“Volumus etiam atque jubemus, ut comites et eorum judices non dimittaut testes habentes mala fama testimonium perhibere, sed talcs eligantur, qui testimonium bonum habeant inter suos pagenses, et primum, per ipsos judices inquirantur, et sicut ab illis rectius inquirere potuerint, ita faciant non voluntas malorum hominum assensum praebentes. Ut et ipsi comites et eorum judices, quos noverunt causa de qua inter eos agitur comperta esse, sine blandimento ipsius qui causam habet faciant ad eandem causam venire, et per eorum inquisitionem fiat definita» (Boretius, I, 210). Или: „Et placuit nobis ut quicumque de fidelibus nostris hoc actum a nobis jussum habuerit ad inquirendum per regnum nostrum, ubicumque i n q u i s i e r i t, quales seniores homines in ipsa loca fuerint manentes, eos sacramentare faciat ut ρer ipsos veritas declaretur. De illis hominibus vel sacerdotibus aut quibuslibet per regnum nostrum, qui propter premia aut parcntelam de nostra justitia inquirontibus, aut emendantibus vitia veritatem obfuscare volunt missis vel fidelibus nostris ut se in perjuria mittant, jubemus atque prae cipimus, ut si suspicio fuerit quod perjurassent, ut postea ad campum vel ad crucem judicetur, ut ipsa veritas vel perjurium tiat declarata» (Boretius, I, 208). И ср. еще Boretius, II, ρ 8–10, 15 и Ρ е r t t. Leg, t. IV p. 551. 398 „Ut episcopi cireumeant parrochias sibi commissas et ibi i n q u i r e n d i studium habeant de incestu, de patricidiis, fratricidiis, adulteriis, cenodoxiis et alia mala quae contraria sunt Deo” (Boretius, I, 170). Регинон, когда ему нужно выразить, что епископу, при посещении их парохии, следует об­ратить внимание на ту или другую сторону церковно-приходской жизни, обык­новенно употребляет выражение: „inquirendum est”. 399 Dove, Die fränkischen Sendgerichte (Zeitschr. f. Kirchenr. IV, 28–29). Его же статья в Real-Encyklopädië “Sende, Sendgerichte”. В. XIV, S. 121: “Sie antworten dann mit der Rüge in die fragliche Classe fallender Uehelthäter mit Angabe der in dier Frage enthaltenen näharen Umständen”.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

p. 210). Что болгарам действительно первоначально не было дано не только своего митрополита, но и ни одного епископа, об этом нужно заключать из того, что папа, когда обратились к нему болгары, сначала дал им только одного епископа: чтобы привязать к себе болгар, папа необходимо должен был дать им более, нежели что они имели от греков; но если он дал им только одного епископа, то следует, что от греков они не имели ни одного (см. также Responsa ad consulta Bulgarorum n. LXXXVIII, послание Фотия к Борису русск. перев. стр. 336, послание папы Адриана к патриарху Игнатию у Барония an. 871, n. XVL, где везде говорится об одних священниках; в послании папы к Игнатию под presbyteri nostri et episcopi должно разуметь пресвитеров и епископов не греческих, как неправильно разумеет Mansi, а латинских, см. Hefele Conciliengeschichte В. 4, S. 422 прим.). 45 Anastasii BibtiotbVita Nicolai papae у Миня в Патрол. т. 128, стр. 1374. Вместе с богатыми дарами (Анастас. ibid.) Борис прислал папе тот меч, с которым укротил восстание желавших низвергнуть его приверженцев язычества (летоп. Бертинск. под 866 г.). 47 Летопись Бертинская под 866 г. и Фульдская под 866 и 867 годами. За чем Борис просил епископа и священников у короля немецкого, когда в то же время просил их у папы, ясно не видно; вероятно, за тем, чтобы доставить королю удовольствие и более скрепить свой с ним союз. С епископом и священниками король послал Борису на собиранные им самим и его братом Карлом священные сосуды, одежды и богослужебные книги (летоп. Бертинск. м Регинон Прюмиенск.). Епископ и священники немецкие, пришел в Болгарию, нашли уже там епископов и священников, присланных папой, почему скоро возвратились назад (летоп. Фульдск.). Прибыв в Константинополь, послы болгарские предъявили происходившему тогда здесь, в присутствии уполномоченных от восточных патриархов и папских легатов, собору настоятельное желание своего государя слышать его решение: чьему ведению – папы или патриарха константинопольского должны подлежать они – болгары.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Эйнгард занимался также обработкой франкских хроник, которые велись в монастырях, сообщая им официальный государственный характер. Другой видный деятель каролингского Ренессанса при дворе Карла – Алкуин – составил жизнеописания выдающихся церковных деятелей. Принадлежавший к этому же ученому кружку, знатный лангобард Павел Диакон, завершивший свою жизнь в Монте-Кассинском монастыре, где он создавал богословские трактаты, собирал и редактировал церковные песнопения, которые поныне употребляются в католической церкви, и исторические сочинения. Его «История лангобардов» написана настолько увлекательно, что получила широкое распространение и сохранилась в большом числе рукописей. На рубеже 9–10 веков аббат Регинон составил хронику, доведенную до 906 г. Повествование о древних временах, представляет в ней сокращенную компиляцию предшественников, но она приобретает большую источниковедческую ценность, когда речь заходит о событиях, современных автору, в особенности, о тех, что происходили в Лотарингии. Епископ Кремонский Лиутпранд, совершивший по поручению Оттона Великого путешествие в Константинополь, где он просил для сына Оттона руки императорской дочери Феофано, был одним из немногих ученых людей запада, кто знал греческий язык. Он – автор нескольких исторических сочинений, и среди них – «Antapodosis», что значит в переводе с греческого «Воздаяние», содержащее историю запада, в основном, Германии, с 888 по 948 г., «О деяниях императора Оттона Великого», «О посольстве в Константинополь» («De legatione constantinopolitana»). Книги Лиутпранда написаны увлекательно, драматично, с литературным блеском, с умением давать тонкие и выразительные портретные характеристики, но, как считают, порой, ради литературных качеств текста, автор жертвовал достоверностью. На рубеже тысячелетий, исторические сочинения, хроники, анналы составлялись при дворах, в монастырях и в крупных городах западной Европы. Епископ Мерзебургский Дитмар написал «Хронику», в которой излагаются события, происходившие, главным образом, в Германии от Генриха I до 1018 г., свидетелем которых часто бывал сам автор.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

С прошлой зимы он больше не показывался в округе Прюм, по-видимому, у него было хлопот по горло — надо было подготовить имперское объединение нерудной горнодобывающей промышленности, собственные предприятия и самого себя к тому, что он предсказывал еще в июне 1941 года, а такая штука, как близость фронта, была ему — это можно предположить — весьма и весьма не по вкусу. «Средний девон. Кувенский ярус. Лаухские пласты. Песчаные породы имеются только с северо-восточного края мульды, от Мюльбаха до Дуппаха. Речь идет о светлых, зеленовато-серых и голубоватых, частично рыхлых, тонкослойных, распадающихся сланцах. Только у кровли Лаухских пластов, на северной кромке, появляются известняки. Фауна весьма богатая; наряду с брахиоподами обильно представлены, особенно в песчаных пластах, моллюски, которые кажутся прикрепленными к этим песчаным фациям. Известняки имеются в западной части северного крыла (Винтерспельт?!) и в южном крыле. Светло — и темно-голубые, содержащие песок, частично шпат, богатые окаменелостями известняки перерабатываются в больших каменоломнях (как Роммерсхайм, под Эльвератом и Оберлаухом) в строительные материалы. Содержание железа очень высокое и заметно по интенсивной голубой окраске, которой соответствует столь же интенсивный бурый цвет при выветривании. Шероховатая поверхность пород связана с выветриванием. Пласты, толщиной до 30 см, обнаруживают преимущественно скорлуповатое выветривание, и при пробивании хорошо заметны обесцвеченные — от периферии к центру — кружки. Имеются вкрапления темных сланцевых мергелей» (Хаппель, Ройлинг. Геология Прюмской мульды. Труды Зенкенбергского естественнонаучного общества. Франкфурт-на-Майне, 1937). Во всем этом прежде всего интересно было следующее: Людвиг Хаппель и Ганс Теодор Ройлинг, как указывалось на титульном листе, доктора геолого-палеонтологического факультета Франкфуртского университета, в те годы, когда он, Венцель Хайншток, был заключенным концлагеря Ораниенбург, безмятежно исследовали геологию Прюмской мульды. То есть существовала наука, которая развивалась, не перекрещиваясь с политикой, более того: совершенно независимо от нее, и, что самое невероятное: против этого нечего было возразить. Вполне возможно, что Людвиг Хаппель и Ганс Теодор Ройлинг были еще и членами национал-социалистской партии или, наоборот, подпольщиками, борцами против господства этой партии, но в этом качестве они представали, так сказать, сугубо приватно; впрочем, можно предположить, что они держались в стороне от всякой политики и их роль определяется только тем, что они выделили четыре яруса девона Прюмской мульды и точно указали их местонахождение. Хайнштока, который знал, насколько тесно зависит наука от общественных перемен, неприятно задела мысль, что труд и история могут существовать независимо друг от друга. Он сразу же отогнал эту мысль.

http://azbyka.ru/fiction/vinterspelt/

О Лоренце Кэте разговаривала только с Хайнштоком. Что касается нынешней ситуации, то здесь Хайншток доказал, что у него нет ни малейшего чутья; с другой стороны, именно он однажды сказал ей: «Ведь у тебя в Берлине наверняка был друг», в то время как Динклаге никогда не пришло бы в голову строить такие предположения. А если даже он их и строил, то полагал, что высказывать их-бестактно. Или считал их незначительными, поскольку его любовь к Кэте и любовь Кэте к нему были чем-то настолько неслыханным и неповторимым, что прошлое сгорало в ней дотла, как Закровское озеро на рисунках Лоренца. 4 С середины мая до середины июля — прюмский период. Два месяца Кэте преподавала немецкий и географию в выпускных классах гимназии имени Рёгино. «Коллеге из Берлина я могу со спокойной совестью доверить наших выпускников», — сказал директор. Но с конца июня занятий было мало, потому что ученики стояли у окон или на широкой площадке внизу; Кэте не мешала им, стояла вместе с ними, хотела видеть сама, как выглядит армия, спасающаяся бегством. Впрочем, она вовсе не бежала — колонны двигались медленно, педантично; в июне часто шли дожди, и армия, окутанная затяжным дождем и стойким унынием, просто двигалась куда-то, в какие-то другие места. Скука. Кэте убедила учеников вернуться в класс и, движимая берлинским патриотизмом, начала вместе с ними читать «Шаха фон Вутенова» , потом стала рассказывать о Бразилии, о колибри и кофе. Она чуть было не дала себя убедить, что передвижение армии на восток — лишь обычные маневры, но потом выяснилось, что население должно покинуть город. Еще прежде, чем директор объявил, что школа закрывается, ученики выпускных классов уже получили повестки с требованием явиться на призывные пункты. Несколько дней царила суматоха; Кэте наблюдала, как люди, стоя рядом с ворохом багажа, растерянно смотрели на свои дома, где уже были закрыты ставни и заперты двери. Скоро город превратится в нечто безымянное, в каменный объект ночных рекогносцировок, грабежей и артиллерийских обстрелов. Когда Кэте после окончания занятий оставалась одна в классной комнате, она чувствовала, как ее окружает одиночество; армия не просто шла куда-то, а освобождала территорию, оставляла за собой пустую землю, ничейную землю. В такие моменты у Кэте Ленк зарождалась надежда. Она получила распоряжение явиться в ведомство по делам школ в Кёльне для «последующего определения на работу».

http://azbyka.ru/fiction/vinterspelt/

средневековой литературы, основанной на синтезе христианства, античности и народной германской культуры, закладываются англосаксонскими миссионе­рами с начала VIII века. 5 …искусство первых по благородству мысли и лучших мужей… — Речь идет о культурном подъеме во Франкии в царствование Карла Великого (к VIII — началу IX веков). Согласно приказу короля (789 г.), по всей стране при монастырях устраивались начальные и средние школы. В них необходимыми предметами были грамматика и риторика. В Аахене, при дворе Карла, также была создана школа, называвшаяся Академией. Членами Академии были многие талантливые поэты. Характерная черта этого времени — расцвет литературы, в особенности жанров агиографии и историографии, которые имеет в виду Вандальберт. 7 Гоар — аланское имя, означающее “добывающий скот”. Святой Гоар, этнический алан, родился в Аквитании, занимающей обширную территорию между Пиренеями (на юге) и Луарой (на севере) (Франция). Аквитания сначала была заселена иберами, затем кельтами. Зимой 406 года аланы (под предводительством своего вождя Гоара) и вандалы перешли Рейн, то есть восточную границу Римской империи, вытесняемые в прежних мест обитания гуннами и готами. Часть алан ушла вместе с вандалами в Испанию, другая часть, возглавляемая Гоаром, стала союзниками Рима, была расселена в Галлии и должна была охранять дороги и границы империи. Данные топонимики показывают, что большое количество аланских поселений находилось в Аквитании (с центром в Тулузе) и в области к северу от Луары между городами Амьеном и Аррасом на западе и Триром, Мецем, Тулем и Лангром на востоке (с центром в Реймсе). Трир и Мец и прилегающие к ним земли, где происходят события, описанные в “Житии святого Гоара”, окружены аланскими поселениями. Святой Гоар, вероятно, получил свое имя в честь вождя алан, приведшего их в Галлию. В V веке аланы приняли христианство. 8 Вандальберт Прюмский указывает, что святой Гоар родился во времена короля Хильдеберта (I) (511–558) и дожил до правления Сигиберта (I) (561–575). Интересно, что имена епископов, занимавших в это время Трирскую кафедру, известны: святой Ницетий (525/6–561) и святой Магнерих (561/5–578), а не Феликс и Рустик. Возможно, объяснение этого несовпадения может быть найдено в более раннем “Житии святого Гоара”.

http://pravmir.ru/zhitie-svyatogo-goara/

В григорианском пении автентическими называли 4 нечетных лада (1, 3, 5, 7-й, в сквозной восьмиладовой номенклатуре). Первоначально восьмиладовая схема выстраивалась вокруг 4 парных ладов с их внутренним подразделением на автентические и плагальные (VIII-X вв.: анонимные тонарии из Меца и Монпелье, тонарии Регинона Прюмского и Бернона из Райхенау, трактаты Аврелиана и Хукбальда ). Этимологию названий ладов каролингские авторы формулировали в русле благочестивых толкований Свящ. Писания: название 1-го лада (лат. protus) ассоциировалось с первомучениками (protomartyr) ВЗ и НЗ - святыми прав. Авелем и архидиак. Стефаном , 2-го (deuterus) - с библ. кн. Второзакония (Deuteronomium), 3-го (tritus) - с троичностью ипостасей Бога (см. Св. Троица ), а 4-го (tetrardus) - получало объяснение через тетраграмму (евр.  ), к-рой было записано Имя Божие (Aurelianus. Cap. 8. P. 79). Справедливость такой этимологии обосновывалась следующим образом: ««Автентический» означает власть или завет» (Authentus dicitur auctoritas sive testamentum - Ркп. ок. X в. Argent. N 5175//Huglo. P. 48). По аналогии с античной ладовой теорией лат. авторы присвоили своим А. л. греч. наименования: дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, однако звукорядные характеристики этих ладов не совпадали с одноименными схемами греков. Амбитус А. л. (теоретически октавный) располагался непосредственно над финалисом и квартой выше амбитуса парного ему плагального, о чем свидетельствует Хукбальд в трактате «De Musica» (ок. 880): «Каждый автентический лад восходит от своего финалиса вплоть до ноны, а нисходит на [целый тон], иногда - на полутон или терцию» (Gerbert. Scriptores. P. 116); впосл. нижней границей амбитуса А. л. стал служить субфиналис, лежащий тоном ниже финалиса в тех ладах, где это возможно (1, 3, 7-й) (Powers. P. 740). Позднее принцип деления на автентическую и плагальную формы лада был воспроизведен в 2 новых ладах - ионийском и эолийском, добавленных к системе григорианских ладов (Глареан. Dodecachordon. 1547) (см. также Modus).

http://pravenc.ru/text/63030.html

RPR. N 2822). В Англии И. утвердил на Кентерберийской кафедре свт. Дунстана , деятеля церковной реформы. Сохранились грамоты и др. документы, подтверждающие привилегии мон-рям и еп-ствам, однако их число невелико. Известно о работах, к-рые проводились при И. в Латеранской базилике. В 960 г. по приказу И. базилику отремонтировали, в ней была построена капелла, посвященная ап. Фоме (oratorium S. Thomae apostoli), впосл. долгое время служившая папской ризницей. Сохранились описания капеллы, а также копии 2 фрагментов настенной росписи. Оба фрагмента представляют собой изображения И.: на одном диаконы помогают папе облачиться в казулу, на другом И. под балдахином благословляет верующих. В средние века и в Новое время в историографии И. был известен как один из самых распутных пап. Такая репутация была основана гл. обр. на современном понтификату И. соч. «История Оттона» Лиутпранда Кремонского. Папу обвиняли в симонии, в неканонических действиях (И. якобы рукоположил диакона в конюшне), в небрежении к плохому состоянию церквей, в превращении Латеранского дворца в прибежище распутных женщин, в блуде, в т. ч. в церквах, в совращении замужних женщин, в кровосмесительных связях и т. п. Дурная слава И. нашла отражение и в др. современных ему источниках: в Liber Pontificalis, в «Продолжении Хроники Регинона Прюмского» (Continuatio Reginonis), в «Хронике» Бенедикта Сорактского, а также в более поздних хрониках. В позднесредневек. описании перенесения мощей св. Кириака в Бамберг сообщается, что И., став папой, отправил к Прециозе, аббатисе мон-ря св. Кириака в Риме, посла с неким предложением, к-рое вызвало гневный отказ аббатисы. И. затаил злобу на аббатство, и, когда Оттон I прибыл в 962 г. в Рим, папа изъял из мон-ря мощи св. Кириака и подарил их императору в числе проч. мощей (ActaSS. Aug. T. 2. P. 338-339). Большинство исследователей склонны относиться к подобным сведениям критически, они отмечают проимп. направленность ранних источников и зависимость от них более поздних. Ист.: LP.

http://pravenc.ru/text/469694.html

послов, прибывших в Киев. Свидетельством усиления позиций христианства на Руси в сер. X в. может служить факт крещения св. равноап. кнг. Ольги (не ранее 944 - ок. 961/2), которая после смерти супруга, кн. Игоря, а также пока был малолетним их сын Святослав Игоревич , управляла Древнерусским гос-вом. Согласно ПВЛ, Ольга приняла крещение в К-поле, к-рый посетила в период царствования «Константина, сына Льва», т. е. имп. Константина VII. Летописный рассказ о сватовстве императора к Ольге является фольклорной легендой, однако о поездке правительницы Руси в К-поль и о ее крещении сообщают и независимые от рус. летописания источники. Согласно визант. хронисту Иоанну Скилице (посл. треть XI в.), «жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта (Игоря.- Ю. А.), по имени Эльга, когда умер ее муж, прибыла в Константинополь. Крещеная и открыто сделавшая выбор в пользу истинной веры, она, удостоившись великой чести по этому выбору, вернулась домой» ( Бибиков. 2004. С. 77). О крещении Ольги, «королевы ругов», в К-поле сообщается также в анонимном «Продолжении хроники Регинона Прюмского» (посл. треть X в.). Такое единодушие источников ставит под сомнение гипотезу о том, что Ольга крестилась в Киеве и прибыла в столицу Византии уже христианкой (Голубинский, Г. А. Острогорский, Лихачёв, Мюллер, Г. Подскальски). Вопреки мнению ряда исследователей, что Ольга посетила К-поль дважды (Г. Г. Литаврин, В. Водов, А. В. Поппе ), источники сообщают только об одной ее поездке. Поэтому есть основания полагать, что во время этого визита она и приняла христианство (Назаренко, А. Ю. Карпов). ПВЛ относит пребывание Ольги в К-поле к 6463 (955) г., та же дата высчитывается на основании свидетельства Иакова Мниха в «Памяти и похвале князю Владимиру» (2-я пол. XI в.), что после крещения Ольга прожила 15 лет и скончалась 11 июля 6477 (969) г. ( Зимин. 1963. С. 70). Константин VII в трактате «О церемониях византийского двора» (De ceremoniis Aulae Byzantinae), описывая офиц. приемы Ольги во дворце, писал, что первый из них имел место 9 сент., в среду, а второй - 18 окт., в воскресенье (год не приводится).

http://pravenc.ru/text/2459053.html

Производство в синодальяых судах прекрасно изображено западно-католическим церковным писателем начала X столетия, Региноном, аббатом прюмским, в его важном для науки каноническом сборнике: “De synodalibus causis et disciplinis ecclesiasticis“. В начале второй книги автор приводит постановление собора руанского 650 г. о том, что когда епископ объезжает свой диэцез, архидиакон, или архипресвитер должен за день или за два предупредить те парохии, когорые намерен визитировать епископ, чтобы весь народ собрался к встрече его, причем некоторые маловажные дела сам же архидиакон может разрешить до прибытия епископа, в присутствии пресвитеров и при собравшемся народе. Далее, под заголовком: „de juratoribus synodi», говорится, что епископ, по прибытии на парохиальный синод, по предварительном приличном увещании, вызывает на средину к себе из числа парохиан семь человек, или более, или менее того, смотря потому, как он найдет полезным, – людей наиболее зрелых, наиболее честных и наиболее заслуживающих вероятия и приводит их к присяге пред мощами святых. Синодальная присяга (jusjurandum synodale) состоит в том, что testes synodales обязуются доводить до сведения епископа все то, что совершилось, или имеет совершиться в пределах парохии, ничего не утаивая ни по мотивам любви, ни из страха, ни за во награждение, ни по причине родственных отношений 133 . Синодальные свидетели не играли роли шеффенов в духовных епископских судах 134 не произносили приговора, так как приговор оставался делом духовного судьи. Именно епископ, по принесении свидетелями присяги, напомнив им, что присяга принесена не людям, а Богу, и что, следовательно, скрывать ничего нельзя, ибо иначе грех другого послужит к осуждению их самих, спрашивает по порядку о всевозможных преступлениях и грехах: об убийстве (т. е. нет ли в пределах парохии виновных в убийстве), о плотских преступлениях 135 , о краже и свя- тотатстве, о лжеприсяге, о лжесвидетельстве, о волшебстве, об употреблении крови и удавленины, о пьянстве, об удержании десятины и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001   002     003    004    005    006