9 Страдания Христа по общению свойств Его двоякой природы, называются страданиями Бога: в этом выражается верование в Божество Иисуса Христа. 10 Широта ( πλατυσμος ) у отцов Церкви часто означает радостные состояния сердца. См. Ермы «Пастырь», mandat, 5, 1. 11 3десь, как и в других местах, Климент приводит библейские слова по тексту 70 толковников, впрочем, не с буквальною точностью. 12 Выражение: неправильно разделил, по изъяснению св. !Иринея («Haer.», IV, 34, 3), указывает на разделенное сердце Каина, приносившего жертву Богу с завистью и злобою на своего брата Авеля — Нольте (Scheiner. Zeitschr. f. kath. Theol. t.VI) подразумевает здесь приносимые дары: неправильно разделил жертву т. е. самую лучшую часть удержал себе. См. у Гефеле. 13 Т.е. к тебе возвращается дар твой, Мною не принимаемый, и он опять будет в твоей власти. Нольте, вместо προς σε читает: προς σου η αποζ (???) ροη αυτου , — от тебя происходит нерасположение к нему (Авелю) και συ αεξεις αυτου , и ты отстань от него, перестань преследовать его. 14 О семикратном заключении ап. Павла нет свидетельства в книге Деяний апостольских. Вероятно Климент говорит об этом, как современник очевидец, или по достоверному преданию. 15 Разумеют Италию и в частности Рим, как границу запада в отношении к востоку. Этого мнения держатся те, которые отвергают вторые узы Павла в Риме, напр. Баур Шенкель и Гильгенфельд. Другие же (Неандер Герике, Гуг и пр.) относят это к Испании, о путешествии в которую предположительно говорит ап. Павел в Римл. XV:24. 16 Так переводим мы согласно с мнением Гильгенфельда. Данаиды, дочери Давая, царя аргосского, по приказанию отца умертвили мужей своих во время сна, и за то в подземном мире или в аду были подвергнуты наказанию — вечно черпать воду в продырявленную бочку, Дирка за злобу свою и гонения против Антиопы дочери фивского царя Никтея, потерпела наказание от сыновей последней: она была привязана к рогам быка и замученная до смерти брошена в реку. См. Reallexibon des classisch. Alterthums, Lubker, 1860. Этим известным в греческой мифологии по своим преступлениям женщинам языческого мира Климент для контраста сопоставляет христианских мучениц, невинно страдавших от язычников. — Котельер почитал Данаю и Дирку христианскими мученицами, но таких имен не сохранилось в мартирологиях. Якобсон думает, что эти слова были перенесены неловким переписчиком с полей в самый текст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3551...

В завершении всего, нельзя не упомянуть о важности соблюдения принципа бдительности и предусмотрительности теми, кто, с Божьей помощью, умиротворил свою страсть. Им непозволительно успокаиваться и тем более гордиться своими достижениями. Наоборот, нужно быть осмотрительными и продолжать работать над собой. Что касается душепопечителей, то они ни в коем случае не должны пожизненно привязывать людей к своей программе. Напротив, с самого начала, им следует тактично препоручать своих подопечных попечительству Церкви Христовой. Сейчас много говорят о пьянстве, наркомании, табакокурении, игромании как о явлениях социальных и предлагают самые разные общественные меры борьбы с ними. Между тем, конкретный человек с его проблемами, остается один на один с ними. Поэтому чрезвычайно важно с сознанием дела и с состраданием протянуть руку помощи тем, кто изнемог в борьбе со страстями. И это призваны сделать мы, православные врачи и священники. Примечание: В одной из редакций памятника древнерусской литературы 2-й пол. XV в., " Слове о хмельном питии " [Послание о Хмеле.//Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга вторая. - М.: " Художественная литература " , 1989.-С.245.], обращенном от лица Кирилла, философа словенского, ко всем людям, " будь это светский или духовный, священник, царь, князь, богатый, нищий, убогий, будь это женщина - старая или молодая " , чтобы не стать жертвой Хмеля рекомендуется: " Вина же для здоровья телесного принимать мало; первая чаша идёт во здравие, вторая для веселья, третья приводит к пьянству, а четвёртая к беснованию " . И в другом месте: " Если пить только во славу Божию, то это не вредно, ибо, как пишет апостол Павел, " Ядите ли, пьёте ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию " Кор., гл. 10, ст.31.]. И, наконец. " Братья, не упивайтесь вином! Огонь истребляет золото, серебро и твёрдое железо, вино же портит сердце человека! " . Применительно к нашему времени, я бы хотел процитировать, как призыв, слова апостола Павла: " Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает " [Римл., гл.14, ст.12.].

http://ruskline.ru/analitika/2009/11/10/...

Павел – великий проповедник истины, похвала вселенной, небесный человек и земной ангел, слава Церкви, орел воспаривший к небесам, лира Духа, ласточка и кузнечик, орган Владычный, неусыпный работник Христов. Павел и Петр – упряжные волы Церкви, возделавшие во вселенной прекрасную ниву, подъявшие вместо ярма крест, вместо погонщика – Спасителя, вместо ремней ярма – заветы писаний, вместо рожна – благодать Святого Духа. Павел и Петр – светила церковные, ежедневно просвещающие Церковь , сокровищницы Духа, просветители вселенной, сосуды благодати, истолкователи Святой Троицы, изъяснители божественного слова. Петр – моя духовная любовь, Павел – сосуд избранный, мой жезл. Петр – храм Божий, Павел – уста Христовы, лира Духа, человек, при трех локтях росту, достигавший третьего неба, телом привязанный к месту и весь мир привязавший к Господу, все страны от Иерусалима и его окрестностей до Иллирика наполнивший благовестием Христовым ( Римл.15:19 ); быстротечный гонец, орел, взлетевший к небу, сосуд божественной благодати, посланный самим Господом пронести имя Его по всей вселенной, проникший до третьего неба и вошедший в рай, достигший неописуемого престола Христова и услышавший неизреченные «слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор.12:4 ). А о Петре что скажем? Сладостное зрелище Церкви, светильник вселенной, чистая голубица, вождь апостолов, пламенный апостол, горящий духом, ангел и человек, посредник благодати, неподвижная скала веры, маститая мудрость Церкви, своей чистотой от самого Господа заслуживший наименование блаженного и сына голубицы, от самого Христа принявший ключи царства небесного. Лики ангелов во многом превзойдены вами. В чем же именно? Сам Господь восхваляет вас: «Вы – свет мира» ( Мф.5:14 ). Вы – могущественнее царей, величественнее богатых, сильнее воинов, мудрее мудрецов и философов, красноречивее ораторов; на вас вполне оправдались слова: «мы ничего не имеем, но всем обладаем» ( 2Кор.6:10 ). Вы – терпение мучеников, исповедание патриархов, воздержание подвижников, увенчание девственных, умиротворение супружеств, узда хищных богачей, вразумление невоздержных, опора царей, покров христиан, отпор варварам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ограничивая, таким образом, свою задачу, мы, впрочем, не хотим сказать, что о духовных дарованиях, или иначе, харизмах, идет речь только в указанных главах первого послания к Коринфянам. О том же предмете говорится во 2 главе Деяний апостольских, также в 10:44–46; 19:6; в Еванг. Марка 16:17 ; Послании к Римл. 12:4 и след., Ефес. 4:11 и след. Эти места считаются наиболее важными в учении о харизмах; но кроме того есть в Новом Завете и другие места, которые будут подробнее указаны в одной из следующих глав. При сравнении этих мест с 1Кор. 12–14 глав, не трудно заметить, что все они отличаются значительною неполнотой. Так, напр., в Ефес. 4:11 и след. идет речь об апостолах, пророках, евангелистах, пастырях и учителях, или, иначе, о таких служениях в Церкви, которые предполагают существование харизм; но о самих харизмах не упоминается. Наибольшее сходство с 1Кор. 12–14 гл. наблюдается в 12-й главе Послания к римлянам; но и здесь апостол выражается о харизмах очень кратко. Таким образом, полное учение о них содержится только в 1Кор. 12–14 главах. Их называют поэтому «классическим местом» в учении о харизмах. Отсюда естественно, если мы сосредоточиваем свое внимание на содержании именно этих глав. Прочие же места, относящиеся к данному предмету, мы можем, в случае надобности, рассматривать только как параллели. Предмет, избранный нами для рассмотрения, весьма важен, особенно по своей близкой связи с вопросами о первоначальной церковной организации, и имеет, как выражается один из современных и лучших комментаторов Первого послания св. ап. Павла к коринфянам, не один только археологический интерес, но и практическое значение для всякого верующего и в частности для всякого пастыря Церкви 1 . Протестантами важность этого предмета сознана давно, потому что самый протестантизм по идее есть восстановление первоначальной христианской Церкви с ее учением и учреждениями, и потому нисколько не удивительно, если у протестантов появилась о духовных дарованиях с первоначальной христианской Церкви и огромная, подавляющая своей массой, литература.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Интернет и ведение блога не могут заменить общения с Богом. Интернет и ведение блога не должны стать препятствием для молитвы, для посещения Церкви, чтения Священного Писания и отцов Церкви, реальных дел милосердия и помощи ближним, для общения с семьей и качественного исполнения своих обязанностей по работе. Необходимо регламентировать время, отводимое на блоги и социальные сети, и стараться не превышать установленного себе лимита. 2. «Вы — свет мира» (Матф.5:14). «Все делайте во славу Божию» (Римл. 10:31). Главная цель истинно христианского блога – свидетельство о Господе и Спасителе Нашем Иисусе Христе и его Евангелие. Каждый свой пост христианин должен сопоставлять с этой целью. 3. «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22:39). «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.» (Мф. 7:12) «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1-е Коринфянам, глава 13:4-8). Задача христианина в Интернет — откликаться на просьбы людей, на их боль, стараться помочь – советом, делом, иногда и финансово. Не быть равнодушным к их личным вопросам и проблемам. 4. «Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фее. 5:16-18). Перед выходом в ЖЖ необходимо помолиться. Необходимо молится за своих друзей в ЖЖ в том числе оставлять о них записки в Храмах (собраниях) и просить о них Бога. 5. «Потому что, как говорит Апостол, не может из одних уст исходить благословение и проклятие, как один источник не может изливать соленую и сладкую воду» (Иак. 3:12). «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: запретит тебе Господь’».

http://pravmir.ru/zapovedi-internet-obsh...

Но беда наша та, что между нами, за умножением беззаконий, охладевает христианская любовь (Мф. 24:12), и вместо любви нередко поселяется злоба. И вот для нас источник всяких бед на земле – человеческая злоба. От злобы происходит воровство, подлоги, обман, ложь и клевета, несогласие и немиролюбие в семьях и обществах человеческих. Злоба самых верных и честных супругов делает неверными и нечестными, самых добрых друзей делает врагами, самые хорошие порядки общественные разрушает. И верно сказал св. Апостол Иоанн: ненавидяй брата своего, во тьме есть, и во тьме ходит, и не весть, камо идет, яко тьма ослепи очи ему ( 1Иоан. 2:11 ). И какого зла не делает на земле злоба человеческая? Так, наприм., и старому и малому известно, что убить человека есть тяжкий грех пред Богом и людьми. Но до убийства доводит человека злоба. А убить человека можно не только делом, но худыми, бранными словами; мы убиваем его, когда делаем ему тяжкую обиду и оскорбление. Тогда человек, точно, досадует, огорчается и убивается, словно стрелой пораженный. Но ничего этого никогда бы не было, если быв душе каждого была одна братская, христианская любовь, любы искреннему зла не творит, учит св. Апостол, исполнение убо закона любы есть ( Римл. 13:10 ). А ненависть к ближнему, гнев и вражда, – что все это есть как не стрелы, которыми мы убиваем своего ближнего? Св. Апостол учит: ненавидяй брата своего, человекоубийца есть: и весте, яко всяк человекоубийца не имать живота вечнаго в себе пребывающа ( 1Иоан. 3:15 ). Не любяй брата своего, своею злобою убивает и душу свою, и пребывает в смерти ( 1Иоан. 3:14 ). Что из того, что он ходит по земле, смотрит и говорит, действует руками и почитает себя живым? Он жив только пред людьми, а пред Богом он мертв. Но не дай, Господи, умереть пред Богом и людьми нераскаянно, со злобою и враждою на ближнего. Я расскажу вам на это самый горький пример. На преп. Тита, пресвитера Печерского, имел злобу прежний друг его – диакон Евагрий. Однажды Тит заболел и, будучи уже при смерти, послал просить у Евагрия прощения; но Евагрий не только не простил, но еще проклял его жестокими словами. Однако братия, видя Тита умирающим, насильно привели к нему Евагрия, дабы простился с братом; больной Тит, увидя Евагрия; тотчас приподнялся, пал ему в ноги и сказал со слезами: «прости меня, отче, и благослови». Но и это не подействовало на злобного Евагрия: он отвернулся от Тита и пред всеми произнес сии жестокие слова: «никогда я не хочу иметь с ним прощения, – ни в сей век, ни в будущий». Сказав сие, он внезапно пред всеми упал и умер, а Тит, угодив Богу, и по смерти пребыл телом нетленным (Чет.-Мин. 27 февр.). И как горько душе нераскаянного грешника являться со своею злобою на тот свет! Куда он пойдет тогда со своею бедною душою? Пойдет во тьму кромешную и непросветимую, в огнь вечный.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

е. ею постоянно руководствуйтесь ею повторяйте каждый шаг в своей жизни. А что есть воля Божия о нас? К чему призывает она нас в жизни вообще? Воля Божия о нас по апостолу, есть святость наша (1 Фессал. 4, 3), т. е. чтобы мы, как освященные, во всем поступали согласно с Божией правдой и истиной. Не сообазоваться веку сему, но преобразоваться обновлением ума нашего ( Римл.12, 2 ) быть светом мира ( Мф. 5:14 ) солью земли (ст.13) – вот к чему призываемся мы в жизни, как христиане; поэтому-то и в молитве Господней научены мы молиться Отцу небесному прежде всего о том, “да святится имя твое; да прийдет царствие твое; да будет воля твоя, яко на небеси и на земли”. Кто так живет и трудится в жизни, – живет и трудится именно постоянно во славу Божию и для своего вечного спасения, для укрепления и расширения царства Божия на земле, – тот, во-истину, может также сказать о себе, подобно св. апостолу, при конце жизни, что он жил не напрасно, не бесплодно, – подвигом добрым подвизался, течение скончал, веру сохранил; и если но с дерзновением, то с смиренным упованием может также ожидать себе от своего праведного Судьи венца правды, как обетованной награды всех возлюбивших явление Его ( 2Тим. 4:8 ). Итак, кто же, спросишь в заключение, мудро и осмотрительно пользуется в жизни временем? Тот, повторим, кто дорожит временем, не попуская и малым промежуткам его приходить без того или другого и полезного дела; кто далее, среди изменчивых и иногда весьма злых обстоятельств времени наступает всегда мудро и осторожно, направляя все встречающиеся в жизни во благо себе и другим; кто в особенности, руководимый всегда ясным разумением и памятованием воли Божией, умеет управлять временем, не идет рабски вслед его, а держит, напротив, его в своей власти, не побеждается злом его, на сам побеждает постоянно зло добром, так что светом своих христианских дел и подвигов не только сам прославляет, но и других побуждает также прославлять Отца нашего, иже на небесах. Какое, спросить, быть может, кто-либо, отношение имеет предмет нашей беседы к сегодняшнему торжеству нашему? Очень близкое и понятное. Сегодня не долгом только христианским, но и долгом верноподданическим призываемся все мы помолиться с особенным усердием и любовью о Благоверном Государе нашем Наследнике Цесаревиче, по случаю дня его рождения. Не будем же не внимательны, – исполним в точности лежащий на нас на сей час важный долг. Помолимся, да управит Господь путь его жизни всегда во благое, да дарует ему силы и крепость совершать многотрудное и высокое течение свое во славу, на радость и счастье и себе, и царственным родителям своим, и всему дорогому отечеству нашему! Аминь. Читать далее Источник: Рождественский В.Г. Как пользоваться временем : Слово в день рождения Благоверного Государя Наследника Цесаревича Великого Князя Николая Александровича//Христианское чтение. 1886. 7-8. С. 3-10. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Потому не обязан ли пастырь прилежно заниматься изучением антропологии и преимущественно психологии. Еще Григорий Богослов сказал: пастырь должен обладать совершеннейшим познанием души. К познанию других не мало служит самопознание. Если хочешь познать самого себя, смотри как живут другие; если хочешь понять других, смотри в твое собственное сердце. Кто неопытен в последнем отношении, тот не в состоянии избежать поверхностных суждений и в первом. Успех самопознания и познания человека вообще приобретается правильным разумением Библии , и творений св.отцов, особенно подвижников, и чтением жизнеописаний святых Божиих угодников. Хотя известно взаимное действие физическое и духовное в человеке, но все еще этим мы не обнимаем сущности и главных причин болезни. Это познание возможно только тогда, когда мы обратимся к основной причине всякого зла, т.е. к греху. В такую глубину познания вводит нас не человеческая мудрость, но слово Божественной истины, переданное в Откровении и понимаемое по разуму Вселенской Церкви. Это слово учит, что все люди грешники, и потому на каждого больного надобно смотреть, как на грешника. При первом грехопадении в первый раз встречается слово болезнь ( Быт.3:10 ), и чрез все Св.Писание проходит одна и таже истина: что грехи умаляют племена, что нет зла и бедствия на земле, которое бы не было порождено грехом (Притч.Сол. 14:34; Тов.12:11 ). Таким образом все полчище болезней, неблагоприятных и тяжких состояний и особенно смерть суть следствия греха. Но если смерть есть плод греха, и чрез грех проложила она путь в человечество; то ясно открывается связь греха и болезней. Писание повсюду указывает на сродство этих явлений ( Пс.37 ). Моисей в своей возвышенной песни говорит: мы исчезаем от гнева Твоего, и от ярости Твоей мы в смятении. Ты положил преступления наши пред Тобою, и тайное наше пред светом лица Твоего ( Псал.89 ). И Ап.Павел прямо говорит: смерть перешла во всех человеков, потому что все согрешили ( Римл.5:12 ). Вместе с первым грехом по всему человечеству наследственно распространились, как наказание, земные бедствия и телесная смерть, и разрушения и болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

8. Мы должны каждодневно держать себя в таком настроении, в каком надлежит являться пред лицом Бога. Ибо Пророк Осия говорит: милость и суд храни, и приближаийся к Богу твоему выну (Осии 12, 6). Опять и Пророк Малахия от лица Божия говорит: сын славит Отца и раб господина своего убоится: а аще Отец есмь Аз, то где, слава Моя? и аще Господь, есмь Аз, то где есть страх мой, глаголет Бог Вседержитель (1, 6). Тоже и Апостол пишет: очистим себе от всякие скверны, плоти и духа (2 Кор. 7, 11). И премудрость внушает: всяцом хранением блюди твое сердце: от сих бо исходище живота (Прит. 4, 23). И Сам Господь Иисус Христос заповедует: очисти внутреннее сткляницы, да будет и внешнее чисто (Мф. 23, 26). 9. Плодом неуместных пустых бесед бывает иногда ненависть к нам от тех, кои слушают; иногда же укор и осмеяние, когда зазрят они неразумие речей наших; иногда осквернение совести, а иногда осуждение от Бога и опечаление Духа Святого: что ужаснее всего другого. 10. Тому, кто очищая сердце свое и с корнем исторгая из него грех о Господе, труд прилагает ко стяжанию Божественного ведения и успевает узреть умом незримое для многих, не должно возноситься из–за того над кем–либо. Что между тварями чище бестелесного, и что многоведущее Ангела? однако же и он вознесшись низвержен с неба, как молния. Его высокоумие вменено ему Богом, в нечистоту. — Известно, как действуют выкапывающие из земли золото (т. е. будь под всеми, как они под землею, чтоб достать золото ведения). 11. Апостол говорит: подвизаяйся от всех воздержится (1 Кор. 9, 25). Ибо невозможно с насыщенным пищей чревом ополчатся против начал, против невидимых зложелательных сил, тем, кои связаны сею плотью, тяжелою и всегда похотствующей на духа. Несть бо царствие Божие брашно и питие (Римл. 14, 17). Мудрование плотское вражда есть на Бога: закону бо Божию не покоряется, ниже бо может (Рим. 8, 7). Не может, очевидно, ради того, что будучи земно, составлено из соков, крови и мокрот, к земному всегда имеет пристрастие и услаждается погибельными удовольствиями настоящего века. Мудрование бо плотское смерть есть: сущии же во плоти Богу угодити не могут (Рим. 8, 8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=685...

«Не до конца будет гневаться и не во век негодовать» ( Пс.102:9 ), Он не сохраняет гнева навсегда (это и значит – «не до конца»), но и милость Свою не расточает недостойным без меры. Но если Бог есть Судия праведный, крепкий и долготерпеливый, то как Он воз­дает каждому по делам Его? Конечно, Он растворяет гнев Свой милостью, и когда время милости – облекается ею, когда же время гнева – проявляет его в день гнева и праведного суда, когда именно, говорит Павел, «воздаст каждому по делам его» ( Римл.2:6 ). Потому и говорит псалмопевец: «и не во век негодовать», разумея настоящий век, так как суд и гнев Господь оставил для будущего века. «Не по беззакониям нашим Он сотворил с нами и не по грехам нашим Он воздал нам» ( Пс.102:10 ). Он удерживается соразмерять наказание с нашими грехами и не простирает Своего негодования против нас слишком далеко. Как истинный Бог, Он имеет снисхождение и терпение не случайно, но по существу является их источником, поэтому не нака­зывает тотчас по совершении греха, а ожидает смягчения гнева, как Сам говорит: «когда гнев ярости Моей придет, тогда исцелю», и наказа­ние уменьшает, не налагая заслуженного. " Ибо сколь высоко небо над землею, (столь же великую) милость Свою утвердил Господь на боящихся Его. Насколько отстоит восток от запада, (настолько) ...Он удалил от нас беззакония наши» ( Пс.102:11–12 ). И если бы нашел псалмопевец еще большие расстоя­ния, конечно, указал бы их, желая показать необъятность божествен­ной благости. Но ни выше неба, ни шире пространства между восто­ком и западом – мысль человеческая не нашла измерения. Во тьме за­пада оказываются люди, пребывающие во грехах, а получившие избавление от грехов, очевидно, полагаются во свете. Вполне справедливо назвал псалмопевец избавление от грехов переходом от запада на восток, вместе с тем и нас научая, какое расстояние между грехом и правдой. " Как отец ущедряет сынов, так... Господь ущедрил боящихся Его» ( Пс.102:13 ). 3. Отеческую доброту обнаруживает Творец и Создатель, или лучше сказать, из сожаления к боящимся Его Он принял их как своих детей. И не с отвращением сделал это Господь, но, зная сердца человеческие, которые Он же все и создал; Он знает, что каждому полезно, и к чему мы имеем силу и способность, то и дает нам, чтобы чрез исполнение Его воли нам сделаться Его сынами. Можно сказать, что Господь по собственному опыту узнал нашу природу, сделавшись плотью, и что Он имел природное расположение считать нас своими детьми. «Ибо Он знает образование наше: помнит, что мы – прах» ( Пс.102:14 ). Знает Создатель немощь нашей при­роды; знает и из чего мы созданы, и во что обращаемся. Как обыкновенно бывает при просьбах, выставляют на вид то, что есть в нас худшего. Конечно, не всецело мы прах, есть в нас и образ Божий и подобие. Но прах означает здесь нашу немощь, вызывающую на сожаление.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010