Впрочем, заметим, что в греческой церкви монахам дозволено есть мясо 56 , – и через это, греческие монахи не перестали быть православными христианами. Что же касается книг Св. Писания, то в них хлысты не могут найти для себя твердой опоры. Правда, в раю, до грехопадения, Бог разрешил людям употреблять в пищу только растения и овощи, не исключая, однако же, ни чаю, ни кофе, ни луку, ни картофеля ( Быт. 1:29–31 ). Но после потопа Бог позволил людям употреблять уже и мясную пищу: «все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу» ( Быт. 9:2–3 ). С этого времени Библия уже часто говорит об употреблении мясной пищи. Авраам угощал своих Трех Странников у дуба Мамврийского маслом, молоком и телятиной. «И они ели» ( Быт. 18:8 ). Исаак любил кушанье, приготовленное из дичи ( Быт. 27:4 ) и ели козленка (ст. 25). Архангел Рафаил, сопутствовавший Товии, ел рыбу ( Тов. 6:6 ). Христос и Апостолы ели не только рыбу ( Лук. 24:42–43 ; Ин. 21:13 ), но и пасхального агнца ( Лук. 22 ; срав. Исх. 12 ; Втор. 16 ). На Иерусалимском соборе Апостолы запретили христианам, обратившимся из язычества, употреблять в пищу только идоложертвенное, кровь и удавлину ( Деян. 15:29 ). Что касается Ап. Павла, то он предоставил христианам широкую свободу относительно пищи. Особенно подробно говорит он об этом в послании к римлянам (гл. 14) и в первом послании к коринфянам (гл. 8 и 10). Вообще, слово Божие смотрит на пищу и даже на пост, как на средство, содействующее нашему нравственному усовершенствованию, но не считает их чем-то самодовлеющим. Все, что продается на торгу, говорит Ап. Павел ( 1Кор. 10:25, 27 ) ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести... Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести». Апостол, очевидно, точно следует заповеди Спасителя, Который, посылая учеников Своих на проповедь , сказал им: «если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат» ( Лук. 10:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу ( Откр. 2, 6 ). …ненавидишь дела Николаитов… То есть ненавидишь блуд и разврат, возведенные в культ. Так, например, николаиты учили, что общность жен и свальный грех – это проявление любви между членами общины; что тот, кто не хочет поделиться женой с братом своим, должен быть презираем, как себялюбец. Написано: …ненавидишь дела Николаитов – не самих несчастных грешников, а их мерзкие дела. У кого нет ненависти к блуду и разврату – ненависти, которая, как стена, защищает душу, тот сам становится соучастником и в то же время жертвой этого потока грязи, заливающего мир. …которые и Я ненавижу. Свет и тьма не могут быть соединены друг с другом. Ненависть Христа – это вечное отвержение и проклятие греха, который сам становится проклятием для нераскаянных грешников. Христос ненавидит – значит Христос отвергает. Нет общего между Христом и демоном – того примирения с грехом, переходящим в союз, к которому стремятся теософы 96 и гностики 97 старого и нового времени. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия ( Откр. 2, 7 ). Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам… Имеющий внутренний слух пробужденного благодатью духа, который может распознавать голос Бога и отличать его от учения сатаны и лжехристов. …побеждающему дам вкушать от древа жизни… Побеждающий тот, кто претерпел скорби, перенес труды и не отказался от своего креста до конца. Он победил демона и мир,– вернее, через него Христос побеждает падшего архистратига, который борется с Ним за каждую душу. Древо жизни – Иисусова молитва; она подобна плодам бессмертия, которые вкушал Адам в Едеме. В вечной жизни образ Божий будет раскрываться в человеке в своей неисчерпаемой глубине через приближение к Первообразу; а слова молитвы и символов превратятся в чистое созерцание. …которое посреди рая Божия. Имя Божие Ангелы воспевают на небесах; имя Божие, укореняясь и возрастая посреди земного неба – сердца человека, становится древом жизни и родником благодати, которую Господь обещал дать душе, верующей в Него, как живую воду самарянке при колодце Иакова 98 . Часть 3

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Глава 3. Пятое послание Откр.3:1 И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих – это, возможно, семь верховных ангелов, которых Христос имеет как Владыка и Царь ангелов. По именам нам известны тоже семь верховных ангелов. Четыре из них называет само Писание, а три открыты богомысленным отцам Церкви: – Михаил, по служению своему победитель и особый покровитель народа Израильского ( Дан. 10:13,21 ; Иуд. 1:9 ). – Гавриил – вестник тайн Божиих ( Дан. 8:16 ; Лк. 1:26 ). – Рафаил – целитель недугов человеческих ( Тов. 12:14–15 ). – Уриил – просветитель, как отблеск огня Божественного. – Селафиил – молитвенник у Бога о людях и возбуждающий их к молитве ( Быт. 21:17 ). – Иегудиил – славитель Божий, укрепляющий людей к славе Божией и ходатайствующий у Бога о прославлении их ( Исх. 23:20 ). – Варахиил – благословитель, посылающий благословения Божии ( Быт. 18 ). Так мы читаем о «семи святых ангелах, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святого» ( Тов. 12:15 ). И еще мы увидим в Апокалипсисе семь ангелов, стоящих перед Богом. Или же «семь духов Божиих» – это семь действий Животворящего Духа, полнота Духа Святого, Которым помазан был Христос «более соучастников» Своих – христиан ( Пс. 44:8 ). Ангелов Христос имеет как Владыка, Духа – как Единосущный Ему. И семь звезд – опять предстает Христос как держащий в деснице Своей пастырей Церкви. Так сардийской Церкви, находящейся в духовно мертвенном состоянии, является Христос как Помазанник Божий, исполненный Животворящего Духа. Трудная предстоит пастырю сардийской Церкви работа, чтобы ожила его община, но укрепит его Христос, держащий пастырей в деснице Своей, посылающий ангелов Своих на служение спасаемым ( Евр. 1:14 ). Знаю твои дела , говорит, как и везде, Господь. Но дальше увидим, что не радуют Его эти дела сардийцев. И негодные наши дела не скрыты от Господа, как и чем бы мы их ни прикрывали

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Говоря, что Ангелы являются “не таковыми, каковы они суть”, преп. Иоанн Дамаскин, конечно, не противоречит св. Василию, который учит, что Ангелы появляются “в образе собственных своих тел”. Оба эти высказывания верны, как можно видеть из многочисленных описаний явлений Ангелов в Ветхом Завете. Так, Архангел Рафаил в течение нескольких недель был спутником Товии и никто ни разу не заподозрил, что это не человек. Однако, когда Архангел в конце открылся, он сказал: Все дни я был видим вами, но я не ел и не пил, – только взорам вашим представлялось это (Тов. XII, 19). Три Ангела, явившиеся Аврааму, также казались ядущими, и о них думали, что это люди (Быт. XVIII и XIX). Сходным образом св. Кирилл Иерусалимский в своих “Катехизических словах” поучает нас об Ангеле, явившемся Даниилу, что “Даниил при виде Гавриила содрогнулся и пал на лицо свое и, хоть он и был пророк, но не осмелился ответить ему, пока Ангел не превратился в подобие сына человеческого” (“Катехизические слова”, XI, I). Однако, в книге Даниила (гл. X) мы читаем, что даже при первом своем ослепительном появлении Ангел имел человеческий облик, но только такой яркий (лице его как вид молнии, очи его – как горящие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь), что он был невыносим для человеческих глаз. Следовательно, внешность Ангела такая же, как и у человека, но поскольку ангельское тело нематериально и само лицезрение его огненного ,сияющего явления может ошеломить любого человека, все еще пребывающего во плоти, явления Ангелов по необходимости должны быть приспособлены к взирающим на них людям, представляясь менее сияющими и внушающими страх, чем это есть на самом деле”. Что же касается человеческой души, то блаженный Августин учит, что, когда душа отделяется от тела, сам человек, с которым происходит все это, хотя только в духе, а не в теле, видит себя все столь же похожим на собственное тело, что он вообще не может увидеть никакой разницы” (“О Граде Божием”, кн. XXI, 10). Эта истина теперь была многократно подтверждена личным опытом тысяч людей, возвращенных к жизни в наше время.

http://pravoslavie.ru/put/shagi/rose_sad...

Господь сказал: Блаженны нищие духом 99 . Блажен дух, обнаженный от мирских образов и понятий, погруженный в глубину молитвы. Он приобретает духовную мудрость и видит в благодати два мира, взаимопроникающие друг в друга; за интеллектуальным мраком он входит в область духовного света. В своей произвольной нищете он находит сокровище – ту бесценную жемчужину, о которой говорится в евангельской притче. Это самоотречение делает человека наследником Небесного Царства еще на земле. Здесь прикровенно сказано об Иисусовой молитве. Блаженна нищета, когда ум, оставляя все и всех, сосредотачивается в словах молитвы, входит в них, как в башню, и запирается от мира. …и злословие… Мир ненавидит тот духовный свет, в котором обнажается безобразие страстей и мерзость греха, поэтому он злословит тех, кто несет его людям. Блажены вы, когда злословят вас имени Моего ради, 100 – сказал Господь; имени Моего – имени Христа как исповедания веры, имени Иисуса как тайной молитвы сердца. …от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи… Слово «иудей» означает «славный, прославленный». В высшем, онтологическом значении это слово относится к христианам как наследникам вечного света и общникам славы Христа. …а они не таковы, но сборище сатанинское. Это лжеучителя, похитители чужих имен, их собрания – сатанинское сборище. В аду, на сатанинских сборищах, составляются планы, как погубить людей, какими средствами обольстить подвижников, как угасить свет Православия или зажечь в светильниках Церкви чуждый огонь, как опутать мир сетью лжи и подчинить его своей власти, подобно тому как гладиатор, изловчившись, накидывает сеть на своего противника, повергает его на песок арены и наступает ногой на его грудь. На сатанинских сборищах лжеучителей и лжемессий совещаются о том, как завлечь в свои тенета несбыточными обещаниями души легковерных и наивных людей. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни ( Откр. 2, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

«Детка Тоня! А за то, что ты носишь в сердце своем – змею неприязненного чувства к отцу Сергию и даже как ты пишешь: " не простила и, наверное, никогда не прощу! " За это не похвалю. Это чувство не христианское и гибельное для «Сын Божий, искупивый нас, грешных, на Кресте Голгофском Своими страданиями, в Своей предсмертной молитве взывает ко Отцу Своему за распинателей Своих: Отче, прости им, не ведают, – что Более того, Он учит: Любите враги ваши, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас. Да будете сынове Отца вашего Небесного... ибо Он благ и к неблагодарным и И мы с тобою грешные, нуждаясь в прощении грехов, – молимся – Отче наш, иже еси на небесех... и остави нам долги наши, " якоже и мы " – оставляем должникам нашим. Вот видишь, чтобы получить от Господа прощение, впредь надо самому простить. Итак, дорогое дитя мое, прошу и за меня, и за себя – не сердись ни на кого, а тем более, на отца Сергия, как не сержусь ни на кого я и всем простил в самый час скорби моей еще 11 июля, и сейчас, как и до самой смерти, буду о них молиться не яко за врагов и обидчиков своих, а яко о благодетелях спасения моего, – да помилует и спасет их Господь. Поступи и ты так же, и воцарится в душе твоей мир и покой, а в этом все счастье человеческое на земле. Ибо в мире место Мое, – говорит Господь... А то, что совершилось со мною, то это все не по хотению человеков, а по воле Божией – ко спасению моему, и этой воле Божией я покорен на все виды страданий и смерти, где и какова она ни будь. Со словом на устах и в сердце, с каким умер в изгнании святитель Иоанн Златоуст: " Слава Богу за все! " «Чадо! Прошу не огорчайся и не сетуй на Наташу, как не огорчаюсь ни на кого я. Кто весть пути и судьбы Господни. Разве Сыну Божию подал чашу Каиафа или Пилат, или Иуда, предавый его? Нет, Отец Небесный. Мой долг не судить, а простить всех, всех и за всё. А паче всего, искренне молиться за враги. И не яко за враги, а яко за благодетели души моей, и сего и им просить от Господа.

http://pravicon.com/info-3272

Его красивый голос — тенор — опять зазвучал, пел он всегда от души, проповеди говорил так, что они западали в души людей. Это был уже зрелый пастырь, и слова его были с властью, взвешенные, растворенные евангельской солью, исходящие из сердца. Поэтому даже хорошо знакомые прихожанам вещи из уст батюшки они воспринимали как откровение. Люди тянулись к нему, и паства шла за своим пастырем. Пастырь добрый душу свою полагает за овец. И когда выведет овец своих, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Аз есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Какая сила притягивает паству к пастырю? Это сила благодати, умноженная непрестанной молитвой, которая делает человека подобным духовному магниту. Архимандрит Рафаил Карелин писал о таких пастырях, как отец Афанасий: «В определённом духовном состоянии благодать действует так ощутимо, что надежда переходит в уверенность, человек говорит, как власть имеющий, он молится, не сомневаясь, что его молитва будет услышана. Но в то же время он знает, что это действует не он, а благодать, посетившая его, и ещё больше смиряется перед величием дара». Младшие дети: Люба, Виталий и Виктор — жили с родителями. Сынишки прислуживали в алтаре. Нина трудилась в Перми, Борис воевал, Веру после контузии демобилизовали. Никто из близких отца Афанасия, воевавших на фронте, не погиб, по его молитвам все остались живы. Отцовская молитва хранила детей. Судьбы их складывались благополучно. Четверо из шестерых получили высшее образование. Из Орла отец приезжал в Пермь к старшим детям, привозил хлеб, помогал им. После Орла недолго служил в городе Добрянка. А потом был отправлен восстанавливать вновь открывшуюся церковь в Верхнечусовских Городках. Митейная гора Всехсвятская церковь-часовня была построена в конце XVIII века на средства верхнегородковского купца Павла Кропачева и сначала служила как кладбищенская приписная церковь при храме Рождества Христова поселка Верхнечусовские Городки. В 20х годах XX века церковь была закрыта, а здание использовалось как спичечная фабрика. По просьбе общины она была возвращена верующим в 1946 году.

http://azbyka.ru/fiction/nepridumannye-i...

Если мы любим Бога, то должны любить Его Пречистую Матерь, и друзей Его – Святых, которые всю жизнь свою посвятили на служение Ему, терпели страдание за Него, жертвовали Ему всем, и столько угодили Ему, что получили от Него дар чудотворения и в жизни своей, и по смерти. Как же возможно не прославлять Святых, когда Св. Писание говорит: «Хвалите Бога во святыне Его»» ( Пс.150:1 ); «Честь сия – всем святым Его» ( Пс.149:9 ). «Память праведника пребудет благословенна» ( Притч.10:7 ). А в Евангелии сама Преблагословенная Богородица говорит: «ибо отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лк.1:48 ). Если мы чувствуем свою греховность, своё недостоинство перед Господом, «пред Кем трепещут Херувимы и Серафимы», то мы непременно должны сознавать необходимость иметь молитвенников за нас, более угодных Ему. Мы видим из Св. Писания, сколь полезна нам молитва святых. Сам Бог говорит: «Пойдите к рабу Моему Иову; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму» ( Иов.42:8 ). И Апостол пишет: «много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16 ). Если Ап. Павел просил верных молиться за него ( 1Фес.5:25 ; Кол.4:2–4 ), и почитал это нужным для себя, то тем более для нас, грешных, необходимы молитвы святых. Ещё в Ветхом Завете мы видим, что Ангелы были всегда помощниками человекам, и что их призывали в молитве. Так Иаков, благословляя детей Иосифовых, говорит: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» ( Быт.48:16 ). Ангел Товии говорит: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» ( Тов.12:15 ). Тогда праведное семейство, падши на землю, поклонилось вестнику небесному. И Ап. Павел пишет: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр.1:14 ). Как же нам не молить этих добрых помощников, этих хранителей ангелов, которых даёт нам Бог? Если Ангелы слышат молитвы верных, то уже конечно слышат нас и Св. Угодники Божии, ибо Господь сказал: «сподобившиеся достигнуть того века равны Ангелам» ( Лк.20:35–36 ). Ап. Пётр обещает верным молиться за них по кончине своей ( 2Пет.1:15 ). В Апокалипсисе Иоанн пишет: «двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Откр.5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/otv...

Если свет, который в тебе, – тьма, то какова же тьма? (Мф. 6:23) Человек должен понять, осознать свою слепоту, свою внутреннюю тьму, которая рядится и притворяется светом! Каждый из нас – это слепец у дороги. Дороги жизни! Каждый день мы много раз молимся Иисусовой молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» И каждый день неслышимо слышим: «Прозри! Вера твоя спасе тя!» И мы уже – не толпа на пути! Мы – Церковь! «Мы сходимся и собираемся вместе для того, чтобы предстать пред Богом и как бы окружить Его общими молитвами!» (Тертуллиан) Однажды в Пюхтицком женском монастыре священник отчитывал бесноватую. И бес кричал через нее: «Что у тебя в храме? Скучища! Каждый день одно и то же: “Господи, помилуй! Господи, помилуй!” А у меня – каждый день – все новое и яркое!!! Блестящее и шумящее!» Мир действительно предлагает современному человеку свой яркий блестящий ассортимент страстей, новых идей, заманчивых развлечений. Мир пытается запорошить сердце человека суетой и праздностью. Румынский подвижник о. Рафаил (Нойка) говорит, что «наслаждения – это взятка, которой страсти покупают нашу волю». Человек или устремляется ввысь к уподоблению Богу (Будьте святы, потому что Я – свят (Лев. 11:45; 1 Пет. 1:16)), или скатывается в состояние животного (приложися скотом несмысленным, и уподобися им (Пс. 48:13))! И многие искушения, приманки, обещания, которыми диавол пытается завлечь в свои сети души людей – не более как «стеклянные бусы», за которые индейцы когда-то продавали свои бесценные земли. Но русский человек – не туземец! И он не может продать самое главное свое сокровище – ВЕРУ – за пустышки низменных устремлений. Преподобный Порфирий Кавсокаливит говорит: «Христос – это крайнее желание, выше которого нет ничего! Всем чувственным можно пресытиться, но Богом пресытиться нельзя! Он – Бог – это крайнее желание человека!» И лгал бес на отчитке, говоря, что в храме – только «Господи, помилуй!» И в храме, и в душе верующего человека – вместе с покаянием – СЛАВОСЛОВИЕ БОГА: Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех – благоволение! (Лк. 2:14)

http://pravoslavie.ru/119208.html

Если совесть – «искра Божия и свет», то нравственные пороки и религиозные заблуждения образовали мутную пелену между совестью и разумом. Язычник смешивал воедино свои представления и заблуждения с естественным голосом совести уже потому, что это «естественное» уже не было естественным, а эмпирическим; естественное повредилось после грехопадения. Он не только исполнял религиозный долг, принося в жертву своих детей или участвуя в оргистических мистериях, но он получал в этом «радость» и успокоение. И мусульманин не только исполняет долг перед религией, участвуя в газавате, но идет туда с радостью, в надежде получить вечное блаженство. Поэтому я говорю о поврежденном состоянии совести, которая нуждается в возрождении и в объективных ориентирах. Она не умерла в человеке, но затемнена. Она может указывать на добро и зло, но может замолкнуть и скрыться, и свет ее смешаться с тьмой страстей, которые человек воспринимает как голос совести. Император Троян говорил: «Мы носим своих богов в своем сердце». Он считал это делом не долга, а совести, и таким образом отвечая святому Игнатию Богоносцу , называл сам себя языческим «богоносцем». Апостол Павел в приведенных нами словах прямо говорит, что одними делами без веры Авраам имел бы похвалу перед людьми, но не перед Богом. Именно вера в Бога и в Его обетование (он «не изнемог в вере» (см. Рим. 4, 19 )) сделали его другом Божиим. Вера и надежда вменилась ему в праведность, а впрочем, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам: вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Господа нашего Иисуса Христа, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего ( Рим. 4, 22–28 ). Что касается г-на Зайцева, то он хочет представить древних праведников какими-то религиозными нигилистами, но вместе с тем добрыми людьми, отключенными от веры, не имеющими твердого вероисповедания, не заботившимися о ритуалах и т. д. Кроме того, как мы уже указали, г-н Зайцев или псевдо-Зайцев (это дело их «естественной совести», по их мнению, «неповрежденной грехом») беспрерывно манипулирует омонимом «язычник», который означает два различных понятия: человек из чужого народа (по отношению к иудеям) и идолопоклонник, которое вошло в наше обычное словоупотребление. Поэтому святые из других народов в интерпретациях г-на Осипова могут звучать, как святые из идолопоклонников, что и нужно г-дам Осипову и Зайцеву, но совершенно не приемлемо для нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010