411). 9 . В 1893 г., в Тобольской губ., в Тюкалинском округе, в с. Сыропятском, в д. священника Донарского – в течение шести месяцев преследование разными таинственными проказами: выдергивание растений из горшков, обламывание листьев и сучьев, так что были вынуждены перенести цветы в другой дом; тогда началось опрокидывание и швыряние всякой утвари; унос, прятание и даже истребление разных вещей. После молебна с водосвятием все прекратилось. (Письмо священника Донарского от 10 сент. 1893 г., см. «Ребус» 1893 г., стр. 427). 10 . В конце 1889 г., на окраинах Канады, в провинции Понтиак, возле городка Шаувиля, в доме фермера Дэтта вдруг начались необычайные явления: стуки, движение предметов, их внезапное исчезновение и появление, и разные проказы, иногда далеко не невинного свойства, напр., неоднократное самовозгорание занавесок на окнах и различные преследования, направленные преимущественно против 11-тилетней девочки Дины – приемыша Дэттов. Вскоре в ее присутствии, в воздухе, в нескольких шагах от нее, стал раздаваться грубый, старческий голос, преследовавший ее всюду всякой бранью и непристойными речами; голос одинаково раздавался и в доме, и на открытом воздухе; все присутствовавшие его слышали и разговаривали с ним. Газеты затрубили об этих диковинках, и вскоре приехал на место действия для точного исследования г. Вудкок, член королевской канадской академии в Броквиле, давно интересовавшийся этими явлениями. Он тотчас же вступил в гласное собеседование с таинственным голосом. На первый же вопрос г. Вудкока: «Кто ты?» – он ответил: «Я черт! Убирайся прочь, не то сверну тебе шею». В продолжение пяти часов, среди белого дня, при толпе народа, г. Вудкок увещевал мнимого «черта», и, наконец, он стал сдаваться и извиняться в своих проказах. На вопрос – «зачем он преследовал эту семью?» – он ответил: «меня подослала соседка, миссис Уоллэс». Тогда г. Вудкок отправился к соседке, захватил ее с собою и устроил «черту» очную ставку. После всяких уверток, измышлений и брани, он был уличен во лжи и сознался, в конце-концов, что все это проделывал для потехи; сказал, что покинул землю двадцать лет тому назад 174 , открыл свое настоящее имя, под условием неоглашения его; просил у всех прощения и обещал в такой-то день со всеми распроститься – что и исполнил. Письмо В. А. Щапова

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Могут ли мудрецы мира сего хотя бы сказать что-нибудь определенное о «четвертом» измерении? Или точнее определить понятие о пространстве и времени? Или же объяснить, почему время сокращается в сновидениях, и что такое сновидение? Чем они объяснят «вещие», пророческие сны? Предчувствие и предвидение будущего? Ясновидение через громадные расстояния? Чтение чужих мыслей, как в книге? Чем они объяснят удостоверенные наукой факты диктования при помощи ударов стола? Материализацию сил и существование невидимых существ, дающих о себе знать тем или другим способом? Фотографию этих таинственных существ? Чем можно объяснить еще и такие загадочные факты, как действие проклятия родителями злых детей, заклинаний и т. д.? 245 . Все перечисленные нами загадочные факты и явления и «нерешенные вопросы», по большей части, заверены представителями науки. Мы заимствовали их частью из специальных научных журналов и статей, особенно из новейших очерков (в переводе на русский язык) Камилла Фламмариона, под заглавием: «Психические загадки и область неведомого» 246 , и частью – из сочинений Бутлерова и Аксакова (особенно из книги: «Спиритуализм и наука»), из ряда статей, помещенных в журнале: «С. – Петербург» за 1899 г., «Ребус» за 1897 г. и проч. Итак, пусть ответят нам научно-доказательно на вышеизложенные вопросы современные скептики, материалисты-отрицатели и все свободномыслящие люди, – пусть ответят, и мы не прочь тогда признать некоторую состоятельность за их научными материалистическими теориями, за либерально-отрицательными трактатами, за позитивными и рационалистическими воззрениями и идеями. Мы тогда поверим, что естественнонаучные выводы материалистов получены из верного источника, что пределы человеческого разума действительно безграничны, и что этот разум, мышление и наука представляют собою единственные средства и путь к познанию вселенной, ее явлений и тайн... Но, повторяем, мы никогда не дождемся таких ответов на эти вопросы... В. Факты из области опытной психологии, приводящие к несомненному признанию души в человеке, как самостоятельной духовной сущности 247

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Что можно сказать о подобном объяснении!? Г. Дебэ пытается объяснить явления сомнамбулизма сравнением: как капитан корабля направляет ход своего судна, рассматривая карту, так в сомнамбулизме; память направляет тело посредством образов, сохранившихся в ней. Не странно ли слышать подобное сравнение из уст физиолога: мы не знали до сих пор, что память направляет тело, мы полагали, что это есть функция воли, возбуждаемой различными влияниями, часть которых составляет и память. Нелегко принять объяснение г. Дебэ даже в том случае, когда движение сомнамбула происходит в месте, ему хорошо известном, но что сказать, когда он движется в месте, ему совершенно не известном, и; при том с уверенностью и точностью, далеко превосходящими его способности в нормальном состоянии. Вспомним сомнамбулические путешествия дамы с ребёнком. Можно ли предположить, что ею управляла память, когда она ходила по крыше дома, обходя опасные места, где один неверный шаг мог грозить гибелью? Невозможно предположить, чтобы она предавалась этим упражнениям в нормальном состоянии. Но какая же сила управляла ею, предупреждая её об опасности, каким органом видела она в этом случае? Возможно ли допустить объяснения доктора в другом месте: что, когда орган зрения не действует, мозг дополняет его функцию внутренним зрением, с помощью которого он видит предметы, которые ищет. Но каким же образом он может видеть внутренним зрением вещи, которых глаза его никогда не видели? Предположение, что органы осязания достигают такой остроты, что способны на расстоянии различать тела, кроме своей произвольности, не обнимает и всех случаев, представляемых явлениями сомнамбулизма. В самом деле, в случае, рассказанном доктором Эскиролем, разве спящий фармацевт, приготовлявший во сне лекарства по рецептам, мог быть предупреждён об опасности, угрожавшей его клиенту, если бы он управлялся одними внешними стимулами? Он рассуждал логично, совершенно как в нормальном состоянии, о несообразности рецепта. Кто же в этом случае рассуждал? Очевидно, деятель, который один не спит, когда тело погружено в сон, который думает, рассуждает, который действует согласно своему желанию, и этого деятеля, бодрствующего над телом, мы называем душой («Ребус» 1884 г.,

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Этими фактами доказывается не только её существование, но и бессмертие. Если в продолжение жизни, во время магнетического сна она обнаруживает свою независимость: видит, думает, и действует вне своего тела, то тем с большим правом можно заключить о её независимости после смерти. (Bevue spirite; сн. «Ребус», 1883 г., 10 . Мисс Джени Хаган сообщает следующий замечательный случай ясновидения, с целью доказать, что оно было свободным проявлением высшей духовной способности, а не передачей мыслей. «По вопросу о ясновидении, – говорит мисс Хаган, – известно, что существуют индивидуумы, которых одни называют медиумами, другие ясновидящими, и которые обладают способностью видеть местности и лица, отдалённые от них на огромные расстояния. С изумительной яркостью и точностью воспроизводят они события, им совершенно неизвестные. Не так давно я слышала от лица вполне достоверного случай ясновидения, действительно замечательный, если вообще что-либо можно назвать замечательным. Один джентльмен, находясь вдали от своего города и оставивший там свой больную жену в постели, отправился к ясновидящей, у которой бывал прежде, и спросил её, кого она видит в его доме. Она описала ему все комнаты, расположение их, вполне точно и прибавила. – Я вижу на дворе пожилую женщину, собирающую опилки: на голове у неё мужская соломенная шляпа, а на плечах накинутый, наподобие платка, кусок клетчатой фланели. Джентльмен был восхищён этим быстро сделанным, но изумительным по своей яркости описанием: действительно, у него была пожилая слабоумная сестра, любившая носить его старые шляпы и собирать опилки на дворе, где работали плотники. – Теперь я вас попрошу ещё раз посмотреть, что происходит в самом доме. Она исполнила его желание и, описывая комнату за комнатой, дошла, наконец, до спальни и сказала: – Здесь постель не прибрана! – Почему же? – спросил он. – На это я не могу вам ответить. – Разве вы никого не видите на этой постели? – Никого не вижу. Это его чрезвычайно изумило: он знал, что его жена больна и не может вставать. – На этот раз вы ошиблись, сказал он: – я оставил свой жену больной. Как оказалось впоследствии, ясновидящая была права. Этот разговор происходил утром, на другой день по отъезде джентльмена из дому. Его жена всё ещё была больна, но их домашний доктор нашёл, что для неё было бы полезно встать, походить и даже прокатиться. И за четверть часа до описанного разговора больная встала, оделась и уехала.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Грассе не говорил ни слова о сделанной им надписи, так же, как и никому другому, профессор заключает, что возможность чтений через непрозрачные предметы представляется установленной и, следовательно, ясновидение через непрозрачные предметы, по мнению проф. Грассе, вполне научно доказано. Придя к такому заключению, он 29 ноября представил в заседание академии наук в Монпелье невскрытый пакет свой с надписью, вскрыл его в присутствии всех и рассказал о происшедшем. Академия назначила комиссию с целью произвести, с согласия Ферруля, подобного же рода опыт с ясновидящей, причём посылаемые в Нарбонну профессора не должны знать о содержании пакета и ни на одну минуту не должны выпускать его из вида. Академик Тарханов 499 рассказывая в «С.-Петербургских Ведомостях» этот замечательный научный опыт, прибавляет: «Нельзя не сознаться, что эта вся история, попавшая на страницы специальных медицинских органов и дебатируемая уже учёными и в учёных коллегиях, возбуждает много сомнения и недоверия. Тем не менее, истины ради, не следует останавливаться, – по завету таких великих учителей, как Клод Бернар и Дарвин, – ни перед какими опытами, как бы они ни казались с виду бессмысленными и противоречащими всему установленному. Иногда самые великие открытия вытекали именно из подобного рода опытов. Приветствую от души решение монпельеской академии наук исследовать возможно точнее факт, представленный ей проф. Грассе. Стоит вспомнить, что было почти на днях, с каким недоверием ещё недавно были встречены первые слухи о фотографировании Х-лучами Рентгена через непрозрачные предметы. Для того, чтобы понять, как следует осторожно относиться не только к утверждению, но и к отрицанию тех или иных новых явлений». (См. «Ребус», 1898 г., 6 . Тамбовская ясновидящая. Под этим заглавием в «Нового Времени» напечатано нижеследующее: В конце прошлого года, когда наблюдения проф. Грассе и комиссии медицинской академии в Монпелье над ясновидением на расстоянии, с субъектом, указанным доктором Ферруль в Нарбонне, – вызвали столько толков в обществе и печати, мы привели указания на попытки исследования русскими врачами интересного субъекта, г-жи М.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Эта дама доставила недавно новое доказательство своего ясновидения, благодаря двойному убийству на бульваре Тампль в Париже. Вот что читаем по этому поводу в газете «Lanterne» от 28 декабря 1891 года. Интересная консультация у сомнамбулы. Читатели «Lanterne» вероятно ещё помнят удивительную консультацию, данную г-жой Афингер, сомнамбулой, нашим редакторам по делу об убийстве г. Гуффе. Всё, что она сказала тогда, действительно впоследствии подтвердилось. Несколько дней спустя после преступления на бульваре Темпль, наш же редактор отправился к г-же Афингер с бинтом, служившим для первой перевязки несчастной Дельфины Губр. Едва сомнамбула была усыплена, как тотчас объявила, что убийца был другом семейства Делляр, что он давно уехал из Парижа, и что он будет арестован в неделю Рождества. Эти заявления г-жа Афингер повторила на другой день в десять часов вечера в редакции «Lanterne» в присутствии двух друзей семейства Делляр и многих из наших сотрудников. На этот раз г-жа Афингер прибавила ещё, что убийца был молодой человек, недавно оставивший военную службу, что он был вооружён двумя ножами, одним длинным, другим карманным, что убийца в тот вечер оставался в том же квартале, где совершено убийство, что он после убийства отправился в сторону площади Бастилии, чтобы замыть кровавые пятна на своей одежде, и что он на другой день проходил мимо этого дома в обществе другого молодого человека, похожего на него. На вопрос одного из друзей семьи Делляр, переменил ли убийца свою одежду после убийства, она отвечала: да. – Не солдат ли это был? – Да, отвечала она. – Не украл ли он чего? – Да, он унёс различные ценные бумаги, но не деньги. Таковы сведения, доставленные сомнамбулой, и читатели, знакомые с делом об убийстве на бульваре Тампль, знают, что всё это впоследствии подтвердилось в действительности. («Messager» 1892 г., сн. «Ребус» 1892 г., 9 . Дадим сведения ещё об одной сомнамбуле, г-же Самье. Сомнамбулизм г-жи Самье в своём развитии представляет два фазиса. В первом из них она определяет болезни присутствующих, приведённых в магнетическое соотношение с ней, причём диагноз её поражает всех своей точностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

3) Между предыдущими двумя крайними гипотезами возможны и компромиссы. Можно предположить, что в акте телепатического взаимодействия мы имеем дело с непосредственным действием духовного начала индуктора на высшие мозговые центры перцептора или же наоборот, что в акте этом духовное начало перцептора воспринимает каким-то трансцендентным путём (непосредственное ясновидение) физические изменения, происходящие в высших центрах индуктора во время акта мышления, подобно тому, например, как в актах нормального чувственного восприятия начало это воспринимает изменения, происходящие в собственных его (перцептора) центрах. Заметим мимоходом, что при критической оценке гипотез этой последней, третьей, группы, не следует упускать из виду того капитальнейшего, коренного изменения прежних взглядов на сущность вещества, которое происходит мало-помалу в современной науке 181 . («Ребус» 1893 г., 7). Б. Значение телепатии Авторы «Прижизненных призраков» сочинения, не раз нами цитированного, избегают объяснений телепатических фактов, не делают вытекающих из них выводов, важных для религии и философии; но и они не могли иногда умалчивать совершенно о религиозно-философском значении телепатических явлений, – настолько оно очевидно. 1 . Прежде всего, факты этого рода имеют непосредственное отношение к философии; они служат, несомненно, опорой спиритуализма и совершенно ниспровергают психологический материализм и полу-материализм (позитивизм). Причинная связь тела и духа или их неразрывность становятся невозможным предположением в виду этих фактов, говорящих о возможности самостоятельной и независимой от тела, его органов внешних чувств, психической деятельности, как познание: в телепатии мы видим акт чисто духовной сверхчувственной познавательной деятельности и, конечно, должны неизбежно допустить для него духовное же начало, каковой является душа в смысле самостоятельного духовного существа. Все факты телепатии могут найти своё объяснение единственно на почве спиритуалистической психологии и необходимо предполагают её. Точно также, кроме самостоятельности и духовности души, телепатические явления, именно посмертные, вопреки мнению авторов, несомненно, предполагают, как единственно естественное своё объяснение, неразрушимость или бессмертие души.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

г) Некто г. Бретт, англо-американский торговый агент, живущий в Лейпциге (Софиа-Штрассе, д. рассказывает следующую историю о явившемся ему двойнике. «Я сидел вечером совершенно один», – Бретт одинокий человек, – «прислуга ушла за покупками, я расположился в кабинете за столом и читал самую юмористическую часть «Пикквикского клуба». Было около десяти часов, как вдруг моя кошка, мирно дремавшая у меня на плече, соскочила на пол и, вся ощетинившись, как сумасшедшая, бросилась к двери и начала бешено скрестись в неё. Думая, не мошенники ли забрались ко мне, я вышел в кухню. У очага, наклонившись вперёд, уронив руки на колени и вперив грустный взгляд прямо в огонь, сидела женщина, в глубоком трауре. Удивлённый тем, что она вошла совершенно неслышно, я подошёл к ней, чтобы посмотреть, кто она. Женщина повернула ко мне бледное, измождённое лицо. – Что вам угодно? – спросил я. Таинственная гостья встала, не говоря ни слова. Не сводя с меня грустного, пристального, как бы молящего взгляда, она стала отодвигаться к стене, всё ближе и ближе, и, наконец, пропала в стене. Я был изумлён, но страха не чувствовал никакого и стал рассуждать, что могло вызвать это видение. Обед у меня был самый лёгкий, кроме чаю я ничего не пил, а книгу читал такую, что всё время смеялся. На следующее утро, когда я пришёл на службу, мне подали телеграмму. В конторе забыли мой адрес и поэтому не переслали депешу ко мне на дом. Думая, что она деловая, я тут же прочёл её. Оказалось, что моя любимая двоюродная сестра, живущая недалеко от Лейпцига, с которой я не виделся почти год, находится при смерти и зовёт меня к себе. Я немедленно отправился к ней. Мне отворила дверь племянница и, горько плача, рассказала, что мать её умирает. – А вчера, дядя, около десяти часов вечера, я думала, что она умрёт, так ей было дурно! Она почти не подавала признаков жизни, ну, а потом ей опять, слава Богу, стало легче». Я поспешил наверх, к сестре. Она лежала при последнем издыхания. Я наклонился над нею и увидел лицо той самой женщины, которая сидела у меня в кухне вчера вечером. Так страшно изменилась моя бедная сестра, что я бы ни за что не узнал её. Не мудрено, что накануне, когда ей было так дурно, и когда её двойник явился мне, я её не узнал. Она хотя и была в сознании, но не имела силы сказать мне, что бы то ни было. В тот же вечер бедняжка скончалась на моих руках». («Ребус» 1892 г.,

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

У живых она выступает из своего скрытого состояния (aus ihrer Latenz) и проявляется во время экстаза, при некотором, конечно не полном, отделении духа от материального организма, происходящего иногда не только в сомнамбулическом и обыкновенном сне, но даже и в бодрственном состоянии. В таком экстазе находятся и медиумы. У умерших действие духа ещё менее ограничено, ещё более свободно, особенно, если имеются налицо живые люди, способные к экстазу: – сомнамбулы, медиумы, духовидцы 159 . (Проф. Бернского унив. М. Перти; сн. «Ребус» 1889 г., 36–37). Е. Внетелесное действие живого человека, выражающееся в появлении его образа, с некоторыми атрибутами телесности 1.  Явления телесности на расстоянии (факты телепластические) В этой рубрике внетелесное действие человека получает наивысшую объективность, ибо оно проявляется здесь и умственно, и физически, и пластически. а) Хронологически первое наблюдение этого рода восходит, сколько известно, к 1855 г., когда оно было сделано случайно на одном из тёмных сеансов Давенпортов для физических явлений. Полицейский чиновник «в ту минуту, когда сеанс был в полном ходу, вдруг открыл фонарь, который обдал всю комнату ярким светом. Тут началась странная сцена: отец Давенпортов вскочил на ноги и в величайшем возбуждении заявлял, что «видел своего сына Айра, стоявшего у стола и игравшего на одном из тамбуринов, как раз в тот момент, когда комната осветилась, и что он видел, как он скользнул к своему стулу». Отец был вне себя от негодования; но каково было его удивление, когда, «как только восстановилась некоторая тишина, до двадцати человек торжественно заявили, что не только они ясно видели фигуру стоявшего у стола двойника или призрака Айра Давенпорта, но точно также, в то же самое время, видели и его самого во плоти, спокойно сидевшего на своём стуле между двумя лицами. Призрак скользнул к сидевшему мальчику, но, насколько было видно, не достиг до него, исчезнув приблизительно футах шести от его места» (см. The Davenport brothers, а biography, by Randolph.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

д) «Мне известны, – пишет г-н Стэд, – два случая явлений призраков в зеркале. Госпожа Чайдьд, (Лондон, Коммерсиаль Род, Робартс Террас, дом рассказывает, что, будучи семнадцатилетней девушкой, она как-то вечером вернулась с прогулки и, сняв шляпу, стала приглаживать волосы перед зеркалом. Вдруг, к её удивлению и ужасу, она увидела в зеркале через плечо, что на неё пристально смотрит какой-то мужчина. «Я быстро обернулась, – говорит она, – недоумевая, кто мог осмелиться войти в мою спальню и, – судите о моём изумлении – ни души! Сейчас же осмотрела всю комнату, под кроватью, в шкафах – нигде никого. Я спустилась вниз к маме и, рассказывая ей о случившемся, вдруг припомнила, чьё лицо я видела в зеркале: это был брат моей матери, мой дядя, живший в то время в Калькутте. Со следующей же почтой мы получили из Индии известие о смерти дяди. Он умер в Калькутте в тот же самый день и в тот же час, разумеется, соблюдая разницу между временем в Индии и Англии, – когда я видела его в зеркале». Другой случай сообщён г-жой Гарнер; «моя сестра, – рассказывает она, – молоденькая девушка, жила в пансионе. Как-то, вечером она стояла перед зеркалом и причёсывалась на ночь. Вдруг она видит в зеркале, что позади неё стоит наша мать в рубашке и юбке. – Мама! – воскликнула она, быстро обернувшись. И что же? В комнате никого не было. Недоумевая, почему воображение её сыграло с нею такую штуку, так как в данный момент она даже не вспоминала об отсутствующей матери, сестра моя снова принялась за свой туалет. Но не прошло и пяти минут, как она снова увидела в зеркале мать, грустно на неё смотрящую, и когда она оглянулась – та же история: в комнате снова никого не было. Тогда сестра моя страшно перепугалась и побежала в общий дортуар к своим подругам. Все запомнили и записали час этого странного явления. На другой же день она получила телеграмму о смерти матери. Оказалось, что она скончалась в тот самый момент, когда её призрак явился к её любимице дочери. («Ребус " 1892 г., е) Господин Д., мэр одной общины в департаменте Приморских Альп, рассказывал мне в 1889 году следующее происшествие, бывшее с его отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010