Сергиев Посад). Многократно устраивались поездки студенческого миссионерского хора. Студенты преподавали на катехизаторских курсах при сергиевопосадском храме свв. ап. Петра и Павла. Силами студентов были подготовлены материалы Миссионерского сборника «Камо грядеши» 3, 4), вышедшего общим тиражом 14 тыс. экземпляров. Осуществляя тюремное служение, студенты регулярно посещали следственные изоляторы г. Сергиев Посад и г. Москвы 1 «Матросская тишина», 2 «Бутырка», 6 женский СИЗО, 5 СИЗО для подростков), отвечали на письма заключенных. Также в летнее время они выезжали в Арзамасскую подростковую колонию, в женскую колонию г. Козловка (Чувашская ре- —604— спублика), в Ново-Троицкую воспитательную колонию (республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола). Отдел тюремного служения осуществлял свою работу при участии и под руководством председателя общества милосердия «Вера, Надежда, Любовь » Натальи Леонидовны Высоцкой. В 2002 г. под ее редакцией вышла книга «Практика тюремного служения» (доклады семинара по тюремному служению, проходившему в МДА 1819 сентября 2001 г.), в которую помимо базовых документов, относящихся к тюремному служению, вошли ряд студенческих докладов и публикаций. Студенты участвовали в работе научно-практической конференции, посвященной проблемам экологии, в семинаре «Роль РПЦ в противостоянии эпидемии ВИЧ». Вниманию учащихся были предложены курс лекций «Христианство и русская живопись второй половины XIX века», прочитанный ведущим научным сотрудником Государственной Третьяковской галереи М.В. Петровой, лекция настоятеля Лондонского собора протоиерея Михаила Фортунато «Богослужение как богословие в звуках», лекция зав. сектором рукописных книг Российской Государственной библиотеки доктора исторических наук И.В. Левочкина «Русские рукописные книги в фондах РГБ (собрание графа Румянцева, Троице-Сергиевой Лавры и Московской духовной академии)». Также студенты встречались с группой исследователей Немецкого Института молодежи, изучающих проблемы профилактики правонарушений в молодежной среде; с профессором Свято-Сергиевского Богословского института в Париже протоиереем Николаем Озолиным. 5. Регентская и иконописная школы при МДА Регентская школа Регентской школой был проведен праздничный концерт на Филаретовском вечере 2 декабря 2002 года, на котором 11 выпускниц сдали экзамен по дирижированию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРОЗДИН Константин Матвеевич (13.05.1781, С.-Петербург - 10.05.1848, там же), археолог, историк. Род. в дворянской семье. Получил домашнее образование. В юности числился в Преображенском полку, после службы в Польше с 1816 г. вновь вернулся в гвардию. В 1826-1832 гг. Б. был попечителем С.-Петербургского ун-та и учебного округа; с 1833 г. сенатор; в нояб. 1841 г. избран почетным членом по отд-нию рус. языка и словесности имп. С.-Петербургской АН. Умер в чине тайного советника. Увлекался лит-рой и генеалогией, в 1805 г. опубликовал «Начертание жизни князя Якова Федоровича Долгорукого», до 1823 г.- «Краткое описание жизни графа Якова Федоровича Остермана». С 1841 г. начал печатать сер. «Опыт исторического родословия…», каждый выпуск к-рой посвящался одной из дворянских фамилий (всего 9 вып.: Нащокины, Измайловы, Апраксины, Бенкендорфы, Ефимовские, Матюшкины, Скавронские, Дивовы, Арсеньевы). В 30-х гг. XIX в. Б. принимал активное участие в издании «Энциклопедического словаря» Плюшара; вел переписку с учеными и писателями: митр. Евгением (Болховитиновым) , А. Н. Олениным , Д. И. Языковым , В. В. Капнистом и др.; составил б-ку, к-рая впосл. вошла в б-ку Румянцевского музея (в наст. время РГБ). Важное значение в деятельности Б. имела организация первого «ученого» (художественно-археологического) путешествия по России (1809-1810), предпринятого по повелению имп. Александра I. В состав группы кроме Б. входили архивист А. И. Ермолаев, худож. Д. Иванов, архит. П. С. Максютин . Экспедиция исследовала города Русского Севера (Ст. Ладога, Тихвин, Устюжна, Череповец, Белозерск, Вологда), Украины (Киев, Чернигов), центра России (Курск, Боровск, Тула). Результатом работы экспедиции стало собрание акварельных рисунков, фиксирующих памятники архитектуры и искусства. Б. дополнял изображения краткими описаниями, историческими и генеалогическими комментариями и т. п. 4 альбома с этими материалами, хранящиеся в Гос. Публичной б-ке (СПб.), содержат виды древних крепостей, храмов и предметов (Т. 1 - Ст. Ладога, сев. мон-ри и др. города; Т. 2 - древности из собрания Кириллова Белозерского мон-ря: кадила, чаши, шлемы и др.; Т. 3 - Киев, его окрестности, в т. ч. отдельные памятники; Т. 4 - Чернигов и рус. юж. города России). Их описание издано в «Библиографических листах» П. И. Кеппена (1825) и «Трудах Первого археологического съезда в Москве» (Т. 1). Экспедиции удалось также собрать материалы для изучения рус. истории - рукописные сборники, акты. Среди выдающихся находок - Синодик царя Иоанна IV Грозного . Работы экспедиции ознаменовали завершение «донаучного», «антикварного» этапа как в археологии Руси, так и в исследованиях древнерус. письменных источников, во многом подготовив научную почву для изучения рус. памятников 2-й четв. XIX в.

http://pravenc.ru/text/153227.html

Анфима, прп. Герасима Нового, свт. Николая Чудотворца, св. Нектария Эгинского (в башне). В окрестностях мон-ря на его земле находятся храмы св. Трифона (в саду), свт. Спиридона («в старом винограднике»), св. Димитрия, Преображения Господня, ап. Андрея, свт. Николая («у однодревного имения»), Всех святых на монастырском кладбище. Реликвии На протяжении веков П. м. был важным центром книгописания и переводческой деятельности. Первые сведения о работе в П. м. серб. переводчиков Иакова и Венедикта относятся к 1425-1426 гг. (Medieval Slavic Acts. 2018. P. 140-141). П. м. обладал обширной б-кой, включавшей богатое рукописное собрание, значительную часть к-рого составляли слав. рукописи. Однако б-ка серьезно пострадала от пожара 1902 г. В 1859 г. каталог слав. рукописей б-ки составил архим. Антонин (Капустин), но это описание, по признанию самого архим. Антонина, было утрачено ( Салмина М. А. Дневник архим. Антонина (Капустина)//ТОДРЛ. 1973. Т. 27. С. 420-430). О составе б-ки в сер. XIX в. можно судить по воспоминаниям В. И. Григоровича о его работе в б-ке обители осенью 1844 г., по заметкам архим. Антонина ( Антонин (Капустин). 2013. С. 211-221) и еп. Порфирия (Успенского), а также по 1-му описанию, созданному архим. Леонидом (Кавелиным) после посещения П. м. в 1859 г. (опубл. на русском языке в 1875, на сербском - в 1877). Согласно его каталогу, в П. м. на тот момент хранилось 180 рукописных (из них 12 пергаменных) и 45 печатных слав. книг ( Леонид (Кавелин). 1875. С. 35-52) (архим. Антонин называл сходные числа: ок. 200 книг, из них ок. 10 пергаменных). Мн. рукописные памятники были вывезены из П. м. коллекционерами в XVII-XIX вв. В 1654 г. богатое книжное собрание приобрел в П. м. Арсений (Суханов). В него вошли в т. ч. сербский список «Шестоднева» Иоанна Экзарха 1263 г. (ГИМ. Син. N 345) и болг. «Иоанна-Александра сборник» 1348 г. В 1837 г. в П. м. англ. путешественник и коллекционер лорд Р. Керзон приобрел знаменитое лицевое Евангелие, созданное по заказу болг. царя Иоанна Александра в 1355-1356 гг., и серб. Евангелие Иакова, митр. Серрского, 1354-1355 гг. (Lond. Brit. Lib. Add. 39627 и 39626) ( Живкова Л. Четвероевангелието на цар Иван-Александър. София, 1980). В 1845 г. П. м. посетил еп. Порфирий (Успенский). Благодаря его поездке Россия получила в т. ч. 12 листов иллюминированного Радославова Евангелия 1428-1429 гг. (РГБ. F. 1. 591). В 1870-1872 гг. архим. Леонид (Кавелин) вел переговоры о приобретении всего слав. собрания П. м. В них участвовал также директор Румянцевского музея В. А. Дашков. Однако переговоры не увенчались успехом ( Кащеев. 2017). На сегодняшний день работа по отождествлению фрагментов собрания славянских рукописей П. м. не завершена. Некоторые из них обнаружены в б-ках Москвы, С.-Петербурга (БАН), Парижа, Лондона ( Турилов. 2011. С. 339, 361, 371, 378).

http://pravenc.ru/text/2578598.html

Соответствующее исследование было недавно проведено 199 путем сравнения с написанным в 1092 г. трактатом «О движении времени, кругах Солнца и Луны, их затмениях и нахождении Пасхи» 200 крупнейшего византийского писателя и ученого Михаила Пселла (1018 – после 1092). 201 Общий вывод таков: «Учение» Кирика Новгородца, «с одной стороны, несомненно, опирается на византийскую традицию, а с другой – содержит ряд элементов, которые совершенно неизвестны последней или, во всяком случае, не обнаружены исследователями в греческих текстах». 202 Обобщая научный опыт Кирика, автор исследования П.В. Кузенков заключил: «Любознательным русским было чему научиться у византийцев, но делали они это в той степени, в какой считали нужным для собственных целей. Ни о каком слепом заимствовании в данном случае говорить не приходится». 203 «Учение им же ведати человеку числа всех лет» (1136 г.) Кирика Новгородца сохранилось в пяти списках, включая один фрагмент: Софийский список, XVI в. Архив СПб. Филиала Института истории РАН, собр. Археограф. комиссии, 245 (бывш. Соф. 475). Л. 45 об. – 50 об. Погодинский список, XVI в. РНБ, Погодинское собр., 76. Л. 342–346. Софийский фрагмент, нач. XVII в. РНБ, Софийское собр., 1161. Л. 216. Мазуринский список, рубеж XVII–XVIII или XVIII вв. РГАДА, фонд 196 (Мазурина), 1069. Л. 115 об. – 116 об. Румянцевский список, нач. XIX в. РГБ, фонд 256 (Румянцева), 35. Л. 1–4. Циклы – основной предмет математического интереса Кирика. И до него календарные расчеты приурочивались к определенным хронологическим вехам. Так, знаменитые «семитысячники», послужившие ориентиром для Кирика при написании «Учения», включали расчеты на семитысячелетний период. 204 Эти докириковские хронологические вычисления, выражая идею христианской эсхатологии (конца света), находились в рамках традиционной космологии. 205 Возможно, «семитысячники» следует понимать как попытку средневекового логикоматематического осмысления истинности божественной/христианской эсхатологии на основе юлианского календаря как полной системы единиц счета времени (год, месяц, неделя, день, час).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

170 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 284. В Лаврентьевской летописи это чудо датировано 1109 г., в Николаевской– 1112 г. 181 Это церкви Иоанна Милостивого на Мячине и Иоанна Богослова в Вяжищском монастыре (см.: Секретарь Л.А. Монастыри Великого Новгорода и его окрестностей. М., 2011. С. 47.) 182 Срезневский И.И. Грамота великого князя Мстислава и сына его Всеволода новгородскому Юрьеву монастырю//Известия Императорской Академии наук по отделению русского языка и словесности. СПб., 1859. Т. 8, вып. 5. Стб. 345–346. 183 Mylonas P.M. La trapeze de la grande Lavra an mont athos//Cahiezs archeo-logigues. 35. Picard. 1987. P. 143–157. 184 Описание монастырей и скитов, находящихся на святой горе Афонской. СПб., 1859. С. 1, 11, 12, 54, 70, 73, 94, 110. 185 НГОМЗ. Архив учреждения. Ф. 1. Оп. 6. Д. 157. 1988. Отчет об архитектурноархеологических работах в новгородском Антониеве монастыре в 1987 г. Л., 1988. С. 4–10. 187 Поппэ А. Студиты-просветители Руси//Proceedings of the 22-nd Intertutiehal Congress of Byzantine Studies/Sofia, 22–27 august 2011. Выражаю искреннюю признательность доктору искусствоведения Т.Ю. Царевской за предоставление мне текстов научных работ А. Поппэ, P.M. Mylonas и других исследователей по интересующей нас теме и большую помощь в работе. 189 Зверкина Г.А. К 900-летию Кирика Новгородца//Математика в образовании: сб. ст. Чебоксары: изд-во Чуваш. ун-та, 2010. Вып. 6. С. 12–19; Мильков В.В. Первый ученый Руси: жизнь, творчество, идейное своеобразие воззрений: к 900-летию Кирика Новгородца//Россия XXI. 2010. 6. С. 90123; Симонов Р.А. Кирику Новгородцу 900 лет//Румянцевские чтения–2010/РГБ: в 2-х ч. М., 2010. Ч. 2. С. 133–136. 190 Симонов Р.А. Древнерусская книжность (В свете новейших источников календарно-арифметического характера): учеб. пособие. М., 1993. 191 Симонов Р.А. Роль Кирика Новгородца в культуре Руси: к 900-летию со дня рождения//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. 4 (42). С. 70–83. 193 Митрополит Евгений (Болховитинов) . Сведение о Кирике, предлагавшем вопросы Нифонту, епископу Новгородскому//Труды и летописи Общества истории и древностей российских. М., 1828. Ч. 4. Кн. 1; Хавский П.В. Примечания на русские хронологические вычисления. Дополнительная выписка из вычислений Кирика XII в.//Чтения Имп. Общества истории и древностей российских. М., 1847. 6. С. 35–39; Бобынин В.В. Состояние математических знаний в России до XVI века//Журнал Министерства народного просвещения. 1884. Ч. 232. Апрель. С. 187–194; Ундольский В.М. Исследование о значении вруцелета в пасхалии...//Временник Имп. Московского общества истории и древностей российских. М., 1849. Кн. 4. С. 45.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Гавриила (Бужинского) (1731), еп. Лаврентия (Горки) (1738), еп. Воронежского Иннокентия (Полянского) (1794), еп. Сильвестра (Страгородского) (1803), архиеп. Псковского Мефодия (Смирнова) (1816), архиеп. Московского Августина (Виноградского) (1823), значительные пожертвования митрополитов Московских Платона (Левшина) и Филарета (Дроздова) и мн. др. После пожара Москвы в 1812 г. в б-ку поступили издания из книжных лавок, а после перевода ее в Троице-Сергиеву лавру - часть б-ки Троицкой ДС (объединившейся с Вифанской ДС). С 1881 по 1910 г. велась работа по изданию печатного систематического каталога (Т. 1-2/Сост. И. Н. Корсунский; Т. 3/Сост. Е. Троицкий; Т. 5/Сост. К. М. Попов). Отдельно были учтены фонды пожертвованных б-к архиеп. Тверского Саввы (Тихомирова) (сост. К. М. Попов. М., 1900 - ок. 3 тыс. названий), архиеп. Арсения (Брянцева) (сост. К. М. Попов. Серг. П., 1902) и еп. Симбирского Никандра (Молчанова) (сост. К. М. Попов. Серг. П., 1904). Рукописное собрание б-ки частично отражено в «Описи рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку МДА», составленной иером. Иосифом (ЧОИДР. 1881. Кн. 3; отд. изд.: М., 1882), и в «Сведениях о славянских рукописях, поступивших из книгохранилища ТСЛ в б-ку Троицкой ДС в 1747 г.» архим. Леонида (Кавелина) (ЧОИДР. 1883. Кн. 4; 1884. Кн. 3-4; 1885. Кн. 1). После закрытия МДА в 1919 г. б-ка функционировала в качестве Сергиевского филиала Румянцевской (впосл. ГБЛ, ныне РГБ), в 1933 г. ее фонды (500 тыс. т.) были переданы в ГБЛ (см.: Феофилакт (Моисеев). Библиотека МДА). После открытия МДА в 1946 г. б-ка комплектовалась за счет частных пожертвований и текущих покупок (исключением явилась передача комплекта «Патрологии» Ж. Миня из б-ки Тартуского ун-та). С 1987 г. из резервного фонда ГБЛ в б-ку МДА стала передаваться дореволюционная богословская лит-ра. В наст. время фонд б-ки МДА составляет более 220 тыс. экз. II. СПбДА с момента основания (1725) имела б-ку, к-рая комплектовалась из монастырских сумм (Александро-Невской лавры) и за счет пожертвований б-к Феофана (Прокоповича) (1741), проф.

http://pravenc.ru/text/149151.html

 В 1841-1855 г. по Указу Святейшего Синода около 250 рукописей, принадлежавших старообрядцам, были переданы в Синодальную библиотеку, затем с 1854 по 1859 г. они в основном были отправлены в Московскую духовную академию. Сейчас эти рукописи единым фондом (Ф. 272) хранятся в НИОР РГБ. См.: Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина. Указатель. – М., 1986. – Т. 1. Вып. 2 (1917-1947). С. 160-165.   Киприан (Керн), архим. Воспоминания о митрополите Антонии (Храповицком) и епископе Гаврииле (Чепуре). – М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2002. – С. 132-133.  В.М. Ундольский, родившийся в семье пономаря, получил свою фамилию (вместо родовой – Аннинский) в г.ы учебы во Владимирском епархиальном училище по названию родного села Ундóл.  См.: Хронологический указатель славяно-русских книг церковной печати с 1491-го по 1864-й г. Вып. 1. Очерк славяно-русской библиографии В.М. Ундольского, с дополнениями А.Ф. Бычкова и А.[Е.] Викторова. – М.: Издание Московского публичного и Румянцевского музеев, 1871.  В наше время рукописные материалы библиотеки МГАМИД входят в состав Российского государственного архива древних актов (Москва).  Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина. Указатель. – М., 1983. – Т. 1. Вып. 1 (1862-1917). С. 92-93.  См. рукопись В.М. Ундольского: Исследование о церковнославянских хронографах. Т. 1. О Временнике Георгия Амартола в отношении к Нестеровой летописи. – НИОР РНБ. Ф. 704. 1.13-18; 2.1-3.  Еще до князя В.Ф. Одоевского (1804-1869) В.М. Ундольский писал о богослужебном пении, указывая на необходимость изучения палеографии музыкальных памятников православной традиции, записанных безлинейной нотацией, так называемыми невмами или, как у нас говорят, «крюками». См.: Ундольский В.М. Замечания для истории церковного пения в России. – М.: [Издание ОИДР], 1846. – С. 1-18.  Описание славянских рукописей Московской Патриаршей (ныне Синодальной) библиотеки. Разделы I-III: Свящ. Писание, Толкователи его и Каноническое право/Труд В.М. Ундольского с предисловием О.М. Бодянского. – М.: Университетская типография, 1891. – С. 1-5, 19-32.

http://bogoslov.ru/article/6195212

Древнейший славянский перевод апокрифа – болгарский. Этот перевод представлен и русским списком XIV в. – РНБ, Кирилло – Белозерского собрания 4/1081, положенным в основу данного современного перевода. Пропуски основного списка восполняются по спискам той же библиотеки – ОЛДП (Общество любителей древней письменности) 0.234, 0.1.64 Основного собрания и 805/915 Соловецкого собрания. Христиане – мученики Житие святого Федора Тирона Апокриф о Федоре Тироне связан с темой основного мифа: герой предстает здесь как змееборец. Христианская традиция активно использовала этот мотив (см., например, известное «Чудо св. Георгия о змие», широко распространенное в древнерусской книжности и живописи) для утверждения своей веры. Как и «Житие святого мученика Никиты», публикуемое в настоящем издании, «Житие св. Федора Тирона» представляет собой тип «мученичества», а не полноценного биографического жития. В некоторых «индексах ложных книг» указывается «Чудо бывшее святого Федора Тирона, како выведе матерь от змеа». Перевод греческого «Жития» на славянский язык был сделан, по-видимому, на рубеже XI-XII вв., а, может быть, и ранее. Под 17 февраля Федор Тирон упоминается в древнейшем списке славянского Пролога (РНБ, Софийское собр. 1324, XII-XIII вв.). Перевод осуществлен по изданию: Памятники старинной русской литературы, изд. гр. Г. Кушелевым – Безбородко. Вып. 3. СПб,, 1862. В основу этого издания положен список начала XVI в. из Румянцевского Торжественника 436, РГБ. Наш перевод публикуется впервые. Житие святого мученика Никиты Апокриф представляет собой один из ранних видов апокрифической литературы – так называемый «мартирий», или «мученичество», первых христиан, погибших за веру. В славяно – русских списках «отреченных книг» о «Житии Никиты» говорится так: «Никитино мучение, имеющее его яко царев сын, еже не бысть тако», или «Никитино мучение, что сын царев Максимилианов и беса мучил». Славяно – русские списки «Жития Никиты» известны с конца XV в. Исследователи (Н. С. Тихонравов, В. М. Истрин ) полагали, что перевод с греческого был сделан в конце XII в. на территории южной Руси. Помимо апокрифического, в Византии существовал и вполне канонический текст Жития Никиты Готского, которое уже на греческой почве начали смешивать с апокрифическим «Житием Никиты»: «При переходе византийской агиографической и мартироложной письменности к южным славянам явилось два описания мученической кончины Никиты, оба приуроченные к одному и тому же дню и, следовательно, в глазах славянина относящиеся к одному лицу» ( В. М. Истрин ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря Подготовка текста Е. И. Ванеевой, перевод и комментарии Г. М. Прохорова «Сказание» Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря польско-литовско-казачьими войсками в 1608–1610 гг. – одно из самых ярких документально-исторических произведений русской литературы начала XVII в. Написано оно на основании личных наблюдений автора и собранных им чужих записок, свидетельств и воспоминаний. Завершено в 1620 г. Собственно, «Сказание», которое здесь печатается, составляет 7–52 главы большого произведения – «История в память предидущим родом...», охватывающего период от смерти Ивана Грозного до Деулинского перемирия с Польшей (1584–1618 гг.) и состоящего из 77 глав. Право на отдельную публикацию «Сказания» дает то, что оно представляет собой как бы самостоятельное сочинение, со своим вступлением и заключением, со своим завершенным сюжетом – историей героической обороны Троице-Сергиева монастыря от осаждавших его в течение года и трех с половиной месяцев, с 23 сентября 1608 года до 12 января 1610 года, войск польско-литовских интервентов, казаков и русских изменников. В первых шести главах «Истории» речь идет о причинах Смуты в России и о событиях от смерти Ивана Грозного до воцарения Василия Шуйского; в последних двадцати пяти – о случившемся следом за снятием осады: о низведении с царства Василия Шуйского, о разорении поляками Москвы и освобождении ее и о возведении храма во имя Сергия Радонежского в деревне Деулине, где было заключено перемирие. Полностью «Историю в память предидущим родом...» см. в кн.: Сказание Авраамия Палицына/Подг. текста и коммент. О. А. Державиной и Е. В. Колосовой. М.; Л., 1955. «Сказание» Авраамия Палицына пользовалось большой популярностью у читателей XVII–XVIII вв. и сохранилось в значительном числе списков. Текст «Сказания» публикуется по списку 40-х гг. XVII в. – БАН, Архангельское собр., 413. Исправления (обозначенные курсивом) вносятся по списку РГБ, собр. Румянцева, 299 20-х гг. XVII века, положенному в основу издания О. А. Державиной и Е. В. Колосовой (М.; Л., 1955).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12) РГБ, ф. 218 (Собр. Отдела рукописей, пост. 1969 г.), 36.1 (л. 5– 61) – 50–60-е годы XVI в. (со вставкой текста Проложной редакции (со стихом) и фрагментов Пятой Пахомиевской редакции. Рукопись с перебитыми листами. Филигрань: Сфера под звездой – Брике, 13999 (1553 г.). 13) РГБ, ф. 732 (Нижегородское собр.), 39 (л. 114 об. – 149 об.) – 60-е годы XVI в. Список с перебитыми листами, без конца. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на ту-лове сердце и литеры IF – типа Брике, 12687 (1571 г.); Сфера под звездой – Брике, 14007 (1559–1562 гг.); Сфера под лилией – Брике, 14028 (1559 г.). 14) РНБ, собр. М. П. Погодина , 962 (л. 74–103) – последняя четверть XVI в. Филигрань: Литера В в щите под короной, под щитом надпись в картуше Nicolas Lebe – Брике, 8080 (1578–1584 гг.). 15) РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), 563 (л. 178–247 об.) – нач. XVII в. Филигрань: Кувшин с двумя ручками и датой 1596 г. – типа: Дианова и Костюхина, 774 (1602 г.). 16) РГБ, ф. 256 (Собр. Н. П. Румянцева), 157 (л. 1–82 об.) – 20-е годы XVII в. Филиграни: Кувшин с двумя ручками под короной с цветком, на ту-лове литеры IL – Дианова и Костюхина, 750 (1621 г.); Кувшин с одной ручкой под короной и полумесяцем, на тулове литеры IO и полумесяц – Дианова и Костюхина, 675 (1620–1621 гг.). 17) РНБ, собр. Общества любителей древней письменности, F.404 (л. 49–72 об.) – 20–30-е годы XVII в. Текст состоит из отдельных выписок, заканчивается рассказом о преставлении Сергия. Филигрань: Щит с лилией под короной, под щитом литеры LD – Дианова и Костюхина, 901 (1624–1631 гг.). 18) РНБ, собр. М. П. Погодина, 1587 (л. 34–58 об.) – 20–30-е годы XVII в. Текст сокращен и переработан. Филигрань: Щит с лилией под короной, под щитом литеры ID – Дианова и Костюхина, 901 (1624–1631 гг.). 19) ГИМ, Единоверческое собр. 76 (л. 154–208) – 30-е годы XVII в. Рукопись принадлежала слуге Троице-Сергиева монастыря Ивану Родионову сыну Базлову. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под цветком, на тулове сердце – Дианова и Костюхина, 839 (1638 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010