Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Об исламе Мы сегодня поговорим не вообще об исламе как таковом. И этой темы, конечно, нужно будет коснуться, потому что очень многие люди вообще не знают, что такое ислам, знают что-то о традиционной религии, только о хорошем говорящее… Мы скажем и об этом, но скажем и о тех особенных течениях и формах, которые сейчас существуют, потому что многие люди, не разбираясь в реальном положении дел, начинают говорить: «Как же, вот мусульмане теракты делают, все они там террористы», или наоборот: «Никто из них не террорист, потому что данный конкретный мусульманин терактов не делает». И связано это с тем, что люди не знают, какова внутренняя структура исламского сообщества, которое называется по-арабски «умма» 1 . Мы можем оценить с точки зрения Господа Бога вот это религиозное направление. Почему я говорю с точки зрения Господа Бога? Потому что мы, христиане, собственной точки зрения вообще стараемся не иметь. Она не очень интересна. Как сказал один английский писатель, «можно иметь сотни тысяч точек зрения, пока не найдешь истину. Тогда будет точка зрения одна, истинная». Во-первых, надо сказать, что такое ислам как таковой. Очень часто, когда говорят об исламе, начинают говорить о нем как о религии. Под словом «религия» подразумевается некая религиозная организация, церковь или секта,— некая религиозная организация, где люди собираются помолиться, решить какие-то духовные вопросы. На самом деле это не совсем так. Ислам в этом смысле достаточно далек от религии в нашем традиционном представлении. Это очень важно помнить, потому что у нас разговор часто становится разговором двух глухих. Когда мы разговариваем с мусульманами, мусульмане нам говорят об одном, мы им о другом. И мы понять друг друга не можем хотя бы потому, что вкладываем совершенно разные понятия в одни и те же слова. Вот недавно мне пришло очередное предложение одного доброго человека, чтобы я принял ислам, и объяснение, почему этот человек сам принял ислам и почему это истинная вера. Этот человек мне объяснял, что ислам является истинной верой потому, что мусульмане не пьянствуют, не наркоманят, у них все девушки девственницы, разврат не допускается, и поэтому ислам весьма хорошая религия, единственная надежда всего прогрессивного человечества.

http://azbyka.ru/islam-pravoslavnyj-vzgl...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / установи християн у як внесок у розвиток прав людини. Виступ голови ВЗЦЗ митрополита Волоколамського на III ООН (Нью-Йорк, 23 жовтня 2012 року) для друку 24 жовтня 2012 р. 11:38 23 октября 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на заседании III Комитета ООН, состоявшемся в штаб-квартире этой международной организации в Нью-Йорке. Господин Председатель! Выступая с трибуны столь авторитетной международной организации, я представляю Русскую Православную Церковь, насчитывающую многие миллионы верующих в разных странах. Одним из важнейших направлений деятельности международных организаций, среди которых ООН занимает ведущее место, является защита прав человека в разных регионах мира. Одно из фундаментальных прав человека — это право на свободу вероисповедания. Наша Церковь неизменно выступает против любых форм дискриминации, преследований и насилия по религиозному признаку. Сегодня мы являемся свидетелями многочисленных нарушений религиозной свободы и проявлений насилия по отношению к представителям различных религиозных сообществ, а также целых этнорелигиозных групп. Особое внимание я хотел бы остановить на дискриминации и преследованиях христиан — самой гонимой религиозной группы на планете. Каждые 5 минут за веру убивают христианина — такие данные привел представитель ОБСЕ Массимо Интровинье. Более 100 миллионов христиан сегодня подвергается преследованиям, утверждает правозащитная организация Open Doors. Эти цифры должны заставить международное сообщество не только задуматься и заговорить о проблеме дискриминации христиан, но и предпринять решительные действия в их защиту.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2547009...

священник Алексий Федотов Скачать epub pdf II ГЛАВА. ГОНЕНИЯ НА ЦЕРКОВЬ В СССР В 1958–1964 гг.: РОЛЬ в них ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА § 1. Усиление антицерковной политики Советского государства в 1958–1961гг. После Великой Отечественной войны положение Церкви в государстве и обществе начало стабилизироваться. Открываются, новые храмы, духовные школы, выходит «Журнал Московской Патриархии». Но, в конце 1950-х начинаются новые гонения на Церковь . Времена хрущевской оттепели обернулись для представителей различных конфессий, в первую очередь, Русской Православной Церкви лютым морозом. Спокойные отношения с Церковью преподносились, как Сталинское наследие, которое следует ликвидировать, хотя именно религиозные организации особенно пострадали от проводимых репрессий. Нагнетание антирелигиозных настроений к концу 1950-х годов в партийных и комсомольских верхах делало почти неизбежной войну с религией 184 . Гонения начались в 1958 году. 4 октября 1958 года ЦК принял секретное постановление «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды», которое обязывало партийные, комсомольские и общественные организации развернуть пропагандистское наступление на религиозные пережитки советских людей. Государственным учреждениям предписывалось осуществить мероприятия административного характера, направленные на ужесточение условий существования религиозных общин 185 . В 1960 году власть Хрущева была настолько прочна, что он смог начать проведение массовых антицерковных мероприятий, в результате которых Русская Церковь в период с 1959 по 1964 год потеряла около двух третей своего организационного состава 186 . В самом начале этих гонений советские органы власти старались осуществить закрытие монастырей и храмов, используя давление на Патриархию. Они прилагали все силы к тому, чтобы убрать из Патриархии тех церковных лидеров, которые открыто таким гонениям противостояли 187 . Из Совета по делам РПЦ с конца 1950 годов также начали постепенно «убирать» всех сотрудников с сочувствием относившихся к религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что значит: «Церковь отделена от государства» Фраза о том, что Церковь отделена от государства, стала в последнее время своеобразным риторическим общим местом, применяемым, как только речь заходит об участии Церкви в общественной жизни. Однако фразы «Церковь отделена от государства» в законе нет. 10 декабря, 2009 Фраза о том, что Церковь отделена от государства, стала в последнее время своеобразным риторическим общим местом, применяемым, как только речь заходит об участии Церкви в общественной жизни. Однако фразы «Церковь отделена от государства» в законе нет. Фраза о том, что Церковь отделена от государства, стала в последнее время своеобразным риторическим общим местом, применяемым, как только речь заходит об участии Церкви в общественной жизни, как только представители церкви появляются в государственном учреждении. Однако цитирование в споре этого топа говорит сегодня о незнании того, что написано в Конституции и «Законе о свободе совести» — главном документе, описывающим бытование религии на территории Российской Федерации. Во-первых, фразы «Церковь отделена от государства» в законе нет. Так прочно запомнившаяся строка об отделении сохранилась в сознании из Конституции СССР 1977 г. (ст.52): «Церковь в СССР отделена от государства и школа — от церкви». Если же сделать краткую выжимку из главы «Закона о свободе совести» об отношениях Церкви и государства, то мы получим следующее: — В России ни одна религия не может быть обязательной — Государство не вмешивается в церковные дела и не передает религиозным организациям свои функции госвласти, — Государство сотрудничает с религиозными организациями в области сохранения культурных памятников и образовании. В школах можно преподавать религиозные дисциплины в качестве факультатива. Основная сложность чтения законов состоит в различном понимании слова «государство» — с одной стороны, как политической системы организации общества, а с другой — непосредственно общества — всей страны в целом. Иными словами — религиозные организации в России, согласно законодательству, не выполняют функции государственной власти, религия не навязывается сверху, но сотрудничают с государством в тех вопросах, которые касаются общества.  «Отделение церкви от государства обозначает разделение управляющих функций, а не полное удаление церкви из общественной жизни» — об этом заявил сегодня Председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношению церкви и общества Протоиерей Всеволод Чаплин на круглом столе, прошедшем в рамках работы Центра консервативных исследований Социологического факультета МГУ.

http://pravmir.ru/cerkov-otdelena-ot-gos...

В Москве состоялся круглый стол на тему возвращения Русской Православной Церкви культурных ценностей религиозного назначения, находящихся в государственной собственности 2 ноября 2010 г. 14:26 В ближайшее время в Госдуме РФ состоится второе чтение законопроекта «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» . В заключении Общественной палаты РФ говорится, что законопроект «противоречит ряду принципов, закрепленных Конституцией и международными нормами». 29 октября 2010 года в редакции газеты «Известия» состоялся круглый стол «Возвращение Русской Православной Церкви культурных ценностей религиозного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности», в ходе которого опасения членов Общественной палаты были опровергнуты. Организаторами мероприятия выступили Общероссийская общественная организация работников СМИ «МедиаСоюз» и редакция газеты «Известия». Открывая заседание, вице-президент «МедиаСоюза» Е.К. Зелинская отметила, что эта дискуссия явно будет не последней в череде обсуждений, которые уже сопровождают и будут сопровождать принятие закона. «Мы считаем, что даже когда закон будет принят, потребуется много дискуссий, чтобы вопрос, важный для нашей культуры, решился цивилизованным способом», — считает Елена Зелинская. Она так же напомнила о той роли, которую сыграли сотрудники музеев в сохранении религиозных ценностей. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что «когда мы обсуждаем вопросы технические, юридические, финансовые, мы забываем о том, что обсуждаем естественный процесс: верующим людям возвращаются святыни, которые были созданы, чтобы перед ними и в них молились». По мнению отца Всеволода, в каждом храме должно быть восстановлено богослужение: «Церковь много лет ведет непростые переговоры с разными государственными инстанциями о том, чтобы этот вопрос урегулировать. Церковь и другие религиозные общины были очень терпимы долгие годы. Уже 20 лет, как нет коммунистического режима, а Католической Церкви не передается обезображенный храм, приватизированный в 1990-е годы. Есть мечети и синагоги по всей стране, где люди не могут молиться». Председатель Синодального отдела также сообщил, что накануне принял участие в заседании рабочей группы комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, где было рассмотрено 79 поправок в обсуждаемый законопроект, которые были предложены к законопроекту депутатами Государственной Думы, представителями субъектов Федерации, членами Совета Федерации. «Храмы должны быть храмами, иконы — иконами, общество должно об этом заботиться», — заключил протоиерей Всеволод Чаплин.

http://patriarchia.ru/db/text/1310428.ht...

Интервью епископа Меркурия, председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, газете «НГ-Религии» 18 августа 2010 г. 14:00 Русская Православная Церковь внимательно следит за ходом апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Московский Патриархат на межведомственных совещаниях и встречах по этому вопросу представляет председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий . В интервью ответственному редактору  газеты «НГ-Религии» А. Мельникову владыка Меркурий подводит итоги первого этапа эксперимента, который длился в течение последней четверти прошедшего учебного года. — Ваше Преосвященство, насколько соответствует ожиданиям Церкви ход апробации нового курса? — Благодаря апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ, в рамках которого преподается предмет «Основы православной культуры», удалось наладить конструктивное взаимодействие Церкви с системами управления образованием ряда регионов. Во многом благодаря проведенным мероприятиям наши светские коллеги увидели в лице представителей Русской Православной Церкви не противников, но соработников, полноправных и компетентных участников образовательного процесса. Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что задача Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви состоит в создании непрерывной системы православного образования с 1-го по 11-й класс школы. Неразумно считать, что можно привить детям нравственные ценности за время, отведенное экспериментом (34 учебных часа), даже при его положительных результатах. — Когда общаешься с представителями других религиозных организаций, они ссылаются на полное незнание итогов первого этапа эксперимента, жалуются на то, что Минобраз не делится с ними информацией. Русская Православная Церковь не испытывает подобных проблем? — На всех совещаниях департаментов образования экспериментальных регионов были представители не только нашего общецерковного отдела, но и епархиальных отделов образования.

http://patriarchia.ru/db/text/1251173.ht...

Можно ли считать призыв к госчиновнику «делать общее дело, не ища своего» вмешательством Церкви в дела государства? Правильно ли, что религиозные деятели вообще не должны касаться насущных проблем общественной жизни? Обвинения Церкви во вмешательстве в мирские дела раздаются регулярно. Так, на съезде партии «Правое дело» ее лидер М. Прохоров выразил мнение, что России следует отбросить свои религиозные предрассудки и стать по-настоящему светским государством. Продолжением его выступления стала статья экономиста и социолога Владислава Иноземцева в журнале «Огонек». Статья получила активную поддержку в антиклерикальных кругах. Можно ли считать озвученный Патриархом Кириллом во время пастырского визита в Мордовию призыв к госчиновнику «делать общее дело, не ища своего» вмешательством Церкви в дела государства? Правильно ли, что религиозные деятели вообще не должны касаться насущных проблем общественной жизни? С такими вопросами REGIONS.RU/»Новости Федерации» обратились к представителям верхней и нижней палат российского парламента. Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, представитель в СФ от правительства республики Хакасия Валентина Петренко: «Церковь же не вторгается в политические, производственные дела. Она лишь обозначает свой взгляд на те или иные явления с точки зрения морали, нравственности. Мы же прислушиваемся к мнению представителей общественных организаций, так почему же люди, носящие в сердце Бога, должны быть лишены права на высказывание своей позиции? Церковь – это не секта, чтобы скрывать свои взгляды. А то, что в нашем обществе каждый имеет право на обозначение своих воззрений, – и религиозные организации, и критикующий их Михаил Прохоров, это есть не что иное, как свобода слова». Председатель Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Белгородской области Николай Рыжков: «Церковь же не живет вне общества. Другое дело, что Церковь не должна принимать решений, связанных со светской жизнью».

http://pravmir.ru/cerkov-i-gosudarstvo-m...

Репортажи Музеи и Церковь – сотрудники или оппоненты? Очередная дискуссия о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения состоялась в Москве 01.11.2010 11:56 Москва, 1 ноября, Благовест-инфо. Круглый стол на тему передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения состоялся 29 октября в Медиа-центре газеты «Известия». Это далеко не первая публичная дискуссия на данную тему; на этот раз ставилась задача отреагировать на экспертное заключение Общественной палаты (ОП) РФ накануне принятия законопроекта во втором чтении Госдумой РФ. Заключение ОП, в котором подвергаются критике ряд положений законопроекта «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», породило раскол в рядах ОП. В числе участников круглого стола было два члена ОП из тех, кто возражал против принятия данного заключения: это президент редакции газеты «Известия» Владимир Мамонтов и председатель Синодального отдела РПЦ по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Перед началом дискуссии ее ведущая -- вице-президент «МедиаСоюза» Елена Зелинская попыталась заранее снизить накал эмоций, которым, как правило, сопровождается обсуждение данной темы: «Передача памятников из музеев в храмы означает, что они все равно будут оставаться в нашей стране, у нашего народа. Одни и те же люди ходят в музеи и в церковь. Никакой драмы здесь нет». Однако обсуждение не обошлось без скандальных заявлений и резкой критики. Сначала выступил о. Всеволод, которому пришлось повторить все доводы в пользу принятия законопроекта, прозвучавшие уже неоднократно : «Любой нормальный человек должен признать, что перед любой иконой, в любом храме должно совершаться богослужение», -- это основная линия позиции представителя РПЦ. Кроме того, он подчеркнул, что Церковь «никогда не требовала всего, здесь и сейчас», терпеливо ожидая 20 лет и избегая конфликтов и скандалов. Поэтому и обсуждаемый законопроект, по мнению о. Всеволода, носит «компромиссный» характер и учитывает интересы не только религиозных организаций, но и учреждений культуры, занимающих в настоящее время здания религиозного назначения.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_33081.html 29 сентября 2006 Андрей Зайцев Церковь и СМИ – диалог трудных, но уважающих друг друга собеседников Источник:  РИА Новости На прошедшем 22 сентября в Москве круглом столе РИА – Новостей " Церковь и СМИ. Где источник противоречий? " , в котором приняли участие журналисты Андрей Золотов, Александр Щипков, Сергей Чапнин, Максим Шевченко, а также протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Андрей Кураев, было сделано несколько принципиальных заявлений, о путях развития отношений между Церковью и СМИ. За этим внешне протокольным сообщением скрывается важная встреча, открывающая новые перспективы сотрудничества светских СМИ и религиозных организаций. Тем более, что проблема, как и что писать о религии вообще и Русской Православной церкви в частности, необычайно актуальна в наше время: достаточно вспомнить реакцию в мусульманском мире на высказывания Папы Римского Бенедикта XVI во время лекции в Регенсбургском университете и предстоящий судебный процесс между обозревателем " Московского комсомольца " Сергеем Бычковым и заместителем председателя ОВЦС МП протоиереем Всеволодом Чаплиным. Последнее событие и стало формальным поводом для круглого стола. Какие же проблемы есть во взаимоотношении журналистов и религиозных организаций? Ответы на этот вопрос достаточно очевидны – откройте практически любую публикацию на религиозную тему, и вы увидите традиционный набор тем: религиозные праздники, скандалы, взаимоотношения верующих и неверующих. Подобный список можно продолжать до бесконечности, но как заметил телеведущий, руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко: " Многим людям хотелось бы, чтобы Церковь была странным сообществом странных людей, мысленно находящихся в Средневековье " . К сожалению, такой подход отчасти проник и в журналистские материалы, что свидетельствует о кризисе восприятия Церкви, с одной стороны как социального института и, с другой стороны, как сакрального пространства, в котором нет места критике.

http://religare.ru/2_33081_1_21.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_33823.html 23 октября 2006 Саратовское региональное отделение Центра религиоведческих исследований предупреждает об активизации тоталитарных сект Информационное письмо Ситуация, сложившаяся в последнее время в Приволжском федеральном округе в отношении деятельности тоталитарных сект, заставляет нас обратиться к широкой общественности с предупреждением об опасности этих организаций. Проблема деструктивных псевдорелигиозных сект стала сегодня необычайно актуальной, все более приобретая форму социального заболевания. Тоталитарные секты характеризуются чрезвычайной легкостью вхождения в организацию и тем размером ущерба, который причиняется после выхода из неё. Ложно выдавая себя за традиционные религиозные течения, секты применяют гипноз и психометодики, нарушающие права человека, навязывают свою идеологию с целью извлечения банальной выгоды и достижения власти. Доведение сектантов до самоубийства, психиатрических заболеваний и физического истощения, финансовые махинации и уголовные преступления – вот далеко не полный перечень того, к чему может привести деятельность этих организаций. За сравнительно небольшой промежуток времени практически во всех городах Поволжья резко повысили свою активность последователи следующих западных тоталитарных сект: – " Церковь Иисуса Христа Святых последних дней " (мормоны); – Неопятидесятнические тоталитарные секты; – " Свидетели Иеговы " ( " Общество Сторожевой Башни " ); – " Церковь Саентологии " (учение Дианетики); – " Церковь Объединения " (муниты); – " Международное Общество Сознания Кришны " (кришнаиты). Каждая из этих сект пытается воздействовать на многие сферы нашей жизни, включая систему образования и здравоохранения. Предпринимаются попытки вербовки в секты в школах, вузах, домах-интернатах, в среде военнослужащих и отбывающих наказание. В последнее время сектанты пытаются активно воздействовать в своих интересах на государственные структуры.

http://religare.ru/2_33823_1_21.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010