Лучший ученик Альберта Фома Аквинат, ставя «А.» на 2-е место после Свящ. Писания и даже выше блж. Августина , использовал их в своем учении о Божественных свойствах и в ангелологии, почти отказываясь от отрицательного богословия «Мистического богословия». В комментарии на «Божественные имена» (составлены в 1260/61 или в 1265/66), а также в богословских сочинениях, в к-рых «А.» цитируются ок. 1700 раз, он продолжает идти по пути сознательной трактовки их в духе зап. богословских построений. Его трактовка частично использовалась антипаламитами. Иерархическая тема «А.» получила развитие у Бонавентуры, в соч. «Путеводитель души к Богу» наряду с небесной иерархией он стал учить и об иерархии внутри человеческой души, известно также его учение о Божественной иерархии (в Самой природе Бога!). Впосл. влияние «А.» было заметно в трудах средневек. мистиков Майстера Экхарта († 1327), напр., учение о безвидном незнании, через к-рое происходит соединение с Богом, И. Таулера († 1361) и в мистико-аскетическом учении Иоанна Креста (Хуан де ла Крус) (его центральная тема о черной ночи души тоже перекликается с апофатикой «А.»). Темы «А.» нашли преломление в творчестве кард. Николая Кузанского (1401–1464), прежде всего в его соч. «Об ученом незнании», развивающем апофатическое богословие; строя свои рассуждения на «А.», он полагал, что Церковь основывается не на иерархии, а на таинствах. Из светских писателей наиболее близким Дионисию оказался Данте Алигьери, его торжественная картина вселенной напоминает иерархически упорядоченный мир «А.»; недаром Данте поместил Дионисия Ареопагита на небесном своде среди великих богословов (Рай 10, 115–117), один из к-рых, св. папа Григорий Двоеслов , увидев истинную иерархию, описанную в «А.», был вынужден признать свое не совсем верное понимание ее (Рай 28, 130–135). Что касается зап. науки, то в целом можно отметить, что по сравнению с нач. или даже с сер. XX в., когда господствовало основное направление, заданное Кохом и Штигльмайром, на протяжении последних лет «А.» стали предметом еще более углубленного и пристального внимания ученых, к-рые с осторожностью предпочитают говорить не столько о прямой зависимости, сколько об объективности бесспорных связей, устанавливаемых между неоплатонической философией и сочинениями Дионисия (А.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

М. 1998. 74. Шестоднев против эволюции. Сборник статей под редакцией диакона Даниила Сысоева. М. 2000. 1. Западное сектоведение и справочная литература 75. А.Б. Белов. Адвентизм. М. «Наука». 1964. 76. Епископ Иннокентий. О бессмертии души. Б.г.б.м. 77. Как возникла Библия… Bielefeld. 1993. 78. Ирина Левинская Деяния апостолов. Историко-филологический комментарий. Главы I–VIII. М. 1999. 79. Клайв Стенли Льюис. Собрание Сочинений. Т. 8. М. 2000. 80. Уолтер Мартин. Царство культов. СПб. «Логос» 1992. 81. Джош Макдауэлл. Дон Стюард. Обманщики. М. 1993. 82. Реймонд А. Моуди. Жизнь до жизни. Жизнь после жизни. «София» Киев. 1994. 83. Гарольд Дж. Берри. Во что они верят. М. 1994. 84. Е.А Торчинов. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб. 2000. 85. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета. Сост. О.Н. Штейнберг. Т.1. Вильна.1878. 86. А.Д.Вейсман. Греческо-русский словарь. М.1991. 87. П.И. Рогозин. Лжесвидетели. «Свет на Востоке». 1995 88. А.Н. Швечиков. Рай земной: новая сказка. «Кайрос» СПб. 1997. 89. Популярная медицинская энциклопедия. М. 1979. 5. Сектантская литература 90. Библейские чтения в кругу семьи. «Источник жизни». 1994 91. В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993. 92. В чем смысл жизни? Как его найти?. 1993. 93. Джонатан Галлагер. Без страха по жизни. Издательство «Источник жизни». Заокский, 1993. 94. Жизнь — как она возникла? Путем эволюции или путем сотворения? 1992 95. Д. К. Колбач. Вечная Истина победит. Калининград. 1998. 96. На самом ли деле Бог заботится о нас? Нью Йорк.1992. 97. Объединены в поклонении единому истинному Богу. 1989. 98. Познание, ведущее к вечной жизни. 1995. 99. Е. Б. Прайс. Свидетели Иеговы. Церковь АДС. 1994. 100. Жак Провонша. Реальна ли смерть? Издательство «Источник жизни».1994. 101. Ранние произведения Елены Уайт. Калининград. 102. Пробудитесь! 22.6.1998. 103. Пробудитесь! 8. 07. 1998. 104. Пробудитесь. 8.05.1999. 105. Самый великий Человек, Который когда-либо жил. 1991. 106. Следует ли верить в Троицу? 1998. 107. Слушайте Великого Учителя. 1995. 108. Сторожевая башня. 15. 11. 1994. 109. Сторожевая башня. 1. 6. 1998. 110. Сторожевая башня. 1. 7. 1998. 111. Сторожевая башня.1.4.1999. 112. Сторожевая башня. 15. 4. 1999. 113. Сторожевая башня. 15. 10. 1999. 114. Ты можешь жить вечно в раю на земле. — New York, 1989. 115. Марк А. Финли. Великие пророчества Библии. 1995. 116. Что от нас требует Бог? 1996. 117. Что происходит при смерти? 1998. 118. Д.О. Юнак. Миф или действительность. М. 1996.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В новые времена русская душа получила свой самый совершенный рай в лице преподобного отца Иоанна Кронштадского. Несомненно, что он стал раем для измученной русской души. Как? — Вселив своими подвигами в себя Господа Христа, а с Ним весь рай и все райские чары. Известно, что каждая евангельская истина восстанавливает понемногу рай в человеческой душе; а когда они все соберутся в человеке, тогда здесь настает весь рай со всеми своими вечными совершенствами. Где еще евангельские добродетели так живы, так деятельны, так бессмертны, как во христоносцах? Поэтому они Христов рай на земле. И снова: что такое рай? Ничто иное как осуществленное Евангелие, пережитый человеком Господь Христос в полноте Его Богочеловеческой личности. Наподобие апостольского опыта: «не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). А Христос живет в человеке через Свои Богочеловеческие добродетели. Эти добродетели постепенно проникают в душу и постепенно вытесняют из нее грех, зло, смерть и дьявола, а воцаряют добро, любовь, истину, бессмертие и Бога. Поверьте моему утверждению: святой Иоанн Кронштадский — рай для русской души. Пронесите свою мысль сквозь его святую мысль. Разве она не рай для вашей мысли? Погрузите свои чувства в его святые чувства. Разве они не рай для ваших чувств? Коснитесь сердцем своим его святого сердца. Разве оно не рай для вашего сердца? Его евангельское милосердие, его евангельская кротость, его евангельская любовь, не есть ли вечный рай и вечная радость для вашей души? Не надо забывать, где владычествует Христос, там рай. Владычествует ли Он в твоих мыслях, смотри, ты в раю. Владычествует ли Он в твоих чувствах, твоих желаниях, в твоих делах, смотри, ты в раю. Второе название рая — царство Божие. Святой подвижник Кронштадский говорит: “Когда Бог будет во всех мыслях ,желаниях, намерениях, словах и делах человека, тогда приходит, значит, к нему царствие Божие; он во всем видит тогда Бога: в мире мысли, в мире деятельности и в мире вещественном”. Страх охватывает наши сердца: ад в нас, ад вокруг нас. Как превратить наш ад в рай? — Исторгнуть из него все грехи, все пороки, всех демонов и вселить евангельское добро, евангельские подвиги, евангельские силы. Чем больше Евангелия вносится в жизнь, тем в большей степени жизнь становится раем. Этот мир был когда-то раем, люди добровольно превратили его в ад. Но святые восстанавливают рай силой своей чудотворной святости. Святой подвижник Кронштадтский всю свою жизнь и делал это: сперва в своей душе восстановил рай, а затем своей святой жизнью восстанавливал его в людях вокруг себя. Там, где останавливался Кронштадтский христоносец, там земля превращалась в рай. Оттуда, куда он заходил, убегало зло, и туда вселялось добро.

http://pravoslavie.ru/79978.html

Согласно древним арм. Лекционариям, отражающим практику Иерусалимской Церкви V в., во время одной из процессий в неделю ваий пелся Пс 117 с припевом (антифоном) «Благословен грядущий во имя Господне, благословен грядущий» ( Renoux A. Le Codex Arménien Jérusalem 121. P., 1969-1971. 2 vol. (PO; N 163, 168)). В Типиконе Hieros. S. Crucis. 43, 1122 г., отражающем практику соборного богослужения Иерусалима X в., после 6-й песни канона утрени в неделю ваий (перед чтением утреннего Евангелия) указывается пение Пс 117 на 4-й глас, вслед за 20-м стихом к-рого совершался вход. Непосредственно перед чтением Евангелия вместо «Всякое дыхание» пели «Бог Господь» со стихом «Εξομολογεσθε τ Κυρ, τι Χριστς...» (греч.-        : парафраз Пс 117. 21 - Дмитриевский А. А. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X в. Каз., 1894. С. 9). Типикон Великой ц. X в., а также все редакции Студийского и Иерусалимского уставов указывают Пс 117. 26a+27a, 1 в качестве литургийных прокимна и его стиха на праздник Входа Господня в Иерусалим. Этот же прокимен поется на литургии праздника и по принятому ныне Иерусалимскому уставу; кроме того, строки Пс 117 входят в избранный псалом недели ваий, из них составлен 3-й праздничный литургийный антифон , стихи 26a+27a являются причастном праздника. Наконец, парафраз Пс 117. 27 (                    ) содержится в ирмосе 9-й песни праздничного канона прп. Космы Маиумского, используемого и в наст. время. Пасха Согласно древним арм. Лекционариям, слова Пс 117. 24 пелись в Иерусалиме V в. вечером в Великую субботу (перед паремиями). Согласно груз. переводу иерусалимского Лекционария, отражающему практику VII в., эти слова были прокимном на литургии в 1-й день Пасхи (стих: Пс 117. 25 - Tarchnishvili. T. 1. [Pars. 1.] P. 114; [Pars. 2.] P. 143). В Типиконе Великой ц. прокимен тот же, но с 1-м и 2-м стихами Пс 117 ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 94); он же звучит на литургии 1-го дня Пасхи и в наст. время (с 1-м стихом). Кроме того, согласно Студийскому и Иерусалимскому уставам, отдельные строки из Пс 117 с тропарем Пасхи образуют начальный пасхальный антифон, к-рый поется перед утреней, литургией, вечерней (а также молебном или последованием погребения, если они совершаются) в 1-й день Пасхи и во всю Светлую седмицу (при этом «Бог Господь» в эти дни не входит в состав утрени).

http://pravenc.ru/text/ Бог Господь ...

В новое время русская душа обрела в лице преподобного отца Иоанна Кронштадтского свой совершеннейший рай. Несомненно, он стал раем для измученной души русской. Каким образом? Тем, что своими евангельскими подвигами он вселил в себя Господа Христа, а с Ним и весь рай, и все райское очарование. Очевидно, что всякая евангельская истина понемногу возрождает рай в душе человеческой, а когда они соберутся все вместе, тогда возникает весь рай со всеми своими вечными совершенствами. Где же еще евангельские добродетели настолько живы, настолько деятельны и настолько бессмертны, как в христоносцах? Поэтому они суть рай Христов на земле. И все-таки что такое рай? Не что иное, как осуществленное Евангелие, прожитое Евангелие. Более того, рай – это пережитый человеком Господь Христос в полноте Его богочеловеческой личности. Согласно апостольскому опыту,  живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2:20). А Христос живет в человеке через Свои богочеловеческие добродетели. Эти добродетели постепенно проникают в душу и постепенно вытесняют из нее грех, зло, смерть и диавола и утверждают добро, любовь, истину, бессмертие и Бога. Проверьте мое утверждение: святитель Иоанн Кронштадтский – это рай для русской души. Сообразуйте свою мысль с его святой мыслью. Разве она не рай для вашей мысли? Погрузите свои чувства в его святые чувства. Разве они не рай для ваших чувств? Коснитесь своим сердцем его святого сердца. Разве для вашего сердца это не рай? Его евангельское милосердие, его евангельская кротость, его евангельская любовь, разве это не вечный рай и не вечная радость для вашей души? Не стоит обманываться: там, где господствует Христос, там и рай. Если Он господствует в твоих мыслях, то ты в раю. Если Он господствует в твоих чувствах, в твоих желаниях, в твоих делах, то ты в раю. Второе имя рая – Царствие Божие. Святой кронштадтский подвижник говорит: «Когда Бог будет во всех мыслях, желаниях, намерениях, словах и делах человека, тогда приходит, значит, к нему царствие Божие; он во всем видит Бога: в мире мысли, в мире деятельности, в мире вещественном».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=834...

По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас. Стих 3: Охватили меня муки смертные,/беды адские постигли меня. Пс 114:3а По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас. Стих 4: Скорбь и муку я встретил,/и имя Господне призвал. Пс 114:3в–4а По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас. Слава, и ныне: По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас. Антифон 2 Стих 1: Я уверовал, потому стал говорить;/но я был унижен сильно. Пс 115:1 Спаси нас, Сын Божий,/воссевший на осленка,/поющих Тебе: Аллилуия. Стих 2: Что воздам я Господу за всё,/что Он воздал мне? Пс 115:3 Спаси нас, Сын Божий,/воссевший на осленка,/поющих Тебе: Аллилуия. Стих 3: Чашу спасения приму/и имя Господне призову. Пс 115:4 Спаси нас, Сын Божий,/воссевший на осленка,/поющих Тебе: Аллилуия. Стих 4: Обеты мои Господу воздам/пред всем народом Его. Пс 115:5 Спаси нас, Сын Божий,/воссевший на осленка,/поющих Тебе: Аллилуия. Слава, и ныне: Единородный Сын: Антифон 3, глас 1 Стих 1: Прославляйте Господа, ибо Он благ,/ибо вовек милость Его! Пс 117:1 Тропарь, глас 1 В общем воскресении/прежде Твоего страдания удостоверяя,/из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже./Потому и мы, как дети, держа символы победы,/Тебе – Победителю смерти воззовем:/«Осанна в вышних,/благословен Грядущий во имя Господне!» Стих 2: Пусть же скажет дом Израилев,/что Он благ, что вовек милость Его. Пс 117:2 Тропарь: В общем воскресении: Стих 3: Пусть же скажет дом Ааронов,/что Он благ, что вовек милость Его. Пс 117:3 Тропарь: В общем воскресении: Стих 4: Пусть же скажут все боящиеся Господа,/что Он благ, что вовек милость Его. Пс 117:4 Тропарь: В общем воскресении: Вход с Евангелием Благословен Грядущий во имя Господне,/благословили мы вас из дома Господня;/Бог – Господь, и Он явился нам! Пс 117:26–27а Тропарь: В общем воскресении: Тропарь, глас 4 Слава: Погребенные с Тобой в крещении, Христе Боже наш,/мы бессмертной жизни удостоились воскресением Твоим/и в песнях восклицаем:/«Осанна в вышних,/благословен Грядущий во имя Господне!» Кондак, глас 6 И ныне: На престоле восседая на небесах,/шествуя по земле на осленке, Христе Боже,/принял Ты хвалу от Ангелов/и прославление от детей, восклицавших Тебе:/«Благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

31 октября, 2015 Как описывается рай в Священном Писании? Что писали о рае Святые отцы? Как попасть в рай? Значение термина «Рай» Рай (Быт 2:8, 15:3, Иоиль 2:3, Лк 23:42,43, 2Кор 12:4) — это слово Персидского происхождения и означает сад. Так названо прекрасное жилище первого человека, описанное в кн. Бытия . Рай, в котором пребывали первые человеки, был для тела вещественный, как видимое блаженное жилище, а для души — духовный, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания тварей. Раем называется и то блаженное жилище небожителей и праведников , которое наследуют они после Страшного Суда Божия. Рай в Священном писании О рае в Новом Завете говорится в трех местах. Первым местом является обещание Христа, данное разбойнику, распятому вместе с Ним: “Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю” (Лк. 23, 43). Рай, о котором говорит Христос, — это Царство Божие. Царство Божие и рай, что весьма характерно, отождествляются. Разбойник просит Христа: “Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!” (Лк. 23, 42), — а Христос обещает ему вход в рай. Примечательно толкование блаженного Феофилакта на это место: “Ибо разбойник хотя уже в раю, или в царствии, и не только он, но и все исчисленные Павлом, однако же он не наслаждается всецелым обладанием благ”. Второй отрывок, в котором говорится о рае, содержится в Послании апостола Павла; он связан с его личным опытом: “И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать” (2 Кор. 12, 3-4). Толкуя это место, преподобный Никодим Святогорец говорит, что “рай — это персидское слово, означающее сад, насажденный различными деревьями…” В то же время он говорит, что “восхищение” апостола Павла в рай, согласно некоторым толкователям, означает, что “он был посвящен в таинственные и неизреченные слова о рае, которые до сего дня сокрыты от нас”. Как говорит преподобный Максим Исповедник, во время созерцания апостол Павел поднялся до третьего неба, то есть прошел “три неба” — деятельное любомудрие, естественное созерцание и тайнозрительное богословие, которое и является третьим небом, — и оттуда был восхищен в рай. Так он был посвящен в тайну того, что представляли собой два древа — древо жизни, которое произрастало посреди рая, и древо познания, в тайну того, кем был херувим и чем являлся огненный меч, с помощью которого он охранял вход в Эдем, а также во все остальные великие истины, представленные Ветхим Заветом.

http://pravmir.ru/raj/

Святой бытописатель изображает рай обширнейшим садом, полным всякого рода плодовитых и прекрасного вида деревьев, взятых с земли, между которыми как особенно примечательные называются Древо жизни посреди рая и Древо познания добра и зла. Из Едема выходит река, орошающая рай, и оттуда разделяется на четыре начала. Такое описание рая, имена протоков райской реки, перечисление стран, по которым текут эти протоки, подали повод некоторым заключить, что рай находится на земле. Но протоки реки райской, нося название известных земных рек, имеют одно общее начало, сначала составляют одну реку, потом разделяются на четыре протока; этих условий не выполняют одноименные им земные реки, истоки которых далеки друг от друга. Не на земле находится рай, хотя и имеет с землей ближайшее отношение и сходство. Само устроение рая названо не сотворением, а насаждением, заимствованным с земли (см. Быт. 2, 8–9 ), так как с земли взяты были и жители для него. Причиной мысли, что рай находится на земле, было, без сомнения, прежде господствовавшее понятие о веществе, когда веществом называлось только грубое, осязательное вещество и когда еще не могли догадаться, что вещество может иметь степень тонкости, превышающую постижение человеческое; прежде утонченное вещество смешивали с духами и называли его духом, или же во всем невидимом, неподверженном и весьма мало подверженном нашим чувствам искали уже бесконечной тонкости, что также ошибочно. Не на земле райрай на небе. Апостол Павел, взятый на небо, восходивший «до третьего неба» ( 2Кор. 12, 2 ), поведал о себе, «что он был восхищен в рай и слышал» там «неизреченные слова» ( 2Кор. 12, 4 ). «Истинно говорю тебе,» – сказал распятый Спаситель сораспятому с Ним разбойнику, исповедавшему Его Господом, – «ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23, 43 ). Очевидно, что разбойник душой помещен в рай, тело его, когда перебили ему голени, было снято с креста и предано земле. Помещение души разбойника в рай объясняет как свойство души (что она – тонкое тело), так и свойство райской природы, состоящей из тонкого вещества, соответствующего жителям своим – сотворенным духам. Кроме того, этим объясняется состояние тела Адама до его падения: в святом теле своем Адам был способен обитать в одном жилище с сотворенными духами, как будут обитать с ними на небе святые люди в телах своих после воскресения. «Небо, – говорит святой Иоанн Дамаскин , – есть объем тварей видимых и невидимых. В нем заключаются и им ограничиваются умные Силы Ангелов и все чувственное. Одно только Божество беспредельно». 275 Святой Андрей был вознесен, подобно святому апостолу Павлу, до третьего неба. На первом небе от земли, по видению святого, помещен рай. 276 Согласно с этим повествуют и другие святые, заимствуя знание свое из Божественных откровений и видений, которые им были дарованы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Не думай, что ты по причине воздержания пасть не можешь; ибо некто, и ничего не вкушавший, был свержен с неба (прп. Иоанн Лествичник , 57, 114). Источник. Некоторые из имеющих дар рассуждения хорошо определили отвержение самого себя, сказав, что оно есть вражда на тело и брань против чрева (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). С новоначальными телесные падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия, и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Некоторые ублажают скопцов по естеству, как избавленных от мучительства плоти; а я ублажаю повседневных скопцов, которые разумом, как ножом, обучились оскоплять себя (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. ...Видал я невольно падших; и видал произвольно желающих падать, но не могущих; и я счел сих последних окаяннейшими падающих на всякий день, потому что, не имея возможности согрешить, желают злосмрадия греховного (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. ...Окаянен падающий; но тот окаянное, кто и сам падает, и другого увлекает к падению, потому что он понесет тяжесть двух падений... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами, ибо он имеет многие убедительные оправдания, как воюющий против нас с помощию нашего естества (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. Кто хочет бороться со своею плотию и победить ее своими силами, тот тщетно подвизается; ибо если Господь не разорит дома плотской похоти и не созиждет дома душевного, то всуе бдит и постится думающий разорить (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. Представь Господу немощь своего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутительным образом получишь дарование целомудрия (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. В сладострастных людях бывает (как некто из них, испытавший это, признавался мне по истрезвлении своем) чувство чрезвычайного некоего влечения и любви к телам, и столь бесстыдный и бесчеловечный дух, в самом чувстве сердца явственно гнездящийся, что боримый сим духом во время брани ощущает телесное разжжение подобное огню от распаленной печи; он не боится Бога, вменяет ни во что воспоминание о муке, молитвы гнушается, почти как бы совершает грех на самом деле и смотрит на мертвые тала, как на бездушные намни.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   Святой бытописатель изображает рай обширнейшим садом, преисполненным всякого рода плодовитыми и прекрасными для вида древами, взятыми с земли, между которыми, как особенно примечательные, именуются древо жизни посреди рая и древо различения добра от зла. Из Едема выходит река, напаяющая рай, и оттуда разделяется на четыре начала. Такое описание рая, имена протоков райской реки, исчисление стран, по которым идут эти протоки, подали повод некоторым заключить, что рай находится на земле. Но протоки реки райской, нося название известных земных рек, имеют одно общее начало, прежде составляют одну реку, потом разделяются на четыре протока; этих условий не выполняют тождеименные им земные реки, отстоя одна от другой истоками своими весьма далеко. Не на земле находится рай, хотя и имеет с землею ближайшее отношение и сходство. Самое устроение рая названо не сотворением, а насаждением, заимствованным с земли (Быт. 2:8—9), так как с земли взяты были и жители для него. Причиною мысли, что рай находится на земле, было, без сомнения, прежде господствовавшее понятие о веществе, когда веществом называлось одно грубое, осязательное вещество и когда еще не могли догадаться, что вещество может иметь степень тонкости, превысшую постижения человеческого; прежде утонченное вещество смешивали с духами и называли его духом, или же во всем невидимом, неподверженном и весьма мало подверженном нашим чувствам искали уже бесконечной тонкости, что одинаково погрешительно. Не на земле рай: рай на небе. Апостол Павел, восхищенный на небо, восходивший «до третьего неба», поведал о себе, что он был «восхищен... в рай, и слыша там неизреченны глаголы» (2 Кор. 12:2, 4). «Аминь глаголю тебе, — сказал распятый Спаситель сораспятому с Ним разбойнику, исповедавшему Его Господом, — днесь со Мною будеши в раи» (Лк. 23:43). Очевидно, что разбойник душою помещен в рай; тело его, по пребитии голеней, снято со креста и предано земле. Помещение души разбойника в рай объясняет как свойство души (что она тонкое тело), так и свойство райской природы, состоящей из тонкого вещества, соответствующего жителям своим — сотворенным духам. Сверх того, этим объясняется состояние тела Адама до его падения: в святом теле своем Адам был способен обитать в одном жилище с сотворенными духами, как будут обитать с ними на небе святые человеки в телах своих по воскресении. “Небо, — говорит святой Иоанн Дамаскин, — есть объем тварей видимых и невидимых. В нем заключаются и им ограничиваются умные силы Ангелов и все чувственное. Одно только Божество беспредельно”. Святой Андрей был восхищен подобно святому апостолу Павлу до третьего неба; на первом небе от земли, по видению сего святого, помещен рай. Согласно с этим поведают и другие святые, заимствуя поведание свое из божественных откровений и видений, которых они сподоблялись.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010