Концепция дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви 22 марта 2011 г. 17:31 Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 марта 2011 года ( журнал 11 ). 1. Задачей реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви является повышение уровня подготовки пастырей, научно-преподавательских кадров, работников в области религиозного образования, социального и молодежного служения, регентов, иконописцев, миссионеров. Этот уровень должен в более полной мере соответствовать тем задачам, которые выполняет Церковь в условиях современного общества. Решение поставленной задачи обеспечивается, в частности, совместимостью системы духовного образования со светскими системами образования в странах, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви, а также с международной системой богословского образования. Упомянутые системы, в свою очередь, сами активно развиваются и переходят к новым стандартам. В связи с этим процесс реформирования духовного образования, начатый в 1989 году, необходимо продолжить с учетом новых условий, складывающихся в отечественном светском и международном богословском образовании. 2. В рамках реформирования духовного образования уже осуществлен переход на пятилетнюю программу обучения в духовных семинариях, что приравняло последние к ВУЗам. Также введена специализация в духовных академиях, которые были переведены на трехлетнюю программу обучения. Осуществленные преобразования являются отправной точкой для проведения дальнейших реформ. Эти реформы должны осуществляться не только в направлении количественных изменений, но прежде всего, предполагают качественные преобразования, затрагивающие процесс преподавания, отношение к нему со стороны преподавателей и студентов. Целью образовательного процесса становится приобретение комплексных результатов обучения, которые включают в себя, помимо знаний, специальные умения и компетенции, определяемые Церковью.

http://patriarchia.ru/db/text/1434901.ht...

Архив Пн Протоиерей Максим Козлов: Необходимо оценить общее «состояние здоровья» нашей системы духовного образования 20 марта 2013 г. 16:52 В конце 2012 года инспекционные группы сотрудников Учебного комитета , административных работников и преподавателей ведущих духовных учреждений Русской Православной Церкви посетили с проверками 36 духовных школ. С какой целью были организованы инспекции, в чем они состояли и каков их итог, рассказал первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов . Интервью опубликовано в «Журнале Московской Патриархии» ( 3, 2013 ). — Отец Максим, в минувшем году Учебный комитет провел проверку во всех без исключения семинариях Русской Православной Церкви на территории России. Пожалуйста, расскажите о целях и задачах, которые стояли перед вами. — Со времени формирования современной системы духовного образования, то есть той, которая начала складываться с конца 1980-х — начала 1990-х годов, это первый подобный опыт, когда в хронологически весьма сжатый период Учебным комитетом были проинспектированы все духовные семинарии на территории Российской Федерации, а таковых у нас 36. Ранее инспекции проводились, но не в таких масштабах. Как правило, это были единичные проверки в случаях, когда требовалось принять решение об открытии духовной школы, изменении ее статуса (скажем, с духовного училища на семинарию), или в ситуациях, когда внутри духовной школы происходили процессы (и положительные, и негативные), которые требовали взгляда из центрального церковного учреждения. Нынешний цикл проверок проходил — и об этом сказал Святейший Патриарх Кирилл в докладе на минувшем Архиерейском Соборе — в рамках реформирования системы духовного образования и был связан с необходимостью оценить общее, скажем так, «состояние здоровья» нашей системы духовного образования. С момента возникновения новых реалий жизни, в которые наша Церковь вступила на границе 1980-1990-х годов, прошло более 20 лет. С одной стороны, в различных областях церковной жизни, в том числе в сфере духовного образования, за это время был пройден большой путь и накоплен значительный опыт. С другой стороны, сама система духовного образования претерпевала неоднократные изменения и корректировки (кстати, как и система высшего светского образования в нашем государстве). Назрела необходимость понять, что мы имеем сейчас и в каком направлении нам двигаться дальше, какой опыт можно считать позитивным и на нем базироваться, а в чем нужна корректировка курса.

http://patriarchia.ru/db/text/2859085.ht...

2. Утвердить следующий состав Высшего Церковного Совета под председательством Патриарха:   ЖУРНАЛ 11 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о продолжающейся реформе системы духовного образования Русской Православной Церкви. Справка: Продолжая реформирование системы духовного образования, Учебный комитет при Священном Синоде разработал ее новую модель, адаптированную к современным требованиям государственных и международных образовательных стандартов. К разработке данной модели были привлечены представители ведущих духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Также проект обсуждался на многочисленных форумах с участием как представителей духовных академий и семинарий, так и экспертов в области образования, в том числе: Основные положения новой модели были представлены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в докладе на Архиерейском Соборе (2-4 февраля 2011 г.). В соборном определении «О внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», в частности, сказано: «Освященный Архиерейский Собор одобряет разработанную Учебным комитетом Русской Православной Церкви модель духовного образования, представленную в докладе Святейшего Патриарха Кирилла. После подготовки соответствующих документов Учебному комитету надлежит направить их на утверждение Священного Синода…» (п. 29). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить: 2. В процессе апробации новой системы духовного образования в учебных заведениях Русской Православной Церкви Учебному комитету проанализировать промежуточные результаты и сформулировать предложения по ее дальнейшему усовершенствованию.   ЖУРНАЛ 12 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О положении церковных дел в Челябинской и Ставропольской епархиях. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященного Иова, митрополита Челябинского и Златоустовского, почислить на покой по состоянию здоровья, выразив ему сердечную благодарность за многолетние архипастырские труды. Местом пребывания Преосвященного Иова определить г. Москву. 2. Преосвященным Челябинским и Златоустовским быть Преосвященному Феофану, архиепископу Ставропольскому и Владикавказскому.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1434632...

А.И. Мраморнов. О развитии системы послевузовского и дополнительного образования в Русской Православной Церкви 15 октября 2010 г. 13:00 Портал Патриархия.ru публикует статью доцента Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия , секретаря Ученого совета Общецерковной аспирантуры А.И. Мраморнова, за которую автор получил первую премию в номинации «Богословское образование — традиции и вызовы современности» в конкурсе «Духовное образование в XXI веке». Современный этап реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви идет с 1994 г. Новый импульс этим процессам был придан в прошлом году, с началом Патриаршества нынешнего Предстоятеля Русской Церкви — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который уделяет духовному образованию особое внимание. Настоящая статья посвящена тем переменам, которые уже происходят или могут происходить в ближайшее время на самом высшем уровне духовного образования — послевузовском, включающем научно-богословскую аттестацию, подготовку к ней (собственно, обучение), а также на уровне дополнительного образования. «Духовное образование немыслимо без церковной науки, без богословия, без церковной мысли, без серьезных научно-методических трудов», — подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл В Болонской системе, из которой ныне Русская Православная Церковь вынуждена заимствовать образцы устроения различных научно-образовательных процессов и институтов предусматривает три уровня вузовского и послевузовского обучения: бакалавриат, магистратура, докторантура. При этом бакалавриат является полностью учебным уровнем, на котором передаются знания и некоторые компетенции, магистратура — учебно-научной ступенью образования, на которой студент уже обязан стать исследователем, докторантура — это уже процесс окончательного становления исследователя. Церковная наука в России насчитывает, по крайней мере, два столетия своей истории (с небольшими перерывами на эпоху самых жестоких гонений на Церковь XX в., когда, впрочем, церковная наука продолжала существовать в русском зарубежье).

http://patriarchia.ru/db/text/1295558.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > О мерах по борьбе с сектантством Доклад Святейшему Патриарху для передачи в Совет по делам РПЦ. 22 июля 1945 — 10 апреля 1946 гг. Черновые записи; фрагменты 25.03.2010 447 Время на чтение 11 минут Данная публикация представляет собой фрагмент чернового варианта доклада митрополита Григория (Чукова) «К вопросу о борьбе с сектантством» (22 июля 1945 – 10 апреля 1946 гг.), представленный Святейшему Патриарху для передачи в Совет по делам РПЦ. При современном обсуждении вопросов реформирования духовного образования полезен опыт как дореволюционных духовных школ, так и опыт духовного образования в советский период. Поэтому будет интересно познакомиться с фрагментами доклада высокопреосвященного митрополита Григория (Чукова) «О мерах по борьбе с сектанстсвом». Сам митрополит Григорий является представитель дореволюционной духовной школы, а данный доклад составлен им в 1945-46 гг., когда существовали лишь Богословский институт и пастырские курсы в Москве (с 1946 года — Московская Духовная Академия) и Богословско-пастырские курсы в Ленинг раде (с 1946 года — Ленинградская Духовная семинария). На тот момент духовно-учебной подготовки духовенства в нашей стране не было уже более четверти века. Оставшиеся в живых после репрессий и войны пастыри старой подготовки постепенно умирали, и нужно было растить им смену. Материальное положение и духовенства, и храмов было несравнимо с нынешним, но проблемы, стоявшие тогда перед нашей Церковью, в той или иной мере существуют и поныне. Владыка Григорий рассматривает в своем докладе все имевшиеся на то время проблемы Церкви. Так, вопросы и внешней миссии, и катехизации владыка предлагал пастырям решать внутри храма. Доклад написан для прочтения чиновниками Совета по делам РПЦ, поэтому теоретические сведения представлены на самом элементарном уровне. Раздел «Раскол старообрядчества» в данном черновом варианте не представлен. Еще ранее — в июне 1944 года, когда была начата подготовка к Собору 1945 года, владыка Григорий предлагал в Совете по делам РПЦ поставить на Соборе вопрос об объединении со старообрядцами, однако тогда это не нашло отклика.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Киево-Братский мон-рь и Киевская Духовная Академия. Фотография. 1903 г. В ходе реформы Киево-Могилянская академия должна была быть разделена на 3 самостоятельных учебных заведения: духовное уч-ще, семинарию и академию. Осенью 1816 г. Комиссия духовных училищ сообщила в Киев, что в ближайшее время предполагается введение в академии нового устава. Комиссия просила Киевского митрополита ответить, достаточно ли академических зданий для размещения в них академии, семинарии и уч-ща. Кроме того, поскольку новый устав предполагал коренную реформу учебного процесса, комиссия просила представить в С.-Петербург конспекты лекций преподавателей Киево-Могилянской академии. После рассмотрения представленных конспектов Комиссия духовных уч-щ пришла к выводу, что практически никто из учителей Киево-Могилянской академии не готов к преподаванию по новой программе. Поэтому было решено прислать в киевскую школу в качестве преподавателей выпускников реформированной СПбДА. Однако заместить все вакансии сразу комиссия не могла. Помимо того, из числа воспитанников Киево-Могилянской академии и семинарий Киевского окр. оказалось невозможным набрать достаточное количество студентов, готовых к обучению в академии по новой программе. К тому же материальное положение киевского Братского в честь Богоявления мон-ря , в к-ром располагалась Киево-Могилянская академия, оставалось достаточно сложным: обитель не оправилась от последствий пожара 1811 г., богослужения в Богоявленском соборе не совершались, храм даже не был очищен от мусора, оставшегося после пожара. Все это заставило Комиссию духовных уч-щ 24 июля 1817 г. «открытие Киевской академии по новому образованию отсрочить до совершения хотя бы двухгодичного курса в семинариях Киевского округа по новому их образованию» (Акты. 1913. Т. 4. С. 666). Киевская академия была временно закрыта, а в ее помещениях разместились духовное училище и семинария. Имущество Киево-Могилянской академии было передано КДС, а руководство Киевским духовно-учебным окр. временно перешло к СПбДА, которая открыла в Киеве свою канцелярию.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Проповедь перед причастием произнес иерей Владимир Грицевич. По окончании Литургии Патриарший экзарх обратился к выпускникам и всем собравшимся со словом назидания, после чего прочел благодарственную молитву. Затем архипастырь наградил ректора Минской духовной академии архимандрита Сергия (Акимова) во внимание к усердным трудам во славу Матери-Церкви орденом святителя Кирилла Туровского II степени. Грамотой Патриаршего экзарха в связи с 50-летием также был награжден библиограф библиотеки Минской духовной академии Александр Летко. После богослужения состоялся торжественный выпускной акт. Ректор Минской духовной академии архимандрит Сергий (Акимов) представил итоговый доклад о выпуске академии. В своем выступлении он подчеркнул, что совместный выпуск студентов Минской духовной академии и Института теологии БГУ свидетельствует о неразрывных связях между богословским и теологическим образованием, о самых тесных контактах и дружеских отношениях, которые сложились между академией и институтом, между преподавателями, сотрудниками и студентами. Архимандрит Сергий (Акимов) отметил, что для Минской духовной академии нынешний выпуск является 23-м по счету и одновременно это уже 7-й выпуск реформированной Минской духовной академии, 7-й выпуск магистров богословия и 4-й выпуск исследователей, завершивших обучение в аспирантуре. По словам ректора, вот уже 4-й год академия работает в полную силу, обеспечивая подготовку кадров для Белорусской Православной Церкви на втором и третьем уровне богословского образования. В настоящее время МинДА, по словам архимандрита Сергия (Акимова), полностью покрывает потребность Белорусской Православной Церкви в специалистах соответствующего уровня подготовки. Подводя итоги учебного года, выступающий отметил, что в 2021 году свое обучение в магистратуре завершили 33 человека, в том числе с дипломами магистра 29 человек. В завершение архимандрит Сергий (Акимов) выразил слова благодарности всем, кто принимал участие в созидании Минской духовной академии, отметив, что академия это не только стены, а в первую очередь союз профессионалов, осознающих свою ответственность перед Богом, Церковью и обществом в деле подготовки современных церковных специалистов. «Несмотря на все трудности, нам удалось воплотить в жизнь мечту нашего учителя митрополита Филарета о создании в столице Беларуси авторитетного научно-образовательного центра, в котором сойдутся пути богословской и светской науки. И сегодня академия широко известна за пределами нашей страны благодаря научным трудам преподавателей, научно-издательской деятельности, она прославляется своими прекрасными выпускниками», — сказал ректор. Обращаясь к выпускникам, он отметил, что они — будущее Церкви. «Вам продолжать и созидание нашей альма-матер», — напутствовал архимандрит Сергий (Акимов).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5825884...

поиск:   разделы   рассылка Петр (Еремеев), игумен Государственная аккредитация духовных семинарий и академий как путь интеграции духовных учебных заведений в национальную систему высшего образования Источник:  Богослов.ру Сегодня Русская Православная Церковь в связи с изменением политической формации в развитии нашего государства, вынуждена выбирать путь, по которому будет осуществляться дальнейшее развитие духовного образования, модернизация организационной структуры и учебных программ высших духовных учебных заведений. Этому выбору посвящена данная статья. Духовное образование в России на сегодняшний день находится в состоянии определения новых форм научного и образовательного процесса, определения направления своего развития в двадцать первом веке. Наша духовная школа в лице ее лучших представителей всегда стремилась избегать мертвых форм. История свидетельствует, что реформирование духовного образования в России всегда имело целью совершенствование условий для научно-богословского развития духовных школ, повышения качества педагогико-воспитательной деятельности научно-преподавательского состава духовных академий и семинарий. Сегодня Русская Православная Церковь в связи с изменением политической формации в развитии нашего государства, вынуждена выбирать путь, по которому будет осуществляться дальнейшее развитие духовного образования, модернизация организационной структуры и учебных программ высших духовных учебных заведений. Цели государственного лицензирования и аккредитации духовной школы По мысли Святейшего Патриарха Кирилла, в новых условиях " главным мотивом, подвигающим нас к реформированию системы духовного образования, является необходимость повышения уровня обучения и воспитания. Она также должна стать уважаемым и авторитетным партнером как для российской светской, так и для зарубежной богословской образовательных систем " Система духовного образования должна быть динамичной, отвечать современным требованиям государственно-конфессиональных отношений в стране, а также потребностям Церкви в успешной миссионерской, катехизаторской и иной деятельности. Как это сделать, сохранив богатое наследие нашей духовной школы и вместе с тем обеспечив успешное развитие духовного образования и церковной науки в современном мире?

http://religare.ru/2_74941.html

Их цель — регламентация процесса духовного образования с учетом тех реалий, которые сложились в нашем мире, государстве и обществе на протяжении последних десятилетий. Поскольку духовные учебные заведения в первую очередь нацелены на подготовку хорошо образованных пастырей, способных нести священническое служения в условиях быстроизменяющегося мира, ставящего перед сознанием православного человека новые острые вопросы, то можно сказать, что эти постановления имеют важнейшее значения для жизни всей Русской Церкви. — Означает ли это, что образовательный процесс в духовных учебных заведениях до этого не был регламентирован? — Нет конечно. Регламентация была и довольно серьезная. Однако, не секрет, что наши духовные семинарии и академии являются преемниками традиций и форм обучения дореволюционных духовных школ, а также семинарий и академий более позднего периода XX века, сумевших в условиях жесточайшего идеологического прессинга сохранить дух и традиции русского богословия. В советские времена в Русской Православной Церкви было 3 семинарии и 2 академии, сейчас их число выросло многократно. Мы имеем 37 семинарий и 5 академий. При этом следует отметить, что семинарии находятся в разных регионах, большинство из них не имеет еще достаточного опыта организации учебного процесса, поскольку их становление начиналось в буквальном смысле «с нуля». Концепция и образовательные стандарты дают этим учебным заведениям возможность выстроить процесс воспитания и образования в соответствии с общими требованиями, упорядочивающими деятельность духовных школ. Жизнь не стоит на месте. Поэтому Церковь сообразуется с изменяющимися условиями своей деятельности, в том числе и в области образования. Полезно будет вспомнить, что Архиерейские соборы 1989 и 1994 гг. приняли решения о реформировании системы духовного образования. В частности говорилось о повышении статуса семинарий, ставших высшими духовными учебными заведениями. В соответствии с этими соборными определениями в последние годы Учебный комитет Русской Православной Церкви активно осуществлял процесс реформирования духовных учебных заведений. В результате накопился достаточно большой опыт, требующий осмысления и структуризации, что и было осуществлено при составлении принятых Священным Синодом документов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205561...

Аспирантура для богословов, православная субкультура и диптих Поместных Церквей: Патриарх ответил на вопросы журналистов 16 апреля, 2009. Редакция " Правмира " Если мы скажем, что церковность и субкультура – тождественные понятия, то исключим из Православия носителей других субкультур и, в первую очередь, молодежных 15 апреля в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке состоялась традиционная предпасхальная встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с журналистами ведущих информагентств и радиостанций. Скачать Среди участников встречи – корреспонденты «Радио России», радиостанций «Голос России», «Мир», «Радонеж», «Радио Белграда» (Сербия), а также Российского информационного агентства «Новости», ИТАР-ТАСС, ИА «Интерфакс». Отвечая на вопрос журналиста о перспективах реформирования духовных школ в свете взаимоотношений с системами среднего и высшего образования, Его Святейшество подчеркнул, что развитие системы духовного образования является одним из важных приоритетов. «Совершенно очевидно, что богословское образование, несмотря на реформу, которая имела место в девяностые годы, до сих пор не вышло на уровень, который можно было бы признать удовлетворительным, и подготовка кадров, в первую очередь священнослужителей, сегодня требует определенной коррекции, – подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. – Это диктуется самой жизнью: если в прежние времена Церковь находилась в общественной изоляции, то сейчас священник – не только пастырь и совершитель Таинств, но еще и общественно значимая личность. Это особенно явственно чувствуется в селах, деревнях, небольших районных центрах, где священнослужитель входит в число наиболее влиятельных людей. Для того чтобы осуществлять доброе влияние на паству, и уже не только на паству, но и на окружающее общество в целом, помимо глубокого религиозного и молитвенного опыта, который является абсолютно необходимым, у человека должны быть обширные знания». Подчеркнув, что современное общество является информационным, Святейший Владыка сказал: «Слово Церкви, распространяемое через средства массовой информации, достигает многих, поэтому оно должно быть убедительным, должно быть способным реально влиять на состояние человеческих душ и на общественные отношения».

http://pravmir.ru/aspirantura-dlya-bogos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010