И. Соболевским исследователь также писал о его раннем происхождении. 15 Белокуров выделил две редакции Сказания – «подробную» и «сокращенную», но опубликовал лишь одну – по списку Пространной («подробной»), а Краткую представил шрифтом (разрядкой набраны тексты пространной редакции, отсутствующие в краткой). Этим затруднялось адекватное восприятие Краткой, и она оставалась практически вне поля зрения исследователей. А между тем в ней имеются существенные отличия от Пространной, важные для понимания ряда ключевых фактов. Нельзя исключить того, что она могла предшествовать Пространной. В издании 2006 г. обе редакции опубликованы самостоятельно. Пространная редакция представлена списком Первоначального вида этой редакции в рукописи Нижегородской библиотеки конца XVI в., который с бесспорностью доказывает, что редакция создана не позднее этого времени, точнее, ок. 1587 г. 16 Троицкий (точнее Троицко-Соловецкий) вид Пространной редакции приведен в разночтениях по списку Троицкого собрания сочинений прп. Максима Грека (РГБ, ф. 304, Троицк. 200 р., л. 17–18 об.) и по рукописи середины XVII в., связанной с деятельностью известного соловецкого книжника Сергия Шелонина (РГБ, Сол. 741/851, л. 234–240 об.). О Троицком происхождении этого вида свидетельствует сделанное в нем дополнение, взятое из Троицкой рукописи типа МДА 153 (см. Примечание 18). Краткая редакция известна в настоящее время в тех же трех списках, которые использовал и Белокуров, и издана по рукописи РНБ, Сол. 752/862, л. 3–7, (первая треть XVII в.). 17 Она была принесена в Соловецкий монастырь из Троицы старцем Иосифом Сороцким в 1634 г. Возможно, им же была принесена и пространная редакция; в другой рукописи Сергия Шелонина, уже упомянутой Сол. 741/851, помещены обе редакции: в конце, на лл. 234–240 об.– Пространная (Троицкий вид), а в начале – Краткая, т. е. та же, что в Сол. 752/862. Первоначальный вид Пространной редакции имеет лаконичное и вполне нейтральное название: «Сказание о Максиме инока Святогорце Ватопедьскыя обители», но в Троицком виде оно распространено, акцентируя тему страдания за истину: «Сказание о Максиме философе, иже бысть инок Святыя Горы Афонскиа преславныа обители Ватопедския, иже зде и пострада доволна лета за истину».

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

180): л. 1–3, 229–244, 291–322, 434–464; 2) Щит с рожком под лилией (как в третьей рукописи сборника Троиц. 180): л. 4–99, 148–155; 3) Якорь (два варианта): л. 100–147, 156–179, 221–228, 245–260, 274–282; 4) Полуподкова: л. 180–212, 347–350, 353–356, 384–407, 418–433; 5) Голова быка: л. 213–220, 283–290; 6) Маленькая голова быка, увенчанная стержнем с 7– лепестковым цветком (как во второй рукописи сборника Троиц. 180): л. 261–273, 351–352; 7) Литера N: л. 323–346, 357–364; 8) Петух: л. 365–383, 408–409, 414–417; 9) Гроздь винограда: л. 410–413. Сборник РГБ, ф. 173/I (Фундаментальное собр. библиотеки Московской Духовной Академии), 23 (1°, 1–225 † I-II † 226–397 † I-III лл.) содержит две разновременные рукописи. Первая рукопись (л. I † 1–225 † I) представляет Толковую псалтырь Афанасия Александрийского , переписана целиком рукой Пахомия Серба в 458/59 гг. Об этом гласит запись писца на л. 225 об.: «Съписана бысть сия боже-ственая книга псалми Давидови повелением Сергия старца Сергиева монастыра казначии рукою последняго вь священоиноцех таха иер-монаха Пахомия Серьбина вь лето 6967». Филиграни: 1) Бык (лист бумаги из более ранней второй рукописи): л. 1 ­­ 5; 2) Маленькая гроздь винограда (также есть во второй рукописи): л. 1­4, 6, 31–33, 36–38; 3) Корона небольшая (два варианта): л. 2–3, 7–30, 34–35, 39–61; 4) Корона большего размера (два варианта): л. 62–225 † I. Вторая рукопись (л. II † 226–397 † I-III) представляет Евангелие от Иоанна с толкованиями Феофилакта Болгарского , переписана в 1455/56 гг. почти целиком Алексеем Переяславцем 234 , о чем свидетельствует запись на л. 397: «Списан бысть сии еуангелист въ Сергиеве монастыри в лето 6964, индикта 4, при преподобном игумене Васиа-не, рукою многогрешнаго попа Алексия Переяславца» (другой рукой добавлено «Рылова»). Филиграни: 1) Бык (три варианта): л. II, 226–272, 321–397, I-III; 2) Гроздь винограда большая (два варианта): л. 273–314, 316–317, 319–320; 3) Гроздь винограда маленькая: л. 315­318. Теперь мы имеем возможность датировать сборник РГБ, ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В XVI в. в Пскове, на предполагаемой родине О., была составлена торжественная бденная служба в ее честь. Наиболее ранний список этого текста содержится в рукописном Трефолое кон. XVI в. (РНБ. F.I.176. Л. 316-329). Сборник включает мн. службы святым, прославленным на Московских Соборах 1547 и 1549 гг., и содержит большое число памятей псковским святым. Тот же текст (лишь с иным чтением из Апостола на литургии) содержится в Трефолое нач. XVII в. (РГБ. Егор. 247. Л. 223-234). В основе псковской бденной службы О. лежит общераспространенный в XVI в. литургический текст на день ее памяти (состоящий из 3 стихир на «Господи, воззвах», тропаря 1-го гласа и канона 5-го гласа с ирмосами, седальном, кондаком и икосом); тексты стихир на «Господи, воззвах» отредактированы, кроме того, в состав последования включены компоненты, необходимые на бденной службе (песнопения на литии, стиховнах, полиелее, хвалитех, Евангелие на утрене, указания на литургии), и еще один канон святой. В тексте службы неоднократно упоминается Псков. Надписание имени автора в службе отсутствует. Особенностью новых песнопений последования является наличие в них большого числа заимствований из др. текстов. В частности, в службе множество цитат из летописного рассказа о крещении княгини и из похвалы ей в ПВЛ. Составитель следовал тексту летописи и заимствовал целые фрагменты, незначительно изменяя их, производя синонимические замены или используя парафразы. Таким способом построены стихиры на литии, славник на стиховне, стихира по 50-м псалме. Часть дополнительных стихир и новый канон в составе псковской бденной службы являются переработкой стихир и 1-го канона службы свт. Стефану Пермскому (пам. 26 апр.) творения Пахомия Серба в редакции, в к-рой читается акростих с именем Пахомия в песнях 7-9 канона, напр. список РГБ. Рум. 397. Л. 189-197 об. При этом некоторые из песнопений псковский книжник заимствовал, лишь незначительно адаптировав их к новому имени и чину святости, для других же оставил только инципиты песнопений-прототипов. По мотивам песнопений службы свт. Стефану Пермскому в последовании О. написаны: «Ины стихиры» и славник на «Господи, воззвах», 1-я стихира на стиховне вечера, 1-й канон святой (включая ирмосы и светилен).

http://pravenc.ru/text/2578361.html

л. 518 об. — «Чюдо преподобнаго Сергиа чюдотворца и о преслав–ной побде на Литву у града Опочки» (1518 г.). Текст написан особым почерком на бумаге конца 20–х — начала 30–х годов XVII в. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под цветком (2 варианта) — Дианова и Костюхина, 819 (1629 г.), 822 (1634 г.). 2) В рукописях также имеются рассказы о чудесах Сергия, относящихся к 1558 г.: Предисловие, помеченное 20 июня 1558 г., в котором повествуется о решении царя Ивана Грозного и священного собора создать новую, «великую» церковь Святой Троицы в Сергиевом монастыре; чудо с исцелением ноги у москвича Григория 24 июня 1558 г.; чудо с исцелением слепоты у москвички Натальи 26 июня 1558 г.; чудо с исцелением слепоты в тот же день у некоего Артемия из Можайска; чудо с исцелением скорченных ног у Евсевия из Александровы Слободы, случившееся 1 августа 1558 г. Списки: РГБ, ф. 236 (Собр. А. Н. Попова), 94 (л. 403—405 об.) — первой четверти XVII в. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под горкой — Дианова и Костюхина, 772 (1610 г.). РГБ, ф. 205 (Собр. Общества истории и древностей Российских), 321 (л. 605—609 об.) — 30–е годы XVII в. Филиграни: 1) Щит под короной с полосами — Дианова и Костюхина, 1060 (1634 г.); 2) Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры P и DO — Дианова и Костюхина, 693 (1638 г.), Гераклитов, 806 (1631—1633 гг.); 3) Кувшин с двумя ручками под полумесяцем — типа: Дианова и Костюхина, 741 (1634 г.). Текст опубликован (по списку ОИДР–321): Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. II. С. 166—171. Глава 11. Редакции Жития Сергия Радонежского XVII века Редакция Германа Тулупова В основу редакции был положен Основной вид Пространной редакции, дополненный описанием чуда о зачатии Василия III и чуда о победе над литовцами у Опочки. Списки: 1) РГБ, ф. 304/I (Собр. Библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 699 (л. 36—247) — конец 20–х — начало 30–х годов XVII в. Почерк троицкого книгописца Германа Тулупова. Филиграни: Гербовый щит с полосой под короной (четыре варианта): а) Гераклитов, 231 (1628—1630 гг.); б) Гераклитов, 234, 235 (1628—1630 гг.), Дианова и Костюхина, 1059 (1630—1631 гг.);

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

64. ГИМ. Собр. Донского мон. 13. Киево-Печерский патерик и Житие Григория Амиритского сер. XVI в. 1 ; 361 л. I; полуустав нескольких почерков. Печерский патерик занимает л. 1–205об.; концовка читается на л. 205–205об.; список полный. 65. Гос. архив Нижегородской обл. 167 (2р/П-20). Киево-Печерский патерик и сборник житий 1564 г. (см. запись на л. 323); 1°; полуустав. Печерский патерик занимает л. 1–324; концовка читается на л. 323; список полный. 66. ГИМ. Собр. Е.В. Барсова 746. Ркп. 1636 г. (см. запись на л. 290об.); л. 5–25, 139–243 нач. XVII в.; 4°; IX 295 л. (5 чист.); крупный полуустав нескольких почерков. Печерский патерик занимает л. 1–290об.; концовка читается на л. 290–290об.; список полный. Второй вид (К I ,2 ): 67. РНБ. Собр. М.П. Погодина (Ф. 588) 898. Ркп. нач. XVI в.; 4 ; 239 л.; полуустав (л. 2 об., 238 писаны другой рукой). На л. 238 – концовка особого рода, без летописи редакции. О ркп. см.: Ш – с. 14; А – с. 72. 68. РГБ. Собр. А.П. Гранкова (Ф.711) 86/24, пост. 1975г. 557 Сборник житий и поучений сер. XVI в. (копия списка 1464 г., составленного в Печерском монастыре по повелению иерея Иакова, см. запись на л. 194–194об.); 1°; 464 л. VII (III I 234 230 III); полуустав. Печерский патерик занимает л. 1(235)-194(429)об.; на л. 194–194об. концовка нетрадиционного характера; список Патерика полный (летописная заметка о пострижении Святоши входит в состав его жития, что характерно для списков Патерика редакции 1462 г.). 69. РГБ. Собр. В.М. Ундольского (Ф. 310) 389. Ркп. 1644 г. (см. запись на л. 1); 1°, 369 л.; полуустав. Список полный. О ркп. см.: Ш – с. 14; А – с. 72. В Кассиановской первой редакции Патерика обнаруживается ряд текстуальных изменений. В Слове, что ради прозвался монастырь Печерским, содержится указание на его автора – Нестора, имя которого трижды упоминается и в Слове, о перенесении мощей Феодосия Печерского . В Житии Феодосия указан год пострижения будущего святого – 1032, вставлен эпизод посещения печерского игумена перед смертью князем Святославом. Автором этих вставок, по мнению А.М. Кубарева, был Кассиан, по убеждению А.А. Шахматова, они принадлежали даже не Иоанну, а были сделаны ранее, ибо уже «Берсеньевский» список Патерика 1406 г. включал ряд дополнений (именование Феодосия архимандритом всея Руси, сравнение его с Феодосием Иерусалимским, указание на город, где родился святой). Отсутствие в этом списке эпизода посещения Феодосия перед смертью князем Святославом А.А. Шахматов объяснял так: эта вставка рассказывала о прощальной беседе Феодосия с братией, где упоминалось о правах, дарованных монастырю, следовательно, «есть основание думать, что редакция списком, и, быть может, оригиналом которой является Берсеньевская рукопись, была составлена епископом тверским Арсением, бывшим некогда архидиаконом у Киприана митрополита... а потому несомненно хорошо знакомым с возражениями Софийского клира на несправедливые притязания Печерского монастыря» 558 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

 ГИМ. Син. 169. Л. 234 об.  Это ясно из взаимозаменяемости для описателя Жития терминов «благодарный канон» (основная по объёму часть Похвалы) и «акафисто». Саму службу см.: Триодь Постная. Суббота пятой седмицы Великого поста.  РГБ. Ф. 304. I. (Основное собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры) Канонник. Рубеж XIV–XV bb. Л. 161–170 об. Впрочем, в сборниках келейного правила получил распространение вариант акафиста, в котором состав в разной степени сокращен. Например, в Каноннике (1407 г.) прп. Кирилла Белозерского (ГРМ. Др. гр. 15), а также в Часослове с дополнительными статьями (1423 г.) прп. Мартиниана Белозерского (РГБ. Ф. 304. I. первая группа стихир на «Господи воззвах», канон «благодарный», по 6-й песни которого помещены кондаки и икосы, светилен по каноне, стихиры хвалитные. В более поздних рукописях можно встретить следующий минимальный состав акафиста: одна группа стихир вечерни, канона с кондаками и икосам по 6-й песни, а также молитва к Пресвятой Богородице (текста нет в Триоди).  РГБ. Ф. 304. I. Канонник. XV b. Л. 38–61 об. На защитном листе владельческая запись: «Живоначялныя Троицы», на л. 22 канон прп. Сергию, написанный иером. Пахомием Сербом.  «Бяше же обычай святого по многом своем правил и славословлениих в глубокый вечер, егда хотяше нчто мало сна вкусити, абие послди акафисто Пречистой пояше. Тако бо всегда творяше» (РГБ. Ф. 304. I. Сборник четий на июнь. XV b. Л. 13 об.)  Преподобный Кирилл Белозерский/под общ. ред. Г. М. Прохорова. СПб., 2011. С. 22.  ГРМ. Древняя группа. Канонник (1407 г.). Л. 46 об. – 71 об.   Шевченко Е. Э . Мартиниан//ПЭ. М., 2016. Т. 44. С. 185–186.  РГБ. Ф. 304. I. Часослов с дополнительными статьями (1423 г.). Л. 283 об. – 328.  ГИМ. Музейское собр. Святцы с канонами (1425 г.).  В данном случае термин «Великий акафист» соответствует 25 кондакам и икосам из службы Похвалы Пресвятой Богородицы. О редакциях Великого акафиста, бытовавших на территории Русской митрополии в XIV–XV bb. см.: Борисова Т. С . К вопросу о рукописном прототипе старопечатной Триоди постной 1491 года//Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2010. Т. 9. Вып. 2: Филология. С. 105–114. Подробнее о славянских редакциях Великого акафиста см.: Борисова Т. С . Текстология церковнославянских переводов византийских гимнографических текстов по спискам Триоди постной XII–XIV bekob. Новосибирск, 2016. С. 70–74.

http://bogoslov.ru/article/6175771

1101 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 6. Оптинский старец Макарий писал одной монахине: «Пренебреги снами, ибо если будешь толковать их в хорошую сторон, то прельстишься и впадешь в гордость, а в худую – будешь смущаться и отчаиваться… Хотя бы и благодатный был сон, но все не погрешишь, если не поверишь ему и вменишь себя благодатных снов недостойной» (Выписки, л. 566–566 об.). По учению иеросхимонаха Макария, нельзя доверять снам даже в том случае, если они буквально сбываются, так как и здесь может быть действие вражие (Письма о. Макария. Т. I. С. 234). 1102 «Как древле изначала злохитрый змий, диавол, умел обмануть и обольстить первого человека Адама и лишить его райского наслаждения, так и ныне тот же змий диавол уловляет в сеть свою тех, которые скрывают и утаивают свои помыслы и стыдятся их исповедовать» (Письма о. Антония. С. 233). Преподобный Амвросий Оптинский писал своей духовной дочери: «В своеволии есть явный признак, что враг путает тебя прелестью, хитро утаивая это от тебя самой» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 104. С. 93). Оптинский старец Макарий считал, что человек приходит в прелесть от подвигов, совершаемых самовольно, без совета с опытным духовным наставником. «Самочинный не может избежать самомнения, которому обычно сопутствует прелесть» (Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву. Шамордино,1913. С. 7). 1104 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 6. Старец Амвросий Оптинский писал одной монахине, жившей по своей воле и впавшей в диавольское обольщение: «Ты как видно, от неопытности и самочиния, по причине самомнения и скрытности характера, подверглась прелести вражией. Поэтому молись Господу об избавлении: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, прельщенную! " » (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. II. П. 137. С. 121). Оптинский старец Макарий писал: «…главная причина прелести во всяком случае есть гордость и самочиние». Цит. по: Игумен Иоанн (Маслов) . Лекции по пастырскому богословию. Троице-Сергиева Лавра, 1969–1970. С. 454.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Филиграни: 1) «Лев» трех видов типа: Хивуд 1950, 3138 (1668); Тромонин 1844, 1295 (1708); Каманин, Витвицка 1923, (1676, 1677, 1678), (1676); 2) «Герб города Амстердама» трех видов типа: Клепиков 1958, 159 (1691, 1703, 1706, 1709), 143 (1675, 1676, 1692, 1693), 129 (1670, 1683, 1701, 1703, 1714, 1720); Черчилль 1935, (1691). Филигрань «Герб города Амстердама» на листах с духовным завещанием патриарха Никона определена мной дополнительно. Содержит: «Житие» патриарха Никона Ивана Шушерина (без начала, с приписками) (л. 1 – 72); «Сказание» о святых мощах в Кресте из Крестного монастыря (л. 73 – 75 об.); вирши Симеона Полоцкого (л. 77 – 96 об.); послание патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря (л. 97 – 104 об.); послание патриарха Никона патриарху Константинопольскому Дионисию (л. 105 – 118); «Возражение» патриарха Никона на вопросы боярина Симеона Стрешнева и ответы Паисия Лигарида (л. 118 – 485 об.); духовное завещание патриарха Никона (л. 485 об – 493 об.); отписка Каллиста епископа Полоцкого царю Алексею Михайловичу (л. 494 – 497); «Извещение» о низложении патриарха Никона (л. 497 об. – 500 об.); «Дела врачебные» патриарха Никона (л. 501 – 509 об.). Ркп. подробно описана: Музейное собрание 5, 510 – 511. Челобитная патриарха Никона из Ферапонтова монастыря – Б Грамота к константинопольскому патриарху Дионисию – А 10.РГБ, собр. В. М. Ундольского (ф. 310), Сборник середины XVIII в. Полуустав. 477 л. 4°. Переплет: доски в коже, корешок кожаный, две застежки. Филиграни: «Герб города Ярославля» типа: Клепиков 1978, – тип 2 (1737 – 1742), 785 (1734 – 1741); «Рго Pamria» двух видов – первый напоминает: Клепиков 1978, 80 (174.); Клепиков 1959, 23 (1749 и 1753); 24 (1749); 25 (1754); второй – Клепиков 1978, 79 (1735, 1744, 1745, 1754); герб типа: Клепиков 1978, 288 (1746). Содержит: «Известие» о патриархе Никоне Ивана Шушерина (л. 1 – 234); список с таможенной грамоты царя Алексея Михайловича 1654 г. (л. 234 – 242); список с грамоты царя Алексея Михайловича в Воскресенский монастырь о наименовании места Новым Иерусалимом (без конца) (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

234 Горский А. В. Дневник/Под ред. С. К. Смирнова//Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. Ч. 34. 1884. С. 315, 319, 330. 238 Письма Филарета, архиепископа Черниговского к А. В. Горскому//Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. Ч. 36. М., 1885. С. 411. 242 Невоструев К. И. Слово святого Ипполита об антихристе в славянском переводе по списку XII века. М., 1868. 243 Невоструев К. И. Описание Симбирского Спасского монастыря. М., 1855; Он же. О начале Алатырского Киево-Николаевского монастыря//Вестник Западной России. 1866. 8–9; Он же. Историческое описание бывших в городе Самаре мужского Спасо-Преображенского и женского Спасского монастырей//Классика Самарского краеведения: Антология/Под ред. П. С. Кабытова, Э. Л. Дубмана. Самара, 2002. С. 31–44; Классика Самарского краеведения: Антология/Под ред. П. С. Кабытова, Э. Л. Дубмана. Самара, 2002. С. 32; см. исследования К. И. Невоструева по археологии Поволжья: О городищах Волжско-Болгарского и Казанского царств. М., 1871; Ананьинский могильник Вятской губернии. М., 1871. 245 Записка Академика А. Ф. Бычкова. Приложение к отчету о первом присуждении Ломоносовской премии//Записки Императорской Академии наук. СПб., 1868. Т. 12. Кн. 2. С. 296. 254 Эпизод из истории описания славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки//Богословский вестник. 1900. 11. С. 485–486. 255 Рецензия на «Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки»//Богословский вестник. 1900. 11. С. 493, 495. 256 Черновой вариант см.: ОР РГБ. Ф. 78. К. 9. Ед. хр. 2; Апология «Описания славянских рукописей Синодальной библиотеки» и Слово обличительное на отца Иоанна (ныне Казанской Духовной Академии ректора)//Богословский вестник. 1900. 11. С. 496–515. 259 Цит. по: Эпизод из истории описания славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. С. 490. 265 Miklosich Fr. Lexicon palaeo-slovenico-graeco-latinum emendatum auctum. Vindobonae, 1862–1865; Востоков А. Х. Словарь церковно-славянского языка…

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

431 Akaфichuk. Льbib: Монастир Cbяmo-Ibahibcьka лавра, видавничий biддiл «Cbiчaдo». Кн. 1.2008. С. 3–16. 432 Помимо акафистников этот текст печатается практически в любом молитвослове (наприм., Православный молитвослов и Псалтирь. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1988. С. 48–55), а также в Псалтири следованной (Ч. 1. М.: Донской мон-рь, 1993. С. 234–242). 433 См.: URL: http://kafist.narod.ru/S/Iisus_Sl_in.htm (дата обращения: 01.10.2012; перенабор с рукописи сер. XX в.). 438 См.: URL: (дата обращения: 01.10.2012). 444 См.: URL: (дата обращения: 01.10.2012). 445 См.: Служба и акафист Всемилостивому Спасу, пречудному обновлению Его Нерукотворного образа в Свято-Борисо-Глебском женском монастыре Харьковской области, совершившемуся 20 июля 1997 года. Харьков: Свиток, 1998. 450 См.: Акафист ко Причащению Божественных Тайн, самем токмо иереем приличный. СПб.: Синод, тип., 1888. 458 См.: Акафист умилительный Господу Иисусу Христу, Судии Праведнейшему и Мздовоздаятелю нашему, в память всеобщего Воскресения и Страшного Суда. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2000. 466 См.: URL: (дата обращения: 01.10.2012). 468 В т. ч. гимнов, написанных Патриархом Константинопольским Исидором Вухирасом († 1349; см., наприм., рукописный Канонник: НИОР РГБ. Ф. 304. Оп. 1. Ед. хр. 285. Л. 370, 380, 405, 445). 471 См.: Акафист/Православная энциклопедия. Т. 1. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2000. С. 378. 472 Помимо перечисленных далее акафистов есть акафисты Зачатию Божией Матери, Положению Ее Пояса и Ее Ризы, на Ее Собор (26 декабря) и т. д., т. е. всего в этом разделе акафистов больше, чем суммарно по основным праздникам. 473 См.: «Радуйся, Невесто Неневестная!»: Акафисты Божией Матери. Троице-Сергиева лавра, 2003. С. 64–75; на греч. яз.: URL: (дата обращения: 01.10.2012). Сектантского происхождения, творение Вениамина Янкельмана (именующего себя архиеп. Иоанном), лидера т. наз. «Богородичного центра»: Иоанн (Береславский), архиеп. «Радуйся, Мать богатырей Славянского двора»: Акафисты на святорусском языке. Новая Святая Русь, 1998. С. 8–30.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010