Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Дмитриевская Родительская поминальная суббота Двадцать восьмого октября у нас — Дмитриевская Родительская поминальная суббота. Родительская — потому что Церковь призывает в этот день поминать умерших родных; а Дмитриевская — потому что поминаем мы не только близких, но и погибших во всех войнах (в том числе и в 1380 году на поле Куликовом при князе Дмитрии Донском), и всех от века скончавшихся. Триста лет наше Отечество находилось под страшным татаро-монгольским игом. Кроме непосильной дани, наши предки периодически испытывали набеги крымских татар на отдельные княжества. Разорялись города и села, а люди уводились на невольничьи рынки, в страшный плен. Страна делилась на множество отдельных княжеств, каждое из которых стремилось быть независимым. Татары легко одолевали разрозненную страну. И вот 614 лет назад великий князь Дмитрий Донской вместе со своей малой дружиной прибыл в Троицкую Лавру к преподобному Сергию Радонежскому, прося благословения начать борьбу с коварным врагом. Великий святой не только благословил Дмитрия на грядущий бой, но и предсказал трудную, но блестящую победу. Из числа монахов старец выделил князю иноков Пересвета и Ослябю в качестве телохранителей в грядущем сражении. Впоследствии Господь прославил как самого князя, так и двух его телохранителей великими чудесами по молитвам к ним. Поэтому Церковь Христова, констатируя Божественный Промысел, причислила их к лику святых. Итак, преподобный Сергий в ветхом подряснике, босой, с посохом в руках стал обходить столицы враждующих русских княжеств. Он с любовию и строгостию уговаривал князей дружно выступить со своими войсками против общего врага — крымского хана. Наступил 1380 год. Как мелкие ручьи, отряды князей стекались в полки Дмитрия Донского, образуя великое войско, расположившееся на Куликовом поле. В это время в Крыму татарский полководец Мамай свергнул последнего чингизида и после отвратительных и ужасных издевательств умертвил его, заняв трон крымского хана. Получив известие, что сбираются русские полки, Мамай нанял в подмогу солдат-литовцев и выступил навстречу Дмитрию Донскому.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Разделы портала «Азбука веры» Благословение – 1) действие Божие, выражающееся в низведении особых благостей, милостей на человека , (группу людей, семью, род. народ и т. п.); 2) священнодействие, совершаемое пастырем ( архипастырем ), направленное на призывание Божественной благодати , Божественной помощи; 3) разрешение пастыря, духовного наставника на совершение предполагаемого действия, поступка, на выбор образа поведения подопечного; 4) одобрение (пример: родительское благословение на брак сына с такой-то невестой); 5) (Бога) хвала Богу (см. напр. Великое славословие ). Формы благословения: Священнослужители (то есть люди, получившие через таинство Священства благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой) – епископы (архиереи) и священники (иереи) осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением. Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос . Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением. Когда в храме священнослужители осеняют народ крестом или Евангелием, образом или чашей, то все крестятся и совершают поясной поклон, а когда осеняют свечами, благословляют рукой или кадят, произносят слова общего благословения «Мир всем» и другие, то необходимо совершить поясной поклон без крестного знамения. Чтобы получить лично благословение от священника (епископа), следует сложить ладони крестом: правую на левую ладонями вверх, произнося слова: « Благословите, батюшка (или Владыка – епископу )» . Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, – целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя. Как говорит святитель Иоанн Златоуст – «Не человек благословляет, а Бог его рукою и устами». Это ясно из слов священника, который преподает благословение: «Бог благословит!». Родительское благословение представляет собой крестообразное осенение иконой (например, жениха и невесты их родителями перед венчанием).

http://azbyka.ru/blagoslovenie

Вопросы о вере и спасении. Для чего и где ставят поклонные кресты? 02.07.2021 11:54:50 Слушать:  http://radonezh.ru/radio/2021/06/15/21-00 о. Фёдор: - Добрый день, дорогие слушатели! В эфире отец Федор Бородин, настоятель храма Косьмы и Дамиана на Маросейке. Сегодня буду отвечать на ваши вопросы. Вопрос: - Как правильно благословлять детей на каждый день? о. Фёдор: - Родительское благословение - великая сила. Можно вспомнить слова из чина венчания, где произносится молитва родителей. «Зане молитвы родителей утверждают основания домов». Благословение родителей надо преподавать, стесняются этого дети или нет. Маленькие радуются этому. Потом они стесняются помощи, опеки и благословения. Но нужно сложить три пальца во имя святой Троицы на деснице, сердцем и умом вознести молитвы к Богу, и осуществить то, о чем мы все время молимся, когда в храме слышим малую ектенью: сами себя и другу друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Предать попечению, охране Божией, благословению Его детей. Родитель как священник не сам благословляет, он молится о низведении благодати Божией, то есть помогающей силы Божией на человека, а эту власть родители имеют. Если сегодня вы сегодня ребенка не видите, он уехал, служит в армии или живет не с вами, призовите помощь Божию, произнесите молитву, повернитесь в ту сторону, где он находится, и благословите его - расстояние благодати не помеха. А родительское благословение пребудет с вашим чадом. Вопрос: - Я разведен, не был венчан, хотелось бы найти свою половину, кому помолиться, хочется иметь семью детей. о. Фёдор: - Человеку, который в разводе, у которого была семья и не сохранилась, в чем-то труднее создать семью. Труднее потому, что Господь сотворил так, что всё, что нужно познать в женщине мужчине, есть в одной женщине и наоборот. Самые светлые, чистые союзы - те, когда один раз и навечно. Мы знаем, что любовь пребывает вовек, по слову апостола Павла. По слову Христа, в Царствии Небесном не женятся, но любовь сохранится. А тут на душе есть рана.

http://radonezh.ru/2021/07/02/voprosy-o-...

Вопрос: Отец моего мужа ушел из семьи. С тех пор мать против общения отца с сыном. Муж продолжает общаться с отцом, но когда свекровь узнала об этом, прокляла всю нашу семью. Мы молимся о ее здравии, об избавлении ее души от злобы и ненависти, но душевного покоя нет. Посоветуйте, как избавиться от материнского проклятия. Говорят, что оно самое сильное. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Проклятие – лишение благословения и осуждение на бедствия. Власть эта принадлежит исключительно Богу. Однако еще в древнейшие библейские времена Господь дал особую духовную власть некоторым праведником благословлять или проклинать. Такая власть была у патриархов, а затем у пророков. Родителям Господь дал особую духовную и нравственную власть над детьми. По мнению святителя Иоанна Златоуста, она предполагается самим происхождением детей. «Власть родителей над детьми имеет свое начало от самой природы. Такая честь им есть награда за болезни рождения» (Восемь слов на книгу Бытия. Слово IV). Основанием этой власти является также сугубая ответственность родителей за воспитание детей. Их отношения должны строиться по образу наших отношений с Богом. Цель нашей духовной жизни – быть достойными того высочайшего звания, о котором говорит святой апостол Павел: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа»(Гал. 4: 7). Мы, люди Нового Завета, «приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!”» (Рим. 8: 15). Слово «авва» арамейского языка соответствует нашему «папа» – доверительному обращению детей к отцу. На этой родительской власти, правильно применяемой, основано духовно-нравственное воспитание детей. Без этой власти родители не могут выполнить свои обязанности перед детьми. Архимандрит Кирилл (Павлов) в слове «О почитании родителей» говорит: «Известно немало историй, подтверждающих реальную силу власти родителей над детьми. Множество есть таких примеров, когда родительское благословение низводило благодать на души своих детей. И наоборот, проклятие родительское подвергало ужасным страданиям, мучениям детей непокорных.

http://pravoslavie.ru/33828.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Родительский крест преподобного Светлой памяти Лидии Соколовой (29.03.1948 - 16.06.2016) 05.04.2024 472 Время на чтение 3 минуты 3 апреля - память прп.Серафима Вырицкого 5 апреля - память мц.Лидии Почти двадцать лет назад попечением Свято-Троицкой Александро-Невской лавры и по благословению ее тогдашнего наместника архимандрита Назария (Лавриненко) вышла в свет книга петербургского исследователя Л.И.Соколовой " Приходите к нему на могилку " (СПб, 2005), посвященная ранее неизвестным страницам жития преподобного Серафима Вырицкого. Написанию книги предшествовали поездки по местам, связанным с жизнью святого, и кропотливая архивная работа. Вместе с автором мы попадаем на родину преподобного - в деревню Вахромеево Арефинской волости Ярославской губернии. Правда, теперь здесь, увы, - лесная поляна, но, благодаря с любовью созданным описаниям русского деревни, ее уклада и традиций, мы можем представить босоногого мальчика в росистых полях родного села, ставшего молитвенником за всю Россию. В соседнем селе - Спасском на Ухре - от Преображенской церкви, где был крещен Василий Муравьев (будущий преподобный Серафим), остались развалины, но на месте алтарной части благочестивые земляки воздвигли поклонный крест. На сельском кладбище сохранилась могила родителя преподобного Серафима - Николая Ивановича Муравьева (+ 1876), которого сын лишился десяти лет отроду. Мы побываем в Рыбинске, на родине матушки о.Серафима - Ольги Ивановны, будущей схимонахини Серафимы, познакомимся с прошлым и настоящим этого города, занимавшего важную роль в жизни святого. Неспешный рассказ, повествующий о жизни купеческой семьи Муравьевых, приводит нас к знакомству с тайной скорбью этих благочестивых родителей, чей единственный сын Николай отпал от отеческой веры, перейдя в католичество. Каждый родитель знает: неблагополучие детей - особая боль. На этом поле мы беззащитны и наиболее уязвимы. В этой скорби, как в любом большом горе, становится яснее ясного, что помощь нам может подать един Господь Бог. Тем более, в то время, когда дети становятся взрослыми. Поэтому не приходится удивляться решению о совместном монашеском постриге четы Муравьевых. (Хотя не стоит забывать, что монашество было предсказано и благословлено Василию Муравьеву преподобным Варнавой Гефсиманским еще в молодости).

http://ruskline.ru/analitika/2005/10/25/...

Слово в день тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА. О родительсном благословении. Делом и словом чти отца твоего и матерь, да найдет ти благословение от них. Благословение бо отчее утверждает домы чад, клятва же матерняя искореняет до основания. ( Сир. 3, 8. 9 ). По горделивому духу нашего времени молодые поколения ныне вообще неуважительно относятся к старшим. Нередко и самые дети оказываются непочтительными к родителям и невнимательными к их власти и правам на послушание и покорность со стороны детей. Иногда своеволие и противление родителям оправдывается мнимо учеными рассуждениями о правах человеческой личности, о свободе и преимуществах образования новых поколений сравнительно с прежними, об особенных условиях современной жизни, об обязательности новых обычаев и т. п., но Божественное Откровение одним словом разрушает все подобные рассуждения, всегда отзывающиеся утратою естественного чувства любви к родителям и благодарности за их попечения при воспитании. Оно только присоединяет к пятой заповеди десятословия обетования награды исполнителям ее, и следовательно неизбежность гнева Божия на ее нарушителей. Если хочешь долго и счастливо жить на земле, говорит эта заповедь, – чти отца твоего и матерь; если хочешь благоденствовать со всем своим домом и потомством, говорит библейский истолкователь этой заповеди Иисус сын Сирахов, – „делом и словом чти отца твоего и матерь“, потому что в их руках для тебя благословение на благоденствие, и проклятие, которое сильно „искоренить твой дом до основания“. Чтобы понять все легкомыслие неопытной юности, возмущающейся против власти родительской, и всю опасность, угрожающую ей от противления этой власти, полезно разъяснить истинное значение и силу родительского благословения. Размышление о нем сообщить нам особое утешение при настоящем торжестве нашем в честь Благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Александровича, на которое еще ложится тень неотразимых печальных воспоминаний о недавней кончине Его великого Родителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

28 октября 2010 г. Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов, +20.10.2010) Ночью 20 октября на сорок восьмом году жизни скончался Преосвященнейший Тихон, епископ Архангельский и Холмогорский. Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон (в миру Николай Владимирович Степанов) родился 2 марта 1963 года в городе Костроме в многодетной семье священника. С малых лет будущий архипастырь был окружен родительской любовью, заботой. Мудрый и ревностный в вере родитель протоиерей Владимир Степанов заложил прочное основание, на котором строилась вся дальнейшая жизнь его сына. Прилежание, послушание и отзывчивость были присущи будущему владыке с самых ранних лет. С детства по благословению отца Николай вошел под своды православного храма и до последнего вздоха оставался верным Церкви Христовой. Отрочество и юность архипастыря прошли под сенью благодатного Покрова Феодоровской иконы Божией Матери, в день празднования которой ему и было суждено принять позже монашеский постриг. После успешного окончания средней школы, а затем лесотехнического техникума он был призван в ряды вооруженных сил. Эти годы укрепили и закалили его характер. По окончании воинской службы началось его церковное служение. По благословению архиепископа Костромского Кассиана он нес послушание иподиакона, а затем был направлен на учение в ленинградские духовные школы. В 1986 году он окончил духовную семинарию, а в 1990 году — Санкт-Петербургскую духовную академию. За годы учебы в духовных школах будущий пастырь Церкви получил блестящее богословское образование. Одним из самых его любимых предметов было догматическое богословие. Ему посчастливилось быть учеником известного профессора и исповедника веры протоиерея Ливерия Воронова, уроки и заветы которого он бережно хранил всю свою жизнь. Уже в студенческую пору стали раскрываться черты, достойные пастырского служения. Благодарная память, уважение и почтительное отношение к учителям и духовным наставникам особо отличали Николая среди многочисленных сверстников. Добрые качества души способствовали избранию его на послушание иподиакона и келейника ректора духовных школ архимандрита Мануила (Павлова). С тех пор их судьбы были неразрывно связаны. И в радости, и в горе владыка был рядом со своим духовным отцом.

http://e-vestnik.ru/obituaries/12_ep_tih...

А.С. Смыкалин Глава VIII. Брачное право Российской Православной Церкви 1. Развитие брачно-семейных отношений по русскому каноническому праву. Заключение брака: историческая справка. Заключение брака в Русской Православной Церкви. Препятствия к заключению брака. Признание брака недействительным и развод. Взаимные обязанности супругов. Родительская власть. Взаимные обязанности родителей и детей. Имущественные отношения супругов. 2. Брачно-семейные отношения в Русском государстве. Брачные отношения в Московском государстве в XV–XVII bb. Брачно-семейные отношения в XVIII b. Брачно-семейные отношения в XIX b.: основные принципы. Брачно-семейные отношения в советскую эпоху. 1. Развитие брачно-семейных отношений по русскому каноническому праву Для христиан брак не просто юридический договор, средство продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей. Он, по словам святителя Иоанна Златоуста , есть «таинство любви», «вечное единение супругов друг с другом во Христе». Изначально христиане заключали брак церковным благословением и совместным участием в евхаристии (причащении), что было древнейшей формой совершения Таинства Брака. «Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти», – писал священномученик Игнатий Богоносец . Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Как сказал святой апостол Павел: «Неверующий муж освящается женою верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим». В период христианизации Римской империи законность браку придавала гражданская регистрация. Освящая супружеские союзы молитвой и благословением, Церковь тем не менее признавала действительность брака, заключенного в гражданском порядке. Такой же практики придерживается в настоящее время Русская Православная Церковь . При этом она не может одобрять и благословлять супружеские союзы, которые заключаются хотя и в соответствии с действующим гражданским законодательством, но с нарушением канонических предписаний (например, четвертый и последующие браки, браки в недозволительных степенях кровного или духовного родства).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Закрыть itemscope itemtype="" > МОНАСТЫРИ КИПРА 01.06.2003 462 Время на чтение 7 минут Неофит Мужской монастырь Неофита затворника находится на горных склонах в девяти километрах к северо-западу от города Пафос, в окрестностях деревни Тала. Преподобный Неофит родился в 1134 году в селении Като-Дрис. В 17 лет он покинул родительский дом и поступил на послушание в обитель святителя Иоанна Златоустого - по благословению настоятеля работал на винограднике в местечке Ступес, изучал грамоту и церковный устав. Видя способности послушника к учебе, настоятель назначил его помощником ризничего. Около двух лет Неофит выполнял это послушание, затем отправился в паломничество по Святой Земле; по возвращении на остров в 1159 году поселился недалеко от Пафоса в пустынной горной долине у небольшого ручья и здесь своими руками создал скит с пещерным храмом в честь Честнаго Креста Господня, позже получившим название Эгклейстра ( " Место затвора " ). В 1170 году епископом Пафским Василием Киннамосом он был рукоположен в священнический сан. В скиту Неофит написал свыше десяти сочинений, из которых наиболее известны " О бедствиях в Кипрской стране " (о неустройствах, охвативших остров в правление императора Исаака Комнина, и притеснениях православных латинянами) и " Слово на шестоднев " . Постепенно у его скита собрались ученики. В 1176 году появился " Завет " ( " Ритуал Таинства " ) преподобного - собрание правил жизни и поведения для братии основанной им обители. По благословению Неофита в 1183 и 1196-1200 годах пещерный храм и примыкающие к нему келья и трапезная были расписаны мастерами из Константинополя и известным критским иконописцем Федором Апсевдисом. Избегая славы людской, затворник вырубил для себя в скале над скитом новую келью, в нише которой и был погребен около 1214 года. В 1503 году росписи в пещерном храме отреставрировали. До сих пор хорошо сохранились сюжеты " Христос перед Пилатом " , " Несение Честнаго Креста " , " Распятие Христа " , " Воскресение Христово " . В настоящее время большая часть пещерного скита доступна для посещения паломников и туристов. С востока к скале пристроена открытая каменная галерея. С площадки паломники, минуя притвор небольшого храма, попадают в алтарь и келью преподобного.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

И. род. в день памяти свт. Иоанна Златоуста, получил домашнее образование. 14 янв. 1789 г. еп. Архангельским и Олонецким Вениамином (Краснопевковым) посвящен в стихарь и определен дьячком на Шежемский приход, но остался жить в родительском доме. 30 апр. 1793 г. отправился на богомолье в Соловецкий в честь Преображения Господня мон-рь . 3 июня 1793 г. по благословению Архангельского еп. Вениамина поступил в число братии Каргопольского Преображенского монастыря, к-рый возглавлял иером. Варлаам (Плешаков), оказавший влияние на молодого послушника. И. изучал Свящ. Писание, «Добротолюбие», творения св. отцов: преподобных Ефрема Сирина, аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, свт. Тихона Задонского, а также историю и с 1794 г. иконописание. Написал икону Сретения Господня для иконостаса теплой монастырской церкви. В 1797 г. ездил лечиться в С.-Петербург. В нач. 1799 г. посетил Новгород, 24 февр.- тихвинский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. По благословению Старорусского еп. Арсения (Москвина) поступил в Варлаамиев Хутынский мон-рь , вскоре посетил Валаамский мон-рь (общался с опытным духовником иером. Дамаскином (Васильевым)), о-в Коневец, С.-Петербург, где в то время пребывал с чудотворной Коневской иконой Божией Матери строитель иером. Варфоломей. В столице Кириллов лично подал прошение Новгородскому и С.-Петербургскому митр. Гавриилу (Петрову) о переводе его в Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь, куда и был определен 19 сент. 1799 г. Здесь 20 мая 1800 г. Кириллов был облечен в рясофор, 9 сент. 1801 г. новым коневским строителем иером. Дамаскином (Васильевым) пострижен в монашество, 5 окт. 1801 г. в Благовещенской ц. Александро-Невской лавры рукоположен во диакона, 7 окт. в Крестовой ц. еп. Старорусским Антонием (Знаменским) - во иерея. Приняв 30 янв. 1802 г. на хранение монастырские книги, исполнял должность письмоводителя, с 16 июня 1803 г. был казначеем, с 6 нояб.- также ризничим. Проявил себя рачительным хозяйственником. 26 марта 1807 г. И. был определен строителем Коневской обители, в казне к-рой оставалось всего 70 р. Его сравнивали с игум. Валаамским прп. Назарием (Кондратьевым) и называли «вторым основателем» мон-ря. «Не имея верных доходов», когда «не только строиться, но и кормиться трудно, ибо землепашества очень мало, сенокосы самые худые, сбор благотворительного подаяния есть единственная подпора» ( Пимен (Гаврилов). 1899. С. 57-58), И. сумел собрать средства и возвести каменные здания. Обновил верхнюю церковь собора (1808-1809), возвел больничную и кладбищенскую ц. свт. Николая Чудотворца (1813-1815), 2 часовни, 3-ярусную колокольню со св. вратами (1808-1810), построил 2-этажную трапезную с кельями настоятеля и казначея и службами, больницу, библиотечную башню, келейные корпуса (1812-1817), др. здания, в т. ч. в Казанском скиту.

http://pravenc.ru/text/389185.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010