В 1810 году при архиепископе Рязанском и Зарайском Феофилакте (Русанове) последовал Указ Святейшего Синода о праздновании святителю Василию в Неделю Всех святых. 4 октября 1836 года был торжественно открыт новый памятник на месте обретения мощей святителя Василия, воздвигнутый усердием ктитора Борисоглебской церкви Симеона Панова. В 1871 году архиепископ Алексий (Ржаницын, 1867-1876) первый раз отслужил Божественную литургию в Борисоглебской церкви в день памяти святителя Василия, 3 июля. При архиепископе Палладии (Раеве, 1876-1882) Указом Святейшего Синода 1881 года утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3 июля — в день блаженной кончины и 10 июня — в день перенесения его святых мощей. В настоящее время святитель Василий особенно почитается на Рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве храмов, кроме того, — настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках. В кафедральном соборе каждую среду вечером ему совершается акафистное пение. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

В 1810 году, при архиепископе Рязанском и Зарайском Феофилакте (Русанове ; †19 июля 1821), последовал указ Святейшего Синода о праздновании святителю Василию в Неделю Всех святых. 4 октября 1836 года был торжественно открыт новый памятник на месте обретения мощей святителя Василия, воздвигнутый усердием ктитора Борисоглебской церкви Симеона Панова. В 1871 году архиепископ Рязанский и Зарайский Алексий (Ржаницын ; 1867–1876) первый раз отслужил Божественную литургию в Борисоглебской церкви в день памяти святителя Василия, 3 июля, положив начало этому празднику. В 1881 году, при архиепископе Палладии (Раеве ; 1876–1882), указом Святейшего Синода утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3 июля – день блаженной кончины и 10 июня – день перенесения его святых мощей. В настоящее время святитель Василий особенно почитается на Рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве храмов, кроме того, настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках. В кафедральном соборе Рязани каждую среду вечером ему совершается акафистное пение. Литература: 1 . Лаврентьевская летопись. СПб., 1897. 2 . Повесть о святом Василии, епископе Рязанском. – Рязанские достопамятности. Рязань, 1889. 3 . Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Рязанские иерархи. – Христианское чтение, 1859, май, с. 358--359. 4 . Житие святого Василия, епископа Рязанского. 6-е изд. Рязань, 1916. 5 . См.: Г. К. Вагнер. Повесть о Рязанском епископе Василии и ее значение для ранней истории Переяславля-Рязанского. – Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XVI. М, – Л., 1960. 6 . Симон, епископ Рязанский и Касимовский. Рязанская епархия и ее покровитель святитель Василий, епископ Рязанский. – Журнал Московской Патриархии, 1978, 4, с. 68–73. Убиение святых страстотерпцев благоверных князей Василия и Константина Ярославских чудотворцев ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры, глас 6: Словом Божественным окормляеми,/святии строители показастеся,/таинницы вернии и спасительнии,/слезами семена сеявше,/радостию пожасте, святии начальницы,/благовернии князи Василие славный и Константине Богомудрый./Того ради Владыце принесостеся кровию своею,/Емуже ныне предстоите, радуютщеся, отцы святии,/поминайте паству свою и отечество,/присно чтущия вашу память, Божии угодницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1881 году, при архиепископе Палладии (Раеве ; 1876–1882), указом Святейшего Синода утверждены дни празднования святителю Василию: 3 июля – день блаженной кончины и 10 июня – день перенесения его святых мощей (архиепископ Филарет (Гумилевский)) 1335 . В XIX веке были также составлены службы Иверской иконе Богоматери, Почаевской и др. Известны две службы, написанные в Синодальный период, в которых прославляются исторические события Петровского времени. Одна из них – это благодарственная служба на 27 июня, посвященная празднованию Полтавской победы над шведами в 1709 году 1336 . Ф. Спасский так ее характеризует: «В ней слышны трубы и литавры победного марша, композиции придворного витии, невоздержанно применяющего события священной истории к обстоятельствам и лицам современной ему эпохи. Петр Великий сравнивается с Петром Апостолом и даже уподобляется Христу; генералы уподоблены прочим Апостолам, Мазепа – Иуде» 1337 . Гимнография службы насыщена библейскими образами и событиями. Гетман Мазепа постоянно уподобляется в службе Иуде предателю, автор прославляет Крест Господень, а победа над «свеями» осмысливается как торжество Креста и Православия. В службе чувствуется приподнятость и возвышенность торжествуемого события, поражения «льва свейскаго, изшедшего от нырища своего, ищущего кого поглотити» 1338 . Автором службы является архиепископ Феофилакт (Лопатинский; †1741), затем ее правил Петр I, музыку написал М. И. Ширяев 1339 . Автор службы использует в тексте неизменяемые песнопения Литургии, распространяя их содержание: «Святый Боже, грешных помиловавый, Святый Крепкий, сильных гордыню сокрушивый, Святый Безсмертный, врагов наших умертвивый» 1340 . Ирмосы канона взяты из разных гласов, так как гимнограф выбирал «среди них все, что по тону может подойти к его победному кличу» 1341 . Второе подобное творение – служба «благодарственная Господу Богу, в Троице славивому, на воспоминание заключенного мира между империею Российскою и короною Свейской» была составлена в 1721 году епископом Рязанским и Муромским Гавриилом (Бужинским; 1726–1731) 1342 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

1882. 12. 89.           " О духовной власти в России " В. Соловьева (библиографическая заметка)//РДСП. 1882. 2-4. 90.           " Краткий курс лекций по церковному праву " священника М. Альбова. СПб. 1982 (библиографическая заметка)//РДСП. 1882. 23. 91.           " Духоборцы, их история и вероучение " О. Новицкого (библиографическая заметка)//РДСП. 1882. 32. 92.           " Наставление благочинному миссионеру " С.-Петербургского митрополита Георгия с замечаниями московского митрополита Филарета//РДСП. 1882. 33. 93.           Уральская благословенная церковь. (Эпизод из истории единоверия в России)//РДСП. 1882. 36, 37. 94.           Соображения преосвященного Агафангела (Соловьева) касательно порядка и условий перехода из раскола в единоверие//РДСП. 1882. 95.           Об отношении русского раскола к православной церкви//РДСП. 1882. 42, 43. 96.           Указатель книг и статей по истории Южной России за 1881 год//КС. 1882. 1, 2. 97.           " Разговор Великороссии с Малороссией " . Литературный памятник второй половины XVIII века Семена Дивовича//КС. 1882. 2. 98.           Дополнение " Разговора Великороссии с Малороссией "http://КС. 1882. 7. 99.           " Описание рукописей Виленской публичной библиотеки " Фл. Добрянского (библиографическая заметка)//КС. 1882. 3. 100.       " Четстоховская икона Богоматери " свящ. Никодима Соколова. Вильно, 1881.//КС. 1882. 3. 101.       Одесское общество истории и древностей в 1881 году//КС. 1882. 3. 102.       " Духоборцы, их история и вероучение " О. Новицкого (библиографическая заметка)//КС. 1882. 4. 103.       " Древние русские монеты великого князя Киевского " графа И. И. Толстого. СПб. 1882//КС. 1882. 4. 104.       " Описание Киево-Софийского собора " П. Г. Л.(ебединцева)//КС. 1882. 5. 105.       " Народные предания в Подолии. Граф Монтыка " . Сочинения гр. Бибирштейна//КС. 1882. 5. 106.       " Хуторна " " Крашанка " П. А. 1882. 6. 107.       " Библиографический словарь и черновые к нему материалы " П. М. Строева//КС. 1882.

http://bogoslov.ru/person/401224

При храме находится крестильня с баптистерием для взрослых. При храме находится крестильный храм Всемилостивого Спаса, в котором есть баптистерий для крещения взрослых. Крещение в храме совершается полным погружением. При храме находится Крестильный храм Иоанна Предтечи. При храме находится крестильный храм, который посвящён настоятелю храма Митрофана Воронежского на Хуторской - священномученику Владимиру Медведюку, расстрелянному в 1937 году на Бутовском полигоне. Храм построен 2001 году, но создание мозаик заняло еще почти 20 лет. За образцы взяты мозаики храмов в Византии и Италии. Возможно, подобный храм — единственный в России. Он весь мозаичный. Крещение в храме совершается полным погружением. При храме расположен крестильный храм в честь Святых Мучеников 14000 младенцев, Иродом убиенных. В храме имеется баптистерий. В храме устроена купель для крещения взрослых (баптистерий). При храме имеется баптистерий для крещения взрослых. При храме находится крестильный храм, освящённый в честь Богоявления. При храме имеется баптистерий. Желающим приступить к Таинству Крещения необходимо заранее пройти огласительные беседы. В приходе имеется Крестильный храм в честь священномученика Александра Хотовицкого. Композиционным центром храма является купель для совершения Таинства Крещения с полным погружением. С 1996 года в храме размещена крестильня с баптистерием для взрослых. В храме имеется баптистерий. При храме есть крестильный храм праведных Иоакима и Анны. Храм специально оборудован для совершения Таинства Крещения. В западной части устроен баптистерий с ширмой для переодевания, поставлены пеленальные столики. При храме находится крестильный храм архангела Михаила. При храме находится крестильный храм Архангела Михаила. В нижнем храме имеется баптистерий. При храме имеется крестильный храм святителя Спиридона Тримифунского. В храме обустроен баптистерий. На территории комплекса храма преподобного Серафима Саровского в Раеве располагается крестильный храм — Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Раеве.

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

7. 108.       " Памятная книжка Киевской епархии " А. Д. Воронова и свящ. В. Антонова. Киев. 1882//КС. 1882. 7. 109.       " Жизнь и произведения Тараса Шевченко (свод материалов для биографии) " . Сост. М. К. Чалый//КС. 1882. 7. 110.       " Разыскания о начале Руси " Д. Иловайского. 2-е изд. Москва. 1882//КС. 1882. 111.       " Русская историческая библиотека за 1865—1867 гг. включительно " В. И. Межова тт. I и II, СПб, 1882//КС. 1882. 9. 112.       Интимная переписка Феофана Прокоповича с Яковом Маркевичем//КС. 1882. 6. 113.       Забытые иноческие обители (монастыри Холмский и Замостьский в общей судьбе русско-униатского монашества)//КС. 1882. 6, 8. 114.       Старинный южнорусский театр и в частности вертеп//КС. 1882. 11. 115.       Описание путешествия иеромонахов Рыхловского Николаевского монастыря Сильвестра и Никодима в Царьград и Иерусалим, в 1772 году (публикация)//ТКДА. 1883. 5. 116.       " Братский совет новорукоположенному в сельский приход священнику " . Свящ. А. Недельского//РДСП. 1883. 9, 15, 17. 117.       " По поводу нападений на наше духовенство " С. Соколова. Москва, 1883 (библиографическая заметка)//РДСП. 1883. 118.       Про книгу " Петр Могила " С. Т. Голубева 1883. 119.       Ежемесячное обозрение духовных журналов//РДСП. 1883—1892. 120.       " Грековосточная церковь в период вселенских соборов " Ф. А. Терновского (библиографическая заметка)//Исторический вестник. 1883. 2. 121.       " Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники " С. Т. Голубева (библиографическая заметка)//Исторический вестник. 1883. 8. 122.       Преподобный Иов Железо, игумен Почаевский, как духовный писатель//Странник. 1883. 8-10. 123.       Очерки истории украинской литературы XIX века. Киев, 1884. 124.       Книга священника Н. А. Соколова " Островоротская или Ост-робрамская икона Богородицы в г. Вильне " (библиографическая заметка)//Московские ведомости. 1884. 3. 125.       VI археологический съезд в Одессе в 1884 году//Московские ведомости. 1884. 231-234, 236, 238, 241, 243, 245, 252.

http://bogoslov.ru/person/401224

223 АСС. Дело об акафисте. 1882. 152/227; Дела в СПбДЦК за 1879, 1882 гг. [Издания акафиста Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы Толгской см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 224 См.: Милорадович. Слагатель акафистов: Слагатель акафистов Андрей Феодорович Ковалевский, по сообщению графа Г. А. Милорадовича, родился в 1840 году, скончался 24 января 1901 года в своем имении (село Высочиновка Харьковской губернии Змиевского уезда), где устроил Казанско-Богородичный мужской Высочиновский монастырь. 20 акафистов, написанных А. Ф. Ковалевским, напечатаны; есть несколько акафистов его ненапечатанных. 225 См.: АСС. Дело об акафисте. 1882. 139/214; Дело в СПбДЦК за 1882 г. [Издания акафиста Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы «Неопалимая Купина» см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 227 См.: АСС. Дело об акафисте. 1882. 214/289; Дела в СПбДЦК за 1872,1882,1883 гг. [Издания акафиста явлению иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Тихвинская см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 228 См.: АСС. Дела об акафистах: 1872. 23/17/27; 1882. 188/263; 1883. II отд. 1 стол. 1; Дела в СПбДЦК за 1872, 1883 гг. и в МДЦК – за 1873 г. [Издания акафистов в честь чудотворной иконы Божией Матери Почаевская и прп. Иову, в схимонахах Иоанну, Железу, игумену и чудотворцу св. Лавры Почаевской, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 229 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 1; Дела в МДЦК за 1881, 1882, 1884 гг. и в СПбДЦК – за 1884 г. [Издания акафиста св. Алексию, человеку Божию, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 230 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 6; Дела об акафисте в МДЦК за 1882, 1886 гг. [Издания акафиста св. сщмч. Антипе Пергамскому см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 231 АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 9; Дело в МДЦК за 1884 г. [Издания акафиста Пресвятой Богородице пред иконой Ее, именуемой «Троеручица», см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».]

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Простота и масштабность композиционного решения, единообразие фасадов собора (совпадение уровней фриза и карниза каждого фронтона со стенами), лапидарность декора должны были напоминать римские храмы эпохи Возрождения, прежде всего собор ап. Петра в Ватикане. Собор К. м. можно рассматривать как «предтечу» основных церковных сооружений рус. архитектуры XIX в., воплотившихся в проектах храма Христа Спасителя на Воробьевых горах в Москве (архит. А. Л. Витберг , 10-е гг. XIX в.), ц. во имя св. Исаакия Далматского в С.-Петербурге (проект - 1825, архит. О. Монферран ) и храма Христа Спасителя в Москве (1837-1883, архит. К. А. Тон ). Сразу после возведения собора ансамбль мон-ря привлек внимание художников и был запечатлен на рисунках, а позднее - на гравюрах (по рисунку В. С. Турина, НМРТ). Работы в храме после 1808 г. не прекращались. В 1869 г. он был расписан внутри, в 1870 г. наружные стены оштукатурены и выбелены, в 1872 г. позолочена центральная глава ( Малов. 1879. С. 9). Крестовоздвиженская ц. казанского Богородицкого мон-ря. 1882–1884 гг. Фотография. 2011 г. Крестовоздвиженская ц. казанского Богородицкого мон-ря. 1882–1884 гг. Фотография. 2011 г. Помимо собора на территории К. м. издавна существовала ц. во имя свт. Николая Чудотворца (Николы Тульского) (1686; перестроена в камне в 1742 или 1803). К сер. XIX в. это был однокупольный храм с колонным портиком, замыкавший архитектурную перспективу монастырского ансамбля. В каменную ограду мон-ря вошла и Софийская надвратная ц. (ок. 1700) - одноглавая, с небольшим бесстолпным интерьером, пластичными наличниками окон в стиле московского барокко сер. XVII в. В XIX в. с юж. стороны собора был возведен новый каменный 2-этажный Крестовоздвиженский корпус, в котором разместились мастерские и больница. Большой корпус с отдельной домовой церковью был освящен ок. 1882-1887 гг., при Казанском архиеп. Палладии (Раеве) (Обозрение высокопреосв. Арсением [Брянцевым] Казанской епархии в 1897 и 1898 гг. Каз., 1898. С. 53). Домовая церковь выделялась низким обширным куполом (ныне ц.

http://pravenc.ru/text/1319812.html

11 сентября 1882 года за 10624 хозяйственное управление при Святейшем Синоде извещало Синод, что преосвященный Ионафан, архиепископ Ярославский, в отношении от 28 июля 1882 года за 287 объяснив, что в продолжение трех лет все экземпляры упомянутого акафиста частью розданы были благочестивым посетителям Толгской обители, а частью от долговременного употребления пришли в ветхость, просит исходатайствовать у Святейшего Синода разрешение Толгскому монастырю напечатать акафист на тех же основаниях. Святейший Синод 29 сентября 1882 года за 2024 постановил: «Дозволить напечатать акафист вторым изданием в количестве 500 экземпляров» 223 . «Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице в честь и память явления чудотворной иконы Ее, нарицаемой Толгская», составлен помещиком Харьковской губернии Андреем Феодоровичем Ковалевским 224 . 70 Акафист Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы «Неопалимая Купина» В 1882 году настоятель Святогорской Успенской пустыни Харьковской губернии, архимандрит Герман представил в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет рукопись под заглавием «Служба и акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице в честь и память явления чудотворной иконы Ее «Неопалимая Купина " » и просил о разрешении к напечатанию ее и употреблению при богослужении, приложив и отзыв о ней преосвященного епископа Харьковского. Цензор архимандрит Арсений 22 августа 1882 года донес комитету, что «хотя ни в отзыве Преосвященного, ни в прошении настоятеля не упоминается о необходимости тех служб и акафиста для епархии или обители, но как та, так и другой составлены согласно требованиям Цензурного устава и отличаются теми качествами, которые замечены в одобрительном отзыве Преосвященного, то не оказывается препятствий к представлению их на благоусмотрение Св. Синода». Служба и акафист были посланы в Святейший Синод при донесении от 24 августа 1882 года за 726. 22 сентября 1882 года за 1940 состоялось определение Синода. Заслушав представление Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета и отзыв преосвященного Харьковского, Святейший Синод признал возможным разрешить акафист Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы «Неопалимая Купина» к напечатанию, но не иначе, как в ограниченном количестве экземпляров для местного употребления в Святогорской пустыни Харьковской епархии. Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету был послан 6 октября 1882 года за 4371 225 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

226 Серафим, в миру Стефан Михайлович Уствольский, родился в 1858 году в семье священника Архангельской епархии. В 1881 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Иннокентий, архиепископ Херсонский, как проповедник». 27 июля 1881 г. рукоположен митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Исидором (Никольским) во пресвитера к Верхоспасскому собору Николаевского дворца Московского Кремля. 12 января 1882 г. уволен от службы при Верхоспасском придворном соборе и определён к церкви Московского 8-го гренадерского великого герцога Фридриха Мекленбург-Шверинского полка (в Твери). 24 апреля 1882 г. танцевал в военном собрании в присутствии офицеров, нижних чинов и посторонних лиц, вследствие чего командир 8-го гренадерского полка испрашивает Главного военного священника гвардии и гренадер на удаление Уствольского по его неблагоповедению: 28 июня того же года уволен от службы при полковой церкви. 11 августа 1882 г. Уствольский, жительствовавший в Петербурге в доме 1/15 на углу Греческого проспекта и 4-й улицы Песков, подаёт в Святейший Синод прошение о немедленном сложении священного сана и о предоставлении ему права вступить в гражданскую службу до истечения установленного законом десятилетнего срока. Определением Святейшего Синода от 18–25 августа 1882 г. за 1659, по прошению священника Стефана Уствольского о снятии с него сана и о возвращении ему прав гражданской службы, предоставлено Санкт-Петербургскому епархиальному начальству снять сан со священника без производства требуемых законом увещаний ввиду непреклонной решимости просителя [РГНА, ф. 796, оп. 209, год 1882, д. 1745, л. 107–109об.]. 4 сентября 1882 г. высочайше соизволено на дарование права вступить в государственную службу ранее истечения срока, узаконенного для лиц. слагающих с себя сан не по вдовству и служивших в священстве не беспорочно, помимо однако же Московской и Тверской губерний. 15 сентября 1882 г. назначен учителем в мужскую прогимназию г. Пултуска Варшавской губернии. С 26 ноября 1882 г. по 2 января 1883 г. находится в отпуске, который продлен по болезни ещё на 28 дней. 1 апреля 1883 г. уволен от госслужбы по прошению.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010