Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ Прмч. Матфей (Померанцев). Фреска. 2015 г. Худож. Н. Пискунова (ц. равноап. кн. Владимира при бывшем Московском Епархиальном доме) Прмч. Матфей (Померанцев). Фреска. 2015 г. Худож. Н. Пискунова (ц. равноап. кн. Владимира при бывшем Московском Епархиальном доме) (Померанцев Михаил Владимирович, 1881, с. Толмачёво Брянского у. Орловской губ.- 27 авг. 1918, Пермская губ.), прмч. (пам. 14 авг., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архим. Из семьи священника. В 1896 г. по окончании 2-го Орловского ДУ был принят в Орловскую ДС, в к-рой проучился до 1902 г. В том же году поступил в КДА. В 1906 г. окончил академию со степенью кандидата богословия. 3 окт. того же года назначен преподавателем Орловской ДС. С 10 февр. 1908 г. преподаватель Орловского жен. епархиального уч-ща, 19 июня того же года переведен на должность помощника смотрителя Камышинского ДУ в Саратовской губ. 3 сент. 1911 г. назначен преподавателем Олонецкой ДС. В дек. того же года принял в Киеве монашеский постриг с именем Матфей, был рукоположен во иерея и стал заведующим церковноприходскими школами при Киево-Печерской лавре. 20 марта 1914 г. назначен помощником смотрителя Осташковского ДУ в Тверской губ. С 28 окт. 1916 г. смотритель Осташковского ДУ. 8 февр. 1917 г. стал ректором Пермской ДС с возведением в сан архимандрита. Летом 1917 г. избран членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг . от монашествующих. Был одним из наиболее активных участников Собора, поддерживал восстановление Патриаршества, выступал за укрепление церковной иерархии, призывал к осторожности во введении в епархиальное и приходское управление выборного начала. Участвовал в работе над проектами соборных постановлений о духовных учебных заведениях, о мон-рях и монашествующих, о приходском уставе, о поводах к расторжению церковного брака. Особенно заметной была деятельность М.

http://pravenc.ru/text/2562654.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ [греч. Η παγκσμιος ψωσις το τιμου κα ζωοποιο Σταυρο - Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста; лат. Exaltatio S. Crucis - Воздвижение св. Креста], один из главных христ. праздников в правосл. Церкви, входящий в число двунадесятых . Одной из особенностей праздника является чин воздвижения Креста (см. ниже). Событие обретения св. Креста После того как свершились величайшие события в истории человечества - Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест , послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима рим. войсками в 70 г. св. места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на нек-рых были построены языческие храмы. Обретение св. Креста имело место в царствование св. равноап. имп. Константина I Великого . По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноап. Елена , отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление к-рого стало для св. Константина знаком победы над противником. Сохранились 3 различные версии предания об обретении св. Креста ( Nestle. 1895; Straubinger. 1912; Heid. 1989; Borgehammar. 1991; Drijvers. 1992). Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), св. Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружились 3 креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на к-ром был распят Господь, иерусалимский еп. Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят еп. Макарием для всеобщего обозрения.

http://pravenc.ru/text/155081.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕНА [Флавия Юлия Елена Августа; лат. Flavia Iulia Helena Augusta; греч. Ελνη] (между 248 и 257 - после 327/8, ранее 337), равноап. (пам. 21 мая, пам. зап. 18 авг.), мать имп. равноап. Константина I Великого . Биографические данные крайне скудны. Основными источниками сведений о Е. являются «Жизнь блаженного василевса Константина» Евсевия Кесарийского и данные эпиграфики. По всей видимости, Е. происходила из г. Дрепан в Вифинии, переименованного впосл. в Еленополь ( Euseb. Vita Const. IV 61). Она была незнатного происхождения ( Eutrop. Breviar. X 2. 1). Свт. Амвросий Медиоланский называет Е. stabularia, т. е. хозяйкой постоялого двора ( Ambros. Mediol. De obitu Theodos. 42). Ок. 270 г. Е. становится супругой (конкубиной) буд. имп. Констанция I Хлора . Относительно даты рождения ее единственного сына Константина существуют значительные расхождения: между 270 и 275 гг. В 289 или в 292 г. Констанций женился на Феодоре, падчерице Максимиана Геркулия, и в 293 г. получил титул цезаря, став одним из тетрархов. В 306 г., после смерти отца, Константин, провозглашенный императором, приблизил Е. ко двору. В 324 (или ок. 325) г. она получила титул августы, «Константин дал ей право употреблять по собственному желанию царскую казну и распоряжаться всем, как она захочет и как покажется ей наилучшим» ( Euseb. Vita Const. III 47). Монеты с ее изображением чеканились до весны 329 г. Время крещения Е. неизвестно. По утверждению Евсевия, она была обращена к истинной вере сыном (Ibidem). 8 рим. надписей (CIL. Т. 6. N 1134, 1136; Т. 8. N 1633; Т. 9. N 2446; Т. 10. N 517, 678, 1483, 1484), а также Liber Pontificalis свидетельствуют о значительных владениях Е. в Риме (Лаврентское поместье), о ее постройках на Лабиканской дороге, где с ее именем связано сооружение базилики святых Маркеллина и Петра у Двух лавров, базилики Св. Креста (где была помещена частица Креста Господня), Сессорианского дворца, включавшего амфитеатр, цирк и термы. Около базилики Маркеллина и Петра был сооружен и мавзолей Е.

http://pravenc.ru/text/189737.html

Разделы портала «Азбука веры» В разделе «Основ социальной концепции» Русской Православной Церкви, посвященном воинскому служению, приводятся следующие слова, как утверждается, сказанные равноапостольным Кириллом-Константином Философом в споре с магометанскими богословами, вопрошавшими его о возможности для христиан участвовать в войне: «Христос Бог наш, повелевший нам молиться за обидящих нас и им благотворить, сказал также, что большей любви никто из нас в жизни сей явить не может, разве кто положит душу свою за други своя ( Ин.15:13 ). Вот почему мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам как людям частным, но в обществе друг друга защищаем и полагаем души свои на брани за ближних своих, чтобы вы, пленив наших сограждан, вкупе с телами не пленили и душ их, принудив к отречению от веры и богопротивным деяниям. Наши христолюбивые воины с оружием в руках охраняют Святую Церковь , охраняют государя, в священной особе коего почитают образ власти Царя Небесного, охраняют отечество, с разрушением коего неминуемо падет отечественная власть и поколеблется вера евангельская. Вот драгоценные залоги, за которые до последней капли крови должны сражаться воины, и если они на поле брани положат души свои, Церковь причисляет их к лику святых мучеников и нарицает молитвенниками пред Богом» 1 . К сожалению, никаких ссылок на источники для данной цитаты ОСК не дают. Впрочем, эпизод, о котором идет речь, достаточно известен и описан в «Пространном Житии» св. Кирилла составленном в 70–80х гг. IX в. учениками равноапостольного при участии его брата, свт. Мефодия. Интересующий нас фрагмент Жития рассказывает об участии св. Кирилла (тогда Константина) в византийском посольстве в столицу Арабского халифата Багдад (нач. 50х гг. IX в.). Этот рассказ содержит подробное изложение спора св. Кирилла с арабскими богословами, составленное, вероятно, на основе записей самого святого 2 . Открыв Житие, сохранившееся до нас практически в исходном виде, лишь с небольшими стилистическими правками, мы можем обнаружить следующее описание интересующего нас эпизода:

http://azbyka.ru/ob-otvete-ravnoapostoln...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОШЕВ Иван [полное имя Иван Гошев Иванов] (8.09.1886, Пловдив — 26.10.1965, София), прот., церковный историк и археолог. В 1903–1909 гг. обучался в Софийской ДС, с 1911 по 1914 г.— на богословском фак-те ун-та в Черновицах (совр. Черновцы, Украина), в 1917 г. стажировался в Вене. В 1918–1919 гг. библиотекарь при Синоде Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Основатель и директор (1922–1958) Церковного историко-археологического музея при Синоде. Доцент (1926), экстраординарный профессор (1929), профессор (1933). В 1933–1958 гг. заведовал кафедрой литургики, церковной археологии и христ. искусства богословского фак-та Софийского ун-та (в 1950 фак-т был преобразован в Софийскую ДА). В 1927–1928 гг. и 1933–1934 гг. декан богословского фак-та. Действительный член Болгарского археологического ин-та (1933), член-корреспондент БАН (1941), академик (1945). Награжден орденом Кирилла и Мефодия I степени (1963). В публикациях Г. по средневек. истории и культуре Болгарии центральное место занимала кирилло-мефодиевская проблематика и близкие к ней темы. Он издал Житие равноап. Константина (Кирилла) и Похвальное слово святым Кириллу и Мефодию по списку Владислава Грамматика 1479 г., а также ряд посвященных им текстов по др. рукописям (Светите братя Кирил и Методий: Материал из ръкописите на Синодалния църковен музей в София//ГСУ, БФ. 1938. Т. 15. С. 1–160). Г. публиковал отдельные списки без разночтений (нередко весьма значимых) из др. рукописей и иных элементов критического издания. Ряд его работ по сути представляет развернутый комментарий к отдельным отрывкам из житий первоучителей. В ст. «С какво писмо са били написани...» Г. предложил вариант толкования места о «русских («рушких») письменах» в Пространном Житии св. Константина, опирающийся на конъектуру: «узкими писмены» («узкое» или «сжатое» письмо). По мнению исследователя, речь идет об арам. или (вероятнее) самаритянском варианте греч. брахиграфического письма, в к-ром передаются преимущественно или исключительно согласные звуки, а гласные отмечаются. Эта т. зр. не получила признания специалистов (КМЕ. Т. 3. С. 501).

http://pravenc.ru/text/546346.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Государь открывал окно в Азию» Игорь Смыков о путешествии мироточивой иконы Царя Николая по Дальнему Востоку в связи с 125-летием посещения этих мест будущим Императором 28.06.2016 1107 Время на чтение 19 минут К 125-летию посещения Цесаревичем Николаем Александровичем Романовым, будущим императором Всероссийским, города Владивостока и Южно-Уссурийского края 24 мая Чудотворная мироточивая икона Царя Николая в сопровождении начальника Войсковой Православной Миссии Игоря Евгеньевича Смыкова и члена Попечительского Совета ВПМ Дениса Алексеевича Родионова прибыла из Москвы во Владивосток. В аэропорту состоялась торжественная встреча святыни православным духовенством, представителями православно-монархической общественности и Уссурийского казачества. Из аэропорта чудотворная икона Царя Страстотерпца прибыла в Православную гимназию на престольный праздник Св. Равноап. Кирилла и Мефодия, где была торжественно встречена высокопреосвященнейшим митрополитом Владивостокским и Приморским Вениамином. Затем состоялся крестный ход вокруг храма Кирилла и Мефодия и Выпускной акт в Православной гимназии. К вечеру чудотворная икона святого Царя Николая II прибыла в Покровский храм для поклонения жителей Владивостока, образ был торжественно встречен настоятелем храма протоиереем Александром Талько, перед святыней был отслужен молебен. В Покровском храме пребывает всемирно известная святыня Порт – Артурская икона Божией Матери. История ее второго обретения такова: В феврале 1998 года небольшая группа приморских паломников в последний день пребывания в Иерусалиме случайно зашла в антикварный магазин. Архимандрит Иннокентий из Уссурийского монастыря и отец Сергий Чашин, в то время настоятель одного из приморских храмов, ныне епископ Солнечногорский были поражены: с витрины на них смотрела Порт-Артурская икона Божией Матери, чье описание они знали наизусть. Хозяином магазина — арабом она была представлена как образ святой Вероники. Насколько удалось узнать, российская святыня попала в Израиль из Гонконга и была выставлена на витрине уже более четырех лет. Паломники, не выдав своего волнения насторожившемуся продавцу, упросили его никому не продавать иконы, а сами стали собирать средства для выкупа святого образа Царицы Небесной. Первую экспертизу иконы провела инокиня Горнинского женского монастыря Ниталия, бывший сотрудник Третьяковской галереи. Она подтвердила, что икона — не современная подделка. С помощью российских православных монастырей в Израиле удалось собрать требуемую сумму — 2 тысячи долларов, а российские дипломаты помогли оформить все документы на вывоз святыни.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/28/go...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН II КАВАСИЛА [греч. Κωνσταντνος Καβσιλας] (кон. XII в. (?) - после 1262/63), свт. (пам. 18 окт.), архиеп. Охридский. Член знатного визант. рода Кавасил, неск. представителей к-рого, в т. ч. и соименные К. К., в кон. XII - нач. XIII в. занимали епископские кафедры Гревены (Гребена) и Тивериополя (Струмицы). К. К. был епископом Тивериополя, а затем митрополитом Диррахия (Драча) при Охридском архиеп. Димитрии II Хоматиане. Известны 33 ответа, которые последний вместе с Иоанном, еп. Китрским, отправил К. К. на вопросы о церковных уставах. Между 1248 и 1254 гг. стал архиепископом Охридским, ок. 1258 г. отстранен от кафедры и заточен в тюрьму эпирским правителем Феодором Комнином как сторонник никейского, а с 1261 г.- визант. имп. Михаила VIII Палеолога. Завоевав Эпир, имп. Михаил освободил К. К. и вернул в Охрид. Последний раз К. К. упоминается как правящий архиерей Охрида в надписи 1262/63 г. на окладе иконы. К. К. составил неск. гимнографических произведений в честь учеников равноапостольных Кирилла и Мефодия. По акростихам установлено его авторство 2 канонов к службе 15 Тивериопольским (Струмицким) мученикам, составленных во время пребывания на Тивериопольской кафедре, и канонов к греч. службам равноапостольным Клименту и Науму Охридским, к-рые он написал, будучи Охридским архиепископом. Исходя из упоминания «второго песнопения» в акростихе канона Клименту «Καβασλας σοι δετερον πλκει κρτον Βουλγαρας Κλμη» (Кавасила, архиепископ Болгарии, тебе плетет, Климент, второе песнопение), И. Снегаров считал, что К. К. был автором еще одного, написанного ранее, но несохранившегося канона Клименту Охридскому ( Снегаров. 1924. С. 281), а К. Нихоритис предположил, что речь здесь идет о гласе канона ( Нихоритис. 1990. С. 156). Канон Клименту вместе с аналогичным каноном Димитрия Хоматиана включен в утреню службы святому 27 июля в печатном издании (Мосхополь, 1742). Автор текста умоляет святого о заступничестве в дни страданий: возможно, канон был составлен во время нашествия сербов на юго-зап. земли в 1255 г. ( Нихоритис. 1990. С. 156) или в период ссылки К. К. ( Он же. 2005. С. 74). Вероятно, К. К. является автором и литийных стихир к службе равноап. Клименту ( О н же. 1990. С. 156-157).

http://pravenc.ru/text/2057030.html

На книжной выставке «Радость Слова» в Ессентуках обсудили вопросы взаимодействия государственных и церковных библиотек 10 сентября 2015 г. 10:38 В рамках книжной выставки-форума «Радость Слова» и православной выставки-ярмарки «Благословенный Кавказ», которые проходят в Ессентуках по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, состоялся круглый стол, организованный Издательским Советом Русской Православной Церкви совместно с Пятигорской и Черкесской епархией . В мероприятии приняли участие писатель, лауреат Патриаршей литературной премии им. свв. равноап. Кирилла и Мефодия протоиерей Николай Агафонов, руководитель ассоциации издательств и книготорговых организаций «Православная книга» А.С. Головин, руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации Пятигорской епархии протоиерей Константин Фаустов, духовенство, специалисты централизованной библиотечной системы, сотрудники православных библиотек, а также преподаватели Основ православной культуры. Ведущим круглого стола выступил помощник председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров). Протоиерей Николай Агафонов открыл дискуссию рассуждением о значении православной культуры для современного общества. Священник поделился опытом проведения творческих встреч для различных категорий слушателей, в том числе для детей и молодежи. Он рассказал о том, как удается увлечь даже мало заинтересованных участников встреч рассказом об увлекательной книге, талантливом произведении. Также в своем выступлении отец Николай поделился своими мыслями о преподавании основ православной культуры. «Важно передать многообразие форм, которые заключает в себе православная культура, — отметил священник, — архитектура, живопись, поэзия, книжность, церковная музыка и ораторское искусство — все это составляющие великой православной культуры, которые решающим образом повлияли на формирование русской культурной традиции». Иеромонах Макарий (Комогоров) рассказал участникам круглого стола об основных направлениях взаимодействия государственных и церковных библиотек, которое активно развивается в различных епархиях, а также на общецерковном уровне.

http://patriarchia.ru/db/text/4214758.ht...

Св. Иоанн Предтеча. Тропарь и Кондак св. Иоанну Предтече. Разворот из Часослова Якова Крайкова. 1566 г. (Народная б-ка Кирилла и Мефодия. Л. 46 об.— 47) Яков, болг. первопечатник, книгоиздатель кирилловского шрифта и книготорговец, работавший в Венеции в 60-70-х гг. XVI в. Скудные сведения о К. сообщают предисловия и послесловия 4 его изданий: Часослова (1566), Псалтири с восследованием (1569), Требника (или Молитвенника 1570 г.) и сборника молитв «Различные потребии» (1572); возможно, ок. 1570 г. с изданий Вуковичей он перепечатал Служебник и Октоих (гласы 5-8). Разные самонаименования («Крайковь сын» в Псалтири, без упоминания отчества и с указанием разных мест происхождения: из «подкрылий великих гор Осоговских близ Коласиского города [ныне Кюстендил, Болгария], из места, называемого Камена Река» в Часослове и из Софии в Молитвеннике и сборнике) вызвали разногласие исследователей. В пользу отождествления Якова Крайкова и Якова из Камена-Реки говорят совпадение имен, времени и места деятельности, языка, художественного оформления, принципов подбора и компиляции текстов. В послесловии к Часослову К. также сообщил, что происходит от «племени священнического» и «многие времена и лета» трудится над священными книгами, что в Венеции «обрел старые литеры» книгоиздателя Божидара Вуковича у его сына Виченцо, которыми давно не пользовались (последнее издание Вуковичей датировано 1561). К. мог быть арендатором типографии Вуковичей или печатником-типографом, т. к. в Псалтири и Требнике издателем указан Иероним («Иеролим») Загурович, венецианский купец из Котора. Болгарское происхождение К. однозначно признаётся в болг. и отчасти в рус. научной лит-ре, в македонской он считается македонцем, в сербской не выделяется из общего числа слав. издателей, работавших в Венеции. Поскольку и в Кюстендиле и в Софии в XVI в. было смешанное слав. население (болгарское и сербское), а орфография венецианских кириллических книг устойчиво была ресавской, болг. происхождение К. устанавливается скорее на основании таких деталей, как наименование равноап. Кирилла в месяцеслове и заглавии пасхальных таблиц «учителем словенским, сиречь болгарским» (но не сербским), включение фрагментов творений болгарского царя Петра.

http://pravenc.ru/text/2458923.html

БЛАГОДАРНЫ ЛИ МЫ НАШЕМУ ПРОСВЕТИТЕЛЮ И ЧТИМ ЛИ ЕГО, КАК ДОЛЖНО? По естественному чувству благодарности, каждый из нас, кто не потерял совести, всегда ценит, чтит и любит своего благодетеля, особенно если оказанное нам благодеяние действительно велико. Но что может быть выше и прекраснее того великого благодеяния, которое оказал нам, православным русским людям, наш Просветитель – святый равноапостольный великий князь Владимир, даровавший величайшее в мире сокровище – святую православную веру? Ведь он – наш духовный отец, обновивший нас «банею пакибытия» – святым крещением, возродивший нас к новой, нетленной жизни во Христе и ставший основоположником всей нашей русской православной христианской культуры, перед которой преклоняются до сих пор все лучшие люди мира. Как говорил в своем вдохновенном слове Митрополит Иларион, каждая страна чтит своего просветителя, научившего ее святой православно-христианской вере: Рим – св. Апостолов Петра и Павла, Азия и Ефес – св. Иоанна Богослова, Индия – Фому, Египет – Марка. Оказавшись в изгнании – в эмиграции, мы имели возможность убедиться, как чтит Болгария своих просветителей святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, первоучителей словенских, а Сербия своего просветителя – св. Савву, первого Архиепископа Сербского. Дни памяти этих святых являются у них днями великого религиозно-национального всенародного торжества, когда весь народ в полном смысле слова  празднует и ликует. А что мы русские? Так ли и мы чтим и празднуем день памяти нашего Просветителя св. равноап. вел. кн. Владимира? Чтим ли мы высоко и любим ли его, как нашего Отца духовного? Увы! этого сказать, к сожалению, нельзя! День его памяти – 15 июля ст. ст. проходит у нас, по большей части, малозаметно, как один из многих, чисто-церковных «средних» праздников, каким он и значится в нашем Церковном Уставе. И кроме разве Киева, нигде у нас этот день не праздновался как всенародное торжество. Только попав заграницу, после того как нашу Родину постигло страшное кровавое бедствие, многие русские люди занялись в изгнании переоценкой ценностей, и вскоре поняли, как слепы они были раньше и как мало ценили они своих подлинных духовных вождей, национальных героев и гигантов духа. Поняли они (но, к сожалению, далеко не все), что величайшим сокровищем русского народа является св. Православная вера, которой русский народ обязан буквально всем, что есть у него лучшего, истинно-прекрасного, благородного и возвышенного. Поняли они (опять-таки, далеко не все!), что величайшим и славнейшим событием в истории нашего народа является Крещение Руси, главным виновником которого является св. равноапостольный князь Владимир.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010