Часть из них – житейская мудрость (трудолюбие приводит к достатку, исполнение родительских советов способствует успеху и т.д.). С этим все ясно. Но что вообще говорится о праведниках? Иногда, действительно, речь идет об успехе и покровительстве: «не допустит Господь терпеть голод душе праведного» ( Притч 10:3 ). Но гораздо чаще, подробнее, проникновеннее говорит эта библейская книга об особом отношении Бога к праведнику и об итогах его земного пути: «Господь… сохраняет для праведных спасение» ( Притч 2:8 ); «праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней» ( Притч 2:21 ); «мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение» ( Притч 3:21 ); «память праведника пребудет благословенна» ( Притч 10:7 ); «труды праведного – к жизни, успех нечестивого – ко греху» ( Притч 10:16 ). Здесь, как правило, речь не идет о прекрасной, беспечальной жизни, но скорее о том, каков будет итог этой жизни. В конечном счете, праведники получат то, к чему стремятся – вот это Библия обещает совершенно твердо. Но эта победа не дается без борьбы, и тут лучшим примером могут служить истории патриархов – тех самых праведников, которым призваны подражать верующие. Для Авраама все началось с того, что Господь велел оставить ему свой дом, свою родню, свой дом, родные места и отправиться в дальнее странствие. Ему было обещано, что его потомки будут владеть прекрасной землей, но до старости он оставался бездетным, а обещанная ему земля при его жизни принадлежала другим людям. Странствия Авраама продолжили его сын Исаак и внук Иаков, их жизнь была полна тревог и опасностей, но она всегда протекала с Богом. Собственно, Библия иногда так и описывает жизнь праведника: он «ходит пред Богом». Не просто помнит о Нем и молится Ему, но каждый свой шаг делает в Его непосредственном присутствии. А шагов этих может быть очень много, и они могут быть разными, и далеко не всегда бесспорными. Праведник – такой же человек, как и мы, только для него безусловная высшая ценность – Бог, и Он же – высшая награда, которая обещана ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

— Чем возлюбленный твой лучше других возлюбленных, прекраснейшая из женщин? Чем возлюбленный твой лучше других, что ты заклинаешь нас? — Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других: голова его — чистое золото; кудри его волнистые, черные, как ворон; глаза его — как голуби при потоках вод, купающиеся в молоке, сидящие в довольстве; щеки его — цветник ароматный, гряды благовонных растений; губы его — лилии, источают текучую мирру…» . Саломия невольно прислушалась. Эти слова она знала наизусть и не раз певала на свадьбах. Но теперь, когда дело коснулось ее самой, песня вдруг обрела совсем новое значение. Саломия до сих пор не видела своего жениха, и слова песни заставили ее еще раз задаться вопросом: «Какой он, мой будущий муж?» В Капернаум договариваться о помолвке и свадьбе вместе с отцом ездил Иаков, брат Саломии. Но разве от него, всегда такого молчаливого и серьезного юноши, можно добиться какого-нибудь вразумительного ответа? На расспросы сестры о женихе он отвечал односложно: «Обычный человек, как и все». А когда она все же попыталась выяснить у Иакова, красив ли ее жених, брат удивленно поднял на нее глаза: «Разве я девушка, чтобы видеть красоту мужчин?» Какую девушку не волнует ее судьба в супружестве?! Но выбор своего отца Саломия восприняла как волю Божию. Теперь, покорная родительскому благословению, она шла навстречу своей судьбе с трепетным замиранием сердца. Вслед за невестой шли ее братья, отец и родственники. Иосифа, мужа, славного своим благочестием и добротою души, знали далеко за пределами его родного города. Сейчас он пребывал в глубокой задумчивости. Его жена Саломия умерла, когда дочери, названной в честь матери, едва минуло девять лет. Ему самому шел уже шестой десяток и о женитьбе после смерти любимой жены он не помышлял. Все домашнее хозяйство, а заодно и забота о младших братьях лежала на плечах Саломии. Справлялась она с хозяйством неплохо. Но когда Саломии минул тринадцатый год, Иосиф стал подбирать ей жениха. Как ни грустно было расставаться с дочерью, заменившей своим братьям мать, но нехорошо девушку, пришедшую в возраст невесты, задерживать в доме .

http://pravoslavie.ru/30251.html

Это размышление не переносит ли наши мысли в ту храмину в Ливадии, где напутственный святыми таинствами, в благоговейном настроении духа, с покорностью воле Божией, на руках Супруги и Сына Своего предавал Богу Свою душу Благочестивейший Государь наш Император Александр Александрович? Не почило ли здесь родительское благословение на Сыне Его, „проникшемся заветами Родителя своего“ и на отечестве нашем, которое Почивший „любил всеми силами своей русской души и на благоденствие которого полагал – все свои помыслы, не щадя ни здоровья Своего, ни жизни“ 17 . Мы не знаем тайны последних бесед Почившего Царя с Сыном, принявшим Его царство, но Его глубокая вера, благочестие и признанные всем миром великие добродетели Его убеждают нас, что мы не погрешим против истины, если облечем смысл и силу Его последнего благословения словами Царя Давида, сказанными Сыну Его Соломону: „вот я отхожу в путь всей земли, ты же будь тверд и мужествен, и храни завет Господа Бога твоего, ходи путями Его и соблюдай уставы Его и заповеди Его..., чтобы быть тебе благоразумным во всем, что ни будешь делать и везде куда ни обратишься ( 3Цар. 11, 2, 3 ). И ты, Соломон, сын мой, знай Бога отца твоего и служи Ему от всего сердца и от всей души; ибо Господь испытует сердца знает все движения мыслей. Если будешь искать Его, то найдешь Его, а если оставишь Его, Он оставит тебя навсегда“ (1Парал.18,9). И если Благочестивейший Государь наш Николай Александрович „проникся“, как Сам благоволил изречь в своем Манифесте, подобными заветами и „приял священный обет пред лицем Всевышняго“ соблюдать их, то не должны ли мы, при благоговейном воспоминании о Почившем, дать место в сердцах наших радости о воцарившемся Государе нашем? – Он получил в наследство не маленький участок земли, как Иосиф от отца своего Иакова, но величайшее в мире царство твердое и благоустроенное. Он приял царство, успокоенное не от набегов мелких хищных племен, как Соломон от Давида, но умиротворенное с величайшими державами мира и возвышенное общим от них уважением. Он получил от отца своего завет не построить один только храм Богу истинному, для одного народа, в чаянии только в отдаленном будущем просвещения мира истинным богопознанием, но „завет“ – хранить и защищать святую вселенскую Православную Церковь и утверждать благочестие в стомиллионном народе. Можем ли мы не праздновать радостно в честь Его народных торжеств и не взирать с надеждами на будущее нашего отечества, когда оно предано благословением Почившего, вместе с возлюбленным Сыном Его, Благочестивейшим Государем нашим, Божию покровительству?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Православная стенгазета 45 (307) В номере: 7 ноября — Димитриевская родительская суббота, Евангельское чтение. Проповедь митрополита Антония Сурожского, Что такое родительская суббота? Соболезнования Святейшего Патриарха Кирилла в связи с авиакатастрофой в Египте, Кого мы любим, любя себя и ближнего? 6 ноября, 2015 В номере: 7 ноября — Димитриевская родительская суббота, Евангельское чтение. Проповедь митрополита Антония Сурожского, Что такое родительская суббота? Соболезнования Святейшего Патриарха Кирилла в связи с авиакатастрофой в Египте, Кого мы любим, любя себя и ближнего? В номере: — 7 ноября — Димитриевская родительская суббота — Евангельское чтение. Проповедь митрополита Антония Сурожского — Что такое родительская суббота? — Соболезнования Святейшего Патриарха Кирилла в связи с авиакатастрофой в Египте — Кого мы любим, любя себя и ближнего? Выпуск от 06 ноября 2015 года. Скачать Нужен только принтер. 8 листов раз в неделю распечатать и повесить в притворе по благословению настоятеля. Взгляд прохожего зацепится, он остановится, почитает. Задумается. Пора переходить от слов к делу. Даже если только одному человеку чтение этой стенгазеты в чем-то поможет, значит, все не напрасно. Значит, и вы внесли свой вклад в дело миссии. Стенгазета издается при участии Синодального Информационного отдела Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл призвал использовать стенгазету портала «Правмир» в приходском служении Присылайте фотографии стенгазет на адрес gazeta@pravmir.ru Нам очень нужны ваши отзывы! Подписаться на рассылку Правмира (включающую в себя анонс новых выпусков Газеты) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 28 февраля, 2024

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-stengaze...

Казалось бы, довольно было сказать: чти отца твоего и матерь твою. Можно ли не слушать Бога повелевающего? Не священна ли сама по себе обязанность почитать родителей? Но Господь Бог благоволил еще присовокупить к ней и обетование: да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. Видно, и в очах Божиих особенно важна обязанность почитания родителей, когда к исполнению оной Господь побуждает детей обещанием им благополучной и долгоденственной жизни. И конечно так, от почитания родителей зависит благоденствие целого дома и семейства (в этом каждый согласится), а от благоденствия домов и семейств зависит благоденствие и целого государства; ибо государство есть не что иное, как одно большое семейство народа, у которого отец есть царь. Да благо ти будет, говорит Господь, и да долголетен будеши на земли. Общее благополучие есть уже благополучие каждого; но Господь обещает особо каждому почтительному сыну благополучие и долгоденствие. И это дарует детям именно через родителей. Ведь вы знаете, братие, священный обычай, по которому родители благословляют детей, разве благословение родительское имеет малое значение? Повторим слова премудрого сына Сирахова: чти отца твоего и матерь, да найдет ти благословение от них. Значит, благословение родительское есть источник благополучия для детей, и великий дар от Бога. Именно так. Благонравные дети, почитающие своих родителей и повинующиеся им, в благословении родительском получают залог домашнего благоденствия, спокойствия, довольства и умножения потомства. Благословение отчее утверждает дома чад ( Сир.3:9 ), говорит тот же наставник. Им дается и жизнь, преимущественно долголетняя. Так, братие, чрез благословение родительское почивает благословение Божие на тех детях, которые чтут своих родителей, и бывает для них виною не только временного благополучия, но и вечного блаженства за пределами сей жизни. А что, если дети не чтут своих родителей и не повинуются им, да еще и причиняют им словом или делом досаждения, огорчения, обиды? Таковым детям слово Божие угрожает проклятием и смертью, конечно не одною временною, но и вечною. Проклят Господем раздражаяй матерь свою ( Сир.3:16 ). Иже злословит отца своего или матерь свою, смертию да умрет ( Исх.21:16 ). Страшные прещения! Да слышат дети, и да блюдут со всею верностью заповедь Божию о почитании родителей.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Дети, я люблю вас духовно, потому что вы приготовили себя к Царству Небесному и умолили Бога, чтобы Он был для вас Тем же, Кто Он есть для отца вашего, чтобы Он переселил вас в то же место, в которое переселится отец ваш, чтобы дал вам то же благословение, которое дал отцу вашему, и, наконец, чтобы удостоил вас той же славы, которой удостоил отца вашего. Вы за послушание сделались сынами Божиими и получили благословение посредством истинного усыновления, потому что послушные дети по праву наследства обыкновенно получают от родителей своих богатство, благословение и даже самые их добродетели. Молитвы, которые воссылают послушные дети к Богу, подобны молитвам их родителей: они делают их наследниками добродетелей, которыми украшаются родители их. Так, молитвы Иакова во всем подобны были молитвам его родителей, и потому благословение Божие, данное родителям его, перешло и на него и он удостоился видеть ту духовную лествицу, по которой восходили и нисходили Ангелы. Но прежде, нежели он получил благословение своих родителей, не видел ни одного Ангела; получив же родительское благословение, увидел Ангелов и был благословлен ими. Истинные и благоразумные дети знают, что они не могут иметь никакой добродетели, если не получат благословения от своих родителей. Посему они стараются оказывать послушание родителям и просят их, чтобы они благословили их, потому что родительское благословение дает им возможность видеть полки Ангелов и через то укрепиться навсегда в добродетели. Так апостол Павел видением Ангелов утвердился в любви к Иисусу Христу. Кто ны разлучит от любве Божия? – говорил он. – Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч?.. Ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни Начала, ниже Силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем ( Рим. 8:35,38–39 ). Смотрите, возлюбленные мои, как те люди, которые утвердились в любви к Богу, ничем не могут быть удалены от Бога. Я желаю, чтобы и вы были подобны апостолу Павлу.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Благословение распадается на четыре части. Давайте плод. Здесь употреблено слово (пру). Плодиться – это значит вступать в брак. Тут благословлены брачные отношения мужчины и женщины. Множьтесь. Здесь употреблено слово (рву). «Рву» – это не просто умножить число, но предполагается, что родители отпечатываются в детях, а дети несут в себе образ родителей. «Рву» – это духовный образ, выработанный мужем и женой и переданный детям, это передаваемая родительская культура, семейственность. «Рву» связано с «пру» и обеспечивает его. Семья есть основание и оправдание брачных отношений мужчины и женщины. Благословлена семья. Наполняйте землю. Распространение людей и наполнение земли возможны только сообща, люди должны составить общество. Благословлена общественная жизнь человека. И ее (землю) покоряйте. Не «адама», а «арец» – общее понятие земли («арец»). Благословлено право собственности человека на землю. Человек обладает своей землей, участком своей земли. Брак, семья и общество – условия права на земельную собственность. Таковы рассуждения равви Бермана о Божием благословении человеку. Они несут на себе отпечаток земной мудрости, но являются при этом тем прекрасным буквальным земным разумением, земной почвой, на которой произрастают духоносные толкования св. отцов. К тому же, отчетливо показано благословение брака, семьи, общества и обладания землей. Нам неведомо, как бы все это было, не случись грехопадения, но ведомо, что это, в некоей непорочной форме, все было бы, ибо благословлено Богом, как начало пути человека. Это благословение Божие не уничтожилось и проклятием, и продолжает цвести среди терниев греха, будучи неким задатком грядущего (и уже сущего) пакибытия. Первое Божие благословение человеку: Плодитесь и размножайтесь... Это благословение брака, благословение продолжения рода человеческого. Св. Филарет Московский : «Обетованием умножения рода Бог дает человеку силу производить подобных себе... И поскольку каждый рождается со способностью рождать, то нет сомнения, что в Адаме получил сие благословение весь род человеческий. Оно сохранилось и среди всеобщего проклятия, ибо глубоко насаждено в природе человека. Впрочем, те, которые рождают чада в нечистоте побуждений, смешивают свое проклятое с источником Божия благословения. Злоупотребление тем достойнейшее гнева Божия, чем святее дар Божий " 157 . Таким образом, по св. Филарету, чадородие есть Божие благословение, действующее во всех поколениях и служащее основой бытия человеческого рода. Ныне же, Божие благословение «смешано» с последствиями проклятия за грех . Далее св. Филарет говорит, что «обетование многочадия не должно принимать за повеление, полагающее необходимую обязанность рождать детей» 158 . Чадородие обязательно для человеческого рода, но не обязательно для каждого, конкретно, человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

При вступлении детей в брак, родительская заботливость необходимо сосредоточивается на будущем участи сына, или дочери, на устроении их семейственного благополучия. К естественно-необходимому для брака детей условию согласию родителей, в христианстве справедливо присовокупляется и благословение от полноты родительской любви, которая не может не желать своему чаду возможного в жизни временной благополучия, не может не призывать милости Бога щедрот на начаток сего благополучия. Благословение родительское в сем случае предшествует благословению церковному и соединяется с сим благословением, и брак христианский издревле у Церковных Писателей 416 называется благословенным, равно как имя благословенных переносится и на самих новобрачных. Благословение родительское, освящаемое и утверждаемое молитвою 417 и тайнодействием церковным, приемлемое благоговейным и верующим сердцем благословляемых, служить основою доброй, чуждой возмущений супружеской жизни и домашнего благосостояния чад. Когда вступающий в брак лишён родительского благословения потому, что смерть похитила у него родителей: то место их в брачном благословении заступают или восприемники его, или родственники, или и посторонние благожелательные люди; очевидно, что и благословение сиих лиц, заступающих место родителей, для веры имеет то же значение, как и благословение родительское, как внушённое христианскою любовью и благожеланием к благословляемым. Священное Писание Ветхого Завета представляет нам примеры родительского благословения предсмертного. Высота духовного служения ветхозаветных Патриархов и обилие духовных дарований, которыми их наделял Господь, соделывали и предсмертное благословение их особенно знаменательный, пророчественным. Благословение, данное Ноем сынам его после того, как он по опыту узнал их качества, справедливо может быть рассматриваемо вместе с благословениями родительскими предсмертными, потому что заключает в себе решительное изображение будущей участи потомства сынов, и Бытописатель, изложив благословение Ноя, непосредственно переходит к слову о кончине его 418 . В благословении, данном Симу, Ной предвозвещает сохранение истинной веры в потомстве Сима и даже самое явление Бога во плоти среди сего потомства. Благословение, данное Иафету, заключает в себе по преимуществу обетование благ земных, – умножение, распространение потомства. Предрекая потомству Сима и Иафета господство над потомками Хама, Ной говорит в особенности о потомстве Иафета: и да вселится в селениих Симовых. По свидетельству Истории, значение патриархов израильских и всего Израильского народа, как поколения Симова, среди язычников, отношение Израильтян к Хананеям, потомству Хама, – и значение Европейцев, как отрасли Иафетовой, для прочих племён земли, согласуются вполне со смыслом благословения Ноева 419 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Ну, это не благодаря отсутствию родительского благословения вы живете вместе 26 лет, а вопреки отсутствию родительского благословения. Потому что родители у нас – это Господь, и он нас благословил. Но при этом в чине венчания есть такие слова, что молитвы родителей укрепляют основание домов. – Это если родители молятся. – Да, именно так. Поэтому, конечно, смысл благословения только тогда, когда родители молятся, к Богу обращаются и всячески стараются содействовать, быть проводниками воли Божией, содействовать миру, взаимопониманию. Вот пришла дочка к мамке, жалуется, та ей носовой платочек дает, вытирает сопли, и говорит: «Ну что дочь, поплакала – иди к своему мужу», вот и все. – У нас по поводу родительского благословения есть семейная история, шутка. Ванька мой спрашивает меня как-то: «Вот брат мой старший встретит девушку. Завтра они к тебе придут, папа, и скажут: «Мы женимся». Что будешь делать»? Я говорю: «Ваня, возьму икону большую, поставлю их на колени…» Ваня радуется и кричит «Ну, да. И долбанешь их иконой прямо по голове!». – Ну да, может быть и надо долбануть по голове иконой. Сын Божий говорит, что надлежит исполнить всякую правду. А в браке, в отношениях между мужчиной и женщиной уж и тем более – всякую правду. В ЗАГСе – это перед обществом, перед людьми мы объявляем друг друга мужем и женой. Я говорю: «Это моя жена», она говорит: «Это мой муж», перед обществом. А венчание – это перед Богом объявляем. И еще приглашаем Бога в свою семью. В качестве кого? В качестве главы семьи. А кого же еще? Глава семьи – Господь, это же понятно, а не муж. Так что женская часть ваших читателей теперь будет сразу радоваться, что глава семьи не муж, а Господь. Слышали? Вот так вот. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/pravoslavnye-genschiny...

Родительское благословение имеет большое значение. Нередко в силу собственной неопытности, в силу чрезмерно позитивного восприятия мира люди не видят возможных проблем и ошибаются в выборе спутника жизни. В молодом возрасте такие ошибки совершаются чаще, ведь людей переполняют эмоции. Поэтому одобрение и благословение родителей необходимы. Стоит помнить о том, что Богом дана заповедь о почитании родителей, следовательно, мы должны сохранить с ними хорошие отношения. Их молитва играет огромную роль. И если есть родительское благословение, то, скорее всего, многие проблемы семейной жизни можно будет обойти. Как минимум, родители просто смогут принять нового человека, будет меньше поводов для конфликтов в дальнейшем. Бывает и так, что молодой семье требуется помощь – за ней молодым, возможно, придется обращаться к родителям. И если брак имеет родительское благословение, помощь будет оказана. А если такого благословения нет, вполне возможно, что молодая семья перестанет общаться с родителями. Конечно, такие отношения являются греховными и недопустимы для православного человека. Поэтому я всегда за то, чтобы был мир между молодыми супругами и их родителями, чтоб мы избегали конфликтов. Родители в большинстве своем любят своих детей, желают им добра и хотят помочь. Не нужно этим пренебрегать, ведь они имеют больший жизненный опыт. Но эта помощь должна оказываться в разумных пределах, без давления. – Стоит ли вообще прислушиваться к мнению родителей при выборе супруга, знакомить их с ним заранее? – Знакомить надо, и это не какое-то обязательство по вступлению в брак. Это нужно для того, чтобы родители знали, с кем общается их сын или дочь, какие у них дальнейшие планы. Это поможет родителям, любящим своего ребенка, спокойнее принять, осознать, что он теперь создает семью, что он будет жить отдельно. Если они увидят, тот с кем их ребенок создает семью, верующий, хороший, адекватный человек, они будут этому только рады. А если момент знакомства отложить, если им сделать «сюрприз», все это может привести к большим проблемам, и даже не потому, что человек плохой, а потому что родители его просто не знают.

http://azbyka.ru/semya/ierej-antonij-rus...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010