Итак, признавайте за всяким человеком, как существом свободным, свободу мысли (но без права публичного выражения всякой ложной мысли), свободу выбора, свободу дела, свободу жить, или умереть, свободу спастись, или погибнуть, но никак не свободу совести. 7 . Еще над умами наших образованных людей тяготеет ложное мнение о мире христианском, об осторожности относительно иноверцев и сектантов из опасения раздражить умы и страсти и произвести в обществе смуты и, беспорядки. И здесь смешение двух христианских понятий: о мире внешнем, и духовной ревности по вере православной. Относительно внешнего мира апостол Павел говорит: „если возможно, с своей стороны, будьте в мире со всеми людьми» ( Рим. 12, 18 ). А относительно ревности по вере Сам Господь сказал: „не думайте, что я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мат. 10, 34); „Огонь пришел я низвесть на землю: и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» .( Лук. 12, 25 ). Это меч духовный, это огонь ревности и борьбы верующих за божественную истину с человеческими заблуждениями. Его мы видим в широком пламени в первенствующей Церкви и в цветущие века христианства. Где законное поприще этой борьбы? – В области мыслей, учения, прений, нравственных подвигов для защиты веры и побеждения противников. Эта борьба, по слову Спасителя, простирается не только на все христианские общества, но и семейства. „Я пришел, говорит Господь: разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ея, и невестку с свекровью ея. И враги человеку домашние его“ (Мат. 10, 35, 36). И это мы видим в древней Церкви, когда язычники отдавали жен и детей своих на мучения за исповедание имени Христова, а эти последние шли на страдания с молитвою на устах за своих гонителей. Что же из этого следует? – Это значит, не изменяй своим христианским убеждениям ради каких либо человеческих привязанностей и выгод; стой за них крепко, возвещай и защищай их гласно всею силою мысли и слова, но не нарушай мира во внешних отношениях, соблюдай пред всеми обязанности христианской любви; а когда ты не частный человек и обязан защищать в своем лице права своего общественного положения и власти, тогда действуй, как христианин с свободною совестью, умеющий примирить обязанности любви с правами власти. Вот истинные понятия о совмещении ревности по вере с соблюдением мира в христианском обществе. Непонимание этих истин, происходящее от незнания православного учения веры и произвело у нас этот индифферентизм, этот застой, этот нравственный сон, о котором говорит Спаситель: „Когда люди спали, пришел враг хозяина поля, и посеял между пшеницею плевелы, и ушел» (Мат. 13, 25). Вот теперь, проспавши время, когда нужно было оберегать ниву Божию (в чем виновны и мы, и вы), и радуйтесь на все эти плевелы ложных научных воззрений, религиозных заблуждений и бесчисленных сект, заполонивших наше отечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

«Итак, речь идет здесь о сновидении. Бог, не ожидавший, пока Авраам, Иаков и другие заснут, чтобы явиться им, при Соломоне начинает менять свои привычки и ожидает, пока тот начнет видеть сны. Пусть будет так. Но тогда каким образом все это стало известно? Значит, Соломон сам рассказал кому-то свой сон? И так от одного к другому, переходя из уст в уста, этот рассказ дошел до автора Третьей книги Царств, жившего во времена Вавилонского пленения? Довольно все-таки странно, не правда ли? Богословы скажут — это их конек! — что появление бога во сне не уменьшает божественности видения: церковь признает сны божественные и сны диавольские. Сон человеческий, утверждают служители религии, может быть результатом „сверхъестественного“ влияния и не бывает случайным. Примем на минуту это положение. Допустим, что бог действительно явился Соломону. Все-таки Соломон спал и, следовательно, находился не в достаточно полном сознании, чтобы говорить или отвечать. Если бы сам римский папа увидел бы себя во сне богохульником, плюющим на просфору, никто из кардиналов не вменил бы ему этого в вину. Если бы Соломон выбрал во сне славу и богатство, это не имело бы ровно никакого значения. Лучше было бы, если бы бог, задав вопросы, дал Соломону время проснуться, и тогда тот лучше сообразил бы, что надо ответить богу. Ответ бодрствующего человека, избирающего мудрость и пренебрегающего всем прочим, был бы заслугой. Но раз он спал, ответ не в счет: он ровно ничего не стоит. Тем не менее этот бесподобный бог был очарован…» В полемическом задоре Таксиль (получивший, кстати, блестящее религиозное образование в иезуитской школе) явно «передергивает» факты. В случае с Соломоном Бог отнюдь не «меняет Свои привычки». Согласно Библии, именно во сне Он открыл Аврааму, что его потомки будут 400 лет угнетаемыми в чужой земле ( Быт. 15:12-16 ). Во сне Иакову открывается лестница между небом и землей, и в этом же сне Господь обещает сохранить его везде, куда бы тот ни пошел ( Быт. 28:11-16 ). Во сне же Бог открывался всем пророкам, включая и такого великого, как Самуил. Исключение в этом смысле с религиозной точки зрения составлял только Моисей (Моше), о чем прямо от имени самого Бога говорится в «Пятикнижии»: «И сказал: слушайте слова Мои: если и бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем — он верен во всем дому Моем. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях…» ( Чис. 12:6-8 ).

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/?f...

Как венчание влияет на загробную жизнь человека, именно после ухода его из этой жизни? У микрофона протоиерей Олег Стеняев. 25.09.2014 11:15:03 Кульков Сергей Андреевич - Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно, по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев и Владимир Носов. Сегодня наша передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. Вы можете звонить по телефону. Есть вопросы, которые мы получили по интернету. - Вопрос такой: можно ли ослушаться родителей ради религиозного решения? Ведь в Новом Завете говорится, что надо оставить отца и мать и даже не хоронить их. И что  отец у нас - Бог. - Я подготовил цитаты святых отцов по этому вопросу, но сначала хочу прочитать слова архимандрита Кирилла Павлова: «Прежде всего, почитания родителей требует сама природа: ведь благодаря родителям дети призваны к жизни. И уже за одно это они должны ценить своих родителей. Но не только за это. Родители воспитали их, дали им образование, ухаживали, зорко смотрели за каждым их шагом, помогали, когда они имели нужду в посторонней помощи. Перенесли в своем сердце величайшие скорби, трудности, болезни, и, может быть, плакали, скорбели о болезнях своих детей, их неудачах»  Цитаты, которые, возможно, используют задавшие вопрос, взяты из Евангелия от Луки: «Если, кто приходит ко мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк14,26) И какие же объяснения дают святые отцы? Святитель Григорий Великий, Папа Римский, пишет: «Когда мы видим, что наши родители являются помехой на нашем пути к Богу, то за это мы должны пренебречь ими, оставляя их».  Тоесть, если родители запрещают вам молиться, например, читать Писание и так далее, и против вашей религиозности идет прямая агрессия - это, конечно, другая ситуация. И другой текст, который обычно используют люди, которые хотят как-то отделиться от родителей, тоже Евангелие от Луки: «А другому сказал: «Следуй за мной! Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

http://radonezh.ru/text/kak-venchanie-vl...

Как ты сам сказал при наречении, важнейшее влияние на твое пастырское становление оказал Преосвященный Павел, митрополит Рязанский и Михайловский, ныне участвовавший в твоем возведении на епископскую степень. Не пренебрегай же его советами и впредь. Стремись во всем быть единомысленным с главой митрополии, дабы необходимое взаимодействие вы осуществляли «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:2-3). Тебе предстоит много потрудиться для того, чтобы на должном уровне организовать епархиальную деятельность. Убежден, что в этом тебе немало будет способствовать личный, приходской и административный опыт, полученный тобой за годы служения на скопинской земле. Но помни о том, что совершить это важное и ответственное дело невозможно, лишь опираясь на собственные силы, без помощи свыше, поддержки народа Божиего и соработничества пастырей стада Христова. Поэтому особое внимание уделяй подготовке кандидатов в священство, «чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2:8). Вместе с тем необходимо содействовать мирянам, желающим послужить делу церковного свидетельства, стремящимся быть полезным православной общине и ближним. Да будут зримо исполнены слова Апостола языков: «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение» (2 Кор. 6:3). Не забывай и о тех, кто более всего нуждается в заботе, утешении и помощи: о сирых, обездоленных, скорбящих и больных людях. Господь ждет от нас подвига самоограничения, умения жертвовать собой ради другого. Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «Подавать милостыню — б о льшая благодать, нежели мертвых воскрешать; ибо здесь ты благодетельствуешь Христу, а там Он тебе» (Беседа 36-я). Сеяние Евангельского слова особенно бывает плодоносно в юных душах. Посему положи себе обязанностью постоянно поддерживать религиозное образование и катехизацию на высоком уровне. Системная организация воскресных школ, занятий со школьниками и студентами должны стать неотъемлемой частью твоей работы в Винограднике Христовом.

http://patriarchia.ru/db/text/1795916.ht...

Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти. – Лучше мне умереть, – говорил он, – нежели жить. И сказал Бог Ионе: – Неужели ты так сильно опечален тем, что растение засохло? Иона отвечал: – Очень огорчился, даже до смерти. Тогда, отечески вразумляя пророка, Бог сказал: – Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился, и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором было более ста тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой 5968 , и множество скота? После сего, когда по прошествии сорока дней, погибель Ниневии не совершилась, а напротив воссияло солнце, ниневитяне усмотрели в этом знак милости Божией и прощения, вышли из города к пророку Ионе и дали ему дары для храма Иерусалимского, в благодарность за спасение. Сопровождаемый благодарностью ниневитян, которых он вовремя вразумил возвещением гнева Божия, Иона удалился с миром из Ниневии в свою отечественную землю. Пожив здесь богоугодно довольно времени, святой пророк Иона мирно скончался и был погребен в отечественном своем городе 5969 ; ныне же, предстоя на небесах Христу Богу, насыщается зрением лица Его и славит Его с пророками и Апостолами и со всеми святыми во веки 5970 . Аминь. 5960 4Цар.9:9–22 . – Сынами пророческими назвались у израильтян ученики пророков, которые составляли из себя общества, воспитывавшиеся под непосредственным их воздействием. Хотя это и не были в собственном смысле училища, но в них, тем не менее, юноши, к тому призванные, подготовлялись к пророческому служению, и их сих средоточий распространялось религиозное образование и в народе. 5961 4Цар.14:25 . Отсюда определяется и время пророческого служения Ионы, относящееся к царствованию Иеровоама и предшественника его Иоаса. Следовательно Иона был одним из древнейших пророков Израиля и жил в IX в. до Р. Х. 5962 Город Ниневия был главным городом ассирийцев, с которыми евреи тогда находились во враждебных отношениях. Город лежал на восточном берегу Тигра в Месопотамии. Это был многолюднейший и богатейший город в древнем мире и имел около 84 верст в окружности, что вполне соответствует библейскому определению ее в книге пр. Ионы мерою трехдневного пути ( Ион. 3:3 ), ибо путь одного дня восточных народов соответствует нашим 25–30 верстам.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Когда народ порабощен врагом, или когда он болезненно сознает свое политическое бессилие сравнении с соседями, тогда единственным спасением для него является деятельное, неослабное стремление к тому, чтобы превзойти своих поработителей и притеснителей умственным развитием и укреплением воли. История знает несколько примеров, когда порабощенные, стоявшие выше поработителей в умственном и нравственном отношении, в конце концов подчиняли их своей культуре. Еврейский народ во времена Иисуса сына Сирахова был именно в таком положении, когда ему оставалось только одно средство превзойти своих врагов – учиться. Вот почему книга бен-Сира настойчиво призывает своих читателей всеми силами стремиться к мудрости, т. е. учиться: «приступи к ней всею душей своею, и всею силою своею соблюдай пути ее; наследуй и испытывай, ищи – и найдешь ее, н крепко держись ее, и не оставляй ее» (6, 27–28). Сначала труден будет этот путь к мудрости, она покажется тяжелыми оковами, давящими человека, стесняющими ею волю; зато впоследствии. по достижении мудрости, скоро будет забыт этот тяжелый путь, и оковы ее окажутся одеждою славы (6, 32). Эти мысли премудрого сына Сирахона, старые и вечные, как сама истина, сохранили все свое значение и для вашего времени. Нужно иметь в виду, при этом, что «мудрость» в устах бен-Сира означает не книжное только учение, не только образованность, но и благовоспитанность, житейское благоразумие, покоющееся на твердом религиозном основании. Некоторые правила такой мудрости изложены далее. В 7-й главе книге Сираховой.   Увещание стремиться к мудрости ( Сир. 6, 18–37 ) 18. Сын мой! От юности предайся учению, и еще до седин достигнешь мудрости, 19. Как земледелец пашет и жнет, так и ты приступай к ней и ожидай богатого урожая ее, 20. потому что над возделыванием ее ты недолго потрудишься и скоро будешь есть плоды ее. 21. Трудна она для глупого, и неразумный не выдержит ее; 22. она будет на нем, как тяжелый камень, и он не замедлить сбросить ее, 23. потому что образование соответствует имени своему

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Конечно, не все пастыри были, как Василий. Но были такие. Почему тогда были возможны такие пастыри? Потому что то были времена, когда еще не вошло в обычай приготовлять пастырей по трафарету, когда, поэтому, была возможность вступать в среду пастырей лицам по призванию и проявлять в пастырском служении индивидуальную энергию. А ныне... формулярные списки всех наших пастырей совершенно одинаковы; все они приготовляются по одному семинарскому шаблону, все они избираются по одной канцелярской форме. Не в том серьезный вопрос, как изменить семинарскую программу, а в том, может ли вообще семинарский трафарет приготовить деятелей на ниве Христовой, может ли уловить ловцов Божиих консисторская форма, начинающая номером на прошении ставленника и кончающая номером резолюции, не дающая места ни одному живому моменту человеческих отношений между избирающим и избираемым. Архим. Павел в одном из писем к проф. Н. И. Субботину писал: «Покойный владыка Иннокентий, митрополит Московский, сказал мне раз: когда я был малолетним, во мне был страх Божий, а когда вступил в науки, учился в семинарии, страх Божий потерял, и уже потом, когда вышел из семинарии, опять начал бояться Бога». Сравните с этим относящиеся сюда строки из дневника прот. Путятина. Известный епископ Порфирий писал: «Наше духовенство есть каста и, как каста, имеет прирожденные пороки. Ежели в среде его и являются блестящие дарования, то сила их ослабляется узким образованием и направлением душ в одну сторону, к колокольням. У кого из них есть природное красноречие, у того оно, стесненное школьными формами, правилами, или немеет, или не имеет сильного влияния на общество, которое может быть увлекаемо, спасаемо, словом естественным, живым»... Рожденное от духа есть дух и рожденное от формы есть форма. Наши пастыри, рожденные семинарскою программою и консисторскою формою, могут отправлять только формальное служение, могут проповедовать только по тетрадкам, могут поддерживать лишь символическое богослужение. Разве современный проповедник, соблюдая все правила гомилетики, может провозгласить от лица Господа: «для чего Мне, православные, ладан, который идет из Савы, и благовонный тростник из дальней страны?» Разве он может стать во вратах храма и громко взывать: «слушайте слово Господне, все, входящие сими вратами на поклонение Господу. Так говорит Господь: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте. Не надейтесь на обманчивые слова: здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень!»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Конечно, что-то доказывать и оправдываться, когда тебя только что облили дегтем и изваляли в перьях, задача непростая, но ведь, согласно мифу о Пандоре, на дне ее ящика осталась надежда. Вот и меня пока не покидает надежда на то, что верующие люди еще способны отделить зерна от плевел и трезво разобраться в сложившейся ситуации. Прежде чем перейти к ответу на упомянутую статью, я хотел бы поблагодарить митрополита Тихона (Шевкунова) за предоставленную мне возможность защитить здесь свой проект и свое честное имя. А еще я выражаю сердечную признательность десяткам священников, педагогов и всем моим родным и друзьям, которые в эти дни поддерживали меня добрым словом и молитвой. Сначала мне бы хотелось затронуть пару хоть и формальных, но все же принципиальных моментов. За века христианство выработало множество правил, которые помогают разрешить споры между единоверцами. Самое базовое из них сформулировал Сам Спаситель: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобой и им одним; если послушает тебя, приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18: 15-17). Именно так, по слову Спасителя, поступили бы христиане – связались бы со мной и попытались переубедить, указать на недочеты пособий. Благо я есть в большинстве соцсетей, мои аккаунты открыты. Поверьте, я тоже открыт для конструктивной и благожелательной критики. Если бы это не помогло, последовательные христиане организовали бы встречу с каким-нибудь авторитетным священнослужителем, в крайнем случае – обратились бы с жалобой на меня в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. Учебные проекты – это их епархия. Но в глазах моих оппонентов я уже (без какого-либо канонического решения со стороны Церкви) превратился в «язычника и мытаря», поэтому они поступили со мной как с нехристем: проигнорировали первый, второй, третий из предложенных Спасителем способов и устроили надо мной самый настоящий суд Линча – просто взяли и отхлестали по щекам при всем честном народе.

http://pravoslavie.ru/142396.html

Кто из нас не замечал того, как человек с добрыми и нравственно чистыми глазами, хотя бы уродом был, может показаться прекрасным, так как внешнее неблагообразие его вследствие влияния его доброго взора и доброй, умной речи становится совершенно незаметным. С другой стороны, наоборот, блестящий красавец по телу или редкая красавица являются противными и совершенно неблагообразными, когда в глазах у них светится злое лукавство. Так при лукавом оке и блестящее тело становится темным. Вследствие этого вся забота человека должна быть направлена к тому, чтобы доброй жизнью приобрести чистое око, чтобы сохранить чистой и незапятнанной совесть. Когда же человек много внимания устремляет на житейские попечения, где ему заботиться о душе? Поэтому-то сказал Спаситель: Не можете служить Богу и маммоне... Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все, то есть внешнее благополучие, приложится вам. Сколько бы человеку ни пришлось испытать жизненной тяготы и даже страданий, но если он не перестает прилагать полной заботы о добром и святом, то ему в свое время непременно придет утешение. Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба, говорит царь и пророк Давид ( Пс.36:25 ). И нам всем в своей жизни на первом месте подобает ставить дела веры и благочестия, житейская же забота должна идти после сего. В интересах и жизни духа мы не должны делать уступок для земных и внешних интересов. Наоборот, мы всегда должны быть готовы пожертвовать внешними делами земного благополучия ради высших и духовных благ. И в нашем деле народного образования на первом месте должна быть забота о воспитании именно религиозном и нравственном и уже на втором месте должна быть забота о сообщении детям полезных внешних знаний, о развитии наличных сил питомца. На этом именно начале построено все учебно-воспитательное дело церковных школ. Да поможет же нам Господь в предстоящих нам курсовых занятиях быть неизменно верными сему началу, дабы и нам все полезное, по обетованию Спасителя, приложилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Луки. Он в особенности близок к вам, учащиеся юноши и дети; и его жизнь и нравственные качества имеют полное приложение к вашему теперешнему состоянию. Он, подобно вам, был человеком науки 12 : апостол Павел называет его врачом 13 , предание церковное указывает на него, как на человека, получившего основательное образование в ученом центре своего времени – городе Антиохии 14 , как на знатока Иудейского закона, греческой философии, как на языковеда и, наконец, художника 15 . Все это можно заметить и из его писаний, которые изобличают в нем высокое знание языка и умение писать с соблюдением принятых между образованными людьми того времени литературных приемов. Но не из одной науки почерпается истинная мудрость, и не одна наука может сделать человека человеком: без религиозного образования она светит, но не греет, без нравственного развития она делает человека односторонним и приносит вместо пользы вред. Так, когда растение открыто действию солнца, а почва, на которой оно растет, лишена необходимой влаги, то и солнце, обыкновенно благотворное и необходимое для растения, на этот раз иссушает и убивает его. Подобным образом и душа наша, развив силы ума, но пренебрегши развитием сердца, делается сухою, черствою, себялюбивою. Не из одной науки языческой почерпнул истинную мудрость и св. Лука. Он слушал Господа Иисуса Христа, и семя учения Его пало на добрую почву. Он не был избран в число 12 апостолов, но посылаем был Господом в числе 70 16 других учеников Его. Напрасно мы искали бы в Евангелии смиренного Луки свидетельства о себе, указания на его чувства к Господу Иисусу Христу, но его любвеобильное сердце, его глубокая привязанность к Господу видна из тех слов, которые принадлежат ему в повествовании о явлении Воскресшего Господа двум апостолам на пути в Эммаус в первый день по воскресении Христовом. Древность единогласно признает одним из этих путников самого евангелиста Луку 17 , хотя сам он, наименовав другого путника – Клеопу, о себе умалчивает с обычной скромностью. Путникам является Христос, но не узнается ими; Он спрашивает их о предмете их беседы и о причине того горя, что написано у них на лицах. Видно, велика была скорбь апостола, когда он заплаканными глазами, растерзанным сердцем не узнал своего, только что умершего Учителя 18 . И какое глубокое горе слышится в его ответе вопрошающему: «Неужели ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?... Что было с Иисусом Назарянином, Который был Пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всеми людьми... Как предали Его первосвященники и начальники наши на осуждение смерти и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля 19 »... На любовь ученика и Господь отвечает любовью, и утешает его чудесным даром ведения писаний и радостью неизглаголанною, когда Он познался ему в преломлении хлеба 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010