В то же время св. Нина не переставала проповедовать слово Божие. С ней вместе трудились в этом деле и ученики ее, особенно Сидония и отец ее – Авиофар. Случилось в то время, что разболелась царица Нона, и сколько врачи ни лечили ее, болезнь только усиливалась. Тогда царице сказали о Нине, и о том, что она исцеляет всякие болезни, и она немедленно послала за нею. Св. Нина, желая испытать смирение царицы, ответила посланным, что если царица хочет быть здоровою, то пусть сама придет к ней в хижину, где силою Христовою и получит исцеление. Царица послушалась и велела отнести себя в хижину Нины. Там, в присутствии множества народа, св. Нина велела положить больную на свою постель и, с горячею молитвою к Господу, возложила крест свой на голову, ноги и оба плеча царицы, сотворивши, таким образом, на ней крестом крестное знамение. Тотчас же Нона встала совершенно здоровой; она уверовала во Христа, а св. Нину приблизила к себе, сделав ее постоянной своей собеседницей. Несмотря на такие благоприятные обстоятельства, вера христианская не могла еще беспрепятственно распространяться в Грузии. Царь иверский Мириам был сыном персидского царя и, имея тесные связи с персидским двором, боялся принятием христианской веры восстановить против себя Персию. В это же время, случилось, приехал из Персии к Мириаму один муж, близкий родственник персидского царя. Гость этот, живя у Мириама, сделался тяжко болен беснованием. Тогда Мириам, страшась гнева персидского царя, в случае смерти своего гостя, стал просить св. Нину исцелить больного. Когда же, по молитвам Нины, он сделался здоров, то уверовал во Христа и возвратился в страну свою христианином. Царь Мириам устрашился этого еще более, чем смерти своего родственника, потому что персидский царь был огнепоклонник и мог разгневаться за обращение своего родственника в христианскую веру. Под влиянием такого страха, Мириам задумал умертвить св. Нину и истребить всех христиан в своей земле. Однажды он отправился на охоту в лес, отстоявший от города в 20 верстах. Дорогой он стал говорить спутникам, что думает истребить всех исповедующих Христа, так как дозволением христианам проповедовать свою веру он навлекает на всю страну страшный гнев богов. Когда царь так говорил, вдруг ясный день превратился в непроглядную тьму и началась страшная буря, подобно той, какая была, когда сокрушен был идол Армаз. Блеск молний ослепил глаза царю; а страшный гром рассеял его спутников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Извещенный об этом царь немедленно пришел со множеством народа, использовали машины громадной силы, однако же, несмотря на это, при всех стараниях людей столп все-таки оставался неподвижен. Видя такое необычайное явление, царь и народ были удивлены и в недоумении спрашивали друг друга, что бы оно значило. Между тем день близился к концу, опечаленный царь удалился к себе, затем разошелся и весь народ, в саду оставались только св. Нина и двенадцать ее учениц. Блаженная обливала горячими слезами пень срубленного кедра. Наступила глубокая полночь. И вот, ученицы святой видят, будто обе стоящие друг против друга горы, на которых тогда были капища идолов Армаза 48 и Задена, обрушились, и каждая из них падала в текущие у их подножия реки: гора Армаз – в Куру, а Заден – в Арагву. И будто бы упавшие горы запрудили собой обе реки так, что Кура, выступая из высоких и крутых берегов своих, заливала собой город Мцхета, Арагва же заливала крепость Белтскую у самого Гартис-Карского прохода, или теснины, при этом были слышны ужасные, дикие вопли и страшные удары. Испуганные этим и не предполагая, что видят бесовское мечтание, ученицы св. Нины в страхе пустились бежать. Блаженная же Нина громким голосом остановила их, говоря: «Не бойтесь, сестры мои, напрасно вы страшитесь там, где нет никакого страха: горы стоят на своих местах, и реки текут покойно по своим руслам, и весь народ спит. Вот что я скажу вам. Вы видите, что разрушаются горы, – это правда, но только разрушаются не горы естественные, а горы неверия Карталинии, воздвигнутые диаволом, остановка же тех рек значит, что перестала течь невинная кровь детей, приносимая идолам в жертву и изливаемая пред ними; дикие голоса, слышанные вами, – это вопли диаволов: они жалобно воют, изгоняемые с этого покойного для них места крестной силой нашего Спасителя. Помолимся же, – заключила св. Нина, – все вместе Господу Богу нашему». По молитве голоса умолкли, и водворилась глубокая тишина. Святая же Нина продолжала стоять на молитве и с воздетыми к небу руками просила Бога об успешном окончании предпринятого царем святого дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слух о принятии народом грузинским христианства быстро распространился и охватил почти весь тогдашний христианский мир. Всюду прославляли Нину, ублажая её, как святую подвижницу. Апостольским трудом св. Нины христианство было утверждено только в одной части Грузии – в Карталинии. Ей предстоял теперь многотрудный подвиг обращения к вере Христовой другой части Грузии – Кахетии. С этой целью св. Нина, в сопровождении царского вельможи, священника Иакова и одного диакона, отправляется с проповедью Евангелия в горные страны к северу от Мцхета, где обитали чартальцы, пховельцы, цилканцы и гудамакарцы, которые враждебно отнеслись к проповедуемой им новой религии и отказались принять крещение, оставили свою страну и скрылись в неприступной Тушетии. Затем св. Нина со своими спутниками переправляется на левый берег Арагвы. Придя в Жалети, в местечко Эдем, обратила в христианство эрцо-тианетинцев. Отсюда она отправилась в Кахетию, где в присутствии созванных ею правителей страны проповедовала народу евангелие. Высоко-подвижническая жизнь св. равноапостольной Нины скоро обратила на себя внимание окрестных жителей. Каждый день приходили к ней толпы язычников, чтобы только послушать её вдохновенную проповедь о Христе. Кахетинцы легко приняли христианство, побуждаемые к этому, с одной стороны, примером царя Мириана, а с другой – слухом о тех бесчисленных чудесах, которые совершались в столичном городе Мцхете от животворящего столпа. Крещение над ними совершил священник Иаков, неразлучный спутник св. Нины в её подвигах и трудах, впоследствии второй архиепископ Грузии. Отсюда св. просветительница Иверии вступает в Кхуеты, где был город Бодиси (Бодбе), куда, узнав о её прибытии, является царица кизикинская Суджа (София) со своими подданными, телохранителями и слугами. Убеждённые её проповедью, все они принимают св. крещение, причём царица Суджа становится ревностной распространительницей христианства. Наконец, проповедью св. Нины оглашается и вся долина реки Алазани. После многолетних апостольских трудов, сделав всё, что только возможно было сделать слабым женским силам, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Тропарь, глас 4 Слова Божия служительнице,/во апостольстей проповеди первозванному Андpею/и прочим апостолом подpажавшая,/просветительнице Иверии и Духа Святаго цевнице,/святая равноапостольная Нино,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. Перевод: Слова Божия служительница, в апостольской проповеди первозванному Андрею и прочим Апостолам подражавшая, просветительница Иверии и лира Духа Святого, святая равноапостольная Нина, моли Христа Бога о спасении душ наших. Кондак, глас 2 Приидите днесь вси,/воспоим избранную от Христа/равноапостольную проповедницу Божия слова,/мудрую благовестницу,/люди Карталинии приведшу на путь живота и истины,/Богоматере ученицу,/усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу,//Нину прехвальную. Перевод: Придите сегодня все, воспоем избранную от Христа равноапостольную проповедницу Божия слова, мудрую благовестницу, народ Карталинии приведшую на путь жизни и истины, Богоматери ученицу, усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу, Нину прехвальную. Молитва О, всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистинну великое украшение Церкве Православный и изрядная похвало народу Иверийскому, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног. Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный крест, егоже ты обвила еси драгими власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов Святыя Церкве Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует народу нашему мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его Имя ныне,и присно,и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-rav...

Однако благодать Божия, «немощных исцеляющая и оскудевающим восполняющая» , скоро исцелила и эту болящую духом женщину. Царица расхворалась; и чем более усилий употребляли врачи, тем сильнее делалась болезнь; царица была при смерти. Тогда приближенные к ней женщины, видя великую опасность, стали упрашивать ее, чтобы она позвала странницу Нину, которая одною только молитвою к проповедуемому ею Богу исцеляет всякие недуги и болезни. Царица приказала привести к ней эту странницу: Святая Нина, испытывая веру и смирение царицы, сказала посланным: — Если царица хочет быть здоровой, пусть придет ко мне сюда в эту палатку, и я верую, что она получит здесь исцеление силою Христа, Бога моего. Царица повиновалась и приказала нести себя на носилках в палатку святой; следом за ней шли сын ее Рев и множество народа. Святая Нина, распорядившись, чтобы больную царицу положили на ее лиственное ложе, преклонила колена и усердно помолилась Господу, Врачу душ и тел. Потом, взяв свой крест, она положила его на голову больной, на ноги ее и на оба плеча и сделала, таким образом, на ней крестное знамение. Лишь только она совершила это, царица тотчас встала с одра болезни здоровой. Возблагодарив Господа Иисуса Христа, царица там же пред святой Ниной и народом — а после и дома, — пред супругом своим царем Мирианом — громко исповедала, что Христос есть истинный Бог. Она сделала святую Нину своею приближенною подругою и постоянной собеседницей, питая свою душу ее святыми поучениями. Потом царица приблизила к себе мудрого старца Авиафара и его дочь Сидонию, при чем научилась от них многому в вере и благочестии. Сам царь Мириан (сын персидского царя Хозроя и родоначальник в Грузии династии Сассанидов), еще медлил открыто исповедать Христа Богом, а старался, напротив, быть ревностным идолопоклонником. Однажды он вознамерился даже истребить исповедников Христовых и вместе с ними святую Нину, и это — по следующему случаю. Близкий родственник персидского царя, человек ученый и ревностный последователь Зороастрова учения, пришел в гости к Мириану и, спустя несколько времени, впал в тяжелый недуг беснования.

http://pravoslavie.ru/59035.html

а)  Не ради ли того, чтобы величайшими воздаяниями вознаградить претерпевших до конца, как сугубо воздал Иову то, что Он погубил? Но там, на небе, конечно, несравненно больше воздаст, ибо ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Господь любящим Его (1 Кор. 2, 9) и терпящим до конца!» Лучшего ответа и на наши, братия, вопросы о причине неповинных страданий не может быть. б)  Но что сказать, когда видим, что праведник страдает иногда и не от людей? Иной из добродетельных всю жизнь не имеет где преклонить главы; а иного, что и еще ужаснее, постигает иногда лютая и ужасная смерть. И мы тоже недоумеваем, что это значит? За что страдает праведник? О, братия, не смущайтесь и здесь; ибо хотя и неисповедимы пути промысла Божия, но они всегда ведут к благим целям, всегда служат к нашему спасению и блаженству. Один инок, пришедши в город, чтобы продать свое рукоделие, видел погребение некоторого злого вельможи и удивлялся тому, что беззаконника провожали с великой честью церковной и гражданской. Еще более поразило его то зрелище, какое увидел он, возвратясь в пустыню: благочестивый старец, наставник его, лежал там, растерзанный гиеной. «Господи, – взывал осиротевший пустынник, – почему этот злой вельможа сподобился столь славной смерти, а этот святой муж растерзан зверем?» Плачущему явился ангел и сказал: «Не плачь о твоем учителе. Злой вельможа имел одно доброе дело и за то сподобился честного погребения: но награда его только здесь, а там ожидает его казнь за все злые дела его. Напротив, твой наставник, хотя во всем был угоден Богу, однако у него был один порок, от которого он и очищен злой смертью» (Пролог, 21 июля). III. Итак, братия, ясно, что тот не имеет понятия о бесконечной любви к нам небесного Отца, кто дерзает упрекать Его в неправосудии и несострадании. Будем веровать, что минутная скорбь ведет к бесконечному блаженству, если она понесена с терпением и ради Бога; и будем помнить, что настанет время, когда Господь отрет все слезы с очей рабов Своих (Откр. 7, 17) навсегда. «Не скорби, – говорит святитель Димитрий Ростовский, – аще что не по воле сердца твоего деется в мире: не бо могут вся деятися по мысли твоей, якоже ты хощеши, понеже не вся хотения твоя бывают блага, ниже вся получения полезна… Ина воля Божия, ина же твоя, и судьбы Его различны, ихже ты не веси, не бо вся разумети можеши. Сего ради не скорби ни о единой вещи, но на Господа вся возлагай: возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику» (Димитрий Ростовский, ч. I, изд. 1857 г., стр. 398–399; сн. «Кормчий» за Поучение 2-е. Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Галина Перевозная 30 августа 2018, 09:13 мне понравилось, хороший слог, читается легко. Спасибо! Ирина 23 августа 2018, 16:38 Я не пойму, почему мать называют фарисейкой, а сына истинным христианином? Сын отца не к себе берет, не он ему еду готовить будет, трусы стирать. И свою жену этими хлопотами нагружать не хочет. Все на мать решил спихнуть.А матери зачем на старости лет такое? Да еще по сути с чужим человеком. Каждый имеет право выбора. И это не говорит о том, что она фарисейка. Она жизнь отдала на воспитание сына в одиночку. Светлана 21 августа 2018, 20:03 Грустный рассказ. Для главной героини ничего не совершилось, что бы вывело её из фарисейства...что бы растопило её нераскаянную по-настоящему, получается, обиду. Хорошо бы продолжение... У меня сложилось ощущение, что такие ситуации, это не благодатное исполнение прошения - это наоборот Бог отступается от человека, увидев, что он неспособен жить подлинно по-христиански. Но с другой стороны, Господь премудр и милостив, и даже тех людей, кто не может измениться, надеюсь - принимает... И удивительно хорошо изображен контраст между сыном - атеистом по имени и христианином по духу, и матерью, у которой всё наоборот. Это автору удалось. Ирина Гончарук 21 августа 2018, 15:06 Хорошо написано. Спасибо автору Галина 21 августа 2018, 13:11 Рассказ затронул. Думаю, что это испытание для нее было, проверка. Все это говорит о том, что молитвы ее Бог слышит.Ведь сын-то, в итоге, неплохой человек. Моя мама (кстати, ее звали Нина, как равноапостольную Нину,просветительницу Грузии),одна с двумя детьми осталась после развода, в 33 года (мне было 2, а сестра новорожденная). Но бабушка наша у нас доживала, а потом и дядя, мамин брат.И, хотя они с папой не были венчаны, т.к. он мусульманин, замуж больше не выходила и всю жизнь хранила ему верность. Бывает и такое испытание-всей жизнью. Маме недавно было 40 дней. Надеюсь, что Господь принял все ее жертвы и она в раю. Думаю, что и героиня рассказа проверку прошла, ведь мужа все же приняла.

http://pravoslavie.ru/114996.html

Господь помогает нам понять смысл истории, — и не только для того, чтобы мы могли вознести Ему благодарность за многие благодеяния, в том числе за проповедь о Нем великим мужами и женами, среди которых особое место занимает равноапостольная Нина, просветительница Грузии. Господь преподает нам эти уроки для того, чтобы у нас оттачивалось духовное зрение, чтобы мы видели смысл происходящего, понимали смысл истории, видели подлинное значение того, что происходит с нами в этой земной жизни. Потому что все, что происходит, имеет некий служебный характер — по отношению к тому, что будет; характер временный, преходящий — по отношению к тому, что вечно, что будет существовать всегда. Сегодня 34-я неделя по Пятидесятнице. В этот день мы читали Евангелие от Луки (Лк. 18:18-27), о котором вы уже слышали слова проповеди. Не буду возвращаться к самому повествованию, к архиважным мыслям, которые заключены в нем, а хочу обратить ваше внимание на то, на что мы обычно не обращаем внимания, читая этот Евангельский текст: «Подошел некто к Спасителю и говорит: Учитель благий, что мне нужно сделать, чтобы наследовать Царствие Божие?»  Внимание в этой фразе мы обращаем, конечно, на вопрос «что мне нужно делать, чтобы наследовать Царствие Божие?» Но не эти слова были самыми главными, хотя, конечно, они определили дальнейший ответ Спасителя. Господь не сразу отвечает на сам вопрос, но говорит: «Зачем ты называешь Меня благим, ибо только Бог благ». Этими словами Спаситель не отказывается от Своей Божественной природы, но Он обращается к человеку, который не знал, что Он являет Собой эту Божественную природу. В глазах того, кто спрашивал, Спаситель был обычным — может быть, выдающимся, — но обычным человеком. Именно приноравливаясь к пониманию вопрошающего, Господь и говорит: «Что ты называешь Меня благим, ибо благ только один Господь». И в послании к Колоссянам ( Кол. 3:12-16 ) мы сегодня слышали те же слова: «Вы, как избранники Божии, облекитесь во благость». Что же означает слово Божие о том, что «благ только один Господь»? Благость — это доброта, доброта в высшем смысле. Только один Бог добр в абсолютном измерении. Никто не обладает добротой вполне — в нашей человеческой доброте всегда есть червоточина. Даже у самых святых людей есть нечто, что эту доброту омрачает, — мысли, а, может быть, даже слова или поступки. Но абсолютно благим и добрым является только Сам Бог.

http://patriarchia.ru/db/text/2753303.ht...

княгиня Ольга русская, – преп. Евфросиния полоцкая, пр. Анна Кашинская... или равноапостольная Нинапросветительница Грузии и огромное множество других (см. мою брош.: «Чего ждут»... стр. 16–17. Там есть ссылки и на «Месяцесл.» архиеп. Сергия, и на 5-й т. «Правосл. Богосл. Энциклоп.» А. П. Лопухина , и на 41-й полут. «Энц. Слов.» Брокг. Ефр.)?... И разве все это и подобное, – повторяем, – может сколько-нибудь говорить о каком-либо унижении женщины в христианстве, как таковом? Не наоборот ли, г. Геккель? Не унижалась ли женщина там именно всегда, где христианство, его влияние ослабевало, отступало? Да, – там всегда женщина унижалась, – там всегда, в причинной связи с этим, ослабевали в соответственной степени и семейные узы и пр. Посмотрите для примера, напр., на современную Францию, где масоны и евреи деятельно искореняют христианство, даже и то в нем, что представляется высоко полезным и самим им, но что все же может напоминать о ненавистном им Господе нашем И. Христе. Не крайний ли упадок семьи, не крайнее ли унижение женщины являются для Франции как нельзя более характерными? Впрочем, посмотрите и на наше отечество... Тоже самое замечается и здесь в причинной опять-таки связи с упадком религиозной веры, с ослаблением христианских принципов... Чем более слабее влияние ненавистного Геккелям христианства, – чем более поднимают голову творцы «Саниных» и др. – г.г. Арцибашевы, Куприны, Л. Андреевы, Горькие... и вся эта нравственная грязь и мразь, развращающая читателей, особенно юношество..., – чем более овладевают вниманием публики безбожные социалисты с животною и даже зверскою этикою – все эти Бебели, Дитцгены, И. Гюйо, Каутские, Менгеры и т. п., – тем более и более принижается женщина, сводятся к нулю семья и её значение... Где женщина низведена в положение лишь животной самки, – где половые сношения поставлены на один уровень с половою жизнью скотского хлева, – где свободно и громко высказываются мечты о безнаказанности истребления утробного плода и прочих подобных же приемов и средств, лишь бы не стеснялись сверх-скотские склонности потерявших всякий стыд и совесть людей или точнее «бывших» людей?...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Кроме учительства, можно указать еще некоторые виды общественной деятельности, наиболее свойственные женщинам. Жизнь христианок апостольских и последующих времен может служить примером в этом отношении для современной женщины. Так, некоторые жены и девы разделяли проповеднические труды апостолов. Равноапостольная Нина была просветительницей Грузии. Было особенное сословие диаконисс, посвящавших себя на служение Церкви, свойственное для женщины. И в наши времена в иноверных странах и в нашей православной Руси многие женщины посвящают себя на служение миссионерское – как среди язычников, так и среди христиан, находящихся под властью нехристианских правительств, например в Палестине. Какой великий подвиг, какая честь была бы для нашей образованной женщины, если бы она посвятила себя на столь высокое и плодотворное служение миссионерское среди разноплеменных и разноверных инородцев, обитающих в пределах нашего обширного отечества! Есть и еще благотворный и весьма похвальный вид общественной деятельности для образованной женщины. Это – разного рода благотворительность. Примеры для этого представляет та же христианская древность. «Какие у христиан жены! – восклицали язычники при виде разнообразной благотворительной деятельности благочестивых христианок. – Они посещают в темницах страдальцев за веру, обмывают раны мучеников; они подбирают больных и умирающих, брошенных язычниками во время эпидемических болезней, закрывают глаза умирающим и погребают их, делаясь иногда сами жертвами своего человеколюбивого подвига. И все это делается во имя Христово, из любви ко Христу». Для такого рода благотворительности во имя Христово подавали прекрасный пример для других женщины высшего класса тогдашнего общества. Нельзя сказать, что современные нам женщины не занимаются делами благотворения. Но, к сожалению, велика разница между древней и современной благотворительностью. Прежде занимались делами благотворения как делом любви христианской, во имя Христово, – а ныне благотворят ради моды, из приличия: нельзя-де отставать от других. Прежде жертвовали своим, ныне жертвуют чужим; прежде творили милостыню ради Христа, а ныне стыдятся помянуть имя Христово – жертвуют для своей славы и для своего удовольствия. Не такова желательна благотворительность от истинно образованной и благовоспитанной женщины.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010