Обращенным к прп. Феодосию Великому М. изображен на листе на январь: в святцах работы гравера И. К. Любецкого (1730; РГБ; см.: Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. Кат. 35.5); в святцах 10-х гг. XIX в. (ГИМ). Арх.: Повесть о житии и отчасти чюдес исповедания прп. и блж. Михаила…//РГБ. Ф. 113. 233(659). Л. 311-336 (сер. XVI в.); Опись имущества Клопского мон-ря 1581/82 г.//РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 957. Л. 3 об.- 10; Там же. Д. 146 (опубл.: Опись имущества Троицкого Клопского мон-ря 1581/82 г./Подгот. публ.: И. Ю. Анкудинов//НовгАВ. 2013. 11. С. 148-150); Месяца генваря в 11 день. Повесть о житии и о части чюдес исповедание прп. и блж. Михаила//ИРЛИ(ПД). Каликин. 35. Л. 280-355 (1678-1680); Опись имущества Клопского мон-ря 1695 г.//СПБИИ РАН. Кол. 2. Ед. хр. 42. Л. 43-71. (опубл.: Опись имущества Троицкого Клопского мон-ря 1695 г./Подгот. публ.: О. А. Абеленцева//НовгАВ. 2013. 11. С. 151-163); Опись имущества Клопского мон-ря 1727 г.//ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 175. Л. 8-37 (опубл.: Опись имущества Клопского мон-ря 1727 г./Подгот. публ.: С. В. Моисеев//НовгАВ. 2013. 11. С. 164-182); Опись имущества Клопского мон-ря 1764 г.//РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 654; Опись имущества Клопского мон-ря 1811 г.//ГАНО. Ф. 520. Оп. 1. Д. 14; Опись имущества Клопского мон-ря 1854 г.//РГАДА. Ф. 1194. Оп. 1. Д. 111; Опись имущества ц. Параскевы Пятницы на Торгу, 1685 г.//РГАДА. Ф. 159. Оп. 3. Д. 2246. Л. 7-24 об. (опубл.: Писцовые и переписные книги Новгорода Вел. XVII - нач. XVIII вв./Сост.: И. Ю. Анкудинов. СПб., 2003. С. 229-234). Ист.: Описи Московского Успенского собора, составленные в нач. XVII в. и в 1627 г.//РИБ. 1876. Т. 3. Стб. 309; Строгановский подлинник; Опись Новгорода 1617 г.//Памятники отечественной истории. М., 1984. Вып. 3. Ч. 1. С. 95. Лит.: Герасим (Гайдуков), игум. Краткое описание Новгородскаго 3-кл. муж. Клопскаго Троицкаго мон-ря. М., 1815; Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. СПб., 1860. Ч. 1. С. 620; Слезскинский А. Г.

http://pravenc.ru/text/2563470.html

223. Паисий, великий старец, схимонах и архимандрит, и ученики его//Домашняя Беседа. 1861. Вып. 30. С. 587–590; вып. 31. С. 603–609. 224. Памяти архимандрита Макария, основателя Алтайской миссии//Прибавления к Церковным Ведомостям. 1892. 46. С. 1609–1614. 225. Памятник трудов православных благовестников русских с 1793 до 1853 года/Сост. А.С. Стурдза. М., 1857. 226. Первое донесение о состоянии Алтайской миссии первого ее начальника, основателя отца архимандрита Макария Глухарева первому Томскому епископу преосвященному Агапиту и ответ преосвященного на донесение (ноября 27 дня 1834 г.)//Томские Епархиальные Ведомости. 1895. 20. Отд. неофициальный. С. 16–19. (То же. Прибавления к Церковным Ведомостям. 1896. 2. С. 55–57.) 227. Первый годовой отчет Миссионерского общества, с 27 февраля 1866 года по 12 февраля 1867 года//Записки Миссионерского общества... СПб., 1867. Вып. III. С. 22–60. 228. Переписка отца архимандрита Макария с ее превосходительством Е.М.З. из Улалы, в 1840 году//Странник. 1861. Т. 2, 4, отд. I. С. 212–228. 229. Переписка профессора Московской Духовной академии П.С. Казанского с А.Н. Бахметевой//У Троицы в Академии, 1814–1914 гг. М., 1914. С. 543–544. 230. Пивоваров Б.И., протоиерей. Издательская деятельность Алтайской духовной миссии//Книга в автономиях, республиках, областях и округах Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1990. С. 41–61. 231. Пивоваров Б.И., протоиерей. История миссионерской деятельности Русской Православной Церкви и современность//Миссионерское Обозрение. 1997. 1 (15). С. 5–9. 232. Пивоваров Б.И., протоиерей. Научное описание фондов Алтайской духовной миссии: Дис.... магистра богословия. Новосибирск, 1987. Кн. 1–5. На правах рукописи. 233. Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии/Под ред. и с предисл. К.В. Харламповича . Казань, 1905. 234. Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 1. СПб., 1897; кн. 2. СПб., 1898. 235. Письма Иоанна К. Лафатера «О состоянии души после смерти...» к Марии Феодоровне, Императрице Всероссийской/Пер. архимандрита Макария (Глухарева). Рукопись//Вестник Света. Кн. 3. – НИОР РГБ, ф. 237, ед. хр. 45, л. 25–102.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Образ П. воспроизведен на мн. композициях в составе иллюстраций Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (1-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-1. Между л. 220 и 234 об., 280, 282 об., 299 об.; особая глава о П.: «О смирении и о терпении святого и о пришествии его во град Москву» - Л. 300-313 об.). На первых миниатюрах святитель изображен без нимба, далее, начиная с л. 223 об., где показана хиротония во Владимире архиеп. Новгородского Давида, представлен с нимбом. Следуя тексту летописи, иллюстрируются события, в к-рых участвовал митрополит: поставление П. в К-поле митрополитом Киевским и всея Руси, поездки в Киев, во Владимир, в Москву, Брянск, Золотую Орду, поставление епископов, закладка Успенского собора в Москве (и своего гроба), преставление и погребение П. (с исцелением 3 чел.). Как правило, П. показан в богослужебном облачении (саккос, омофор, митра или клобук с воскрилиями) или в архиерейской мантии и клобуке, внешность без индивидуальных признаков (округлая борода средней величины). В др. томах встречаются миниатюры с молением князей возле св. мощей П. (напр., в Голицынском томе - РНБ. F.IV.225. Л. 414, 974; во 2-м Остермановском томе - БАН. 31.7.30-2. Л. 32 об., 57 об. и др.), с исцелениями у его гроба и чудом о загоревшейся свече (1-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-1. Л. 432, 441, 451 об., 745 об. и др.), с обретением его мощей (Шумиловский том. РНБ. F.IV.232. Л. 38 об.- 47 об.; глава «О принесении мощей чудотворца Петра митрополита»), с перенесением мощей в 1479 г. (Там же. Л. 293-303 об., 308; глава «Принесение мощем в новую церковь Петра митрополита и прочих святитель», с видениями слепой инокине, вдовицам и пономарю во время нашествия Махмет-Гирея в 1521 г. (Там же. Л. 838 об.- 846 об.) и др. Изображения П. имеются также на миниатюрах лицевого троицкого списка Жития прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. 21. Л. 37 (видение матери П.), 39). После 1596 г. получили распространение иконы 3 святителей (изображены стоящими под образами Спаса Нерукотворного, Св.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

М., 1880–1882. Т. 1–3. Ангелов Б. С., 1978: Из старата българска, руска и сръбска литература. София. Кн. 3. Андреев В. А , 1918: Цепное толкование Псалмов в переводе Максима Грека с выделением текстов каждого толкователя, статьей и приложением [Авторская рукопись, хранится в Рукописном отделе РГБ, Муз. 4183 (1 –10)]. Архангельский А. С, 1889: Творения отцов Церкви в древнерусской письменности. Казань. Т. 1–2. Архипов Α. Α., 1982: Древнерусская книга пророка Даниила в переводе с древнееврейского (к истории гебраизмов в древнерусском книжном языке). М. Ч. 13. Бабицкая М. Б., 1995: Источники Изборника XIII века (Cod. St. Petersburg, GPB, Q.n.1.18)//Byzantinoslavica. T. 56. S. 631–635. Α., 1936: св. Саве и школе у нове српских споменика//Светосавски зборник. Београд. Белоброва О. Α., 1988: Василий гость//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2: Вторая половина XIV-XVI в. Ч. 1: А-К. Л. С. 116–117. Брандт Р., 1894: Григоровичев паримийник в сличении с другими паримийниками. М., 1894–1901. Буланин Д. М., 1989: Максим Грек //Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV-XVI в.). Ч. 2. Л. С. 89–98. Буланин Д. М., 1995: Древняя Русь//История русской переводной художественной литературы: Древняя Русь. XVIII век. Т. 1: Проза. СПб. С. 17–73. Булич С. К., 1893: Церковнославянские элементы в современном литературном и народном русском языке. СПб. Букжлиев И., 1963: Шопов псалтыр (текст и коментар)//Български език. 3. С. 234–254. Вайан Α., 1952: Руководство по старославянскому языку/Пер. с франц. В. В. Бородич; Под ред. В. Н. Сидорова. М. Велчева Б., 1975: Добромирово евангелие: Български паметник от XII век. София. Верещагин Ε. Μ., 1971: Из истории возникновения первого литературного языка славян: Переводческая техника Кирилла и Мефодия. М. Верещагин Е. М., 1972: Из истории возникновения первого литературного языка славян: Варьирование средств выражения в переводческой технике Кирилла и Мефодия. М. Верещагин Е. М., 1977: Ветхо- и новозаветные цитаты в Изборнике Святослава 1073 г.//Изборник Святослава 1073 г.: Сборник статей.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

XIV в.) и 4 июня - в Румянцевском Обиходе (РГБ. Рум. 284. Л. 95об., 1-я пол. XIV в.). Под 4 июня память А. встречается и в более поздних рукописях: напр., в новгородских Минеях XV и XVI в., происхождение к-рых Е. М. Шварц связывает с серб. Минеями, привезенными игум. Лисицкого мон-ря Иларионом с Афона в кон. XIV в. ВМЧ содержат под 4 июля проложные жития и простр=анное житие А., написанное Никитой патрикием и квестором ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 297 (2-я паг.)). По мнению А. А. Алексеева , перевод данного жития выполнен в Вост. Болгарии в X в. и, по наблюдению О. А. Белобровой , отличается буквальностью (ТОДРЛ. Т. 51. С. 211, 213). Переводное пространное житие читалось и переписывалось на Руси. В наст. время известно значительное число его списков XVI-XVIII вв. в составе Четиих-Миней и сборников. Краткое житие А. и Слова А. включены во все издания Пролога (7 московских изданий с 1643 по 1696). В кон. XVII в. переработанное житие А. с учетом данных печатного Пролога включил в свои Минеи под 4 июля свт. Димитрий Ростовский (Л. 321об.- 322об.). Большое распространение в рус. письменности XI-XVII вв. получили гимнографические произведения и Слова А. Нек-рые сочинения сохранились в составе древнейших рукописей XII-XIII вв. (напр., покаянный Великий канон в Постной Триоди XII в. (ГИМ. Син. 319. Л. 223об.- 250), гомилия «О четверодневном Лазаре» в Успенском сборнике кон. XII - нач. XIII в. (Л. 222об.- 234). Рус. списки кон. XII в. Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г. (ГИМ. Син. 330 и РНБ. Соф. 1136) предписывают читать слова А. из цикла Триодей Постной и Цветной и на двунадесятые праздники ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 247-256). А. особо почитался в княжеской среде. По всей видимости, он являлся небесным покровителем св. блгв. кн. Андрея Боголюбского и Андрея, сына св. блгв. кн. Александра Невского (ср. изображение на печати - Лихачев Н. П. С. 47-48). Несомненно в честь А. был наречен Андрей, сын Ивана Калиты, родившийся 4 июля 1327 г. (ПСРЛ.

http://pravenc.ru/text/115200.html

К., 1996. 1. С. 102-119; Отечественная история: Энцикл. М., 1996. Т. 2. С. 556-557; Феномен Петра Могили: Бiorpaфiя, дiяльhicmь, noзuцiя. К., 1996; Дзюба О. Плетинецький//Icmopiя Украïни в особах: Литовсько-польська доба. К., 1997. С. 142-145; Жиленко I. В. Icmopiя печер лаври//Дива печер лаврських. К., 1997. С. 13-25; Жуковський А. Петро Могила й питання Церков. К., 1997; Кагамлик С. Р. Видавнича справа в лabpi у XVIII ст.: Умови, характер, ocoблubocmi//Haykobi npaцi НБУ. К., 2000. Вип. 3. С. 175-187; она же. «Муж премудрый, столп благочестия святого»: (До 320-piччя biд дня cмepmi Ihokehmiя Гiзeля)//Украïнознавство - 2003: Kaлehдap-щopiчhuk. К., 2002. С. 185-187; она же. лавра: Cbim правосл. дyxobhocmi i культури. К., 2005; Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. М., 2000. Т. 2: Новое время. С. 140-234, 515-523; Козак Н. С. До питання про набуття ймення «лавра» мон-рем//Лаврський альм. К., 2001. Вип. 5. С. 63-68; Степовик Д. В. Icmopiя лаври. К., 2001; Павленко С. О. Ibah Мазепа як бyдibhuчuй укр. культури. K., 2005; Яковенко Н. Нарис icmopiï cepeдhьobiчhoï та ранньомодерноï Украïни. К., 2006 3. Китаевская пуст Киево-Печерской лавры. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Второй указ регламентировал внутреннюю жизнь мон-рей. К.-П. л. потеряла права ставропигии и самостоятельного избрания настоятеля, ее архимандритом (с этого времени был введен титул священноархимандрита) являлся Киевский митрополит. К.-П. л., как и Троице-Сергиева лавра, должна была получать из гос. казны содержание на 100 монахов и 100 служителей. Все остальные иноки - почти половина братии, преимущественно старые и немощные, объявлялись внештатными, им выделялось от 8 до 13 р. в год на пропитание (ПСЗ. Т. 44. Ч. 2. С. 50). Местом их жительства определялась Китаевская пуст. близ Киева. В то же время Никольский Больничный мон-рь, утратив свой статус, становился лаврской больницей. Согласно указу, в лавре при архиерейском доме предусматривалось разместить КДА. В указе содержалось следующее требование: «...число монашествующих так распорядить, чтобы половина оных была из ученых и к высшим духовным степеням приготовляемых; другая же для служения по Архиерейскому дому и монастырю».

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Т. о., в основании и развитии Л. м. в разное время могли принимать участие неск. принявших Православие литов. князей. Локализация Единственным сохранившимся строением, история к-рого связана с Л. м., является ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в дер. Лавришево Новогрудского р-на Гродненской обл. (Белоруссия). Этот храм был построен в 1775 г. Однако народное предание называет др. место первоначального заложения Л. м.- песчаный «островок» Незвище. Он находится на правом берегу Немана, напротив совр. дер. Гнесичи Новогрудского р-на Гродненской обл. Результаты археологических раскопок на территории дер. Лавришево, около Успенской ц., позволили выдвинуть предположение, что древний монастырь мог находиться на этом месте. Этому предположению не противоречат фрагменты керамической посуды XIV-XV вв., часть к-рых может относиться и к более раннему времени ( 1996. С. 234-235; Он же. ман-р//Apxeaлoriя Бeлapyci: Энцыкл. Mihck, 2011. Т. 2. С. 10), а также комплекс документов «о прекопании реки Болович» (Archiwum klasztoru Lawryszowskiego przepisane roku 1791. Л. 46). XIII-XXI вв. История Л. м. во 2-й пол. XIII в. почти не отражена в источниках. Первые известные вклады в обитель относятся к XIV в. Неясное указание белорусско-литов. летописей на правящего кн. Наримонта интересно с т. зр. хронологии. Если отождествить его с пинским кн. Наримонтом Гедиминовичем (1345-1348), то возрождение Л. м. могло произойти во время его правления. Этому предположению не противоречит запись в Лавришевском Евангелии правосл. имени младшего сына Литовского вел. кн. Гедимина - новгородокского кн. Кориата (Михаила) († между 1358 и 1363), владения к-рого в Понеманье входили в состав Турово-Пинской епархии. Тесная связь Литовского вел. кн. Войшелка и подольского кн. Юрия Кориатовича с Владимиром-Волынским, в к-ром последний правил в 1366-1370 гг., по-видимому, может косвенно объяснить появление в мон-ре Лавришевского Евангелия. Его календарная часть в значительной мере совпадает с Холмским Евангелием, написанным в посл. трети XIII в. ( Лосева О. В. О землетрясениях в греч. и древнерус. месяцесловах и об особенностях Холмского Евангелия XIII в.//Зап. ОР РГБ. М., 2000. Вып. 51. С. 343-344, 347-349; Она же. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001).

http://pravenc.ru/text/2462481.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иверские преподобномученики. Икона. XX в. (Афонские) (пам. 13 мая, 10 окт. вместе с Ватопедскими и Зографскими преподобномучениками, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), насельники груз. Иверского монастыря на Афоне, пострадавшие от униатов в 1275 г. (по др. источникам, в 1276 или 1280). Сведения о них содержатся в «Сказании о 26 Зографских мучениках» (РГБ. Григор. 1706, XVI в. Л. 19б - 22; Повесть о нашествии папистов. 2002). В источнике описываются события, связанные с заключением Лионской унии между Зап. и Вост. Церквами 6 июля 1274 г., после чего визант. имп. Михаил VIII Палеолог отправил послание папе Римскому, прося помощи в борьбе с болг. царем. Однако, как передает составитель Афонского патерика, «западные государи-католики ополчились и решились идти в Константинополь не столько на помощь, сколько на погибель» (Там же. С. 234). По пути они пришли на Афон, стремясь склонить к унии и афонских насельников. Монахи Великой Лавры через отлученного священника приняли унию. В Иверском мон-ре униаты встретили сопротивление; ок. 200 старейших монахов были утоплены в море вместе с монастырским кораблем, молодые проданы в рабство «иудеям в Италии» (Там же. С. 235). Следующими были замучены монахи Ватопеда (см. ст. Ватопедские мученики ) и Зографа (см. ст. Зографские преподобномученики ), после чего «беззаконные латиняне рассеялись по всей Святой горе... все было разрушено или предано огню, а имущество разграблено». Монахи Ксиропотама встретили униатов с «ветвями в руках» и приняли в качестве дара «часть награбленных богатств», после чего случилось землетрясение и многие погибли. Уцелевшие униаты вернулись на суда и поплыли в К-поль; нек-рые остались на Афоне и приняли монашество (Там же. С. 243-244). Большинство болг. ученых (М. Живоинович, И. Божилов, И. Вишенский, К. Павликянов и др.) оспаривают историческую основу «Сказания...», считая, что афонское предание базируется на фольклорных сюжетах и на фактах из истории лат. власти над Св. Горой (1204-1224), нападений каталонцев (нач. XIV в.), войн между Болгарией и Византией (кон. XIII в.) и др.

http://pravenc.ru/text/293363.html

В 70-х гг. XIX в. в сев.-зап. части интерьера храма Христа Спасителя на юж. стене вверху была написана композиция «Построение Троице-Сергиевой лавры», в которую включены мн. троицкие подвижники и предположительно М. (худож. И. М. Прянишников). В «память 500-летия блаженной кончины» прп. Сергия в 1891 г. в московской хромолитографии М. Т. Соловьёва отпечатали лист с «Собором Радонежских святых» в среднике, с клеймами Жития и чудес основателя лавры и ее видом (ГИМ, РГБ - экземпляр 1894 г.); согласно подписи, его «составил Толгского монастыря иеромонах Антоний». На хромолитографии размещены 55 фигур собеседников, учеников и последователей прп. Сергия (нимбы пронумерованы, внизу перечислены имена); «Макарий Благоговейный» изображен в центре левой группы старцем с длинными густыми волосами и большой седой бородой, в мантии и епитрахили. Лит.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 83; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 161; Житие преподобного и богоносного отца нашего игум. Сергия, чудотворца, написанное премудрейшим Епифанием: Факс. изд. [Серг. П.,] 2010; Обитель прп. Сергия: Кат. выст./ГИМ. М., 2014. С. 203-205, 256-257, 290, 338-339. Кат. 205, 208, 280, 337, 444; Преподобный Сергий Радонежский: Образ простоты, правды, святости: Иконография XV - нач. XX в.: Альбом-кат. М., 2014. С. 234-235, 264, 338-339, 393, 411. Кат. 30, 53, 58, 59, 129, 161. Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ЕЛИСЕЙ (род. ранее 1332, Ростов?), Радонежский, иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря, родственник и ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/2561306.html

Опубликованные кард. Анджело Маи под именем К. трактаты «О Святой и животворящей Троице» (De sancta et vivifica Trinitate//PG. 75. Col. 1148-1189; рус. пер.: ХЧ. 1847. Ч. 3. С. 3-54) и «О вочеловечении Господа» (De incarnatione Domini//Ibid. Col. 1420-1477; рус. пер.: Там же. С. 165-238) еще в кон. XIX в. были признаны 2 частями подлинного сочинения Феодорита Кирского (CPG, N 6216). В единственной рукописи XIV-XV вв. они надписаны именем К., и под именем К. их цитирует Евфимий Зигабен . Более ранние свидетельства отсутствуют. По особенностям христологии и богословской терминологии трактаты заметно отличаются от подлинных сочинений К., но имеют явные параллели с сочинениями Феодорита, еп. Кирского ( Ehrhard. 1888). Вошедшее в акты Эфесского Собора соч. «О воплощении Бога Слова» (Περ τς νανθρωπσεως το Θεο Λγου το Υο το Πατρς; Expositio et interrogatio de incarnatione Verbi Dei Filii Patris; CPG, N 5430; ACO. T. 1. Vol. 1(5). P. 3-6; PG. 75. Col. 1413-1420; рус. пер.: ДВС. Т. 1. С. 473-474) является компиляцией, составленной из подлинных сочинений К. ( Mahé. 1911. Col. 2500). «Разговор с Несторием» (Διλεξις πρς Νεστριον; Dialogus cum Nestorio; CPG, N 5433; PG. 76. Col. 249-256; рус. пер.: Дмитриев. 1915. С. 25-28) включает фрагменты гомилий Нестория, зачитанных на Эфесском Соборе, к которым присоединены вымышленные ответы К. Именем К. надписано краткое «Защищение веры», вошедшее в одно из лат. собраний актов Халкидонского Собора (Defensio fidei; CPG, N 5431; ACO. T. 2. Vol. 5. P. 147). Соч. «Вопросы о вере» (Questiones de fide; CPG, N 5436) остается неизданным; возможно, оно является греч. прототипом «Изложения вкратце о вере» (ТОДРЛ. 2006. Т. 57. С. 372, 415) или «Вопросов и ответов о Святой Троице», надписанных именем К. в ряде слав. рукописей (напр., Тр. 760 (1-я пол. XV в.). Л. 234, 248//РГБ. Ф. 304. I). Утверждение о принадлежности К. утраченной ныне «Книги против пелагиан» ( Kopallik. 1881. S. 364; Mahé. 1911. Col. 2496) основано на сообщении свт. Фотия К-польского о том, что в анонимном соч. «Против Пелагия и Целестия» приводилось свидетельство К., писавшего императору о тождестве «несторианской ереси с целестианской» ( Phot. Bibl. 54. P. 14). Однако, согласно убедительному предположению О. Барденхевера ( Bardenhewer. 1924. S. 57), этим свидетельством К. было место из его «Защитительной речи к императору», где он сообщает, что союзниками архиеп. Иоанна Антиохийского в Эфесе стали «отъявленные целестиане и сподвижники Несториева безумства» ( Cyr. Alex. Apol. ad Theodos.//PG. 76. Col. 472; рус. пер.: ДВС. Т. 1. С. 506; в издании Шварца упоминание о «целестианах» стоит не в основном тексте, но как рукописный вариант, см.: ACO. T. 1. Vol. 1(3). P. 84).

http://pravenc.ru/text/1840255.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010