г) Муж мой подал мне визитную карточку; не взглянув даже на неё, я положила её себе на лоб и сказала, что на ней стоит мужское имя, что этот человек весьма сомнительных правил, и что преобладающими чертами его характера есть лицемерие и жажда к наживе. Стараясь вовлекать других в разорительные предприятия, он обогащается насчёт их ошибок. Он не американец, а скорее жид или поляк, с чёрными глазами, крупным носом и громадными ногами. Занимается денежными и торговыми оборотами. Во время этого описания ни я, ни муж мой не имели ни малейшего понятия об этой личности, и только наведя о ней справки у знакомых, узнали факты, вполне подтверждавшие точность моих впечатлении». («Ребус» 1892 г. 7.  Внутренне голос (Письмо в редакцию «Ребуса»). Причисляя себя к естествоиспытателям, для которых должен иметь значение всякий факт, как бы мало он ни поддавался объяснению с точки зрения современных научных теорий, считаю своей обязанностью сообщить редакции «Ребуса» о следующем загадочном случае, происшедшем вчера и поразившем меня лишь сегодня. В 70-хе годах, проживая в Киеве, я, – говорит г. Шпачинский, – изредка встречал у моих знакомых профессора анатомии местного университета В. А. Беца. Знакомство моё с ним никогда не было близким, а начиная с 1876 года, когда я часто менял место жительства, хотя и бывал в Киеве, встречался с ним крайне редко, быть может, несколько раз за всё время, и то не у упомянутых знакомых, где он перестал бывать, а на улице, причём мы обменивались лишь поклоном. Могу с уверенностью сказать, что в течение последних нескольких лет, а в особенности с 1891 года, т. е. с тех пор как живу безвыездно в Одессе, я никогда не думал о проф. Беце, не знал даже, жив ли он, состоит ли по-прежнему профессором университета, и пр. Хотя я и получаю киевские газеты и иногда их пробегаю, но не помню, чтобы хоть раз встретил в них какое-либо известие, касающееся названного лица. Поэтому-то меня довольно поразила вчера утром фраз: «Бец умер», произнесённая где-то внутри моего Я, в тот момент, когда я просыпался. Это не был сон, не был голос, и я не могу даже сказать, на каком языке это известие было передано моему сознанию. Я тотчас же рассказал своим домашним об этом странном факте и просил жену следить за киевскими газетами, говоря, что «чего доброго, может и действительно проф. Бец умер». Это было 1 октября 1894 г., и когда прибыли киевские газеты, мы убедились, к крайнему нашему удивлению, что проф. Бец скончался накануне, т. е. 30 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Кроме того, едва я закрывала глаза, я испытывала ужасное чувство падения, – и точно летела куда-то вниз. Чтобы хотя немного уменьшить мои страдания, мне впрыскивали морфии, и я уже не могла жить без него. Расположение духа постоянно угнетённое и апатичное. Вот в каком положении находилась я в тот момент, когда вздумала применить к себе гипнотическое внушение. В апреле месяце прошлого года муж мой обратился к известному гипнотизёру О. И. Фельдману с просьбой применить ко мне его опытность. Уже после первых сеансов я почувствовала значительное облегчение, а после целого ряда систематических сеансов и окончательно выздоровела. 12 июля 1892 г. было днём, который навсегда останется в моей памяти. Мои слишком 15-летние страдания исчезли, и я в настоящее время совершенно здоровый человек. Хожу много, сон мой, аппетит, желудок прекрасны, и вообще я чувствую себя бодрой, как никогда во всю свою жизнь. О существовании же морфия я давно забыла. Примите и проч. Жена инженер-технолога Р. И Хессин. («Ребус» 1893 г., 6. Рассказы о гипнотических внушениях В книге С. Блаватской рассказан замечательный случай гипнотизма. Один индус, знакомый с тайными науками своей родины, по имени Такур Саиба, мог заставить силой воли другое лицо (художника) видеть и рисовать не то, что было пред его глазами, а тот именно вид, который задумал этот индус. Приведём небольшую, выдержку из этого рассказа. – Я кончил, – вздохнул У. (художник), – торопливо собирая папку и краски. – Дайте посмотреть, – лезли к нему проснувшаяся и подошедший полковник. Мы взглянули на свежий, ещё мокрый рисунок, и остолбенели: вместо озера с его синеющим в бархатистой дали вечернего тумана лесистым берегом, пред нами являлось прелестное изображение морского вида. Густые оазисы стройных пальм, разбросанные по изжелта белому взморью, заслоняли приземистый, похожий на крепость, туземный бёнглоу, с каменными балконами и плоской крышей. У дверей бёнглоу – слон, а на гребне пенящейся белой волны – привязанная к берегу туземная лодка.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

To, чего я бы желал – прибавляет в заключение дю-Прель, – это следующее: в видах принятия всех возможных мер для выяснения происходящего в описанных приключениях, можно привлечь, во всяком случае, и полицию. Но раз уже доказано будет хоть одно из тех необычайных явлений, о которых рассказано выше, тогда полиция может преспокойно отправляться домой, что раньше или позже она обыкновенно и делает. Собственно же исследование явлений касается спиритуалистов и естествоиспытателей. Естествоиспытатели, вообще говоря, не имеют никакого права держать себя в стороне, ибо, провозглашением единства и превращения всех сил, естествоиспытатели сами очутились в мистике. Они могут и в случаях, подобных вышеописанным, кое-чему поучиться новому и даже очень интересным вещам, практическая оценка коих составляет лишь вопрос времени. Что же касается спиритуалистов, то, вместо того, чтобы быть бесполезными зрителями, они должны быть привлечены в видах установления, где это окажется возможным, метода исследования, единственно, впрочем, применимого в непокойных домах. Всякое же участие юристов должно быть устранено не только во имя человеколюбия и ограждения медиумов от незаслуженных осуждений, но и во имя споспешествования науке, которая остается неподвижной, благодаря тому, что ученые, против всех ненормальных явлений природы, подобно страусу, прячут свой клюв в песок и остаются в неведении, при котором им так сладко живется и не требуется вторично сесть за школьную скамейку. (См. Psychischc Studien, ноябрь 1894 г. С. н. Ребус 1895 г., 21–22). 19. Мысли об отношении злых духов к человеку. Всякий верующий христианин, старающийся жить благочестиво, по вере, должен ожидать, между прочим, и того тяжкого, горького нападения дьявола, предметом которого будет похищение веры из сердца, чтобы он, веровав, не спасся (да не веровавше спасется). Если, с Божьей помощью, человек успел отсечь многие страсти и пристрастия, которыми, как самыми подручными, самыми удобными средствами искушает нас дьявол, тогда он устремляется в самую глубину нашего существа, силится утвердить свое владычество в сердце и там, как искусный мастер на разрушение, подкапывает самое основание нашей жизни – веру. Тяжело бороться, когда веру, так сказать, вырывают из сердца: тогда теряется самая опора борьбы, отнимается вся сила нравственная, потому что вера есть сила наша и победа наша, как говорит апостол: «Сия есть победа, победившая мир, вера наша». Какая же поэтому победа без веры? Как же надобно стоять в вере, мужаться, укрепляться!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Восстановить полную историю того или другого непокойного дома не удается почти никогда. Обыкновенно о происходящих или происходивших в доме явлениях узнается очень поздно, иногда через много лет, когда явления давно уже прекратились 185 . Постояльцы этого рода домов избегают обыкновенно говорить о наблюдаемых ими явлениях из страха столь обычных в такого рода случаях насмешек, домовладельцы же из страха за репутацию дома. Страх этот далеко не безоснователен. Казуистика непокойных домов содержит в себе случаи необыкновенно низкой арендной платы этого рода домов. Укажем, например, на 182 (поем, призр.) «Journal» за сент. 1886 г.: огромный трехэтажный дом с парком был отдан за 12 ф. стерл. (всего около 120 р.) в год. В случае 163 (поем, призр.) «Journal» за дек. 1885 г. большой дом с прилегавшим к нему участком земли был арендован всего за 80 ф. (около 800 р.) в год, цена, поразившая всех своей ничтожностью. Вследствие только что указанных причин, доискаться до начала явлений, удостоверить самоличность призраков в непокойных домах всегда представляет огромные трудности. Но уже тот факт, что явления в каждом данном непокойном доме носят свой особый характер, представляют собою свою индивидуальность (например, в каждом доме появляются определенного вида призраки) 186 , несомненно, говорит в пользу индивидуализации силы в каждом данном частном случае, т. е. в пользу самоличности. Наконец, как мы заметили уже в начале статьи, галлюцинаторная гипотеза совсем не требует, чтобы лицо, призрак которого появляется в данном доме, непременно умерло бы в этом же доме. Достаточно будет, если оно было связано с этим домом какими-либо воспоминаниями. (Сост. по журналу «Ребус», 1887 г., 40–42; 46–49). Б. Краткий исторический обзор непокойных домов Карла дю-Преля. От времени до времени, весьма, впрочем, нередко, люди или неодушевленные предметы, как например, дома, служат целью нападения какой-то непонятной силы, причем, как орудие нападения, пускаются в ход камни или иные предметы, имеющиеся под рукой. Цель этих нападений всегда, однако, определенна: она стремится нанести вред, а силы употребляются при этом целесообразно и разумно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Таким образом, если мы имеем здесь дело и с внушением, то, во всяком случае, с таким, которое не сопровождается каким-нибудь видимым усилием со стороны экспериментатора, так что в настоящем случае получается как бы непосредственная, прямая передача мысли. Вот какое объяснение обыкновенно даётся этому последнему факту. Всякое психическое явление, как известно, сопровождается различными органическими явлениями, мускульными и другими. Эти незаметные изменения составляют нечто вроде языка знаков, которые воспринимаются и истолковываются известными субъектами, обладающими чрезмерной анормальной чувствительностью. Понимаемое в таком смысле внушение может происходить и помимо воли внушителя. Однако и, такое толкование довольно трудно применить к данному случаю. Мы видели, как мало похож маленький Людовик на субъект с чрезмерной возбуждённой чувствительностью, и при том, нисколько не стараясь отгадывать по выражению лица своей матери, он одинаково хорошо читает её мысли как с закрытыми, так и с открытыми глазами. Таким образом, как кажется, необходимо отказаться от попытки объяснения этого странного явления посредством гипотезы внушения, и следует поискать другого пути. Нелегко, однако, ориентироваться в этой неизведанной области. Трудность найти объяснение служит одной из главнейших причин отрицания фактов вроде ясновидения, со стороны многих учёных. Однако и едва ли логично отрицать факт потому только, что его нельзя объяснить. Некогда подобным же аргументом старались воспрепятствовать Земле двигаться вокруг Солнца. Случаи ясновидения, двойного зрения, чтения мыслей слишком многочисленны для того, чтобы продолжать игнорировать их. В ожидании будущего объяснения попробуем, однако, хоть на один шаг углубиться в вопрос. По примеру того, что происходит в нашем собственном теле между двумя симпатическими органами, нельзя ли сделать предположение, что и между некоторыми отдельными личностями может существовать известного рода сродство, всё равно – как ни назовём его, силой ли, током, месмерическим флюидом магнетизёров, нервной силой Беретти или электродинамизмом Филлипса? Известную опору такому предположению даёт следующее наблюдение, сделанное самой г-жой Б. Заметив, что её сын не делает ни малейшей ошибки в чтении её мыслей в то время, когда она находится непосредственно возле него, она вздумала поместиться за ширмами, после чего передача сделалась гораздо затруднительнее, со многими ошибками. Этот факт, по моему мнению, проливает некоторый луч света в этот тёмный хаос, и при его помощи, быть может, удастся найти со временем разрешение загадки. («Ann. des Sc. psych. 1894 г., сн. «Ребус» 1895 г.,

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Что можно сказать о подобном объяснении!? Г. Дебэ пытается объяснить явления сомнамбулизма сравнением: как капитан корабля направляет ход своего судна, рассматривая карту, так в сомнамбулизме; память направляет тело посредством образов, сохранившихся в ней. Не странно ли слышать подобное сравнение из уст физиолога: мы не знали до сих пор, что память направляет тело, мы полагали, что это есть функция воли, возбуждаемой различными влияниями, часть которых составляет и память. Нелегко принять объяснение г. Дебэ даже в том случае, когда движение сомнамбула происходит в месте, ему хорошо известном, но что сказать, когда он движется в месте, ему совершенно не известном, и; при том с уверенностью и точностью, далеко превосходящими его способности в нормальном состоянии. Вспомним сомнамбулические путешествия дамы с ребёнком. Можно ли предположить, что ею управляла память, когда она ходила по крыше дома, обходя опасные места, где один неверный шаг мог грозить гибелью? Невозможно предположить, чтобы она предавалась этим упражнениям в нормальном состоянии. Но какая же сила управляла ею, предупреждая её об опасности, каким органом видела она в этом случае? Возможно ли допустить объяснения доктора в другом месте: что, когда орган зрения не действует, мозг дополняет его функцию внутренним зрением, с помощью которого он видит предметы, которые ищет. Но каким же образом он может видеть внутренним зрением вещи, которых глаза его никогда не видели? Предположение, что органы осязания достигают такой остроты, что способны на расстоянии различать тела, кроме своей произвольности, не обнимает и всех случаев, представляемых явлениями сомнамбулизма. В самом деле, в случае, рассказанном доктором Эскиролем, разве спящий фармацевт, приготовлявший во сне лекарства по рецептам, мог быть предупреждён об опасности, угрожавшей его клиенту, если бы он управлялся одними внешними стимулами? Он рассуждал логично, совершенно как в нормальном состоянии, о несообразности рецепта. Кто же в этом случае рассуждал? Очевидно, деятель, который один не спит, когда тело погружено в сон, который думает, рассуждает, который действует согласно своему желанию, и этого деятеля, бодрствующего над телом, мы называем душой («Ребус» 1884 г.,

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

16 . Достопочтенный Ф. Г. Ли, викарий церкви Всех Святых в Ламбете, в своей книге «Проблески сверхъестественного» помещает следующий рассказ. Одна дама со своим мужем, занимавшим довольно высокое положение в Индии, возвращалась после четырёхлетнего отсутствия к своему семейству, состоящему из 3 детей, как вдруг в Египте опасно заболела, так что, несмотря ни на какие заботы и лечение, не оставалось почти никакой надежды на её выздоровление. Ей сообщили об её опасном положении, и она с истинным благоговением готовилась к последней минуте. Её мучило только одно: сильнейшее желание увидеть ещё раз своих отсутствующих детей, что она и высказывала часто всем окружающим её. В течение более чем недели, день за днём, она только и говорила, что об этом желании, замечая, что она умерла бы спокойно, если б только оно исполнилось. Утром в день смерти она впала в глубокий, но покойный сон, из которого её трудно было вывести. Однако вскоре после полудня она вдруг проснулась, говоря: «слава Богу, я видела их всех», и затем снова заснула. Вечером совершенно спокойно и благоговейно она скончалась. Теперь остаётся рассказать самую замечательную часть этого происшествия. Дети этой дамы воспитывались в Торквае под наблюдением её подруги. В то самое время, когда мать их заснула, они находились все вместе в одной из двух занимаемых ими комнат и играли в обществе няни, никогда не видавшей их родителей. Вдруг их мать, в своём обыкновенном виде, вошла в большую из двух комнату, остановилась, посмотрела на каждого из детей, улыбнулась им, прошла в соседнюю комнату и там исчезла. Трое старших детей узнали её тотчас же, но были смущены и взволнованы её видом и молчанием. Младший и няня видели, как женщина в белом вошла в маленькую комнату, затем медленно прошла мимо их и исчезла. Время этого явления было точно замечено и впоследствии оказалось, что оба происшествия случились почти одновременно. (См. «Ребус» 1887 г., 17 . Приведём здесь прекрасный рассказ об одной ясновидящей, взятый нами в сокращении из книги известного русско-галицкого прот. Наумовича.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

На похоронах Анны премножество было народу со всех сёл, и множество господ понаехало издалека, и все плакали, потому что все лишились в ней земного ангела. (Извлечено в сокращении из книги протоиерея И. Г. Наумовича: «Четыре путеводителя доброй жизни»). 18 . Ясновидение во сне. В 1886 году, я, рассказывает некто г. Воробьёв, служил в г. Чистополе, Казанской губернии, в почтовой телеграфной конторе. Как-то раз, придя домой после дневных занятий, я, пообедав, часа в 3 дня лёг отдохнуть и заснул. Приснилось мне следующее: в комнате почтовой конторы, где мы обыкновенно занимались, лежит кожаный чемодан, приготовленный к отправлению с почтой, отходящей в 3 часа 55 мин. дня и совсем заделанный, т. е. прошнурованный цепями и запечатанный. Перед самым отправлением почты, начальник конторы, А. В. Рихтер, вошёл в контору осмотреть ещё раз приготовленные к отправлению вещи и, приподняв один край крышки чемодана, обнаружил, совершенно случайно, что одна половина чемодана заделана фальшиво, (цепи продеты в один только край), так что можно свободно вынуть всё, вложенное внутрь. Далее я вижу: он зовёт почтальона М-а и приказывает ему перезаделать чемодан. В это время я вхожу в контору, и А. В. Рихтер, обращаясь ко мне, объясняет, что, благодаря только случайности и привычке его к аккуратности, он обнаружил упущение, просмотренное во время заделки почты. На этом сновидение моё окончилось, и я проснулся. Всё изложенное видел я до такой степени ясно и рельефно, что как бы всё это произошло при мне наяву. Проснувшись, я ничего из виденного не помнил. Каково же было моё удивление, когда в тот же день, вечером, в конторе А. В. Рихтер рассказал мне, что сегодня, между 3 и 4 часами дня (т. е. как раз во время моего сновидения), при отправлении почты, он обнаружил неправильную заделку чемодана, и, как оказалось потом, всё произошло точно так, как приснилось мне во сне («Ребус» 1888 г., 19 . Наглядность проявления души в естественном сомнамбулизме. Доктор Дебэ в своём сочинении о сомнамбулизме говорит: «Большинство учёных смотрит 502 на состояние сомнамбулизма, как на особенный вид мозгового невроза, как на особенное нервное состояние мозга, не изменяющее физиологических функций этого органа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Грассе не говорил ни слова о сделанной им надписи, так же, как и никому другому, профессор заключает, что возможность чтений через непрозрачные предметы представляется установленной и, следовательно, ясновидение через непрозрачные предметы, по мнению проф. Грассе, вполне научно доказано. Придя к такому заключению, он 29 ноября представил в заседание академии наук в Монпелье невскрытый пакет свой с надписью, вскрыл его в присутствии всех и рассказал о происшедшем. Академия назначила комиссию с целью произвести, с согласия Ферруля, подобного же рода опыт с ясновидящей, причём посылаемые в Нарбонну профессора не должны знать о содержании пакета и ни на одну минуту не должны выпускать его из вида. Академик Тарханов 499 рассказывая в «С.-Петербургских Ведомостях» этот замечательный научный опыт, прибавляет: «Нельзя не сознаться, что эта вся история, попавшая на страницы специальных медицинских органов и дебатируемая уже учёными и в учёных коллегиях, возбуждает много сомнения и недоверия. Тем не менее, истины ради, не следует останавливаться, – по завету таких великих учителей, как Клод Бернар и Дарвин, – ни перед какими опытами, как бы они ни казались с виду бессмысленными и противоречащими всему установленному. Иногда самые великие открытия вытекали именно из подобного рода опытов. Приветствую от души решение монпельеской академии наук исследовать возможно точнее факт, представленный ей проф. Грассе. Стоит вспомнить, что было почти на днях, с каким недоверием ещё недавно были встречены первые слухи о фотографировании Х-лучами Рентгена через непрозрачные предметы. Для того, чтобы понять, как следует осторожно относиться не только к утверждению, но и к отрицанию тех или иных новых явлений». (См. «Ребус», 1898 г., 6 . Тамбовская ясновидящая. Под этим заглавием в «Нового Времени» напечатано нижеследующее: В конце прошлого года, когда наблюдения проф. Грассе и комиссии медицинской академии в Монпелье над ясновидением на расстоянии, с субъектом, указанным доктором Ферруль в Нарбонне, – вызвали столько толков в обществе и печати, мы привели указания на попытки исследования русскими врачами интересного субъекта, г-жи М.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Спустя несколько времени арестовали и Шамфора, который резко порицал бесчеловечные поступки Конвента. Его посадили в темницу, но скоро выпустили. Через месяц его опять заключили, и он открыл себе вены на руках и ногах, чтобы умереть. Около него лежал лист бумаги со словами; «я желаю умереть свободным человеком, а не рабом на эшафоте». Наука и старание его друзей вернули его к жизни, но он всё-таки скоро умер, а именно в апреле 1794 года. Так и все, к которым относились пророческие слова Казотта, оставили этот мир. «Так должно было случиться! Это было заранее им предсказано», – говорил дон-Шовиз, переживший их всех. (См. «Историю чудесного», А. Фигье, ч. I, 1895 г.). 13. Замечательное предсказание В начинающих проникать в публику «записках» покойного Бисмарка нашлось описание следующего поразительного факта. В 1849 году Вильгельм, тогда ещё прусский принц, был в Лондоне, где в то время славилась на всю Англию некая гадальщица. Принц отправился к ней. Она предсказала Вильгельму, когда он сделается императором и когда умрёт. – Ты будешь царствовать не только над своим теперешним народом, но и над всеми немцами, – сказала гадалка. – А когда это случится? – перебил её принц. – Сложи цифры текущего года с отдельными цифрами, составляющими этот год. 1849+l+8+4+9­1871. – Вот год твоего восшествия на императорский престол! – воскликнула гадальщица. – Но я к этому времени буду стар, – заметил с досадой будущий император. – Ты проживёшь очень долго, – был ответ гадальщицы. – Приблизительно, сколько? – Не приблизительно, а безошибочно ты узнаешь, когда умрёшь, если цифры года твоего восшествия (1871) сложишь с отдельными цифрами, составляющими этот год. l871+l+8+7+l­1888. Предсказание сбылось в точности. Принц Вильгельм стал императором в 1871 году, а скончался в 1888. («Ребус» 1898 г., 14. Способность силой воли объективировать представления В 1874 году, – пишет некто г. Юрлов, – во время моей службы офицером в войсках гвардии, я, по поручению покойного князя В. Ф. Одоевского, состоявшего тогда помощником директора Императорской публичной библиотеки, собирал различные факты из области (как тогда говорили) суеверий и предрассудков. Некоторые из собранных мной таковых материалов вошли в статью князя Одоевского «Колдовство XIX столетия. – Письма к графине Растопчиной», напечатанную в журнале «Отечественные записки».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010