Митрополит Иоасаф Кроковский и гетман Скоропадский покровительствовали также новой академии и жертвовали ей деньгами и селами. Но величайшим благодетелем ее был знаменитейший из Митрополитов Киевских, Рафаил Заборовский, который оказал ей пастырскую любовь свою не менее Петра Могилы и, подобно ему, завещал ей свое имя, ибо с тех пор она стала называться Киево-Могило-Заборовскою. Он надстроил великолепную залу с церковью над каменным зданием, сооруженным Мазепою, исходатайствовал звание архимандрита ректору академии и воспользовался посещением Императрицы Елисаветы, чтобы снова утвердить все права, которыми искони пользовалось училище. Митрополит Арсений Могилянский подражал его благочестивому примеру и послужил к усовершенствованию академии, сделавшись третьим ее благодетелем после Петра и Рафаила. Его преемники, Гавриил, перешедший из Киева на кафедру новой столицы, и Самуил, исполнивший Киев памятью своих духовных добродетелей, были искренними сынами и отцами сей колыбели наук. Самуил испросил у Императрицы Екатерины во время ее посещения Киева, чтобы академия, которую предназначали перенести в лавру Печерскую, оставалась на древнем своем урочище, где процвела, она с такою славою в бурную годину Малороссии, и с тех пор умножились ее оклады от щедрот Монарших. Последующие Святители шли по стопам Рафаила, Арсения и Самуила, как кокоши собирая под крылья свои духовных птенцов, которые из сего выспреннего гнезда разлетелись по всей Руси согревать ее лучами просвещения духовного. Кроме великих Иерархов, нами названных, много еще других поступили отселе на все почти кафедры Российские, как некогда из глубины лавры Печерской иноки ее избирались во вновь учреждавшиеся епархии: едва ли не можно сказать, что -все училища духовные по дальним краям беспредельного отечества нашего восприяли свое начало от сего источника просвещения чрез его образованных питомцев. Таким образом дважды из Киева истекло духовное просвещение Руси! Достойный блюститель святилища наук, нынешний ректор, архимандрит Димитрий благосклонно принял меня в стенах своей ученой обители и показал все, что заслуживало внимания по воспоминаниям святыни и великих мужей, из нее возникших.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Но прежде чем говорить об ее непреходящем духовном, культурном, нравственно-воспитательном и эстетическом значении, сделаем небольшой экскурс в историю создания и переиздания в наши дни этого уникального духовно-литературного произведения. Это издание поэмы посвящено отмечаемому ныне 300-летию со дня рождения ее автора — святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца. Житие святителя Иоасафа. составленное в начале XX века, ко дню канонизации, протоиереем Александром Маляревским, свидетельствует о том, что на Пасху 1737 года будущий святитель — тогда еще преподаватель и экзаменатор Киевской Духовной академии, иеромонах Иоасаф (Горленко) приветствовал прибывшего в Киев нового правящего архиерея — архиепископа Рафаила (Заборовского) стихами собственного сочинения — поэмой «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными». Поэма произвела сильное впечатление на владыку Рафаила и преподавателей академии. Рукописный текст «Брани...» иеромонах Иоасаф подарил архиепископу Рафаилу. Есть основания полагать, что вызвавшая большой интерес поэма неоднократно переписывалась. Список, хранившийся в Церковно-археологическом музее Киевской Духовной академии, стал источником для первой публикации «Брани...» в 1892 году. Среди читателей и почитателей поэмы — священномученик Никодим (Кононов) ( 1918 г.), епископ Белгородский, который в составленном к прославлению святителя в 1911 году акафисте воспел: «Имея оружие непобедимое — Крест, на сердце твоем верою начертанный, противу страстей и грехов смертных, возстающих на ны, крепко ополчился еси, и, Господу победы на тыя враги даровавшу, сложил еси песнь честным добродетелем, ейже внимающе, и мы благодарными усты сице ти воспеваем....» Идея переиздания поэмы святителя Иоасафа в наши дни принадлежит ведущему научному сотруднику Белгородского областного государственного историко-краеведческого музея Андрею Игоревичу Папкову. Работая с каталогами Российской государственной библиотеки, он обнаружил поэму святителя Иоасафа, изданную в 1892 году.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3406...

Местоположение и краткая история Секульского монастыря. Жизнь братства в Секуле. Перемещение в Нямец. Нямецкий монастырь и его прошлое. Заботы старца о богослужении, о больных, о престарелых и о странствующих. Жизнь Паисиева братства в Нямце. Книжные занятия старца Паисия в Нямецком монастыре Глава 4. Старец Паисий в его переписке с разными лицами по разным вопросам христианской веры и жизни Глава 5. Последние годы жизни старца Паисия, его предсмертная болезнь и кончина и его благодатные дарования Часть пятая. Ученики старца Паисия на Афоне, в Молдавии и в России. Рост православного старчества в 18-м и 19-м веках Указатель литературы о старце Паисии Величковском Приложение 1-ое. Инструкция Киевского архиепископа Рафаила Заборовского профессорам и студентам Киевской академии Приложение 2-ое. Поучение на пострижение монашеского чина Приложение 3-е. Надгробное рыдание старцу Паисию от всех чад его духовных     ПРЕДИСЛОВИЕ Молдавский старец архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии, иеросхимонах Паисий Величковский занимает в истории православного монашества и Православной Церкви особое место. В его лице удивительным образом сочетались святость личной жизни, любовь к просвещению, замечательная способность к устроению монашеского общежительного братства, умение привлечь к себе и духовно воспитать многочисленный сонм учеников, создать около себя большую школу православного духовного подвижничества и, наконец, большое литературное дарование, которое помогло ему совершить важное и необходимое дело – исправление старых переводов и новый перевод святоотеческой аскетической литературы. По своему происхождению и по своей деятельности старец Паисий одновременно принадлежит двум поместным Церквям – Русской и Молдавской. Уроженец Малороссии, он все свое раннее детство, школьные годы и первые годы юности провел в России, учился в Киевской академии, странствовал по украинским монастырям в бесплодных поисках духовного руководства; будучи 20 лет, перешел в Валахию, и через 4 года ушел на Афон, где прожил 17 лет сперва в полном уединении, а затем во главе постепенно возраставшего братства, с которым потом переехал в Молдавию, где и оставался до конца жизни, все более и более углубляя и расширяя свою деятельность, свое духовное влияние и свою славу в православном и даже в неправославном мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Храм разрушили в 1935 году и на его месте соорудили школу, которая стоит и сейчас. Сохранилась только колокольня, которую иногда ошибочно называют храмом Николы Доброго. Колокольня построена в традициях московской архитектуры с элементами украинского зодчества. Есть предположение, что ее спроектировал тот же автор, что и колокольню Ильинской церкви на набережной. В 1718 году еще недостроенную колокольню с надвратной церковью Симеона Столпника повредил пожар. Умирая, Семен Ширыпа взял клятву с сына Михаила, что он восстановит и храм, и колокольню. При пособничестве митрополита Рафаила Заборовского начали собирать деньги на ремонт храма и колокольни. Но при строительстве самой церкви святого Николая " в русском вкусе " - в храме молилилсь в основном русские купцы, проживающие на Подоле, было допущено много архитектурных ошибок и храм грозил развалиться. После ремонта храм снова стал наклоняться. Известные купцы ездили по империи и собирали средста на ремонт храма. В плачевном состоянии находился и второй ярус колокольни. Над ее возрождением трудился уже внук С. Ширыпы - священник Гаврила. Ремонтом колокольни руководил " мурованных дел мастер " киевский архитектор Иван Григорович-Барский. Тогда увеличили оконные проемы, удалили центральный столб, занимавший много места, стены и своды укрепили металлическими конструкциями, заменена была кровля. Церковь Симеона была торжественно окрыта в 1781 году. Через 6 лет службы стали проходить только в храме святого Симеона, так как Николаевская церковь снова стала аварийно-опасной. И уже в 1799 году с одобрения киевского митрополита решили старый храм снести и посторить на его месте новый. Нежелание парафиян Николаевской церкви ходить временно в стоящую рядом Покровскую церковь привело к тому, что сумму на новый храм собрали довольно быстро. 15 июня 1800 года был торжественно заложен первый камень нового храма. Во время пожара 1811 года полностью обгорела колокольня храма, поплавились колокола, уничтожена была церковь святого Симеона. Решено было соорудить под колокольней " тёплый храм " , а церковь святого Симона переименовали в церковь святой Варвары. В 1854 году начали росписывать храм Варвары.

http://sobory.ru/article/?object=01665

Петропавловский монастырь переименовали в Екатерининский. 9 июня 1811 г. случился пожар. Огонь на Подоле бушевал три дня. Сгорели практически все деревянные постройки, пострадали каменные строения, погибли тысячи людей. Густой дым и копоть достигли Нежина. Екатерининский греческий монастырь уцелел лишь потому, что не открыл дверей бежавшим с пожитками погорельцам. Уцелела после пожара северная часть Подола, ближе к Оболони. После трагедии монастырь занял свое нынешнее место на Контрактовой площади. В 1915 г. были воздвигнуты новые колокольня в стиле классицизма (по проекту архитектора Л. Эйснера) и корпуса (архитектор Ф. И. Лидваль). Часть построек до наших дней не сохранилась. Стихия пощадила синайских монахов. «Пожар» 1917 года  медленно, но верно стирал с лица города прекрасные строения. Практически все постройки Екатерининского монастыря были уничтожены. Церковь Петра и Павла, закрытую в 20-х гг. ХХ в., хотели приспособить под хранилище Центрального архива Украины, однако в 1935 г. разобрали. В начале 1920-х гг. , когда греческий храм закрыли, его большее здание использовали как выставочный павильон для демонстрации достижений советской промышленности. В 1929 г. церковь разобрали, поскольку купол дал трещину. В наши дни в отстроенном монастырском здании — Национальный банк. http://angela.org.ua/ В первой половине XVIII в. греческий монастырь находился на Подоле недалеко от старого рынка. Там функционировала и деревянная церковь Святой Екатерины. В 1738 г. по прошению игумена Преображенского монастыря Синайской горы Евгения и при содействии Рафаила Заборовского, греки получили указ об устройстве монастыря на Александровской площади на Подоле и строительстве каменного храма. В 1746 г. греческий приход был преобразован в мужской монастырь подчиненный Синайской епархии. Его стали называть Греко-Синайским монастырем. Во второй половине XVIII в. на территории монастыря были построены жилые корпуса и колокольня. В 1787 г. монахов монастыря Святой Екатерины перевели в здание упраздненного монастыря Петра и Павла, напротив Флоровского монастыря. После пожара 1811 г. монастырь занял свое нынешнее место на Контрактовой площади. Значительно перестроен в 1914-1915 г.г., когда и приобрел современный вид.

http://sobory.ru/article/?object=04840

На протяжении веков пещеры служили местом молитвы и аскетических подвигов монахов, хранилищем святынь и убежищем жителей Киева в годы лихолетий и иноземного нашествия. Не только в глубокой древности, но и в более близкие нам времена, когда Киеву угрожала опасность вражеских набегов, в пещерах Лавры укрывали православные святыни. Так, в 1978 г. в одной из крипт Ближних пещер археологи обнаружили замурованную бутылку с письмом, подписанным архимандритом Валерием (Устименко), бывшим с января 1942 г. настоятелем, а с 1944 г. наместником Киево-Печерской лавры (†1950 г.). В письме, датированном июлем 1942 г., сообщалось о том, что по возвращении в обитель братия нашла в ризнице Дальних пещер святые мощи великомученицы Варвары, священномученика Макария, митрополита Рафаила (Заборовского), находившиеся прежде в Софии Киевской и Владимирском кафедральном соборе. Киево-Печерская лавра в 1930 г. была закрыта богоборческой властью и возобновила свою деятельность в 1941 г., после оккупации немцами Киева. Вторично была закрыта в 1961 г., в период так называемых хрущевских гонений. С 1988 года после десятилетий богоборческих гонений, Киево-Печерская лавра вновь была открыта для верующих как действующий монастырь, в пещерах возобновилось богослужение и молитва. Современное состояние [ править править код ] Территория Киево-Печерского монастыря занимает более двадцати гектаров. Он расположен в центре столицы Украины – Киеве, который еще с IX века, как сказано в «Повести временных лет» (труд преподобного Киево-Печерского Нестора Летописца), именуется «матерью городам русским». Здесь находится более ста сооружений, в число которых входит множество церквей. В воскресный день в Лавре совершается до десяти Божественных Литургий. Но и в будние дни в разных храмах обители постоянно совершаются богослужения. Шесть древних подземных храмов монастыря находятся в Дальних и Ближних пещерах. К сожалению, в настоящее время древнейший из монастырей Руси разделен на две части – так называемые Нижнюю и Верхнюю Лавры. В Нижней Лавре, где находятся пещеры, располагается ныне действующий монастырь, а Верхняя ее часть находится в ведомстве Министерства культуры Украины и представляет собой Национальный историко-культурный заповедник. Братия монастыря регулярно совершает богослужения в Трапезном храме Преподобных Антония и Феодосия Печерских и главном храме обители – Успенском соборе.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенска...

Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Слово в неделю 25-ю по сошествии Св. Духа. М., 1743 г. Титульный лист (РГБ) Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Слово в неделю 25-ю по сошествии Св. Духа. М., 1743 г. Титульный лист (РГБ) С 1729 г. служил преподавателем словесности низшего отд-ния Киево-Могилянской академии, с 1731 г.- среднего отд-ния. В 1732 г. от имени академии И. приветствовал нового Киевского архиеп. Рафаила (Заборовского) поэмой собственного сочинения «Брань честных седьми добродетелей с седьми грехами смертными...». Поэма написана образным языком, в котором чувствуется влияние народной украинской речи. С 13 сент. 1734 г. принимал экзамены у буд. молодых священников перед посвящением их в сан. 8 нояб. того же года в киевском Златоверхом во имя архангела Михаила монастыре архиеп. Рафаилом И. был рукоположен во иерея и 23 нояб. переведен в киевский кафедральный Софийский собор. Вскоре определен членом Киевской духовной консистории. В 1735-1737 гг. по поручению Киевского архиеп. Рафаила И. периодически совершал поездки по Малороссии, собирая пожертвования на академию. 24 июня 1737 г. И. был возведен в сан игумена и по настоянию архиеп. Рафаила вопреки собственному желанию назначен настоятелем Мгарского в честь Преображения Господня монастыря . 7 июля того же года прибыл на новое место служения. 10 сент. 1742 г. отправился в Москву и С.-Петербург для сбора средств на благоустройство обители, сильно пострадавшей при пожаре 1736 г. и не имевшей даже ограды. И. привлек своих родственников, а через них и др. состоятельных людей к оказанию материальной помощи мон-рю. Вскоре был выстроен большой каменный братский корпус. 28 нояб. 1742 г. в Москве в присутствии имп. Елизаветы Петровны И. произнес проповедь о любви к Богу и ближнему. В С.-Петербурге через знакомых представил свою сборную книгу императрице, и она распорядилась выдать 2 тыс. р. на восстановление монастырского храма. 16 авг. 1744 г. И. вернулся в обитель. Проявил себя как строгий постник, неутомимый молитвенник и деятельный восстановитель монастыря, при том что страдал от хронического заболевания (предположительно от туберкулеза). Судя по автобиографии И. («Путешествие в свете сем грешника Иоасафа, игум. Мгарского»), серьезные обострения болезни относились к периодам с 16 авг. 1737 по янв. 1738 г., с 27 сент. 1740 по февр. 1741 г., с 4 апр. по кон. мая 1746 г. В автобиографии И. также записал вещие сны, в к-рых ему являлся почитаемый им свт. Афанасий III Пателларий, погребенный в Мгарском мон-ре. В сент. 1742 г. явившийся в тонком сне Киевский архиеп. Рафаил возвестил И.: «Будешь архимандритом». 10 янв. 1744 г. монастырская братия подала прошение митр. Рафаилу об учреждении в обители архимандрии и о возведении И. в сан архимандрита. Прошение подписали наместник обители иером. Наркисс, 3 иеросхимонаха, 6 иеромонахов, 3 иеродиакона, 3 монаха. 14 сент. того же года по указу имп. Елизаветы Петровны в Киеве митр. Рафаил возвел И. в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/578038.html

В 1727-м году Верховный Тайный Совет распорядился розданные из патриаршей ризницы синодальным членам панагии представить в Святейший Синод, но Меншиков прислал сказать Святейшему Синоду, чтобы от архимандрита Петра панагии не требовать, потому что «оная панагия архимандриту Петру дана от самого высокославной и вечнодостойной памяти Государя Императора» 1914 . Высокое административное положение архимандрита Петра со времени назначения его Александро-Невским архимандритом еще более возвысилось. Он участвует в коронации Петра II-ro в Москве 25-го февраля 1728-го года 1915 . При погребении, осенью того же года, тела цесаревны Анны Петровны, герцогини Голштейн-Готторпской, в Петро-Павловском соборе, первенствовал среди архимандритов 1916 ; причем, в процессии шел не в ряд с другими попарно, как все прочие архимандриты, а один перед архиереями и, как архиереи, имел ассистентами двух диаконов 1917 . По установленному Петром Великим с 1720-го года порядку, в Петербург ежегодно вызывался епархиальный архиерей на чреду священно-служения. Архиерей, по крайней мере некоторые, видимо, этим тяготились и отпрашивались в епархию до окончания срока, а иногда и от вызова, ссылаясь большею частью на болезнь. Наконец, с увольнением 3-го ноября 1729-го года от чреды Псковского епископа Рафаила (Заборовского), Святейший Синод решил, по окончании чреды этого года, «впредь, вместо чередного архиерея, в воскресные дни и в Господские и прочие знатные праздники и на дни государских ангелов Божественную службу и благодарные молебны в С.-Петербурге отправлять Троицкого Александро-Невского Монастыря архимандриту Петру» 1918 , «соборне по обыкновению, и о таковых священно-служениях повестку в Троицком соборе чинить» 1919 . Следующий чередной архиерей был вызван только в 1732-м году 1920 . В 1730-м году, 28-го апреля, в день коронации Императрицы Анны Иоанновны, и 18-го декабря, в день рождения цесаревны Елисаветы Петровны, на молебне в Троицком соборе во главе духовенства был архимандрит Петр 1921 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В навигацию 1782 года во флот отправлены Св. Синодом два иеромонаха из Невского монастыря и священник Свирский. Такими образом, в течение всего 18 века, назначение на флот священнослужителей находилось непосредственно в ведении Св. Синода, который сам предписывал преосвященными разных епархий, смотря по нужде, высылать известное число иеромонах. Главные обязанности полковых священников, изложенные в военном уставе, состояли в отправлении богослужения «во вся утра и вечеры и полдень» с пением и молитвами. Пред началом и окончанием молитвенных собраний «надлежало в трубы у командующего генерала над войском знать дать и потом от полку до полку барабаны бить или на трубах трубить» 16 . За неотправление богослужения, «без знатной причины», священник подвергался рублевому штрафу в пользу госпиталя: в случае же нетрезвого поведения, во время отправления богослужения, после вторичного замечания, виновный «отсылался к духовному суду и лишался своего чина и достоинства». Для более точного определения круга деятельности полкового священника, в 18 веке, составлена была в Киеве, при кафедре митрополита Рафаила Заборовского, особая инструкция из 13 пунктов, в основание которой были приняты действовавшие тогда законы по духовному ведомству 17 . По этой инструкции полковой священник, кроме отправления богослужения и христианских треб, должен был «смотреть прилежно» за поведением войска, причем надзор за непременным принятием исповеди и св. причастия составлял одну из главных обязанностей полкового священника. Во время расположения полков по винтер-квартирам, священникам дозволялось отправлять требы у приходских людей и иметь для записи совершения таинства две книги, из которых одну для отсылки домовому управителю местного архиерея. В других случаях вмешательство полковых священников в приходские требоисправления строго воспрещалось. За нарушение своих прямых обязанностей инструкция угрожала священнику «тягчайшим на теле истязанием и извержением от священного чина без всякой пощады».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По материалам книги Елены Грицак «Памятники древнего Киева». -М.: «Вече», 2004 г. В середине XVIII века украинских зодчих захватила страсть к живописным композициям и пышным формам. Ярким образцом преображения художественных вкусов стал ансамбль обновленного Софийского собора. Древний храм обрел типичный для украинского барокко вид со вторым ярусом над наружными галереями, с разнообразными наличниками, балясинами, заостренными фронтонами и куполами, увенчанными характерными килевидными навершиями. Реставрационные работы проводились по всей территории Софийского монастыря: в 1699 году началось восстановление главного собора с последующим строительством каменной колокольни и южной надвратной башни. В 1730 году завершилось возведение трапезной и Митрополичьего дома. С 1748 года обитель была защищена новой оградой, украшенной оригинальным сооружением – брамой, названной в честь тогдашнего митрополита Рафаила Заборовского. Еще через 20 лет софийская братия переселилась во вновь отстроенный двухэтажный корпус келий, впоследствии названный бурсой. Возрождение древней святыни связано с именем отца Рафаила, назначенного киевским митрополитом в 1731 году. Владыка не нуждался в представлении: слава о его добродетелях давно достигла Малороссии, причем в похвальных отзывах не наблюдалось лести или преувеличения. Карьера нового главы киевской епархии началась с должности обер-иеромонаха флота Петра Великого. Известны связи Заборовского с А.Д. Меншиковым, который, очевидно, хлопотал о назначении своего духовного наставника сначала архимандритом в Тверь, а затем епископом во Псков. Проведя значительную часть жизни в Санкт-Петербурге, митрополит проявлял удивительную заботу о Киеве: «Сей рачительный, добродетельный, любезнейший муж возобновил строение Киевобратских школ, прибавив к ним прекрасную готическую архитектуру, возвел церковь для студентов, потратив на сие знатную часть своего капитала. Он завел в академии учение еврейского, греческого и немецкого языков. Его же стараниями окончено устроение дома в кафедральном монастыре. Около сей обители сделана каменная ограда на 448 сажен с каменною колокольнею над святыми воротами».

http://sobory.ru/article/?object=01028

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010