Reichsmuseums fur Volkerkunde in Leiden beschrieben und mit ausfuhrlichen Prolegomena zur Geschichte der Handelswege und Volkerbewegungen in Nordafrica verschen. Leiden Brill, 1913, S. 215–216; Aethiopica за 1912–1914 годы, с. 217–224. Записка о снаряжении экспедиции в Египте для покупки папирусов и об ассигновании средств на нее. СПб., 6с. (Записка, представленная в VIII заседание историко-филолог. отд. АН. 7 мая 1914). Изображение воскресения на египетских памятниках. – Сборник статей в честь Владислава Петровича Бузескула, Харьков. С. 415–422 (Сборник Харьковского ист.-филолог. общества XXI). Один из современников эллинистического Египта. – Николаю Ивановичу Карееву ученики и товарищи по научной работе. СПб. С. 116–119. Открытие Нубийской христианской литературы – Христианский Восток, т. 3. СПб., вып. I. С. 92–94. Провинциальные собрания египетских древностей. – Экскурсионный вестник. СПб., кн. I. С. 24–33. илл. Note additionelle sur le X-e nome de la Haute Egypte. – Recueil de travaux relatifs a la philologie et l " archeologie egyptiennes et assyriennes, Nouvelle seria, t. quatrienne, Paris, Fasc. I et II, p. 72. Новые труды по истории Карфагена. Историографический обзор. – Научный исторический журнал, т. II, Пг., вып. 2, с. 75–81. 1915 г. Рассказ египтянина Синухета и образцы египетских документальных автобиографий. М., А.А. Левинсон. 70 с. (Культурно-исторические памятники древнего Востока. Вып. 3). Египтологические заметки. I–VII. – Известия АН, Серия VI, т. IX, Пг., 7, с. 601–615. Задачи русской науки на Переднем Востоке в связи с настоящими мировыми событиями. – Экскурсионный вестник, СПб., Кн. 1, с. 3–12. Записка Б. А. Тураева о древностях Вана и сопредельных местностях. – ЗВОРАО, т. XXII, Пг. С. XLIV–XLII 1916 г. Абиссинские магические свитки. – Сборник статей в честь графини Прасковьи Сергеевны Уваровой. М. С. 176–201. Гастон Масперо (Некролог). – Биржевые ведомости. СПб. 30 июня.  Египтологические заметки. VIII–XI. – Известия АН, Пг., серия VI, т. IX. С.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/t...

В русской историографии XIX в. ученые-слависты (Е. П. Новиков, А. Ф. Гильфердинг, А. С. Будилович, А. Н. Нарцов) писали о близости гусизма к Православию. Совр. чеш. исследователь гусизма Ф. Шмагель утверждает, что идея Причастия под 2 видами возникла у гуситов под влиянием практики первоначальной апостольской Церкви и что И. П. по возвращении из Литвы сообщил о подобной традиции, сохранившейся в Восточнохристианской Церкви. Соч.: Š mahel F. Jeroným Praský. Praha, 1966. S. 195-216; idem. Neznámý dopis mistra Jeronýma Praského//Septuaginta P. Spunar oblate. Praha, 2000. S. 385-390. Ист.: Historické spisy Petra z Mladoovic a jiné zprávy a pamti o M. Janovi Husovi a M. Jeronýmovi z Prahy/Ed. V. Novotný. Praha, 1931. (Fontes rerum Bohemicarum; 8); Poggii Florentini ad Leonardum Aretinum epistola//Prosatori Latini del Quattrocento/Ed. E. Garin. Mil., 1952. P. 228-241; Hus a Jeroným v Kostnici. Praha, 1953; Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. М., 1962. С. 30-31, 36-37, 38-41; Šmahel F. Jeroným Praský. Praha, 1966. S. 217-234; Хрестоматия по истории юж. и зап. славян. Минск, 1987. Т. 1. С. 186; Гуситское движение в освещении современников/Сост., пер.: Л. П. Лаптева. М., 1992. С. 11-13, 59-74. Лит.: Руколь Б. М. Письмо Поджо Браччолини к Леонардо Аретинскому и рассказ Младеновица как источники об Иерониме Пражском//УЗ Ин-та славяноведения АН СССР. М., 1954. Т. 3. С. 421-433; она же. Источники об Иерониме Пражском//Славяне в эпоху феодализма. М., 1978. С. 335-340; Smidt Ch. B. A Fifteens Century Translation of Poggios " Letter on Jerome of Prague//Archiv für Reformationsgeschichte. Gütersloh, 1967. Bd. 58. S. 5-15; Pilný J. Jérôme de Prague: Un orateur progressiste du Moyen Age. Gen., 1974; Лаптева Л. П. Рус. историография гуситского движения. М., 1978; она же. Реформатор второго плана//Человек второго плана в истории. Р.-н/Д., 2005. Вып. 2. С. 26-53; Šmahel F. Univerzitní kvestie a polemiky mistra Jeronýma Praského//Acta Universitatis Carolina: Historia Universitatis Carolinae Pragensis. Praha, 1982. T. 22. N 2. S. 7-41; idem. Husitská revoluce. Praha, 1993. T. 2. S. 274-275; idem. Husitské echy. Praha, 2001. S. 277-282; idem. Akta kostnického procesu mistra Jeronýma Praského//Studie o rukopisech. Praha, T. 34. 2001. S. 85-96; Ko án J. Knihovna mistra Jeronýma Praského//eský asopis historický. Praha, 1996. T. 94. N 3. S. 590-600.

http://pravenc.ru/text/293726.html

Лит.: The Second Synod of Ephesus/Ed. S. G. F. Perry. Dartford, 1881; Болотов В. В. Из церковной истории Египта. Вып. 1: Рассказы Диоскора о Халкидонском Соборе (церк.-ист. очерки и наброски)//ХЧ. 1884. Ч. 2. 11-12. С. 581-625; 1885. Ч. 1. 1-2. С. 9-94 (то же//Сердечный привет: Сб. в память 50-летия святительского служения митр. Исидора. СПб., 1884. С. 169-299); Бриллиантов А. И. Происхождение монофизитства//ХЧ. 1906. 6. С. 793-822; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. 2/2. P. 469-857; Haase F. Patriarch Dioskur I. von Alexandrien: Nach monophysitischen Quellen. Breslau, 1908. Bd. 6. S. 141-236; Lebon J. Le monophysisme sevérien. Louvain, 1909. P. 84-93; Maspero J. Histoire des Patriarches d " Alexandrie depuis la mort l " Empereur Anastase jusqu " à la réconcilation des Églises Jacobites (518-616). P., 1923; Hatch W. H. P. A Fragment of Lost Work on Dioscorus//HarvTR. 1926. Vol. 19. P. 377-381; Bardy G. La «Brigandage d " Éphèse» et la Concile de Chalcédoine// Fliche, Martin. HE. Vol. 4. P. 211-240; Lebon J. Autor du cas de Dioscore d " Alexandrie//Le Muséon. 1946. Vol. 59. P. 515-528; Grillmeier A. , Bacht H. Das Konzil von Chalkedon: Geschichte und Gegenwart. Würzburg, 1951-1954. 3 Bde; Murphy F. X. Peter Speaks Through Leo: The Council of Chalcedon A.D. 451. Wash., 1952; Sellers R. V. The Council of Chalcedon. L., 1953; Camelot P. -T. Éphèse et Chalcédoine. P., 1962; Roncaglia M. P. Quelques questions ecclésiastiques et d " ecclésiologie au IIIe siècle à Alexandrie//Proche-Orient Chrétien. 1970. Vol. 20. P. 20-30; idem. Dioscorus I//CoptE. Vol. 3. P. 912-915; Frend W. H. C. The Rise of Monophysite Movement. Camb., 1972. P. 25 sq.; Grillmeier A. Christ in Christian Tradition. L., 19752. Vol. 1. P. 523-529, 548; Gray P. T. R. The Defense of Chalcedon in the East (451-553). Leiden, 1979; Millar F. A Greek Roman Empire: Power and Belief under Theodosius II (408-450). Berkeley, 2006; Perrone L. Dioscorus of Alexandria//The Eastern Fathers from the Council of Chalcedon (451) to John of Damascus († 750)/Ed. A. Di Berardino, trad. A. Walford. Camb., 2006. P. 343-345.

http://pravenc.ru/text/178506.html

Кефал, богатый сиракузянин, переселившийся в Афины, отец оратора Лисия, персонаж Платона III 25 Кибисф, сын или племянник Фалеса I 26 Килон Кротонский (втор. пол. V в.), влиятельный противник и преследователь пифагорейцев II 46; VIII 40, 49 Кинегир, брат Эсхила, один из стратегов, героически павший при Марафоне I 56 Кипсел, отец Периандра, тиранн Коринфа ок. 600 г. I 94 Кир Старший, персидский царь в 559–529 гг., идеальный герой «Киропедии» Ксенофонта I 25; III 34; VI 2 Кир Младший, брат царя Артаксеркса II, отложившийся от брата и погибший в 401 г. II 49–51, 55, 58; VI 84 Клеанф VII 168–176; I 15; VII 17, 37, 167, 179, 182, 185; IX 15 (?); ср. Ук. ист. Клеарх из Сол (кипрских) (нач. III в.), перипатетик, интересовался биографическими и психологическими вопросами, высоко ставил Платона. См. Ук. ист. Клеиппид, лицо неустановленное II 127 Клеобис и Битон, добродетельные сыновья из рассказов Солона Крезу I 50 Клеобул I 89–93; I 13, 30, 41, 42, ср. Ук. ист. Клеобул, отец Аримнеста V 57 Клеобулина, мать Фалеса I 22 Клеобулина, дочь мудреца Клеобула, по которой названа драма Кратина I 89 Клеомен (IV–III вв.), киник, ученик Метрокла VI 95, ср. Ук. ист. Клеомен, рапсод VIII 63 Клеон, известный афинский демагог, осмеянный Аристофаном, противник Перикла, погиб в 422 г. II 12 Клеон, лицо неустановленные V 76; X 84; ср. Ук. ист. Клеоним, предок Пифагора VIII 1 Клеохар Мирлейский (III в.), жил в Афинах, оратор и автор риторических и эстетических трудов (сравнение Демосфена и Исократа) IV 41 Клиний, возлюбленный Хармида и Критобула, персонаж Платона и Ксенофонта II 48, 49 Клиний, пифагореец из Тарента, современник Платона, которого он удержал от уничтожения сочинений Демокрита IX 40 Клиномах (IV в.), эристик, ученик Евклида Мегарского II 112 Клисфен, отец Менедема Эретрийского II 125 Клитарх, историк IV в., сын историка Динона из Колофона; вероятно, участвовал в походе Александра Великого, после чего написал его биографию, ставшую образцовой II 113; ср. Ук. ист. Клитомах Карфагенский (187–110), пунийское имя Гасдрубал, виднейший ученик, но не последователь Карнеада, склонялся к скептицизму, был главой Новой академии IV 67; I 14, 19; IV 66, 67; ср. Ук. ист.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАТОПЕДСКИЕ МУЧЕНИКИ Сщмч. Евфимий Ватопедский. Роспись нартекса кафоликона. 1819 г. Сщмч. Евфимий Ватопедский. Роспись нартекса кафоликона. 1819 г. († 1276) (пам. греч. 4 янв.), пострадали от сторонников Лионской унии (1274). Во время посещения Афона имп. Михаил VIII Палеолог и К-польский Патриарх Иоанн XI Векк столкнулись с оппозицией ряда мон-рей, не признавших их прозап. политику (Протат, Ватопед, Иверский и Зографский). Игум. Ватопедского мон-ря Евфимий и его ученики мужественно противостояли униатам, за что были преданы мученической смерти: Евфимий был скован цепями и утоплен в море близ Каламици, а 12 ватопедских иноков были повешены в местности Фурковуни. В слав. письменной традиции известие о В. м. (упомянутых в общей форме - «игумен со некоею братиею») содержится в Повести о Ксиропотамском мон-ре, созданной в конце правления имп. Андроника II (не ранее 1320 г.- см.: Турилов. С. 137-139). она включает пространный рассказ о бесчинствах «латиномудрствующих» на Афоне (в т. ч. в Ватопеде) в 1276 г. Эта повесть, согласно заголовку принесенная в 1545 г. с Афона в Супрасльский мон-рь, получила широкое распространение первоначально в западнорус., а затем в старообрядческой рукописной традиции. Ист.: BHG, N 2333, 2333b; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 27-28; Γεδεν Μ. Ι. Ο ρδβλθυοτεΑθως. Κωνσταντινοπολις, 1885. Σ. 139-146; Ματθαος. ΜΣ. Τ. 1. Σ. 94-95; Афонский патерик. М., 1897, 2002р. Ч. 1. С. 25; Ч. 2. С. 242; Вишенский И. Сочинения/Подгот. текста, статья и коммент. И. П. Еремина. М.; Л., 1955. С. 332-335 (прил. 2). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 5; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 762; Τ. 5. Σ. 1040; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 145; Турилов А. А. Малоизвестный источник по истории идеи «Третьего Рима» у юж. славян (Повесть о Ксиропотамском мон-ре)//Римско-константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. М., 1995. С. 137-139; Μαρτζλος Γ. Ο λδβλθυοτεΑγιοι τς Μονς//Ιερ Μεγστη Μον Βατοπαιδου. λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος, 1996. Τ. 1. Σ. 100-101. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149933.html

Смерть К. датируется по-разному. Из рассказа Феофана Исповедника можно понять, что император умер вскоре после ослепления ( Theoph. Chron. P. 472, 16-18). Однако согласно др. источникам, он дожил до правления имп. Никифора I (802-811). Хроника Симеона Логофета (кон. X в.) утверждает, что после свержения К. жил в странноприимном доме Исидора (позднее мон-рь Покаяния, греч. τς Μετανοας - Sym. Log. Chron. 2006. P. 230, 304-305), а когда к власти пришел Никифор I, показал ему, где во дворце спрятаны сокровища (Ibid. P. 205, 23-25). Последнее сообщение следует считать одной из легенд на тему алчности Никифора. Прп. Феодор Студит ( Theod. Stud. Ep. 31) говорил, что имп. Никифор вернул тело К. его законной супруге. Впосл. саркофаг К. из вифинского мрамора находился в мон-ре Ливадия, т. н. мон-ре «Госпожи Евфросинии» (по имени дочери К. имп. Евфросинии), рядом с могилами Марии Амнийской и их с К. дочерей. Ист.: Niceph. Const. Chron.; idem. Antirrh.//PG. 100. Col. 508; Georg. Mon. Chron. (рус. пер.: Георгий Амартол. Хронограф/Ред.: Э. Г. фон Муральт. СПб., 1859. С. 495); Sym. Log. Chron. 2006; Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1977. Bd. 2. S. 48, 88, 91-94, 136; Chronicon Bruxellense/Ed. F. Gumont//Anecdota Bruxellensia. Gent, 1894. T. 1: Chroniques byzantines du manuscrit 11376. P. 32; Mich. Glyc. Annales. P. 505, 529; Theodoros Scutariotes. Σνοψις Χρονικ // Σθας. ΜΒ. 1894. Τ. 7. Σ. 126, 127-129, 132; Theod. Stud. Ep. 218, 221//PG. 99. Col. 1658-1659, 1670; idem. Praepositi parva catehesis/Ed. E. Auvray. P. 1891. P. 258; idem. Magna Catehesis/Εκδ. Α. Παπαδπουλος-Κεραμες. СПб., 1904. P. 803; Phot. Ep. 1; Duffy J., Parker J, ed. The Synodicon Vetus. Wash., 1979. P. 126, 128, 192; The Letter of the Three Patriarchs to Emperor Theophilos and Related Texts/Ed. J. A. Munitiz e. a. Camberley, 1997; The Unpublished Saint " s Life of the Empress Irene/Ed. W. T. Treadgold//ByzF. 1982. Bd. 8. Cap. 1, Cap. 8-11 [BHG, N 2205]; Const. Porphyr. De cerem. II 42; Patria CP. T. 2. P. 212; T. 3. P. 219, 134, 135, 258, 269, 278; LP. Vol. 1. Cap. 97. P. 511; Annales Regni Francorum inde ab a. 741, usque ad a. 829, qui dicuntur Annales Laurissenses Maiores et Einhardi/Ed. F. Kurze. Hannover, 1895. P. 83, 95, 105; Alcuin. Ep. 174//MGH. Epp. T. 4. P. 288; Libri Carolini. 6, 8, 12, 14, 16, 18, 19, 81, 148, 171, 210//Opus Caroli regis conta synodum/Hrsg. A. Freeman. Hannover, 1998; Mich. Syr. Chron. III 9-12; The History of al-Tabari/Ed. E. Yarshater. Albany, 1995. Vol. 29. P. 221; 1990. Vol. 30. P. 168.

http://pravenc.ru/text/2057046.html

Ист.: ПСРЛ. Т. 18. СПб., 1913. С. 23, 83, 99, 120, 121; Повесть о Петре и Февронии/Подгот. текстов и исслед. Р. П. Дмитриевой. Л., 1979. С. 325-326 [Крат. ред. памятника]; Повесть о водворении христианства в Муроме (по ркп. Румянцевского музеума 364)//Памятники старинной лит-ры, изд. гр. Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1860. Вып. 1. С. 229-240 [Простр. ред.]. Лит.: Голос в защиту предания о святом Василии I, еп. Рязанском//ЧОИДР. 1859. Кн. 3. Отд. 1. С. 147-160; СИСПРЦ. С. 49-51; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 92; Голубинский. Канонизация святых. С. 122; ЖСв. М., 1916. Кн. доп. 2-я. Янв.-апр. С. 571-572; Вагнер Г. К. Повесть о Рязанском еп. Василии и ее значение для ранней истории Переяславля-Рязанского//ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 167-177 [Библиогр.]; Дмитриева Р. П. Две редакции XVI в. Повести о Рязанском еп. Василии//Культурное наследие Древней Руси: Истоки, становление, традиции. М., 1976. С. 136-142; она же. Повесть о Рязанском еп. Василии: (История текста первонач. ред.)//ТОДРЛ. 1977. Т. 32. С. 40-55; Повесть о Петре и Февронии. С. 79-94. А. В. Назаренко Иконография Самое раннее изображение В. известно на иконе «Константин, Михаил и Феодор в житии» из муромской ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, написанной в 1714 г. муромским иконописцем Александром Казанцевым (ныне в МИХМ). 14 из 87 клейм иконы (с 74 по 87) рассказывают о В. Свт. Василий, еп. Рязанский. Икона. Сер. XIX в. Худож. Н. В. Шумов. (РИАМЗ) Свт. Василий, еп. Рязанский. Икона. Сер. XIX в. Худож. Н. В. Шумов. (РИАМЗ) В основу самостоятельных образов В. легло включенное в сюжет Повести о Василии Рязанском чудо от Муромской иконы Божией Матери , к-рое связано с историей изгнания епископа из Мурома. Святой изображен в рост в трехчетвертном развороте, плывущим по реке на распростертой по воде мантии, с иконой Богородицы в правой и с посохом в левой руке (иконы: 1918 г., МИХМ; сер. XIX в. работы худож. Н. В. Шумова, РИАМЗ; XX в., придел во имя В. в Борисоглебском соборе Рязани). В память этого чуда, совершившегося по молитве оклеветанного епископа, икона получила второе название - «Моление св. Василия».

http://pravenc.ru/text/150489.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНУВИЙ [Ануб, Нуб, Ануф; греч. Ανοβ, Ανοφ, копт. anoup, anouf ] (IV в.), прп. Египетский, исп. (пам. 5 июня, греч. 6 июня, копт. 23 паоне (17 июня)). Упомянут в копт. календаре Абу-ль-Бараката . Скорее всего А. подвизался в В. Египте. Вероятно, именно о нем повествует «История монахов» как об отшельнике, к-рого пришли навестить монахи Сурус, Исаия и Павел, т. к. им было видение о его скорой кончине. По их просьбе А. рассказал им о своей жизни и упомянул о том, что во время гонений (возможно, при имп. Юлиане Отступнике ) он исповедал имя Спасителя и с тех пор ни разу не произнес неправды. По словам преподобного, пищу ему приносили ангелы, а сам он неоднократно сподоблялся чудесных видений Небесного Царства. На 3-й день А. умер, и монахи видели, как ангелы приняли его душу. В сохранившихся изображениях мон-ря Бауит встречается изображение 3 монахов: Аполлона, основателя мон-ря, Фиба и А., однако нет оснований для того, чтобы без сомнений отождествить А. на фресках мон-ря Бауит и подвижника, о к-ром упоминает «История монахов». Память А. содержится в греч. и слав. стишных синаксарях под 6 июня, в к-рых А. назван «знаменосцем» (греч. σημειοφρος), т. е. человеком, видевшим божественные знамения. В ВМЧ стих и память А. помещены под 5 июня (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 211 (2-я паг.)). Ист.: ActaSS. Iun. T. 6. P. 641; Hist. mon. Aeg. 11; Rufinus. Hist. mon. 10 (рус. пер.: Руфин. Жизнь отцов. С. 65-67); ЖСв. Июнь. С. 94-97. Лит.: David J. Anoub (2)//DHGE. T. 3. Col. 420-421. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.) АНТИОХ (VI-VII вв.), писатель, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов , в подвиге просиявших; пам. греч. 24 дек.)

http://pravenc.ru/text/114078.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОСМА Фрагмент помянника протопопа Иоанна Михайлова (ГА в г. Тобольске. Ф. рукоп. книг. Оп. 1. Д. 82. Л. 70) Фрагмент помянника протопопа Иоанна Михайлова (ГА в г. Тобольске. Ф. рукоп. книг. Оп. 1. Д. 82. Л. 70) († 8.12.1679, г. Верхотурье), блж. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 29 янв.- в Соборе Екатеринбургских святых), Христа ради юродивый, Верхотурский. Достоверно известна только дата преставления святого: она зафиксирована в синодике-помяннике прот. Иоанна Михайлова (ГА в г. Тобольске. Ф. рукоп. книг. Оп. 1. Д. 82), к-рый упоминается как настоятель верхотурского Троицкого собора в церковных документах 1668, 1670-1671, 1674, 1682, 1684 гг. (РГАДА. Ф. 214 (Сибирский приказ). Оп. 1. Д. 509. Л. 254-254 об.; Д. 549. Л. 266; Д. 585. Л. 104; Д. 746. Л. 94 об.; РГБ. Собр. ОР. 547. Л. 4; ГА Пермского края. Ф. 297 (Ист. архив Пермской губ. УАК). Оп. 3. Д. 396. Л. 19 об.). На л. 70 Синодика читается запись: «Козмы уродиваго преставися во 7188 году декабря въ день 8». В сборнике рукописных материалов по истории Верхотурья XVII-XVIII вв. на форзаце почерком XIX в. записано со ссылкой на троицкий синодик, что К. был погребен в 1680 г., при этом писец допустил ошибку в переводе даты с буквенной цифири (РНБ. ОЛДП. F 41). В нек-рых изданиях ошибочно указывается, что К. умер в 1706 г. (Минея (МП). 1986. Июнь. Ч. 1). Блж. Косма Верхотурский. Икона. 2005 г. Иконописец Т. В. Шолохова (ц. во имя блж. Космы Верхотурского в Екатеринбурге) Блж. Косма Верхотурский. Икона. 2005 г. Иконописец Т. В. Шолохова (ц. во имя блж. Космы Верхотурского в Екатеринбурге) По преданию, отец К. занимался торговлей, переселился в Верхотурье из Вел. Устюга; мать была дочерью священника. В Верхотурье К. жил вместе с братьями в доме родителей в Заречной части города. Согласно рассказу верхотурского старожила Ф. П. Немтинова († 1882), святой носил фамилию Немтинов. Однако эти сведения документально не подтверждаются: род Немтиновых в Верхотурье прослеживается только с 20-х гг. XVIII в. В переписных книгах жителей Верхотурья XVII в. упоминается некий Кузка или Коземка Иванов сын: «Двор а в нем живет посадцкой человек Ивашко Абакумов. Детей у него Коземка четырнадцати лет, Данилко одиннадцати лет, Олешка семи лет, Ивашко шти лет» (Перепись населения Верхотурского у. 1666 г. (ТГИАМЗ. ТМ-12692. Л. 74 об.)). Поскольку в переписи населения Вел. Устюга 1630 г. встречается имя «Ивашки Аввакумова», можно предположить, что речь идет об одном и том же человеке - отце Кузки, что подтверждает предание об устюжском происхождении святого (Устюг Великий. 1883. С. 13). В верхотурской крестоприводной книге 1682 г. фиксируется фамилия этой семьи - Сапожниковы (РГАДА. Ф. 214 (Сибирский приказ). Оп. 1. Д. 487. Л. 285). Последний раз имя Кузки встречается в переписи 1679 г., что также согласуется с известием о преставлении К. в это время (Там же. Д. 746. Л. 21 об., 48).

http://pravenc.ru/text/2458799.html

88 Споклоняемый – тот, которому поклоняются вместе с кем другим. Сславимый – тот, которого славят вместе с кем другим. 90 Пророки, это – Святые люди, жившие до Рождества Христова и предсказавшие многое о Христе. Слово Пророк происходит от слова: прорекать, т. е. предсказывать будущее. 91 Архиереи называются пастырями церкви, потому что пасут ее, как пастухи пасут стада овец. Пастухи выгоняют свои стада в такие места, где, растет хорошая трава и есть хорошая вода; так и пастыри учат верующих истинному учению Христову, какое передано им св. апостолами, и совершают для них те таинства, которым научились от апостолов. Еще, пастухи оберегают своих овец от волков и отделяют от стада больных овец, чтобы они не заразили собою здоровых; так и пастыри защищают верующих от злого их врага диавола и отделяют от них негодных людей, чтобы они своими лживыми речами и дурными примерами не испортили других. 94 Помазывание св. елеем, или деревянным маслом, на всенощной часто называют помазанием миром; но это неправильно. 95 Рассказ о преложении хлеба и вина в тело и кровь Христовы на литургии см. в самом конце книги. 96 Так, когда мы ожидаем к себе какого–нибудь почетного гостя, то стараемся в своем дом все вычистить и убрать. 98 Таинство брака называется еще венчанием, оттого что при совершении его на жениха и невесту надеваются венцы. 99 Оттого и называется это таинство таинством елеосвящения. Иначе называется оно соборованием, оттого что по–настоящему должно быть совершаемо собором священников. 109 Против 2–й заповеди грешат и те, которые гордятся собою, т. е. своими способностями и преимуществами, напр. умом, богатством, знатностию и пр. Их способности и преимущества делаются для них идолом. Навуходоносор, царь вавилонский, завоеватель Иудейского царства, возгордился собою до того, что слил золотую свою статую и приказал поклоняться ей, как Богу. И наказан был Навуходоносор за свою гордость. Бог послал на него помешательство в рассудке, он получил наклонность диких животных, напр., кусаться и есть траву. И в таком несчастном состоянии пробыл царь Навуходоносор 7 лет, пока смирился пред Богом. (Чит. ист. о пророке Данииле.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/n...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010