А. В. Кузьмин Иконография Наиболее ранние образцы иконографии М. встречаются в подробном цикле иллюстраций к лицевому Житию прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21). Однако среди многочисленных изображений братии Троицкого монастыря имя «Макареи» подписано только на неск. миниатюрах, сопровождающих рассказ «о видении ангела, служаща со блаженным Сергием» (Л. 238 об.- 241). М. написан в группе иноков, молящихся в храме во время богослужения, одет так же, как и другие монахи, в рясу, мантию и клобук с воскрилиями, борода довольно длинная, более узкая на конце, вокруг головы обозначен нимб. Старец беседует с прп. Исаакием Молчальником, указывающим ему на священнодействие в алтаре, потом вместе они вопрошают прп. Сергия и получают его признание. В кон. XVII - нач. XVIII в. троицкая рукопись была скопирована и дошла в составе б-ки имп. Петра I (БАН. П I. А 38). В клеймах житийных икон, на литографиях с изображением сослужения ангела прп. Сергию Радонежскому свидетелем чуда представлен, очевидно, прп. Исаакий (см.: ПЭ. Т. 27. С. 21-22). Краткое описание облика М. содержится в иконописном подлиннике кон. XVIII в., в отдельном перечне учеников прп. Сергия Радонежского без указания дня памяти: «Надсед, брада Василия Кесарийского, ризы преподобническия» (БАН. Строг. 66. Л. 155 об.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 161). Изредка образ М. помещали в композиции «Собор Радонежских чудотворцев». Так, он представлен вполоборота влево 1-м справа от центра в среднем ряду, напротив прп. Сергия Обнорского и перед прп. Онисимом Радонежским, на наиболее ранней известной иконе этого сюжета «Прп. Сергий с учениками в молении Св. Троице» (посл. четв. XVII в., СПГИАХМЗ; вклад в ТСЛ кнг. А. Шереметевой). Святой одет в оливковую рясу и коричневую мантию, синюю схиму, голова не покрыта, руки подняты в молении. Он не стар, с шапкой русых волос и окладистой бородой средней величины, на конце слегка раздвоенной; на серебряной пластине оклада выгравирована надпись: «Прп(д)бны(и) Макари(и)».

http://pravenc.ru/text/2561306.html

Образ П. воспроизведен на мн. композициях в составе иллюстраций Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (1-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-1. Между л. 220 и 234 об., 280, 282 об., 299 об.; особая глава о П.: «О смирении и о терпении святого и о пришествии его во град Москву» - Л. 300-313 об.). На первых миниатюрах святитель изображен без нимба, далее, начиная с л. 223 об., где показана хиротония во Владимире архиеп. Новгородского Давида, представлен с нимбом. Следуя тексту летописи, иллюстрируются события, в к-рых участвовал митрополит: поставление П. в К-поле митрополитом Киевским и всея Руси, поездки в Киев, во Владимир, в Москву, Брянск, Золотую Орду, поставление епископов, закладка Успенского собора в Москве (и своего гроба), преставление и погребение П. (с исцелением 3 чел.). Как правило, П. показан в богослужебном облачении (саккос, омофор, митра или клобук с воскрилиями) или в архиерейской мантии и клобуке, внешность без индивидуальных признаков (округлая борода средней величины). В др. томах встречаются миниатюры с молением князей возле св. мощей П. (напр., в Голицынском томе - РНБ. F.IV.225. Л. 414, 974; во 2-м Остермановском томе - БАН. 31.7.30-2. Л. 32 об., 57 об. и др.), с исцелениями у его гроба и чудом о загоревшейся свече (1-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-1. Л. 432, 441, 451 об., 745 об. и др.), с обретением его мощей (Шумиловский том. РНБ. F.IV.232. Л. 38 об.- 47 об.; глава «О принесении мощей чудотворца Петра митрополита»), с перенесением мощей в 1479 г. (Там же. Л. 293-303 об., 308; глава «Принесение мощем в новую церковь Петра митрополита и прочих святитель», с видениями слепой инокине, вдовицам и пономарю во время нашествия Махмет-Гирея в 1521 г. (Там же. Л. 838 об.- 846 об.) и др. Изображения П. имеются также на миниатюрах лицевого троицкого списка Жития прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. 21. Л. 37 (видение матери П.), 39). После 1596 г. получили распространение иконы 3 святителей (изображены стоящими под образами Спаса Нерукотворного, Св.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

385 об.). Завершает ряд композиция погребения преподобных: священник с кадилом в руке совершает перед гробами панихиду, а Варфоломей молится, заказывает поминовение и раздает милостыню (Л. 386 об.). Обширный цикл миниатюр с изображениями К. и М. содержится в лицевых рукописях Жития прп. Сергия Радонежского: в троицком списке 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21) и в его копии кон. XVII в., сохранившейся в составе б-ки имп. Петра I (БАН. П I. А 38). Здесь проиллюстрированы дела благочестия К. и М., чудо возглашения младенца в церкви до его рождения (в неск. клеймах), рождение Варфоломея, воздержание его от молока матери, обучение грамоте, духовные добродетели и др. Подробно рассказано о чудесной встрече отрока со старцем-монахом (в виде ангела) и о его пребывании в доме К. и М., о переселении семьи из Ростова. Святые изображены в мирской одежде (цвета варьируются, М. в белом плате, у К. борода средней величины, более узкая и раздвоенная на конце), нередко с нимбами, над к-рыми написаны имена. Последняя композиция посвящена постригу святых в монашество и погребению: сцены с К. и М. представлены отдельно, на фоне разных храмов (Л. 58). Прп. Сергий Радонежский перед гробами родителей, свт. Николай Чудотворец и прп. Никон Радонежский. Складень. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Прп. Сергий Радонежский перед гробами родителей, свт. Николай Чудотворец и прп. Никон Радонежский. Складень. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Наиболее распространенным иконографическим изводом с образами К. и М., появившимся до их канонизации, является композиция «Прп. Сергий Радонежский у гробов родителей», связанная с их местным почитанием в Хотьковском Покровском мон-ре ( Кирьянова С. А. Прп. Сергий Радонежский у гробов родителей: История и варианты иконографии//Прп. Сергий Радонежский: Тезисы докладов. 2013. С. 41-46). Прп. Сергий, служащий панихиду с кадилом в руке, изображен слева или реже справа перед 2 гробницами, покрытыми в нижней части общим покровом; К. и М. облачены в схиму, обычно руки сложены крестообразно на груди, глаза закрыты.

http://pravenc.ru/text/1840437.html

Turnhout, 2007. 38. N 1. P. 349-383; Кущ Т. В. Исидор Киевский как эпистолограф//АДСВ. Екатеринбург, 2009. Вып. 39. С. 375-382; Пашкин Н. Г. Сигизмунд Люксембург: Германский император в визант. панегирике//Там же. С. 383-388; Пападакис А., Мейендорф И., протопр. Христ. Восток и возвышение папства: Церковь в 1071-1453 гг. М., 2010 (по указ.). С. Ю. Акишин, Б. Н. Флоря Иконография В Голицынском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. содержится подробное иллюстрированное повествование о поездке И. на Ферраро-Флорентийский Собор, о его возвращении в Москву, аресте и бегстве (РНБ. F.IV.225. Л. 464 об.- о назначении и приезде И. в Москву; Л. 468-469 - «О Исидоре митрополите»; Л. 474 об.- 477 об.- о поездке И. в Новгород, Псков и Юрьев; Л. 480 об.- 494 об.- о Соборе в Ферраре; Л. 499 об.- 515 - «Царь и патриарх и Сидор митрополит поидоша во Флоренцию», «Конец проклятому их собору», «О римской службе»; Л. 517-520 об.- о послании И.; Л. 535, 539 об.- 547 - о возвращении И., его богослужении и заточении вел. кн. Василием II Васильевичем в Чудов мон-рь; Л. 554 об.- 556 об.- «О Исидоре, како побежа с Москвы в Рим»). В композициях И. облачен, как правило, в архиерейскую мантию и белый клобук, облик не индивидуализирован. Изображения И. известны также на нек-рых миниатюрах цикла «О пресвитере и о муже, бывших в латинских странах» в лицевой рукописи Жития прп. Сергия Радонежского, 80-е - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. 21. Л. 331 об.- 346). Образ И. на иллюстрациях не подписан, идентифицировать его можно только предположительно, как правило, он облачен в монашеские (а не епископские) одежды, на голове черный клобук. Как католич. кардинал И. представлен на картинах и эстампах, посвященных Ферраро-Флорентийскому Собору. Так, 2 заглавных листа в технике гравюры на дереве из редких изданий (одно напечатано в Кракове ок. 1510) воспроизведены и описаны Д. А. Ровинским ( Ровинский Д. А. Достоверные портреты моск. государей. СПб., 1882. 28, 29; Он же. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1001-1003); Т. 4. Стб. 577. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/674888.html

Вел. кн. Димитрий встречает перед Куликовской битвой посланца от прп. Сергия с благословением. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М. 8663. Л. 249) Тесные долголетние отношения связывали Д. И. и прп. Сергия Радонежского. Первое свидетельство о таких отношениях датируется 26 нояб. 1374 г., когда игум. Сергий крестил Юрия - сына вел. князя, что, конечно, говорит о том, что вел. князь давно почитал знаменитого настоятеля. Происходило это в Переяславле Залесском, в к-рый «отовсюду съехашася князи и бояре». Ряд исследователей предполагают, что именно на этом съезде было принято решение о войне с Ордой, не исключено, что духовный авторитет прп. Сергия сыграл в этом вопросе свою роль. Еще при жизни митр. Алексия племянник прп. Сергия прп. Феодор основал под Москвой Симонов мон-рь. Обитель находилась под великокняжеским патронатом и получила от Д. И. ряд дарений (воды на Волге, соляные варницы у Соли Галицкой и там же с. Борисовское). Вероятно, Д. И. был причастен и к основанию мон-ря. В 1378 г., перед битвой на р. Воже, вел. князь посетил Троице-Сергиев мон-рь и прп. Сергий Радонежский благословил его на борьбу с ордынцами. После кончины митр. Алексия преподобные Сергий и Феодор признали законным митр. Киприана и поддерживали с ним переписку (к ним свт. Киприан обращался с жалобами на действия вел. князя), что не могло не осложнить их отношений с вел. князем. Однако, сочувствуя Киприану, они не выступили против вел. князя, и Д. И. продолжал с большим уважением относиться к прп. Сергию. Когда свт. Дионисий Суздальский, вызвавший недовольство вел. князя, был задержан и заключен в тюрьму, он был освобожден по ходатайству преподобного. В том же 1379 г., когда Митяй (Михаил) отправился в К-поль, прп. Сергий основал «повелением князя великого» по обету, данному Д. И. перед битвой на Воже, Стромынский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь на р. Дубенке. Перед битвой на Куликовом поле, когда войско стояло на Дону, по летописным свидетельствам, «приспела грамота от преподобного игумена Сергиа и от святаго старца благословение... веля ему [вел. князю.- Б. Ф.] битися с татары».

http://pravenc.ru/text/178205.html

Сергии» в сокращенной редакции включена во 2-й Остермановский том Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 379 об.- 434 об.): на многосюжетной миниатюре, посвященной кончине прп. Сергия, Н. представлен с нимбом, в монашеских или священнических ризах и в клобуке (Л. 434 об.). Значительный ряд миниатюр с образом Н. имеется в троицком списке Жития прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. 21). Служащий в церкви монах ошибочно написан как «Никонъ» на 2 иллюстрациях к главе «О видении Божественного оня» (Л. 277, 277 об.). Н. получает благословение на игуменство и предстоит одру прп. Сергия перед его кончиной (Л. 279 об., 280 об., 281). Фигура Н. в типичных монашеских одеждах (как правило, в клобуке) в некоторых случаях выделена нимбом и надписью, в других - показана только группа иноков. Особенной полнотой отличается рассказ «о проявлении» св. мощей прп. Сергия, строительстве и украшении Троицкого собора (Л. 287-293). Однако имя Н. написано не везде, он опознается по нимбу и в отдельных случаях по наличию игуменского посоха. Кроме того, в рукописи есть глава «О преставлении преподобного Никона игумена» (Л. 293 об.- 295 об.), цикл завершается миниатюрой с погребением святого (в схимническом одеянии). Во всех деталях проиллюстрировано чудо «О Симеоне Антонове» (Л. 307 об.- 312). Изображения Н. известны и на миниатюрах др. рукописей, вне лаврских коллекций, напр., во Вкладной книге серпуховского Высоцкого мон-ря (1648), в Службе прп. Афанасию Высоцкому нач. XIX в. (обе рукописи - в СГИХМ). В печатной графике изображение Н. встречается на мн. листах с теми же сюжетами, в составе житийных циклов, сериях графических картинок или в отдельных композициях. Один из ранних образцов - гравюра И. Ф. Зубова (после 1734, медная доска и оттиски в СПГИАХМЗ; преподобные на фоне Троицкой обители). На литографиях 70-90-х гг. XIX в. прп. Сергий и Н. часто показаны поддерживающими по сторонам крупный образ Св. Троицы. Большим количеством клейм сопровождаются гравюры И.

http://pravenc.ru/text/2566240.html

Ист.: Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 367; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 321; БЛДР. 1999. Т. 6. С. 312. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 238; Троицкий патерик, или Сказания о св. угодниках Божиих под благодатным водительством прп. Сергия. Серг. П., 1896, 1992р. С. 4, 365; Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и основанная им Троицкая лавра. СПб., 2007р. C. 93. А. В. Кузьмин Иконография. Преподобные Онисим и Иаков Радонежские. Роспись трапезной части ц. прп. Сергия Радонежского в ТСЛ. 1883 г. Преподобные Онисим и Иаков Радонежские. Роспись трапезной части ц. прп. Сергия Радонежского в ТСЛ. 1883 г. И. описан в тексте иконописного подлинника 20-х гг. XIX в. под 14 мая, где сравнивается со своим учителем: «Сед, брада на конце поуже Сергиевы, власы с ушей, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 155; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 115). На миниатюрах троицкого списка Жития прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21) в группе учеников святого фигура И. не обозначена, даже если он упоминается в тексте (напр., л. 93-93 об.). В составе композиции Собора Радонежских святых И. представлен в нижнем ряду 4-м справа (между преподобными Павлом Обнорским и Михеем Радонежским) на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице» кон. XVII в., написанной в мастерской Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ; см.: Прп. Сергий Радонежский в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Кат. выст. [М.], 1992. С. 97. Кат. 14. Ил. 18). Он изображен вполоборота влево, в монашеском одеянии, с куколем на плечах, у него волнистые волосы и округлая борода средней величины с проседью, правая рука на груди, левая в молении; на окладе гравированная надпись: «Npnбhыi Иковъ». Образ И. как средовека с непокрытой головой написан в верхнем ряду 2-м справа на 2 иконах «Собор св. учеников прп. Сергия» 2-й пол. XIX в. из Успенского собора ТСЛ (на зап. грани юго-зап. столпа и на вост. грани сев.-вост. столпа). В храмах Троице-Сергиевой лавры образ И. введен также в монументальный ряд изображений Радонежских чудотворцев. Его полуфигура вполоборота влево, в мантии и голубой епитрахили, с поднятыми в молении руками (на левой - четки), с широкой, раздвоенной на конце седой бородой и ниспадающими на плечи прядями волос, разделенных на прямой пробор, помещена в росписи алтарной части ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842?, поновления 1871, 1947 гг.). В живописной светотеневой манере трактована фигура И. (руки возле груди, борода небольшая) вместе с прп. Онисимом Радонежским на одном из оконных откосов сев. стены трапезной части ц. прп. Сергия Радонежского (1883, поновления 2-й пол. XX в.).

http://pravenc.ru/text/200175.html

Сохранился ряд изображений Д. посл. трети XVI-XX в. иконописного характера. Вместе с прп. Андреем он представлен на миниатюре в одном из томов Древнего летописца (2-й Остермановский том) в составе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. под 1408 г. (БАН. 31.7.30-2. Л. 1442). Художники изображены за работой в Успенском соборе во Владимире, пишущими или поновляющими Владимирскую икону Божией Матери: оба не в монашеских одеждах (миниатюрист исходил из текста летописной статьи, где нет указания на монашеский сан иконописцев), Д. с пышной, окладистой бородой, небольшими залысинами и морщинами на челе. Вместе с прп. Андреем Д. изображен на 2 миниатюрах лицевого списка Жития прп. Сергия Радонежского, изготовленного в царской книгописной мастерской в 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М. 8663): в сцене встречи или беседы и в сцене росписи храма на миниатюре «Приглашение прп. Никоном Радонежским художников Даниила и Андрея Рублёва в Троице-Сергиев монастырь и «подписание» ими Троицкого собора» (Л. 292 об.), а также на миниатюре «Прощание Троицкой братии во главе с прп. Никоном Радонежским с почившими Андреем Рублёвым и Даниилом» (Л. 293). Иконописцы изображены в монашеских одеяниях, без нимбов (на 3 миниатюрах в гл. «Начало Андроникова монастыря» той же рукописи (Л. 229-230 об.) прп. Андрей - с нимбом), причем Д. имеет густую и более длинную, чем у его ученика, бороду. Изображение Д. представлено на иконе «Собор Московских святых» не ранее 2-й пол. XVIII в. (?), находившейся до 1917 г. в Крестовоздвиженской ц. Никольского единоверческого мон-ря на старообрядческом Преображенском кладбище в Москве (в наст. время местонахождение неизв.): Д.- коленопреклоненный (видна только голова с нимбом), 3-й в 1-м ряду справа, с пышной прической (в отличие от «взлысого» прп. Андрея) и бородой; на нимбе надпись: «Пр Дahiuлъ Спо[стник]» ( Успенский. 1902. 93). Запоминающийся образ иконописца-творца представлен на картинах знатока древнерус. искусства худож. Н. М. Чернышёва «Андрей Рублёв и Даниил Чёрный» (2 варианта 1960 г.- ПГХГ; местонахождение другого неизв.) и «Досуг древних живописцев (Даниил Чёрный и Андрей Рублёв)» (1962, собрание семьи художника, Москва).

http://pravenc.ru/text/171187.html

Но вот что касается последних 16 лет жизни Ивана Грозного, то, к сожалению, летописи, освещающие годы от 1568 до 1584, например, Пискаревский и Московский летописцы, вообще не содержат известий о молениях царя у раки преподобного Сергия. Тем не менее, данные Никоновского свода позволяют судить о весьма радетельной приверженности Ивана Васильевича IV к памяти о радонежском чудотворце. Это видно, во-первых, при сравнении с аналогичными данными, касающимися его прадеда, деда и отца. Конечно, и они тоже бывали у Троицы, воздавая должное поклонение святому основателю монастыря, но не так часто и регулярно. Во-вторых, это видно и по истории покорения Казанского ханства, в которой личное благоговейное отношение царя к великому игумену земли Русской обретает уже явный оттенок признания Святого как небесного заступника не только за государя лично, но и за Московское государство в целом и русское воинство конкретно. Правда, справедливости ради необходимо еще раз подчеркнуть, что подобное отношение к Сергию Радонежскому коренится, прежде всего, в предании о Куликовской битве. Бесспорно, начиная с XV в. в русской книжной традиции развивается и предание о посмертных чудесных вмешательствах Преподобного в воинские дела. Действительно, самый ранний соответствующий факт относится ко времени набегов на Московскую Русь казанского хана Улу-Мухаммеда (1439-1445) и был зафиксирован примерно в конце 40-х гг. XV в. биографом Сергия, известным русским писателем сербского происхождения Пахомием Логофетом. Этот рассказ, между прочим, бытовал и вне комплекса сказаний о чудесных деяниях Преподобного. В частности, он был занесен во Львовскую летопись, в раздел за 1438 г. и таким образом получил широкую известность. Вот как он читается (воспроизвожу его с некоторыми купюрами) в знаменитой иллюминированной, или лицевой, рукописи начала 90-х гг. XVI в. из библиотеки Троице-Сергиевой лавры (ныне РГБ, ф. 304/III, 21) : «Случися убо... нахождение безбожных татаръ, и самому царю ординьскому именем Махметю приити.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова) . Служба преподобному составлена игум. Старо-Голутвина мон-ря Кириллом в 2001 г. и тогда же утверждена правящим архиереем Московской епархии митр. Ювеналием (Поярковым) (не опубл.). Ист.: Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 1853 [литогр. изд. Троицкого списка Жития]; Леонид (Кавелин), архим. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия и Похвальное ему слово, написанное учеником его Епифанием Премудрым в XV в.//ПДП. 1885. Вып. 58; Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 19162. Отд. 1-2; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М., 1950. С. 458; Описание о российских святых. С. 237-239; Клосс Б. М. Избр. тр. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998; ПСРЛ. Т. 18. С. 151. Лит.: ИРИ. Т. 3. С. 738; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 137-138; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 152-153; Альтшуллер Б. Л. Бесстолпные храмы XIV в. в Коломне//Сов. Арх. 1977. 4. С. 166; Мазуров А. Б. Средневековая Коломна в XIV - 1-й трети XVI в.: Комплексное исслед. регион. аспектов становления единого рус. гос-ва. М., 2001. С. 196-197, 237-240. Иконография Прп. Григорий Голутвинский. Икона. 2005 г. (старо-Голутвин мон-рь) Прп. Григорий Голутвинский. Икона. 2005 г. (старо-Голутвин мон-рь) Наиболее ранние изображения Г. сохранились в составе миниатюр лицевых рукописей Жития прп. Сергия Радонежского, в частности троицкого списка 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 250 об.- 252), посвященных основанию Старо-Голутвина Богоявленского мон-ря («О Голутвинском монастыре»). В 1-м сюжете блгв. кн. Димитрий Донской просит прп. Сергия Радонежского благословить в Коломне «место поставити монастырь во имя святого Богоявления» - за спиной преподобного во главе группы монахов, очевидно, изображен Г. На 2-й миниатюре прп. Сергий благословляет основание обители и постройку церкви, затем дает блгв. князю для создания мон-ря «от ученик своих единого Григория священноинока», к-рый собирает братию и устраивает общежитие.

http://pravenc.ru/text/166541.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010