Одетый, как был, только без шубы, я растянулся на диване и, не имея счастливой способности скоро засыпать, занялся чтением; но чтение шло плохо и рассеянно; я встал с дивана и погасил свечу, – в надежде, что в темноте скорее засну, – но не успел я снова лечь на диван, как вдруг, к крайнему моему удивлению, вижу в нескольких шагах от меня матушку мою в сопровождении сестры моей, скончавшейся ещё в 1846 году. Поражённый этим непостижимым видением, я не мог ни шевельнуться, ни тронуться с места, но пристально, и признаюсь, с каким-то непонятным страхом смотрел на явившихся мне дорогих лиц. Матушка, совершенно как живая во плоти, заботливо и нежно глядя, крестным знамением благословила меня, а сестра, – хотя её вполне узнать можно было, имела вид более, так сказать, эфирный, спокойный, просветлённый. Я внезапно взял тут лежащую спичку и зажёг свечу, и в светлой комнате не стало уже видения!.. Это событие произошло ночью между 12 и 13 февраля 1858 года, в третьем часу утра. Пробыв в Архангельске неделю, я получил письмо от зятя, которым он меня извещал, что в эту самую ночь матушка моя в Петербурге скончалась!.. И я твёрдо верую, что Всемилосердый Отец небесный дозволил чадолюбивой матери видимо, лично благословить сына, который так настоятельно умолял её о том перед её кончиной. (См. кн. «Простая речь о мудрёных вещах» проф. М. Погодина, стр. 192). 10.  Случай из жизни писателя Кельсиева Журнал «Ребус» передаёт рассказ известного умершего писателя Кельсиева об одном замечательном случае в его детстве. Это было давно, когда я ещё учился в коммерческом училище, – рассказывал Кельсиев. Я жил на квартире, недалеко от училища, а отец мой с семейством жил на Васильевском острове. Он служил чиновником при таможне и занимал казённую квартиру около биржи. Занятый службой, он посещал меня редко. Однажды ночью, когда я ещё не ложился спать и читал какую-то книгу, бывши один в комнате, вижу – моя дверь отворяется, и в комнату входит мой отец, бледный, такой печальный. Я нисколько не удивился его приходу, объясняя его естественной отцовской заботливостью обо мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Приняв Закон – прими вериги. А этот бор и та скала К тебе привыкнут понемногу. С тобою не случится зла, Пока ты под охраной Бога. Тоска пройдет, как сон дурной, Добро ж подсказано всем ходом Молитв и плавным хороводом Лесов, шумящих за спиной. В лесу стреляет длинный кнут, Трещат кустарником коровы; Монаси ирмосы поют Во славу вечно Всеблагого... Мозг выхватит слова из мглы: «Прости нас, Боже, и помилуй...» Как в тишине гудят стволы! Как в тесноте молчат могилы!.. Душа и плоть Стяжая дух, не презирайте плоть, Ведь во плоти явил Себя Господь И претерпел мученья, умирая. Он завещал нам крест достойно несть, Понеже плоть, страдающая днесь, – Не столько кара грешнику и месть, Сколь обещанье будущего рая. Для плоти – тлен, для духа – синева, Для плоти – безутешные слова И сумрачный кладбищенский суглинок. А перед тем – дурная круговерть, Тщета, вражда, старение и смерть – Извечный путь – от люльки до поминок. Душа – не плоть, и путь души иной. Раба, освобожденная Судьей, Тоскуешь о привычной несвободе. Тоскуешь ты о каторге земной, Где тяжкий труд, болезни, хлад и зной, Тоскуешь обо всем, что было мной, В туманность превратясь на небосводе. Тебя, Душа, мне одолжил Господь На малый срок, пока дышала плоть. И вот я возвращаю то, что должен. И только ниша полая в груди Тревожно и покинуто гудит, А червь могильный плоть пустую гложет... 12 сентября 2008 Колокольный звон над Русью Панихидный, Где молились мы ладонями к небу, Дух мамоны над Престольной, Лик ехидны. Да туда ли мы живем? Чертов ребус!.. При богатствах в нищете Жить обидно: Черным золотом Брюхатые недра... Широка ты, мати-Русь, Изобильна. Что же места беднякам В тебе нету? Лес, покосы, реку – поделили. Тут и недра делить стало нужно. Пол-России мигом по миру Пустили. А пока не делили, Жили дружно. Зла не помнили, Обид не копили. Только зла новорусская Хватка. Точит, точит нас нужда, Как напильник, – Перепилит совсем Без остатка. Мать истаяла, и я – Скоро следом. Но останусь с вами Строчками, листами. Мои чада так же нищи –

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

И мы все, находящиеся в неоплатном долгу перед Богом, обретем спасение, лишь если поможем другим людям уменьшить их долг, снять, по мере сил, груз с их плеч. В конце концов мы все молча стоим перед Ним, глядя на наши мятые расписки, и существует только один удачный для нас выход из этой ситуации — полная амнистия. Блаженный Феофилакт Болгарский толкует притчу о неверном управителе еще шире. Он говорит: «Господь желает здесь научить нас хорошо распоряжаться вверенным нам богатством. И, во-первых, мы научаемся тому, что мы не господа имения, ибо ничего собственного не имеем, но что мы управители чужого, вверенного нам Владыкой с тем, чтобы мы располагали имением хорошо и так, как Он повелевает. Если мы поступаем в управлении богатством не по мысли Владыки, но вверенное нам расточаем на свои прихоти, то мы такие управители, на которых сделан донос. Ибо воля Владыки такова, чтобы вверенное нам мы употребляли на нужды сослужителей, а не на собственные удовольствия». Иначе говоря, управитель был поставлен раздавать, а не присваивать. Поэтому, когда он стал списывать чужие долги за счет хозяйского имения, то вовсе не обманывал хозяина, а просто вернулся к исполнению своих прямых обязанностей. И заслужил от хозяина похвалу. Такая простая история… Но почему же нам так тяжело понять ее смысл, почему воспринимается она как какой-то замысловатый ребус? Наверное, дело в том, что и сами мы очень часто относимся ко всему, чем обладаем, как к своей собственности. И речь здесь не только о деньгах или имуществе. Все наши способности и таланты, красоту и ловкость тела, силу ума и благородство душевных качеств мы легкомысленно привыкли считать своим достоянием и думаем, что можем распоряжаться им по своему усмотрению. Но ведь все это — не наше, мы лишь получили это имение от Господа. По прошествии не такого уж долгого времени Он спросит каждого из нас — как мы распорядились этим вверенным нам богатством? Расточили ли мы его ради собственного удовольствия или, подобно опомнившемуся управителю из притчи, все-таки успели раздать тем, кто нуждался в нашей помощи? Какой из этих двух вариантов окажется достойным похвалы у Господа, как раз и объясняет эта, такая непонятная на первый взгляд и такая простая на самом деле притча об управителе, исполнившем волю своего хозяина столь необычным образом.

http://foma.ru/nevernyij-upravitel.html

Такое двойственное состояние может вызвать множество запутанных вопросов при различных случаях жизни подобного субъекта, тем более что такое состояние мало известно и совсем почти не исследовано. (См. «Revue scientifique», сн. «Ребус» 1892 г., 15.  Степени раздвоения личности Я уже давно была знакома, – говорит г-жа Сабурова, – с фактом раздвоения, когда в 1891 г. в мои руки попала книга доктора Жибье (Gibier) «Analyse des choses». Выводы, подобные моим, со стороны недюжинного учёного 143 удивили меня и несказанно обрадовали. Д-р Жибье, долго и серьёзно исследовавший явления того, что он называет «гипно-магнетизм», считает гипнотическое состояние первой ступенью к состоянию раздвоения (dédoublement). Привожу здесь часть IV-oй главы его «Трансцендентальной психологии», как сам Жибье называет указанное мной сочинение: «Субъекты, над которыми изучают псевдо-сон 144 , постепенно проходят ряд различных фазисов, не всегда, однако, с такой правильностью следующих один за другим, как то описывают авторы сочинений по этой отрасли науки. Тем не менее, эти факты или состояния большей частью наступают в следующем порядке: 1) Состояние очарования (état de charme, по терминологии Льебо – Liébault) или легковерия (état de credulité, по выражению де-Роша – de Rochas). 2) Состояние каталепсии. 3) Состояние сомнамбулизма. 4) Состояние летаргии. Это, так сказать, те классические состояния, достигнутые посредством внушения сна или вследствие пристального взгляда, упорно направленного на субъект. Но, если на субъект воздействуешь магнетическими пассами, при содействии, сколько возможно, издаваемой из себя силы воли (чего достичь иначе нельзя, как действуя с импульсом, с увлечением), вскоре получаешь доказательство того, что вышепоименованные состояния суть не что иное, как ступени, ведущие к состоянию раздвоения, но не личности, а самого существа. Если субъект приобрёл привычку впадать в это состояние, оно может наступать почти что разом, т. е. не быв предшествуемо теми четырьмя первоначальными, постепенными состояниями; однако до раздвоения всё-таки наступает пятое состояние, знакомое некоторым магнетизёрам и ими названное «бодрствующим сомнамбулизмом».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Итак, один из наиболее энергичных противников существования какой бы то ни было силы, или особенного тока, особенного влияния, от которых бы зависели разбираемые явления, утверждающий, что все эти явления суть только порождения воображения данной личности человека, Morin признаёт в этих явлениях действие, производимое человеком над ему подобным, такое действие, которое производит физические изменения через влияние на нравственную сторону, следовательно, через влияние души на душу... Это взгляд и вывод такого рода, что, по форме выражения его, в сущности, он едва ли чем разнится от сущности взгляда Mirville’я, Perty, Deleuze’a, рассматривающих дело с точки зрения совершенно противоположной, потому что и Mirville и Perty доказывают, что основой этого рода явлениям служит влияние воли и души одного человека на душу другого. Рейс и Левенталь, занимавшиеся в Москве расследованием этого рода явлений, в 1849 г., в брошюре своей «Experiences sur le magn. animal», высказывают их понятие о сущности силы этой, «неправильно названной животно-магнетической», что «она есть продукт, эманации, исходный ток самой жизни. Действие этого тока, введённого в живые тела, подобно действию самой жизни, это действие врачующей силы природы»... («Ребус» 6.  Факты из области магнетизма Заимствуем «Из воспоминаний» Ольги N («Русский Вестник», ноябрь 1887 года) несколько интересных фактов. Касаясь магнетизма, автор говорит: Вопрос о нём вызывал ещё недавно насмешки медиков и учёных людей вообще, но теперь его серьёзно разрабатывают эти самые учёные и медики. Такова участь всякого великого открытия. 1) В тридцатых и сороковых годах были доктора магнетизёры, и, может быть, не лишним будет рассказать о тех замечательных успехах их в лечении болезней, которые они совершали над личностями, коротко мне знакомыми, между прочим, над княжной Шаховской, родной племянницей писателя и театрала, кн. Александра Александровича Шаховского. Она родилась глухонемая, но передавала знаками свои мысли и вела живые разговоры с членами семейства. С ней делались нервные припадки, и доктор Бюргермейстер её магнетизировал и заставлял говорить в магнетическом сне. Раз княжна заснула, и в продолжение трёх суток не могли её разбудить, Чтоб войти в её комнату, надо было держать за руку магнетизёра, иначе она волновалась и вскрикивала. Лежала она спиной к стене, и когда её о чём-нибудь спрашивали, вопросы писали пальцем на обнажённой по локоть руке. На вопрос: каким средством её разбудить? – она показала знаками, что надо ей отрезать косу. Послали за парикмахером, но как только он прикоснулся до княжны, она его оттолкнула и вскрикнула, и опять знаками объяснила, чтоб каждый член семейства, поочерёдно, отрезал ей волосы, каждый по пряди, затем чтоб их сожгли, но так, чтоб она об этом не знала, и когда сгорит последний волос, она проснётся. Её желание исполнили буквально, и как скоро волосы сгорели, она открыла глаза и быстро поднялась с постели.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– Вас это удивляет? – спросил он. – Между тем, для меня ваш случай очень обыкновенен и бывал на моих глазах нередко. Почему это происходит – я не знаю, но сам был неоднократно свидетелем, что часы в доме, со смертью хозяина, иногда останавливаются без всякой видимой причины. С тех пор прошло уже двадцать лет, но этот случай, по-прежнему, остаётся для нас неразгаданным. Подлинность вышеизложенного свидетельствуем нашими подписями, с приложением фамильной гербовой печати. («Ребус» 1897 г., б) Письмо мисс Бэль из Гольстона (в Англии). «В июне 1880 г. я приехала в одно имение в качестве гувернантки. В первый же день моего пребывания там, ложась спать, я услышала около себя странный шум, похожий на тиканье часов, которых, однако, в комнате не было. Скоро я убедилась, что этот шум преследовал меня повсюду, прекращаясь только, когда я была не одна. Я даже привыкла к этому странному явлению и перестала обращать на него внимание. 12 июля со мной случилось нечто ещё более странное; выходя из столовой, я увидела в дверях какую-то тёмную фигуру с распростёртыми руками. В испуге я зажмурила на секунду глаза, когда же открыла их, видение уже исчезло. Через два с половиной месяца (23 сентября) я получила от родственников моих письмо с известием, что в тот день, когда явился мне призрак, утонул мой брат. С тех пор, как я узнала эту печальную весть, тиканье невидимых часов совершенно прекратилось». Из приложенного к этому письму удостоверения постороннего лица, находившегося на пароходе в момент несчастья с Уильямом Бэлем, видно, что день и час, когда оно произошло, совпали с видением мисс Бэль. Последняя прибавила к рассказанному ею ещё следующее: «Незадолго до получения мною вести о кончине брата (числа не помню) случилось ещё нечто, о чём я не упомянула в первом моем письме, не думая, чтобы это обстоятельство имело отношение к постигшему меня горю. Едва я легла спать, как вблизи меня раздался сильный треск, точно упало и разбилось вдребезги что-нибудь из посуды. Я не решилась сейчас же встать и посмотреть, что разбилось; на следующее же утро, к удивлению своему, убедилась, что всё цело и на своих местах. Три ночи подряд я слышала этот ужасный треск и ни разу не могла доискаться до его причины. Я никогда не имела никаких видений до того дня, когда увидела фигуру, о которой вам писала. Я тогда не успела рассмотреть её, и заметила только, что на ней было верхнее платье, похожее на то, в котором я при прощании видела брата».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

18 Употребляя термин «парамнезия» к применении к подобным случаям, мы должны оговориться, что это неточно и применяется лишь за отсутствием другого. 20 Генрих Цшокке (1770–1848) один из блестящих немецких писателей первой половины 19-го века, игравший немаловажную политическую роль в истории Швейцарии конца прошлою и начала настоящею века. Но особенно известен он у ненцев своими религиозно-нравственными сочинениями. Его «Stur. der. der Andacht» (Часы благоговения) пользуются большой популярностью в Германии и Швейцарии. 22 Во втором томе своей автобиографии (Welt und Cottanschauung) он подробно развивает это положение, служащее краеугольным камнем его миросозерцания. Он, между прочим, приходит к убеждению в Неуничтожаемости нашего духа, отличающегося сверхнормальными способностями и освобождающеюся от нашею тела в момент смерти. 25 Редактор-издатель «Вестника опытной физики» Эр. Шпачинский. 2-го октября 1894 г.; сн. «Ребус». 1895 г., 1. 27 Разумеется, не сам по себе прутик мог указывать направление пути, по которому следовало искать убийц, но ею наклонение в известном месте и направлении вызывалось бессознательными нервными и мускульными движениями лица, в руках которого он находился, действовавшего так незаметно для себя самого, под влиянием психометрической способности души. – Г. Д. 29 Примеры дальновидения у сомнамбул и др. в изобилии сообщает Порти В. I, 228–234; 3. II, 257–265. В сущности, это и есть так называемое второе зрение (dae zweite Cesicht. segond sight), т. е. способность видеть с закрытыми мазами, так сказать, одними духовными очами. Эта способность постоянно обнаруживается в сомнамбулизме, так что последний без нее немыслим. 30 См. кн. «Пророческие, или вещие, сны» свящ. П. Светлова, стр. 73–75, откуда извлечены приведенные рассказы. 31 Извлеч. из кн. «Прижизн. призр. и другие телепат., явления» Гернея, Майерса и Подмора, пер. с англ., 1893 г. 35 Возвышенная чувствительность есть свойство нашей психо-физической природы, благодаря которому можно созерцать отдаленные события, предметы и лица как бы вблизи. Явления этого рода мы также отнесли к отделу психометрических. – Г. Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Александр Алехин в 1998 г. Нервная система человека — бесконечный ребус, который так интересно разгадывать, пытаясь найти и починить поломку. Меня было уже не испугать тяжелыми неврологическими больными. Тут и научно-популярные книги про неврологов и неврологию стали приходить в руки. Я попал в научный кружок и ко дню окончания учебы и распределения никем, кроме как врачом-неврологом, себя уже не мыслил. А дальше в моей жизни были ординатура по неврологии на кафедре фундаментальной и клинической неврологии РГМУ, аспирантура, защита кандидатской диссертации, преподавание у студентов.  «Ку-ку » , или Речевой эмбол Наша кафедра располагалась сразу на двух базах — в ГКБ и ГКБ Однажды я, молодой врач-невролог и параллельно ассистент кафедры, вел занятия со студентами в двадцатой больнице. Тема — нарушения высших психических функций и речевые нарушения при инсульте. Нередко при поражении речевой зоны мозга у пациента формируется речевой эмбол. При любой попытке что-либо произнести пациент может вымолвить всего одно слово или междометие. Причем слово совершенно неуместное и даже бранное. Почему так происходит, пока не очень понятно. Однако порой возникают трагические или комические ситуации.  Рассказав студентам про различные виды эмболов, я предложил пройти в палату и пообщаться с интересным тематическим пациентом. Всякое речевое обращение во внешний мир он формулировал только так: «Ку-ку».  Входим в палату, а у больного посетители. Пикантность ситуации была в том, что одновременно навестить его пришла законная супруга и дама сердца. Мы со студентами застаем практически апогей семейной драмы. Две дамы, поняв, кто есть кто, мощно выясняют отношения, практически перейдя в рукопашный бой.  Главное действующее лицо трагикомедии — пациент — встав на кровати, возвышаясь над полем женской битвы, патетически вскидывает руки и изображает лицом гамму эмоций. Обращаясь то к одной, то к другой женщине, он громко, с модуляциями взывал: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» Не знаю, до чего докуковались эти трое. Мы со студентами вскоре дипломатично покинули палату. Уверен, мои ученики навсегда запомнили, что такое речевой эмбол.  «Вы, господа, выбрали профессию пожилых»

http://pravmir.ru/poderzhite-mat-nedelku...

Вполне присоединяясь к этому последнему заключению автора, мы не можем при этом случае не вспомнить о нашем покойном учёном Бутлерове, так красноречиво призывавшем науку к исследованию загадочных явлений человеческой природы, который как бы заранее предначертал тот путь, те этапы по пути науки, которыми она должна будет подойти к полному признанию реальности явлений, относимых к области медиумизма. Предвидение его шаг за шагом оправдывается на наших глазах в эти последние годы. Давно ли было то время, когда учёными подвергались сомнению такие несомненные в настоящее время вещи, как гипнотизм и его явления! Самые невероятные факты гипнотического внушения теперь окончательно признаны и деятельно исследуются наукой, сделавшись модным вопросом её. За гипнотизмом и его явлениями настала очередь для явлений, доказывающих действие и влияние человеческой мысли на расстоянии. Недавние исследования таких учёных, как Ш. Рише, Охорович, П. Жане, Герикур и многих других, открыто заявляющих реальность этого глубоко таинственного по своей сущности действия мысли на расстоянии и поддерживающих свои взгляды на страницах такого серьёзного научного и философского органа, как «Revue. Philosophique» (изд. Рибо), – всё это доказывает, что факт действия мысли на расстоянии стал почти признанным фактом. Теперь настала очередь для таких, ещё более на первый взгляд таинственных и загадочных явлений, как призраки умирающих людей, явления симпатии, пророческие сны и т. п. Благодаря упорному труду гг. Майерса, Гёрнея и Подмора, собравших и критически проверивших громадную массу фактов этого рода, факты эти становятся уже достоянием науки. Она уже не чувствует себя в силах сопротивляться перед напором такой массы свидетельств людей самых почтенных и заслуживающих полного уважения и доверия к своему свидетельству между собранными и проверенными свидетельствами о явлениях призраков умирающих людей попадаются такие, где явление этих призраков имело место уже много времени спустя после смерти этих лиц. Если явление призраков умирающих объясняется телепатией, т. е. духовным взаимодействием между умирающим человеком и тем лицом, которому является его призрак, то в случаях явлений посмертных призраков мы логически приходим к великому вопросу о существовании в другом мире. Таким образом, на наших глазах совершается великий переворот в науке, расширение её сферы, и она вступает на тот путь, на который так красноречиво и убедительно призывали её люди, подобные Бутлерову, Круксу, Уоллесу, и другим поборникам истины. (См. «Ребус» 1888 г., Е. Наука и загробная жизнь

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Даёте ли вы мне слово сделать это? . – Клянусь, – отвечал торжественно епископ, – что буквально исполню вашу просьбу. – В таком случае, следуйте за мной. С этими словами священник пошёл вперёд и спустился с епископом сначала по парадной лестнице, потом по чёрному ходу в подвал. «Здесь», сказал священник, опершись рукой о стену. Епископ осмотрел внимательно указанное место и, обратившись к своему собеседнику, чтобы задать ему вопрос, увидел, что он остался один в плохо освещённом подвале. Взволнованный донельзя, он поспешно возвратился в столовую. В заключение этой истории скажем, что в указанном призраком месте, действительно, была найдена пожелтевшая от времени книга с заметками священника, и епископ свято исполнил клятву, уничтоживши в присутствии хозяев компрометирующие заметки. Излишне прибавлять, что с этих пор посещения призрака прекратились. («Messager» 1889 г., сн. «Ребус» 1890 г., 36 . Призрак огорчённой матери. В еженедельном журнале «Женщина» (Woman), одном из многочисленных изданий, успех которых свидетельствует о быстром развитии женского вопроса, появилась следующая статья: «Я слышал недавно интересный рассказ о привидении, сообщённый мне одним из моих друзей, человеком правдивым, заслуживающим полного доверия и, насколько мне известно, никогда не отличавшимся пылким воображением или особой впечатлительностью. Несколько времени тому назад, он гостил в Ирландии у одного приятеля, недавно женившегося во второй раз. Первый вечер, проведённый моим другом в этом доме, прошёл очень оживлённо, и он удалился в свою комнату в самом приятном расположении духа, лёг в постель и вскоре заснул. Спустя немного времени, его разбудил шум отворявшейся двери, он проснулся и увидал, что на пороге появилась освещённая ярким светом фигура женщины, по-видимому, глубоко огорчённой. Он заговорил с ней и, не получив ответа, поспешно зажёг свечу. В ту же минуту и женщина, и свет исчезли, и мой друг убедился, что дверь была по-прежнему заперта. Сильно поражённый этим таинственным явлением, м-р Г. не мог более заснуть и старался убедить себя, что всё виденное им было не что иное, как сон. Но вот, часа два спустя, он с ужасом увидел, что дверь опять медленно и в этот раз бесшумно отворяется, и в комнату входит та же самая женщина. Теперь он мог разглядеть её лицо, и в ту же минуту узнал в вошедшей оригинал портрета, висевшего в столовой на стене. Слёзы струились по щёкам женщины; она, видимо, находилась под влиянием отчаянного горя; быстрыми шагами приблизилась она к окну, и в ту же минуту раздался плач ребёнка, доносившийся, как будто, из-за окна. Не помня себя, мой друг вскочил и хотел заговорить с ней, но, как и в первый раз, видение моментально исчезло. М-р Г. не был трусом, но он сознался мне впоследствии, что никогда прежде не приходилось ему испытать подобного страха, как в эту ночь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010