По мнению исследователя, самый близкий к оригиналу текст содержится в рукописи, созданной ок. 840 г. в аббатстве Прюм (Berlin. SB. Phillipps 1869. Fol. 1r - 11v) (Der karolingische Reichskalender. 2001; см. также: Borst A. Die karolingische Kalenderreform. Hannover, 1998). Гипотеза Борста подверглась критике и была отвергнута большинством исследователей (см. рецензии: Stevens W. M.//Cah. Civ. Med. 2004. Vol. 47. P. 384-387; Declercq G.//Mittellateinisches Jb. 2008. Bd. 43. S. 255-258). По мнению П. Мейварта, изученные Борстом каролингские календари восходят к календарной таблице, которую Беда Достопочтенный приложил к трактату «De temporum ratione» (CPL, N 2320). Календарь Беды не предназначался для богослужебного использования: в нем не было памятей святых, имелись только астрономические указания и данные, связанные с вычислением пасхалии. Однако впоследствии в календарь были внесены имена святых; в таком виде текст был доставлен на континент, где его неоднократно дополняли. Согласно Мейварту, в основу прюмского календаря положена интерполированная версия календаря Беды, привезенная из Англии Алкуином ( Meyvaert. 2002; ср.: Bullough. 2003). Несмотря на то что гипотеза Борста о существовании каролингского «имперского календаря» была признана несостоятельной, в подготовленной им публикации представлены данные большого количества средневековых календарей, сверенных с М. и другими богослужебными книгами (Борст использовал ок. 250 рукописей IX-XIII вв.). На содержание средневековых календарей, восходивших к образцам эпохи Каролингов, повлиял цикл праздников, представленный в римских богослужебных книгах, прежде всего в Геласии Сакраментарии и Григория Сакраментарии , которые были адаптированы франками в сер. VIII - нач. IX в. (см. ст. Каролинги , разд. «Литургическая реформа»). Впоследствии календари включали в состав богослужебных книг римского обряда (миссалов, бревиариев, литургических Псалтирей), а также приватных молитвословов и часословов. Особым значением обладал календарь, включенный в состав Римского Миссала (первоначально миссал придворной папской капеллы, отредактированный в XIII в.

http://pravenc.ru/text/2562474.html

«Толкование на Псалом 44» (Expositio in Psalmum XLIV; изд.: PL. 120. Col. 993-1060; Paschas. Ratb. Expositio in Psalmum XLIV/Ed. B. Paulus. Turnhout, 1991. (CCCM; 94)) в 3 книгах было составлено П. Р. по просьбе аббатисы Теодрады, но завершено уже после ее кончины, во время пребывания П. Р. в добровольном изгнании в Сен-Рикье. Пс 44 был избран для толкования по той причине, что стих из него открывает текст Устава св. Бенедикта. Возможно, актуальность комментария была связана с распространением бенедиктинского устава в рамках каролингской монашеской реформы в тех обителях, где прежде действовали смешанные правила (regula mixta) ( Zola. 2008). Текст псалма использовался также в чине посвящения дев (consecratio virginum), поэтому имел большое значение именно для жен. монашества ( Matis. 2016). П. Р. рассматривал псалом как брачную песнь-эпиталамий, подобную Песни Песней, а образ девы в нем - как образ невесты Христовой. Трактат «О вере, надежде и любви» (De fide, spe et caritate; изд.: PL. 120. Col. 1387-1490; Paschas. Ratb. De fide, spe et caritate/Ed. B. Paulus. Turnhout, 1990. (CCCM; 97)) в 3 книгах был составлен между 840 и 856 гг. для новициев мон-ря Корвей по просьбе аббата Варина (в начале сочинения помещен гекзаметр-посвящение с акростихом Radbertus Levita). П. Р. последовательно анализирует все места из НЗ, где встречаются вынесенные в заглавие понятия. Соч. «О благословениях праотцев Иакова и Моисея» (De benedictionibus patriarcharum Iacob et Moysi; изд.: Paschas. Ratb. De benedictionibus patriarcharum Iacob et Moysi/Ed. B. Paulus. Turnhout, 1993. (CCCM; 96)) было обнаружено П. Бланшаром в рукописи XII в. из Рединга ( Blanchard. 1911). Лексически и стилистически текст имеет много общего с толкованием П. Р. на Евангелие от Матфея. Толкование посвящено Гунтланду, монаху Сен-Рикье, но поскольку работа над произведением началась по просьбе Маркварда, аббата Прюмского мон-ря, к-рый не дожил до ее завершения (скончался в 853), то адресатом стал и его преемник, аббат Эйгил (по имени не назван). П. Р. рассматривал пророчества о 12 коленах Израилевых в Быт 49 и Втор 33, сравнивая тексты в свете новозаветного откровения. Агиографические

http://pravenc.ru/text/2579153.html

Его сын Пипин оставил после себя одного сына, Бернарда, а также пять дочерей Аделаиду, Атулу, Хиндраду, Бертраду и Теодорату. Карл выказал ясное свидетельство своего к ним милосердия, поскольку после смерти своего сына Пипина [разрешил] своему внуку занять место отца, а внучек воспитывал вместе со своими дочерьми. Смерть своих сыновей и дочерей он, вследствие любви к ним, переносил не так стойко, как то соответствовало неординарной стойкости его духа, и разражался слезами. И, узнав о кончине римского папы Адриана (796 г.), который был его близким другом, он плакал так, словно утратил брата или любимого сына. В дружеских отношениях Карл был уравновешен, легко их допускал и сохранял крепкими, свято заботясь о тех, с кем завязал подобную близость. О воспитании сыновей и дочерей он заботился настолько, что, оставшись дома, никогда не обедал без них и никогда без них не отправлялся в путь. Сыновья ехали верхом [рядом] с ним, а дочери следовали сзади, охраняемые арьергардом предназначенных для этого стражников. Дочерей своих, поскольку они были очень красивыми, он сильно любил и, представьте себе, ни одну из них не пожелал отдать в жены ни своим людям, ни чужеземцам; всех он удерживал дома, вплоть до своей смерти, говоря, что не может обойтись без их близости 90 [contubernio]. Из-за этого он, хоть и счастливый во всем остальном, испытал удары злосчастной судьбы. Однако он не подавал виду, как будто бы относительно их и никаких подозрений не возникало, и не рассеивались слухи 91 . 20. У него был сын по имени Пипин, рожденный от наложницы 92 , которого я не упомянул среди других его детей 93 , красивый лицом, но обезображенный горбом. В то время как отец, предпринявший войну против гуннов, зимовал в Баварии, он, притворившись больным, составил заговор против отца с некоторыми знатными франками, которые соблазнили его лживым обещанием царской власти (792 г.). После того как заговор был раскрыт и заговорщики осуждены, Пипин был пострижен и Карл разрешил ему посвятить себя в Прюмском монастыре религиозной жизни, которой он пожелал.

http://azbyka.ru/otechnik/6/jizn_karla_v...

Однако историкам достаточно хорошо известно, что летописные даты не всегда можно воспринимать как абсолютную хронологию. А что касается совпадения ПВЛ и “Памяти и похвалы”, то можно заметить, что в Похвале Ольге, составляющей самостоятельный раздел этого произведения, историками литературы обнаружены несомненные интерполяции. Позднейшей переработкой является и весь рассказ о “чуде с оконцем” с последующим хронологическим указанием. Дата 15 лет была высчитана интерполятором на основании все той же ПВЛ. Наконец, история о сватовстве императора в тексте летописи воспринимается иногда как озорная выдумка, введенная летописцем. Однако зададимся вопросом: кто из византийских императоров мог планировать брак с Ольгой? И Константин, и Роман II были женаты. А вот Роман I Лакапин овдовел еще в 937 г.! Политические же выгоды от личной унии Руси и Византии были для империи колоссальными. Немецкий хронист, продолжатель Регинона Прюмского, прямо говорит, что Ольга “при константинопольском императоре Романе крещена в Константинополе”. При общепризнанной атрибуции этой хронологии Адальберту, неудачливому епископу Руси, год проведшему в Киеве, вряд ли можно полагать, что хронист спутал Константина VII с недавно вступившим на престол его сыном Романом II. Адальберт был для этого достаточно осведомлен. Если принять версию, что Ольгу в 946 г. встречали в Константинополе как христианку, то молчание Константина VII о крещении становится просто необъяснимым. Он воцарился в 945 г., а уже в 946 г. Ольга была крещена. Предположить еще один ее визит в Царьград летом 945 г. мы не можем, а относительно крещения в Киеве Г. Г. Литаврин справедливо заметил: “Сколь бы остроумной ни была та или иная гипотеза, она не должна противоречить показаниям всех источников без исключения”. С киевской теорией дело обстоит именно так. Все становится на свои места, если предположить, что Ольгу крестил в 944 г. Роман I. Константину не было никакой нужды упоминать в трактате событие двухгодичной давности, да еще с участием ненавистного тестя-узурпатора.

http://pravmir.ru/svyataya-ravnoapostoln...

Для Г. правление Оттонов ознаменовалось нек-рым подъемом образования и культуры (т. н. Оттоновское возрождение), к-рый имел в т. ч. и церковный характер и опирался на традиции Каролингского возрождения, сохранившиеся в таких аббатствах, как Фульда или Санкт-Галлен, и на резко участившиеся контакты герм. знати с Италией и Византией. В Г. центрами образования и культуры оставались аббатства (Лорш, Корвей), но наряду с ними все большее значение начинают приобретать и центры нек-рых еп-ств (Хильдесхайм, Падерборн). «Оттоновское возрождение» было отмечено успехами в создании исторических описаний - к этому времени относятся «Деяния саксов» Видукинда Корвейского , «Хроника» Регинона Прюмского и сочинения Лиутпранда Кремонского . После смерти Оттона III развернулась борьба за герм. трон между представителями Саксонской династии герцогами Генрихом Баварским и Оттоном Каринтийским, а также между герц. Германом Швабским и маркграфом Эккехардом Майсенским. При поддержке епископата и примаса Церкви в Г. архиеп. Виллигиза Майнцского королем был избран Генрих Баварский ( Генрих II , 1002-1024, император с 1014), к-рый после коронации в Майнце в 1002 г. быстро добился подчинения имперских князей. Главной идеей правления Генриха II стало renovatio regni Francorum (восстановление империи франков), в связи с чем получило развитие почитание имп. Карла Великого. Основным средством усиления королевской власти оставалась система имперской Церкви. Император влиял на назначение епископов и аббатов, использовал материальные ресурсы Церкви (от современников получил прозвище Грабителя церквей), привлекал церковных прелатов к управлению империей. Председательствуя на церковных Соборах, Генрих II использовал их в качестве инструмента управления имперской Церковью и влиял на принимаемые решения. Император определял состав канониката, обеспечивая избрание на должности в кафедральных капитулах преимущественно клириков из придворной капеллы. На епископских выборах он, пользуясь правом императора утверждать избранного капитулом кандидата, добивался назначения епископами своих ставленников, гл.

http://pravenc.ru/text/164803.html

Г. Е. Захаров Почитание Агиография Возникновение почитания П. в г. Треверы слабо отражено в источниках. В VI в. свт. Григорий Турский , описывая город при еп. Ницетии († 566 или 569), называет св. покровителями лишь Максимина и Евхария , умалчивая о П. ( Greg. Turon. Vit. Patr. XVII 4). В то же время Флориан, аббат Роменского мон-ря (monasterii Romeni), находившегося в Медиоланском (Миланском) еп-стве, в письме еп. Ницетию (ок. 550) упоминает «блаженных Максимина и Павлина» как покровителей г. Треверы (Epistulae Austrasicae. 6//MGH. Epp. T. 3. P. 117). О перенесении мощей П. из Фригии в Треверы впервые прямо сказано в «Хронике» Регинона Прюмского († 915, с 899 жил в Трире; см.: Reginonis abbatis Prumiensis Chronicon. 1890. P. 15). Св. Адальберт (с 968 архиепископ Магдебургский), написавший ок. 967 г. продолжение «Хроники» Регинона Прюмского, добавил в ее текст сообщение о том, что гробница П., находившаяся в крипте одной из церквей, чудесным образом висела в воздухе ( Adalbert. 1977. S. 187). Поскольку Адальберт ранее был монахом трирского аббатства св. Максимина, он мог в данном случае опираться на устную традицию. Первое Житие П. (BHL, N 6562-6563) было написано клириком ц. Пресв. Девы Марии и П. в Трире в Х в., вероятнее всего при архиеп. Дитрихе I (965-977). По-видимому, Житие было составлено в условиях соперничества этой церкви, в то время фактически служившей кафедральным собором города, с расположенным по соседству мон-рем св. Максимина. Житие состоит из 3 частей и повествует о жизни святого и его борьбе с арианством, о перенесении мощей из Фригии в Треверы, а также о 5 посмертных чудесах святого. Описывая обстоятельства церковного служения П., автор использовал «Трехчастную историю» Кассиодора , однако главным его источником стало Житие св. Максимина (BHL, N 5822-5823). Агиограф представил П. учеником св. Максимина, уроженцем Аквитании, сделав акцент на стойкой приверженности П. правосл. вероучению. Согласно рассказу о перенесении мощей П., тоже написанному по образцу Жития св. Максимина, инициатива вернуть останки святого принадлежала неким благочестивым жителям г. Треверы и соседних городов. Саркофаг с мощами был подвешен на цепях в крипте уже существовавшей к тому времени базилики в честь Пресв. Девы Марии. Как и Адальберт, автор Жития привел историю о саркофаге, повисшем в воздухе после того, как норманны разбили цепи. Текст первоначальной редакции Жития сохранился в рукописи Guelf. 1109 (X-XI вв.; не изд.). Не позднее кон. XI в. другой автор внес в текст Жития дополнения, заменив пересказ «Трехчастной истории» на дословные цитаты из нее, а также добавив материал из «Церковной истории» Руфина Аквилейского. Кроме того, он представил кончину П. во Фригии как мученичество, не уточняя подробностей. Дополненная редакция сохранилась в нескольких рукописях, по самой ранней из них (Trier. Stadtbiblioth. 1379, XI в.) эту редакцию Жития опубликовал болландист И. Пиний (ActaSS. Aug. T. 6. P. 676-679).

http://pravenc.ru/text/2756885.html

Золотой Рог под стенами К-поля.- Авт.), то тогда ти дамь» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 63). Несомненно, прямым следствием этого недовольства стало посольство О. («Елены, королевы Руси» - «Helenae reginae Rugorum») в 959 г. к герм. королю (буд. императору) Оттону I с просьбой «прислать на Русь епископа и священников» ( Назаренко. 1993. С. 106, 108). Цель посольства засвидетельствована со всей определенностью независимыми друг от друга немецкми источниками - «Продолжением хроники» Регинона Прюмского и Большими Хильдесхаймскими анналами (впосл. утраченными, но отразившимися в ряде анналов XI в. т. н. херсфельдской традиции - Хильдесхаймских, Кведлинбургских, Альтайхских, Оттенбойренских, Ламперта). Трудно предполагать, чтобы в К-поле отказались участвовать в устроении на Руси начал Церкви, и потому скорее всего вопрос о церковной юрисдикции над Древнерусским гос-вом О. сделала средством политического давления на греков. Оттон I отнесся к просьбе О. со всей серьезностью, и уже на Рождество 959 г. епископом для Руси был поставлен Либуций (Libutius), монах мон-ря св. Альбана в Майнце, к-рый, однако, умер 15 февр. 961 г., так и не успев двинуться в путь. Его сменил Адальберт , монах мон-ря св. Максимина в Трире (впосл. архиепископ Магдебургский) и член королевской канцелярии; рукоположил его Гамбургско-Бременский митр. Адальдаг, по традиции обладавший с санкции папы Римского правом открывать новые епископии в землях язычников. Т. о., Русская епархия рассматривалась как миссийная (in partibus infidelium), подчиненная Гамбургской митрополии. Прибыв в 961 г. в Киев, Адальберт столкнулся там, по собственному признанию (именно он считается автором «Продолжения хроники» Регинона Прюмского), с непреодолимыми препятствиями и уже через год вынужден был вернуться. Стало ли это следствием успеха замысла О. и каких-то уступок со стороны Византии при новом имп. Романе II , или того, что именно в 960/1 г. к власти пришел возмужавший кн. Святослав Игоревич, не разделявший христ. симпатий матери (возможно, вслед.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

тексты для легкости понимания, исправил накопившиеся при переписке предшествующих сборников ошибки в латыни. «Две книги...» Регинона Прюмского имели достаточно широкую известность (более 20 списков; K é ry. 1999. P. 128-133). Один из самых значимых сборников К. п. этого времени - созданный между 1008 и 1012 гг. в Германии Декрет Бурхарда, еп. Вормсского (Decretum Burchardi), иногда называемый «Сборник канонов» (Collectarium canonum) или «Книга декретов» (Liber decretorum). Декрет Бурхарда представляет собой каноническую и теологическую энциклопедию. В сборник, созданный на основе «Собрания, посвященного Ансельму», «Двух книг...» Регинона Прюмского, «Собрания Дионисия-Адриана», Лжеисидоровых декреталий, вошли также фрагменты творений отцов Церкви (в основном блж. Августина, папы Григория I Великого, Исидора Севильского, блж. Иеронима), постановления Соборов IX в., каноны из пенитенциалиев, отрывки епископских статутов и капитуляриев франкских королей и императоров, касавшиеся церковной реформы. 1785 канонов Декрета Бурхарда подразделены на 20 книг и титулы, внутри к-рых они тематически сгруппированы, однако порядок тем произвольный (епископат, возведение в сан, отлучение, лжесвидетельство, пост, пьянство, миряне, обвинители и свидетели, блуд, посещение больных, покаяние и т. д.). В Декрете Бурхарда Вормсского впервые были использованы инскрипции (inscriptio) - предшествовавшие некоторым канонам подписи, в которых приводились сведения, откуда эти каноны заимствованы и кому принадлежат (инскрипции даны не для всех канонов и очень часто содержат неверную информацию). Декрет Бурхарда быстро приобрел известность, использовался в Германии, во Франции, в Италии (сохр. ок. 130 списков, еще ок. 40 утрачено). Его материал и способ компоновки прослеживаются в неск. десятках последующих сборников ( K é ry. 1999. Р. 133-155). В Декрете Бурхарда получила отражение сформировавшаяся в ходе клюнийской реформы концепция льежской, или лотарингской, правовой школы о церковной реформе: в тексте содержится небольшое количество канонов о примате папы Римского, но дается много правовых норм, обосновывающих независимость Церкви от светских властей; кроме того, приводятся нормы, допускающие ордалии , брак католич. священников, а также возможность расторжения брака в нек-рых случаях. Еп. Бурхард Вормсский высказывался за увеличение власти епископов, выступал против предоставления привилегий монастырям, против симонии и герм. частной церкви права .

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Лакуны и неточности в жизнеописании Н. можно восполнить путем его сопоставления с др. нарративными источниками, прежде всего с каролингскими анналами. Наиболее подробно о деятельности Н. сообщается в западнофранк. Сен-Бертенских анналах, к-рые до 861 г. велись Пруденцием, еп. Труа, и были продолжены архиеп. Гинкмаром Реймсским. Основной источник из Восточнофранкского королевства - Фульдские анналы, к-рые предположительно велись в Майнце; среди более поздних исторических сочинений выделяется «Хроника» Регинона Прюмского († 915). Некоторые аспекты деятельности Н. получили отражение в предисловии Анастасия Библиотекаря к лат. переводу актов К-польского Собора 869-870 гг., где рассказывается о фотианской схизме (MGH. Epp. T. 7. P. 403-415), и в «Книжице об императорской власти над городом Римом» (Libellus de imperatoria potestate in urbe Roma) (рубеж IX и X вв.), в к-рой отношения между Н. и имп. Людовиком II описываются с т. зр. сторонников императора (Il «Chronicon» di Benedetto. 1920. P. 191-210). Упоминания об отдельных событиях понтификата Н. содержатся во мн. кратких франк. анналах, а также в «Истории беневентских лангобардов» Эрхемперта († после 889) (сообщение о походе Людовика II на Рим в 864). Сведения об отношениях Н. с византийцами сохранились гл. обр. в лат. источниках (папские послания, Liber Pontificalis, франк. анналы). Основные греч. источники - полемические послания патриарха свт. Фотия I , адресованные Н. и вост. патриархам ( Фотий. 2015), и пространное Житие патриарха свт. Игнатия, составленное в кон. IX - нач. X в. Никитой Давидом Пафлагоном (BHG, N 817; Nicetas David. 2013), в к-ром представлена позиция визант. противников свт. Фотия. Избрание на Папский престол Согласно Liber Pontificalis, Н. был римлянином, его отец Теодор занимал должность регионария. Термином «регионарий» обозначали сотрудников папской администрации - нотариев и дефенсоров, которых в Риме было 7 человек - по одному в каждом церковном регионе (см.: Noble. 1984. P. 218-223). Согласно Л.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

«Rogationes» называли молебные шествия, установленные св. Мамертом, еп. Вьенны ( ок. 475), в связи с тем, что народ боялся знамений - подземных толчков, диких животных, заходивших в город, удара молнии, от которой загорелся королевский дворец, и т. п. ( Greg. Turon. Hist. Franc. II 34; Sidon. Apol. Ep. V 14; VII 1//MGH. AA. Bd. 8. S. 87-88, 103-104; Avit. Ex Homiliarum Libro. 6: Homilia in rogationibus//MGH. AA. Bd. 6/2. S. 108-112). Валафрид Страбон считал, что Л. была установлена из-за землетрясения и нападений диких животных ( Walafrid. Strabo. De exordiis. 29), а по версии Регинона Прюмского, жители из-за своих грехов страдали от нападений волков (см.: Reginonis abbatis Prumiensis libri duo de synodalibus causis et disciplinis ecclesiasticis/Ed. F. G. A. Wasserschleben. Lipsiae, 1840. P. 131; ср. трактат, сохранившийся под именем Алкуина: Alcuin. De div. offic. 23). Возможно, Rogationes сменили принесенный в Галлию из Рима еще в период ранней рим. империи языческий аграрный праздник Амбарвалии (обход полей), во время которого были шествия и обряды очищения (в т. ч. символическое освящение/восстановление священных границ). Христ. Rogationes, дополнявшиеся постом и раздачей милостыни, совершались в течение 3 дней перед праздником Вознесения Господня. Во время шествий клир и народ, судя по проповедям Авита Вьеннского, пели только псалмы и preces, молитвы же, обращенные к разным святым, не читались. В галликанских литургических книгах представлены молитвы и чтения для мессы 3 дней, в некоторых рукописях к ним прибавлены особые молитвы и коллекты святым Петру, Павлу, Стефану, Мартину и Григорию (Missal. Goth. XLVIII 343-352; Missal. Gall. Vet. 40. 256-261). На всю Галлию традиция совершать Rogationes была распространена 27-м прав. Аврелианского (Орлеанского) Собора 511 г. (CCSL. 148A. P. 11-12). Однако покаянный характер Rogationes противоречил праздничному характеру пасхального периода, поэтому в иных традициях Л. были перенесены на др. время. Так, во 2-м каноне Герундского (Жиронского) Собора 517 г. предписывалось совершать Л. в четверг, пятницу и субботу перед Пятидесятницей (Concilios visigoticos e hispano-romanos/Ed. J. Vives. Barcelona, 1963. P. 39). В амвросианской традиции Л. (triduum litaniarum или litania triduana) принято устраивать в понедельник, вторник и среду после Вознесения.

http://pravenc.ru/text/2110565.html

   001    002    003   004     005    006