Римокатолики и православные: проблемы сосуществования в переломные моменты истории (опыт югославских территорий 1900-1930 гг.) Этно-географическая карта Югославии 1917 г. Ситуация, сложившаяся на Украине, показала, что сосуществование на одной территории Православной и Римо-Католической Церквей сопряжено с целым рядом проблем. Римо-католицизм, ставящий своей главной задачей поглощение Православия, со времен крестовых походов не отказался от идеи проникновения в восточные православные земли. В этом отношении одним из «полигоном» отработки методов перевода православного населения «под крыло святой матери Римо-Католической Церкви» стала территория ныне уже бывшей Югославии, именно там Святой престол в первые десятилетия ХХ в. приступил к реализации программы по переводу в римо-католицизм населения территорий со смешанным конфессиональным характером, национальное сознание жителей которых не было оформлено в полной мере (прежде всего в Боснии и Герцеговине, Далмации и Славонии). При этом выполнение миссии «золотого моста проникновения католицизма на Балканы» было предназначено хорватскому народу, которому было присвоено ему наименование «оплота Христианства» («Antemurale Christianitatis»). В начале ХХ в. сначала на югославянских территориях Австро-Венгерской монархии, затем, с 1918 г. – в Королевстве сербов, хорватов и словенцев оформились идеология и практика Римо-Католической Церкви, направленные на расширение влияния Св. престола на некатолических землях габсбургских владений, а после 1918 г. – в многонациональном и многоконфессиональном югославянском государстве. Опыт Югославии, в частности, реализация католическим духовенством собственных религиозно-национальных задач, участие в общественно-политических процессах доказывает необходимость изучения методов и особенностей реализации стратегических планов Ватикана в данном регионе, что представляется немаловажным для России с ее сложной этноконфессиональной структурой. На протяжении всего ХХ в. осуществление целей Римской курии по «работе» с некатолическим населением Балкан происходило в рамках общеевропейского движения под названием Социальный католицизм или Католическая акция, но имело ряд своих региональных особенностей.

http://pravoslavie.ru/5281.html

Что такое филиокве? Учение Римо-католической Церкви об исхождении Св.Духа не только от Отца, но и от Сына, явилось одной из основных догматических причин разделения Церквей и до сих пор остается важнейшим вероучительным заблуждением католичества, которое препятствует любому возможному единению. 1 июня, 2005 Учение Римо-католической Церкви об исхождении Св.Духа не только от Отца, но и от Сына, явилось одной из основных догматических причин разделения Церквей и до сих пор остается важнейшим вероучительным заблуждением католичества, которое препятствует любому возможному единению. Что такое филиокве? Это учение Римо-католической Церкви об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, явилось одной из основных догматических причин разделения Церквей и до сих пор остается важнейшим вероучительным заблуждением католичества, которое препятствует любому возможному единению. Филиокве В качестве богословского мнения учение о filioque возникло задолго до разделения Церквей. Оно исходит из своеобразного толкования ряда евангельских отрывков, в которых можно усмотреть указания на такое исхождение. Например, в Евангелии от Иоанна (15:26) Спаситель говорит: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины. Который от Отца исходит», и в Его словах усматривается прямое доказательство исхождения от Него Св.Духа, Которого Иисус обещает послать от Себя. Очень часто используются стих из Ин.20:22, когда Иисус «сказав это, дунул, и говорит им: приимите Духа Святаго» и слова ап. Павла в Послании к Галатам «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего» (Гал. 4:6), а также ряд других отрывков. Следует учитывать, что евангельское представление о Третьем Лице Св. Троицы не отличается такой же полнотой и определенностью как ветхозаветное учение о Боге-Отце и новозаветное учение о Боге-Сыне. Почти все, известное нам о Третьем Лице Св.Троицы, содержится в прощальной беседе Господа с учениками на Тайной Вечери в изложении Евангелия от Иоанна. Парадоксальным образом мы больше знаем о благодатном участии Св.Духа в жизни мира, чем о его Троическом бытии. Принципиальная ограниченность земных представлений в описании троических отношений, о которой писал св. Григорий Богослов: «Объясни … мне нерожденность Отца, тогда и я отважусь естествословить о рождении Сына и об исхождении Духа» более всего коснулась образа исхождения Св.Духа. Достаточно рано односторонние воззрения на Второе Лицо Св.Троицы проявились в савеллианской и македонианской ересях.

http://pravmir.ru/uchenie-rimo-katoliche...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Сравнительное богословие Курс лекций по Сравнительному богословию (Римо-Католическая Церковь) протоиерея Максима Козлова. Прот. Максим Козлов в исторической перспективе разбирает католическую догматику (акцентируя внимание на папизме) с православных позиций. Книга имеет два раздела: история католицизма и его современное состояние. «Сравнительное богословие» Максима Козлова хотя и посвящено обличению догматических заблуждений Рима, однако никакого «зилотизма» в нем нет. Автор хочет взять от католицизма все то хорошее, что у него есть, и сверхзадачей видит «возвращение братьев». Как пишет сам отец Максим: «Изучение истории РКЦ необходимо не только с целью удовлетворения любознательности, но и в практических целях, чтобы научиться у западного исповедания широко поставленному проявлению милосердия и благотворительности (уход за больными, престарелыми), чего нередко не хватает у нас. При исследовании истории РКЦ, ее иерархии, генезиса отклонений и заблуждений не стоит впадать в искушение, ведущее к фарисейскому осуждению католического исповедания. Говоря словами св. Григория Богослова, «мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас».» Курс лекций по Сравнительному богословию (Римо-Католическая Церковь) 1. Введение Предметом данного курса является изучение истории возникновения и развития папского примата в Римо-католической церкви (далее по тексту - РКЦ), начиная со II века, и выходящих из него последующих расхождений со Вселенской верой. Обзор догматических заблуждений РКЦ ведется в историческом ракурсе, ибо история - база догматических отступлений. Изучение истории РКЦ необходимо не только с целью удовлетворения любознательности, но и в практических целях, чтобы научиться у западного исповедания широко поставленному проявлению милосердия и благотворительности (уход за больными, престарелыми), чего нередко нехватает у нас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

Догматические определения о богодухновенности и употреблении Священного Писания в Римо-католической церкви (IX-XVI вв.) Источник 1 . Учение о богодухновенности Священного Писания  мужей апостольских//Вера и разум, 1898, 5. 2 . Учение о богодухновенности Священного Писания апологетов II века//Вера и разум, 1901, 9, 11, 13. 3 . Теория богодухновенности в александрийской школе. Теория  Климента Александрийского  //Вера и разум, 1906, 1–3. 4 . Теория богодухновенности в александрийской школе. Теория  Оригена  //Вера и разум, 1906, 4–6, 9–12; 1907, 18. 5 . Учение свт.  Иоанна Златоуста  о богодухновенности Библии //Вера и разум, 1912, 3–12. 6 . Учение о богодухновенности Священного Писания в средние века//Вера и разум, 1897,1:2; 1899, I:1. 7 . Полурационалистические учения среди протестантов о богодухновенности Священного Писания (XVI-XVII вв.)//Вера и разум, 1900, I:2. 8 . Учение о богодухновенности Священного Писания со времени реформации (XVI в.)//Вера и разум, 1899, I:2. 9 . Вербальные теории богодухновенности среди западных богословов в XVII веке//Вера и разум, 1900, 15–16. 10 .    Теории вдохновения и происхождения Священного Писания на Западе в XVIII-XIX веках: историко-критический очерк//Вера и разум, 1903, 3, 5–8, 12–14, 16–18, 22, 23; 1904, 18, 20. 11 .    Догматические определения о богодухновенности и употреблении Священного Писания в Римо-католической Церкви (IX-XVI вв.)//Вера и разум, 1900, I:1. 12 .    Теории вдохновения и происхождения Священного Писания на Западе в прошлом [XIX] столетии//Вера и разум, 1904, 18, 20, 22–24. Насколько часто учение о богодухновенности св. Писания излагалось в богословских трудах и проповедях римско-католических богословов в средние века, настолько редки были догматические определения его самой церкви. Одной из причин было то, что догмат о богодухновенности не подвергался в средние века каким-либо существенным изменениям до появления лютеранского учения о безусловном значении св. Писания, как единственного источника религиозных верований. Недостаток этих определений показывает, что и к религиозной жизни Запада отчасти применим тот закон, что церковные определения догматов появляются в связи с ересями и сектами, враждебными им.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Содержание Введение. Откровение Божие, устное Предание и Священное Писание По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета Святой священномученик Горазд (1879–1942), епископ Чешский и Моравско-Силезский, родился 26 мая 1879 года в общине Хруба Врбка (Южная Моравия). При рождении он был назван Матеем. Матей воспитывался родителями в христианской вере, посещал богослужения, много читал, особенно книги о жизни первых христиан. После окончания начальной школы он учился в католической гимназии в Кромержиже, которую окончил с отличием; самостоятельно изучил старославянский язык. В 1898 году поступил на римо-католический богословский факультет Университета в Оломоуце. Будучи студентом, Матей совершил поездку в Киево-Печерскую Лавру. По окончании университета он был рукоположен в сан священника. Резкая перемена в религиозном мировоззрении о. Матея произошла во время нападения Австро-Венгрии на Сербию. В отличие от большей части католического духовенства, он осуждал эту агрессию и начал издавать журнал «Право народа», в котором публиковались статьи, призывающие к реформации римо-католической Церкви. Осенью 1918 года религиозная ситуация в Чехословакии изменилась: после развала Австро-Венгрии католицизм воспринимался многими чехами и словаками как религия австрийских завоевателей. С образованием Чехословацкой Республики около полумиллиона католиков, в том числе и о. Матей, вышли из римо-католической Церкви и присоединились к возникшей в этот период Чехословацкой национальной Церкви, которая позднее получила название Чехословацкая Церковь Православная. 21 сентября 1921 года о. Матей в Лавре Крушедол постригается в монашество с именем Горазда (ученика свв. Кирилла и Мефодия). 22 сентября 1921 года в монастыре Гргетек иеромонах Горазд был возведен в сан игумена, вскоре после этого в монастыре Хопово он был возведен в сан архимандрита, затем в соборе Святого Михаила архимандрит Горазд был рукоположен во епископа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

Схизма Римо-Католической церкви Скачать epub pdf Римо-католическая церковь Миссионерская деятельность латинян Миссионерская деятельность Римской церкви в 11–15 веках приняла характер, не свойственный христианству. Был оставлен мирный путь распространения евангельского учения посредством проповеди и убеждения. Римская церковь , при обращении неверующих, охотнее допускала насильственные меры – огонь и меч. Она не стеснялась также посылать своих миссионеров в те страны, где действовали православные миссионеры, вытесняя их и обращая в латинство уже крещенных в православную веру. Она старалась также распространять свое учение среди православных, пытаясь обратить их в латинство. Этими способами они распространяли христианство в Европе: у прибалтийских славян (вендов), дляобращения которых было устроено несколько крестовых походов; у пруссов, которых в 13-ом веке обращали вхристианство силой оружия – сначала орден прусских рыцарей, а потом орденнемецких рыцарей; В Лифляндии, Эстляндии и Курляндии, гдехристианство было утверждено в 12-ом веке мечом и огнем меченосцами и в Литве, сделавшейся в 14 веке католическойстраной по случаю брака литовского князя Ягайло с наследницей польскогопрестола Ядвигой. Литовцы-язычники были крещены силой, а литовцыправославные подвергались преследованию. В Азии латиняне устраивали разнообразные миссии, они вели пропаганду среди православных, пытались обращать мусульман и язычников. У православных и мусульман они не имели успеха, у язычников же (монголов в Китае), хотя и устроили в 13-ом веке христианскую общину, но в середине 14 века она погибла без следа. В 15-ом в., после открытия новых земель на западе Африки и затем открытия Америки, португальцы и испанцы принесли в завоеванные страны христианство . Вследствие их жестокого обращения с туземцами, христианство там распространялось слабо. Папство и монашество. Борьба пап с государями за независимость в церковных делах Папская власть, поставленная на такую высоту Николаем I (858–867 г.), в 10-ом веке и в первой половине 11-го упала в значительной степени. Произошло это, с одной стороны, вследствие вмешательства владетелей Италии в дела папства, а с другой стороны, из-за нравственной распущенности и бездеятельности пап и духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава XI. Западные влияния и богословский спор о преложении Святых Даров И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 4. Полемика о времени преложения Св. Даров Римо-католическая доктрина, которую изложил Медведев в своем сочинении, давно уже проникла в южнорусские богослужебные и церковные сочинения. Отчетливо выражена она в Служебнике Гедеона Балабана (1604) и в Служебнике виленского издания (1610). Самый распространенный Служебник митрополита Петра Могилы (издание 1629 г.) содержит еще греко-православное учение, но переиздания 1639 и 1646 гг.— уже римо-католическое. Кроме того, эта доктрина изложена в самых разных южнорусских богословских сочинениях, нашедших широкое распространение в Московской Руси . Из них следует упомянуть очень распространенную в ту пору книгу Феодосия Сафановича «Выклад о Церкви святой» (1667), которая в 1667–1674 гг. выдержала в Южной Руси четыре издания, переводы этой книги на русский язык (написана она на малороссийском, или украинском, наречии) сохранились в рукописях XVII в. Для своих толкований богослужения Восточной Церкви автор в основном использовал сочинения Симеона Фессалоникийского († 1429) и других писателей, причем учение о времени преложения Святых Даров излагалось в соответствии с римо-католической доктриной . Как уже упомянуто, Симеон Полоцкий почти в это же время изложил подобное учение в своем сочинении «Жезл правления» (1666) и в беседе с Епифанием Славинецким, состоявшейся в 1673 г. Но тогда Полоцкий был еще очень влиятельной личностью, и, кроме того, после ссылки Никона в Москве не было твердой церковной власти . В 1682 г. умер царь Федор; царевна Софья, взявшая в свои руки бразды правления, и ее любимец князь В. В. Голицын сочувствовали западным влияниям , поэтому некоторое время со стороны церковной власти не принималось никаких мер. Сильвестр Медведев спокойно мог продолжать свои ученые занятия, и именно тогда он написал уже упомянутое здесь сочинение «Хлеб Животный».

http://sedmitza.ru/lib/text/436630/

Закрыть itemscope itemtype="" > Тайна беззакония в действии Папа Варфоломей готовится к объединению с Ватиканом 16.11.2022 1561 Фото: коллаж РНЛ Как сообщалось , 10 ноября патриарх Варфоломей рассказал о намерении установить общую с Католической церковью дату празднования Пасхи. Намерение патриарха Варфоломея прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик: Об этой инициативе папы Варфоломея (я не оговорился – именно папы) установить общую дату Пасхи с католиками, а в 2025 году объявить на торжественном праздновании юбилея I Вселенского собора о своём объединении с Римо-католической церковью, я узнал еще в 2021 году. Не секрет, что подобные планы приняты и осуществляются. Как говорится, тайна беззакония в действии. По большому счёту, это связано с действием тайных организаций высокого уровня – можно их называть масонскими. В данном случае речь идёт о чисто политическом экуменизме. Патриарх Варфоломей как грек и первый среди иерархов Вселенской Православной Церкви, как человек с известной богословской образованностью, сам по себе симпатизировать этому не может. Тем паче, даже слепому видно, во что теперь превращается Римо-католическая церковь под чутким руководством папы Франциска – иезуита Бергольо. Когда добрых католиков заставляют поклоняться латинско-американской богине Пачамаме . Когда в Римо-католической церкви торжествуют разврат и «голубизна» – более того она официально оправдывается понтификом, его слова: «кто я такой, чтобы осуждать гомосексуалистов». Кто такой? Христианский епископ, которому должна быть чужда и противна содомия – согласно Священному Писанию, Священному Преданию и просто по жизни. Слепому видно, что это такое. Он решает погружаться в этот колодец с нечистотами, от которого бегут настоящие западные христиане, а временами бегут в леса и горы, не желая иметь ничего общего с папой Франциском, которого они считают антихристом. Если Варфоломей решает нырнуть в этот колодец с нечистотами, то, значит, он получил предложение, от которого не может отказаться.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/16/ta...

Закрыть itemscope itemtype="" > Франциск лишь отложил раскол Внутренние противоречия разорвут Католическую церковь 14.03.2023 742 Время на чтение 3 минуты Фото: Из интернет-источников Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в послании Папе Римскому Франциску поздравил его с 10-летием избрания Предстоятелем Римо-Католической церкви, сообщает Патриархия. ru. «В нынешних сложных обстоятельствах Вы вносите значительный вклад в проповедь Евангелия Христова и уделяете внимание развитию межконфессионального взаимодействия», — отмечается в поздравительном адресе Святейшего Патриарха Кирилла. Предстоятель Русской Православной Церкви выразил убеждение, что «в переживаемые нами трудные времена диалог между религиозными лидерами может принести благие плоды и способствовать объединению усилий людей доброй воли для исцеления ран (Иер. 30:17) творения Божия». Святейший Патриарх Кирилл пожелал Папе Франциску крепкого здоровья, душевного мира и неоскудевающей помощи от Христа Спасителя в трудах. О десятилетии понтификата Франциска рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук, доктор церковной истории Владислав Игоревич Петрушко: В Римско-католической церкви нет оформившегося раскола. Однако десятилетний итог понтификата я оценил бы так: политика лавирования и попытки угодить либералам и в то же время консерваторам привели к тому, что в целом удалось сохранить формальное единство в Католической церкви. Но с другой стороны, как мне кажется, некие разночтения, разногласия и поляризация внутри Католической церкви за эти 10 лет только расширились. Франциск лишь «заморозил» или лучше сказать отсрочил раскол в Католической церкви, который неминуемо произойдёт. Прежде всего, признаки раскола мы наблюдаем в Католической церкви Германии. В авангарде модернизма шли американцы. Всё женское монашество в Америке выступало за женское священство, но немцы опередили всех. И не совсем понятно, почему и зачем всё это внутри Католической церкви Германии, когда рядом существуют протестантские церкви? Казалось бы, все те идеи, за которые они борются, процветают рядом, так уходите туда. Но, видимо, подспудно где-то живёт мысль, что там не совсем всё настоящее. С одной стороны хочется остаться добрым католиком, а с другой стороны – максимально либерализовать всё для себя и вокруг себя.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/14/fr...

Журналы заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2006 г. ЖУРНАЛ 85 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о состоявшейся встрече Его Святейшества с кардиналом Диониджи Теттаманци, архиепископом Милана. СПРАВКА: 2 октября 2006 г . в Синодальной резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Свято-Даниловом монастыре состоялась встреча Его Святейшества с делегацией Римо-Католической Церкви во главе с кардиналом Диониджи Теттаманци, архиепископом Милана. Кардинал Теттаманци передал Предстоятелю Русской Церкви ковчег с частицей мощей святителя Амвросия Медиоланского, а также мощи других святых IV века.. Во встрече также принимали участие епископ Тернии-Нарни-Амелии Винченцо Палья, викарий архиепископа Миланского епископ Франческо Коккопальмерио, модератор Миланской курии священник Джанни Дзаппа и другие официальные лица. По завершении встречи Его Святейшество, кардинал Теттаманци и члены делегации посетили домовый храм в честь всех святых в земле Российской просиявших, в официальной Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Возблагодарить Господа Вседержителя за явленную Русской Православной Церкви милость через дарование части мощей святителя Амвросия Медиоланского и иных древних христианских святых. 3. Считать полезной состоявшуюся встречу в контексте диалога Русской Православной и Римо-Католической Церквей. ЖУРНАЛ 86 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о визите Его Святейшества в Нижегородскую епархию и торжествах, посвященных 300-летию Саровской Свято-Успенской Пустыни. СПРАВКА: Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2006 г . (журнал 61) было определено возобновить монашескую жизнь в мужском монастыре Свято-Успенской Саровской пустыни в городе Сарове Нижегородской области. Это важное событие состоялось накануне торжественных мероприятий празднования 300-летия основания обители, на которые 29 июля 2006 года в Нижегородскую епархию прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

http://pravoslavie.ru/18722.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010