Отец решил наконец принять меры против мятежного сына и направил войска во главе с двумя другими сыновьями, Харибертом и Гунтрамном, которые осадили Лимож, где укрылся Храмн. В ту пору сам Хлотарь вел вторую и неудачную войну с саксами. Слухи о его поражении в этой войне дошли до франков, а Храмн, воспользовавшись ими, сумел убедить братьев, что отец их погиб, и те сняли осаду Лиможа, собираясь участвовать в дележе наследства. Тем временем Хильдеберт в отсутствие Хлотаря вторгся в Шампань, овладел Реймсом, где находилась резиденция его младшего брата, опустошая страну грабежами и пожарами, после чего вернулся в Париж. Вскоре после этого Хлотарь с остатками войска возвратился в свое королевство и вернул себе власть в своих владениях, а Хильдеберт «начал болеть и, пролежав в Париже очень долгое время, скончался. Его погребли в построенной им самим базилике святого Винценция» 857 . Шел 558 г. Хильдеберт первым из франкских королей объявил языческий культ вне закона в своих владениях. Сыновей у него не было, и его королевством легко овладел Хлотарь, отправив вдову брата Вультрогату и двух их дочерей в изгнание. Так впервые после смерти Хлодвига все Королевство франков вновь оказалось во власти одного короля. У Храмна, лишившегося поддержки дяди, не оставалось иного выбора, кроме как спасаться бегством или, сложив оружие, просить у отца прощение. Вначале он поступил именно так, и отец простил его, но, недовольный своим новым положением, когда он, лишенный власти, находился при отце и в его подчинении, Храмн бежал от него в Бретань, к тамошнему графу Хоноберу. Поскольку франки стремились овладеть Бретанью (древней Арморикой), некогда составлявшей часть завоеванной ими Галлии, граф был в состоянии войны с могущественным Королевством франков, прерывавшейся на короткие промежутки и затем возобновлявшейся. Узнав о бегстве сына, Хлотарь сам выступил в поход против него и его союзника Хонобера. По словам Григория Турского , он шел «против сына своего как новый Давид против Авессалома» 858 . Франки Хлотаря одержали победу над бретонцами. Их граф Хонобер пал в бою, а Храмн бежал с поля битвы. «В море у него были наготове корабли. Но в тот момент, когда он хотел спасти свою жену и дочерей, он был настигнут войском отца, пленен и связан. Узнав об этом, король Хлотарь приказал сжечь его вместе с женой и детьми. Их заперли в хижине какого- то бедняка; там Храмна повалили на скамью и задушили платком. Затем загорелась хижина» 859 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

(19) Называющие творением получаемое святыми от обитающей во Христе полноты 854 прямо называют творением и оную полноту, иначе говоря – божественную и энергию, и природу. Поскольку же Василий Великий в [словах] «К Евномию» показывает, что у Бога есть природный чин, согласно которому и по соответствующему ему достоинству, но не по природе, Сын – второй ( δευτερεειν) 855 , то, по Акиндину, это соответствующее чину достоинство Сына будет тварным, если все тварно, что в чем-то не тождественно божественной природе. (20) Однако это прямой признак Ария и как бы некий отросток его безумия, если только [побег] не превзошел даже сие безумие, не щадя и Самого Отца. Впрочем, в то время как этот природный чин у Бога и соответствующее ему достоинство никакой благоразумный [человек] никогда не назвал бы тварным, но, по новоявленному богословию Акиндина, все – нетварная сущность, то, по нему, и чин этот и достоинство – сущность, и Сын по сущности будет вторым после Отца, а это – самое главное в бешенстве Ария. (21) Если же Акиндин сам по себе навлекает на себя противоречие, то и это есть [признак] его во всем испорченного рассудка. (22) Но и называя изливаемое на нас, согласно пророку Иоилю 856 , от Божественного Духа творением, Акиндин и сторонники его – поскольку это [изливаемое] есть боготворящая благодать, которую они называют тварной, – делают тварным и Духа Святого, от Коего изливается боготворящая благодать. (23) Когда же они, говоря о глаголемой ими в собственном смысле благодати как о тварной, утверждают, что данный апостолам через дуновение Христа Дух Святой 857 , будучи нетварным, является не благодатью, но самой Ипостасью Духа, то они явно оказываются латино-мудрствующими. Ибо ведь от Сына Дух и вдувается, и дается, и посылается 858 . Итак, латинянам свойственно называть это не благодатью, но самой Ипостасью Духа 859 . (24) Кроме того, говорящие, что только сущность Божия нетварна, а все к ней относящееся тварно, и ипостасные [свойства] или назовут сущностью, или совлекут в тварное.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

   В 851 году Константин ходил, по поручению церковной и гражданской власти, к Багдадскому эмиру для прений с магометанскими учеными и окончил поручение это с успехом. По возвращении оттуда, побыв недолгое время в Константинополе, удалился на Олимп (в Вифинии) и поселился там в монастыре. Туда же, увлекаемый пустынной жизнью, прибыл и брат его Мефодий, оставивший к этому времени свою должность и мир. Оба брата поселились вместе и уже навсегда остались неразлучными до конца жизни. На Олимпе они проводили время в посте, молитве и книжных занятиях, может быть подготовлявших их для последующего апостольского служения в славянских странах.    В 858 году послы от Хазар, живших в пределах нынешней юго-восточной России, от Черного до Каспийского моря, в предкавказии, просили Константинопольского императора прислать им ученого мужа, который в состоянии был бы вступить с успехом в прения с учеными иудеями и сарацинами, и научил бы их народ истинной (т.е. христианской) вере, так как те и другие (евреи и магометане), жившие у них, добивались обратить их в свою веру. Свв. братья, Константин и Мефодий, были туда с почетной обстановкой и свитой посланы Черным морем и, доехав до Херсонеса, остановились здесь надолго. Пребывание их здесь было многоплодно. Так, всесторонне образованный и знавший классические языки, любознательный Константин разыскал здесь ученых евреев и самарян и через них основательно ознакомился с еврейским и самарянским языками и письменностью священной на этих языках. Здесь же св. Константин нашел какого-то «русского человека» (вероятно готфа), имевшего на своем «русском» языке Псалтирь и Евангелие, выучился через него его «русскому» языку и стал способен читать и понимать его «русские» книги: Псалтирь и Евангелие, под каковыми разумеют готфский перевод Ульфилы. Здесь же свв. братья нашли и торжественно открыли мощи св. Климента Римского. Затем они отправились в столицу Хазарского царства (предполагают, в пределах нынешней астраханской губернии), участвовали долго в прениях с иудейскими и магометанскими учеными и настолько повлияли на кагана и его приближенных, что добились свободного перехода хазар в христианство и запрета христианам обращаться в магометанство и иудейство.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Вместе с этим, в концепции андрогина 5 говорится о другом способе происхождения первой семьи. В соответствии с этой концепцией Адам мужчина и Ева женщина появились в результате разделения Богом первосозданного человека – Адама андрогина. митр. Сурожский Антоний приводит следующие сведения по данному вопросу. «В Ветхом Завете мы читаем, что изначально был сотворен человек, человеческое существо ( Быт. 1:26 ). Некоторые отцы Церкви говорят, что Адам, взятый из земли, созданный из персти земной, из основного как бы вещества тварного мира, содержал в себе все возможности человека. Он не имел пола, он был “всечеловеком”, и постепенно, по мере того как он созревал от невинности к святости, от младенческого состояния к взрослости, в нем происходила поляризация, потребовавшая разделения двух элементов. И пришел момент, когда Бог разделил это единое человеческое существо на два, но они оставались в полном единстве. В Ветхом Завете мы видим этот момент, когда Бог разделил первосозданного человека на мужчину и женщину. Переводы, и английский, и славянский, неудовлетворительны. Мы читаем, что Бог взял ребро у Адама ( Быт. 2:21 ). Одного раввина как-то спросили: почему Бог взял ребро, а не голову, что могло бы быть полезнее, или руку, что также полезно? И раввин ответил: потому что ребро – та часть, которая ближе всего к сердцу. Так, что, согласно такой терминологии, женщина была создана из того, что ближе всего к сердцу мужчины, но я не считаю это блестящим или единственно возможным объяснением! Очень часто в древних языках, во всяком случае в славянском, “ребро”, “ребра”, означает “бок”. Это выражение понималось в том смысле, что Бог разделил надвое первоначально единое существо, разделил две половины. Те, кто знает французский язык, уловят, что можно говорить о côte и côté: côte означает “ребро”, côté – бок, сторона. И когда Адам видит Еву лицом к лицу, он восклицает: это кость от костей моих, плоть от плоти моей. И дальше в переводе текст не ясен; там говорится: она будет называться женою, ибо взята от мужа ( Быт. 2:23 ). Но в еврейском тексте употреблено слово, которое одинаково в мужском и женском роде: иш и иша. Она – женская часть меня, я – ее мужская часть» (104:858). 

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

853 Учение блж. Августина о чувственном познании рассматрюается в следующих трудах: L’abbè Flottes. Etudes sur saint Augustin, son génie, son ame, sa philosophie. Paris, 1861. P. 234–258; Ferraz M. De la psychologie de saint Augustin. Paris, 1869. P. 112–239; Storz I. Die philosophie des hl. Augustinus. Freiburg im Breisgau, 1882. S. 40–43, 130–134; Schmidt A. Erkenntnisslehre. Freiburg im Breisgau, 1890. Bd. I. S. 125–127; Schöler H. Augustins Verhältniss zu Plato in genetischer Entwicklung. Jena, 1897. S. 30–31; Ott W. Des hl. Augustinus Lehre von der Sinneserkenntniss//Philosophisches Jahrbuch. Fulda, 1900. Bd ΧΙII. S. 45–59,138–148; Kratzer Α. Die Erkenntnislehre des Aurelius Augustinus. München. 1913. S. 21–25, 37–47; Kahl W. Die Lehre von Primat des Willens bei Augustinus, Duns Scotus und Descartes. Strassburg. 1886. S. 24–36. 854 Augustinus Hipponensis. De Genesi ad litteram VII, 20, 23, PL 34, 362, 364. Рус. пер. Ч. 8. С. 81–82, 84; De diversis quaestionbus, 64, 7, PL 40, 57; Sermones, 43, 3, PL 38, 254; 93, 2, PL 38, 574; De duabus animabus, 2, PL 42, 94. 857 Qui ех puncto et quasi centro cerebri, sensus omnes quinaria distributione diftundit дал все пять чувств, которые берут начало из одной точки, или как бы центра мозга] (Augustinus Hipponensis. Epistula 137, 8, PL 33, 519). 858 Augustinus Hipponensis. De Genesi ad litteram VII, 20, 23, PL 34, 362, 364. Рус. пер. Ч. 8. С. 81–82, 84. 860 Augustinus Hipponensis. De diversis quaestionibus, 64, 7, PL 40, 57; De libero arbitrio II, 8, PL 32, 1244; De Trinitate XI, 1, PL 42, 983; De diversis quaestionibus ad Simplicianum II, 1, 9, PL 40, 136. 862 Proprium ergo et quasi privatum intelligendum est, quod unicuique nostrum soli est, et quod in se solus sentit, quod ad suam naturam proprie pertinet: commune autem et quasi publicum, quod ab omnibus sentientibus nulla sui corruptione atque commutatione sentitur [Таким образом, следует понимать, что собственное и как бы частное – это то, что свойственно каждому из нас, что каждый чувствует в самом себе и что собственно, принадлежит его природе. Общее же и как бы общественное – это то что воспринимается чувствами всех людей без какого-либо повреждения или изменения для самого себя] (Augustinus Hipponensis. De libera arbitrio II, 19, PL 32, 1250). Cp.: Epistula 137, 7, PL 33, 518; Sermones de Scripturis, 28, 3–4, PL 38, 184.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Источником его сведений были медики 855 , на которых он сам ссылается, а так как Галеном пользовался и Плотин, то по вопросу об анатомическом строении органов чувств между «Эннеадами» и сочинениями блж. Августина замечается большое сходство, но в последних есть подробности, которых нет в первых. Августин делит головной мозг на три части: переднюю, идущую от лица, заднюю, помещающуюся в затылке у шеи, и среднюю, служащую связью между передней и задней. Наблюдение над патологическими состояниями, вызванными повреждениями или заболеваниями той или другой доли мозга, позволяет установить их значение в душевной жизни человека: передняя часть мозга является органом ощущения, средняя – памяти, задняя – движения. На ощущения душа реагирует движениями, при этом между теми и другими обыкновенно протекает некоторый промежуток времени. Он падает на долю средней части мозга и локализированной здесь памяти, без участия которой были бы невозможны целесообразность и согласованность произвольных движений. 856 Из одной точки 857 , или как бы центра передних долей мозга, к внешним органам чувств идут нервы, тончайшие, полые внутри трубочки. Глаза, уши, ноздри, язык и небо соединены нервами непосредственно со своим центром в мозгу, органы же осязания, рассеянные по всей поверхности тела, связаны с головным мозгом через посредство спинного, от которого ответвляются и расходятся по всем направлениям такие же тончайшие канальцы осязательных нервов. 858 Плотин отметил ту особенность зрения и слуха, что предметы, подлежащие их восприятию, остаются целыми, едиными и неделимыми, возбуждая зрительные и слуховые ощущения во множестве чувствующих существ. Блж. Августин развил и дал законченную форму этому случайному наблюдению неоплатоника. Внешние чувства и их органы, рассуждает он, у каждого человека свои собственные, хотя и однородные с чувствами и органами других людей. Поэтому у одного они могут находиться в деятельном состоянии, когда у другого покоятся. Но объекты восприятия в большей или меньшей степени общи для всех людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

В 1867 году о. Андроник издал первый опыт самостоятельныхе ученых работ под заглавием: Ιστορια το σχισματος τς λατοπκς κκλησια π τς ρθοδξου λληνικς. Εν Λειψα 1867. (История отпадения латинской церкви от православной греческой. Лейпциг. 1867). Этот первый опыт самостоятельных исследований о. Андроника должен быть признан одним из наименее удачных его произведений. По всей вероятности это произошло от того, что обстоятельства вынудили его поспешить изданием его в свет. В предисловии к нему он говорит, что сочинение это было написано им за несколько времени раньше и лежало у него не изданными, в ожидании, пока его другие занятия откроют ему возможность дополнить и исправить его и вообще приготовить, как должно, к печати. Но вспыхнувшее в 1867 г. восстание греков па острове Крите и в высшей степени горестное и беспомощное положение критских беглецов, искавших себе убежища в свободной Елладе и ложившихся тяжким бременем на финансы маленького королевства, подали ему мысль внести и свою лепту на алтарь общого народного дела и поспешить изданием лежавшого у него сочинения, не дожидаясь его окончательного исправления. Издавши его в том же году, он посвятил его «братьям, геройски сражавшимся за веру и отечество в Крите». Деньги, вырученные от продажи книги, предназначались в пользу бедствовавших критских семейств, бежавших в Грецию(см. Πρλογος. σελ. ε – ς). Но патриотический порыв автора повредил несколько чисто научным интересам. Его труд явился в форме краткого обзора отношений между восточной и западной церквами, со времени столкновения их при патриархе Фотие (858–867, 878–886), до Флорентийской унии (1438–1439) включительно, обзора, составленного, правда, на основании записей современных или весьма близкихе, по времени, к тому иди другому описываемому эпизоду, или событию писателей, но без всякой критики как этих записей, так и установившегося между его соплеменниками взгляда на характер отношений между церквами, и в целом и в подробностях, и без малейшей попытки поставить тот или другой факт под другое освещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/...

Человек не грешит не потому, что творит только добро, а потому, что греха нет. Все, что он творит, с человеческой точки зрения, может быть, и грешно, а на самом деле, как акт Бога, божественно и свято» 858 . Католический монах Печерин, воспитанный на Иоанне Златоусте , за 25 лет, проведенных в католических монастырях, так и не смог стать подлинным единоверцем Терезы Авильской. «Католическое благочестие часто дышит буйным пламенем земной страсти. Молодая дева млеет перед изображением пламенеющего, терниями обвитого, копьем пронзенного сердца Иисуса. Святая Терезия в светлом видении видит прелестного мальчика с крыльями: он золотою стрелою пронзает ей сердце насквозь... Вот женщина в полном смысле слова! Итак, столетия прошли напрасно: сердце человеческое не изменилось, оно волнуемо теми же страстями и тех же богов зовет себе на помощь, и древний языческий купидон в том же костюме и с теми же стрелами является в келье кармелитской монашенки XVI столетия» 859 . Да, конечно, каждый искушается лишь сам собою 860 . И внешняя картина лишь вызывает наружу собственную неизжитую нечистоту. Но смысл сакрального искусства не заключается ли в том, чтобы не провоцировать, а, напротив, свидетельствовать о мире, уже переболевшем похотью? Искушения же и падения бывают везде – и на Востоке, и на Западе. Вопрос в другом – где падение с болью признается падением, а где оно вдруг канонизуется? Подвижник переживает и сам дает первичную рефлексию [reflexio – отражение; размышление, анализ собственного психического состояния] своего опыта. Окончательная рецепция [receptio – принятие, прием; усвоение] его опыта Церковью произойдет по благословению иерархов. Но между переживаниями мистика и каноническим суждением иерарха неизбежно стоит интерпретирующее и согласовывающее усилие богослова. Здесь – максимум ответственности богослова. И потому никак не обойти христианину далеко не усладительных слов Габриэля Марселя: «Мы не можем позволить себе ныне “сократический” поиск истины, свободное и необязательное блуждание по метафизическим пространствам. В религиозной системе “свобода мысли” не может быть терпима: слишком важные вопросы здесь решаются. Ошибка теолога может погубить души тысяч людей. Христианский призыв к благодати несовместим с сократическим стилем мышления».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

854.  Финн С. Мировоззрение талмудистов. СПб., т. 1-3, 1874-1876. 855.  Флисферер Д. Евреи и их учение об иноверцах. СПб., 1874. 856.  Франк А. Фарисеи. — Восх., 1896, 857. Храм Ирода. Пер. с англ. — ЕЭ, т. XV, с. 685-697. 858.  Хрисанф, еп. Ветхозаветное учение о Боге сравнительно с воззрениями на божество в древних языческих религиях. — ХЧ, 1876, с. 374-390; с. 503-523. 859.  Царевский А. Иудейский Синедрион и римские прокураторы в Иудее во время Иисуса Христа. Юрьев, 1900. 860.  Шифман Н. Новые материалы по социально-экономической истории Палестины в IV b. до н. э. — Вопросы истории, 1964, с. 210-211. 861.  Штерк В. Иудейство и эллинизм. Пер. с нем. — В кн.: Христианство в освещении протестантских теологов. СПб., 1914, с. 21-42. 862.  Штерн М. Период Второго Храма. — В кн.: Очерки по истории еврейского народа. Под ред. С. Этингера. Тель-Авив, 1972, с. 111-208. 863.  Шульман Б. Еврейский демос в первые века н. э. — Еврейская старина, 1928, с. 239-253. 864.  Шюрер Э. Иудеи в Боспорском царстве и общества «почитателей Бога всевышнего». — Еврейская старина, 1916, 865.  Эдершейм А. Приготовление к Евангелию: Иудейский мир во дни Иисуса Христа. — ХЧ, 1885, с. 589-641; с. 1-49; с. 193-292. (Перевод глав из кн.: А. Эдершейм. Жизнь и время Иисуса Мессии. Т. I этой книги был издан на русск. яз. в 1900 г.; перевод II тома печатался в ВР за 1904 г.) 866. Эсхатология. — ЕЭ, т. XVI, с. 307-314. 867.  Эфрон Е. Еврейские праздники. Иерусалим, 1971. 868.  Юнгеров П. Книги Есфирь и внебиблейские памятники. Казань, 1891. 869.  Его же. Канон Ветхого Завета. — ПБЭ, т. VIII, с. 274-294. 870.  Яницкий С. По вопросу о времени полного завершения канона ветхозаветных книг у палестинских иудеев. — Орловские епархиальные ведомости, 1880, с. 966-975; с. 1040-1052. 871.  Abel F. Livres des Maccabees. Paris, 1949. 872.  Arzt М. Justice and Mercy: Commentary on the Liturgy of the New Year and the Day of Atonement. New York, 1963. 873.  Avi-Yonah М. «The Second Temple». — A History of the Holy Land. Jerusalem, 1969.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Отца Альфреда Этельвульфа в 858 году сменил на престоле (после больших споров и разногласий) его сын с очень воинственным нравом, по имени Этельбальд. Его правление было весьма беспокойным; впрочем, он умер в 860 году. Этельбальду наследовал следующий сын Этельвульфа – Этельберт, принесший королевству Уэссекс некоторый покой после глупостей своего старшего брата. Тот год был отмечен победой жителей Уэссекса над язычниками-викингами, опустошившими их столицу – город Винчестер. И язычники тогда устремились в Кент, восточную часть которого им удалось разорить в 864 году. К несчастью, после всего пяти лет мирного и достойного правления король Этельберт умер. В 866 году ему наследовал следующий брат – Этельред. Тогда язычники были как никогда дерзкими. Завоевав Нортумбрию в 867 году, они уже собирались войти в королевство Восточная Англия со своей «большой армией» и поживиться там в ее монастырях. Именно в то время Альфред, наследник трона, умело помогал своему брату королю Этельреду и поддерживал его в ратных подвигах. В 868 году, когда Альфреду было 19 лет, он женился на Эльсвите, дочери одного знатного мерсийца. Но к несчастью, как пишут, Альфред был сражен таинственной и тяжкой болезнью в самый день венчания. Некоторые предполагают, что это могла быть инфекция мочевого пузыря или камни в почках. В любом случае, ему с этого дня и до самого конца своей жизни приходилось терпеть мучительную боль. Жена Альфреда Эльсвита родила нескольких детей, из которых пятеро дожили до взрослых лет. В том же году викинги вышли из Нортумбрии и двинулись на Мерсию и Ноттингем. Здесь молодой Альфред защищал город бок о бок с будущим святым – королем Эдмундом Восточно-Английским, которого язычники убили в ноябре 869 года. В декабре 870 и январе 871 года язычники направились из завоеванной ими Восточной Англии в Беркшир – часть королевства Уэссекс. Здесь английские христиане победили в небольшой схватке при Энглфилде, но потерпели поражение от датского нападения при Рединге. 8 января произошла главная битва при Эшдауне на Беркширских холмах, и здесь Альфред проявил себя как отличный военачальник, показав себя более предприимчивым и смелым, чем его брат Этельред. В Эшдауне английские христиане разгромили язычников. Однако через две недели, в январе 871 года, англичане были разбиты при Бейсинге. К концу марта другая битва близ Марлборо в Уилтшире оказалась неудачной для англичан, а в апреле другая языческая «летняя армия» прибыла из Европы для усиления армии, с победами шествовавшей по острову. Начинался новый – героический – период английской истории с новым – героическим – лидером.

http://pravoslavie.ru/57264.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010