Таким образом, система получения знаний в новой структуре духовного образования должна быть дополнена системой приобретения навыков самостоятельного адаптирования знаний к тем или иным ситуациям. Важно, чтобы те богословские знания, которые получает студент в семинарии или академии, он мог эффективно и творчески применять в своей пастырской или академической деятельности. Новые цели образования и современные формы обучения. Важнейшим фактором в процессе образования становится самостоятельная работа студента. Многие из нас прошли через старую классическую семинарскую систему, в которой процесс получения знаний сводится к сидению на лекциях, когда преподаватель держит перед собой конспект и почти механически зачитывает оттуда урок. В лучшем случае преподаватель, если он хороший специалист, может выйти за рамки конспекта и рассказать что-то от себя. Студент же чаще всего пассивно воспринимает определенный объем знаний, передаваемый преподавателем. В новой системе лекция становится интерактивной — она предполагает активную вовлеченность студента в процесс получения знаний и навыков. В целом в современной системе образования лекции перестают быть доминирующей частью процесса образования, на них отводится лишь около половины учебного времени, остальное — это самостоятельная работа в виде семинаров, чтения учебной литературы и т.п. В связи с этим меняется и отношение к учебному пособию. Сейчас студенту достаточно выйти в интернет, чтобы найти гораздо больше информации, чем содержится в любом учебнике. В новой системе учебник формирует лишь рамочное понимание предмета. И студент должен уметь самостоятельно наполнять эти рамки знаниями, необходимыми для решения той или иной задачи. Для этого одного только учебника становится недостаточно. Необходимы, во-первых, советы преподавателя, а во-вторых, погружение в широкий круг дидактических материалов, куда входят монографии и научные статьи. Студент должен погрузиться в этот круг чтения, чтобы научиться ориентироваться в массивах знаний. Характерной чертой современной научной литературы является вариативность мнений. В рамках рекомендуемой литературы можно встретить различные точки зрения на один и тот же вопрос, и это не должно никого обескураживать. Студенты должны уметь не теряться в этой вариативности, которая способствует формированию объемности знаний.

http://patriarchia.ru/db/text/1262595.ht...

«Самара православная» выступает против реформы областной системы образования Самара, 13 января 2004 г. 29 декабря в Самарской Духовной семинарии состоялось годовое итоговое собрание регионального движения " Самара Православная " . Открыл собрание и обратился к присутствующим с приветственным словом Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. С главным докладом выступил председатель движения писатель А.А. Солоницын. Участники собрания подвели итоги своей деятельности за истекший год, обменялись мнениями относительно перспектив движения и приняли резолюцию по самому животрепещущему вопросу: как повлиять на процессы реформирования образования, которые, с точки зрения православных самарцев, идут не в том направлении и способны лишь усугубить и без того болезненное состояние нашего общества, сообщает пресс-служба Самарской пархии. Резолюция открытого собрания регионального общественного движения " Самара православная " " Найти пути к спасению детей и юношества " Мы, педагоги школ, средних и высших учебных заведений, ученые, писатели, врачи, представители технической интеллигенции, служащие, объединенные общей тревогой за будущее подрастающего поколения, собрались, чтобы выразить свое отношение к проблемам образования и воспитания, которые накопились в сегодняшней педагогической практике. Эксперимент по реформированию системы образования, в котором Самарская губерния является лидером, вызывает у нас не радость и удовлетворение, а наоборот - горькое разочарование и боль. Мы верили, что Договор о сотрудничестве между департаментом науки и образования Самарской областной администрации и епархиальным управлением Русской Православной Церкви будет способствовать развитию духовности и нравственности молодого поколения. Но руководство областного управления науки и образования выбрало совсем иной путь. Остались без внимания и многочисленные встречи представителей духовенства, православной общественности с руководителями Департамента, на которых настойчиво обращалось внимание последних не только на необходимость преподавания в школах предмета " Основы православной культуры " , но и на общий характер реформы, которая, к сожалению, не исходит из традиций нашего народа, не учитывает богатейший опыт, накопленный педагогами предшествующих поколений.

http://pravoslavie.ru/8636.html

Развитие церковной науки — приоритетная задача Церкви в области духовного образования 24 июня 2008 г. 15:15 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своём докладе на Архиерейском Соборе пристальное внимание уделил развитию богословской науки и духовного образования в Русской Православной Церкви. В межсоборный период Синодальной богословской комиссией было организовано две международных конференции: «Эсхатологическое учение Церкви» (Москва, 14-17 ноября 2005 г.) и «Православной учение о церковных таинствах» (Москва, 13-16 ноября 2007 г.). «Уровень этих конференций, — подчеркнул Святейший Патриарх, — соответствует сегодня самому высокому международному стандарту проведения научных форумов». Особое внимание в докладе Его Святейшества было уделено вопросам духовного образования. Указав на открытие 12 новых духовных школ,  Святейший Патриарх обратил внимание на то, что при основании новых учебных заведений «требуются не только постоянные материальные вложения, но и сугубые усилия епархиального архиерея, на котором лежит ответственность, в том числе и за должный подбор и обеспечение педагогического состава, и за достойный бытовой уровень жизни студентов». В межсоборный период был завершен процесс реформирования духовных семинарий и академий. Итоги реформы оценены как положительные. 29 августа 2007 г. Священным Синодом были утверждены Концепция духовного образования, а также образовательные стандарты Академии и Семинарии. Следующий этап – создание Высшей церковной аттестационной комиссии и разработка нормативной документации. До сих пор остается актуальной проблема повышения уровня научной работы в духовных учебных заведениях. «Необходимо помнить, — отметил Святейший Патриарх, — что науки без финансирования не бывает, тем более что церковная наука не может быть самоокупаемой». Без достаточного финансирования невозможны качественная комплектация библиотек и подписка на серии отечественных и зарубежных научных изданий. Научная деятельность кафедр должна стать одним из главных показателей эффективности работы академии; в то же время «такая работа практически невозможна, когда почти все преподаватели работают в нескольких местах и приезжают в академию или семинарию только для того, чтобы прочитать лекции».

http://patriarchia.ru/db/text/426970.htm...

История современной системы образования представляет непрерывную череду образовательных реформ. Как правило, их суть сводится к стремлению изменить сознание человека, его воззрения и ценности и воспитать «человека новой формации». Понимая, что в основе народных воззрений лежат религиозные воззрения, «реформаторы» основные усилия направляют на изменение именно этой основы. Так называемые демократические преобразования в нашем обществе потребовали новых основ реформирования системы образования. От атеизма через оккультизм, теософию, сектантство, парапсихологию и другие учения, получившие общее название нетрадиционных, минуя традиционное православие, система образования на какое-то время нашла свое успокоение в гуманизме. Само название этого мировоззрения происходит от латинского " humanus», что переводится как «человечный». В гуманистическом мировоззрении привлекают принципы равенства, справедливости, уважение к человеческому достоинству, забота о благе людей. Но по своей сути гуманизм является антихристианским направлением, замаскированным атеизмом. Гуманизм обожествляет человека, поклоняется твари вместо поклонения Творцу. Процесс разрушения государства сопровождался целенаправленным разрушением традиционной системы ценностей. Патриотизм был осмеян, воспитание целомудрия заменялось сексуальным воспитанием, физическая культура уступила свое место валеологии. Наибольшим нападкам подверглась семья. Стимулирование вольной жизни подростка, основанной на непослушании своим родителям, стало излюбленным приемом средств массовой информации. Изменилось содержание образования. Сокращены часы по предметам гуманитарного цикла, таких как русский язык, русская литература, история. Вместо основ наук все более изучаются их прикладные направления. Целью обучения и воспитания становятся успешность, карьера, вхождение в общество западного типа. Формируется система образования адаптационного типа, позволяющая молодому человеку приспособиться к условиям жизни в обществе, но исключающая условия для его духовного, а значит, личностного роста.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

При 10 серпня 2011 р. 12:55 Ученый совет Санкт-Петербургской православной духовной академии на заседании 10 июня 2011 года принял решение об открытии в 2011-2012 учебном году аспирантуры. Положение об аспирантуре предполагается принять на августовском заседании Совета и с сентября начать прием документов. Ожидаемое открытие аспирантуры станет одним из шагов по реализации принятой Священным Синодом 22 марта сего года «Концепции дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви» , в котором говорится о необходимости перехода на трехуровневую систему образования по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры (п. 4). Обучение по программам бакалавриата и магистратуры началось в СПбПДА с 2010-2011 учебного года; логичным продолжением перехода на новую систему должно стать открытие аспирантуры. Согласно Концепции, аспирантура мыслится как «третий уровень образования, цель которого — осуществление научного исследования» с изложением его результатов в виде диссертации (п. 10). Поскольку Концепция особо оговаривает, что к диссертациям должны быть применимы требования, выдвигаемые к научно-исследовательским работам Высшей аттестационной комиссией в отечественной светской системе образования (п. 12-13), то при разработке положения об аспирантуре СПбПДА были взяты за образец положения об аспирантуре в светских вузах, а для консультаций были приглашены светские специалисты. Таким образом, с учетом синодального решения и отталкиваясь от практики отечественной светской системы образования, аспирантура СПбПДА призвана стать основной формой подготовки научно-педагогических и научных кадров для богословских научно-исследовательских и учебных заведений. Предполагается, что обучение в аспирантуре СПбПДА будет осуществляться по заочной форме обучения не более четырех лет; прием заявлений начнется в сентябре. Поступать в аспирантуру смогут лица, имеющие степень магистра, а также выпускники духовных академий прошлых лет. Поступающие в аспирантуру будут сдавать вступительные экзамены по философии, иностранному языку, специальной дисциплине. Для поступивших будут утверждены темы диссертаций и назначены научные руководители (после обсуждения на соответствующих кафедрах).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1595593...

Архив Пн Опубликован рейтинг высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви за 2023 год 28 декабря 2023 г. 19:37 Рейтинг духовных академий и семинарий Русской Православной Церкви был представлен и утвержден 26 декабря 2023 года на совместном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Рейтинг высших духовных учебных заведений 2023 года учитывает результаты выездных инспекционных проверок 40 учебных заведений: Кроме того, учитываются данные из ежегодных статистических отчетов высших духовных учебных заведений за три последних календарных года. Впервые рейтинг духовных школ был сформирован и представлен на утверждение Высшего Церковного Совета в 2012 году, когда Учебным комитетом и экспертным сообществом были окончательно сформированы требования к системе высшего духовного образования и проведено инспектирование всех духовных школ Русской Православной Церкви. Приоритетной задачей перед системой духовного образования стояло приведение образовательной деятельности академий и семинарий к соблюдению государственного законодательства в сфере высшего образования: получению лицензий на ведение образовательной деятельности и формированию учебно-методической документации. В дальнейшем было принято решение о постепенном реформировании рейтинга духовных школ в сторону повышения значимости содержательных параметров, таких как оценка знаний студентов, научная и воспитательская работа. Основными параметрами, подлежащими оценке, являются: Максимальная планка рейтинга достигает 100 баллов. С 2022 года во исполнение решения Священного Синода (журнал 115 от 29.12.2021) о необходимости получения государственной аккредитации в течении 5 лет всеми духовными школами Русской Православной Церкви при формировании рейтинга была использована обновленная методика, соотносящаяся с аккредитационными показателями, предъявляемыми Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором). Баллы духовных школ, прошедших инспекционные проверки до 2022 года, были актуализированы в связи с изменениями параметров рейтинга.

http://patriarchia.ru/db/text/6089527.ht...

Наконец, третий уровень — докторантура. Это уровень, которого до недавнего времени в нашей системе духовного образования не существовало вообще. На этом уровне студент работает все время самостоятельно. Он уже не посещает лекции и семинары, он сам определяет свой распорядок дня, посещает библиотеки и выбирает научную литературу. Единственная внешняя помощь, которая ему оказывается — это помощь научного руководителя или консультанта, который, исходя из собственного опыта или знаний, может что-то подсказать докторанту по сути его работы или по форме, в которой должен быть подан материал. Я вспоминаю время своего обучения в Оксфордском университете – мой профессор, Владыка Каллист, митрополит Диоклийский, тогда епископ, который более тридцати лет преподавал в Оксфордском университете, был моим научным консультантом, но это консультирование сводилось к тому, что я приносил ему уже готовые части своей работы, они их прочитывал и делал какие-то комментарии. Таким образом, вся моя работа на 99,9 процентов была самостоятельной. Роль научного руководителя заключалась скорее в неких поощрительных и подбадривающих функциях, которые он регулярно и очень успешно выполнял. Докторская работа — это не просто компиляция того или иного материала, это не просто пересказ взглядов тех или иных ученых; это, как правило, самостоятельное исследование, которое должно внести вклад в развитие науки, и докторская диссертация предполагает некие научные открытия. Именно в этом заключается качественное различие между диссертацией магистерской и диссертацией докторской — если от магистерской работы не требуется оригинальности, то в докторской работе она необходима, и пожалуй, это основное требование, которое предъявляется к докторской работе. Она должна быть оригинальным самостоятельным исследованием. Как совместить, как синхронизировать современную систему, которая существует на Западе, с нашей системой духовного образования? Прежде всего, как вы, наверное, заметили, на Западе не существует научной степени, которая у нас пока существует — степени кандидата наук, в нашем контексте — кандидата богословия. При дальнейшем реформировании системы духовного образования, возможно, эта степень исчезнет совсем, но пока она остается в качестве некой альтернативы докторской работе. Если мы придем к тому, что у нас сложится трехступенчатая система духовного образования, — а именно над этим, как я понимаю, сейчас работает Учебный комитет, — то у нас будет уровень бакалавриата, уровень магистратуры и затем — два варианта: либо человек, окончив магистратуру, будет способен написать самостоятельное фундаментальное оригинальное исследование, и тогда это будет диссертация докторская, либо он напишет исследование менее фундаментальное, менее самостоятельное и более компилятивное, но в то же время серьезное, и тогда это будет работа кандидатская. Пока сохраняются две таких опции; думаю, со временем останется только одна, и кандидатская степень исчезнет.

http://patriarchia.ru/db/text/1158271.ht...

Епископ Пимен всегда оставался убеждённым сторонником сложившегося в России семинарского образования и выступал против его реформирования. Принцип этого образования он определял, как движение от формирования мышления и речи к самостоятельному размышлению о сущем и, наконец, к выходу на высоту созерцания в богословии. По его словам, «с этим образованием не может сравниться никакое другое среднее образование. Теперешний строй нашей духовной школы укрепился веками, освящён продолжительным употреблением и хорошо приспособлен к естественному и духовному росту человека». Считая духовенство «лучшим сословием России», он был против разрушения сословной замкнутости духовной семинарии. По его мнению, это привело бы к разрушению духовных устоев этого сословия. С принципиальной точки зрения, если сравнить семинаристов и академистов с христианским идеалом, то критика будет справедливой, но «ни дворянство, ни купечество, ни мещанство, ни крестьянство лучшего педагогического материала в духовную школу не дадут» 72 . 74 Путеводитель по Киеву. Киев, 1890 г. В 1900 году семинария была окончена по первому разряду. Из пятидесяти человек выпуска первыми по успехам были: Поспелов Александр, Судаков Иван и Белоликов Пётр. Годы спустя отец Пимен, сам ректор духовной семинарии, признавался, что ему и его товарищам «образование давалось с большим трудом и немалыми скорбями». Действительно, по учебной напряженности и требованиям, это была трудная школа, но преодоление трудностей в учении вырабатывают усидчивость, терпение, закаляют волю. Архиепископ Новгородский Феогност лично прощался с выпускниками семинарии. 6 июня 1900 года он, по установленному им обычаю, прибыл на последний экзамен и вручил молодым людям по серебряному крестику, по его словам, «в знак другого креста, который возлагается на них при вступлении в жизнь». Духовная академия В 1918 году революционная печать города Верного обрушилась с критикой на образование, полученное верненским архиереем Пименом в Киевской духовной академии. Автор из бывших псаломщиков взялся за дело, как ему казалось, с достаточной осведомлённостью. Выпускники духовных академий все до одного представлялись у него схоластами, прагматиками и карьеристами. В нападках слышалась плохо скрытая обида: духовно-академическое образование было доступно немногим. В этом в первую очередь состояла «вина» Киевской духовной академии и её выпускников.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Вопрос о целесообразности аккредитации духовных школ остается до известной степени еще открытым, хотя большинство руководителей духовных школ исходит из перспективы таковой аккредитации в будущем. Но совершенно очевидно, что все духовные школы должны пройти лицензирование в министерстве образования Российской Федерации (это касается Духовных академий и семинарий, расположенных на территории России) или в местных органах образования (Духовные училища и пастырские курсы). В противном случае мы окажемся в положении, противоречащем действующему государственному законодательству. Между тем, в настоящее время лицензии имеют только Московские и Санкт-Петербургские Духовные Академии и Семинарии и ПСТБИ, а также Белгородская, Казанская, Калужская, Коломенская, Костромская, Нижегородская,Самарская, Смоленская, Тобольская Духовные Семинарии. В Томской и Николо-Угрешской семинариях лицензирование проведено, но соответствующий приказ министра образования еще не подписан. Ректорское совещание, состоявшееся в Тобольске, потребовало от духовных школ, которые не получили лицензию, пройти лицензирование безотлагательно. Главным предметом дискуссии на ректорском совещании в Тобольске были вопросы, связанные с реформой системы духовного образования Русской Православной Церкви, с уточнением отдельных положений этой реформы, с оценкой уже имеющихся результатов на этом пути и возникающих в процессе реформирования проблем. Суть реформы, как известно, заключается в том, что Семинария, продолжая решать ту же задачу, какую она решала и ранее, -подготовку пастырей, преобразуется в 5-летнюю высшую школу, в которой преподаются основные богословские и церковно-исторические дисциплины в том объеме, в каком они преподаются ныне в Духовных академиях. А в Духовных академиях, призванных готовить церковных ученых, преподавателей духовных учебных заведений, особый акцент делается на специализации, с этой целью будут введены отделения: богословское, библейское, церковно-историческое и церковно-практическое; с более узкой специализацией по кафедрам.

http://sedmitza.ru/lib/text/429364/

Кроме того, в специальной рабочей группе под председательством митрополита Волоколамского Илариона ведется сложная и долговременная работа по подготовке и изданию учебников для семинарий. Попрошу владыку Илариона рассказать о ходе этой работы по завершении моего доклада. Вторым уровнем высшего духовного образования является магистратура, которая призвана готовить кадры для научно-исследовательской, преподавательской и церковно-административной деятельности. Наибольшее количество магистрантов сегодня обучаются по традиционным направлениям: церковно-практическому, богословскому, историческому и библейскому. Откликаясь на требования времени, учебные заведения открывают и новые магистерские программы. Приведу несколько примеров: Духовным учебным заведениям, получившим право развивать магистерские программы, следует продолжить работу по расширению их спектра, сообразуясь при этом с реальными научными и практическими нуждами Церкви. Лучшие выпускники магистратуры продолжают свою подготовку в аспирантуре. Процесс реформирования духовных школ затронул и этот уровень образования. В частности, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия формируется корпус нормативных документов, касающихся богословского образования на этом уровне. В Общецерковном докторском диссертационном совете проводятся защиты диссертаций на соискание ученых степеней доктора богословия и церковной истории. Можно отметить высокий научный уровень работ, представляемых к защите. Каждая из диссертаций является вкладом в развитие одной из отраслей церковной науки, соответствует критериям оригинальности и профессиональной компетентности, установившимся в светском научном сообществе. В процессе совершенствования духовных учебных заведений есть и трудности. Приведу для примера статистику по выпускникам российских семинарий, включая очную и заочную формы обучения: только 48% выпускников бакалаврских программ и 63% выпускников магистерских программ успешно прошли в 2014/2015 учебном году выпускную итоговую аттестацию и получили дипломы. Остальные выпускники — в большинстве своем это заочники — получили лишь справку об окончании обучения. Это связано в том числе с тем, что для контроля над уровнем выпускных экзаменов и защитой квалификационных работ введена система дистанционного наблюдения. Представители Учебного комитета наблюдают за проведением всех без исключений экзаменов и защит работ: либо в режиме реального времени, либо в записи. Как следствие, подход к экзаменам стал более строгим. Таким образом, повышение качества образования в духовных учебных заведениях остается первоочередной задачей Учебного комитета и каждого епархиального архиерея.

http://pravmir.ru/doklad-patriarha-kiril...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010