26. К. Н. Леонтьев. О старчестве. Русское Обозрение 1894. Оптинский старец Амвросий. Гражданин. 1891. Воспоминания об архимандрите Макарии (Афонском). Гражданин, 1889. В 1938 г. в Эстонии была напечатана в двух выпусках книга прот. Сергия Четверикова " Молдавский старец схиархимандрит Паисий Величковский " . По сравнению с рукописью о. Сергия в этом издании были сделаны значительные сокращения. Наше издание труда прот. С. Четверикова сделано по его рукописи. " Схема роста православного старчества в 18-м и 19-м в. " , составленная под руководством прот. С. Четверикова, по техническим причинам не могла быть воспроизведена нами. Но на ее основании были составлены таблицы, помещенные в Приложении 4-ом. Приложение 1-ое. Инструкция Киевского архиепископа Рафаила Заборовского профессорам и студентам Киевской академии 1. Сообразно монаршему повелению в Академию для приобретения познаний принимается каждый, откуда бы кто ни прибыл, свободный человек всякого состояния и звания, только бы исповедовал восточную христианскую веру и был способен к учению. 2. Делатели наук всегда должны служить для учащихся высокими образцами веры в Бога и любви особенно; кроме того скромности, вежливости, доброго воспитания и образованности, а также должны представлять собою пример не только внутренней чистоты души, но и внешней опрятности тела и одежды. 3. В праздничные дни, а также и такие, в которые не бывает учения в школах, как наставники так и ученики и особенно проживающие в бурсе, всегда и непременно, за исключением законной причины, обязываются посещать в сопровождении надзирателя все церковные молитвословия и службы и особенно святейшую литургию. 4. Все студенты нашей Академии, как находящиеся в бурсе, так и проживающие вне ее, должны всякий пост однажды, а в четыредесятницу дважды, по древнему обычаю с должным приготовлением и покаянием исповедоваться и приступать к таинственной вечери Господа и Спаса нашего. 5. Все студенты непременно должны поспевать в Академию к самому началу учения в первых числах сентября, и ожидать окончательного роспуска школ в средних числах июля. Если же какой студент преждевременно до каникул, а наипаче без ведома и благословения префекта и профессора, уйдет из Академии, такового, хотя бы он и возвратился в школу, наказать непременно; также без свидетельства академического никто из студентов не должен шататься по городу для испрошения подаяний. При сем и то надо наблюдать, чтобы недостойные не были допускаемы к высшим степеням академического учения, равно чтобы и ученики, без своих собственных заслуг по одному потворству и лицеприятию учителей, не занимали мест достойнейших, иначе недостойные сравняются с достойными и нерадивейшие с примерными, отчего одни потеряют охоту учиться, а другие будут более и более погрязать в лености.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Иоанникий Руднев, также отличившийся в борьбе со старообрядчеством, из епископов Нижегородских был назначен экзархом Грузии (1877–1882)  . Несмотря на то, что деление епархий на степени было отменено, оно все же сохраняло известное значение при перемещениях. Кроме того, Святейший Синод старался не переводить заслуженных архиереев из богатых епархий в бедные. Соображения такого рода были важнее, чем пригодность или непригодность для исполнения тех или иных задач  . Вопреки вышеописанным неблагоприятным церковно–политическим условиям, некоторые архиереи добивались в управлении епархиями выдающихся успехов. Строгость и жестокость по отношению к подопечному духовенству временами сочетались с усердием в административных делах, которые бывали весьма осложнены размерами епархий и неразвитостью средств сообщения. Арсений Мацеевич был одним из немногих епископов XVIII в., хорошо знавших свою епархию благодаря частым инспекционным поездкам. То же самое можно сказать о Симоне Лагове (епископ Костромской в 1769–1778 гг., епископ (1778–1792), а затем архиепископ (1792–1804) Рязанский), который за время своей многолетней деятельности успел побывать во всех до единого приходах своих епархий. Многое для монастырей и приходского духовенства было сделано Гавриилом Петровым, епископом Тверским (1763–1770) и митрополитом Петербургским (1770–1799). К выдающимся иерархам XVIII в. относится также Арсений Верещагин, который еще до своего посвящения в сан активно помогал Гавриилу Петрову в улучшении монастырской жизни в Твери; позднее, уже будучи епископом Тверским, а затем Ростовским, он был известен своей заботой о семинариях и народных школах  . Предметом особого попечения Тамбовского епископа Феофила Раева (1778–1811) были монастыри, и прежде всего старчество. Платон Левшин (1775–1812) образцово поставил в Москве дело духовного образования  . Что касается малороссийских епархий, управление которых было приведено к великорусскому образцу лишь в конце XVIII в., то здесь следует упомянуть Черниговского архиепископа Иродиона Жураковского (1722–1738), проявлявшего большую заботу о духовенстве, а также митрополитов Арсения Могилянского (1757–1770), Гавриила Кременецкого (1770–1783), Самуила Миславского (1783–1796) и Рафаила Заборовского (1731–1757) ради их трудов на пользу Киевской Академии  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

К выдающимся иерархам XVIII в. относится также Арсений Верещагин, который еще до своего посвящения в сан активно помогал Гавриилу Петрову в улучшении монастырской жизни в Твери; позднее, уже будучи епископом Тверским, а затем Ростовским, он был известен своей заботой о семинариях и народных Предметом особого попечения Тамбовского епископа Феофила Раева (1778–1811) были монастыри, и прежде всего старчество. Платон Левшин (1775–1812) образцово поставил в Москве дело духовного Что касается малороссийских епархий, управление которых было приведено к великорусскому образцу лишь в конце XVIII в., то здесь следует упомянуть Черниговского архиепископа Иродиона Жураковского (1722–1738), проявлявшего большую заботу о духовенстве, а также митрополитов Арсения Могилянского (1757–1770), Гавриила Кременецкого (1770–1783), Самуила Миславского (1783–1796) и Рафаила Заборовского (1731–1757) ради их трудов на пользу Киевской И в 1-й половине XIX в. бывали епископы, считавшие объезды приходов своей главной обязанностью, вызывая, впрочем, одним известием о своем приближении (как выразился в своих записках священник 40-х гг.) «трепет и смятение» Примером для епископов того времени мог служить первый предстоятель новообразованной Олонецкой епархии Игнатий Семенов (1828–1842): он организовал управление епархией, заботился об образовании духовенства, с помощью которого завел приходские школы, и боролся с Прежде чем во 2-й половине XIX в. церковная политика в Грузинском экзархате роковым образом приняла националистический и русификаторский характер, многое для улучшения положения буквально нищенствовавшего духовенства сделал здесь Иона Василевский (1821–1832). И при мягкосердечном Моисее Богданове-Платонове (1832–1834) управление экзархатом также оставалось на высоте. Преемник же его Евгений Базанов (1839–1844), напротив, принес огромный вред своей жестокостью и Выдающимся администратором, помимо прочих его достоинств, был Московский митрополит Филарет Дроздов (1821–1867). Он вникал в каждое отдельное дело и обосновывал свои всегда очень точные решения подробными разъяснениями, которые превращались в общие административные установки.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

Неповторимой по красоте и сложности работой является керамическая отделка стен. Детали из обожженной глины выполнялись на лаврских кирпичных заводах по методике и под непосредственным наблюдением Шеделя. Из керамических блоков собран антаблемент, протянувшийся над колоннами второго яруса. Белоснежную керамику выбрал создатель ионических капителей. Из того же материала сделаны коринфские колонны четвертого яруса, дополненные двуглавыми орлами в качестве гербов митрополита Рафаила Заборовского. Легко представить, какие трудности пришлось преодолеть мастерам при лепке и обжиге деталей, достигавших по высоте и в диаметре 1,5 м. В строительстве и отделке колокольни принимали участие крепостные лавры С. Ковнир, И. Рубашевский, И. Горох. Каждый ярус постройки имел особое назначение: на первом помещался лаврский архив, на втором – библиотека, на третьем, опираясь на толстые деревянные брусья, висели колокола общим весом более 5 тысяч пудов (около 82 000 кг). Более трети массы (1636 пудов или 27 000 кг) приходилось на самый большой из них, отлитый в Москве мастером П.Н. Финляндским. Торжественное водружение этой махины состоялось 20 августа 1897 года, когда около тысячи нижних чинов 3-й саперной бригады выгрузили колокол на киевском вокзале, доставили в лавру и укрепили на балках, с трудом подняв его на высоту четвертого яруса. До того монастырский распорядок устанавливался с помощью 1000-пудового колокола, отлитого в 1732 году на территории лавры. Его создание является заслугой московского литейщика Г. Лукина, которого летописцы называли «знаменитым помощником артиллеристско-колокольных дел мастера Моторина». Братия имела возможность оценить его способности при отливке 800-пудового колокола, изготовленного в лавре для Софийского собора. Гигантский предмет весом 24 пуда 3 фунта почти три года висел на перекладине молча. Без языка его оставили небрежно сработавшие тульские литейщики. Прикрепленный к колоколу, он выдержал несколько месяцев, после чего переломился пополам и упал, едва не убив звонарей. Более качественный язык выполняли на том же заводе те же мастера, которые на сей раз использовали высокопрочное сибирское железо.

http://sobory.ru/article/?object=00330

Описанный здесь церемониал выборов, разумеется, мог соблюдаться только там, где сила громады не была подавлена силою пана. В вотчинных селениях, как и в Великороссии, выбор священника вполне зависел от вотчинного владельца. Относительно Великороссии мы видели, что при поставлении нового священника в вотчинный приход сам Дух. Регламент предписывал спрашивать о согласии крестьян только в том случае, если владельца нет в селении. В юго-западной России пан, кому хотел, тому и отдавал парохию, мог отдать ее даже своему холопу за какие-нибудь холопские послуги, точно так же, как это бывало в старину, в XVI и XVII в. Наприм. в 1743 г. графиня Наталья Разумовская просила м. Рафаила Заборовского рукоположить ей священником в село Орловку (нежинского уезда) одного из ее лакеев Богдановского, выставляя в подтверждение его прав на свящ. сан то, что «оной Богдановский, как прежде, так и поныне, ко двору ея благоприятний и во услугах неленивий и добропорядочний». Встречаем примеры и того, как владельцы «изгоном изгоняли безвинно» нелюбых им священников и отдавали их парохии другим 29 Избрание дьякона в приход совершалось гораздо проще. Дьяконов вообще было мало как в великорусских, так и в юго-западных приходах. По писцовым книгам видно, что их имели у себя только немногие сельские приходы даже из тех, при которых было по 2 священника. Дьяконы были своего рода роскошью прихода и держались только в богатых, главным образом, городских приходах, для большего великолепия церковной службы, или даже просто из соревнования приходских тузов с тузами другого прихода. Как и теперь, существенным достоинством дьякона был громкий басовый голос, долженствовавший потрясать не слишком нежное чувство русского человека и имевший для него совершенно такое же значение, как большой церковной колокол; о других достоинствах кандидата во дьяконы не спрашивали. В царствование императрицы Елисаветы некоторые студенты петербургской семинарии, не имевшие права поступить в священники за недостижением законных лет (30), горько жаловались в своем прошении св.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Платон Левшин (1775–1812) образцово поставил в Москве дело духовного образования 1004 . Что касается малороссийских епархий, управление которых было приведено к великорусскому образцу лишь в конце XVIII в., то здесь следует упомянуть Черниговского архиепископа Иродиона Жураковского (1722–1738), проявлявшего большую заботу о духовенстве, а также митрополитов Арсения Могилянского (1757–1770), Гавриила Кременецкого (1770–1783), Самуила Миславского (1783–1796) и Рафаила Заборовского (1731–1757) ради их трудов на пользу Киевской Академии 1005 . И в 1-й половине XIX в. бывали епископы, считавшие объезды приходов своей главной обязанностью, вызывая, впрочем, одним известием о своем приближении (как выразился в своих записках священник 40-х гг.) «трепет и смятение» духовенства 1006 . Примером для епископов того времени мог служить первый предстоятель новообразованной Олонецкой епархии Игнатий Семенов (1828–1842): он организовал управление епархией, заботился об образовании духовенства, с помощью которого завел приходские школы, и боролся с расколом 1007 . Прежде чем во 2-й половине XIX в. церковная политика в Грузинском экзархате роковым образом приняла националистический и русификаторский характер, многое для улучшения положения буквально нищенствовавшего духовенства сделал здесь Иона Василевский (1821–1832). И при мягкосердечном Моисее Богданове-Платонове (1832–1834) управление экзархатом также оставалось на высоте. Преемник же его Евгений Базанов (1839–1844), напротив, принес огромный вред своей жестокостью и произволом 1008 . Выдающимся администратором, помимо прочих его достоинств, был Московский митрополит Филарет Дроздов (1821–1867). Он вникал в каждое отдельное дело и обосновывал свои всегда очень точные решения подробными разъяснениями, которые превращались в общие административные установки. Его считали строгим, но справедливым, и поэтому духовенство боялось и уважало его. Деспотизм и произвол были ему совершенно несвойственны, он никогда не забывал, подобно иным своим коллегам, об уважении священнического сана своих подчиненных 1009 .

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Приступаем к изложению нашего повествования. Автор Истории Киевской духовной Академии так описывает самый первый шаг вступления высокопр. Филарета в этот древнейший вертоград наук в нашем отечестве: «не замедлил (т. е. после прибытия в Киев), высокий Протектор, Высочайше вверенного ему «вертограда наук», посетить и питомцев оного, с радостным нетерпением ожидавших его в той зале, которая напоминала им одного из величайших благодетелей своих – Рафаила Заборовского. – " Мирен ли вход твой, святче Божий? – так встретил Архипастыря словом Писания говоривший приветственную речь, – и годы, многие годы, ответили вопрошавшему от лица всех, что не только мирен, но и благодетелен вход его в сие древнее святилище науки. При одних этих словах уже чувствуется, что веет каким-то особенно теплым любвеобильным отеческим чувством»... Но мы должны предпослать этому первому факту ещё другой, чтобы составить полное понятие о тех отношениях, которыми заявил себя сразу высокопр. Филарет, не как Протектор по официальному званию, но яко отец, веселящийся о чадех своих, как питомцах, так и воспитателях и начальниках. В бывших под руками нашими подлинных документах значится напр., что высокопр. Филарет на рапорте бывшего тогда Инспектора Академии о состоянии Академии, с 11-го по 24 Мая 1837 года, (т. е. до прибытия ещё высокопр. Филарета в Киев) написал так: «Какая благословенная страна и какая счастливица Академия, что и больных вовсе нет»... Ещё: на письмо начальствующих и учащих в Академии с принесенным ему поздравлением, он отвечал: «Приветствую взаимно священный вертоград Христов, знаменитую Академию, матерь всех русских училищ. Делателей всех в вертограде сём и начальников, и наставников, и воспитанников заочно лобызаю Пастырским сердцем. Надеюсь скоро видеть всех; предпосылаю всем Пастырское благословение». При этих сведениях, – в связи со сказанным у Автора истории, – всего несомненнее становится, с первого же раза проявившееся и навсегда сохранившееся, истинно– отеческое любвеобильное отношение нового Протектора Академии ко всем, сущим в ней. Для наглядного изображения этой отеческой любвеобильности высокопр. Филарета собственно к студентам Академии обратимся на время к воспоминаниям одного из бывших воспитанников. Вот что высказал он печатно в своих воспоминаниях: – «И мало ли чего истинно прекрасного и высокого знали мы в незабвенном Святителе, что влекло души всех нас в благоговейную любовь к нему и соединило нас всех в одну семью, для которого Митрополит наш был по истине отцом, так что все и каждый из нас не иначе и звали его, как »наш возлюбленный дедушка«. Пусть эти слова, – говорит воспоминатель, – покажутся для кого-нибудь слишком наивным излиянием чувствований, но не об этом пока речь; зато и он с такою же нежною, как бы до наивности, любовью относился и к нам студентам».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

См. отд. VI. стр. 693. Сия духовная драма писана силлабическим размером, с рифмами. – Некоторые из мелких стихотворений Кониского, на Латинском, Русском и Польском языках, помещены во второй части собрания сочинений его. 6 Любопытным памятником трудов его, по части Философии, есть полная система сей Науки, под заглавием: complectensLogicam, Metaphysicam, PhysicametEthicam, anno 1749 inAcademiaKijoviensi, perdigniss. Acad. Praefectum, Patrem munificentissimum Doctoremque ad cineres colendissimum, Georgium Koniskj. ипр. Сочинение сие доселе не издано. Экземпляр оного находится в библиотеке С. Петербургской Духовной Академии, под N 205. Рукопись содержит около 500 л. – мелкого письма. – Из проповедей, говоренных Кониским в Киеве, известны одна на Св. Пасху (1749 года), две в пяток Страстой недели, и одно надгробное слово, при погребении Киевского Митрополита Рафаила Заборовского (1747 года), из текста Ин.5:35 . Бе светильник горя и светя, в котором трогательно описал он добродетели сего Святителя. Так сказано в избирательном официальном акте. По узаконениям Польского Королевства, в сан Епископа нельзя было избрать не-дворянина, и самый выбор в Архиереи производился Дворянским сословием, совместно с Духовенством. А когда делалось вопреки сему, то жалобы бывали слишком гласными. Так в 1620 году Волынский Депутат и Чашник Лаврентий Древицкий, на Варшавском Сейме, в присутствии Короля Сигизмунда III, Сенаторов и Послов Польских, и Литовских, в трогательной речи своей соболезнуя о гонении на Православную веру, коснулся и того, что в Русские провинции, на Епархии, назначаются Епископы, недостойные, по низкому происхождению важного сана сего. «Давно уже Русский народ наш претерпевает великие и неслыханные притеснения–говорил с жаром сей Депутат– как в Короне, так и в Великом Княжестве Литовском. Внутреннее таковой обиды непресечение проистекает от того, что Ваше Королевское Величество, противу справедливости, противу прав и вольностей наших шляхетских, на высокие саны Властей духовных, будучи несведущи о породе их, производить изволите.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

И вот, как вспоминает мать Рафаила, сидит у собора на стульчике матушка игуменья Феодосия и чуть не плачет – некому пономарить: кто болеет, кто занят на других послушаниях, кто не может по другим причинам. И, видя это, мать Рафаила подходит к матушке Феодосии, целует ей руки и смиренно успокаивает, просит благословения, что отныне она будет постоянно пономарить. И вот уже 37 лет мать Рафаила четко и неуклонно выполняет, помимо функций заместительницы игуменьи, еще и серьезное послушание пономаря. Это свидетельствует о глубоком знании матерью Рафаилой всего круга богослужений, всего монастырского Устава церковной службы, Типикона. Как говорит ее ближайшая духовная сестра, тоже пожилая арабка мать Магдалина (Арихани), с которой вместе проживает мать Рафаила в сопредельной келлии вот уже более 55 лет, – мать Рафаила, если бы было позволено в Церкви монахиням преподавать все церковно-уставное богослужение, была бы первым превосходным преподавателем. Интересен был случай, когда новопоставленному молодому священнику, во время церковной службы сконфузившемуся и не знающему, как вести службу, мать Рафаила, как опытный суфлер, четко указывала весь богослужебный ход его действий: куда встать, какой возглас подать, какое действо совершить и так далее. Вот уже 37 лет мать Рафаила выполняет, помимо функций заместительницы игуменьи, еще и послушание пономаря Плоть от плоти, кровь от крови мать Рафаила – Елеонская подвижница. Хотя сама она так о себе никогда не скажет. В труднейшие годы безденежья и нищеты монастыря она собирала пожертвования по всему миру: от США до Австралии и Новой Зеландии. Ее поистине благородное смирение и кротость не позволили ей, несмотря на настойчивые уговоры и предложения представителей епископата РПЦЗ, возглавить Спасо-Вознесенский Елеонский монастырь в сане игуменьи и в должности настоятельницы летом 1997 года. Тогда, в результате необдуманных действий игуменьи и руководства РДМЗ, в Елеонский монастырь не был допущен Святейший Патриарх Алексий II. Руководство монастыря и Миссии было смещено и удалено из обители, и первой кандидаткой на пост настоятельницы и игуменьи была его наместница монахиня Рафаила (Лел).

http://pravoslavie.ru/127961.html

С 1983 по 2006 год несла послушание секретаря монастыря, став верной и усердной помощницей игумении Наталии. Параллельно с этим в 1990–2007 годах она была регентом сестринского хора. Именно в это время Корецкий монастырь славился прекрасным монашеским пением. В 1991 году будущая игумения пострижена в монашество архиепископом Ровенским и Острожским Иринеем (ныне митрополит Днепропетровский и Павлоградский) с именем Рафаила, в честь архангела Рафаила.  В 1998–2006 годах матушка Рафаила исполняла послушание преподавателя Регентско-катехизаторского духовного училища. Предчувствуя ухудшение здоровья, игумения Наталия в 2006 году написала на имя Патриарха Алексия прошение о сложении с себя игуменских полномочий и назначении на эту должность монахини Рафаилы (Хильчук). Двадцать шестого июля 2006 года Патриархом Алексием монахиня Рафаила была возведена в сан игумении Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального женского монастыря. Новоназначенная игумения Рафаила проявила необычайное уважение к своей предшественнице и до самой кончины игумении Наталии в 2007 году во всем была ей как послушница и принимала решения только по ее благословению. С 31 мая 2010 года игумения Рафаила вошла в состав Синодальной комиссии по делам монастырей, а с 2012 года — в коллегию Синодального отдела по монастырям и монашеству. В 2014 году была включена в комиссию Межсоборного присутствия по организации монастырей и монашества. За период своего пятнадцатилетнего управления Корецкой обителью игумения Рафаила в памяти сестер и почитателей монастыря осталась ревностной молитвенницей, мудрой настоятельницей и заботливой хозяйкой. Под ее руководством было возобновлено утраченное ранее традиционное общее молитвенное правило для насельниц и установлена каждодневная общая монастырская трапеза для сестер с обязательным чтением житий святых и душеполезных наставлений. В 2013 году ее заботами был построен келейный корпус с праздничной трапезной, а сейчас в стадии завершения строительство паломнической гостиницы. Много было сделано для улучшения бытовых условий всех живущих в обители и благоукрашения ее храмов и территории. В 2016 году трудами и усердием матушки был отреставрирован и освящен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в переданной Корецкому монастырю древней Воскресенской обители после ее столетнего запустения.

http://e-vestnik.ru/obituaries/igumeniya...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010