24 октября 2012 г. Противодействие дискриминации христиан в мире как вклад в развитие концепции прав человека (доклад) 23 октября председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион принял участие в заседании III Комитета ООН, состоявшемся в штаб-квартире этой международной организации в Нью-Йорке. III Комитет Организации Объединенных Наций специализируется на вопросах прав человека и социальной тематике. На заседании присутствовали представители более ста пятидесяти государств мира. Архипастырь представил вниманию присутствующих доклад: Выступая с трибуны столь авторитетной международной организации, я представляю Русскую Православную Церковь, насчитывающую многие миллионы верующих в разных странах. Одним из важнейших направлений деятельности международных организаций, среди которых ООН занимает ведущее место, является защита прав человека в разных регионах мира. Одно из фундаментальных прав человека – это право на свободу вероисповедания. Наша Церковь неизменно выступает против любых форм дискриминации, преследований и насилия по религиозному признаку. Сегодня мы являемся свидетелями многочисленных нарушений религиозной свободы и проявлений насилия по отношению к представителям различных религиозных сообществ, а также целых этнорелигиозных групп. Особое внимание я хотел бы остановить на дискриминации и преследованиях христиан – самой гонимой религиозной группы на планете. Каждые 5 минут за веру убивают христианина — такие данные привел представитель ОБСЕ Массимо Интровинье. Более 100 миллионов христиан сегодня подвергается преследованиям, утверждает правозащитная организация Open Doors. Эти цифры должны заставить международное сообщество не только задуматься и заговорить о проблеме дискриминации христиан, но и предпринять решительные действия в их защиту. На Ближнем Востоке и в Азии происходят драматические процессы, связанные с революциями, вооруженными столкновениями, политическим противостоянием и столкновением экономических интересов. Глубокие общественные трансформации в этих регионах приводят к нарушению веками сложившегося межрелигиозного баланса, ранее позволявшего мирно уживаться различным конфессиональным общинам, представителям религии большинства и религиозных меньшинств. Имеет место радикализация части религиозного большинства, следствием которой становится изменение общественного климата, особенно в том случае, когда радикально настроенные силы получают в свои руки рычаги государственного управления, в том числе возможность изменять законодательство.

http://e-vestnik.ru/docs/protivodeystvie...

В.А. Мартинович Глава 5. Религиозная инновация (появление сект): микроуровень Все процессы, приводящие к возникновению структурированных форм нетрадиционной религиозности, можно разделить на две группы. К первой будут относиться процессы религиозной инновации, приводящие к образованию сект и внутрицерковного сектантства. Ко второй – процессы культовой инновации, приводящие к возникновению культов, клиентурных и аудиторных культов, а также сектоподобных групп. Под религиозной инновацией в широком смысле будет пониматься не только весь комплекс процессов, приводящих к появлению внутрицерковного сектантства и отделению одних религиозных групп (сект) от других (религий, деноминаций, сект, культов), но также и внутреннее обновление той или иной религиозной организации, например, посредством интерпретации ее же последователями ее вероучения. Появление секты является конечным итогом развития целого ряда достаточно длительных предваряющих его процессов, которые здесь и далее будут именоваться сектантскими тенденциями в религии 468 . Как это будет показано далее, зарождение целого ряда сектантских тенденций обусловлено самим устройством и особенностями функционирования религиозных организаций. 5.1. Интерпретации существующего канона В основании первого процесса, приводящего в конечном итоге к появлению сект, лежит внутренне присущая любым религиозным организациям и их последователям необходимость постоянного приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды. Любые более или менее значительные изменения в мире требуют адекватной их интерпретации с позиций учения религиозной организации и в некоторых случаях ставят под сомнение легитимность существования группы. Достижения научно-технического прогресса, сам факт существования множества альтернативных религиозных организаций, а также огромное количество иных вопросов будоражат рядовых верующих, побуждают искать на них ответы и требовать соответствующих разъяснений от руководства церкви. Вероучение организации само по себе также на протяжении всей истории жизни группы порождает огромное количество вполне естественных вопросов, направленных на более правильное его понимание и интерпретацию. Человек из самых лучших побуждений пытается понять, чему же учит та церковь , к которой он принадлежит. По справедливому замечанию Гершома Шолема, любое откровение и священное писание уже с момента их письменной фиксации представляют собой проблему для религиозной традиции, так как исторические изменения ставят вопрос о применимости религиозного канона к новым условиям мира 469 . Даже у современников основателей всех религий возникали к ним вопросы о том, как правильно надо понимать и интерпретировать те или иные события, проблемы и жизненно важные темы. В значительно большем количестве вопросы возникают у их наследников, знакомых со своей религией из живой, но все же древней традиции, породившей необозримое для простого человека количество текстов и их интерпретаций.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

Закрыть itemscope itemtype="" > Валентин Семенов: «Неужели ему уже 75 лет?!» Редакция «Русской народной линии» от всей души поздравляет Алексея Николаевича Швечикова с 75-летием 19.12.2011 298 Время на чтение 4 минуты Завтра, 20 декабря, исполняется 75 лет постоянному автору «Русской народной линии», видному ученому и общественному деятелю, религиоведу и сектоведу, директору Межвузовского центра по религиоведению, члену Собора православной интеллигенции, доктору философских наук Алексею Николаевичу Швечикову . Редакция «Русской народной линии» от всей души поздравляет Алексея Николаевича с 75-летием. Желаем ему многая и благая лета для трудов и свершений во имя нашей дорогого Отечества и на пользу отечественной науки. Мы попросили коллегу и соратника А.Н.Швечикова директора НИИ Комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, доктора психологических наук, профессора Валентина Евгеньевича Семенова поделиться своим мнением о юбиляре, его научной и общественной деятельности. «Я познакомился с Алексеем Николаевичем Швечиковым 15 лет назад, когда мы стали встречаться с ним на различных религиозных мероприятиях, конференциях, круглых столах и в храмах. Однажды, в 1998-99 году, мы, выйдя из храма и разговорившись, пришли к мысли, что нашей интеллигенции, преподавателям вузов и ученым, не хватает организации. Мы поняли, что у интеллигенции есть интерес к религии и к Православию, а организации нет. Тогда мы и решили создать Собор православной интеллигенции. Мы вдвоем стояли у истоков этой организации, которая была создана в 1999 году. Меня в то время как раз выбрали директором НИИ Комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета. Наш институт тогда располагался во дворце графа Бобринского на Галерной улице, там мы и начали собираться. К нашему движению присоединились такие известные люди, как писатель Николай Коняев, философ Александр Казин, священник Алексий Мороз и другие. Я предложил Алексею Николаевичу, как человеку организованному, полковнику в отставке, стать председателем Собора православной интеллигенции. Эту идею поддержали все члены Собора, в итоге Швечикова единогласно выбрали председателем. Так начиналась деятельность Собора православной интеллигенции. А.Н.Швечиков сумел собрать вокруг себя многих заинтересованных неравнодушных к судьбе России людей.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/19/va...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Нарышкин прав: американцы сознательно подставляют католиков» По словам Александра Щипкова, нужно приложить максимальные усилия, чтобы не допустить втягивания религиозных организаций Белоруссии в политическое противостояние 01.10.2020 998 Время на чтение 3 минуты Опасность втягивания религиозных организаций в Белоруссии в политическое противостояние реальна, у страны уже есть трагический опыт столкновения католиков и православных, заявил РИА Новости замглавы Всемирного русского народного собора (ВРНС), первый замглавы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков. Ранее директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин заявил , что США бесцеремонно вмешиваются в религиозную ситуацию в Белоруссии, стремясь столкнуть представителей православной и католической ветвей христианства. По словам Нарышкина, пытаясь втянуть пока проявляющий сдержанность Ватикан в белорусские события, США ведут работу по более активному подключению католических священников к участию в антиправительственных выступлениях. «Заявление Сергея Нарышкина абсолютно соответствует той ситуации, которая сегодня складывается в Белоруссии. Нужно приложить максимальные усилия, чтобы не допустить втягивания религиозных организаций в политическое противостояние, чтобы политическое противостояние не переросло в религиозное. И это не пустые слова: в Белоруссии есть история трагического противостояния православных и католиков», - сказал Щипков. Он напомнил, что в XVI-XVII веках белорусов насильно переводили из православия в греко-католическую (униатскую) церковь, что сопровождалось большим притеснением народа в Речи Посполитой. По словам Щипкова, «народная религиозная память намного глубже, чем политическая память», и поэтому «в белорусском народе хранится память о тех зверствах, которые сопровождали этот насильственный перевод в униатство». Собеседник агентства привел в пример печально известного униатского епископа Речи Посполитой Иосафата Кунцевича (1580-1623), который был одним из тех, кто осуществлял насильственный перевод православных белорусов в униатство. «По его приказу из могил выкапывали тех, кто был погребён по православному обряду, покойников бросали на земле и запрещали хоронить. Подобные вещи народ помнит почти на генетическом уровне», - отметил эксперт.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/01/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > Совет по делам молодежи при Патриархе. Что это за новая структура? «Межрелигиозная общественная организация» с прицелом на международную деятельность имеет огромный потенциал, который может уйти и впустую 29.10.2018 961 Время на чтение 5 минут На днях многие узнали о создании Совета по делам молодежи при Патриархе Московском и всея Руси. 24 октября в ИТАР-ТАСС прошла пресс-конференция его создателей, через несколько дней заработал сайт Совета. Сайт smpatr.ru зарегистрирован 21 октября, причем на частное лицо, хотя официальные сайты Церкви - patriarchia.ru и mospat.ru - всегда регистрировались на непосредственно церковные юридические лица. Но дело в том, что, оказывается, эта организация и не церковная. «У нас межконфессиональный Совет. Почему при Патриархе? Мы просто признаем особую роль православия и Святейшего Патриарха в нашей жизни. Но наш Совет не православный», - заявил на пресс-конференции председатель Совета Инал Ардзинба. Видимо, он, как и большинство наших чиновников, под «межконфессиональным» имел в виду «межрелигиозный» (конфессии - это разделение внутри одной религии, например, православие, протестантизм и католичество внутри христианства и т.д.). «Это общественная организация, которая создана при Патриархе, но обращена к обществу и готова к диалогу с разными религиями и конфессиями», - уточнил на той же пресс-конференции председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата Владимир Легойда. Действительно, единственное относящееся к Церкви лицо в руководстве Совета - это председатель отдела религиозного образования Московской городской епархии иеромонах Онисим (Бамблевский). Впрочем, гораздо интересней направления деятельности, которыми планирует заняться новый Совет. В разделе «Направления деятельности» на его сайте они перечислены очень кратко: «Образование и цифровизация. Формирование позитивной информационной среды. Международная деятельность. Поддержка развития гуманитарного и естественнонаучного знания. Поддержка традиционных ценностей. Патриотическое воспитание молодежи, защита материнства и детства, благотворительность».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/29/so...

Закрыть itemscope itemtype="" > «США ориентированы на поддержку всех нетрадиционных религиозных организаций» Политолог Анастасия Митрофанова размышляет, почему Соединенные Штаты защищают тоталитарные секты 30.04.2011 1077 Время на чтение 3 минуты «США ориентированы на поддержку всех нетрадиционных религиозных организаций, даже тех, которые запрещены в Европе или считаются там нежелательными. В Америке, например, " церковь сайентологии " - очень респектабельная организация, хотя в некоторых странах Европы она законодательно запрещена. Трудно сказать, есть ли в США государственная политика, нацеленная на поддержку таких группировок в России, но совершенно очевидно, что в целом из Америки такая поддержка им оказывается», - заявила в интервью «Русской народной линии» доктор политических наук, руководитель Центра евроатлантических исследований Дипломатической академии МИД России, профессор РГГУ Анастасия Митрофанова , комментируя данные доклада Специальной комиссии при правительстве США по международной религиозной свободе о ситуации с соблюдением свободы вероисповедания в России. По данным комиссии, сообщает Newsru.com, ситуация с соблюдением свободы вероисповедания в России ухудшается. «За прошедший год правительство усилило применение закона о борьбе с экстремизмом против религиозных групп и отдельных граждан, которые не были замечены в том, что применяли или поддерживали насилие», - указывается в докладе. По словам его составителей, чиновники на федеральном и местном уровнях «регулярно применяют другие законы, преследующие мусульман и религиозные группы, которые они считают нетрадиционными». Российские официальные лица продолжают рассматривать определенные религиозные и иные группы как чуждые российской культуре и обществу, таким образом «способствуя атмосфере нетерпимости», утверждается в докладе. И хотя, как признают члены комиссии, такого рода действия все чаще преследуются по закону, тем не менее, российские власти, по их мнению, «не решают эти вопросы на постоянной основе эффективным образом».

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/30/ss...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Эти люди или безумцы, или враги» Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука обратился к представителям Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций 10.11.2023 400 Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука в своём тлг-канале обратился к представителям Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций. «Христос посреди нас, дорогие мои читатели! Наблюдая за тем, как нынешние политики продолжают разрушать мою Родину, в том числе и путем разжигания религиозной вражды и ненависти, я уже перестаю чему-либо удивляться. Нельзя с точки зрения логики и здравого смысла оценивать действия людей, которые, " борясь за свободу и независимость " , начинают поджигать свой собственный дом изнутри. Тут может быть только один из двух вариантов ответа. Эти люди или безумцы, или враги и предатели. Но кем бы они ни были, выбор своей вечной участи они уже осуществили», - пишет владыка. «Последнее, что меня еще способно было удивить, так это то, до какого унижения своей веры и достоинства способны опуститься руководители других религиозных конфессий. И все это только ради того, чтобы угождать тем, кто сегодня находится при власти. Ведь здесь речь идет даже не о религиозных убеждениях, а о простых общечеловеческих понятиях, таких как совесть, честь, справедливость, достоинство, которые едины для всех религий», - подчеркнул архипастырь. «Ведь все те представители ВСЦиРО, которые дружно ездили в США обманывать американский народ, рассказывая о том, что в Украине никаких гонений на Церковь нет, очень хорошо понимают, что они лгут. Они прекрасно знают, что на фронте погибают наши прихожане, что УПЦ оказывает помощь воинам, что мы осуждаем войну. Но, тем не менее, они готовы с улыбкой на лице откровенно врать, нисколько при этом не смущаясь», - заявил митрополит Лука. «Я, как архиерей УПЦ, согласно моей вере, обязан стать на защиту человека, которого унижают и гонят за его религиозные убеждения. Для меня при этом будет не важно, какую он веру исповедует. Для меня важно, чтобы я поступал в согласии со своей верой. А то, что сегодня совершает миссия ВСЦиРО в Америке, говорит о том, что ее представители или не имеют никакой веры и являются атеистами, или то, что они ренегаты и предали свою веру ради угождения миру», - отметил владыка и напомнил «этим людям то, чему учит их собственная религия».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/10/et...

Мультимедийный круглый стол на тему:  " Нарушение прав верующих на Украине " 24 января 2019 г. 17:56 Русская Православная Церковь, представители религиозных организаций, конфессий и правозащитники выступили в защиту прав верующих на Украине В Международном мультимедийном пресс-центре МИА " Россия сегодня " состоялся мультимедийный круглый стол Российской ассоциации защиты религиозной свободы на тему: «Нарушение прав верующих на Украине». Его участники осудили грубое нарушение украинским государством внутреннего и международного законодательства в сфере религиозных отношений.      В начале своего выступления,  заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, протоиерей Николай Балашов поблагодарил спикеров мероприятия, что они откликнулись на беспрецендентную для современного европейского государства ситуацию в области религиозных свобод на Украине. «Действительно, страна которая устами своих политических руководителей заявляет о европейском выборе и желании следовать европейским нормам общественного устройства, - сказал пресвитер, - на деле проявляет небывалое в современном мире вмешательство светского государства во внутренние дела религиозных общин, и прежде всего, конечно, канонической Украинской Православной Церкви». Сегодня Украинская Православная Церковь, которую представляет большинство верующих граждан Украины, и в которой насчитывается около 13 тыс. общин (что значительно превосходит численность других религиозных организаций каждой из существующих там конфессий), оказалась в своей стране в дискриминируемом положении.       «Её принуждают посредством принятия закона, противоречащего очевидным международным документам о правах человека, к принудительной смене своего названия,-  продолжил отец Николай, - у неё отнимают храмы, её общины под давлением политиков и местных властей вынуждают присоединиться к новому религиозному образованию, которому покровительствует президент Порошенко. Её верующих изгоняют из храмов, нередко, с применением насилия, её членов объявляют пятой колонной, представителями агрессора, людьми, которые не любят свою родину, и всячески стараются сделать второсортными гражданами в своей стране. Хотя они плоть от плоти своего народа.

http://e-vestnik.ru/news/zachita_prav_ve...

Неопятидесятнические организации занимают немалое место в религиозной карте России и сопредельных государств. Хотя они дают самооценки до миллиона и более адептов, однако в действительности, вероятно, их число составляет около 300 тыс. чел., что также немало 1 . Поэтому православная оценка феномена неопятидесятничества и рассмотрение различных практических аспектов миссии по отношению к неопятидесятникам являются насущной и важной задачей. Хотя основной акцент при этом стоит делать, конечно, на библейской и богословской полемике, однако нельзя оставить без внимания и особенности воцерковления бывших неопятидесятников. К сожалению, этот вопрос не привлек внимания ученых, и даже в более широких по объему исследованиях он оказался не раскрытым. Связано это, думается, с двумя причинами. Во-первых, некоторые церковные полемисты и миссионеры пишут преимущественно об адептах так называемых тоталитарных сект, что особенно свойственно для проф. А.Л. Дворкина и сотрудников Центра религиоведческих исследований во имя сщмч. Иринея Лионского . Неизбежно такой подход приводит к отсутствию церковного попечения о представителях «нетоталитарных» ересей, хотя и они находятся вне истинной Церкви – Тела Христова и сами себя лишают возможности спасения. Так, в известном учебнике «Сектоведение» [Дворкин, 2014] А.Л. Дворкин не дает никаких практических рекомендаций для воцерковления бывших сектантов. В главе о «Движении веры» (прочие пятидесятнические и неопятидесятнические организации в книге не рассматриваются) имеется достаточно краткая справка, а также обзорно рассмотрены некоторые наиболее радикальные, на взгляд автора учебника, моменты их вероучения и практики [Дворкин, 2014, 559–598]. Во-вторых, даже если не делается различия между ересями по степени их «тоталитарности», главное внимание уделяется методике обращения еретиков от их заблуждения к православию. В работах такого рода рассматриваются история и отдельные богословские заблуждения, но не предлагаются аскетические и богословские рекомендации для самого бывшего сектанта в целях его последующего воцерковления. Например, именно так проводится анализ неопятидесятничества в учебных пособиях В.М. Чернышева [Чернышев, 2006, 2009]. Подобно и в весьма содержательных работах А.И. Солодкова [Солодков] и прот. О. Стеняева [Стеняев, 2009] предлагаются полезные советы практического характера, в первую очередь о необходимости для близких вместо бесполезных увещаний и конфликтов начать самим воцерковляться. Но главное, идет речь об организации центра реабилитации, в котором еретики и их родственники смогут услышать библейские и богословские аргументы в пользу православия. Судя по тексту, конечной целью оба автора видят прохождение бывшим еретиком чина присоединения к православию, но не дальше, что, впрочем, можно считать оправданным в контексте их исследований.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Обращение Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства к общественным организациям и политическим деятелям 12 марта 2016 г. 21:11 Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства выступила с обращением к общественным организациям и политическим деятелям, посвященным проблемам в области заботы о семье и совершенствования семейного законодательства. Семья — основа настоящего и будущего России, как и каждой страны, каждого общества в истории человечества. Такие непреходящие семейные ценности, как крепкий брачный союз мужчины и женщины, почитание родителей, их власти и авторитета, уважение к старшим, забота о младших — скрепляют каждое общество и государство. Их необходимо бережно сохранять и передавать последующим поколениям, потому что они никогда не устаревают. Семья и связанные с ней ценности всегда занимали исключительное место в жизни народов исторической Руси. Православная Церковь верит, что семья — это Божественное установление. Необходимость сохранения, возрождения и защиты семьи признают не только православные христиане, но и представители всех традиционных религиозных общин, все здоровые общественные силы. Особая значимость семьи для нашей страны следует и из российской Конституции. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно разъяснял это, указывая, что «семья, материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков понимании представляют собой те ценности, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации, а потому нуждаются в особой защите со стороны государства» (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2014 г. N 24-П). Сегодня задачу сохранения и возрождения семьи, традиционных семейных и нравственных ценностей нашему обществу приходится решать в сложной ситуации, сталкиваясь с многочисленными серьезными трудностями и вызовами. И речь не только о непростых социально-экономических условиях, но и о прямых идеологических и мировоззренческих нападениях на семью и связанные с нею незыблемые ценности на разных уровнях, включая международный. Не оставаясь на исключительно идейном уровне, эти нападки часто принимают форму конкретных юридических решений и практических подходов, насаждаемых в различных странах, зачастую — вопреки воле их народов.

http://patriarchia.ru/db/text/4651524.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010