Продукты окружающей человека природы доставляют ему его пищу и его одежду, климат часто определяет его характер, от него зависят и его отличительные признаки. Следы влияния внешней природы отображаются, без сомнения, и на характере религиозных верований человека. „Нельзя спорить, говорит Шанц, что религиозные воззрения древнего мира и суеверия некоторых народов зависят от влияния внешней природы. Великая противоположность между Ираном и Тураном, конечно, влияла на образование дуализма в иранской религии, равнины Ганга содействовали тихому созерцанию и одушевлению, арабские пустыни влекли к созерцанию. Даже жаркое солнце Аравии, может быть, вдохнуло свой пыл в религию Магомета. Северные религии обнаруживают иной отпечаток, чем религиозные представления южан. Даже греческая мифология напоминает о теплом климате Греции. Учредители религий принадлежат востоку и ограничиваются относительно узким поясом“. Св. отцы, по справедливости называли мир второю библиею, которая, как творение, ясно говорит разумному человеку об его Творце. И язычники, не имевшие сверхъестественного откровения, именно этим путем шли к признанию бытия живого и личнаго Бога. „Что можно знать о Боге, говорит Апостол Павел, то явно было для язычников, ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы“. Вполне согласно с этим учил и ветхозаветный мудрец – Соломон (Прем. гл. XIII). „Подлинно, говорит он, суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущаго и, взирая на дела, не познали Виновника, а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила. Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов, то должны были бы познать, сколько лучше их Господь, ибо Он, Виновник красоты, создал их. А если удивлялись силе и действию их, то должны были бы узнать из них, сколько могущественнее Тот, Кто сотворил их; ибо от величия красоты созданий познается Виновник бытия их“.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие» (Лук. IX, 59—60, см. еще Мф. IV, 22). Не семьей живо христианство и доселе. Сказавший «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. XVI, 18), сказал еще: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле… идите научите все народы… и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. XXVIII, 18—20). С того времени Божественная Личность Его неотразимо влекла и влечет к себе каждого ищущего в жизни света и истины. Вот где лежит основание поразительной жизненности христианства. «Христос — моя сила…» — поет Церковь, и напрасно г. Розанов думает видеть эту «силу» в плотском союзе людей» . Мирянин ___ Позволю присоединить еще следующие строки пламенно-девственного духа: 1 «М. Г. С ужасом я дочитала вашу статью «Природа и Церковь». Ведь вы знаете, что газета «Русское Слово» — очень популярная и вашу статью прочтут не одни люди университетского образования, знакомые с различными направлениями, а масса народа. Именем всего святого умоляю быть осторожным с вековыми святынями, не заслоняя их своеобразным, вольным суждением. Кто мешает людям плыть по течению, по закону природы! Пусть множатся с благословением и Церкви! Но зачем вытравлять из сознания человеческого высшие образы. Бойтесь гнева Богоматери, высшего из рожденных женами Иоанна Крестителя, девственника Иоанна Богослова, друга Христа, и многих-многих девственников. Граф Толстой, впадая в крайности одного суждения, словно оставил вам в наследство другой полюс соблазна. Мильтон говорил: Так свято пред очами Неба девство, Что если искренно душа блюдет заветы — Тьма ангелов на службу ей готова. Если вам, семейным людям, и хочется вознесть на высоту супружество, то кто же вам мешает совершенствоваться? У нас Церковь празднует даже зачатие Богоматери и Предтечи, тем доказывая, что и плоть одухотворяется до возможного предела; но Рубикон все-таки стоит между парным и одиноким человечеством — для общего спасения и, быть может, взаимной помощи .

http://predanie.ru/book/219720-v-temnyh-...

122. кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. (Лк. 5:4–6) 123. СОЛЛЕРТИНСКИЙ (Сергий Александрович) — духовный писатель, протоиерей Богоявленского Никольского собора в Санкт-Петербурге, ординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии. В 1883 г. С. защитил магистерскую диссертацию «Дидактическое значение священной истории в круге элементарного образования» (Санкт-Петербург, 1883). В 1884 г. С. было поручено чтение лекций по кафедре пастырского богословия. В 1899 г. С. утвержден Святейшим Синодом в степени доктора богословия. Кроме магистерской диссертации С. написал: «Пастырство Христа Спасителя. Часть основоположительная: Иисус Христос, основатель христианского пастырства» (Санкт-Петербург, 1888; 2 изд., ib., 1896), «Пособие к преподаванию Пространного христианского катехизиса православные кафолические восточные церкви. Вып. I. Введение в символ веры» (Санкт-Петербург, 1884), «Объяснение Мф. V, 22; 38 - 42; VII, 1. Лук. VI, 37 у графа Л. Толстого» (Санкт-Петербург, 1887), «Учебник практической дидактики в вопросах и ответах» (ib., 1892), а также ряд статей в «Христианском Чтении» и «Церковном Вестнике». Его новейшие труды: «О происхождении воспитательного дела и об основных опорах его существования в человеческой истории» (М., 1899); «Проповеди на некоторые праздничные и воскресные дни» (СПб., 1903). 124. МОНИЗМ (от греч. monos — один, единственный), способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой основы (субстанции) всего существующего. Противоположность монизма — дуализм (признающий два независимых начала) и плюрализм (исходящий из множественности начал). 125. КЕНОЗИС (от греч. — опустошаю) — уничижение Бога-Сына ради спасения людей вплоть до вочеловечивания и смерти на Кресте. 126. ТАРЕЕВ Михаил Михайлович (1867–1934), русский религиозный философ и богослов. Профессор Московской духовной академии (1902–18). Отвергая традиционное «аскетико-символическое» примирение религии и жизни, считал невозможным «социализацию» христианства в каких-либо внешних формах: оно реализуется во внутреннем мире личности, ее духовных установках и мотивах. Основные сочинения — «Основы христианства» (т. 1–5, 1908–10), «Предел коллективизма» (1912), «Социализм: нравственность и хозяйство» (1913), «Христианская философия» (1917).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

1)      Необходимо, чтобы миссионерские монастыри устраивались по образцу древних русских обителей. Во святых обителях в древности процветало прежде всего искреннее благочестие, и это необходимо и теперь в обителях инородческих. В старину русские монастыри были богаты только внутренними духовно-нравственными силами, добродетелями благочестивых и смиренных иноков, их молитвой, трудолюбием и деятельной любовью к ближним; по внешнему же своему виду они были очень просты и бедны, и вот таким именно и должен быть в настоящее время монастырь для простых младенчествующих в вере инородцев. Но древние русские монастыри, не смотря на свою простоту и бедность, были главными рассадниками истинного христианского просвещения в народе и имели великое религиозно-нравственное влияние на современное грубое общество; такое же влияние должны иметь и теперь обители на окружающих тёмных наших инородцев. 2)      Многие инородцы Волжско-Камского Края, между которыми много и некрещёных, не знают ещё истинного Бога и истинной веры в Него; а остаются в языческих заблуждениях, поклоняются киреметям и другим ложным богам. Не мало между ними и склонных к мусульманству. Необходимо нужно поскорее дать им христианское образование; повсеместно распространить и утвердить между ними православную веру, обогатить, облагородить ум, сердце и жизнь их христианскими понятиями, чувствами и православными добрыми обычаями. Это представляется тем более необходимым для инородцев, что те из них, которые живут в соседстве с татарами-магометанами, постоянно подвергаются опасности со стороны ислама. Чуваши, черемисы и вотяки нередко делаются добычей тайной и явной пропаганды всюду проникающих хитроумных магометан. И потому в высшей степени необходимо, чтобы иноческие обители среди инородцев были твёрдыми опорными точками в борьбе с мусульманством, где инородцы могли бы найти себе нравственную поддержку и защиту против грозной всепоглощающей силы ислама. 3)      Всякая инородческая обитель должна быть светочем истинной христианской жизни и благочестия, в полном смысле этого слова. Благочестие здешних подвижников всегда должно быть искренним, а не лицемерным, жизнь их по нравственной чистоте и святости должна быть по возможности выражением высокого учения Христа Спасителя. Обитатели инородческих монастырей, посвятившие себя на служение Богу и ближним, постоянно должны помнить слова Божественного Учителя: «Вы – свет мира. И зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляла Отца вашего Небесного... Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведность книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царствие Небесное» ( Матф. 5:14, 16, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20;29–30) «Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас … и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется.» (Матф. 24;4–13) «Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.» (Марка 13;5–6) Итак, обратимся теперь непосредственно к анализу основных ошибок, недостатков и проблем современной практики катехизации. 1) Первоочередной проблемой в деле катехизации является нежелание духовенства иметь на приходе штатную оплачиваемую единицу «катехизатор» , который мог бы не только готовить людей к Таинству Святого Крещения, но и совмещать должность чтеца-алтарника, преподавателя воскресной школы, проповедника в социальных и педагогических учреждениях, координатора приходского служения милосердия. Но круг его обязанностей должен быть конкретизированым и оплачиваемым. 2) Серьезной проблемой в деле катехизации в настоящее время является отсутствие четкого понимания и определения того, что такое катехизация, и отсутствие единого подхода к катехизаторской деятельности. (Например, при проведении огласительных бесед некоторые считают основной целью объяснение обязанностей восприемников, далее этой цели беседа может не простираться.) 3) Отсутствие церковного контроля в отношении деятельности катехизаторов и учебных заведений по подготовке катехизаторов. (Например, в настоящее время Синодальный отдел религиозного образования и катехизации не только не имеет единых образовательных стандартов, но к великому сожалению, не имеет точной информации об учебных заведениях, которые непосредственно должны относиться к отделу катехизации, в результате каждое образовательное учреждение устанавливает свои стандарты, соотнесенность которых с церковным вероучением остается под вопросом.) 4) Отсутствие учебных и методических пособий для катехизаторов, которые могли бы существенно помочь в деле катехизации.

http://azbyka.ru/katehizacija/poyasnitel...

2 Иосиф ... и Матерь Его дивились сказанному о Нем. По всей видимости, чудесное рождение Сына Мария связывала скорее с чудом зачатия (как, например, это было с Анной, матерью Самуила, еще раньше с Саррой, а в бытность Марии с Елисаветой), чем с Самим Ребенком. Мария свое непорочное зачатие восприняла как выражение величайшего благословения Божия, касающегося непосредственно ее, а своего Сына ставила в один ряд с Исааком, Самуилом, Иоанном. 2 на падение и на восстание многих. Букв.: «в падение и воскресение многих». Ср. Рим. 9,30–32 . 2 Тебе Самой оружие пройдет душу. Служение Иисуса и завершившая его крестная смерть станут нелегким испытанием и для Марии. Кроме того, ей также предстоит пересмотреть свои представления и уяснить для себя, кем был ее Сын. 2 Анна пророчица. Поскольку Анне, наряду с Симоном, было даровано встретить Иисуса в храме, очевидно, что она имела откровение от Бога о рождении Иисуса. 2 славила Господа. Лука не говорит, за что именно Анна восславила Господа, но, по-видимому, за исполнение откровений. 2 в Иерусалим на праздник Пасхи. Закон предписывал всему мужскому населению Израиля праздновать Пасху в Иерусалиме ( Исх. 23,14.15; 34,23 ). 2 когда Он был двенадцати лет. Возможно, родители брали Иисуса с собой в Иерусалим и в прежние годы. Однако на тринадцатом году жизни, перед тем как сделаться «сыном завета», т.е. полноценным членом израильского общества, каждый еврейский мальчик непременно должен был побывать в Иерусалиме на трех главных праздниках: Пасхи, Жатвы и Кущей ( Исх. 23,14–17; 34,22.23 ; Втор. 16,16 ). 2 остался Отрок Иисус в Иерусалиме... не заметили того. В большом караване паломников родителям было нетрудно потерять ребенка из поля зрения. Если в описываемое время уже существовала известная по более поздним временам практика, когда женщины и дети шли впереди каравана, а мужчины замыкали его, то каждый из родителей мог думать, что их двенадцатилетний Сын идет вместе с другими. 2 в храме... слушающего их и спрашивающего их. Основной формой еврейского религиозного образования был диспут, причем ценилось умение не только правильно отвечать на вопросы, но и умело ставить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2 . Смирение – второе из названных свойств православного сознания – стоит в неразрывной связи с первым, с созерцательностью: истинная и подлинная обращенность верующей души к Богу непременно приводит к смирению, к сознанию ничтожества человеческих сил. И здесь опять мы обнаруживаем в русском православном сознании драгоценные следы Востока, отражения азиатского религиозно­мистического чувства. На Западе, в Европе, нет этих следов и отражений; тут не утвердилась заповедь смирения, и нет в чувствах и мыслях духа смирения. Ни католичество, ни протестантство не воспитали этого духа. Западный человек есть по преимуществу гордый человек, и чем далее на Запад, тем больше в нем гордости: француз более горд, чем немец; англичанин более горд, чем француз. Западный человек – это человек, гордый своей культурой, своим образованием, своей наукой, своей дисциплиной, своей политикой. Он думает, что он все преодолел, все может; он думает, что его конституции и парламенты, что его демократии и республики – верх человеческой мудрости, что тот путь, которым он идет, есть единственный путь к человеческому величию. С высокомерием смотрит он на отсталость своих восточных соседей и ожидает, что они усвоят его мудрость и пойдут его путями. Между тем именно мы, эти восточные соседи, имеем все основания звать европейское сознание к тому, чтобы оно сломило свою гордость и поняло смысл и значение подвига смирения. Ибо это значит звать на почву христианского и вообще религиозного сознания. Это мудрость, провозвещенная еще древнееврейскими пророками, которые ничему так настойчиво не учили, как тому, что от гордости погибают и люди, и города, и царства. В ярких образах и грозных пророчествах ветхозаветные учители с удивительной силой говорили о тщете земного человеческого величия, о посрамлении гордыни человеческого самообольщения. Вот, например, замечательное место из книги пророка Авдия: гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь в расселинах скал на возвышенном месте и говоришь в сердце твоем: кто низринет меня на землю? Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь» ( Авд. 1:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

—378— его духовенство вообще безупречно: от времени до времени оно в различных местах проявляет неразумный фанатизм, и затем, обязательное целибатство налагает на него такое искушение, переносить которое способными оказываются только немногие. Но бесспорно, что теперешнее духовенство несравненно лучше прежнего, что времена Боккачио и его «Декамерона» прошли. Если учители и руководители стали лучше, то должны стать лучше и ученики и руководимые. Но мы предполагаем не только то, что учители веры и общество верующих становится лучше; нет, мы предполагаем гораздо бльшее, что и неверующее общество стало лучше, что, несмотря на то, что оно отрицает учение Христа, оно восприняло некоторые Христовы заповеди и все шире и шире, более и более проводит их в жизнь. Ближайшая задача, которая намечена возрожденному человечеству, это – устроение царствия Божия (церкви Божией) на земле. Царство Божие, это – правда, мир и радость о Святом Духе. Без сомнения, прямой путь, которым каждый может содействовать устроению этого царствия, это – прежде всего личное религиозное, а затем и всестороннее усовершение; но человек слаб, и едва ли его особенно можно осуждать, если он приближается к высшей правде не прямыми, а извилистыми путями. Должно любить Бога, это – высшая задача и высшее блаженство человека, но больному и мутному взору человечества страшно и больно взирать на Божество. Поэтому людям дана другая ближайшая заповедь – любить ближнего. Кто говорит: «я люблю Бога, а брата своего ненавидит; тот лжец, ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит» ( 1Ин.4:20 ). Апостолъне говорит, что, кто любит ближнего, тот уже непременно любит и Бога, но из его слов можно вывести, что любовь к ближнему есть шаг на пути любви к Богу. И вот, мне думается, что неверующий Запад делает шаг в этом направлении. Никто не может оспаривать, что там видна усиленная забота о благополучии меньших братий. Работа о том, чтобы бедным детям давать бесплатное образование, доставлять содержание, развлечения, устраивать для них праздники: затем забота о бедных

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—447— исповедание веры, воплощают его в добродетели, в святости. Своим святым образом жизни они привлекают к себе сердца и души людей. Но добродетели никто не может дать человеку кроме воли самого человека и Божественной благодати. Те, которые создают уставы школ и думают о насаждении в этих школах добродетели, должны помнить, что если бы Сенека менее усердно заботился о добродетели Нерона, то из него может быть и не вышло бы Нерона. По моим личным наблюдениям религиозность и вера в наших духовных школах значительно понизились в последние двадцать лет, а именно в эти двадцать лет был установлен ряд искусственных мер для повышения религиозности. Школа не должна питать никаких иллюзий относительно возможности сделать из своих питомцев праведников, и можно только с уверенностью сказать, что раз такие иллюзии исчезнут, питомцы несомненно станут лучше и праведнее. Дело школы – наука. Задача нашей школы состоит в том, чтобы показать теоретическую истинность и практическую полезность нашей веры. Задача очень нелёгкая для верующего и учёного богослова, но задача возвышенная и святая. Ещё и теперь по-видимому некоторых прельщает несчастная мысль понизить уровень образования священников, ограничить дело обучения их выучкой требоисправления. Убедившись, что они не могут дать семинаристам добродетели, эти люди решили лишить их знания. Если эту мысль осуществить, то через два десятилетия (несомненно народное образование пойдёт теперь быстро) мы будем иметь, что каждый сапожник в религиозно-философских спорах будет побивать своего пастыря. Я думаю, что враг рода человеческого подсказал и внушил эту мысль о ненужности общего образования для пастырей. Наша сила – в нашем знании. И теперь, когда на ряду с общим движением нашу страну охватило и движение религиозное, церковь особенно нуждается в знающих богословах. „Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий, и жнущий вместе радоваться будут. Ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнёт“

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

595. Кто такие – милостивые? «Милостивые» это те, которые сочувствуют страждущим и помогают им как могут. 596. Кто такие – чистые сердцем? «Чистые сердцем» это те, которые оберегают свое сердце от греховных мыслей и желаний и избегают бесстыдных слов и поступков. 597. Кто такие – миротворцы? «Миротворцы» это те, которые сами стараются жить с каждым человеком в покое и мире и других взаимно примиряют. 598. Кто такие – изгнанные за правду? «Изгнанные за правду» это те, кто любят справедливость и готовы ради нее переносить и страдания. 599. Что подчеркнул Господь Иисус Христос в девятой заповеди блаженства? В девятой заповеди блаженства Господь Иисус Христос подчеркнул основную мысль, что мы должны быть Ему преданы. 600. Почему истинные христиане преданы Богу? Истинные христиане преданы Богу потому, что Господь Своих верных не оставит, что Он поможет преодолеть грехи, а сверх того в вечной жизни обратит их страдания в радость. Пояснения: I. Кто по смыслу заповедей блаженства нищ духом, тот убежден, что без Бога он ничего доброго совершить не может. Нищими духом могут быть и люди, обладающие большими материальными средствами, если они только сознают, что материальное богатство преходяще, и если его употребляют согласно воле Божией на добрые дела, а не на чванливое самовозвышение. Также и люди весьма образованные могут быть нищими духом в смысле заповедей блаженства, если они не возгордятся, а наоборот, поймут, что и самая большая образованность по сравнению с всеведением и мудростью Божьими является ничем. II. Христос сказал: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» ( Мф.16:26 ). III. Многие люди из-за любви к Богу и стремления к совершенству пожертвовали все свое имущество на благотворительные, религиозные или патриотические цели и жили в добровольной бедности. Этим они исполнили слова Господа Иисуса Христа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф.19:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010