На земле добрые очень редко общаются со злыми из-за различия характеров самих душ. Естественно, и за гробом общение спасенных с осужденными случается нечасто, и только любовь заставляет первых сочувствовать последним. Состояния святых, нерешенных и погибших пространственно разделяются между собой глубокой пропастью, по учению Самого Господа Иисуса Христа. Значит, рай должен иметь свою определенную местность, отдаленную от ада и геенны. Где же находится рай, по учению Слова Божьего? Духовной природе душ будут соответствовать и их будущие жилища. Так, Церковь учит, что природа рая вполне соответствует природе добрых душ. Как вода имеет все условия, необходимые для жизни в ней рыбы, так и в раю есть все необходимое для вечной жизни, то есть для блаженства. Но где же это место блаженства – рай? Где та обитель, в которой живут праведники за гробом? Само Слово Божие оставляет этот вопрос нерешенным и ответ на него – сокрытым. Рай , по учению Церкви, есть определенное место на небе, где Бог особенным образом являет Себя блаженным духам и Своим избранным, являет им Себя во всей Своей вечной славе, где присутствует Господь Иисус Христос со Своим прославленным телом (Святитель Филарет Дроздов . «Пространный христианский катехизис». 1823. С. 22). Где же на небе рай? Небо велико! Ответ находим в Священном Писании. Моисей пишет, что насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке ( Быт.2:8 ). Рай – первое Небо, ближайшая к земле горняя страна, за которой следуют другие Небеса. Место рая Священным Писанием определяется на востоке. В таком направлении находится рай по отношению к земле. Преподобная Феодора поведала, что после выхода ее души из тела она с Ангелами направилась к востоку для достижения небесных обителей. Великий Божий угодник Симеон Дивногорец также видел рай на востоке. Преподобная Ефросиния Суздальская в своем дивном видении тоже на востоке увидела рай. И действительно, восток по сравнению с другими сторонами света обладает особой таинственностью, вселяет в душу человека что-то неземное, веселит сердце духовной радостью. Ежедневное восхождение солнца доставляло и доставляет людям отраду. Не остается на земле ни одного сердца, в которое тотчас после восхода солнца не пал бы луч духовного света радости. Христиане, чувствуя действие невидимого Солнца на душу, обращаются с благодарственной молитвой к Господу Иисусу Христу, просвещающему и освещающему Свое создание, взывая: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» Если же на земле с востока льется радость в души людей, то, вероятно, там-то и есть блаженное жилище духов и душ, уготованное Богом от сотворения мира. Предчувствие не обманывало и не обманывает человека!

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

И так считали практически все святые отцы. Лишь блаженный Августин полагал, что способ зачатия в Раю был бы тот же, что и сейчас, но без страсти плотских наслаждений. Как он сам говорит, соитие подчинялось бы не похоти, а воле человека, «надлежащие члены привелись бы в движение требованием воли, без страстного волнения, при полном спокойствии души и тела и с сохранением целомудрия» . Как бы кто к этому ни относился, но Рай не есть царство похоти. Таков был Рай первозданный. И ныне Рай, куда попадают души спасенных людей, выше всего плотского. Таковым, без малейшей примеси страсти, будет Рай и после Всеобщего Воскресения. И потому «сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» (Лк. 20, 35–36). Рай после грехопадения Свидетельства о Рае в строках Писания подобны отражению Солнца в малых каплях росы. Они незначительны по форме, но в них сияют отблески Солнца. Рай упомянут в начале Писания – книге Бытия. Рай был устроен на земле, но он же означал собой причастие Небу – царству ангелов. Весь сотворенный мир представлял собой Божий храм, а Рай – алтарь, в котором первозданный человек, словно священник, совершал служение неведомым нам Божиим тайнам. Как алтарь храма соединяет Небесное и земное, так и Рай в первозданном мире – соприкосновение Неба и земли, причастие земного Небесному. Грех человека отсек землю от Неба. Рай остался как Царство Небесное, но на земле Рая уже не найти. И потому раскрыть тайну Рая здесь, на земле, мы вряд ли сможем. Потому и ряд поставленных в Раю задач остаются нерешенными. Какое теперь у человека царство, владычество? Его не то что лев, его и домашняя кошка не всегда слушается. Сам же человек расхищает природу, словно тиран-потребитель. Часть райских задач («плодитесь и размножайтесь») решалась людьми в их состоянии падшем. Со всеми вытекающими последствиями – блудом, изменами, абортами, то есть с полнейшим самоуправством. Часть же задач решится лишь в будущем, когда силой Воскресшего Господа все восстанут из мертвых, а новое небо и новая земля поразят взор воскресших людей.

http://pravoslavie.ru/135962.html

Однако, несмотря на происшедшие изменения, обетованный рай продолжал осознаваться в органическом единстве с первозданным раем, подчас вплоть до полного внутреннего тождества. При таком понимании не удивительно, что многие отцы писали о возвращении в утерянный рай в результате искупительного дела Христова, как, например, свт. Иоанн Златоуст 372 или св. Исихий Иеру- —102— салимский: «[Сын Божий] открыл Рай , так как намеревался ввести в него разбойника и всех наследников Царства» 373 . Важно уяснить отношение обетованного рая к Царствию Небесному. По новозаветному учению и по мысли многих отцов, рай представляется как место блаженной жизни будущего века и, значит, ничем не отличается от Царствия Небесного 374 . Некоторые же отцы дополнительно уточняли, что обетованный рай – это место посмертного блаженства праведников до всеобщего воздаяния, а Царство Небесное откроется после. Св. патриарх Фотий отмечал: «Рай – это предварение Царствия Небесного, но не Царствие» 375 . После Страшного Суда грань эта полностью сотрётся и начнётся вечность райского блаженства для одних и пребывания в аду для других. Но если рай обетованный тождественен первозданному раю, с одной стороны, и Царствию Небесному, с другой, то неизбежно надлежит увидеть в Царствии Небесном те черты, при помощи которых описывается первозданный рай. Таким образом, описание и понимание Царства Небесного оказывается теснейшим образом связано с описанием первозданного рая, хотя, конечно, эта «описуемость» Царства Небесного совсем не отменяет его особой таинственности и неотмирности, о которых засвидетельствовал апостол Павел: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). —103— С точки зрения непостижимости будущего и вечного, можно легко прийти к выводу не столько о тождестве, сколько о существенном различии между Царствием Небесным и первозданным раем. Свт. Иоанн Златоуст писал: «Ты потерял рай, Бог дал тебе небо» 376 . По прп. Симеону Новому Богослову , «чувственный и вещественный рай» после грехопадения навсегда был заперт и сам по себе больше не нужен, он сохраняется Богом лишь потому, что является «образом будущей нескончаемой жизни и вечного Царствия Небесного» 377 . 2. Крайности аллегорического и буквального понимания и святоотеческое предание

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Псалмопевец вспоминает о своем отчаянном призыве к Господу и радостно объявляет, что Тот услышал его. 114 муки адские постигли меня. Возможен иной перевод этого места: «путы адские...». Т.е. псалмопевцу представилось, что щупальца смерти уже опутали его и тянут в могилу. 114 Господи! избавь душу мою. То же, что «сохрани жизнь мою». 114 Милостив... праведен, и милосерд Бог наш. Таким видят Бога любящие Его. 114 простодушных. Точнее: «цельных душою», т.е. всецело преданных Ему. Он помог мне. Т.е. ответил на молитву псалмопевца (ст. 4). Глава 115 См. Псалом 114. 115:1 Я веровал. Эти слова основание для обращения к Господу: ответ на молитву может быть получен только при безусловной вере в Того, к Кому обращена 115 всякий человек ложь. См. Рим. 3,4 . Очевидно, псалмопевец говорит так о человеке, имея в виду Бога как абсолютную Истину. 115 Чашу спасения. Эти слова могут быть как указанием на жертвенное возлияние, о котором говорится в Чис. 15,10 , так и метафорой, противоположной по смыслу более частой метафоре чаши гнева Господнего (напр., Пс. 74,9 ). 115 пред всем народом Его. Псалмопевец обещает всенародно свидетельствовать о величии деяний Господа (см. ком. к Пс. 21,23 ). 115 Дорога в очах Господних смерть святых Его! Т.е. не напрасна. Господь ценит жизнь святых Своих, и их смерть является для Него лишь этапом в их жизни с Ним. 115 я раб Твой. Эти слова следует понимать как выражение глубокой преданности псалмопевца Господу. 115 дома Господня. Т.е. иерусалимского храма. Аллилуйя. См. ком. к Пс. 110 . Глава 116 Пс. 116 Этот псалом примечателен своей лаконичностью. Он самый короткий из всех псалмов, и одновременно самая короткая Глава Библии. Это обстоятельство, однако, не лишает его большой значимости, особенно в свете обращения к нему апостола Павла ( Рим. 15,7–11 ). В связи с краткостью Пс. 116 высказывалось мнение, что первоначально он был частью какого-то другого псалма, но убедительного обоснования это мнение не получило. 116 все народы... все племена. Призыв вознести хвалу Господу обращен псалмопевцем не к одному Израилю, а ко всем народам земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Не думай, что ты по причине воздержания пасть не можешь; ибо некто, и ничего не вкушавший, был свержен с неба (прп. Иоанн Лествичник , 57, 114). Источник. Некоторые из имеющих дар рассуждения хорошо определили отвержение самого себя, сказав, что оно есть вражда на тело и брань против чрева (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). С новоначальными телесные падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия, и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Некоторые ублажают скопцов по естеству, как избавленных от мучительства плоти; а я ублажаю повседневных скопцов, которые разумом, как ножом, обучились оскоплять себя (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. ...Видал я невольно падших; и видал произвольно желающих падать, но не могущих; и я счел сих последних окаяннейшими падающих на всякий день, потому что, не имея возможности согрешить, желают злосмрадия греховного (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. ...Окаянен падающий; но тот окаянное, кто и сам падает, и другого увлекает к падению, потому что он понесет тяжесть двух падений... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами, ибо он имеет многие убедительные оправдания, как воюющий против нас с помощию нашего естества (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. Кто хочет бороться со своею плотию и победить ее своими силами, тот тщетно подвизается; ибо если Господь не разорит дома плотской похоти и не созиждет дома душевного, то всуе бдит и постится думающий разорить (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. Представь Господу немощь своего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутительным образом получишь дарование целомудрия (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. В сладострастных людях бывает (как некто из них, испытавший это, признавался мне по истрезвлении своем) чувство чрезвычайного некоего влечения и любви к телам, и столь бесстыдный и бесчеловечный дух, в самом чувстве сердца явственно гнездящийся, что боримый сим духом во время брани ощущает телесное разжжение подобное огню от распаленной печи; он не боится Бога, вменяет ни во что воспоминание о муке, молитвы гнушается, почти как бы совершает грех на самом деле и смотрит на мертвые тала, как на бездушные намни.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Приведем два примера святоотеческий рассуждений о буквальном и иносказательном понимании библейского повествования о рае. Буквальное понимание. Св. Иоанн Златоуст : «И насади Бог рай во Едеме на востоцех... Для этого блаженный Моисей записал и имя этого места, чтобы любящие пустословить не могли обольщать простых слушателей и говорить, что рай был не на земле, а на небе, и бредить подобными мифологиями... Поэтому, молю, заградим слух свой от всех таких (лжеучителей) и последуем правилу Святого Писания. И, как услышишь, возлюбленный, что насади Бог рай во Едеме на востоцех, то... веруй, что рай точно был сотворен, и на том самом месте, где назначило Писание» 180 . Иносказательное понимание. Прп. Макарий Великий (Египетский): «Представь сад; там есть дерева плодоносные, и все благоухают; много там мест приятных, вполне прекрасных, исполненных благовония и отрады; кто бы ни взошел туда, всякий увеселяется и находит себе успокоение. Так и души во царствии; они всецело вкушают радость, веселие и мир, они там цари, владыки и боги. Ибо написано: Царь царствующих и Господь господствующих ( 1Тим. 6:15 )» 181 . Рай прп. Макарий рассматривает как образ души. При этом, он соединяет образ с реальностью первообраза. Так, он говорит: «А, что рай заключен, и Херувиму повелено пламенным мечом воспрещать человеку вход в него, о сем веруем, что видимым образом действительно так было, как написано, и, вместе, находим, что таинственно совершается сие в каждой душе» 182 . Помимо образа души, другие отцы усматривали в раю, в саду Едемском образ Церкви, Царствия Божия. Для отцов святителей, рай – это мир церковный, для преподобных отцов – это мир души. Как соотнести сад в Едеме и рай, как царство небесное – это тайна. С одной стороны, сад, который когда-то был на земле и которого, по крайней мере, после потопа, уже нет – это явно не те райские обители, в которые вселяются души праведников. А, с другой стороны, таинственно и духовно: рай, из которого изгнан был Адам, – тот же самый, в который введен был раскаявшийся на кресте разбойник.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

...Научаемые Священным Писанием и святыми отцами, мы признаем рай – это место непорочного наслаждения, в которое помещен был Адам, в котором ныне помещаются многие души праведных человеков, в котором будут помещены многие угодники Божии с телами своими по воскресении, – соответствующим и сообразным по природе своей своим жителям. Рай веществен, но вещество его тонко, как тонки души, как было тонко тело Адама до облечения его в кожаные ризы, как будут тонки воскресшие тела праведников по образу прославленного тела Господа нашего Иисуса Христа. «Рай, – говорит блаженный Феофилакт Болгарский , – есть село духовного покоя». Рай, по сказанию сего учителя Церкви, был чувственный; Адам видел его, плоды дерев райских употреблял в пищу, веселился там духовно. В этот рай, древнее достояние и отечество человека, возведен разбойник, исповедавший на кресте Господа. Святой Макарий Великий говорит: «Премирный и горний Иерусалим, идеже Рай». Земля служит некоторым подобием рая. Священное Писание сравнило плодороднейшую долину Содомскую, до ее запустения, орошенную водами Иордана, с Божиим раем ( Быт. 13, 10 ). Если, до времени проклятия своего, земля была совсем иной, нежели какой теперь видим ее в состоянии нестроения и обречения на сожжение, то как превосходен должен быть рай, далеко превосходивший землю обилием красот своих и обилием благодати своей. Таким видел рай святой Андрей Юродивый! Он поведал о реке райской, о райских плодах и цветах, о райских птицах и чудном пении их, о райских виноградниках и древах; о сих последних присовокупил он, что их нельзя сравнить ни с каким земным . древом, потому что, говорил он, Божия рука, а не человеческая, насадила их. Это должно разуметь и о всех предметах, составляющих утонченную и изящную природу рая. Угодник Божий передавал о себе, что он ходил по раю, с удивлением созерцая красоты его, и от созерцания красот его, от обильного влияния благодати, которой преисполнен рай, приходил в несказанный восторг, в сладостнейшее исступление. Очень понятное состояние! Красоты земли приводят в восторг созерцателя, когда он чистым оком ума начинает усматривать в них необъятную силу и премудрость Творца, – тем более чудные красоты рая должны привлекать человека всецело к созерцанию, к видению Бога в делах Его и от такого видения исполнять видящего духовным нетленным наслаждением. Все поведения святых о рае согласны между собой. 11. 36–40

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Преподобный Симеон Дивногорец и некоторые другие угодники Божий, удостоившиеся восхищения в рай, обрели его на востоке [ 1450 ]. Святой Бытописатель изображает рай обширнейшим садом, преисполненным всякого рода плодовитыми и прекрасными для вида древами, взятыми с земли, между которыми, как особенно примечательные, именуются Древо Жизни посреди рая и древо различения добра от зла. Из Едема выходит река, напаяющая рай, и оттуда разделяется на четыре начала. Такое описание рая, имена протоков райской реки, исчисление стран, по которым идут эти протоки, подали повод некоторым заключить, что рай находится на земле. Но протоки реки райской, нося название известных земных рек, имеют одно общее начало, прежде составляют одну реку, потом разделяются на четыре протока; этих условий не выполняют тождеименные им земные реки, отстоя одна от другой истоками своими весьма далеко. Не на земле находится рай, хотя и имеет с землею ближайшее отношение и сходство. Самое устроение рая названо не сотворением, а насаждением, заимствованным с земли [ 1451 ], так как с земли взяты были и жители для него. Причиною мысли, что рай находится на земле, было, без сомнения, прежде господствовавшее понятие о веществе, когда веществом называлось одно грубое, осязательное вещество и когда еще не могли догадаться, что вещество может иметь степень тонкости, превысшую постижения человеческого; прежде утонченное вещество смешивали с духами и называли его духом, или же во всем невидимом, неподверженном и весьма мало подверженном нашим чувствам искали уже бесконечной тонкости, что одинаково погрешительно. Не на земле рай [ 1452 ]: рай на небе. Апостол Павел, восхищенный на небо, восходивший до третьяго неба, поведал о себе, что он был восхищен в рай, и слыша там неизреченны глаголы [ 1453 ]. Аминь глаголю тебе, сказал распятый Спаситель сораспятому с Ним разбойнику, исповедавшему Его Господом, днесь со Мною будеши в раи [ 1454 ]. Очевидно, что разбойник душою помещен в рай; тело его, по пребитии голений, снято со креста и предано земле. Помещение души разбойника в рай объясняет как свойство души (что она тонкое тело), так и свойство райской природы, состоящей из тонкого вещества, соответствующего жителям своим — сотворенным духам. Сверх того, этим объясняется состояние тела Адама до его падения: в святом теле своем Адам был способен обитать в одном жилище с сотворенными духами, как будут обитать с ними на небе святые человеки в телах своих по воскресении. «Небо, говорит святой Иоанн Дамаскин, — есть объем тварей видимых и невидимых. В нем заключаются и им ограничиваются умные силы Ангелов и все чувственное. Одно только Божество беспредельно» [ 1455 ]. Святой Андрей был восхищен, подобно святому апостолу Павлу, до третьего неба; на первом небе от земли, по видению сего святого, помещен рай [ 1456 ]. Согласно с этим поведают и другие святые, заимствуя поведание свое из Божественных откровений и видений, которых они сподоблялись [ 1457 ].

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Но для того, чтобы нам увериться в таинстве рая, давайте обратимся к некоторым отрывкам из Священного Писания и сопоставим их с живой современной действительностью прежде всего в райских обителях – монастьтрях, где христианская жизнь протекает естественно и легко. Так мы ощутим Божие благословение и наше с вами блаженство, дарованное Господом. Известно, что монашество – это повседневное и непрекращаемое собрание Церкви в раю, это образ рая в силе и действии. Так подойдем ближе, хоть это и не совсем просто, ибо тема, о которой мы будем говорить, лишь отчасти человеческая, отчасти же Божественная, и познается сердцем. Давайте сосредоточимся и постараемся почувствовать, что посылает нам Святой Дух сегодня. Чем был рай? Чем был рай? Что сказано об этом в Священном Писании ? И насадил Господъ Бог рай в Едеме на востоке ( Быт. 2:8 ). Слова «на востоке» указывают нам на то, что рай находился где-то на земле, а «насадил Господь» свидетельствуют о любви Бога к человеку, заботе о Своем создании и исключительном даровании Себя человеку. Рай, и вы все это знаете, – дивное место, огражденное и безопасное, а следовательно, избранное, охраняемое, непреодолимое для вражеских сил. Слово «Эдем» обозначает «наслаждение», ибо рай был местом наслаждения человеческого, ибо произрастали там сладчайшие на вкус плоды, в том числе и духовные, ибо присутствовал в раю Сам Господь. Далее, смотрите, что о том же самом говорит нам преподобный Иоанн Дамаскин . «Рай находился на востоке, возвышаясь над всею землею». Для того чтобы показать нам величие и красоту рая, он пишет, что рай лежал выше всех земных мест. «В нем было совершеннейшее благорастворение. Мягкий – то есть с мягким климатом, осиянный тончайшим и чистейшим воздухом». Странное дело! Он не говорит о том, что там веяли чудесные воздухи, но то, что рай светился прозрачным и чистейшим воздухом. Воздух сиял! Этим он хотел нам показать, что даже воздух в раю служил человеку, являя ему блистание Бога, образуя некое облако, подобное светящемуся облаку на Фаворе (см.: Мф. 17:5 ). Райский воздух заполнял все вокруг неким осязаемым светом, он нес на себе отпечаток, отображение Господа. Бог устройл так, что все являло человеку Его величие.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

А если почитать и попытаться осмыслить тексты Библии, святых отцов и богословские труды христианских мыслителей, то каков он — Рай Святой Троицы? В Ветхом Завете Исследователи Священного Писания различают два понятия Рая: 1) «земной», «рай сладости», о котором повествует книга Бытия; 2) Рай Небесный, что в Евангелии именуется Царством Небесным. Открывая первые страницы Библии, читаем: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (Быт. 2, 8). Как видим, Бог не оставляет первого человека на произвол судьбы, а водворяет в особо приготовленное место. Не случайно при переводе древнееврейского слова ган на славянский язык было выбрано слово рай , что созвучно со словом радость и означает место, где человеку легко и отрадно (в греческом переводе стоит парадисос — прекрасный сад, исполненный прохлады и благоухания). Контекст слов, использованных для описания Рая, крайне неоднозначен и в разных переводах имеет различные оттенки смысла. Например, Едем ( Эден ) в греческой Септуагинте — не название местности, а прилагательное, поясняющее, что представляет собой Рай, — блаженный, усладительный, роскошный. Выражение на востоке в русской Библии указывает на географическое расположение Рая, а в латинском переводе Библии, «Вульгате», употреблено a principle , то есть в начале , слово, с которого начинается и книга Бытия, и Евангелие от Иоанна. Выражение в начале имеет здесь уже не географический, а явно онтологический смысл. Этим «Вульгата» отмечает, что Рай был изначален для человека. Таким образом, часть толкователей Библии понимала текст о Рае в буквальном смысле, другие же — только в символическом, считая все повествование о Едемском саде аллегорией. В книге Бытия говорится не о реальных реках и землях, а о чем-то ином, смысл чего скрыт под географическими названиями При описании Рая говорится, что поток, орошавший его, был источником четырех рек — Фисона, Гихона, Тигра и Евфрата. Но если реки Евфрат и Тигр (Хиддекель) реально существуют, то Фисона и Гихона на географической карте древнего мира мы не находим. Учитывая сказанное, можно предположить, что в книге Бытия говорится не о реальных реках и землях, а о чем-то ином, смысл чего скрыт под географическими названиями. По учению некоторых отцов Церкви (Григория Богослова, Амвросия Медиоланского), Рай — это не просто местонахождение первого человека, но и символ его особой близости к Богу. А вот святитель Иоанн Златоуст был убежден в том, что Рай находился именно на земле, и пророк Моисей подробно описал это место именно для того, чтобы подтвердить его реальность.

http://pravoslavie.ru/158005.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010