За все это Бог посылает благодать Свою и обещает хранить место их проживания. Поразмыслив над этим, невеста отвечает священнику: «Имею, честный отче. Не обещалась, честный отче». Вопросы и ответы эти нужны еще и потому, чтобы Церковь стала свидетелем добровольности вступления в совместное сожительство супругов, и чтобы не могли потом сказать люди, что венчание совершено по принуждению. Тайносовершительный момент венчания Венцы, возлагаемые на жениха и невесту, символизируют славу союза Христа с Церковью. Возложением венцов Церковь воздает жениху и невесте честь за целомудрие и сохраненное девство и делает для всех очевидным благословение Божие – быть данной супружеской чете родоначальниками потомства, преданного уставам Святой Церкви. «Плод чрева на пользу и восприятие благочадия» дает супругам родительская власть, если они благоразумно воспользуются ею. Венцы также служат предуказанием вечного увенчания супругов, о котором сказано в Откровении апостола евангелиста Иоанна Богослова: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр. 2:10 ). Возложение венцов и слова священника: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)», – запечатлевают Таинство Брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи – малой, домашней церкви, указывая путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф. 19:6 ). Историческое формирование чина венчания второбрачных Таинство брака принимается всего раз в жизни (как в большинстве супружеств). Отсюда прекрасный обычай приступать к нему не иначе, как «натощак»; и действительно, грех не поститься в день свадьбы. Постится же из возрастных, желающий креститься, хоть и в первый раз еще слышит урок о христианском посте; тем более не пьют и не едят причастники здоровые и больные, а также, по возможности, и исповедники. Пощение перед свадьбою будет соответствовать духу усиленной молитвы, который выражается во всем последовании венчания.

http://azbyka.ru/semya/i-polozhil-esi-na...

И еще я понял, что протестантское общество, несмотря на многие плюсы, ограничено: и потолки низкие, и многого там просто нет. Например, апостол Иаков говорит: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак., 5, 14–15). Ничего этого в протестантизме нет. В Православии есть таинство соборования, а в протестантизме вообще нет никаких таинств, вся вера субъективна: молишься, стараешься жить по заповедям, исповедуешь веру. А тут открылась сакральная сторона веры. Мне открылось, что Православная Церковь – Церковь истинная, созданная Христом и апостолами и сохранившая преемственность по сей день, а протестантизм, увы, лишь ветви, которые в своих положительных вещах питаются соками исторического древа христианства, но во многом и отпали от древа. Это был очень непростой для меня период, много пришлось читать. Потом отец Александр меня крестил. – Вы не через миропомазание присоединились к Православию, а крестились? – Да. У меня были мучительные сомнения, но потом от Самого Господа я получил знак, что надо принять крещение, и очень этому рад. Знаю некоторых людей, которые из подобных общин перешли в Православие через миропомазание, и сам ради икономии могу не отказать и принять из протестантизма через миропомазание, но лучше, конечно, креститься, и для меня крещение, которое я воспринял как таинство, имело огромное значение. – Как родные отнеслись к вашему выбору? – Старший брат, который родился до репрессий, не сразу, но очень внимательно отнесся к моему шагу. В отличие от нас, двух младших, он в шестидесятые-семидесятые даже позиционировал себя атеистом, с головой ушел в науку, занимался математикой, астрономией, к вере шел трудно, но когда пришел, принял крещение в Православной Церкви, а родители и другой брат воспринять это не смогли. Родителям было очень тяжело. Отношения сыновней и родительской любви не прекращались до самой их кончины (мама умерла в 1991 году, папа в 1992), но они очень переживали, что я сделал такой выбор. Особенно мама. Но я как сын попросил у родителей благословения… Не на священство – этого они не вместили бы, – а на всё, что я делаю для служения Господу, Который у меня не изменился. Не сразу, но через некоторое время отец дал мне такое благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И призвали Ревекку, и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: пойду» ( Быт.25:57–58 ). Древние Евреи ограничивались при сватовстве только устным договором, подтвержденным клятвою ( Иез.16:8 ; Мал.2:14 ); но впоследствии начали заключать договор письменно: «И взял свиток, нарисовал договор и запечатал» ( Тов.7:13 ). Обыкновенно, после обручения, день брака откладывался на 12 месяцев. После обручения жених и невеста могли свободно видеться; Иаков, напр., жил в одном доме с невестою 7 лет. Когда наступал день брака, невеста надевала на себя лучшие уборы. О свадебном наряде невесты дают понятие следующие слова пророка Иезекииля: «И надел на тебя узорчатое платье и обул тебя в сафьянные сандалии, и опоясал тебя виссоном, и покрыл тебя шелковым покрывалом. И нарядил тебя в наряды, и положил на руки твои запястья и на шею твою ожерелье. И дал тебе кольцо на твой нос и серьги к ушам твоим, и на голову твою прекрасный венец» ( Иез.16:10–13 ). Окруженная родственниками и подругами, невеста ждала заката солнца. Жених, также одевшийся в лучшие платья и увенчанный ( Ис.61:10 ; Песн.3:2 ) и окруженный сверстниками, приходил вечером в дом своего тестя. Прежде чем оставить родительский дом, невеста получала благословение своих родителей и приличные наставления: «И, благословив их, отпустил и сказал: да благопоспешит вам Бог небесный... Потом сказал дочери своей: почитай своего свекра и свекровь: теперь они – родители твои; желаю слышать добрый слух о тебе» ( Тов.10:11–12 ; Быт.24:60 ). Сопровождаемые родными и друзьями при свете факелов и звуках тимпана и других музыкальных инструментов, с пением, жених и невеста шли в дом жениха, где их точно также торжественно встречали. В доме жениха их ожидал пир ( Иер.7:34; 16:9; 25:10 ; 1Мак.9:37–39 ; Мф.25 ). Родные и друзья высказывали молодым различные пожелания счастья: «Сестра наша! Да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих» ( Быт.24:60 ). Брачное торжество продолжалось 7 дней за девицею ( Быт.29:37 ; Суд.14:12 ) и три дня за вдовою.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

И Сам Бог за твердое, безропотное перенесение нами утраты не оставит нас Своею милостию. Вспомните Авраама. Бог требует от него в жертву Себе сына его Исаака. Авраам – нежный отец. Исаак – любимый сын его. Чувства нежного отца к любимому сыну кому неизвестны?... И, однако же, Авраам решается беспрекословно исполнить волю Божию – и вот, юный сын со связкою дров за плечами, а престарелый отец с жертвенным ножом в руке и с родительской печалью в сердце, идут на вершину горы. Вот разложены уже дрова. Вот сам отец возлагает на них любезного сына своего. Вот берется, наконец, за жертвенный нож, чтобы заклать им невинного агнца, но вдруг раздается с неба голос: «Не поднимай руки на отрока... Я знаю, что ты боишься Бога, когда и возлюбленного сына своего не пожалел для Меня. Я, благословляя, благословлю тебя, и благословятся в семени твоем все народы земные» ( Быт.22:12; 17 ). И вместо сына приносится во всесожжение Богу овен, увязший рогами в кустах. Нам Бог не возвращает жертв, которых от нас требует, как Аврааму, но если и мы с твердостью души, с покорностью Промыслу Божию, подобно Аврааму, отдаем ему от себя жертвы, Он и нам ниспошлет Свое благословение: благословляя, благословлю тебя, и наградит нас за наше терпение здесь и там так, как мы и ожидать не могли: Он всегда один и тот же. Он всегда есть любовь, всегда Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей ( 2Кор.1:3,4 ). Надо, наконец, помнить, что все наши усопшие пролагают для нас, живых, путь туда, куда идти страшно для всех, и что Сам Бог , отнимая у нас любезных для нашего сердца, заблаговременно приготовляет нас к тому, чтобы мы не слишком были привязаны к земной нашей жизни, чтобы не думали всегда о земле, а подумали иногда и о небе. В самом деле, как мы смотрим на землю, куда скрывается прах усопших, и на небо, куда взлетает их душа, дотоле, пока не испытываем потерь, близких сердцу? Мы смотрим на кладбище с каким-то страхом; эта земля обдает нас каким-то холодом и только... Вот впечатления при посещении кладбища! А небо?!... Оно представляется нам чем-то таинственным и как бы чуждым для нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Ключ к этому счастью заключается прежде всего в исполнении одной заповеди — чти отца твоего и матерь… да благо ти будет, и долголетен будеши на земли . Когда-то во времена Иеремии пророка Господь сказал ему: «Позови сынов». Пророк пригласил их и налил им по чаше вина. Они сказали: «Мы не будем пить», хотя им говорил пророк. «Почему?» — спросил Иеремия. «Потому что завещано отцом нашим не пить ни вина, ни хмельного ни нам, ни детям нашим, ни внукам. И мы сохраняем эту заповедь». И тогда Господь сказал Иеремии пророку: «Скажите Израилю, пусть они поучатся у них. Я Господь Бог ваш, и вы так меня не слушаете, как они слушают заповедь отца своего. А им скажи: за то, что они так исполняют заповедь отца своего, то благословение Мое да будет на них во веки». И митрополит Макарий говорит, что ключ к благоденствию семей, к благоденствию народа — в исполнении заповеди о почитании родителей. Протоиерей Валериан Кречетов Всегда ли нужно слушаться родителей Святой апостол учит: Дети, будьте послушны родителям вашим во всем ( Кол. 3:20 ). Послушание же это тогда нужно, когда родители учат детей тому, что согласно слову Божию, а не противоречит ему. Потому и святой апостол наказывает детям слушать родителей своих о Господе, то есть слушать в том, что угодно Господу: Дети, повинуйтесь своим родителям в Господ е ( Еф. 6:1 ). Если же повелевают противное слову Божию, того ни в коем случае нельзя слушать, поскольку несравненно более должно быть почитаемо Божие повеление, чем родительское. Об этом Христос, Сын Божий, учил в Святом Евангелии: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня ( Мф. 10:37 ). Святитель Тихон Задонский Но когда несчастный пример и желания родителей отвлекают (детей) от исполнения священных обязанностей к Богу, вовлекают в дела, противные закону, нарушающие мир совести, противные истинному благу и спасению бессмертной души; когда родители или начальники требуют чего-либо противного вере или закону Божию, тогда должно сказать им, как сказали Апостолы начальникам иудейским: аще праведно есть пред Богом вас послушати паче, нежели Бога, судите ( Деян.

http://azbyka.ru/semya/pravoslavnye-brak...

Когда они возвратились в землю Ханаанскую, то стали рассказывать отцу, что Иосиф жив, и теперь владычествует над всею землею египетскою. Но сердце его было холодно: он свыкся с мыслию, что Иосифа уже нет: и потому эти вести не казались ему истинными. Сыновья начали ему пересказывать все слова, какие говорил им Иосиф. Иаков мало-помалу вслушивался; посмотрел, и увидал колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его: тогда ожило родительское сердце. Он прервал их рассказы о богатстве и славе Иосифа. И сказал: «довольно! еще жив сын мой Иосиф! пойду насмотрюсь на него, пока не умер!» Но Иаков отправился прежде в Вирсаву, чтобы жертвоприношением и молитвою испросить благословение Божие на путь в том месте, где Господь являл волю Свою Аврааму и Исааку. И Бог явился Иакову в ночном видении и сказал ему: «не бойся идти в Египет: там и произведу от тебя великий народ. Сам пойду с тобою в Египет; и Сам выведу потомство твое оттуда. Между тем Иосиф своею рукою закроет очи твои». Ободренный откровением, Иаков продолжал свой путь к Египту. С ним были все дети его с своими семействами и все их имущество. Приближаясь к пределам Египта, Иаков послал перед собою Иуду известить Иосифа о своем прибытии. Иосиф выехал навстречу Израилю, отцу своему, в Гесем; и, увидевшись с ним, пал на шею ему и долго плакал. При этом Иаков сказал Иосифу: «пусть умру я теперь, когда увидал твое лице и узнал, что ты жив». Потом Иосиф взял с собою пятерых из своих братьев и представил их Фараону. Фараон спросил у них: «какое обыкновенное ваше занятие?» Они отвечали: «с ранней молодости мы занимались скотоводством, и мы, рабы твои, и отцы наши. Но теперь в Ханаанской земле у нас сильный голод; и нет пастбищ для скота. И потому мы пришли сюда просить дозволения поселиться нам со стадами в земле Гесем». Тогда Фараон, обратившись к Иосифу, сказал: «отец твой и братья твои пришли к тебе. Земля египетская перед тобою. На лучшем месте земли посели отца своего и братьев. Пусть они живут в земле Гесем. И если знаешь, что между ними есть люди способные: поставь их смотрителями над моими стадами». Прибыл в столицу и Иаков. Иосиф представил и его Фараону: и Иаков приветствовал Фараона, пожелавши ему благословения от Бога. Между прочим Фараон спросил Иакова: «сколько лет жизни твоей?» Иаков отвечал: «дней странствования моего только сто тридцать лет; кратки и несчастны дни моей жизни, они не сравнялись с годами, до каких доживали отцы мои во дни странствования своего». Опять пожелал Иаков благословения от Бога Фараону, и вышел от него. После этого Иосиф поселил отца своего и братьев своих в сопредельной с Аравиею, самой плодородной области Египта, Гесем, называшейся иначе, по главному в ней городу, Рамесес; и доставлял хлеб отцу своему и братьям своим с их семействами. IV. Евреи в Египте

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

" Милосердие к отцу не забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится " (Сир. 3, 14). Он удостоится и очищения от грехов, ибо почитающий отца очистит грехи: " как лед от теплоты, разрешатся грехи твои " (Сир. 3, 15). Наконец, он не только благословен будет Богом на земле, пока жив, но и по смерти на страшном суде Христовом он услышит эти желанные слова: " приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира " (Мф. 25, 34). Святитель Димитрий Ростовский (103, 327-328). Дети должны проявлять всякую благодарность родителям, от которых жизнь, наставление и все, что имеют, получили. Благодарность эта состоит в следующем: во всяких нуждах им помогать; когда не имеют средств, кормить и одевать их; в старости, в болезни или в другом случае прикрывать или извинять их немощи, как сделали Сим и Иафет, сыновья Ноя (Быт. 9, 23), которые прикрыли наготу своего отца. Так говорится в Притчах: " Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится " (Притч. 23, 22). Хам, сын того же Ноя, показавший наготу отца своего, был наказан (Быт. 9, 25) (104, 605). Святой апостол учит: " Дети, будьте послушны родителям вашим во всем " (Кол. 3, 20). Послушание же это тогда нужно, когда родители учат детей тому, что согласно слову Божию, а не противоречит ему. Потому и святой апостол наказывает детям слушать родителей своих о Господе, то есть, слушать в том, что угодно Господу: " Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе " (Еф. 6, 1). Если же они повелевают противное слову Божию, того ни в коем случае нельзя слушать, поскольку несравненно более должно быть почитаемо Божие повеление, чем родительское. Об этом Христос, Сын Божий, учил в святом Евангелии: " Кто любит отца или мать более нежели Меня, не достоин Меня " (Мф. 10, 37)( 104, 605-606). За непочитание родителей Бог великие наказания определил детям: 1) проклятие: " Проклят злословящий отца своего или матерь свою! " (Втор. 27, 16); 2) смерть: " Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти " (Лев. 20, 9). Святитель Тихон Задонский (104, 607).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Необходимыми и естественными преподавателями Божия благословения в семейной жизни являются родители. Давая бытие своим детям, они продолжают действие творения Божия и, следовательно, носят на себе печать власти и силы Божией, которая дает и поддерживает жизнь всего живущего. Вот почему значение власти родительской ограждается самим Богом, когда между десятью заповедями только одна о почитании родителей заключает в себе явное обетование награды: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет» – и прибавлено: «и долголетен будеши на земли». Господи, давая бытие своим детям, мы, родители, продолжаем действие творения Божия и, поэтому, носим на себе печать власти и силы Божией. Сознавая это, мы каемся, что этой властью пользуемся неэффективно, ибо благословение своим детям ежедневно не преподаем, чтобы «благо им было» о Господе, и они были бы долголетны на земли. Милостыня состоит и в следующем. «Если брат или сестра наги, и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром грейтесь и питайтесь: не даст им потребного для тела: что пользы?» ( Иак. 2, 15–16 ). «А кто имеет достаток в мире, но видя брата своего в нужде, затворит от него сердце свое: как пребывает в нем любовь Божия?» ( 1Ин. 3, 17 ). «Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, а когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу. «Давай алчущему от хлеба твоего и нагому от одежд твоих; от всего, в чем у тебя избыток, твори милостыни, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню. Раздавай хлебы твоя при гробе праведных, но не давай грешникам» ( Тов. 4, 8, 16–17 ). Господи, мы видели брата или сестру, нуждающихся в одежде и дневном пропитании, но оставляли их без внимания и помощи, прости нас. Господи, мы имеем достаток в мире, но, видя брата в нужде, затворяем от него свое сердце. Прости нас. Когда у нас много, то из многого должны творить милостыню, а когда мало, нам следует творить ее и из немногого. Господи, прости, что все время уклоняемся от раздаяния милостыни. И еще: часто при проявлении милостыни глаз наш жалеет то, что желаем отдать ближнему – хлеб или одежду, или чего-либо от избытка нашего. Прости нас, Господи, за жадность, ограничивающую нашу милостыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Но вернемся к вопросу о Пресвятой Деве Марии, Богородице. Я хочу задать вам несколько вопросов, если, конечно, вы согласны. Свидетель Иеговы: – Да… Православный: – Хорошо. Вы знаете, какое значение Библия придает любви к Богу? Свидетель Иеговы: – Да. Конечно, знаю. Православный: – Скажите, Кто может любить Сына Божия родительскою любовью? Свидетель Иеговы: – Только Бог. Православный: – А Пресвятая Дева Мария? Свидетель Иеговы: – Только в том смысле, что Христос не только Сын Божий, но и Сын Человеческий. Православный: – Ответьте на вопрос: Кто может называть Иисуса Христа Сыном Своим возлюбленным? Свидетель Иеговы: – Я понимаю, что вы имеете в виду. И соглашусь с вами. Называть Иисуса Христа Сыном могут и Бог, и Мария. Православный: – Правильно. Вот почему, говоря о Деве Марии, мы почитаем Ее выше Херувимов, выше Серафимов и выше других Ангелов, Архангелов и всех человеков. Сразу после Бога оказывается Она, вознесенная Своей особой любовью к Творцу мира на необычайную высоту. Высоту сродства с Безначальным. Ни Ангел, ни Архангел, никакая другая тварь не может любить Иисуса Христа родительской любовью. Никакая тварь не может назвать Его Своим Сыном. Только Дева Мария и безначальный Бог Отец имеют такую Любовь и причастны к такому сродству. Я хочу задать вам еще один вопрос: вы почитаете Деву Марию? Свидетель Иеговы: – Мы не считаем Марию, мать Иисуса, «богородицею». Бог не имеет начала: Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог (Пс. 89, 3). И еще: «Царю же вечности, нетленному, невидимому, единственному Богу да будет честь и слава во веки веков. Аминь» (ПНМ 1 Тим. 1, 17). Я не очень понимаю суть вашего вопроса: что значит «почитать» Марию? Какой смысл вы вкладываете в это слово? Православный: – Давайте определим, какой смысл этого слова – «почитание» – по отношению к Деве Марии мы можем обнаружить в самом Писании. Прежде всего я хочу предложить вашему вниманию следующий текст : Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.

http://pravoslavie.ru/107051.html

Но и мы, мирные люди, вслед за Пасхой, светло отпразднуем сегодня ДЕНЬ ПОБЕДЫ, воистину: «сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Воздадим благодарение Господу, что Он сохранил нас в живых, пощадил и дома наши и наших близких. Когда Господу Иисусу Христу сообщили о галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их, что сказал Господь? Он сказал: «Думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Или думаете, что те 18 человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.,13:1–15). И вот нас, грешных, хотя и верующих, но мало и плохо умеющих каяться в несомненных грехах наших, Господь, по милости Своей, изволил пощадить, – и щадит и поныне, в течение четверти века, даруя нам утешение наслаждаться драгоценным миром. Как же велика должна быть наша к Нему благодарность за все! Вознесем же ее сейчас к Богу. И да ощутит каждый из нас в душе своей Его благостный глас, обращенный к благодарному исцеленному самарянину, умевшему достойно воздать хвалу Богу: «Восстань, иди: вера твоя спасе тя». Аминь. Разными путями приводит к Себе Господь угодников Своих, но конец пути всегда один – в сердце Иисуса Христа, открытом для всех, стремящихся к Богу. Мы знаем, например, из жития преподобного Сергия Радонежского, что Варфоломей (так звали его в миру) с раннего детства был наделен стремлением к молитве и монашеским подвигам, особенно возросшим после того, как встретил он в поле ангела в образе старца и получил от него благословение, отверзшее ему ум к научению книжному. Благочестивые родители не препятствовали юному Варфоломею избрать иноческий путь. Только просили не оставлять их в старости и повременить с уходом в монастырь до их кончины. Кроткий и послушный отрок Варфоломей свято исполнил родительскую волю. Иначе было с Феодосием (мирского имени его мы не знаем). Он родился в городе Курске в очень богатой семье. Рано потеряв отца, он остался на попечении матери, женщины властной и далекой от сочувствия монашеству. Мать любила и излишне баловала сына. Но у него – красивого и избалованного мальчика – не было влечения к мирской жизни. Свои нарядные мягкие сапожки, красивую одежду он раздавал бедным сверстникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010