Археограф. комис.; т. 6). Основная редакция. «Учение, имже ведати человеку числа всех лет»: фотокопия со списка рукописи Кирика Новгородца.: Наставление как человеку познать счисление лет: перевод текста Кирика Новгородца/публ., пер П. Зубов, Т. И. Коношина; примеч. В. П. Зубов.//Историкоматематические исследования. М.: Гостехиздат, 1953. Вып. 6. С. 174–191. Фототипическое воспроизведение по Погодинскому списку c параллельным русским переводом. «Учение, им же ведати человеку числа всех лет» Кирика//Симонов Р. А. Древнерусская книжность: (в свете новейших источников календарно-арифметического характера): учеб. пособие. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1993. С. 164–167. «Учение» Кирика Новгородца (по Погодинскому списку)/пер. с древнерус. В. П. Зубов, Т. И. Коношина//Симонов Р. А. Кирик Новгородец – ученый XII века/Р. А. Симонов. М., 1980. С. 98–101. «Учение» Кирика Новгородца: Древнерусский текст/публ. и примеч. Р. А. Симонова//Симонов Р. А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси: по данным средневековой книжной культуры/Р. А. Симонов; отв. ред. В. В. Мильков – М.: Наука, 2007. С. 320–326. (Памятники религиозно-философской мысли Древней Руси). «Учение о числах»: (перевод)/пер., примеч., коммент. Р. А. Симонова//Симонов Р.А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси: по данным средневековой книжной культуры/Р. А. Симонов; отв. ред. В. В. Мильков – М.: Наука, 2007. С. 326–335. (Памятники религиозно-философской мысли Древней Руси). Учение о числах//Златоструй. Древняя Русь. X–XIII вв. М., 1990. С. 296–300. Фрагмент «Учения» по рукописи начала XVII в. из собрания РНБ. Соф. 1161, Л 216//Романова А. А. Древнерусские календарнохронологические источники XV–XVII вв./А. А. Романова – СПб., 2002. С. 325. Хавский П. В. Примечания на русския хронологическия вычисления века/П. В. Хавский//Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских. М., 1847. 6 (10), отд. 4. С. 35–37. Дублируется изданный митрополитом Евгением в 1828 г. текст «Учения» по Румянцевскому списку, с исправлением допущенных искажений.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Школы философские были многочисленны, учения затейливы, учители замечательны по остроумию, а иногда по глубине отдельных мыслей; но философия утратила чистый характер науки. Её соприкосновение с религией поколебало все синкретические верования древнего мира, с которыми не могли сжиться ни поэтическая духовность, пробуждённая Платоном, ни искусственная отчётливость аристотелевой логики. В ней самой проявилась потребность восстановить разрушенное и заменить анализ свой синтезом, обнимающим и воссозидающим весь мир и всё сущее, следовательно, религиозным, – и учения философские обратились в новые религии, соединяющие в нестройное целое положения, выведенные из необходимого развития логических данных, с положениями произвольными, созданными жаждой религиозного синтеза. Бесчисленные ученики толпились около учителей, удовлетворяющих более или менее требованиям века; философия достигла, по-видимому, своей новой цели, – перехода в религию. Марк Аврелий и впоследствии Юлиан выразили её надежду на государственное значение. Некоторые другие императоры и, между прочим, Александр Север представляют в этом отношении сходство с Юлианом и Марком Аврелием; но в них высказалось не столько гордое требование философии, сколько смутное желание нового синкретизма, примирённого с нравственными началами. Таков смысл поклонения мудрецам и великим людям в молельне Александра. Оно напоминает Яинство в Индии и довольно забавно было предложено в наше время высоко просвещённой Европе высоко просвещёнными учёными Германии 357 . Но надежды философов были несбыточны. Китай не мог повториться в Европе. Не одинаковые начала и семена лежали в просвещении Китая и в просвещении эллино-римского Мира. Начало буддистское (т. е. Буддизма в его древнейшей форме) 358 было принято Китаем искони вместе с первым лучом жизни государственно-образованной; личность божественного духа исчезла из самого основания религиозного верования и заменена была отвлечённым понятием о нравственном благе и бесстрастной гармонии. Таков смысл Конг-фу-тзеу и Менг-тзеу; Лао-тзеу, несмотря на свою древность, представляет уже иноземное, западное влияние.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

В позднейших произведениях Полонского явственно звучит религиозный мотив, если не как положительная уверенность, то как стремление и готовность к вере: «Блажен, кому дано два слуха — кто и церковный слышит звон, и слышит вещий голос Духа». Последнее собрание стихотворений Полонского достойно заканчивается правдивым поэтическим рассказом «Мечтатель», смысл которого в том, что поэтическая мечта рано умершего героя оказывается чем-то очень реальным. Независимо от стремления к положительной религии, Полонский в своих последних произведениях заглядывает в самые коренные вопросы бытия. Так, его поэтическому сознанию становится ясною тайна времени — та истина, что время не есть создание нового по существу содержания, а только перестановка в разные положени51 одного и того же существенного смысла жизни, который сам по себе есть вечность (стихотворение «Аллегория», яснее — в стихотворении «То в темную бездну, то в светлую бездну» и всего яснее и живее — в стихотворении «Детство нежное, пугливое»). Кроме больших и малых стихотворений Полонский написал несколько обширных романов в прозе: «Признания Сергея Чалыгина» (Спб., 1888), «Крутые горки» (Спб., 1888), «Дешевый город» (Спб., 1888), «Нечаянно» (Москва, 1844). Его юмористическая поэма «Собаки» издана в 1892 г. (Спб.). Сборники стихотворений Полонского: «Гаммы» (1844), «Стихотворения 1845 года» (1846), «Сазандар» (1849), «Несколько стихотворений» (1851), «Стихотворения» (1855), «Оттиски» (1860), «Кузнечик–Музыкант» (1863), «Разлад» (1866), «Снопы» (1871), «Озими» (1876), «На закате» (1881), «Стихотворения 1841 — 1885 гг.» (1885), «Вечерний звон» (1890). Полное собрание стихотворений Полонского издано в 1896 году в 5 томах. Собрание сочинений издано в 1869 году в 3 томах, в 1886 г. — в 10 т. Ср. о Полонском Белинский, «Сочин.» (т. X); Добролюбов (т. III); Эдельсон, в «Библиот. для чтения» (1864 г., 6); Арсеньев, «Крит, этюды» (т. 11); Страхов, в «Заре» (1871, 9); Кельсиев, в «Всем. Труде» (1868, 9); «Историч. Вестн.» (1887, 5); Вл. Соловьев, в «Ниве» (1896, 2 и 6); Я. П. Полонский, «Рецензент «Отеч. Записок» и ответ ему» (Спб., 1871, брошюрка); Евг. Гаршин, «Поэзия Я. П. Полонского» (Спб., 1887); Перцов, «Философские течения в русской поэзии».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=875...

Подводя итог, скажем, что «Голубиная книга» во многом явилась гениальным религиозно-поэтическим и мировоззренческим предвосхищением всего последующего развертывания отечественной культуры, вплоть до сегодняшнего дня. Крупнейший германский мыслитель и поэт ХХ века М. Хайдеггер упрекал западную философию в том, что она забыла бытие, причём ещё со времен Платона, разделившего Вселенную на мир идей и мир вещей. «Голубиная книга» вещает нам как раз об обратном – о взаимопретворении идей и вещей, души и тела, порождённых и питаемых Христовой любовью. Русское искусство, как и русское миропонимание, ничего не забыли – они видят « Звёзды частые от риз Божиих и Ночи тёмные от дум Господних» , как их всегда видел и переживал наш народ. Александр Леонидович Казин, профессор, доктор философских наук, православный философ, научный руководитель Российского института истории искусств Список литературы: Аввакум, 2003 – Аввакум. Житие протопопа Аввакума им самим написанное. М.: Augsburg im Worden-Verlag, 2003; Горький, 1973 – Горький М. Лев Толстой//Горький М. Полное собрание сочинений: художественные произведения в 25 т. Т. 16. М.: Наука, 1973. С. 260–312; Ильин, 1998 – Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего//Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 7. М.: Русская книга, 1998. С. 453–487; Казин, 2022 – Казин А.Л. Логос серебряного века//Временник Зубовского института. Вып. 3 (34). 2022. С. 9–30; Манн, 1960 – Манн Т. Толстой (К столетию со дня рождения)//Манн Т. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 9. М.: Гос. издательство художественной лит., 1960. С. 620–627; Мережковский, 2000 – Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. М.: Наука, 2000. 588 с.; Непомнящий, 1983 – Непомнящий В.С. Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине. М.: Советский писатель, 1983. 367 с.; Серегина, 2011 – Серегина Н.С. Струны Бояна: к вопросу о программности инструментальной музыки в XII в.//Временник Зубовского института. 2011. С. 7–18; Рильке, 2017 – Рильке Р.-М. Как на Руси появилось бесчестие//Рильке Р.-М. Избранные сочинения и судьба: авторско-переводческий проект Н. Болдырева: в 5 т. Т. 3. М.: Водолей, 2017. С. 24–29;

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/16/go...

Доктор исторических наук Олег Кириченко отметил закономерность развития кризиса на Украине, поскольку для унитарного государства нужна религиозная идентичность. Он отметил, что в нашей политике в отношении Украины мы сами действуем неправильно, поскольку начинаем относиться к ней как к национальному государству, как к национальной церкви. По мнению историка, ситуация сегодня предельно остра. В заключение он сделал вывод, с которым многие не согласились: либо мы дадим автокефалию Украине, либо они её добудут сами. Заместитель председателя Правления Союза писателей России Василий Дворцов отметил, что при обсуждении проблемы раскола мирового Православия нельзя ограничиваться только вопросами канонического права. Надо всегда держать в голове: а какую позицию по этому вопросу занимают старцы? Глава Казанского отделения Русского собрания председатель Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов в своем выступлении отметил, что нам как никогда необходима определённость в понятиях. Нужно четко артикулировать, что раскол - это плохо, его нужно максимально избежать и в этом направлении действовать. Но решать все вопросы необходимо соборно. Сегодняшней нашей Церкви нужна соборность. Доктор философских наук, профессор Анатолий Ветошкин отметил, что к вопросам современного церковного раскола нам необходимо обращаться в контексте тех праздников, которые мы будем скоро отмечать. Помимо 75-летия Великой Победы в наступающем году будет отмечаться ещё одно важное событие - 1058-летие зарождения русской государственности, годовщина национальной идеи. Эти события должны стать точками сборки для разделённого ныне русского народа. Надо искать то, что нас объединяет. Секретарь Русского Собрания Андрей Сошенко отметил, что опасно обсуждать эту проблему только формально, нужно обсуждать существо вопроса. Есть вера - значит есть Русь. Необходимо, чтобы мы соответствовали тому предназначению, ради которого всегда существовала Россия. Член Союза журналистов России, заведующий отделом науки газеты «Культура» Андрей Самохин выдвинул предложение подготовить от имени Русского Собрания резолюцию, в которой предложить Священноначалию наше видение ситуации, поскольку проблема становится очень острой.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/21/ch...

Но идея не умерла и продолжилась в созданном в 1907 г. Религиозно-философском обществе (РФО), состоявшем из тех же последователей Соловьева, а также из «обновленцев», требовавших не только обновления православной Церкви в духе времени, но и замены ее учения неким «новым религиозным сознанием» . Неудивительно, что деятели РФО радостно встретили февраль 1917 г., и не испугались «Великого Октября» . В декабре 1917 г. сотрудники Публичной библиотеки Г. П. Федотов, Н. П. Анциферов и А. А. Мейер с супругами и Л. В. Преображенская организовали кружок «Воскресенье». Постепенно на роль лидера вышли А. А. Мейер и К. А. Половцева (ранее была секретарем РФО). Первоначально кружок являлся идеологическим преемником «левого крыла» – Санкт Петербургского РФО, большинство участников которого скептически относились к православной Церкви, считая, что в ней невозможно свободное развитие христианских идей; «истину» они искали на путях объединения христианства и социализма . Деятельное участие в кружке «Воскресенье» принимали также И. М. Гревс, философ С. А. Алексеев (Аскольдов), большевичка С. Л. Маркус, пианистка М. В. Юдина и др. С «Воскресеньем» были связаны еще несколько религиозно-философских кружков. В декабре 1919 г. в Петрограде деятели РФО объединились в так называемую «Вольную философскую ассоциацию» (Вольфила), филиал которой имелся и в Москве, и укрепили таким образом свои силы в борьбе с ортодоксальным православием и традиционными ценностями русского народа . Возглавляли «Вольфилу» Андрей Белый и Иванов-Разумник, отмечавшие извращение «подлинной революционности» большевиками и призывавшие к более глубокой «революции духа» и созиданию «культуры свободы» . Результатом этой кипучей деятельности «реформаторов» стало резкое усиление нападок либеральной прессы на православное духовенство . Согласно § 3 «Положения о Богословском институте» «распространять в обществе христианские понятия» – и в противовес «Вольфиле» 18 марта 1920 г. после первого заседания Правления института протоиерей Н. К. Чуков, И. П. Щербов, Ю. П. Новицкий и Ф. К. Андреев обсудили вопрос об организации при институте религиозно-философского общества и Братства св. Софии . «Платформу» для братства они решили взять из прежнего устава «св. Софии» , наметили характер дятельности и лиц, к которым желательно ректору обраться с письмом и, доложив Совету института, испросить благословение митрополита . Как «ректору, мечтающему объединить верующую интеллигенцию», Щербов подарил протоиерею Н. К. Чукову на именины 17 февраля книгу «Записки религиозно-философских собраний 1901–1903 гг.» , в которых он в свое время участвовал.

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

Органами народного просвещения на греческом востоке, на ряду со школами различного типа, служат и так называемые силлоги (σλλογοι) или общества. Эти общества организуются частными лицами, имеют в своём составе известное число членов и действуют по определённой программе. Они издают учёные труды, производят различные научные исследования, преимущественно в области истории и археологии греческого народа, основывают народные школы, устраивают библиотеки и читальни, организуют народные чтения и беседы и вообще различными средствами возбуждают в греческом народе интерес к просвещению и содействуют народно-просветительному движению в стране. Во главе греческих силлогов настоящего времени нужно поставить Еллинский филологический силлог (λληνικς φιλολογικς σλλογος) в Константинополе. Он основан в 1862 году, преследует научные цели и руководит учено-литературными занятиями на всём греческом востоке. Он состоит из нескольких отделений – философского, исторического, археологического, юридического, медицинского, политико-экономического, литературно-филологического и других и занимается специальной разработкой научных вопросов в указанных областях знания. Каждое из отделений имеет своего председателя и определённый круг членов, а во главе силлога стоит главный председатель. Силлог издаёт свои учёные труды, занимается историческими изысканиями, устраивает археологические экскурсии и раскопки и т. п. Деятельность его весьма почтенна и заслуги его для науки очень серьёзны. Ежегодно силлог устраивает торжественное собрание, на котором читается отчёт о его деятельности. Собрание обыкновенно происходит в присутствии патриарха, членов синода и многочисленной публики, которая с восторгом приветствует благотворную деятельность силлога в области просвещения. В конце 1879 года в Константинополе было основано Общество средневековых исследований (ταιρα τν μεσαιωνικν ρευνν). С целью исследования и изучения средневекового эллинизма во всех отношениях; в частности, оно исследует домашнюю, религиозную, умственную и политическую жизнь греков в византийскую эпоху. И это общество знакомит публику со своей деятельностью посредством учёных изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

– Позитивные в своем отзыве, подписанном шестью пасторами и только четырьмя мирянами, готовы признать, что Ято, как пастор, вел себя вполне достойно и даже в отношениях к ним был всегда вежлив и любезен; не отрицают они и того, что, благодаря его выдающемуся ораторскому таланту и воодушевлению, проповедь его имела большой успех; но, с другой стороны, они не могут умолчать и о том, что за последнее десятилетие под влиянием либерально-богословских, философских и эстетических течений, в религиозных убеждениях Ято произошел переворот: то, что он теперь проповедует своей общине, стоит в полном противоречии с основными пунктами христианства; и если в некоторых атеистах Ято, действительно, удалось пробудить интерес к религиозным вопросам, то, с другой стороны, многих верующих протестантов он отклонил своим радикализмом от евангелической церкви и в Кёльнской общине поселил раздор и смуту; многих верующих смущает то, что со стороны церковной власти не было принято до сих пор никаких мерь против вредной деятельности Ято, и позитивные члены пресвитерия надеются, что в. ц. совет предпримет, наконец, что-либо решительное, чтобы не дать злу распространяться далее. Не только пресвитер Кёльнской общины, но и сама община поспешила высказать свое отношение к делу Ято. Так, например, 29 янв. 1911 г. состоялось в Кёльне многочисленное собрание либералов (до 2000 человек), которое постановило выразить в. ц. совету глубокое недоумение и огорчение (Schmerzliches Befremden) по поводу того, что он, привлекая пастора к суду, не нашел нужными спросить саму общину, какого она мнения о своем пасторе. Являясь представителем огромного большинства Кёльнских протестантов 1030 , собрание считает себя поэтому вынужденным —629— заявить перед лицами всей Прусской церкви и всего мира (?), что Ято в течение всей своей свыше 20-летней жизни в Кёльне, был образцом благочестия; именно его воодушевленной проповеди обязана община тем, что место церковного отчуждения и индифферентизма заступила в ней радостная ревность по вере и оживленная церковная деятельность; те убеждения, к которым пришел Яго по вопросам о Боге, Иисусе, загробной жизни и пр., не могут быть названы ересью, так как в евангелической церкви должна господствовать полная свобода совести и богословского исследования; в виду этого, собравшиеся заявляют, что они и впредь будут держаться Ято, какая бы судьба его ни постигла, и призывают всех протестантов поддерживать их в предстоящей борьбе, от которой они ожидают не падения, а блага церкви 1031 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В оценке духовных учебных заведений высказывается мысль о том ненормальном положении, которое занимают в них в качестве высшей администрации монашества, лица без должной подготовки, опыта, без достаточного выбора. Они-то и погубили нашу духовную школу, главным образом воспитательную ее сторону. Они губят и наш епископат. Выдвинутые с головокружительной быстротой на самые высшие, чисто церковные должности в качестве ректоров семинарий эти будущие кандидаты епископата проходят дурную школу в смысле подготовки к этому высокому служению. Дальше идут указания на отношения между епископатом и духовенством, чрезвычайно ненормальные. Епископ, это тот господин, к которому духовенство может питать только один страх. Права духовенства ничем не ограничены. Епископ полный хозяин над судьбой вверенного ему духовенства. Как на конкретные факты указывается на то, как часто епископы переводят с места на место десятки священников и этим без сожаления разоряют их. Указывается, что в уставе нашей духовной консистории есть пункты, которыми узаконяется это бесконтрольное распоряжение судьбами духовенства со стороны епископа. Ненормальность отношений епископата и духовенства выражается и в том, что епископ не позволяет вести организованную жизнь нашему приходскому духовенству. Всякие собрания духовенства, особенно если они выходят за пределы обсуждения профессиональных нужд и ставят вопросы, в прямом смысле религиозные или церковные, – возбуждают неудовольствие епископата, и епископы прикрывают эти собрания. Здесь требуется полное право организованной жизни духовенства и высказывается попутно такое мнение, такие слова, за которые можно простить все недочеты записки авторам ее: «пасторское дело живое и рабами оно осуществляться в жизни не может». Дальше записка переходит к нуждам, которые достаточно известны даже и данной аудитории, так часто об них говорится в периодической прессе, т.е. о необходимости реформы прихода, о необходимости поставить полнее церковно-приходские школы, развить приходскую благотворительность.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

священник и епископ имеет полнейшую свободу в политическом кредо. Это голос действительности, но и здесь говорят не на языке философском и психологическом, а на языке фактов. Я об этом кредо конкретно говорить не буду, а скажу, что кредо социальное, которое должно быть разработано, должно быть выражено так лучше с нашей стороны, со стороны людей мира, мирного труда подготовить встречу нового человека. Д.С. Мережковский У меня и слова никакого нет. Я хотел выразить полнейшее недоумение по поводу происшедшего спора между г. Кондурушкиным и г. Аничковым. Я ни звука не понял. Г-н Кондурушкин справедливо заметил, что в народе существует глубочайшее непонимание, что такое война, каков смысл войны, и что ежели воюют, то воюют по звериному чувству. Конечно, если народ не понимает, что весьма возможно, то тогда война есть нечто совершенно звериное, и любовь к отечеству есть тоже нечто звериное. Голос Неправда. Д.С. Мережковский Совершенно бессмысленное. Я готов согласиться, что это неправда, что это дьявольское, ибо не надо оскорблять зверей. А циничное, бесстыдное признание, что я люблю себя и только себя, на такое бесстыдство звери не способны. Если бы у них явилось это сознание, они бы, вероятно, его постыдились бы. И воистину, это дьявольское утверждение: я люблю себя и в этом я прекрасен. Мне кажется, что я заснул и вижу скверный сон. Почему меня, человека, хотят сначала сделать зверем, а потом дьяволом ? Я ни то, ни другое. Зачем это делать? Во имя чего? Ничего не понимаю. Председатель Так как докладчик отказывается от заключительного слова, то заседание закрывается. Заседание 28 января 1916 г. Прения по докладам И.М. Свирского «Авторитет, законы и церковность» и Д.В. Колпинского «О реформе Русской Церкви» Председатель Тогда мы, значит, теперь переходим к слушанию докладов отцов Свирского и Колпинского. Я должен сказать, что, к великому нашему сожалению, А.В. Карташев сегодня присутствовать не может, так как он опять заболел. Вчера перед нами встал опять трагический вопрос, откладывать собрание или нет, но так как уже раз за его болезнью собрание было отложено, мы не считали себя вправе отложить его во второй раз.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010