Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИХИНГ [нем. Wiching], еп. Нитры в 880-893 гг.; глава партии нем. духовенства в Великой Моравии , выступавший против равноап. Мефодия и богослужения на слав. языке. С 874 г.- в окружении морав. кн. Святополка (Сватоплука). В кон. 70-х гг. IX в. нем. священники стали обвинять Мефодия перед кн. Святополком, что он, вопреки запретам папы, совершает богослужение на слав. языке и не принимает добавления «Filioque», внесенного франк. духовенством в Символ веры. В. сумел завоевать благосклонность кн. Святополка, к-рый в нач. 879 г. передал его жалобы в Рим и ходатайствовал о поставлении его епископом в г. Нитра (в совр. Словакии). В июле 879 г. папа Иоанн VIII вызвал равноап. Мефодия в Рим для рассмотрения выдвинутых против него обвинений. Весной 880 г. Мефодий и В. прибыли в Рим. Мефодию удалось отвести от себя обвинения, и буллой от июля 880 г. папа подтвердил его правомочия и обязал все духовенство Вел. Моравии подчиняться равноап. Мефодию, разрешив богослужение на слав. языке. Одновременно В. был поставлен епископом Нитры, а кн. Святополку и его приближенным было обещано, что они и впредь по их желанию могут слушать мессу на латыни. В 881 г. равноап. Мефодий обратился к папе с жалобой на действия В. и папа Иоанн VIII обещал провести расследование и наказать епископа, не подчинявшегося своему главе, но, по-видимому, такое расследование не состоялось. В сер. 80-х гг. IX в. нем. духовенство во главе с В. снова стало обвинять еп. Мефодия в ереси и в том, что он вводит церковные обычаи, принятые в правосл. мире и совершает богослужение на слав. языке. В. отказывался повиноваться Мефодию, и тот отлучил В. от Церкви. В. направился с жалобой в Рим и добился снятия отлучения и восстановления в епископском сане. Сопоставляя между собой различные документы папской курии, исследователи пришли к выводу, что В. представил папе Стефану V фальсификат буллы Иоанна VIII. Раздел буллы, содержавший разрешение совершать богослужение на слав.

http://pravenc.ru/text/158908.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАПИСАНИЕ О ПРАВОЙ ВЕРЕ («Написание о правой вере, изложенное Константином блаженным Философом учителем о Боге на славянском языке»), догматическое сочинение, приписываемое равноап. Кириллу (Константину Философу) . Сохранилось в 2 списках: в «Иоанна-Александра сборнике» (1347/48) и в идентичном по составу (и, возможно, восходящем к нему) сборнике XVI в. украинско-молдавского (?) происхождения (ГИМ. Барс. 1498); краткие фрагменты памятника из первого списка впервые опубликовал К. Ф. Калайдович ( Калайдович. 1824), полный текст из второго - Е. В. Барсов ( Барсов. 1885). Близость текстов обоих списков позволяет говорить об их происхождении от одного протографа, но, возможно, не от оригинала произведения ( Ильинский. 1925. С. 72). На протяжении полутора веков после открытия памятника исследователи выдвигали различные версии о его авторе (равноап. Кирилл (Константин), еп. Преславский Константин , митр. Керкиры, еретик Константин (XII в.) или равноап. Климент Охридский ), времени возникновения и предназначении (о развитии дискуссии см.: Юрченко. 1987. 1989. 1990). Мнение Калайдовича, что «Н. п. в.» является текстом исповедания, представленным в Риме «словесно и письменно» равноап. братьями Кириллом и Мефодием папе Римскому Адриану II ( Калайдович. 1824. С. 89. Примеч. 9), с незначительными вариациями получило широкое распространение в научной лит-ре, несмотря на отсутствие надежных доказательств и сомнения ряда исследователей в аутентичности и принадлежности памятника Кириллу (Константину). В 1986 г. А. И. Юрченко (см.: Юрченко. 1987) обнаружил, что текст «Н. п. в.» является переводом с греч. языка относительно небольшого фрагмента вероисповедного характера, взятого из «Большого Апологетика» (Apologeticus atque Antirrhetici//PG. T. 100. Col. 581C-589D) свт. Никифора I Исповедника (ок. 758-828), патриарха К-польского. Впосл. этот же вероисповедный фрагмент был найден и в греч. Житии прп. Иоанникия Великого в редакции мон. Петра (846-847 гг.; BHG, N 936; имеется и в составе слав. перевода текста), но по сравнению со слав. версией в нем имеется большая лакуна. Текстологический анализ «Н. п. в.», фрагмента Жития и опубликованной версии «Большого Апологетика» показал, что переводчик на славянский и автор Жития заимствовали текст свт. Никифора независимо друг от друга. Этот факт говорит о самостоятельном бытовании данного фрагмента вне «Большого Апологетика», к-рый, вероятно, был составлен в период ссылки патриарха Никифора, между 815 и 820 гг., а вероисповедный фрагмент получил самостоятельное хождение уже в нач. 20-х гг. IX в. ( Луховицкий. 2007, 2009). Данный текст святитель создал для защиты иконопочитания, поэтому ограничился тринитарной, христологической и иконологической частями, опустив части, посвященные др. членам Символа веры.

http://pravenc.ru/text/2564672.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛЕГЕНДА» [лат. Legenda italica], название, к-рое исследователи дали рассказу о равноапостольных Константине (Кирилле) и Мефодии , об обретении ими в Херсонесе останков Римского еп. (папы) сщмч. Климента I и о перенесении святыни в Рим. Этот рассказ представляет собой часть повествования о сщмч. Клименте I, созданного автором нач. XII в. Львом, еп. Остийским (Vita cum translatione S. Clementis). Источником для Льва Остийского послужило аналогичное повествование, написанное Гаудерихом, еп. Веллетри, и поднесенное им папе Римскому Иоанну VIII († 882). Начальная часть повествования Гаудериха сохранилась, и сравнение текстов показало, что Лев Остийский точно следовал за своим источником, подвергая его лишь стилистической обработке. Повествование Льва Остийского о святых Кирилле и Мефодии известно в 2 списках: Vat. lat. N 9668, XII в.; Прага. Б-ка митрополии. 23, XIV в. (к списку XII в. восходят 2 копии текста XVII в. и издание (под 9 марта) в 2-м т. «Acta Sanctorum» (1668)). В списке XIV в. сохранился пролог (воспроизводящий, судя по всему, пролог Гаудериха), где говорится, что автор почерпнул сведения о Кирилле и Мефодии из сочинения, написанного «славянскими письменами» (ex slavonicis litteris). Исследователи полагают, что этим источником было слав. Житие равноап. Кирилла, к-рое Мефодий привез в Рим в 880 г. Скорее всего Житие Кирилла в том виде, в каком оно было доступно Гаудериху, отличалось от известного нам слав. текста Жития. Так, в нем содержался ряд известий о равноап. Мефодии, которых нет в Пространном житии Кирилла, но они читаются в Житии Мефодия. По-видимому, эти сведения были удалены из Жития Кирилла, когда после смерти Мефодия его ученики стали писать жизнеописание своего наставника. Др. источником «И. л.» стало сочинение равноап. Кирилла об обретении им останков Климента Римского, к-рое по просьбе Гаудериха перевел для него с греческого Анастасий Библиотекарь (об этом говорится в послании Анастасия Гаудериху). Сочинение Константина сохранилось в славянском переводе под названием «Слово на перенесение мощей преславного Климента».

http://pravenc.ru/text/Климент I еп ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КРИСТИАНОВА ЛЕГЕНДА» (полное название: «Christiani monachi vita et passio sancti Wenceslai et sanctae Ludmilae ave eius» - «Кристиана, монаха, жизнь и страдания святого Венцеслава и святой Людмилы, бабушки его»), лат. агиографический памятник, составленный между 992 и 996 гг. Помимо фактов из жизни блгв. кн. Вячеслава (Венцеслава) (в ней впервые князь назван покровителем чехов) и мц. Людмилы «К. л.» содержит рассказ о деятельности в Вел. Моравии равноапостольных Кирилла и Мефодия , о крещении и борьбе с язычниками чеш. кн. Борживоя. Долгое время памятник, ранние 2 списка которого датируются XIV в., считался поздним фальсификатом, но в нач. XX в. это опроверг Й. Пекарж ( Peka J. Die Wenzels- und Ludmila legenden und die Echtheit Christians. Prag, 1906). Я. Лудвиковский обнаружил заимствования из «К. л.» в чтениях о св. Людмиле, к-рые находятся в лат. бревиариях XII в. ( Ludv í kovsk ý J. Rytmické klausule Kristiánovy legendy a otázka jejího datováni//Listy filologické. Praha, 1951. N 75. P. 169-190), а Д. Тршештик, исходя из отсутствия в лексике памятника анахронизмов, датировал его кон. X в. ( T e š t í k D. Deset tezí o Kristiánov legend. 1980. S. 7-38). Во введении к «К. л.» автор, мон. Кристиан, просит еп. Пражского сщмч. Адальберта (Войтеха) одобрить составленный по его указанию текст. В авторе исследователи склонны видеть сына чеш. кн. Болеслава I, к-рый, по преданию, родился в ночь убийства кн. Вячеслава и был предназначен для монашеской жизни. Легенда начинается с рассказа о равноап. Кирилле, к-рый создал слав. письменность, перевел Библию на слав. язык и ввел практику слав. богослужения, убедив папу Римского в том, что это необходимо для приобщения славян к христианской вере. Далее повествуется о конфликте между равноап. Мефодием и правителем Вел. Моравии Святополком, который не следовал его советам и не пресекал нечестивых деяний своих подданных. По-видимому, сообщение, что Вел. Моравия распалась из-за проклятия равноап. Мефодия, возникло под влиянием распространенной среди его учеников легенды о его пророчестве.

http://pravenc.ru/text/2462001.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история по периодам КНУД I ВЕЛИКИЙ († между 11 и 13 нояб. 1035, Шафтсбери, Англия), кор. Англии (1016-1035), Дании (1018-1035) и Норвегии (1028-1035) КОММОД Луций Элий Аврелий (31.08.161 - 31.12.192), рим. император (с 17 марта 180) из династии Антонинов КОНРАД МОНФЕРРАТСКИЙ (ок. 1146 — 28.04.1192), маркграф Монферрата, один из предводителей 3-го крестового похода, сеньор Тира, король Иерусалимского королевства (1192) КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306) КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ Острожский (ок. 1460 - 1530), сын кн. Ивана Васильевича Острожского, гетман Литовского великого княжества, член великокняжеской рады КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ Острожский (Василий) (1526-1608), кн. и магнат, воевода киевский, маршалок Волынской земли, покровитель правосл. Церкви в Речи Посполитой КОНСТАНТИНОВ ДАР приписываемый св. равноап. имп. Константину Великому (306-337) подложный законодательный акт, изданный в пользу Римского еп. (папы) Сильвестра I (314-335) и его преемников КОНСТАНТИНОПОЛЬ [в древнерус. традиции Царьград; ныне Стамбул, Турция], древний и средневек. город на зап. (европ.) берегу прол. Босфор (Боспор Фракийский) КОНСТАНЦА [Кюстендже], город в вост. части Румынии, в Добрудже, на побережье Чёрного м.; важный культурный и церковно-адм. центр Византийской империи КОНСТАНЦИЙ I ХЛОР (ок. 250 - 306), рим. император (цезарь с 293; август с 305), основатель династии Флавиев (Константинов) КОНСТАНЦИЙ II [Флавий Юлий Констанций] (317-361), рим. император (с 337), 2-й сын имп. св. равноап. Константина I Великого (306-337) КОРИНФ одна из столиц Древнего мира; важный центр античного и средневек. христианства; памятник античной новозаветной и христ. археологии КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ в средние века военные экспедиции, санкционированные Папским престолом и проходившие под лозунгом защиты христ. святынь и освобождения земель от «неверных»

http://pravenc.ru/rubrics/122970_11.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕНА [греч. Ελνη; лат. Helena] (IV в.), св. Афирская (пам. 4 мая). Согласно Житию Е., дошедшему на лат. языке (BHL, N 3794), Е. была дочерью коринфского архонта (rex) Агила, жившего в IV в. и почитавшегося чудотворцем, и его жены Гратулии. В предместье К-поля Афире (ныне Бююк-Чекмедже, Турция) почитание мощей Е. зафиксировано с XII в. Мощи были привезены туда вместе с др. реликвиями из Коринфа (Греция). В нач. XIII в., во время 4-го крестового похода, они были переправлены в г. Труа (Франция) капелланом еп. Труаского Гарнерия де Тренеля, умершего в К-поле в 1205 г., во время этого крестового похода. Греч. оригинал Жития Е. (несохранившийся или несуществовавший) ложно приписывался авторству свт. Иоанна Златоуста. Согласно письму чтеца Халкидонской Церкви Ангемера, он в 1215 г. перевел Житие Е. на лат. язык по заданию труаского капитула. Однако вопрос о происхождении Жития Е. остается открытым: вполне возможно, оно было написано уже в Труа (эта версия более правдоподобна, учитывая, что в Житии акцент сделан на чудесах, совершенных Е., а обстоятельства ее смерти не упом.). Существует гипотеза (первым на эту тему высказывался еще в XVII в. болландист Г. Хенскенс) о происхождении почитания Е.: в Труа почитались мощи некоего отшельника Елена и местные жители по ошибке отождествили их с мощами равноап. Елены , матери имп. св. Константина I Великого (в XII в. в труаском храме почитали уже их). Однако в кон. XII в. аббатство Овиллер доказало, что мощами равноап. Елены обладает именно оно, после чего объектом культа в Труа стала св. Елена греч. происхождения, Житие к-рой было вымышленным текстом, составленным по канонам жанра тогда же. Каноники собора в Труа, желая привлечь паломников и средства для реконструкции храма, пострадавшего в 1188 г. от пожара и в 1228 г. от урагана (когда из-за обвала свода храма была повреждена рака с мощами Е., но мощи почти не были затронуты), способствовали росту почитания Е., предвидя, что у паломников это имя впредь будет вызывать ассоциацию с равноап. Еленой и храм в Труа станет еще более популярным местом паломничества. Не исключено, что дата памяти Е. была также выдумана: на следующий день после праздника Обретения Честного Креста и дня памяти ап. Филиппа. Между 1248 и 1252 гг. в соборе был создан витраж с изображением Е. ( Marsat A. Cathédrale de Troyes: Les vitraux. P., 1972. P. 60). В XIII-XIV вв. почитание Е. распространялось в окрестных районах (зафиксированы упоминания ее в литургических книгах соседних диоцезов Лангра, Реймса и Осера). Культ Е. сохранялся вплоть до янв. 1794 г., когда в ходе революционных волнений большая часть мощей святой была сожжена, а рака уничтожена.

http://pravenc.ru/text/189745.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОКИЯ СВЯТОГО ХРАМ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ (Мокион) [греч. Μωκον], храм во имя сщмч. Мокия Амфипольского (пам. 11 мая), пострадавшего в кон. III - нач. IV в. в г. Византий (буд. К-поль). Находился, вероятно, на юго-западе совр. Стамбула. По преданию, эту церковь построил основатель К-поля имп. равноап. Константин I Великий (306-337), причем в самом начале строительства города, т. е. ок. 330 г., за его стенами, неподалеку от места казни мученика. Он же перенес в храм мощи сщмч. Мокия и положил их под алтарем. Однако самые ранние источники, фиксирующие это предание, относятся к VIII в. (Παραστσεις σντομοι χρονικα (ок. 750) см.: Patria CP. Pt. 1. P. 19-20); в них сообщается также, что равноап. Константин перестроил под храм во имя Мокия бывшее святилище Зевса. В Хронике Псевдо-Симеона (X в.) есть сведения о том, что языческий храм, на основании к-рого возник Мокион, был посвящен не Зевсу, а Гераклу ( Theoph. Contin. P. 478). Главными праздниками в Мокионе были память сщмч. Мокия и официальный день основания столицы (11 мая) и Преполовение Пятидесятницы; кроме того, в Мокионе особо отмечали память некоторых святых, напр. сщмч. Лукиана Антиохийского Также, согласно поздним источникам, при имп. Феодосии I Великом (379-395) храм был отдан изгнанным из К-поля арианам, к-рые занимали его 7 лет и оставили из-за ветхости. Впервые храм был отремонтирован при имп. Маркиане (450-457). Р. Жанен сомневается в том, что Константин I имел отношение к постройке этой церкви, т. к. более ранние источники, напр. «Церковная история» Созомена (V в.), не называют храм в числе построек равноап. Константина, хотя перечисляют таковых немало; исследователь также подвергает сомнению и всю хронологию, изложенную в более поздних источниках. Храм во имя Мокия упомянут у Созомена в связи с погребением в нем егип. отшельников, прп. Аммония Долгого и Диоскора, еп. Гермопольского (Долгих или Длинных братьев; † ок. 403) ( Sozom. Hist. eccl. VIII 17). Т. о., с уверенностью можно сказать только то, что храм существовал в нач. V в., а определить точное время его строительства не представляется возможным. На рубеже V и VI вв., при имп. Анастасии I (491-518), рядом с храмом была сооружена большая цистерна, называемая «цистерна Мокия».

http://pravenc.ru/text/2564030.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святых МЕРКУРИЙ (сер. III в.), вмч. (пам. 24 нояб.; пам. греч. 25 нояб.; пам. зап. 25 нояб.), пострадал в Кесарии Каппадокийской (ныне Кайсери, Турция) МЕРКУРИЙ (XIII в. (?)), мч., Смоленский (пам. 24 нояб. и в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых МЕРКУРИЙ И ПАИСИЙ преподобные (пам. 4, 24 нояб. (М.), 19 июля (П.), 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерские, в Дальних пещерах почивающие МЕФОДИЙ (10-20-е гг. IX в. - 885), равноап. (пам. 6 апр., 11 мая), архиеп. Моравский, старший брат и соратник создателя славянской письменности равноап. Кирилла МИРОЖСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находившийся в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове (празд. 24 сент.) МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) МИТРОФАН († 7.02.1238), еп. Владимирский и Суздальский (1227-1238), сщмч. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых) МИХАИЛ († 6.05.1402), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых , в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) МИХАИЛ МАЛЕИН (894-961), прп. (пам. 12 июля), визант. подвижник, основатель лавры на горе Кимин, наставник св., Афанасия Афонского МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176) МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271/72 - 1318), св. блгв. кн. Тверской, вел. кн. Владимирский (пам. 22 нояб., в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МИШКОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ местночтимый чудотворный образ, получивший название по месту нахождения в с. Мишковка Стародубского у. Черниговской губ. (ныне Стародубский р-н Брянской обл.), в 18 верстах от г. Стародуба

http://pravenc.ru/rubrics/123208_16.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКЕДОНСКИЙ КИРИЛЛИЧЕСКИЙ ЛИСТ (Лист Гильфердинга) (БАН. 24.4.16 (Срезн. 63)), памятник старослав. языка, пергаменный кириллический лист размером 27,5×21,5 см. Пергамен М. к. л. плохой сохранности, со следами использования его для подклейки переплета. Лист срезан по ширине и высоте, левая верхняя часть листа оторвана; на рукописи синие пятна от химического реактива. Текст читается с трудом, местами совершенно стерся. Лист расчерчен на 30 строк. Поля рукописи широкие. Листом Гильфердинга памятник назван по имени слависта и фольклориста А. Ф. Гильфердинга , приобретшего его во время путешествия в 1857-1858 гг. по Боснии, Герцеговине и Ст. Сербии. Название «Македонский» ошибочно, поскольку Гильфердинг в Македонии побывал в 1868 г., через 5 лет после 1-го издания памятника И. И. Срезневским , которому Гильфердинг подарил М. к. л. Какое-то время памятник считался утерянным. В 1905 г. Г. А. Ильинский обнаружил М. к. л. в б-ке сына И. И. Срезневского - В. И. Срезневского и издал текст, сопроводив палеографическим и лингвистическим исследованием ( Ильинский. 1906). В 1910 г. со всем собранием И. И. Срезневского М. к. л. был передан в Отдел рукописей БАН в С.-Петербурге, где он находится в наст. время. Относительно датировки рукописи мнения исследователей расходятся. Ильинский, А. Вайан и другие относили М. к. л. к кон. XI - нач. XII в. В описании «Пергаменных рукописей БАН СССР» (Л., 1976) и в «Сводном каталоге славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР: XI-XIII вв.» памятник датируется XI-XII вв. И. Добрев полагает, что М. к. л. был создан в нач. X или даже в кон. IX в. В. А. Мошин в одной из поздних своих работ датировал памятник 2-й четв. X в., однако последние датировки не получили признания в палеославистике. В определении содержания рукописи существуют разные традиции. Изначально (И. И. Срезневским и Ильинским) М. к. л. характеризовался как отрывок Пролога Иоанна, экзарха Болгарского, к «Богословию» прп. Иоанна Дамаскина. Этого мнения придерживаются составители описания «Пергаменных рукописей БАН СССР», каталога выставки «Болгарская рукописная книга» (1978), «Сводного каталога славяно-русских рукописных книг...». Вторая традиция восходит к Вайану, который определил М. к. л. как отрывок из Предисловия равноап. Кирилла (Константина) к его переводу Евангелия. Эту т. зр. разделяют Й. Вашица, К. Горалек, Ф. Славский и др. Авторство Константина Философа оспаривают Добрев и А. Минчева, осуществившая последнее научное издание М. к. л. ( Минчева. 1978). Болг. исследовательница высказала предположение, что перевод текста М. к. л. мог быть выполнен Константином , еп. Преславским. Еще одна гипотеза принадлежит Ф. В. Марешу, полагавшему, что М. к. л. содержит фрагмент эпилога равноап. Мефодия к переводу Нового Завета, возможно и всей Библии.

http://pravenc.ru/text/2561514.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. МЕФОДИЙ (10-20-е гг. IX в. - 885), равноап. (пам. 6 апр., 11 мая), архиеп. Моравский, старший брат и соратник создателя славянской письменности равноап. Кирилла МЕФОДИЙ Пешношский (Песношский) (сер. XIV - 1-я четв. XV (?) в.), основатель Мефодиева Пешношского (Песношского) во имя святителя Николая Чудотворца монастыря, прп. (пам. 4 и 14 июня, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МЕФОДИЙ (Краснопёров Михаил Платонович; 1868 - 1921), еп. Петропавловский, сщмч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИЛИЦА Ивановна Кувшинова (1891-1938) мц. (пам. 23 янв.; в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИНА († 1116), еп. Полоцкий, свт. (пам. 20 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МИНА (Шелаев Иван Власович; 1882-1837), архим., прмч. (пам. 22 окт.; в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИРОН Иванович Ржепик (1885 - 1937), прот. , сщмч. (пам. 31 авг., в Соборе Волынских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) МИРОПИЯ († ок. 251), мц. (пам. 2 дек.; пам. визант. 13 и 14 июля, 23 нояб., 2 и 4 дек.; пам. древнерус. 23 июня) МИСАИЛ († 9.04.1655), Шацкий, архиеп. Рязанский и Муромский, сщмч. (пам. 10 сент.- в Соборе Липецких святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 28 июля - в Соборе Тамбовских святых) МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_46.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010