Ясно ведь, что рождение Девы не имело общности ни с каким другим рождением, относимым к Иоакиму и Анне, родству через которую, видимо, и присвоено сестринское имя. 40. Когда Владычнее повеление приказывает Моисею в Египте: простри руку твою на воды Египтян: на реки их, на потоки их, на озера их и на всякое вместилище вод их, – и превратятся в кровь (Исх.7:19) – и чудо, стало быть, исполняется, то откуда взялась другая вода, которая сделалась материалом для хитростей заклинателей, чтобы принять облик крови? Некоторые из наших блаженных отцов говорят, что поскольку Египет находится по соседству с морем (ведь в него впадают семь устьев Нила), то те, чье дело было прислуживать колдунам, доставив воду оттуда, отдали жидкость для волшебства заклинателей, чтобы окрасить ее в цвет крови 20 . Возможно, кто-нибудь, внимательно рассматривая предложенное высказывание, от которого возникает вопрос, и тщательно исследуя то, что ему предшествует и что следует, найдет, что река превратилась в кровь, но не прочие скопления вод, не родники или иным образом заключенные в своих границах. Ибо Писание, рассказывая о том, как после исполнения чуда происходило по частям осуществление необычайного дела, говорит: и вся вода превратилась в кровь ( Исх.7:20–22 ), сказав это не просто, но сразу присовокупив «в реке». А затем и: рыбы воссмердели, не просто все, потому что и не те, что в море, но «в реке», и египтяне не могли пить воды; откуда? – из реки. Точно так же и начало повествования о чуде, когда действие еще не было явлено, предлагает думать то же самое. Ибо Бог говорит Моисею: ты стань на берегу реки ( Исх.7:15 ); а немного спустя Моисей, возвещая Владычнее повеление, говорит: Так говорит Господь: из сего узнаешь, что Я Господь: вот этим жезлом, который в руке моей, я ударю по воде, которая в реке (не во всей земле Египетской, а в реке), и она превратится в кровь, и рыба (какая?) в реке умрет ( Исх.7:17–18 ), а потом и: и река воссмердит. К тому же египтяне не смогут пить воду. Какую? – из реки.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

В полночь умерли все первенцы египетские, и всякий в доме своем плакал о первенце своем, начатке сынов своих. Как река наполнялась первенцами еврейскими, так гробы египетские наполнились первенцами египетскими. И призвал фараон Моисея и бывших с ним и сказал им: ( Исх.12:32 ) " Идите взяв все, что есть у вас, благословите же и мене». Моисей говорил о рабах фараоновых, что будут просить его об исшествии, но на деле видно больше того, что сказал он, потому что вместо рабов сам фараон просит его идти, даже понуждают идти египтяне, не потому что раскаялись, но из опасения так же погибнуть, как погибли их первенцы. ( Исх.12:37 ) Воздвигошася же сыны израилевы от Рамессы шестьсот тысящ мужей, и остановились в Сокхофе. ( Исх.12:40 ) Обитание же сынов израилевых, иже обиташа в земли Египетстей, лет четыреста тридесятъ. Это число лет должно считать не со времени вшествия Иаковлева во Египет, но со дня, в который Бог постановил завет с Авраамом. Народ еврейский взял с собою корысти египетские, а Моисей кости Иосифовы, и вышли они из Египта вооруженные. С этого времени Бог осенял их во дни облаком, а в ночи столпом огненным. Глава 14 ( Исх.14:5 ) И превратися сердце фараоново и рабов его, и рекоша: «Что сие сотворихом? После всех казней, поразивших нас, мы дозволили евреям уйти, когда похитили они сокровище и одежды наши. Лучше нам умереть, нежели на посмеяние евреям отдать царство египетское». Поэтому вооружаются и идут в надежде избить народ еврейский мечом и взять его и свои сокровища. И фараон пошел с воинством своим на евреев, они же ( Исх.14:8 ) исхождаху рукою высокою, с серебром, с золотом, с одеждами, со стадами, в крепости сил, как Бог обещал Аврааму ( Быт.15:14 ). Сыны израилевы, увидев египтян, ( Исх.14:10 ) убояшася. Но ужели так много было египтян, чтобы шестьсот тысяч евреев убоялись их? У евреев ослабели руки от того, что с ними были жены, дети и стада. Ибо кому было оберегать жен их, кому охранять стада их? Тогда сказал им Моисей: «И здесь, как в Египте, ( Исх.14:14 ) Господь поборет по вас, вы же умолкните».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Действительно, по слову Божию – «Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их» ( Исх.10:21–23 ). Затем, Господь преложил или претворил воду Египтян в кровь и вместо с тем уморил рыбу их, жившую в той воде. – Так именно, по повелению Господа – «поднял Аарон жезл свой и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в рек (Нил!) превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могла пить воды из реки; и была кровь (вместо воды) во всей земле Египетской» ( Исх.7:20–21 ). Потом, чрез Аарона, послал Господь на Египет такое множество жаб, что ими закипела вся земля, т. е. земля произвела их такое множество, что они двигались и прыгали всюду длинными и густыми рядами, представляя вид сильно взволнованной, как бы кипящей массы... Этих жаб было такое множество, что они проникали всюду, даже в сокровищницы царей или в самые внутренние и потайные места, царских дворцов – спальни и кладовые ( Исх.8:5–6 ; ср. ст. 12–14). 31–33. Рече, и приидоша пессия мухи, и скнипы во вся пределы их. Положи дожди их грады, огнь попаляющь в земли их: и порази винограды их и смоквы их, и сотри всякое древо предел их. Когда Фараон продолжал упорствовать и не отпускать Израильтян из Египта, то Господь продолжал посылать на него новые и новые казни, при посредстве; Моисея и Аарона. – Сказал Господь и пришли песии мухи, – насекомые, особенно назойливые и кусающие с нетерпимою болью. И пришли также скнипы – очень мелкие мухи (москиты), всюду проникающая и кусающая особенно ночью. Те и другие наполнили все пределы их, – были ее в окрестностях! какого-либо города, по берегам какого-либо озера, болота, реки, канала, а всюду. – Это было именно так: «Аарон простер руку свою с жезлом своим (чудодейственным!»), ударил в персть земную, и яви шее мошки на людях и на скот. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской» ( Исх.8:17 ; ср. Ис.77:45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В полночь умерли все первенцы в земле Египетской, и всякий в доме своем плакал о первенце своем, начатке сынов своих. Как река наполнялась первенцами Еврейскими, так гробы Египетские наполнились первенцами Египетскими. И призвал фараон Моисея и бывших с ним и сказал им: « Идите , взяв все, что есть у вас, благословите же и мене » (Исх. 12:31–32). Моисей говорил о рабах фараоновых, что будут просить его об исшествии, но на деле видно больше того, что сказал он, потому что вместо рабов сам фараон просит его идти. И Египтяне понуждают его идти, но не потому, что раскаялись, а из опасения, что погибнут так же, как погибли их первенцы. Воздвигошася же сыновы Израилевы от Римессы (Раамсеса)… шести сот тысящ… мужей и остановились в Сокхофе. Обитания же сынов Израилевых, еже обиташа в земли Египетстей… лет четыреста тридесять (Исх. 12:37, 40). Это число лет должно считать не со времени входа Иаковлева в Египет, но со дня, в который Бог постановил завет с Авраамом. Народ Еврейский взял с собой корысти Египетские, а Моисей — кости Иосифовы, и вышли они из Египта вооруженные. С этого времени Бог осенял их во дни облаком, а в ночи столпом огненным.   Глава 14 И превратися сердце фараоново и рабов его… и рекоша: что сие сотворихом? (Исх. 14:5). После всех казней, поразивших нас, мы дозволили Евреям уйти, когда похитили они сокровище и одежды наши. Лучше нам умереть, нежели на посмеяние Евреям отдать царство Египетское. Посему вооружаются и идут в надежде избить народ Еврейский мечом и взять его и свои сокровища. И фараон пошел с воинством своим на Евреев, они же исхождаху рукою высокою (Исх. 14:8) с серебром, с золотом, с одеждами, со стадами, в крепости сил, как Бог обещал Аврааму (Быт. 15:14). Сыны Израилевы, увидев Египтян, убояшася (Исх. 14:10). Но ужели так много было Египтян, чтобы шестьсот тысяч Евреев убоялись их? У Евреев ослабели руки от того, что с ними были жены, дети и стада. Ибо кому было оберегать жен их, кому охранять стада их? Тогда сказал им Моисей: «И здесь, как в Египте, Господь поборет по вас, вы же умолкните » (Исх. 14:14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В то время, как Израильтяне, совершенно готовые к выходу, ели своего пасхальнаго агнца, Египет постигла десятая и последняя казнь. «В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца Фараона, сидевшего на престоле своём, до первенца узника, находившегося в темнице, и всё первородное из скота» 531 . «Как река (прежде) наполнялась первенцами Еврейскими, так (теперь) гробы египетские наполнились первенцами египетскими» 532 . «И встал Фараон ночью... и призвал Моисея и Аарона, и сказал им: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы... И мелкий, и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили, и пойдите........ И сделали сыны Израилевы по слову Моисея, и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых, и одежд. Господь же дал милость народу Своему в глазах Египтян; и они давали ему; и обобрал он Египтян. И отправились сыны Израилевы» 533 из Египта. – «Израильтяне справедливо сделали, что унесли с собою египетские сосуды: это было малою платою на их великие и безвозмездные труды в пользу Египтян» 534 . С другой стороны, так как «всё исшестве народа из Египта, по устроению Божию, было типом и образом имевшего быть из язычников происхождения Церкви », то «в них (т.е. в Евреях) предуказаны мы, которые должны были (обратившись из язычества) потом через чужое служить Богу» 535 . Так рассуждает Св. Ириней, Епископ Лионский, разумея под словом «чужое» всю языческую культуру, всю цивилизацию, весь, наконец, жизненный комфорт и обстановку, которые остаются при человеке и по его обращении из язычества и, помогая ему в земной жизни, содействуют его служению Богу, подобно тому, как из похищенных Евреями сосудов были сделаны потом принадлежности скинии 536 . Получив от Фараона разрешение оставить Египет, Евреи, под управлением Богоизбранного вождя своего Моисея, отправились из земли Гесем 537 и на третий день своего пути достигли Чермного моря 538 , которое, благодаря бывшему там чуду, стало купелью веры во всемогущество, премудрость и благость Иеговы для нового, только что вышедшего из недр возрастившего его египетского рабства, народа Еврейского. По отношению же к новому Завету, чудесный переход Израиля через Чермное море прообразовал собою таинство крещения. «Море, говорит Бл. Феодорит, уподобилось купели, облако –благодати Духа, Моисей – иерею,. жезл – кресту, прошедший море Израиль – крещаемым, а преследовавшие Египтяне представляли собою образ демонов, сам же Фараон служил изображением диавола» 539 . – Переход Евреев через Чермное Море был последним актом великой драмы освобождения народа Божия из-под ига египетского. Со вступлением на противоположный берег моря, для Израильтян настаёт заря новой, самостоятельной, жизни. Путешествие Евреев от Чермного моря до горы Синая. Синайское законодательство

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

И сделали Моисей и Аарон, как повелел (им) Господь. И поднял (Аарон) жезл (свой), и ударил по воде речной... и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки... ( Исх. 7:20, 21 ). Как усиливаются неверующие затмить Моисеево чудо претворения нильской воды в кровь? Говорят, что то не было на самом деле чудо, а обыкновенное и естественное изменение цвета нильской воды в красный, случающееся в июле месяце при возвышении нильских вод и в октябре при убыли их. Естествоиспытатели объясняют это окрашивание воды Нила краснотой и багряностью эфиопской почвы, по которой течет Нил, либо яркой краской песков, приносимых южными ветрами; иные же приписывают это окрашивание Нила влиянию бесчисленного множества особенной породы насекомых красного цвета. Но, во-первых, естественное окрашивание Нила бывает не тогда, когда случилось чудесное претворение нильской воды в кровь. Первое бывает, как замечено выше, в июле и октябре месяцах, а казни египетские были перед месяцем авивом, в который Евреи уже вышли из Египта, т.е. перед мартом 464 , а значит в Феврале 465 . Во-вторых, естественное окрашивание Нила бывает, по известию натуралистов, постепенно, между тем как Моисеево претворение воды в кровь случилось внезапно и мгновенно. В-третьих, Нил окрашивается в июле и октябре только в своих берегах, а Моисей мановением жезла своего обратил нильскую воду в кровь, находившуюся даже в деревянных и каменных сосудах 466 . В-четвертых, от претворения воды в кровь умерли рыбы, но этого не бывает при естественном окрашивании Нила. Нильскую воду в период естественного окрашивания можно пить, очищая ее, между тем при Моисее Египтяне не могли пить воды из реки. В-пятых, нелепо само собой предполагать, чтобы Моисей мог угрожать Фараону таким явлением, которое было обыкновенно в Египте и, следовательно, нисколько и ни для кого не страшно. И волхвы Египетские чарами своими сделали то же... ( Исх. 7:22 ). Опять должно признать, что это не был простой обман, но и не было чудо.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Когда Моисей и Аарон сделали так, как заповедал им Господь, Аарон ударил жезлом по реке торжественно в присутствии фараона и рабов его. Так как и волхвы египетские своими волхвованиями сделали то же, то фараон и не положил себе во уме чуда Божия и не послушал Моисея и Аарона. Между тем египтяне не могли пить речной воды и подле нее ископали себе колодцы; чудо продолжалось семь дней. Как не узнать в этих чудесах Творца вселенной! Вся вода, все соки растений превращаются в кровь от одного удара по реке. Не яснее ли солнца видно здесь всемогущество Божие? Подобным образом проявил Свое Божество Господь наш Иисус Христос, запрещая волнению морскому и ветрам, ходя по морю, как посуху, пятью хлебами и двумя рыбами насыщая тысячи народа. Господь творит в Египте не одно и не два чуда, а десять – для того, чтобы постепенно явить все величие Своего могущества, чтобы чудеса были памятнее и разительнее для египтян и евреев и чтобы показать, какою мышцею высокою выводит Он евреев из египетского рабства. Бог попускает даже волхвам сделать такие же три чуда, какие сделал Моисей, – для того, чтобы показать ограниченность демонов, содействовавших жрецам, чтобы египтяне и евреи невольно убедились в их ничтожестве пред Всемогущим Творцом и сказали: доселе дойдешь и не перейдешь [ Иов. 38:11 ]. Гл.8. Господь снова говорит к Моисею: войди к фараону и скажи ему: вот что говорит Господь: отпусти людей Моих, чтобы они послужили Мне. Если же не хочешь отпустить, то вот, Я побиваю все пределы твоего царства жабами. И изрыгнет река жабы, которые войдут в домы твои, в клети опочивальней твоих, на постели твои, в домы рабов твоих и людей твоих, в теста и в печи. И взойдут они на тебя и на рабов твоих, и на людей твоих. И говорит Господь Моисею: скажи Аарону, брату твоему, – простри рукою своею жезл свой на реки, колодцы и озера и изведи жаб на землю египетскую. Как сказано, так и сделано. Лишь только простер Моисей руку на воды египетские – вылезли жабы и покрыли землю египетскую. Волхвы тоже извели жаб на землю египетскую, но истребить их, подобно Моисею, не могли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Поэтому он, в загадку для всех последующих ученых, не упоминает подробно о местоположении египетских городов и стран, каковы Пифом, Рамсес, Суккот, Ефам, Он, даже Гесем. Не упоминается столичный город Египта и не называется река Нил. Можно думать, что эта необычайная краткость объясняется также личным пребыванием писателя и его читателей в Египте и знакомством его с городами. Встречаются египетские слова и выражения, употребляемые как технические термины без пояснения, а между тем, скоро забытые евреями и оставшиеся доселе неизвестными по значению: абрек ( Быт.41:43 ), Цафнафпанеах ( Быт.41:45 ). Египет представляется как идеальная страна по орошению (искусственному и естественному) и плодородию: и возвел Лот очи свои и увидел всю окрестность Иордана, что она вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская ( Быт.13:10 ). Кажется, здесь невольно чувствуется, что писатель жил в Египте. При этом видна даже частность в орошении Египта: «земля Египетская, где ты, посеяв семя, поливал его при помощи ног твоих, как масличный сад» ( Втор.11:10–11 ). Писатель знаком с историей Египта даже в частностях, знал время построения города Цоана ( Числ.13:23 ). То же чувство возбуждается при чтении многих законов Пятокнижия. Например, закон о пасхе и выкупе первенцев ( Исх.13:2–16 ) излагаются с постоянным напоминанием о «крепкой руке Господней», изведшей из Египта, причем и это напоминание таково, что всякий читатель этого закона видит ясно, что писатель и его ближайшие читатели «видели» своими очами эту «крепкую» руку. Закон об отношении к рабам и чужестранцам мотивируется воспоминанием о рабстве и пришельствовании в земле египетской ( Исх.29:46 ). Увлекаясь плодородием Египта, писатель – законодатель предостерегает от нравов и обычаев египетских: по делам земли египетской, в которой мы жили, не поступайте ( Лев.18:3 ), очевидно и сам хорошо зная, и народе предполагая таковое же знание египетских «дел» и не считая нужным их подробно определять. Подобное же близкое знакомство законодателя-писателя и всего народа с египетским рабством видится в следующем предостережении: поставь над собою царя… только чтобы он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: не возвращайтесь более путем сим ( Втор.17:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Скачать epub pdf ГЛАВА ДВЕННАДЦАТАЯ Сегодня мы будем изучать 12-ую главу Книги Исход. Она начинается словами: Исх.12:1 . «И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря». Казалось бы, здесь дважды говорится об одном: «И сказал… говоря». Когда подобное встречается, надо обратить внимание на то, что речь идет о двух служителях Бога: о Моисее и Аароне. Конечно, достоинство их было очень высоко, но у Моисея есть преимущество: о нем в конце Пятикнижия говорится, что не было такого пророка и не будет, как Моисей. Поэтому Аарон уступает ему. И мы можем предположить, что слово «сказал» относится к Моисею, а слово «говоря» – как бы на сказанное дается некий комментарий – относится к Аарону. И подчеркивается: «в земле Египетской». Для чего это подчеркивается? Для того чтобы показать, что когда люди находятся на чуждой земле, их понимание Божественного откровения снижается. Древние даже считали, что пророчествовать можно только в Святой земле, и когда евреи оказываются в рассеянии, дух пророческий их покидает. Ну, двух пророков, которые находились в рассеянии, мы видим: это пророк Даниил и пророк Иезекииль. Но, что интересно, и в случае с Иезекиилем, и в случае с Даниилом, упоминается, что они получают пророчества на берегу реки. В одном случае это река Тигр, в другом случае это Оар. То есть, чтобы в чужой земле получить откровение, надо совершить очищение, омыться. И пророки на чужбине совершали ритуальные омовения, в результате которых на них сходил Дух Святой, и они получали откровения. И мы читаем 2-ой стих: Исх.12:2 . «Месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года». В древности евреи считали, что Пятикнижие Моисея должно начинаться именно с этой заповеди. Потому что это первая заповедь, которая дается им как народу, и они даже задавались вопросом, почему Тора, то есть Пятикнижие, не начинается: «Месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года». Их всегда смущало то, что Пятикнижие Моисеево начинается с сотворения мира и созданием Адама, который является праотцем всех людей, живущих на земле, и не только евреев, но и всех остальных.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

16 .4–6 Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь. И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того. Эта казнь похожа на первую египетскую казнь, когда воды реки Нил превратились в кровь, рыба вымерла, река воссмердела и стала непригодна для питья ( Исх. 7:19–21 ). Напоминает эта казнь и случившееся при третьем трубном гласе ангела, когда третья часть вод в реках стала горькой, и многие люди от этого умерли (8,10–11). В несравненно больших размерах все это случится при казни третьей чаши. Когда испорчены будут все воды в морях, то тем более важны и необходимы станут реки. Но придя к рекам, люди и там увидят, что сделалась кровь . Как утопающий хватается за соломинку, так ухватятся люди за любые другие источники вод . Может, где в колодце, может, где в горном озерце, может, где ключ бьет... Но увы, везде – кровь, кровь, кровь. О, как тогда возопиют они! Но кому вопиять? Антихрист, их несравнимый царь, обоготворенный ими – бессилен остановить казнь Божью. Бог не поможет хулящим его. Может, призвать Ангела вод , того ангела, который поставлен над стихией воды, может, он умолит Бога об исцелении своей водной стихии? Но вот что пишет тайнозритель. И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил. Нет, не нарушена ни праведность, ни святость Божия в этом суде над водами. Тот, Который еси в этих судах, такой же, как и был ранее, когда осыпал человечество милостью и щедротами. Нет перемены в правосудии Божием. И ангел вод не молит об исцелении своей стихии, но величит Бога за то, что так судил . Все это послано за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того . Проливавшие кровь, окружены теперь морями крови, вокруг текут реки крови, из источников бьет кровь. Таково возмездие за страшную жестокость над святыми и пророками . Кровь за кровь, они достойны того . Те, что проливали кровь, как воду, должны будут пить кровь вместо воды. «И они будут упоены кровью своею, как молодым вином; и всякая плоть узнает, что Я Господь» ( Ис. 49:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010