Благодаря своим знаниям и умению применить их, отец Рафаил вызывал у многих даже некоторое недоумение. Позже уже стало понятно, что эта необыкновенная сила — сила настоящего православного священника, исполнителя заповедей Божиих. Ездил к отцу Рафаилу и отец Роман (Матюшин), известный поэт и певец. Отец Рафаил очень любил его. Отец Роман находил у отца Рафаила поддержку и подкрепление в скорбях. А скорби у него были немалые: он остался без монастыря. Понять его может только тот, кто сам остался без монастыря. Был целый кружок таких людей — иеромонахов, монахов, послушников, которые оставили любимые Печоры. У отца Рафаила все они находили утешение в своей тоске по монастырю. Он поддерживал всех, кого только мог, в том числе и мирских священников, которые вокруг него служили на Псковщине. Все они стремились к отцу Рафаилу, как к старшему. Отец Василий рассказывал, что один раз во время поездки в Порхов очень сильно раздражился на отца Рафаила, потому что тот повел его куда-то, они долго шли по сугробам, а потом на полдороге отец Рафаил заявил, что передумал идти, и предложил вернуться обратно. У отца Рафаила были свои воспитательные методы. Он даже не исповедовал приезжих, зная, что у них есть свои духовники в Москве. Отец Рафаил никогда не брал на себя роли духовника, проявлял скромность. Он был как бы собеседником. И когда отца А., одного священника из его окружения, мы попросили нас исповедовать, он сказал: «Ладно, пока отца Рафаила нет — перед причастием». Но когда отец Рафаил появился, он начал в испуге быстро снимать епитрахиль и поручи: «Отец Рафаил идет. Ох, если отец Рафаил увидит! Я вас исповедую потом, потом… Все, все…» Отец Василий понял отца Рафаила, дух его монашеский, оценил его делание. Когда вернулся из Порхова, говорил про него: «Это гранит с двумя ноздрями». В день памяти отца Рафаила в келии отца Василия совершали панихиду. После панихиды батюшка согласился устроить маленькие поминки — мы пили чай. Я, осмелев, попросил его сказать слово об отце Рафаиле. И батюшка сказал так: «Он горел пламенной любовью ко Господу, от которой некоторые и опалялись. И ревностью же. Но Господь, видя это, потребовал от него смирения, поставив в такие условия, где все монашеское было невыполнимо, как бы говоря: ревность Я вижу — ты покажи смирение. Так и с каждым».

http://pravmir.ru/mucheniki-optinskie-ob...

Закрыть itemscope itemtype="" > Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина) Письмо в редакцию «Благодатного Огня» 13.08.2019 1049 Время на чтение 5 минут Около трех лет назад я еще была католичкой. Однако неожиданно обнаруженное творчество архимандрита Рафаила и необычайное духовное его влияние сделало прорыв в моих взглядах, и католический хаос в душе постепенно начало заменять Православие. Теперь сердцем я уже православная, хотя вопрос воцерковления до конца еще не решен. Начала переводить работы отца Рафаила на литовский язык. Он еще не был известен в Литве. Впервые литовским читателям я представила его в прошлом году . Этот перевод, а затем и другие, были опубликованы на сайтах католиков-традиционалистов. Недавно перевела на литовский язык отрывок (главу) «О мистической сущности греха» из книги архимандрита Рафаила «О вечном и преходящем» и предложила его одному литовскому православному сайту. Но перевод отказались печатать на том основании, что «Отец Рафаил не очень хороший знаток патристики», что он «подстрекает против нашей иерархии», «на его опираются многие священники, нарушающие дисциплину Церкви», что «его размышления не всегда соответствуют тому, чему учат Отцы Церкви» и так далее. Попросила обоснования, но ответа не получила. Я потрясена, потому что знаю: цель всей жизни отца Рафаила - приблизить Святых Отцов к нашему дню. Сам отец Рафаил о своем творчестве писал: «В моих книгах нет ничего принципиально нового, все, что нужно для спасения, заключено уже в творениях святых отцов. Я только стремился приблизить их сочинения к духовному и интеллектуальному уровню современного христианина, проложить тропинку к сокровищнице святых отцов» ( ). Все его книги, все статьи написаны в духе священной православной Традиции; именно этот дух, переданный прекрасным стилем, в его творчестве меня больше всего и очаровал. Как можно обвинять человека незнанием учения Церкви, если он уже в возрасте 23 лет принял монашеский постриг, позже преподавал в Духовной Семинарии, а затем в Духовной Академии, написал 46 книг и брошюр, многочисленные богословские статьи? Некоторые из них переведены на грузинский, болгарский, румынский, сербский и другие языки. Его духовными отцами были глинский старец Серафим (Романцов), канонизированный в 2010 г., преподобный Серафим (Мажуга), схиигумен Савва (Остапенко), который тоже будет причислен к лику святых. И я нисколько не сомневаюсь, что и сам отец Рафаил будет объявлен святым. В одном из последних своих интервью http://karelin-r.ru/interview/229/1.html как апологию Православия он указал на труды свят. Феофана Затворника, свят. Игнатия (Брянчанинова), преподобного Ефрема Сирина, и особенно выделил святого Иоанна Кронштадтского, который, по его словам, подвигом своей жизни и многочисленными чудесами подтвердил истину и действенную силу православной веры. Бессмысленно даже доказывать верность отца Рафаила святоотеческому наследию, она и так ясна.

http://ruskline.ru/opp/2019/avgust/13/pr...

Рассказывала мать Рафаила, что когда она поступила в монастырь, ей часто приходилось караулить по ночам. Издали ей хорошо была видна келья Прасковьи Ивановны. Каждую ночь в двенадцать часов в келье зажигались свечи и двигалась быстрая фигурка блаженной, которая то тушила, то зажигала их. Рафаиле очень хотелось посмотреть, как блаженная молится. Благословившись у дежурившей вместе с ней сестры походить по аллейке, она направилась к домику Прасковьи Ивановны. Во всех окнах его занавески были открыты. Подкравшись к первому окну, только она хотела забраться на карниз, чтобы заглянуть в келью, как быстрая рука задернула занавеску; она направилась к другому окну, к третьему; повторилось то же. Тогда она пошла кругом к тому окну, которое никогда не занавешивалось, но, и там все повторилось. Так ничего она и не увидела. Спустя некоторое время пришла мать Рафаила к блаженной. Она приняла ее и сказала: — Молись. Та стала молиться на коленях. — А теперь полежи. И сама блаженная стала молиться. Что это была за молитва! Она вдруг вся преобразилась, подняла руки, и слезы рекой полились из ее глаз; Рафаиле показалось, что блаженная поднялась на воздух — она не видела ее ног на полу. Еще мать Рафаила рассказывала, что за полгода до смерти ее матери она пришла к Прасковье Ивановне; та стала глядеть как будто бы на колокольню, но там никого не было. — Летят, летят, вот один, за ним другой, выше, выше, — и руками прихлопнула,—еще выше! Мать Рафаила сразу все поняла. Через полгода скончалась мать, а еще через полгода дедушка. Когда Рафаила поступила в монастырь, она постоянно опаздывала на службу. Пришла она к блаженной, а та говорит: — Девка-то хороша, да лежебока,— за тебя мать молится. Схиархимандрит Варсонофий Оптинский был переведен из Оптиной пустыни и назначен архимандритом Голутвина монастыря. Тяжело заболев, он написал письмо блаженной Прасковье Ивановне, у которой бывал и имел к ней великую веру. Письмо это принесла мать Рафаила. Когда блаженная выслушала письмо, она только и сказала: «365». Ровно через 365 дней старец скончался. Это же подтвердил и келейник старца, при котором получен был ответ блаженной.

http://pravicon.com/info-3158

Настоятельница Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального женского монастыря игумения Рафаила (Хильчук) 17 февраля 2022 г. 18:25 Игумения Рафаила (Хильчук) 13.05.1953–04.11.2021 4 ноября 2021 года на 69-м году жизни после тяжелой болезни отошла ко Господу настоятельница Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального женского монастыря игумения Рафаила (Хильчук). PDF-bepcuя. Матушка игумения Рафаила, в миру Любовь Ивановна Хильчук, родилась 13 мая 1953 года в селе Когильно Волынской области в глубоко верующей семье. Родители воспитали дочку в благочестии и любви к Богу и ближнему. Спустя некоторое время ее отец принял священнический сан и впоследствии стал известным духовником, к которому стремились многие люди не только из Волыни, но и из других мест. После окончания средней школы в 1971 году 18-летняя Любовь поступила в Корецкий женский монастырь на северо-западе Украины. Послушница Любовь была первой духовной дочерью матушки игумении Наталии (Ильчук).  Сначала новоначальная послушница была определена в Волынско-Ровенское епархиальное управление, а по возвращении в родную обитель в 1975 году несла послушание в канцелярии и пела на клиросе. В 1978 году на праздник иконы Божией Матери «Споручница грешных» пострижена епископом Серпуховским Иринеем (ныне митрополит Днепропетровский и Павлоградский) в рясофор. Заметив у молодой инокини талант к церковному пению, настоятельница игумения Наталия направила ее в 1980 году вместе с другими сестрами на обучение в новооткрытое регентское отделение при Ленинградской духовной академии, которое она окончила в 1983 году.  Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вспоминал об этом: «В течение всего обучения будущая игумения Рафаила проявляла удивительное усердие в учебе, рассудительность в общении с учащимися и почтительность к старшим. Искренне полюбив духовную школу, она своим добрым примером помогла учащим и учащимся узнать и полюбить Корецкую обитель. Избрав монашескую стезю в непростые годы господства атеистической идеологии, она твердо хранила верность своему призванию и никогда не сходила с однажды избранного пути».

http://e-vestnik.ru/obituaries/igumeniya...

Однако, несмотря на все уговоры епископата РПЦЗ, мать Рафаила, следуя своему верному, смиренному, нестяжательному монашескому правилу и подвигу, отказалась от столь высокой должности. И вновь, через 21 год после событий 1997 года, летом 2017 года, когда вновь сменилась игуменья монастыря матушка Моисея (Бубнова) и была поставлена другая игуменья, матушка Варвара (Новикова), повинуясь монашескому смирению и кротости, мать Рафаила стала просить руководство РПЦЗ и РДМЗ освободить ее от обязанностей наместницы обители. Однако, учитывая высокий авторитет матери Рафаилы и ее многолетний образцово-показательный опыт монашеской жизни на Святом Русском Елеоне, руководство РПЦЗ указало м. Рафаиле в обязательном порядке остаться на своей должности на Елеоне, как одной из самых незаменимых руководящих насельниц этой всемирно известной святой обители. В следующем, 2021-м, году наместница мать Рафаила, русская арабка, помоги ей Господи, будет отмечать свое 80-летие. Пожелаем матери Рафаиле от всего сердца милости Господа и Его Матери, крепкого здоровья, во всем благого ей поспешения в делах монастырских, на благо родного ей Святого Русского Елеона и родной Русской Зарубежной Церкви Христовой! Игуменья монастыря матушка Варвара, викарий Первоиерарха РПЦЗ епископ Николай и наместница монастыря монахиня мать Рафаила. 2019 г. Святыми трудами отца Димитрия и матушки Тамары был обновлен постепенно уходящий в вечность старый состав елеонских сестер. Воспитанные этими великими подвижниками в духе преданности монашескому Божьему делу, православные арабки сохранили и утвердили все русские монастырские традиции, а также приумножили духовное и материальное богатство обители. Монахиня Тамара (Хури): 72 года служения Из отмечаемых ею в этом году 80 лет целых 72 года мать Тамара подвизается в русских монашеских обителях Иерусалима! В связи с этим, другой замечательной русской арабкой, на мой взгляд, является монахиня Тамара (Хури). Я ее увидел впервые на Елеоне в Пасхальные дни 2011 года. Я обратил внимание, что среди насельниц обители выделяется одна – очень почтенного вида, пожилая уже монахиня-арабка с лучезарной улыбкой.

http://pravoslavie.ru/127961.html

Лилия 7 февраля 2013, 20:07 Ваша книга стала одной из моих самых любимых! Она укрепила веру и дала надежду. Спасибо! Ольга 30 января 2013, 17:26 Спасибо! Екатерина 9 января 2013, 17:04 Жизненно и в то же время очень духовно.вчитывалась в каждое слово!!!превосходная книга. Елизавета 13 декабря 2012, 21:54 Замечательна книга! Когда читаешь - нет ощущения, что читаешь, а как будто слушаешь или участвуешь в беседе.Спаси Господи) Анна 30 ноября 2012, 18:40 Низкий Вам поклон за такую добрую и светлую книгу. Дай Вам Бог сил и здоровья в Вашем нелёгком служении. Алексей 26 ноября 2012, 11:04 Очень хорошая книга. Спасибо ! галина попова 23 ноября 2012, 16:28 на одном дыхании прочитала книгу. очень нужная книга на сегодняшний день. я благодарю Господа Бога, что он дал мне не достойной прикоснуться к святым. Алена 21 ноября 2012, 14:16 На вере и добрых делах держиться наш мир.Творческих успехов Вам! Надежда 21 ноября 2012, 12:32 Через книгу " Монахи любимые дети Господни " я познакомилась с Отцом Рафаилом (Огородниковым)и он стал моим духовным отцом и утешителем. Его отношение к Богу и людям, которых он окармлял являются для меня духовным ориентиром. Отец Василий (Росляков) после посещения о.Рафаила принял окончательное решение уйти в монастырь. Пример жизни о. Рафаила многих укрепило в вере... Царство Небесное удивительным монахам и святыми их молитвами, Господи, помилуй нас грешных! Когда я в первый раз читала книгу про о.Рафаила и слезами очищалась моя душа, мне неожиданно на день именин подарили серебрянную ложку - это о. Рафаил меня утешил, у него тоже была серебрянная ложка, которая была для него ценным подарком от духовного человека. Вот так и со мной... Ярослав 19 ноября 2012, 13:47 Простите ! Возможно, возможно не очень в тему, но есть такая замечательная книга " Монахи - дети Господни " , про отца Рафаила(Огородникова) и отца Василия (Рослякова), он тоже бывал у отца Рафаила. Упокой Господь их в селениях праведных и их святыми молитвами помилуй нас грешных! ckd07@yandex.ru 19 ноября 2012, 11:17

http://pravoslavie.ru/57508.html

Игнатьевская летопись. «Полн Собр. Русских летописей», II, 30. Андрея Иоаннова Журавлева «Историческое известие о раскольниках», стр. 197–201; Виталия «О церкви и о раскольниках», гл. 16; рукопись Макария «История русского раскола», стр. 352, 353. Павла Любопытного «Каталог», стр. 97 и 98. [В 1784 году, 12 мая, 39 лет от роду.] [Так называлось оно по имени Александра-дьякона, казненного Петром I в 1720 году. Он учил, что не следует миропомазывать приходящих от православия, четырехконечному кресту должно воздавать равную честь с восьмиконечным, кадить, как в православной церкви, а не крестообразно, как у старообрядцев; по последнему пункту его учения, дьяконовщину зовут еще кадильниками.] С Керженца был в числе других Иона Курносый из скита Комаровского. Виталий, сначала старообрядец, потом единоверец, написал замечательное сочинение «О церкви и раскольниках», отрывки которого напечатаны в «Христианском Чтении» 1854 г. [Иоасаф остался у стародубских старообрядцев, а по присоединении вместе с ними к единоверию признан был синодом в звании архимандрита и был настоятелем сначала Успенского Никодимова, что подле Злынки, а потом Корсунского единоверческих монастырей. Умер около 1802 года.] Лет пятнадцать тому назад в Оленевском ските, что на Керженце, заметил я в одном часовенном синодике, после имен московских патриархов, ряд которых доведен до Иосифа включительно, следующие имена: епископа Павла коломенского, епископа Епифания, епископа Рафаила». Скитницы на мои вопросы не объяснили, кто такой этот Рафаил; по всей вероятности, сначала они не хотели объяснить, отзываясь неведением. Обитель, в которой был синодик (Никанорина), придерживалась дьяконовщины и находилась в связях с Малиновым островом. Потом в синодиках старообрядцев разных мест Нижегородской, Владимирской и Костромской губерний тоже случалось мне встречать, вслед за именами Павла и Епифания, имя епископа Рафаила. Стало быть, он был после Епифания. Впоследствии оленевские матери-келейницы, более сблизившись со мной, говаривали, что Рафаил был епископ «по древлему благочестию», посланный в Россию к стародубским отцам от антиохийского патриарха, которого, вероятно, на основании приведенных в первой главе этого сочинения сказаний, они считали старообрядцем. На основания этих сведений, в своей «Записке о русском расколе», написанной в 1857 г. для великого князя Константина Николаевича и напечатанной г. Кельсиевым в Лондоне, я сказал: «в памятниках нижегородских, владимирских и костромских раскольников встречается рядом с именем Епифания еще имя какого-то епископа Рафаила». После составления этой записки я встречал имя Рафаила, также вслед за именами Павла коломенского и Епифания, в некоторых синодиках старообрядцев Черниговской губернии, а затем недавно получил старообрядческую рукопись нового письма, в которой находится полное объяснение загадочной личности Рафаила, которое вместе с тем согласуется и с неясными намеками оленевских матерей. Вот эта рукопись:

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

После освобождения в 1941 году старица вновь поселилась в Самаре, в 1945 году переехала в Киев. Маня работала на заводе, снимала маленькую комнату, там они и жили. В 1946 году приехал освободившийся старец Никита. Спали по очереди на стульях. Старца Никиту вскоре опять арестовали, а матушка Рафаила поехала в Чернигов к старцу Лаврентию. Старец Лаврентий благословил монахиню жить в Чернигове. Она поселилась у сестер – монахини Лаврентии и инокини Веры. На первое время денег дал старец Лаврентий, кроме того, одной из сестер часть денег из своей большой пенсии присылал владыка Лука (Войно-Ясенецкий) (1877–1961 гг.) (Святитель Лука). Матушки шили и вышивали. Жили в землянке, питались очень скудно. Мать Рафаила очень болела, прозорливый старец решил постричь ее в великую схиму, при постриге оставил прежнее имя. Вскоре одна верующая старушка купила схимонахине Рафаиле маленький дом, получив во сне откровение от своей покойной матери. В 1960-е годы во время гонения на церковь , монастыри и храмы закрывали, схимонахиня Рафаила приютила у себя монахиню, сбежавшую из-под стражи. Кто-то донес, монашку арестовали, а схимонахиня Рафаила успела скрыться, тайно уехала в Куйбышев (Самара). В 1956 году освободился старец Никита и поселился недалеко от дома матушки Рафаилы. С 1965 года старица проживала в г. Печоры со своей келейницей Анной. Вскоре к ней приехала подруга монахиня Геронтия, и потом духовная дочь Тамара. Окормлялась матушка Рафаила у старца Иоанна (Крестьянкина) , который сам ее позвал в духовные дочери. По ночам матушка молилась, спала с 10 до 12 часов ночи и немного днем. Она никогда не навязывала своих советов, не настаивала на них. К прозорливой старице многие обращались за помощью. Из воспоминаний духовной дочери старицы, Татьяны Зотовой: «Приезжает однажды зимой в Печоры … Нина Д. Фирова (ныне покойная монахиня Анфиса), и говорит нам с подругой: «Девчонки, вы тут уже несколько месяцев живёте, а не знаете, что на соседней улице старица-схимница живёт, редкой высоты духа».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Хоронили отца Рафаила, как и положено, через три дня. Был день его именин — праздник Архистратига Михаила и всех Ангелов и Архангелов. Отец Рафаил не раз говорил: «Только бы умереть, не отпав от Церкви! Величайшее счастье каждому православному христианину, если он умрет, оставаясь в Церкви. За него будет совершаться литургия. Церковь имеет величайшую силу изымать грешников даже со дна ада». На его похороны съехалось множество потрясенных и потерянных от неожиданного горя людей. Отец Иоанн, к которому обратились духовные дети отца Рафаила с недоуменным вопросом, почему все так произошло, ответил в письме: «Путь странствия отца Рафаила кончился. Но у Господа нет мертвых, у Господа все живы. И Он один знает, когда и кого позвать из жизни сей». Незадолго до того страшного дня отец Рафаил приходил к отцу Иоанну: домишко, в котором он ютился в Порхове, давно обветшал, и отец Рафаил испрашивал благословения — искать ли ему обмен или придется покупать новый дом? Отец Иоанн устало ответил ему: — Покупай или меняйся — все равно… Только выбирай домик напротив алтаря. Отец Рафаил, конечно, чувствовал угрызения совести, что не слушает батюшку в вопросе про автомобиль. Он тогда послушно обошел все соседние с порховским храмом дома. Но никто их продавать не собирался. Когда вскоре отец Рафаил разбился и встал вопрос о его похоронах, все были уверены, что его, как постриженника Псково–Печерского монастыря, похоронят в пещерах. Но архиепископ Владимир, к тому времени сменивший старого митрополита Иоанна на Псковской кафедре, благословил хоронить отца Рафаила на месте его последнего служения, у храма в Порхове. Там его и положили — прямо напротив алтаря.   Спустя шестнадцать лет после гибели отца Рафаила умер отец Никита. Он больше всех переживал потерю своего друга. Бесноватый Илья Данилович принял монашеский постриг в нашем Сретенском монастыре с именем Исаия. Он отошел ко Господу четыре года назад. Веселый сиделец дьякон Виктор дождался исполнения своего сокровенного желания — быть постриженным в монашество. Это произошло тоже у нас в Сретенском монастыре, и теперь он — иеромонах Нил, священник на далеком псковском приходе в деревне Хохловы Горки. Отец Роман, некогда инок Александр, уже много лет живет затворником в скиту отца Досифея, среди псковских болот. Недавно мы издали еще одну книжку его замечательных стихов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67

бавлять, что чувство нерасположения к Рафаилу от предков перешло к потомкам, и таким образом сложилось и упрочилось в истории то мрачное сказание, какое нами приведено выше. Рафаил, как само по себе понятно, не был народным избранником. Греки никогда не позволили бы себе по доброй воле посадить на патриаршую кафедру Константинополя – славянина. Рафаил назначен был в патриархи высочайшей волей Магомета II. Константинопольский собор со своей стороны лишь исполнил пустую формальность, когда изъявил согласие иметь Рафаила патриархом. Думаем, что султан не сам пришел к мысли возвести Рафаила в патриархи, но что он действовал под влиянием своей мачехи, родом сербки и христианки; возможно, что эта мачеха, Мария, пожелала видеть облеченным патриаршим саном одного из членов ее свиты, каким мог быть и Рафаил. Впрочем должно сознаться, что имя Марии не упоминается греческим летописцем при рассказе о рассматриваемом патриархе. Назначение Рафаила в патриархи встречено было в византийской церкви явной оппозицией: митрополит ираклийский, который по древнему обычаю посвящал патриарха Константинопольского, на этот раз не пожелал исполнить этого долга и сказался больным. Двое других важнейших иерарха кесарийский и ефесский тоже уклонились от этой чести. Посвящал Рафаила митрополит анкирский, может быть и не по доброй воле. И вот Рафаил стал патриархом. Но оппозиция ничуть не думала мириться с совершившимся фактом. Архиереи устроили стачку (καμαν στσιν) и отказывались служить в церкви вместе с Рафаилом: и только из страха перед султаном, против воли стали потом участвовать в богослужении с патриархом. Истинным торжеством для оппозиции была та минута, когда Рафаил должен был внести обещанные им султану две тысячи дукатов, а между тем в казне патриарха не было ни копейки. Да и откуда могли бы взяться деньги у Рафаила? Все константинопольские христиане-клирики, архонты, и весь народ – решились отнюдь не оказывать помощи Рафаилу – по замечанию летописца. По выражению Кигалы не было совершенно никого, кто бы помог патриарху. Греки добивались того, чтобы неприятный

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010