Представитель старообрядческого рода Солдатенковых Кузьма Терентьевич (1818–1901), исполнявший обязанности уставщика в своей домовой моленной, владелец 16 лавок в Москве, знаменит как книгоиздатель, коллекционер икон и новой русской живописи. Его библиотека и собрание картин были завещаны Румянцевскому музею. Немалая сумма была отдана им на строительство Солдатенковской (ныне Боткинской) больницы. Другой знаменитый собиратель старинных рукописей и икон, видный деятель федосеевской общины Преображенского кладбища Егор Егорович Егоров (1863–1917). Он знал несколько иностранных языков, самостоятельно изучил палеографию и другие вспомогательные исторические дисциплины, которыми владел профессионально. Его собрание, ставшее легендарным еще при жизни владельца, насчитывало около 30 тысяч печатных томов, почти 2200 рукописей, более 800 старопечатных книг, около 1200 ранних икон, а также большие коллекции мелкой пластики и лицевого шитья (ныне книжная и рукописная часть его коллекции хранится в ОР РГБ, иконы — в ГИМе и ГТГ). Эти упоминания о знаменитых старообрядцах предреволюционного времени дают лишь некоторое представление о размахе и широте религиозной, хозяйственной, культурной и социальной деятельности представителей этого " традиционного вероисповедания " . Они были подлинными хозяевами жизни, сильными верой, чувством ответственности и здравого смысла. Куда же пропал этот крепкий, цветущий, здоровый элемент русской народной жизни? Где старообрядческий фактор в духовной сфере, бизнесе, политике, культуре, общественной жизни современной России? Почему современные опросы фиксируют менее 1% старообрядцев, вместо предреволюционных 10%? И есть ли у старообрядцев перспективы? Для того чтобы подойти к этой проблеме, следует ответить на два вопроса. Первый: что такое старообрядчество? Необходимо понять его в русле современного культурологического и социологического подхода, хотя бы в сравнении с протестантизмом или католичеством. Второй вопрос: что произошло со старообрядчеством при советской власти?

http://religare.ru/2_7175.html

Переписаны для печати главы: “Управление” – 151 четверка, “Просвещение” – 142 четверки, “Богослужение” в пяти тетрадях... Черновая глава о монашестве состоит из 11 тетрадей...” Но взяв этот 4-й полутом “Истории”, всякий может убедиться, что главы о монашестве там нет... Кроме того, нет и послесловия, обещанного издателем – Белокуровым. Может показаться удивительным, что никто из исследователей не обратил еще внимания на эту лакуну. Объяснить это, наверное, можно только отсутствием у нас церковно-исторической науки 19 . Действительно, искомое легко удалось обнаружить в фонде Белокурова в Российском государственном архиве древних актов, правда, в описи дела глава была неверно определена, как статья “Монашество” 20 . Там же удалось найти и послесловие Белокурова, к сожалению, незаконченное. Кроме того, Белокуров смог подготовить к изданию и подборку набросков Голубинского, посвященных нравственному состоянию общества. Другой важный источник, связанный с Голубинским был нами обнаружен случайно: работая в библиотеке Историко-архивного института, удалось выявить de visu несколько сот книг, принадлежавших Голубинскому. Свои книги Голубинский помечал автографом на форзаце, который часто сопровождается указанием на дату приобретения или дара книги; в тексте встречается карандашные пометы и заметки академика. Позже мы обнаружили в фонде Голубинского в Отделе рукописей Румянцевской библиотеки упомянутую выше «Опись личной библиотеки академика Евгения Евсигнеевича Голубинского со включением всех заметок, сделанных им на книгах», подготовленную к публикации И. А.Голубцовым в 1912–1918 гг. 21 , причем ценнейший вступительный очерк Голубцова оказался в папке “Некрологи”. Несомненный интерес для биографа Голубинского имеет очерк профессора Н.Серебрянского об учебе Голубинского в Костромской семинарии, написанный для ЧОИДР по заказу Белокурова. Разумеется, необходим тот критический обзор труда о Константине и Мефодии, которого желал Голубинский (само исследование также хранится в Отделе рукописей РГБ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Лит.: Волков Н. Н. О не-новгородском происхождении дьякона Григория//ЖМНП. 1897. Ч. 314. 12. С. 443-446; Каринский Н. М. Остромирово Евангелие как памятник древнерус. языка//Там же. 1903. Ч. 347. 5. С. 94-110; Фортунатов Ф. Ф. Состав Остромирова Евангелия//Сб. статей, посвящ. В. И. Ламанскому. СПб., 1908. Ч. 2. С. 1416-1479; Лвов А. С. Особености в лексиката на Остромировото Евангелие//Български език. София, 1958. Т. 8. Кн. 3. С. 209-233; Жуковская Л. П. Значение и перспективы изучения Остромирова Евангелия: В связи с 900-летием памятника//Исследования по лексикологии и грамматике рус. языка. М., 1961. С. 14-44; Мельников Е. И. К проблеме происхождения Остромирова Евангелия//Slavia. Praha, 1968. Ro. 37. N 4. S. 537-547; он же. Записи древнерус. книжных писцов сер. XI в. как ист.-филол. источник//Ibid. 1977. Ro. 46. N 1. S. 1-11; Мошин В. Новгородски и Остромирово 1983. Бр. 5. С. 7-64; Мурьянов М. Ф. К истории культурных связей Др. Руси по данным календаря Остромирова Евангелия//ДГСССР, 1982. М., 1984. С. 130-138; Рыбаков Б. А. Из истории культуры Др. Руси: Исслед. и заметки. М., 1984. С. 67-81; Рорре A. «    » и «    »//Intern. J. of Slavic Linguistics and Poetics. Columbus, 1985. Vol. 31/32. P. 320; он же (Поппэ А.). Феофана Новгородская//НИС. 1997. Т. 6 (16). С. 102-120; Лисовой Н. Н. Остромирово Евангелие как ист. источник//Остромирово Евангелие, 1056-1057: Факс. воспроизведение. Л.; М., 1988. С. 12-14; Деянова М. Остромирово Евангелие//КМЕ. 1995. Т. 2. С. 882-885; Лосева О. В. О родстве месяцесловов Остромирова Евангелия и Охридского Апостола//Зап. ОР РГБ. 1995. Вып. 50. С. 324-328; она же. Одна из загадок месяцеслова Остромирова Евангелия//Румянцевские чт. М., 1996. Ч. 2. С. 56-60; она же. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 12, 14, 16-19, 24, 26, 31, 34, 50-53, 57, 64-65, 68; Невоструев К. И. Исследование о Евангелии, писанном для новгородского кн. Мстислава Владимировича в нач. XII в., в сличении с Остромировым списком, Галичским и двумя другими XII и одним XIII в.//Мстиславово Евангелие XII в.: Исслед. М., 1997. С. 5-572; Столярова Л. В. Древнерус. надписи на пергаменных кодексах XI-XIV вв. М., 1998. С. 74-76, 80-83, 277-279. 2; она же. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. С. 13-18. 5, 6; Загребин В. М. Диакритика средневек. слав. рукописей// Он же. Исследования памятников южнослав. и древнерус. письменности: Сб. тр. М.; СПб., 2006. С. 144-145; Ульянов О. Г. Происхождение Остромирова Евангелия: К реконструкции древнейшего Устава на Руси//Кириллица от возникновения до наших дней. СПб., 2011. С. 164-194; Пичхадзе А. А. Остромирово [Электр. ресурс]; Алексеев А. А. Остромирово Евангелие и визант.-слав. традиция Священного Писания//Остромирово [РНБ, 2017].

http://pravenc.ru/text/Остромировом.html

И.И. Срезневский считал, что необходимо издать труды Ев­гения, которые могли бы составить 8 больших томов: два тома – труды по древностям новгородским и псковским, три тома – труды по древностям киевским и южнорусским, один том – разные ис­следования по древностям, два тома – Словарь писателей с допол­нениями. Такое издание было бы полезно «как богатый сборник данных о предметах важных и любопытных, особенно если бы бы­ло снабжено научными примечаниями и толковым указателем» 10 . Инициатором издания Евгеньевского сборника – первой подборки биографических материалов о митрополите Евгении, становится А.Д. Ивановский: в 1871 г. увидел свет первый выпуск сборника 11 , но обширную программу издания не удалось довести до конца по ряду причин. А к концу XIX в. имя Болховитинова ока­залось почти забытым, и труды его, посвященные древностям рус­ской земли, были известны очень немногим. Так, в последних ис­следованиях по историографии Новгорода о нем упоминается лишь как об авторе «первой монографической публикации в историографии Новгорода» 12 , и «страстном собирателе старины» 13 . Ар­хиерейский сан ученого отнюдь не способствовал росту его извест­ности в советское время, и Евгений оставался в числе «невостребо­ванных личностей» многие десятилетия. Основная часть архива митрополита Евгения находится сейчас в Центральной научной библиотеке Киева, многие интерес­ные документы и материалы хранятся в архивах Москвы (РГАДА, ОПИ ГИМ, ОР РГБ), Санкт-Петербурга (РГИА, ОР РНБ, СПБ ФИРИ РАН), Воронежа, Вологды. Обширная переписка Болховитинова су­щественно дополняет представления о нём как учёном и человеке, показывает его литературные и исторические интересы, взгляды на жизнь. Круг его корреспондентов и друзей насчитывает около 90 имён. Большое значение для понимания личности Евгения как уче­ного играет его переписка с профессором Казанского университета Г.Н. Городчаниновым (140 писем): «В этих дружеских письмах от­крывается необыкновенный ум, изящный вкус, теплота души, неж­ность чувств, твердый и открытый характер преосвященного Евге­ния. В них виден дух его гораздо более, нежели в других его ученых произведениях» 14 . Научный интерес представляет переписка Евге­ния с академиками П.И. Кеппеном и Х.Д. Френом, профессорами Мо­сковского университета М.П. Погодиным и И.М. Снегирёвым, с по­этом Г.Р. Державиным и графом Н.П. Румянцевым – последний вы­ступал в качестве покровителя отечественной науки, собирал и из­давал летописи, акты, жития, литературные произведения, пись­менные и вещественные памятники, старопечатные книги, монеты и другие древности. Для Румянцева Болховитинов был незамени­мым советчиком и консультантом. Граф неоднократно обращался к нему как специалисту-нумизмату, знатоку древних икон и крестов, исследователю древних рукописей и книг. Ответы митрополита Ев­гения свидетельствуют о глубине, широте и многообразии его зна­ний в области славянских древностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

U Сия мука сводницам, кои подваживают блуд творити всякого чину, и за то тем за язык удицами повешены будут на оном веце вечно.// Сия мука тем, кои вдовицы и всякого чина блудницы обременении бывают и стыда ради траву и корения ядят и зелия пьют того ради, чтоб во утробе зачатое понемногу изнурилося и вышло, и за то за руки висят вечно.// Сия мука мускому полу, кои со скотом и со птицею и с муским полом и з женою своею в задний проход блуды творят, и за те дела будут повещены удицами за пуп вечно висеть.// Сия мука тем, кои муж з женою своею не советно живут в непослушании друг другу, в роптании, не помнят страха Божия и венца своего. Указано едину веру иметь, едину любовь всякому мужу с своею женою. Тои венец наречеся, жену аки себя любить, а жене мужа своего якоже себя любить, и за то стремь главами своими висят вечно. Список сокращений Рукописные собрания Ал.-Св. – собр. Александре-Свирепого монастыря, БАН Ант.-Сийск. – собр. Антониево-Сийского монастыря, БАН Арханг. – Архангельское собр., БАН Арханг Д. – собр. Архангельского древлехранилища, БАН Арханг Мисс. – Архангельское собр., Миссионерская библиотека, БАН Арханг С. – собр. Архангельской семинарии, БАН Белокр. – Белокриницкое собр., БАН Беломор. – Беломорское собр., БАН Больш. – собр. Т. Ф. и С. Т. Большаковых, РГБ Вологод. – Вологодское собр., РГБ Волок. – собр. Иосифо-Волоколамского монастыря, РГБ Вят. – Вятское собр., БАН Гильферд. – собр. А. Ф. Гильфердинга, РНБ Григор. – собр. В. И. Григоровича, РГБ Доброхот. – собр. П. Доброхотова, БАН Друж. – собр. В. Г. Дружинина , БАН Епифанов – собр. А. М. Епифанова, БАН Калик. – собр. Ф. А. Каликина, БАН Каргоп. – Каргопольское собр., БАН КДА – собр. Киевской духовной академии, ИР НБУ Кир.-Бел. – собр. Кири л ло-Белозерского монастыря, РНБ Колоб. – собр. Н. Я. Колобова, РНБ Лукаш. и Марк. – собр. И. Я. Лукашевича и Н. А. Маркевича, РГБ М. – Музейское собр., РГБ Мазурин – собр. Ф. Ф. Мазурина, РГАДА Макарий – собр. митр. Макария (Булгакова) , ИР НБУ МГАМИД – собр. Московского главного архива Министерства иностранных дел, РГАДА МДА – собр. Московской духовной академии, РГБ Мих. – собр. Н. М. Михайловского, РНБ Никифоров – собр. Г1. Н. Никифорова, РГБ Никол. – собр. Н. К. Никольского , БАН Олонец Семин. – собр. Олонецкой семинарии, РГБ ОРК – Отдел редких книг, БАМ и РНБ ОСРК – Основное собр. рукописных книг, БАН и РНБ – собр. Петра 1, часть А (кириллические рукописные книги), БАН Перетц –      собр. В. Н. Перетца, ИРЛИ Пискарев –      собр. Д. В. Пискарева, РГБ Плиг. –      собр. Ф. О. Плигина, БАН Погод. –      собр. М. П Погодина, РНБ Рогож. –      собр. Рогожского кладбища. РГБ Романч. –      собр. Н. Ф. Романчспко, БАН Румянц. –      собр. Н. II. Румянцева, РГБ Севаст. –      собр. П И. Севастьянова. РГБ Синод. (ГИМ) –      Синодальное собр., ГИМ Синод. (РГИА) –      собр. Синода. РГИА Смирнов –      собр. И. А. Смирнова , ИРЛИ Солов. –      собр Соловецкого монастыря, РНБ Солов. (БАН) –      собр. Соловецкого монастыря, БАН

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Интерес российского общества к личности И. К. был настолько велик, что в кон. XIX - нач. ХХ в. мн. его изображения тиражировались в техниках гравюры, литографии, хромолитографии и т. п. Наиболее значительной является хромолитография на металле - поясной портрет, напечатанный при участии ж. «Русский паломник» в 1899 г. И. К. изображен вполоборота вправо, с наградами, внизу факсимиле автографа. Этот портрет наиболее распространен (экземпляры в Иоанновском монастыре, ЦАК МДА), именно его упоминает А. П. Чехов в описании о-ва Сахалин. На мастерски исполненном в технике офорта портрете 1900 г. гравера В. А. Боброва (ГРМ, ГИМ, Мемориальный музей-квартира И. К. в Кронштадте) И. К. представлен в небольшом повороте вправо, с 2 наперсными крестами, с орденом и со звездой св. Анны 1-й степени. На нижнем поле справа - ремарка с проектом собора Иоанновского монастыря на Карповке. Одно из литографированных изображений И. К. 1912 г. по рис. А. Смоликова, изданное в типографии П. П. Сойкина в С.-Петербурге, составлено из букв текстов его проповедей (ОПИ ГИМ. Ф. 1. Ед. 114. Л. 118; лист поступил в 1904-1924 в составе коллекции А. П. Бахрушина; согласно подписи, «бесплатное приложение к журналу «Русский паломник» за 1912 год»). Идентичны по иконографии (И. К. вполоборота влево, по пояс, в бордовой рясе, с наперсным крестом, рук не видно, отличия в цветовом решении) московские хромолитографии, отпечатанные в мастерских И. Д. Сытина (1892, 1899), М. Т. Соловьёва (1896, 1901), тоновый вариант 1893 г.- литография И. М. Мешкова, изданная Е. И. Коноваловой (листы из собрания Румянцевского музея в РГБ, нек-рые из ГИМ). Прав. Иоанн Кронштадтский. Роспись ц. прп. Максима Грека в Сеуле. 1999 г. Мастер Я. О. Шкандрий Прав. Иоанн Кронштадтский. Роспись ц. прп. Максима Грека в Сеуле. 1999 г. Мастер Я. О. Шкандрий Высоким художественным уровнем отличается хромолитография 1890 г., отпечатанная в мастерской Штадлера и Паттинота в С.-Петербурге, издание ж. «Русский паломник» (РГБ). На тоновой литографии 1887 г. мастерской Соловьёва (РГБ) - редкое изображение И. К. в камилавке. Известны также хромолитографии 1888 г. с факсимиле автографа И. К. (мастерская Р. В. Хорна в С.-Петербурге, издание Н. Ф. Фёдорова, ГИМ), 1894 г. мастерской «Веферса и Ко» (ОПИ ГИМ. Ф. 9. Ед. 571. Л. 21); тоновая литография 1895 г. В. Тиля, выполненная в Одессе (в овальной золотой тисненой рамке, РГБ); ксилография 1890 г. (с.-петербургская типография Дома призрения малолетних бедных, РГБ); московские тонолитография 1888 г. и литография 1892 г.- издания Е. Захарова и Сытина (ГИМ); хромолитография нач. XX в. с тиснением (ГИМ); портреты И. К. в технике офсетной печати нач. XX в. (типография «Надежда» в С.-Петербурге, издание ж. «Кронштадтский маяк» и др., РГБ). Кроме того, в 1899-1903 гг. в С.-Петербурге были изготовлены небольшие серебряные штампованные портреты И. К. (мастер-монограммист Т. Ф., ГИМ). Бытовали кружки с поясным изображением И. К. (музей при Никольском соборе в Кисловодске).

http://pravenc.ru/text/471321.html

23 февраля 1842 г. историк Иван Петрович Сахаров в одном из своих писем к М. П. Погодину призывал: «Надобно с Никона согнать тучу... Я видел подлинное дело, когда его присылали из Москвы в Синод... Из всего дела только обширные одни ответы Никона на запросы Стрешнева с Паисием; но копии с них есть в Румянцевском музее и Академии наук» – РГБ, ф. 231/11, к. 29, д. 26, л. 15. Назову лишь самые известные в историографии издания материалов о патриархе Никоне XIX в.: Забелин 1848, 53 – 70; Ламаиский 1861. Суворов 1867, 110 – 119; Пальмер 1 – 6; Леонид 1873, 1601 – 1640; Леонид 1876; Леонид 1878; Гиббенет 1,2; Белокуров 1882, 287 – 320; Белокуров 1887, 1 – 149; Попов 1894, 350 – 368, 289 – 298; Дело 1897; Успенский 1903, 362 – 388; Белокуров 1905, 28 – 29. 38 В. М. Ундольский, вероятно, во время сбора материалов для исследования отношения патриарха Никона к соборному уложению 1649 г. (работа опубликована: Ундольский 1886, 605 – 620), делал выписки из «Возражения» патриарха Никона по рукописи И. Д. Беляева (РГБ, ф. 29 (собр. И. Д. Беляева), 37): первый раз, согласно дате на бумаге, послужившей историку для черновых записей («Министерство народного просвещения. Императорский Московский университет. Императорское Общество истории и древностей российских. Москва... дня 184... года»), работа проводилась в 1840-х гг. (РГБ, ф. 704 (архив В.М.Ундольского), к. 23, л. 37 – 45 об.); позже, согласно помете в беловой рукописи историка, работа над выписками завершилась 14 июня 1853 г. в Воскресенском монастыре (РГБ, ф. 310 (собр. В.М. Ундольского), л. 62). Тема работы В.М. Ундольского привлекала внимание историков XIX в.; 31 января 1862 г. Михаил Николаевич Лонгинов в одном из своих писем к Михаилу Петровичу Погодину сообщал об окончании работы В. М. Ундольского над статьей о патриархе Никоне – РГБ, ф. 231/11, к. 19, д. 40. Особым интересом к личности патриарха Никона объясняется наличие еще одной рукописи со сделанными в середине XIX в. выписками из сборника Воскресенского монастыря, посвященного патриарху Никону (РГБ, ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Цензор и религ. лубок в России//Книжное знание в отеч. культуре XVIII-XX вв. М., 1994. С. 87-99; он же. К истории иконогр. споров в XVII ст.: Гравюра «Иисус Христос. Господь Вседержитель» без бороды//Филевские чт.: Тез. докл. 4-й междунар. конф. М., 1995. С. 108-112; он же. О первом издании Синодика Л. Бунина: (По мат-лам коллекций РГБ)//Румянцевские чт., 1995. М., 1996. Ч. 2. С. 168-175; он же. Западноевроп. источники рус. религ. лубка//Др. Русь и Запад: Науч. конф.: Книга резюме. М., 1996. С. 229-232; он же. «Описание Иерусалима» Симона Симоновича и Христофора Жефаровича в рус. лубочных изданиях: (Исслед. и сводный кат. книг, хранящихся в моск. собраниях). М., 1996 (совм. с Н. А. Топурия); он же. Цельногравированный Синодик в рус. обиходе XVIII-XIX вв.//Православие и рус. народная культура. М., 1996. Кн. 6. С. 23-59; он же. «Сотворение мира» в рус. лубочной традиции//Живая старина. 1997. 1. С. 10-12; он же. «Безликие злодеи» и «чертяки» рус. лубка//Там же. 4. С. 10-12; он же. «Библия Ектипа» Кристофа Вайгеля и рус. лубочный Апокалипсис//Проблема копирования в европ. искусстве: Мат-лы науч. конф. М., 1998. С. 117-125; он же. Неск. замечаний к истории рус. гравированной Библии//Книжная культура России: История и современность. М., 2003. Вып. 1. С. 125-131; он же. Рукопись «Страсти Христовы» 1730-х гг. с гравюрами XVII и XVIII вв.//Румянцевские чт., 2008. М., 2008. С. 365-370; он же. Коллекция рус. цельногравированных книг XVIII-XIX вв. науч. б-ки Тверского гос. ун-та. Тверь, 2009. (CD ROM); он же. Ранняя рус. ксилография XVII-XVIII вв. и оформление сб. 4717 из Музейного собр. НИОР РГБ//Румянцевские чт., 2009. М., 2009. Ч. 1. С. 262-267; он же. Ярославский экземпляр Сказания о 12 сивиллах и его издательская история//Чт. по истории и культуре древней и новой России: К 100-летию Д. С. Лихачёва. Ярославль, 2009. С. 246-253; он же. Неизв. венская гравюра «Св. Иоанн Рильский со сценами Жития и видом Рильского монастыря» 1844 г. и иконогр. традиция изображения святого в графике XVII-XIX вв.//Εικων ραι τεχνη: Церк.

http://pravenc.ru/text/2110755.html

В 1911г. в Усманском Софийском монастыре мы встречаем лишь рукопись «О покаянии», содержащую цитаты из Св. Писания о покаянии, в конце рукописи – рукой святителя предписание разослать ее во все духовные правления Воронежской епархии и краткое наставление пастырям о том, как совершать таинство покаяния. Здесь также еще сохранялись богослужебные Апостол и Евангелие, в начале и конце исписанные самим святителем (по-видимому, цитатами из св. Иоанна Златоуста , Иоганна Арндта и некоторых других авторов) 29 . Новая информация о рукописях св. Тихона появляется в Приложении II к диссертации «Грех и добродетель по учению святителя Тихона Задонского » иером. Николая (Павлыка) (ныне игумена), защищенной им в МДА. Приложение показывает, что в РГБ существует фонд 609 – «Фонд святителя Тихона Задонского » 30 . В сферу научного интереса о. Николая (Павлыка) не входило установление истории этих рукописей, но благодаря его помощи и помощи сотрудников НИОР РГБ и Троице-Сергиевой лавры и служителям Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, где св. Тихон провел последние 14 лет жизни и ныне почивает своими святыми мощами, автору данной статьи был предоставлен доступ к рукописям нашего небесного покровителя. Уже при начальном ознакомлении с рукописями выясняется их использование И.Д.Бердниковым. Этот факт отмечен в библиографических описаниях, сопровождающих каждую из 15 единиц хранения фонда 609. Через все рукописи проходят некоей сквозной линией пометки И.Д.Бердникова. Итак, рукописи, собранные им, никогда не терялись, они так и остались в Румянцевском музее, где он трудился. Румянцевский музей стал затем основой Государственной библиотеки имени В.И.Ленина (ныне РГБ), здесь до сих пор находятся рукописи св. Тихона. Рассмотрим их повнимательнее. Кодекс (НИОР РГБ, Ф.609, к. 1, ед. 01), на корешке – «Слова, письма епископа Тихона». И.Д.Бердников печатает (проверяет) именно по этой рукописи 16 произведений, ссылаясь на соответствующие листы в примечаниях 6, 7, 11, 13, 19, 20 к тому I, 7, 9, 22 к тому V Творений св. Тихона и в дополнении к Запискам Ивана Ефимова. Листы рукописи, упоминаемые издателем в указанных примечаниях, совпадают с номерами листов в Кодексе По свидетельству И.Д.Бердникова в этих примечаниях, рукопись принадлежала Усманскому монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Modena – Библиотека Эстенсе, Модена (Италия) Munich – Баварская Государственная библиотека, Мюнхен Ottoboni – Апостольская библиотека, Ватикан Paris – Национальная библиотека, Париж Parma – Палатинская библиотека, Парма (Италия) Patmos – Монастырь Св. Иоанна Богослова, Патмос Pius II – Апостольская библиотека, Ватикан Sabas – Греко-православная патриархия, Иерусалим Sinai – Монастырь Св. Екатерины на Синае, Египет Stavrou – Греко-православная патриархия, Иерусалим Taphou – Греко-православная патриархия, Иерусалим Turin – Национальная библиотека, Турин Vallic. – Библиотека Валлицелиана, Рим Vatican – Апостольская библиотека, Ватикан Дмитриевский – Собрание А. А. Дмитриевского , ныне в ГПБ (РНБ) Казань – Собрание Соловецкого монастыря в библиотеке Казанской Духовной академии, ныне в фонде Соловецкого монастыря в ГПБ (РНБ) Киев Акад.– Собрание Киевской Духовной академии (затем в Публичной библиотеке АН УССР, см. IV выше) Москва – ГБЛ (РГБ) см. II выше Павлов – Собрание проф. А. С. Павлова (современное нахождение неизвестно) Петербург – ГПБ (РНБ), см. I выше Петербург Акад. –Петербуржская Духовная академия, ныне в ГПБ (РНБ) РумянцевСобрание Румянцевского музея, ныне в ГБЛ (РГБ) Севастьянов Синод. – Собрание П. И. Севастьянова, ныне ГБЛ (РГБ) Солов. – Московская Синодальная библиотека (ныне в ГИМ, см. III выше) Фонд Соловецкого монастыря, ныне в ГПБ (РНБ) София – Новгородское Софийское собрание, ныне в ГПБ (РНБ) Тбилиси – Тифлисский церковный музей, ныне Институт рукописей им. К. Кекелидзе, Тбилиси Типогр. библ. – Московская Синодальная Типографическая библиотека, ныне в ГИМ Толстой – Фонд Ф. А. Толстого в ГПБ (РНБ) Греческие манускрипты VIII век +Barberini 336, (LEW) X век +Grottaferrata Γβ IV (544) +Grottaferrata Γβ VII (324) +Grottaferrata Γβ XXIX=Gb IV, f. 89–94 Петербург 226=Евхологий Порфирия Успенского ( Красносельцев Н. Ф. Сведения; Орлов) Севастьянов 474=Румянцев 15 (474), теперь Москва 27, (там же) XI век +Grottaferrata Ζδ II (593) +Grottaferrata Γβ XV (313) +Grottaferrata Γβ XX (433)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010