Совершив свое апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь вместе со всем духовенством отправился в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина по просьбе своих учениц рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины. Благоговейно приобщившись Святых Таин, святая Нина завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, и мирно отошла ко Господу в 335 г. (по другим источникам, в 347 г. на 67 году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов). Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести ее честное тело в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроб подвижницы с избранного ею места упокоения. На этом месте в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342–364) завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины. Мощи святой, по повелению ее сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская Православная Церковь с согласия Антиохийского Патриархата наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила ее память 14/27 января, в день ее блаженной кончины. Январь, 16 Максим праведный, Тотемский чудотворец Праведный Максим был священником в городе Тотьме в первой половине XVII века. Он именовался Максим Макарьев, сын Попов. Поставленный в иерея, в течение 45 лет он проходил добровольный подвиг юродства Христа ради и пребывал в непрестанной молитве, в посте, наготе, совершенно пренебрегал заботами о своем теле. Праведный священноиерей Максим уже при жизни своей был отличен благодатными дарами от Бога. Он почил в глубокой старости 16 января 1650 года и был погребен при Воскресенской Варницкой церкви города Тотьмы. Труженическая и святая жизнь его и чудесные исцеления, истекавшие от его гроба, послужили побуждением к составлению письменного сказания о нем, но сказание это сгорело в пожаре Воскресенской церкви в 1676 году. Позднее утрачено и составленное в 1680 году новое сказание. Между тем чудеса у гроба праведника продолжались.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

gela 21 марта 2014, 11:56 Молитва святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистинну великое украшение Церкве Православныя и изрядная похвало народу Божию, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног! Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный крест, егоже ты обвила еси драгими власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов Святыя Церкви Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует православному народу нашему мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя ныне и присно и во веки веков. Аминь. лариса 17 февраля 2014, 17:12 Моли Бога о нас грешных святая равноапостольная Нина. Андрей 29 января 2014, 20:42 Святая равноапостольная Нина, моли Бога о нас! Где же находится Хитон Господень? 1. По св. Димитрию Ростовскому (Житие св. Нины) - в Москве. Но так ли это? Ведь 10 (23) июля в РПЦ установлен праздник положения не Хитона, но Ризы Господней. Ризу, как известно, воины разорвали на части, а Хитон - остался неразделённым. 2. По Преданию Грузинской Православной Церкви - в основании храма Светицховели (празднование 1 (14) октября http://days.pravoslavie.ru/Life/life1645.htm). См. также, например, статью о Грузинской Православной Церкви в Православной энциклопедии http://www.pravenc.ru/text/638558.html и учебник К. Е. Скурата по Истории Поместных Православных Церквей (Глава о ГПЦ) 3. И неизбежно напрашивается вопрос: чему же поклонялись тысячи паломников в Трире? Есть ли основание в Предании Церкви для нахождения там Хитона?

http://pravoslavie.ru/67858.html

5084. KOKYXIH Н. Невеста Христова (св. вмц. Марина). – 1998, 7, 44. 5085. ПОЧИТАНИЕ Святителя Николая в России. (К 900-летию перенесения его мощей в Бар град). (Житие). – 1987, 6, 67. 5086. ИЛЬИЧЕВА И., НИКИТИН В. Святая равноапостольная Нина, просветительница Иверии (Грузии). – 1985, 11, 80. 5087. НИКИТИН В. Святая равноапостольная Нина и Крещение Грузии. – 1986, 3, 51. 5088. СКУРАТ К. , проф. Святитель Иоанн Златоуст - боголюбезнейшей Олимпиаде. Житие святой Олимпиады. – 1997, 8, 72. 42. Жизнеописания восточных святых 5089. ЧАПЛИН В. Святитель, миссионер, мученик. (К прославлению в лики святых епископа Моравского и Силезского Горазда). – 1988, 8, 63. 5090. МУМРИКОВ А., диак. Святой Григорий Богослов . (К 1600-летию со дня преставления). – 1989, 11, 65. 5091. ВЕНИАМИНОВ В. О житии и богословском наследии святителя Григория Паламы , архиепископа Фессалоникийского. – 1984, 8, 67; 10, 69. 5092. НИКИТИН В. Преподобный Григорий Хандзтели, основателя “грузинского Синая”, и его эпоха. (К 1125-летию со времени преставления). – 1987, 11, 61; 12, 56. 5093. ЖИТИЕ святой великомученицы Златы Меглинской. – 1997, 10, 69. 5094. НИКИТИН В. Новый избранник Божий в сонме грузинских святых. (Святой Илья Праведный). – 1989, 1, 50. 5095. КОЗЛОВ М. Преподобный Иоанн Дамаскин . – 1987, 8, 49. 5096. ПАВЛОВ А. , прот. Торжество Православия. Ревностный поборник иконопочитания. – 1994, 7–8, 55. 5097. ГАВРИИЛ, архим. Преподобный Иоанн Рыльский, чудотворец. – 1985, 5, 55. 5098. БЛАЖЕННЫЙ Исихий, пресвитер Иерусалимский . – 1989, 4, 34. 5099. ВЕРТОГРАДОВ В., проф. Святые Кирилл и Мефодий – просветители славян. – 1989, 7, 24. 5100. ПРИЙМА И. “Блаженны, плачущие сегодня с Россией…”. (О святителе Николае (Велимировиче). – 1999, 7, 55. 5101. ПРЕПОДОБНЫЙ Никодим Святогорец . – 1984, 2, 30. 5102. КАБЫЖАКОВА Л., APXINOB А. Под омофором святого Саввы Сербского . – 1990, 10, 50. 5103. СТОЙКОВ В., проф. прот. Церковно-общественное значение трудов святителя Софрония Врачанского. – 1989, 11 44. Жизнеописания святых Русской Православной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святая Татьяна возвещала об этом царстве, поэтому она и умерла с радостью. И из раны у нее текла не кровь, а молоко, в знак обещанной земли из молока и меда. Татьяна сейчас находится в долине вечной радости и нас призывает туда же. В Церкви день смерти мученика – это день торжества. Это радость, когда человек покидает мир, рождаясь в вечную жизнь. Мы должны помнить, что здесь мы лишь странники и пришельцы, а наша Родина на Небе, где сияние бесконечного Света Бога. Нас там ждет любящий Отец, который заботится о нас, руководит нами, который спас нас кровью Сына Своего. Он оживотворяет нас Духом Святым и возводит нас выше всех Небес. И в силу этого день мученика — это день свидетеля, что смерть уже побеждена и открыта дорога в Небеса, по которой мы должны и сами идти, и других к ней звать, чтобы все вошли в радость Господина Своего. И пусть эта радостная новость сопровождает нас, научает отрываться от этого мира. Если человек строит дом для себя, то он не будет его строить из второсортного материала, закладывать в него радиоактивный асбест, использовать гнилые бревна, он будет пытаться использовать лучшие материалы и поставит дом на хорошем месте. Точно так же, когда мы строим дом для своей души, то мы его должны строить на Небе и из самого лучшего материала — из добрых дел: милостыни, любви, милосердия, кротости, православной веры, верности Богу и людям, благочестия, молитв, постов и других замечательных украшений, которые есть в нашем небесном доме. Давайте стремиться строить этот дом, чтобы он был красивее, больше, прекраснее, и чтобы в вечных обителях, куда мы надеемся войти молитвами святой Татьяны, нам было где жить, и чтобы мы вошли в то наследство, которое уже сейчас приготовили. Храни вас Господь! День памяти равноапостольной Нины Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Поздравляю вас всех с днем памяти святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии! Жителей Грузии из тьмы неверия обратила к Свету Христову святая Нина, и мы видим, что во Христе нет ни женского пола, ни мужского, и каждый человек может взойти на немыслимую высоту Боговидения и может увидеть Свет Бога, как это и сделала святая Нина. Подробно ее житие описано в Иверском патерике, но я напомню вам основные моменты из него для пользы наших душ.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

В Тбилиси, как и в других грузинских городах, очень много храмов. Храмовой архитектурной доминантой столицы можно по праву назвать главный кафедральный храм Грузинской Православной Церкви – собор Святой Троицы – Цминда Самеба. Собор, конечно, красавец, является самым большим и высоким храмом Грузии. Собор поражает величием и снаружи и внутри. Колокольня собора стоит отдельно, и территория вокруг храма довольно обширна. Я был неожиданно удивлен наличием на территории храма небольшого открытого бассейна, в котором совершенно свободно плескалась ребятня, спасаясь от жары. Строительство собора продолжалось 9 лет, с 1995 по 2004 год. Заложили и освятили храм в один и тот же день – 23 ноября – на память великомученика Георгия. Про благоговейное почитание святого Георгия в Грузии стоит сказать отдельно. Грузины считают его, вместе с Пресвятой Богородицей, покровителем своей страны, о чем даже говорит ее название – Georgia – страна святого Георгия. Почитание этого святого напрямую связано с равноапостольной Ниной, просветительницей древней Иверии, как раньше называлась Грузия. Святой Георгий приходился ей родственником, и, по преданию, сама Нина его очень почитала и завещала любить и чтить его той стране, которую обратила ко Христу. Что, собственно, грузины и делают с великим усердием. Самый первый храм в честь святого был сооружен царем Мирианом в 335 году, на месте погребения равноапостольной Нины. А в средние века по всей стране было построено 365 храмов в честь великомученика Георгия, на каждый день года. Таким образом, почитание святого совершалось в разных концах Грузии каждый день. День памяти великомученика Георгия имеет в Грузии свое название – Гиоргоба, празднуется на государственном уровне и является нерабочим днем. Святой изображен на государственном гербе страны, а георгиевский крест – на флаге Грузинской Православной Церкви. Но вернемся к Цминда Самеба, а заодно продолжим экскурсию по Тбилиси. Собор находится на левом берегу Куры, на холме святого Ильи, в районе старого города, и виден со многих точек города. Довольно интересной с точки зрения фотосъемки мне показалась смотровая площадка возле старой городской крепости Нарыкала, куда можно подняться по канатной дороге.

http://pravmir.ru/po-strane-svyatogo-geo...

Святой тут же явился. — Вы звали меня — я пришел вам помочь. Не бойтесь,- сказал он, взял руль и повел корабль. Буря улеглась, море успокоилось, а потом подул попутный ветер, и судно скоро вошло в Мирскую гавань. Моряки поспешили на берег — им не терпелось увидеть своего спасителя и поблагодарить его. В это время святитель Николай как раз шел в церковь, и они узнали его и бросились к его ногам. Святитель прожил долгую жизнь и спас от смерти и разных злоключений многих людей. И после своей блаженной кончины угодник Божий Николай-Чудотворец так же скоро приходит на помощь тем, кто его зовет. Честные мощи святителя Николая, перенесенные из Мир Ликийских в итальянский город Бари, и сейчас источают миро, принося исцеление больным и изгоняя бесов. Равноап. Нина, просветительница Грузии Память ее празднуется 14/27 января Святая равноапостольная Нина родилась в Каппадокии около 280 года. Юные годы ее прошли в Иерусалиме, при храме Гроба Господня. Однажды во сне ей явилась Пресвятая Богородица, которая повелела ей идти в Грузию (именовавшуюся также Иверией), чтобы просветить жителей этой страны светом христианской веры; при этом Матерь Божия вручила святой Нине крест из виноградной лозы. Пробудившись ото сна, Нина увидела в своих руках крест (который ныне хранится в Тбилиси) и, убедившись в истинности видения, отправилась на апостольский подвиг в Грузию. Трудно назвать другую проповедницу, столько потрудившуюся, явившую на себе силу благодати Христовой, свершающейся в немощи человеческой. Это стремление Нины найти заветный хитон Иисуса Христа, которому она поклонялась, никогда его не видав и оставив его в утешение другому, слабейшему по вере, поколению. Эти девически-чистые мечты о служении Богу, явление Богоматери с крестом из лозы, это отвержение мира, так много дававшего ей для жизни; этот приход в дальнюю страну, искание креста, первое чудесное крушение языческого капища, первые чудеса, дивное видение, обращение царя и царицы, крещение в быстротечной Куре Карталипского народа, это, наконец, новые труды в Кахетии, смерть в бедном шалаше, среди двух облагодетельствовавших ее народов, и в заключение это с великим правом принадлежащее ей имя «Равноапостольной» – имя, которым Святая Церковь венчает тех, кто обходил мир, проповедуя миру Христа, – все здесь чудно, все отрадно для всякой христианской души…

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

…Но распятых было трое, и крестов было найдено три. Как узнать, на каком именно был распят Иисус Христос? Мимо шла похоронная процессия. И святитель Макарий, глава Иерусалимской Церкви, предложил дерзновенное решение. По очереди каждый из крестов возложили на усопшую женщину. И когда ее коснулось Животворящее Древо, мертвая воскресла. Узнав о чуде, народ иерусалимский, верующие и неверующие, спешили к месту находки. Все просили епископа и духовенство поднять, воздвигнуть Крест, чтобы каждый мог хотя бы издали видеть его. Поддерживаемый под руки, святитель медленно начал поднимать Крест и, наконец, простер, воздвиг его высоко над толпой. Потому и церковный праздник обретения Креста называется Воздвижение. Оставив часть Животворящего Древа в Иерусалиме, Елена другую часть отправила в Константинополь, третью взяла с собой в Рим. Большой крест с частью подлинного Животворящего Древа и сегодня хранится как великая святыня в ризнице храма Гроба Господня. Освящение храма состоялось уже после кончины Елены – 13 сентября 335 года. День освящения был избран Константином не случайно. Помните? Это по римскому календарю «сентябрьские иды» – праздник языческой Капитолийской троицы – «храмовый праздник» того идольского капища, что соорудил когда-то Адриан над Гробом Воскресшего. Император Константин поступил более мудро: приурочил храмовый праздник христиан к тому же дню, укоренив отныне и навсегда славу Воскресения в самой толще религиозной памяти вчерашних язычников. Н.Н. Лисовой Святая равноапостольная Нина Просветительница Грузии, святая равноапостольная Нина, появилась на свет в конце III века нашей эры. Ее родиной была небольшая провинция Каппадокия, что на территории нынешней Турции. Отец Нины, военачальник Завулон, был родственником святому Георгию Победоносцу. А мать ее, Сусанна, приходилась родной сестрой Иерусалимскому Патриарху. Нина была единственным ребенком в семье. Отец святой Нины оставил о себе добрую память. Он одержал победу над галлами, а потом проявил милосердие к поверженным врагам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Молчать ли женщине в Церкви? Какое же место женщины в Церкви, и всегда ли ей нужно молчать? 27 января, 2016 Какое же место женщины в Церкви, и всегда ли ей нужно молчать? О том, как женщинам понимать и ощущать свою роль в Церкви – протоиерей Александр Немчинов. 27 января – день памяти святой равноапостольной Нины , христианской просветительницы Грузии. В 324 году христианство окончательно утвердилось в Грузии. Святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и на этом месте воздвигли первый в Грузии христианский храм в честь 12-ти святых Апостолов, именуемый Светицховели , что означает «Животворящий Столп». Святая Нина мирно отошла ко Господу на 67-м году жизни после 35 лет апостольских подвигов. О месте женщины в Церкви существует множество разных точек зрения . К ак же женщинам понимать и ощущать свою роль в Церкви – протоиерей Александр Немчинов, руководитель курсов катехизации Днепропетровской епархии, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы, муж и духовный наставник главного редактора православного женского журнала «Самарянка» – матушки Екатерины Немчиновой. Протоиерей Александр и матушка Екатерина Немчиновы Пример вырванности из контекста – Так когда, где и как нужно молчать женщине? – Слова апостола Павла «Жены ваши в церквах да молчат» (1 Кор. 14:34) из его Послания к Коринфянам касаются самого церковного собрания и священнодействия – в древности это было связано неразрывно. К личной жизни и быту они никакого отношения не имеют. Хотя и являются примером, когда апостольские слова вырывают из контекста и трактуют в широком смысле или применимо к ситуации. 70-е правило Шестого Вселенского Собора также подтверждает, что речь идет о молчании женщин именно на богослужении: «Не позволительно женам во время Божественныя литургии глаголати, но, по слову Апостола Павла, да молчат. Не повелеся бо им глаголати, но повиноватися, якоже и закон глаголет. Если же чему научиться хотят: в дому своих мужей да вопрошают». Святая равноапостольная Нина ведь тоже не была проповедницей за церковными богослужениями. И даже матушки-игуменьи, которые входят в алтарь, носят священнический крест, не читают проповеди в церкви. Но это не касается учительства как такового. И то, что сказал Ангел у Гроба Господня женам-мироносицам – это не призыв к миссионерству, это более целевое призвание. Ангел сказал сообщить апостолам о воскресении Иисуса Христа. А уже апостолы понесли эту весть «во все концы вселенной».

http://pravmir.ru/molchat-li-v-tserkvi/

Великий плод принесло слово святых жён-мироносиц: они первые приняли от ангела благую весть о Воскресении Христа и получили от Него повеление: «Проповедуйте апостолам!» (см.: Мф. 28:7 ). И слово проповеди принесло плод в жизнь вечную. Подобно им проповедовали Христа Воскресшего и святая Нинапросветительница Грузии, и святая Ольга – просветительница Руси, и другие равноапостольные жены. А были и жены, которые, подобно святой Нонне – матери Григория Богослова , святой Емилии – матери Василия Великого и Григория Нисского , Моники – матери блаженного Августина и многим другим, хотя и не проповедали племенам и народам, но сеяли Слово Божие в своих семьях и принесли плод сторицею в своих великих сыновьях. Совершенно иначе относятся к образу Божию в себе многие теперешние женщины. Полученные ими от Господа способности они используют для умножения ненависти, злобы и клеветы. Они замечают то, чего не видят мужчины, и данную им способность замечать мелочи они извратили, обратив её лишь на то, чтобы видеть только злое. Нет у них и воздержания в слове, и вместо того чтобы стяжать духовное безмолвие, они поступают по пословице: «Губы да зубы – два забора, а удержу нет!» Если мы хотим, чтобы сегодняшний день был для нас воистину праздником, то мы должны все свои способности обратить на служение Богу и ближним, потому что праздник состоит не в том, чтобы пребывать в праздности, но чтобы бодрствовать и служить Господу словом и делом. И если мы воистину чувствуем сегодняшний день праздником, то будем подражать тем, кому посвящён этот праздник, святым жёнам-мироносицам, в их апостольском служении – проповеди Евангелия. На каком бы поприще ни поставил вас Господь, вы всегда можете совершать великое дело – приводить ко Христу живые души, быть их ангелами хранителями, улавливать в них малейшие движения и обращать их на созидания этих душ. Дело тех жён, которые ныне пришли в храм и, сердцем приближаясь ко Гробу Господа, желают сами принести Ему посильные дары от своей души, есть прежде всего дело любви, той любви, о которой апостол говорит, что она вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит... николиже отпадает ( 1Кор. 13:7.8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Кроме св. Жен Мироносиц, память которых ныне совершается св. Церковью, и других великих и величайших, уподобившихся им в своей жизни, нам нужно вспомнить сегодня еще один образ женской души, девственной и устремленной к Небесному Жениху — Христу, который Господь дает в притчах о десяти девах (Мтф. 25, 1—13). Пять из них было мудрых и пять юродивых. Все они со светильниками в руках ожидали прихода Жениха, чтобы войти с Ним на брачный пир, но не все смогли войти, не все смогли принять участие в Его празднике. Разве мог быть праздник для юродивых дев в тот час, когда купив елей и возвратившись к чертогу Жениха, они нашли двери чертога запертыми и услышали глас Жениха: «не вем вас». И, конечно, есть праздник, для всех тех, кто хотя бы в последний, единонадесятый час входят со Христом в открытые двери Его брачного чертога; для всех, кто, подобно мудрым девам, идут духовным путем и борются за духовную жизнь. Помните, что каждый из нас получил от Бога тело и душу, созданную по образу и подобию Божию, и первая наша задача состоит в том, чтобы неповрежденным сохранить этот образ. Св. Отцы учат нас не искажать этого образа, не накладывать ни на лицо, ни на одежду нашу образа чуждого и не совлекаться образа Божия, не сбрасывать его с себя. Не забывайте, что настанет день, когда придет Господь и спросит каждого из нас: «Где Мой образ?» Нужно помнить, что сохранение в себе образа Божия начинается с сохранения языка. Не злословьте. Помните, что каждое произносимое вами слово недаром произносится. Оно сеется, чтобы принести плоды. Великий плод принесло слово Св. Жен Мироносиц: они первые приняли от Ангела благую весть о Воскресении Христа и получили от Него повеление: «Проповедите Апостолом». И слово проповеди принесло плод в жизнь вечную. Подобно им проповедывали Христа Воскресшаго и св. НинаПросветительница Грузии, и св. Ольга — Просветительница Руси и другие равноапостольные жены. А были и жены, которые подобно св. Нонне — матери Григория Богослова, Еми-лии — матери Василия Великого и Григория Нисского, Моники — матери Августина Блаженного и многим другим, хотя и не проповедывали племенам и народам, но сеяли слово Божие в своих семьях и принесли плод сторицею в своих великих сыновьях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010