан в качестве Александрийского патриарха папой Климентом XI и патриархом К-польским Киприаном, однако клир Александрийской Православной Церкви в основном поддержал Самуила. Вскоре патриарх Киприан изменил свое мнение и в янв. 1714 г. написал патриарху Хрисанфу, что Самуил полностью оправдан и должен законным образом занять Александрийскую кафедру. В послании к папе Клименту XI в июле 1714 г. патриарх Самуил сообщал, что для мирного разрешения спора он был вынужден заплатить 6 тыс. монет К., однако тот, отказавшись от притязаний на Александрийскую кафедру, использовал эти деньги, чтобы взойти на К-польский престол ( Hofmann. 1934. S. 125). Этот рассказ Самуил повторил в послании к рус. царю Петру I Алексеевичу в мае 1717 г. ( Порфирий (Успенский). Алекс. Патриархия. С. 237-240).

http://pravenc.ru/text/2458807.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРГАРИТА [Маргарита Венгерская; лат. Margarita; венг. Margit] (27.01.1242, Клис (?), Хорватия - 18.01.1270, Заячий о-в (ныне Маргит в пределах Будапешта, Венгрия)), св. Римско-католической Церкви (пам. 18 янв.). М.- дочь короля Венгрии и Хорватии Белы IV (1235-1270) и его жены Марии, дочери никейского имп. Феодора I Ласкаря ; родная сестра католич. св. Кунигунды и племянница св. Елизаветы Тюрингской. Основным источником сведений о М. является ее Житие (Legenda vetus), составленное на лат. языке духовником М., доминиканцем Марцеллом, вскоре после смерти святой (BHL, N 5330). В 1276 г. текст Жития был дополнен сведениями, взятыми из протоколов опроса лиц, к-рые знали М. лично, прежде всего насельниц доминиканского аббатства Пресв. Девы Марии на Заячьем о-ве. Протоколы велись специальной комиссией, назначенной Римской курией для рассмотрения вопроса о канонизации М. В нач. XIV в. Житие было переведено на венг. язык, что было большой редкостью для данного периода. Окончательная редакция Жития была подготовлена монахиней-доминиканкой Леей Рашкаи, насельницей мон-ря на Заячьем о-ве (1510). Еще до рождения М., во время бегства от войск хана Батыя, предпринявшего в 1241-1242 гг. нашествие на Венгрию, родители дали обет посвятить своего ребенка Богу, во исполнение к-рого М. в 1246 г. была отдана в доминиканский мон-рь св. Екатерины в г. Веспрем. В 1252 г. М. перешла в доминиканский мон-рь Пресв. Девы Марии на Заячьем о-ве, к-рый был основан кор. Белой IV специально для дочери. В 1254 г. М. принесла временные обеты, а в 1261 г.- торжественные обеты. Неск. раз М. отклоняла предложения вступить в брак с представителями европ. королевских семей (в т. ч. с королем Чехии Пржемыслом II Отакаром (1251-1278)), хотя это и вошло в противоречие с политико-династическими планами Белы IV. В мон-ре М. вела аскетический образ жизни, посвятив себя молитве, строгому посту и заботе о больных; настоятельница мон-ря и даже духовник М. считали ее аскезу чрезмерной. Созданный в Венгрии образ М. соответствовал распространившемуся в XIII в. мистическому направлению религ. мысли в католич. Церкви. Так, считалось, что по причине глубокого переживания страстей Спасителя на руках М. появились стигматы. М. способствовала разрешению конфликта между кор. Белой IV и его сыном Иштваном (буд. кор. Иштван V (1270-1272)), к-рые встретились в мон-ре Пресв. Девы Марии (1266) и подтвердили условия мирного договора, заключенного годом ранее (согласно договору, Бела IV передал под управление сына вост. часть страны).

http://pravenc.ru/text/2561962.html

ЗНАКОМСТВО С РИМСКОЙ КУРИЕЙ 28.03.2013 08:42:03 Профессор МДА Алексей Ильич Осипов ОСИПОВ А. И., профессор МДА, игумен АВГУСТИН (Никитин), преподаватель ЛДА «ЖМП», 1979   ЗНАКОМСТВО  С РИМСКОЙ КУРИЕЙ   Экуменические контакты между Церквами имеют в своем раз­витии определенную последовательность и направленность. С одной стороны, эти контакты осу­ществляются на основе все более углубляющегося взаимного богословского изу­чения, с другой — не менее важных и интен­сивных исследований структуры церковного управления и религиозной жизни. Оба эти плана, в конечном счете, составляют норму со­временных экуменических отношений Русской Православной Церкви с многими инославными Церквами. Связи Русской Православной Церкви с Римско-Католической Церковью наметились совсем недавно, в понтификат Папы Иоанна XXIII (1958—1963). Однако с самого начала они приобрели достаточно интенсивный харак­тер как в плане богословском (уже состоя­лось четыре богословских собеседования), так и в официально-церковном. Со стороны Рус­ской Православной Церкви большой вклад в дело установления и расширения контактов с Римско-Католической Церковью внес ныне покойный митрополит Ленинградский и Нов­городский Никодим. В контексте благоприятно развивающихся отношений между обеими Церквами в конце 1977 года произошел взаимный обмен деле­гациями двух Церквей на новом уровне кон­тактирования с конкретной задачей ознаком­ления с структурой управления и деятельно­сти различных отделов другой Церкви. С этой целью в ноябре 1977 года гостями Русской Православной Церкви была делега­ция Римской курии во главе с архиепископом Иеронимом Амером, секретарем конгрегации Вероучения, а с 23 ноября по 4 декабря того же года по приглашению Секретариата по со­действию христианскому единству делегация Русской Православной Церкви посетила Ва­тикан, где ознакомилась с организационной структурой Римской курии. Делегацию Рус­ской Православной Церкви возглавлял архи­епископ Выборгский Кирилл, ректор Ленин­градских духовных академии и семинарии. В ее состав входили заведующий аспирантурой при Московской духовной академии, член Отдела внешних церковных сношений протоиерей Владимир Мустафин, преподаватель Ленинградской духовной академии игумен Августин (Никитин), профессора МДА К. Е. Скурат и А. И. Осипов, член Отдела внешних церковных сношений Г. Н. Скобей.   За Бронзовыми вратами

http://radonezh.ru/analytics/znakomstvo-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010