В Петрозаводске состоится педагогическая конференция «Русский язык и литература как основа духовно-нравственного воспитания» 20 марта 2006 г. 16:35 29 марта в общеобразовательной школе г. карельской столицы состоится педагогическая конференция «Русский язык и литература как основа духовно-нравственного воспитания», посвященная 261-й годовщине со дня рождения и 5-летию прославления в лике святых праведного воина Феодора Ушакова, адмирала Российского флота. Конференция проводится филологическим факультетом Петрозаводского госуниверситета при участии: Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования; Отделения образования Петровской академии наук и искусств; Полисистемного образовательного округа «Зарека»; Основной общеобразовательной школы (имени воина Феодора Ушакова, адмирала Российского флота); Духовно-просветительского православного центра «Журавка». Программа конференции: 1. «Реформирование образования. Преподавание русского языка и литературы в условиях новых стандартов образования». Выступление Маргариты Григорьевны Беловой, методиста кабинета русской словесности Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, автора учебника литературы нового поколения для 5-9 классов. 2. «Духовные традиции русской литературы. Пушкин и христианство». Выступление Лии Петровны Залогиной, преподавателя литературы Санкт-Петербургского госуниверситета. 3. «Современные проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся». Выступление Валентины Александровны Калачевой, кандидата педагогических наук, замдиректора по учебно-воспитательной работе школы 4. «Духовно-нравственное воспитание детей начальной школы на уроках словесности. Презентация учебника по русскому языку для 1-го класса четырехлетней начальной школы». Выступление Нины Алексеевны Смирновой – автора учебника по русскому языку старший методист Отделения образования Петровской академии наук и искусств. 5. «Духовное воспитание на основе русского языка и литературы». Выступление протоиерея Льва Большакова, настоятеля Кондопожского православного прихода.

http://patriarchia.ru/db/text/98711.html

Итак, как отмечено выше, 21 марта 1863 г. в официальную программу Главного Присутствия превратилась Записка Валуева, дополненная при обсуждении в некоторых деталях. 14 апреля программу утвердил Александр II 617 . 6. Подготовка реформы духовно-учебных заведений Как мы выяснили, в профессиональной подготовке духовенства к 1860-м годам накопилось довольно много недостатков, очевидных церковной иерархии. Однако реформа духовно-учебных заведений, о которой пойдет речь, как и предыдущие, началась не по их воле, а в связи с внутриполитическими преобразованиями правительства Александра II. Важнейшим из них стала отмена крепостного состояния. В самом начале пути к ней правительству и общественности было совершенно ясно, что она затронет буквально все сферы российской жизни, а потому уже в 1856 г., когда Александр II только выразил намерение покончить с личной зависимостью крепостных, в правительственных кругах начали рассматривать меры, которые должны были последовать за этим. Одной из первоочередных считали реформу народного образования, а ее не мыслили без усиления религиозно-нравственного воспитания народа. Начало работы в этом направлении положил утвержденный царем доклад министра народного просвещения А. С. Норова от 5 марта 1856 г., в котором истины православной веры провозглашены «коренным основанием всего воспитания и образования отечественного» 618 . Министр поставил вопрос о кадрах законоучителей и методике преподавания Закона Божьего, в связи с чем Александр II распорядился обсудить проблему с Синодом. По мере того, как все более отчетливо вырисовывались контуры крестьянской реформы, власти убеждались в необходимости твердого управления развитием народного сознания с помощью широкой сети элементарных школ на селе и участия в них приходского духовенства. Проблемой народного образования занялись Ученый комитет МНП, созданный 5 мая 1856 г., Св. Синод и его обер-прокурор, Главный комитет об устройстве сельского состояния, политики, общественные деятели 619 . Политики предполагали, что резкое увеличение потребности в учителях начальных школ можно будет удовлетворить прежде всего за счет привлечения приходского духовенства и выпускников семинарий. Однако, поскольку было широко распространено мнение о невысоких моральных и профессиональных качествах духовных лиц 620 , посчитали, что решать проблему подготовки учителей и улучшения подготовки приходского духовенства можно одновременно, через реформирование духовных учебных заведений первой и второй ступени, т. е. уездных училищ и семинарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» 29 Дек 2023 Опубликован рейтинг высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви за 2023 год В Избранное Фото: commons.wikimedia.org Рейтинг духовных академий и семинарий Русской Православной Церкви был представлен и утвержден 26 декабря 2023 года на совместном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви . Источник: www.uchkom.info Источник: www.uchkom.info Рейтинг высших духовных учебных заведений 2023 года учитывает результаты выездных инспекционных проверок 40 учебных заведений: в 2021 году Самарской, Белгородской, Тульской, Тобольской, Смоленской, Саранской, Иваново-Вознесенской, Николо-Угрешской, Ярославской, Коломенской, Перервинской, Ставропольской, Вологодской семинарий, Московской, Санкт-Петербургской и Сретенской духовных академий, в 2022 году Тамбовской, Владимирской, Пермской, Рязанской, Пензенской, Оренбургской, Саратовской, Калужской, Барнаульской, Екатеринодарской, Якутской, Хабаровской, Донской, Кузбасской, Томской духовных семинарий, в 2023 году Новосибирской, Омской, Курской, Рязанской, Воронежской, Таврической, Екатеринбургской, Смоленской, Псково-Печерской, Нижегородской, Костромской и Казанской духовных семинарий. Кроме того, учитываются данные из ежегодных статистических отчетов высших духовных учебных заведений за три последних календарных года. Впервые рейтинг духовных школ был сформирован и представлен на утверждение Высшего Церковного Совета в 2012 году, когда Учебным комитетом и экспертным сообществом были окончательно сформированы требования к системе высшего духовного образования и проведено инспектирование всех духовных школ Русской Православной Церкви. Приоритетной задачей перед системой духовного образования стояло приведение образовательной деятельности академий и семинарий к соблюдению государственного законодательства в сфере высшего образования: получению лицензий на ведение образовательной деятельности и формированию учебно-методической документации. В дальнейшем было принято решение о постепенном реформировании рейтинга духовных школ в сторону повышения значимости содержательных параметров, таких как оценка знаний студентов, научная и воспитательская работа.

http://azbyka.ru/news/opublikovan-rejtin...

Исчезнет ли литература из школы? Как нужно изучать литературу в школе? Что мы приобрели и потеряли с введением ЕГЭ и реформой высшего образования? Интервью с доцентом филологического факультета МГУ Георгием Москвиным. 25 апреля, 2012 Как нужно изучать литературу в школе? Что мы приобрели и потеряли с введением ЕГЭ и реформой высшего образования? Интервью с доцентом филологического факультета МГУ Георгием Москвиным. Система образования в России подвергается реформированию уже не первый год, и все это время не прекращаются споры о смысле преобразований, их продуманности, целесообразности. Об этом, а также о современном положении литературы в школе, достоинствах и недостатках российской и западной систем образования, ЕГЭ и болонской системе мы поговорили с доцентом кафедры истории русской литературы МГУ им. М.В. Ломоносова, автором школьного учебника по литературе, преподавателем русского языка как иностранного (с многолетним опытом работы в американских университетах) Георгием Владимировичем Москвиным. Георгий Владимирович Москвин -Сейчас идет неизбежный процесс, при котором предмет «литература», казалось бы, утрачивает прежние прочные позиции. На это влияет много моментов – и ЕГЭ, и изменение организации учебного процесса (в 11 классе внимание перемещается с литературы на русский язык). Возникает, конечно, драматическая ситуация. Но с другой стороны, мы, может быть, торопимся «закапывать» литературу: она не может утратить своего значения для воспитания человека. Это воспитательная составляющая очень велика. Даже во втором поколении федерального государственного общеобразовательного стандарта (ФГОС) при определении целей преподавания литературы в школе на первом месте стоит развитие духовно-нравственное, развитие личности. Как эту задачу можно решить без литературы? Это не противоречие, а констатация факта. Что бы мы сейчас ни делали с ней, мы все равно к ней возвращаемся. Сейчас происходит еще такой процесс как минимизация обязательного списка. Во ФГОСах 2004 года в обязательную программу по 18 веку входили: «Недоросль» Фонвизина, одно произведение Ломоносова, два произведения Державина, отрывки из «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева и «Бедная Лиза» Карамзина. В 2011 году был принят второй ФГОС: Карамзин остался, «Недоросль» — в отрывках, Державин – одно произведение, Ломоносов исчез, Радищев исчез. Исчезли два автора! Радищева тоже жаль, но Ломоносов – непостижимо, как можно было так сделать… Или возьмем Пушкина, «Повести Белкина»: в 2004 году – три повести, в 2011 – одна.

http://pravmir.ru/literatura-iz-shkoly/

Широкий резонанс вызвало выступление секретаря правления Союза писателей России С.В Перевезенцева, который подверг резкой критике концепцию преподавания истории Отечества в современной школе. По его мнению, сегодня необходимо разрабатывать православную методологию образования, в основе которой будет лежать восприятие истории, как действия Божественного Промысла. К сожалению, сегодня истории русской Церкви в курсе истории Отечества уделяется ничтожное внимание: школьникам рассказывают только о трех фактах: о Крещении Руси, расцвете монастырской культуры XIV столетия и расколе. Составленные столичными специалистами образования Методические указания преподавателям истории, содержат концепцию, согласно которой существующие цивилизации поделены на три уровня: «общемировые» — преимущественно цивилизации Запада, «незначительные» — цивилизации стран «третьего мира» и «периферийные», к которым отнесена и Россия. Эту точку зрения предлагается внедрять в умы десяти-одиннадцатиклассников. Теми же методическими указаниями предписывается изучать «мифы древних славян», хотя славянская культура создавала сказки и былины, но не знала мифов. Основным «учебным пособием», на которое призваны опираться педагоги, является т.н. Велесова книга, которая, как доказано специалистами, является не древним источником, а подделкой XVIII века. Вместе с тем, отметил Сергей Перевезенцев, эта книга сейчас является настольной для идеологов современных неоязыческих культов. По итогам работы участники V Корнилиевских православных образовательных Чтений составили рекомендации по реформированию отечественного образования. По их мнению, главное сегодня — создать единую систему образования и воспитания, в основе которой будут лежать духовно-нравственные традиции русской культуры и отечественной педагогики, а реализация этой цели возможна только при объединении усилий государственной школы и Православной Церкви. Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/13.html

— Не выглядит ли странным, что в Церкви, где достаточно ощутимым является кадровый голод в отношении квалифицированных специалистов, с такой легкостью открываются новые вузы? Кто там преподает? Какого уровня специалистов-богословов они выпускают? — На мой взгляд, процедура открытия новых церковных вузов не так уж и проста. По этой причине в структуре УПЦ уже долгий период неизменным остается количество семинарий, равномерно представленных во всех регионах Украины. В последнее время на основе светских вузов открываются теологические факультеты и институты, некоторые из которых включены в структуру Учебного комитета. Их задача должна быть сосредоточена на подготовке специалистов для такого церковного служения, которое напрямую не связано с принятием священного сана: это катехизаторы, миссионеры, православные педагоги, регенты, иконописцы, социальные работники и многие другие. Не во всех учебных заведениях уровень образования одинаково высок. Я пять лет работал в приемной комиссии в Киевскую духовную академию , куда поступают представители не только украинских духовных школ, но и зарубежных семинарий. Во время этих экзаменов для семинарий, которые направляют в академию своих абитуриентов, наступает момент истины. С удовлетворением могу отметить, что последние годы уровень абитуриентов стабильно возрастает. Это свидетельствует о положительных результатах реформирования учебного процесса, которое координировал архиепископ Бориспольский Антоний на посту председателя Учебного комитета. В определенном смысле мне сейчас гораздо проще продолжать идти по уже проторенному владыкой Антонием пути. — Вы — выпускник светского вуза, имеете опыт преподавания в лучшем университете страны — Национальном университете им. Шевченко. В чем, на Ваш взгляд, состоит кардинальное отличие светской системы образования от духовной? Есть ли стороны, которые Вы хотели бы в системе духовного образования исправить? Есть ли явные позитивные моменты, присущие только духовным школам и никаким другим больше?

http://patriarchia.ru/db/text/2509410.ht...

ведет к разрушению сложившейся системы образования и воспитания; 3. оказывает губительное влияние на духовное здоровье детей; 4. покушается на основы семьи, на традиционный нравственный уклад жизни; 5. формирует культ тела и имеет резко выраженный акцент на вопросах половых отношений. Это приводит к развитию у детей эгоцентризма и эгоизма, нарушению адекватного восприятия окружающего мира, различным психическим и физическим отклонениям; 6. валеология как школьная дисциплина не преподается ни в одной стране мира. Валеологические программы, пособия и учебники не только не соответствуют традициям национальной педагогики и мироощущения, но и прямо противоречат им. Внедрение таких программ или интегрирование их отдельных элементов в другие общеобразовательные предметы в российских школах и вузах недопустимо. Примечания 1. Священник Максим Обухов – руководитель Православного медико-просветительского центра " Жизнь " . В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ? (мировоззренческий аспект валеологии) С.А. Гамаюнов Валеология, претендующая на статус научной дисциплины, имеет весьма расплывчатое представление о своем предмете. Валеология подается как наука о здоровом образе жизни. Мотивы введения нового предмета вроде бы ясны: сегодня наблюдается резкое ухудшение здоровья наших граждан, особенно детей. Приходя в школу, дети скоро становятся больными. О каком уж тут обучении вести речь? " В связи с этим, – заявляют авторы " Основных положений концепции очередного этапа реформирования системы образования " (см. газету " 1 сентября " за 19 авг. 1997 г.), – одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья детей, учащихся и студентов, формирования у них ценности здоровья и здорового образа жизни " . Так о чем же этот предмет – о здоровье или о здоровом образе жизни? Если о здоровье, так за ним призваны наблюдать медики, в задачу которых входит и профилактика заболеваний, включающая обязательное просвещение населения. " Нет, – говорят валеологи, – наша наука не медицинская, а педагогическая " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Возросшая системность социальной жизни, в том числе глобальная системность, на которую обращали внимание и А.А.Богданов, и В.И.Вернадский, детерминирует системность и универсальность качества жизни и соответственно системность универсального человека, который мог бы овладеть новый универсальностью своей жизни . С этих позиций будущий ренессанс универсальности и энциклопедизма 20] выступает частью императива смены «парадигм истории», императива преодоления кризиса истории. Ренессанс универсализма одновременно предстает как процесс, преодолевающий «профессиональный кретинизм» (К.Маркс) частичного человека, преодолевающий его отчуждение через специализацию труда и образования. На передний план выходят подготовка специалистов-проблемников, проблемная организация науки, культуры и управления, о которых говорили А.А.Богданов, В.И.Вернадский, В.А.Легасов. А.А.Богданов ставит вопрос о преодолении узко специализированной направленности образования и научных исследований. Тектология, по его мнению, - базис такого преодоления . Он пишет о преобладающем типе современного мышления, воспитанном на специализации и социально-экономической анархии, как антиподе универсальности и организационной точки зрения с. 52]. Поэтому «всеобщая организационная наука» Богданова, наряду с другими системно-научными комплексами, может рассматриваться как предтеча и основание грядущего ренессанса универсализма в рамках системной и человеческой революций и соответствующего реформирования образования. - 14 - Интеллектуально-инновационная революция есть революция в динамике инновационных процессов в социосфере . Она означает качественный скачок в инновационной динамике, которая вплотную приблизилась к пределу возможностей в «пространстве потребностей» человека, за которым нарастает поток ущербов для психики и духовного здоровья человека. Творчество становится главной функцией управления и базисом преодоления сформировавшегося противоречия между инновационной динамикой и возможностями ее усвоения психикой человека . Оно пронизывает организационную динамику современных форм, компаний, структур управления и производств.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/18/...

С учетом синодального решения и отталкиваясь от практики отечественной светской системы образования, аспирантура СПбПДА призвана стать основной формой подготовки научно-педагогических и научных кадров для богословских научно-исследовательских и учебных заведений. Аспирантура будет открыта в Санкт- Петербургской православной духовной академии в 2011-2012 учебном году. Положение об аспирантуре предполагается принять на августовском заседании ученого совета учебного заведения и с сентября начать прием документов, сообщает Патриархия.ру. Ожидаемое открытие аспирантуры станет одним из шагов по реализации принятой Священным Синодом 22 марта этого года «Концепции дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви». В документе говорится о необходимости перехода на трехуровневую систему образования по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Обучение по программам бакалавриата и магистратуры началось в СПбПДА с 2010-2011 учебного года; логичным продолжением перехода на новую систему должно стать открытие аспирантуры. При разработке положения об аспирантуре СПбПДА за образец были взяты аналогичные положения светских вузов, а для консультаций приглашались светские специалисты. Таким образом, с учетом синодального решения и отталкиваясь от практики отечественной светской системы образования, аспирантура СПбПДА призвана стать основной формой подготовки научно-педагогических и научных кадров для богословских научно-исследовательских и учебных заведений. Читайте также: Духовные школы: на пороге реформ Архимандрит Кирилл (Говорун) о перспективах развития богословского образования Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024

http://pravmir.ru/pri-sankt-peterburgsko...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Воспитание должно быть непрерывным» Интервью председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия порталу «Богослов.Ru» 20.05.2012 369 Время на чтение 10 минут В интервью председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, которое он дал автору портала Игорю Петровскому, поднимается ряд важных тем, связанных с ведением во всех школах Российской Федерации с сентября 2012 года комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Петровский Игорь: Ваше Высокопреосвященство, в свое время проект реформирования учебных программ для духовных школ вызвал бурную дискуссию на страницах портала «Богослов.Ru». Из выступлений Святейшего Патриарха также видно, что тема духовного образования находится в центре пристального внимания Предстоятеля Русской Церкви. С сентября 2012 года духовно-нравственный компонент будет вводиться в программу средней школы. Его составной частью которого являются «Основы православной культуры». Почему такой высокий приоритет у церковных и светских властей приобретает в наши дни тема духовно-нравственного и культурного воспитания? Мирополит Меркурий: Духовно-нравственное воспитание человека во все времена являлось одним из важнейших вопросов. Опыт нашей жизни свидетельствует о том, что только знания, даже самые высокие, не способны сделать человека человеком. Один из древних философов сказал, что «наука, лишенная Бога, - это великолепное зло». И это действительно так, потому что знание и влияние, при отсутствии нравственного сдерживающего начала, порождают гегемонию одного человека над другим. Учитывая, что человеческая природа имеет склонность ко греху, мы остро осознаем необходимость нравственного начала. Сейчас уже все - и верующие, и неверующие, и духовенство, и светские люди понимают необходимость духовной культуры для общества и личности.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010