В ведомости конца 1730-х - начала 1740-х гг. в монастыре названы 3 деревянных церкви с 3 престолами. При одной из них, видимо при Спасо-Преображенской, находилась братская трапеза и под нею теплый погреб. В монастыре же в эти годы были 2 настоятельские кельи с сенями «длиною на 12, поперек на 3 саженей», а также 3 монашеских и больничная кельи 23х3 сажени, казенная келья с амбаром 10х3 сажени, 2 поваренных кельи 10х3 сажени, хлебенная келья 6х4 сажени и «магазен» (помещения для складирования каких-либо запасов) 3х3 сажени. Вокруг монастыря была ограда длиной 230 саженей, видимо построенная заново, так же, как и большинство монастырских строений. Каких-либо ветхих зданий ведомость не называет. Школы и больниц («гофшпитален») при монастыре не было. За монастырем находились два деревянных «магазена» 7х3 сажени. Братия включала 6 монахов, которыми управлял иеромонах. Кроме того, в обители жили церковнослужители из белого духовенства - священник, диакон, головщик, канонарх, пономарь и звонарь (67), 5 монастырских слуг, которые вместо жалованья обрабатывали по 2 десятины пашни. В ведомости перечислены по трое больничных, келейников, конюхов, по двое поваров и скотников, трапезник, житенной, подкеларник, польщик, хлебопекарь, ясельничий, портной. Они получали от 20 до 90 копеек. При монастыре и за монастырский счет в эти годы жили отставные капитан и гвардии солдат. В 1764 г. обитель была ликвидирована. Церковь, где покоились мощи прп. Иннокентия обращена в приходскую. В настоящее время на этом месте находится кладбище. На сегодняшний день удалось выявить 2 редакции Жития прп. Иннокентия Комельского. Одна из них представлена списком РНБ, собр. Погодина, 1582 (список А), а вторая - двумя списками: РНБ, собр. Погодина, 647 (список В) и ГИМ, собр. Уварова, 1247(107) (134) (список С). Ко второй редакции (судя по объему) относится «Тетрадь о житии преподобного чудотворца Инокентия, писмяная уставом, в переплете кожаном. Писание шестнадцать листов кроме неписанных», отмеченная в описи монастырского имущества 1723 г. и появившаяся в обители после 1701 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

3563 Месяца октомврия во 2 день. – В списке ГИМ, Синодальное собр., No 622: «Месяца июня в 12 день» 3571 Сея убо преподобныя отечество имеяше град Кашин. Дщи бяше... от славных боляр. – В соборном определении февраля 1677 г. этот момент отмечен как «1 несогласие»: «Написано в Житии, яко благоверная княгиня Анна бяше родом града Кашина, дщи славных боляр. А в летописцах – дщи князя Димитриа Борисовича Ростовскаго» (РНБ, собр. Погодина, 1608, л. 1 об.). 3574 Обручиша бо ея родители великому князю Михаилу Ярославичу... Твери. – Житие Михаила Ярославича Тверского (в его Пространной нелетописной редакции) см.: наст, изд., т. 6, с. 6891, 525528. 3588 ...ничимъже лишена быста Авраама, Иова и Давида... – Об Аврааме см. библейскую книгу Бытие, об Иове – Книгу Иова, о Давиде – 1 –3 книги Царств, Паралипоменон, Псалтирь. 3589 ...последоваста сродником своим ... великому князю Александру Невскому. – Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора и Житие Александра Невского см. соответственно: наст, изд., т. 5, с. 156163, 479480 и 358369, 518520. 3590 ...родистася има четыре сына: первый князь Дмитрий, вторый князь Александр, третий князь Василий, четвертый князь Констянтин. – У Михаила и Анны родились четверо сыновей и дочь: Димитрий Грозные Очи (15 сентября 1298 г.), Феодора (11 октября 1299 г.), Александр (7 октября 1300 г.), Константин (1307 г.) и Василий (между 1307 и 1318 г.). 3595 ...ордынскаго царя Озбяка... – Имеется в виду хан Узбек (см. коммент. к Житию Михаила Ярославина Тверского). 3599 ...брат твой великий князь Георгий... – Имеется в виду племянник Михаила Ярославина Юрий Данилович Московский (см. коммент, к Житию Михаила Ярославина Тверского). 3606 ...сродницы твои благовернии князи Борис и Глеб от брата своего Святополка зависти ради убиени быста. – Сказание о Борисе и Глебе см.: наст, изд., т. 1, с. 328351, 527531. 3611 ...епископа своего, блаженного Варсонофия... – Варсонофий был епископом тверским с 1315 по 1328 г. 3612 ...и отъиде во Орду, точию поим единого сына своего, князя Димитрия... – В соборном определении февраля 1677 г. этот момент отмечен как «2 несогласие»: «В Житии написано: великий князь Михаил Ярославичь, шед во Орду, взя с собою сына князя Димитриа. А в летописцах написано: был во Орде с князем Михаилом Ярославичем сын его князь Константине» (РНБ, собр. Погодина, 1608, л. 1 об. – 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От жития преподобного отца Саввы, который жил над Вишерою-рекою и там общежительный монастырь создал. Сочинено священноиноком Пахомием Подготовка текста, перевод и комментарии М. А. Федотовой Житие Саввы Вишерского было создано, как пишет сам агиограф (Пахомий Логофет), по повелению архиепископа Ионы, который посетил монастырь в 1461 г., но некоторые списки Жития свидетельствуют о том, что первоначально записки о жизни Саввы были собраны и написаны игуменом Савво-Вишерского монастыря Геласием (имеется приписка: «Нискано же бысть изобртено блаженаго Савы житие священноиноком Галасием, бывшаго тогда игуменом тоя обители в лто 1464, индикта 12 день»; см., например, рукопись: РНБ, собр. Погодина, 850, л. 731). Затем (после 1464 г.) Пахомий Серб оформил их в Житие. Верхняя граница создания Жития – 1472 г. – год создания Жития Ионы Новгородского, в котором упоминается Житие Саввы Вишерского. Древнейшие списки Жития датируются XV в. (РНБ, Соловецкое собр., 518/537; Основное собр., (3. 1. 999). Позднее в XVI в. Житие пополнилось пятью чудесами («О настоятеле обители», «Об архиепископе Ионе», «О том же Андрее», «Об Иоанне, одержимом лихорадкою и исцелившемся от гроба святого», «Об Устиане и о видении святого»). (См.: Янковска Л. А. Житие Саввы Вишерского. Типологический и текстологический анализ//Zeszyty naukowe widziau humanistycznego Universytetu Gdaskiego. Filologia Rosyjska. Gdask, 1979. N 8. S. 41–58). Список XVII в. из РНБ (ОСРК, Р. I. 729) представляет особую редакцию, в которую добавлены и сведения из Родословной книги о роде Бороздиных, к этому роду принадлежал Савва Вишерский. Пахомий Логофет, вероятно, был почти не знаком с жизнью Саввы, хотя они и были современниками. Многие факты биографии Саввы Вишерского до сих пор являются спорными и неизвестными. Савва Вишерский, канонизированный Церковным Собором 1549 г., происходил, по свидетельству Иосифа Волоцкого (см.: Преподобного Иосифа Волоколамского отвщание любозорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих), из рода Бороздиных, сын Ивана Васильевича Бороздина. Родился он около 1380 г. в городе Кашине Тверского уезда, постригся, вероятно, в Саввино-Сретенском монастыре, расположенном тогда к юго-западу от Твери на реке Тьме. Возможно, некоторое время он был настоятелем этой обители, которую покинул до 1416 г., уйдя, согласно тому же Иосифу Волоцкому , на Афон. (Ни один список Жития Саввы Вишерского в редакции Пахомия Серба этот биографический факт не отражает). Со Святой Горы Саввой Вишерским был вывезен список Кормчей книги (см.: Описание славяно-российских рукописей собрания графа Ф. А. Толстого. М., 1825. Отд. 1. 169. С. 92). После возвращения с Афона в поисках уединения Савва поселился на реке Вишере около Новгорода, где им и был основан в 1417 г. монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3777 Чудо 9. – Это чудо было рассмотрено во время следствия 1677 г.: «Февраля в 16 день в Кашине в соборной Успенской церкви кашинка, вдова посацкого человека, Богдановская жена Митрофанова Акилина, Назарьева дочь, сказала, по святей Христове евангилской заповеди Господни, еже, ей-ей, в прошлом году ходила она, хуля, на Петров день со иными женами, и, гуляв, зашли оне на гроб благоверные княгини Анны. А гроб, де, ея в то время был под древяною церковью. И она, де, Акилина, оперлася о гроб с небрежением, и от того, де, (2 слова нрзб.) ея рука и нога правая отнялась. И она, де, постилась от Петрова дни до Ильина дни. И как был для свидетелства мощей благоверные княгини Анны преосвященный Иона, архиепископ Тверский и Кашинский, и при нем, архиепископе, привели ея в церковь ко гробу благоверные великие княгини Анны, и пели молебен, и святили воду, и тою освященною водою она после тово молебна помазалася и пила, и от того, де, ей спустя дня з два в дому Бог даровал исцеление. А в то, де, время благоверные великие княгини Анны мощи лежали под старою Успенскою церковью до свидетелства Ионы, архиепископа Тверскаго и Кашинскаго. А оздраве, де, она жила лет с пятнатцать. А как умре – и тому лет с пятнатцать же» (РНБ, собр. Погодина, 1608, л. 1919 об.). 3778 157-м... – В списке Bяз.Q.50 неверное чтение – «1657-м...», исправлено по списку РНБ, Q. XVI 1.271. Чудо датируется временем до освидетельствования мощей, т. е. 7157 (1649) г. 3779 Чудо 10. О разслабленной жене. – Это чудо было рассмотрено во время следствия 1677 г.: «Того ж числа (16 февраля. – С. С.) Кашина города посацкого человека Иванов сын Потребова Петрушка сказал, по святей Христове евангилской непорочной заповеди Господни, еже, ей-ей, матери, де, ево Евдокее розслабления болезнь была ль и у гроба исцеление было ль или нет, того он не ведает, для того что остался после смерти матери своей на четвертом году, а от людей про то не слыхал» (РНБ, собр. Погодина, 1608, л. 2020 об.). 3780 Чудо 11.0 разслабленном человеце.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1) РГБ, ф. 205 (Собр. Общества истории и древностей Российских), 56. Сборник (л. 306 об. – 317), нач. XVI в., содержит полный список редакции Андрея Юрьева. Филигрань: Рука под пятилепестковым цветком – Брике, 11165 (1505 г.). 2) БАН, 17.14.2. Сборник (л. 221–226), 1515 г., содержит полный список редакции. Первый лист утрачен, текст начинается словами: «тако восприя град Ерославль и начя в нем княжити». Это знаменитый некогда Прилуцкий сборник, затем на какое-то время выпавший из поля зрения исследователей 507 . На л. 1 имеется помета первой половины XVI в.: «Соборник княжь Дмитриевъскои Углецкого, а в нем житие Сергиа чюдотворца да Варлама Хутынскаго, Алексея митрополита, …» (далее роспись содержания сборника). На нижнем поле л. 4 рукою писца, писавшего на л. 4 об. – 5 об., сделана запись: «Написано лета 7023, августа 6». Аналогичная запись киноварью на л. 333 рукою писца, скопировавшего большую часть сборника: «Написа[на] книга в лето 7000 двадесеть третьяго». 3) РНБ, собр. М. П. Погодина, 611. Пролог (л. 44–48), 1547– 1548 гг., содержит сокращенный список редакции. По первым листам идет вкладная запись с упоминанием «царя» Ивана Васильевича (царь – с 1547 г.) и ростовского архиепископа Алексея (1543–1548 гг.). 4) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 257. Минея четья на сентябрь (л. 324–330), 1556 г., содержит полный текст редакции. Минею писал на Москве «Июда Иванов сын, прозвище Юшко, Сасинов». 5) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо-Волоколамского монастыря), 372. Сборник (л. 204 об. – 211), кон. 50-х – нач. 60-х годов XVI в., содержит полный текст редакции. Филиграни: Перчатка под короной с шестью фестонами – Брике, 10934 (1557–1558 гг.); Перчатка под короной с шестью фестонами и буквой Р – Брике, 11042 (1561–1574 гг.); Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой – Лихачев, 1778 (1556 г.), 1833 (1558 г.). Впереди на чистом листе запись рукой Евфимия Туркова: «Канонник новым чюдотворцем, писмо Фефила чернца Арсеньева Плещеева». 6) РГБ, ф. 218 (Собр. Отдела рукописей; поступления 1972 г.), 11. Торжественник (л. 55–58 об.), сер. XVI в., содержит сокращенный текст редакции. Филиграни: Гербовый щит под розеткой, под щитом буква Е – Брике, 9681 (1540–1546 гг.); Гербовый щит, под щитом буква N – Брике, 9863 (1538–1545 гг.); Литера Р под четырехлистником – Брике, 8646 (1541–1543 гг.); Кувшин с одной ручкой под розеткой, на тулове лилия – Брике, 12759 (1537–1546 гг.); Кувшин с одной ручкой под розеткой, на тулове литеры GM – Брике, 12712 (1542–1547 гг.); Кувшин с одной ручкой под розеткой, на тулове две полосы – Лихачев, 1833 (1558 г.); Кабан – Лауцявичюс, 3694 (1541 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Большая часть книг в XVII в. находилась в «книгохранительной казне», помещавшейся в 2 «книгохранительных палатках» под колокольней. В XIX в. б-ка располагалась в «сушиле», а также в храмах обители. Не сохранилось описей XVI в., учитывающих книги, однако можно предположить, что книжные поступления увеличили б-ку на неск. сот экземпляров. В самой ранней монастырской описи 1601 г. книги перечислены по тематическому содержанию и по формату - всего 1065 книг. Следующая опись 1621 г. сделана по тому же принципу, но ее рубрики имеют заглавия и только некоторые в конце подытожены. Всего перечислено 1304 книги. В описи 1635 г. появляются рубрики по цели использования книг и перечислено 1328 книг. Выборочные сведения из последней описи (473 тома) были включены в 1653 г. в «Опись книгам, в степенных монастырях находящимся». В 1664 г. была составлена самая подробная из всех предыдущих специальная инвентарная опись книг, распределяющая книги по содержанию на 120 рубрик и учитывающая 1916 книг. В течение XVII в. рукописи изымались из б-ки. В 1639 г. по грамоте Иоасафа I были затребованы в Москву на Печатный двор 34 книги для сверки текстов. В 1640 г. в К. Б. м. была отправлена царская грамота с требованием выслать Прологи и Минеи для сверки. В 1653 г. книги вывозились для исправления, предпринятого патриархом Никоном , впосл. они были перевезены в Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова мон-рь ( Дмитриева. 1968. С. 146). В 1682 г. для дополнения Степенной книги из К. Б. м. были затребованы 9 летописцев ( Сахаров И. П. Каталог рукописям, находящимся в б-ке Кирилло-Белозерского мон-ря//РВ. 1842. 11/12. Смесь. С. 2). Уже в XVIII в. часть монастырского собрания была передана в б-ку при новгородском Софийском соборе и сейчас находится в Новгородско-Софийском собрании ОР РНБ. В 1722 г. К. Б. м. посетил имп. Петр I. По его приказанию пергаменное Евангелие из его кабинета, перед этим найденное в монастырской б-ке (ГИМ. Син. 65), было передано в Синодальную б-ку (см.: Горский, Невоструев. Описание. С. 231-232). В 1878 г. большая часть рукописей и книг были вывезены в СПбДА, а после 1917 г. переданы на хранение в ГПБ, где и хранятся в ОР (РНБ. Ф. 351. Кир.-Бел. 1413 ед. хр.). В 1962 г. туда поступила еще часть рукописей из мон-ря (РНБ. Ф. 1271. Собр. КБМЗ. 50 ед. хр.). На протяжении XVIII - нач. XX в. ряд рукописей из монастырской б-ки (преимущественно древних либо ценных в историко-лит. и художественном отношении) оказались (в т. ч. в виде фрагментов) в частных собраниях, как старообрядческих, так и исследовательских и коллекционерских (напр., М. А. Оболенского (РГАДА. Ф. 201. 76 - пергаменная Псалтирь с дополнениями), М. П. Погодина (РНБ. 42 - пергаменная Триодь Постная), А. С. Уварова (ГИМ. 894 - Торжественник Ефросина 1473-1477 гг.) и др.); последовательная работа по реконструкции этой части кирилло-белозерского фонда не проводилась.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Он представляет собой серый валун, овальный в плане, длиной 126 и шириной 94 см. Высота камня 37 см, нижняя его поверхность плоская, верхняя – немного выпуклая...» 202 . На этом камне при некотором воображении можно увидеть выемку, напоминающую след человеческой ноги 203 . Таким образом, почитание в Новгороде камня-следовика, связанного с Антониевым монастырём, и устные предания, рассказывающие о чудесном плавании святых, вот основа сюжетной схемы в Житии Антония Римлянина. Типичные мотивы миссионерских преданий о плавании святого (в данном случае, на камне), и основание сакральных объектов на месте остановки камня в XVI в., получили в Житии Антония Римлянина новое осмысление и наполнились новгородскими реалиями. Римский христианин Антоний, чудесно путешествуя на камне по воде, приплывает в Великий Новгород, и затем становится основателем одной из самых ранних в Новгородской земле обителей. 1 Захарова Е.Д. К вопросу о редакциях Жития Антония Римлянина//Древнерусская литература: Источниковедение. Л., 1984. С. 137−148. Изучив 34 списка произведения, исследовательница пришла к выводу о том, что их можно разделить на две редакции – А и Б. Выделяемые ею разночтения касаются следующих сюжетных эпизодов произведения: обращение братии к Антонию с просьбой избрать игумена, избрание игуменом инока Андрея и др. (Там же. С. 140, 142−144). См. также: Белоброва О.А.К. изучению Жития Антония Римлянина//Монастырская культура: Восток и Запад/Сост. Е.Г. Водолазкин. СПб. 1999. С. 93−101; Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский/Подгот. текстов и исслед. Н.В. Рамазановой. СПб. 2005. В данном издании опубликовано Житие Антония Римлянина и Похвальное слово святому в редакции Б по списку конца XVI в. (РНБ, Соловецкое собр., 834/944), а также Служба святому по списку конца 1580 гг. (РНБ, собр. Кирилло-Белозерского монастыря, 586/843) и списку, созданному до 1611 г. (РНБ, собр. Погодина, 577). Кроме того, Житие Антония Римлянина издано по списку XVII в. (ИРЛИ, колл. Ф.А. Каликина, 35) в серии «Библиотека литературы Древней Руси» (подгот. текста, пер. и коммент. О.А. Белобровой): БДДР. СПб. 2005. Т. 13. С. 8−35. 4 Там же. С. 307−309. В настоящее время существуют разногласия относительно вопроса о подлинности грамот Антония. С.Н. Валк считал, что оба документа появились около 1573 г. в связи с тяжбой за земли Антониева монастыря между монастырём и новгородскими посадскими людьми (Валк С.Н. Начальная история древнерусского частного акта//Вспомогательные исторические дисциплины: Сб. ст. М.Л. 1937. С. 295−303). Напротив, В.Л. Янин пришёл к выводу о том, что духовная – список с подлинного документа XII в., принадлежавшего перу Антония. Духовную В.Л. Янин датирует 1131 г., а купчую, более поздним временем: 1354−1357 гг. (Янин В.Л. Новгородские грамоты Антония Римлянина и их дата//Вестник ЛГУ. 1966. Сер. 9: История. 3. С. 80).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

64. ГИМ. Собр. Донского мон. 13. Киево-Печерский патерик и Житие Григория Амиритского сер. XVI в. 1 ; 361 л. I; полуустав нескольких почерков. Печерский патерик занимает л. 1–205об.; концовка читается на л. 205–205об.; список полный. 65. Гос. архив Нижегородской обл. 167 (2р/П-20). Киево-Печерский патерик и сборник житий 1564 г. (см. запись на л. 323); 1°; полуустав. Печерский патерик занимает л. 1–324; концовка читается на л. 323; список полный. 66. ГИМ. Собр. Е.В. Барсова 746. Ркп. 1636 г. (см. запись на л. 290об.); л. 5–25, 139–243 нач. XVII в.; 4°; IX 295 л. (5 чист.); крупный полуустав нескольких почерков. Печерский патерик занимает л. 1–290об.; концовка читается на л. 290–290об.; список полный. Второй вид (К I ,2 ): 67. РНБ. Собр. М.П. Погодина (Ф. 588) 898. Ркп. нач. XVI в.; 4 ; 239 л.; полуустав (л. 2 об., 238 писаны другой рукой). На л. 238 – концовка особого рода, без летописи редакции. О ркп. см.: Ш – с. 14; А – с. 72. 68. РГБ. Собр. А.П. Гранкова (Ф.711) 86/24, пост. 1975г. 557 Сборник житий и поучений сер. XVI в. (копия списка 1464 г., составленного в Печерском монастыре по повелению иерея Иакова, см. запись на л. 194–194об.); 1°; 464 л. VII (III I 234 230 III); полуустав. Печерский патерик занимает л. 1(235)-194(429)об.; на л. 194–194об. концовка нетрадиционного характера; список Патерика полный (летописная заметка о пострижении Святоши входит в состав его жития, что характерно для списков Патерика редакции 1462 г.). 69. РГБ. Собр. В.М. Ундольского (Ф. 310) 389. Ркп. 1644 г. (см. запись на л. 1); 1°, 369 л.; полуустав. Список полный. О ркп. см.: Ш – с. 14; А – с. 72. В Кассиановской первой редакции Патерика обнаруживается ряд текстуальных изменений. В Слове, что ради прозвался монастырь Печерским, содержится указание на его автора – Нестора, имя которого трижды упоминается и в Слове, о перенесении мощей Феодосия Печерского . В Житии Феодосия указан год пострижения будущего святого – 1032, вставлен эпизод посещения печерского игумена перед смертью князем Святославом. Автором этих вставок, по мнению А.М. Кубарева, был Кассиан, по убеждению А.А. Шахматова, они принадлежали даже не Иоанну, а были сделаны ранее, ибо уже «Берсеньевский» список Патерика 1406 г. включал ряд дополнений (именование Феодосия архимандритом всея Руси, сравнение его с Феодосием Иерусалимским, указание на город, где родился святой). Отсутствие в этом списке эпизода посещения Феодосия перед смертью князем Святославом А.А. Шахматов объяснял так: эта вставка рассказывала о прощальной беседе Феодосия с братией, где упоминалось о правах, дарованных монастырю, следовательно, «есть основание думать, что редакция списком, и, быть может, оригиналом которой является Берсеньевская рукопись, была составлена епископом тверским Арсением, бывшим некогда архидиаконом у Киприана митрополита... а потому несомненно хорошо знакомым с возражениями Софийского клира на несправедливые притязания Печерского монастыря» 558 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И взял, де, он, архимандрит Селиверстре, ея, благоверные княгини, руку и простирал персты ея и паки згибал. А тело, де, ея, благоверный княгини, нетленно, толко тлением разрушился нос да плюсна у ноги, а у которые, того не упомнит. А при том, де, свдетелстве он, поп Василей, был саме, будучи дьячьком. И как, де, благоверные княгини руку архимандрит осязал, то он неподалеку видел, а про иное про все подлинно слышал от отца своего от попа Василья» (РНБ, собр. Погодина, 1608, л. 8 об. – 9 об.). В рассказе же Василия-старшего (Варлаама) эта сцена была уже представлена как чудо: «И андроньевской архимандрит Селивестре тое руки персты розгибал, а как отпустил, и оне такожде согбенны учинились по-прежнему» (там же, л. 14). Учитывая тот факт, что именно Василий-Варлаам описал положение десницы Анны Кашинской как «благословящей», можно не сомневаться в его симпатиях к старообрядчеству. Это было очевидно и участникам Собора, которые вынесли приговор: «...старцу Варламу за лживыя же его повествования, якобы рука великия княгини по смерти была яко благословящая и яко при архимандрите Селивестре разгбенныя персты сами согнулися по прежнему, судихом: в немъже монастыри живет, неисходну быти ему оттуду до смерти его и о гресех своих ему каятися, а о лживых своих речениях исповедатися и прощения у архиерея тоя епархии просити» (Колосов В. В. Благоверная княгиня Анна Кашинская. С. 104). 3690 Таже повбеает ему о себе, кто бе. – В соборном определении февраля 1677 г. этот момент отмечен как «13 несогласие»: «В явлении понамарю Герасиму великая княгиня сказа имя свое – Анна. А по летописцам, имя ея иноческое Софиа. И аще бы истинна явилася великая княгиня, всячески бы рекла свое имя иноческое София. (Не бо можаше имя свое монашеское забыти или е отврещи и зватися имянем мирским, еже самоволно остави с пострижением влас главы своея)» (РНБ, собр. Погодина, 1608, л. 4 об.). 3692 ...нимало замедлив, бояся прещения, но скоро приходит ко пресвитеру и с ним всему причту тоя церкви поведает вся реченная от преподобныя...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вопрос о создателях первого канона был поднят во время следствия 1677 г. Один из наиболее активных инициаторов прославления княгини Анны священник Василий-младший показал: «А на обретение мощей ея тропарь и канон писал поп Иван Наумов, будучи священником в том же городе Кашине у церкви великомученицы Парасковии, а с ним писал кашинец посацкой человек Семен Осипов сын Сухоруков при ево, попове Васильеве, отце, попе Василии же. И тои, де, отец ево, поп Василий, как тот канон писал, тут был з братом ево, Васильевым, а с своим сыном Никифором Поповым. А по какому и по чиему указу или по челобитью отца ево, Васильева, попа Василья протопоп Иван тот канон писал, он про то не ведает, а ведает, де, про то отец ево Василей да брат Никифор, и ныне, де, оне в живых, а протопоп Иван и кашинец Семен умре» (РНБ, собр. Погодина, 1608, л. 7 об. – 8. Здесь и далее материалы следственного дела и соборное определение цитируются по копии, принадлежавшей участнику собора 1677 г. архимандриту московского Чудова монастыря Павлу, см. владельческую запись по нижнему полю на л. 1,2, 3, 4:5). И по свидетельству отца Василия-младшего священника Василия-Варлаама, «на обретение мощей княгине Анне тропарь, и кондак, и канон слогали и писали Кашина города бывшей воскресенской протопоп Иван Наумов да кашинец посацкой человек Семен Сухорукого. И протопоп Иван да Семен Сухорукова померли» (РНБ, собр. Погодина, 1608, л. 15). Эти показания подтвердил и второй сын Василия-Варлаама: «Февраля того же числа (12. – С. С.) старцов Варламов сын Никифор в допросе сказал: канон на обретение мощей благоверные и великие княгини Анны, и тропарь, и кондак слагали и писали города Кашина Пятницкой поп Иван Наумов, что после того был в Кашине ж протопопом в Воскресенском соборе, да кашинец посацкой человеке. Семен, Осипов сын, Сухорукого, и ныне их в живых нет» (Там же, л. 15 об. – 16). О кашинском происхождении канона свидетельствует и упоминание Кашина как «нашего града»: «граду нашему Кашину утвержение» (Икос после третьей песни канонов).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010