или же весьма скоро после, и притом в Ефесе или вообще в Малой Азии. И с этим временем написания Апокалипсиса согласуется все, в чем выражается внутреннее свойство Апокалипсиса, отчасти далее прямо и положительно указывается именно на это время его на писания. Прежде всего, что разрушение Иерусалима уже совершилось, на это нигде не указывается в Апокалипсисе, и едва ли можно представить, чтобы этот факт в писании с таким характером (являясь само некоторым образом как предвозвещение разрушения Иерусалима, оно во всяком случай должно было обратить особенное внимание на катастрофы этого рода) остался неупомянутым, если бы только он действительно совершился. Во многих местах Апокалипсиса Иерусалим предполагается еще существующим (гл. 11, 1. 2. при прямом предположение его существования говорится о храме Божием, о жертвеннике, о дворе и т. д, и повелевается измерить храм, что кажется должно указывать на продолжающееся еще существование храма, хотя бы в виду близкой катастрофы, а гл. 11, 2 вместе с тем попрание святого града язычникам в и гл. 11, 13 разрушение города отчасти чрез землетрясений только еще предсказывается 1178 . Надобно обратить еще внимание и на место гл. 17, 11. (точнее ст. 7–12) срав. с гл. 13, 18, из которого, каждый, кто толкует Апокалипсис, имея в виду исторические отношения времени или, по крайней мере, такое понимание полагает в основу богословского его толкования, определенно увидит написание Апокалипсиса вскоре после Нерона 1179 . И как ни ограниченно 1180 могло бы быть такое понимание, во всяком случае оно весьма естественна в этом месте, равно как и весь характер Апокалипсиса в форме и содержании его производить – что уже замечает и Неандер S. 480 – то впечатление, которое произвело на сердце гонение Нерона на христиан, сожжение им одной части города Рима, вообще злодейства его. Существование и содержание посланий Апокалипсиса никак 1181 не требует, вопреки сему, отнесения Апокалипсиса к более позднему времени. – Все церкви, к которым обращается Апокалипсис, частью несомненно существовали действительно в то время, частью по крайней мере могли существовать и притом уже продолжительное время, как требует 1182 сего содержание посланий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Это, в первую очередь, результат спешки, с какой составлялись как это правило, так и остальные двадцать шесть соборных правил. Кроме того, так же как и в случае с 6 правилом Никейского Собора, авторы текста неявным образом ссылались на положение, известное им самим и их современникам, так что они не могли осознать двусмысленность формулировки. Следует отметить, что это правило лишь позднее, в ином политико-церковном контексте, стало толковаться неоднозначно, а иногда и прямо-таки фантастическим образом, подобно 17 правилу того же Собора. Правда, не может быть сомнений относительно намерения законодателя: клирики, имеющие спорное дело со своими собратьями, вне зависимости от того, на какой степени иерархии они находятся, не должны обращаться в светские суды. Дела должны решаться по принципу персональной подсудности (ratione personae) церковным правосудием. Итак, речь идет о том, что юристы называют privilegium fori 1180 . Трудно категорически утверждать на основании имеющихся данных, допускался ли этот принцип имперским законодательством безусловно и во всех вопросах 1181 . Кроме того, иногда сами клирики прибегали к гражданским судам 1182 . Первая неясность, отмечаемая в этом соборном постановлении, связана именно с проблемой самого предмета. Решение зависит от того, как понимать термин πργμα [дело], который мы здесь передаем как «судное дело»; точнее говоря, следовало бы определить, какие именно конфликты имеются в виду. С. Троицкий полагает, что этот термин относится исключительно к спорным вопросам гражданского характера и к уголовным преступлениям 1183 . Против этой точки зрения энергично выступает митрополит Максим (Христопулос), который в своем опровержении опирается в основном на филологические данные; он стремится доказать, что термин πργμα не имеет того ограниченного значения, которое ему приписывает выдающийся русский канонист 1184 . Живость спора между профессором Троицким и греческим митрополитом объясняется тем обстоятельством, что 9 и 17 правила Халкидонского Собора были использованы в сравнительно недавнее время в конфликтах между православными юрисдикциями.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

1176 Далее, ликующим и радующимся так же подходит смех, как печалящимся и скорбящим – плач. Итак, Творец, предвещая причины для смеха и плача, первым сказал о том, что плачущие будут смеяться. 13. Следовательно, Тот, Кто начал с утешения бедных, униженных, алчущих и плачущих, пожелал сразу явить Себя Тем, на Которого Он указал через Исаию: Дух Господа на Мне, потому что Он помазал Меня благовествовать бедным 1177 – блаженны нищие, ибо их есть Царствие Небесное; 1178 послал Меня исцелять сокрушенных сердцем 1179 – блаженны алчущие, ибо они насытятся; 1180 утешать удрученных 1181 – блаженны плачущие, ибо будут смеяться; 1182 дать сетующим на Сионе славу и вместо пепла радость помазания, и одежду славы вместо духа уныния. 1183 14. Если Христос, придя, сразу это исполнил, 1184 то или Он является Тем, Кто предрек, что Он придет для этого, или, если Тот, Кто предрек, еще не пришел – смешно, но сказать необходимо – Он, вероятно, поручил Христу Маркиона. Блаженны будете вы, когда люди возненавидят вас и будут укорять, и отвергнут имя ваше как негодное из-за Сына Человеческого. 1185 15. Этими словами Он, без сомнения, побуждает к терпению. Разве меньше Творец через Исаию? Не бойтесь бесчестия от людей и презрением с их стороны не умаляйтесь. 1186 Какое бесчестие и какое презрение? Которое будет за Сына Человеческого. Кто это? Тот, Кто от Творца. На основании чего мы это докажем? 16. На основании ненависти, также предвещенной по отношению к Нему, 1187 как через Исаию виновникам ненависти – иудеям: Из-за вас хулится имя Мое у язычников, 1188 и в другом месте: Освятите Того, Кто обрекает Свою душу, Кто презирается язычниками, слугами и правителями 1189 Ведь если ненависть была предвещена по отношению к Тому Сыну Человеческому, Который от Творца, а Евангелие свидетельствует, что имя христиан, произведенное, конечно, от Христа, будет ненавидимо за Сына Человеческого, Который есть Христос, то оно (Евангелие) делает причиной ненависти Того Сына Человеческого, Который от Творца, по отношению к Которому предсказывалась ненависть.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

4: 8. Во всем скорбь терпим, но не стесняемся: так как, благодаря надежде на обетованную жизнь, —123— мы ничего не лишаемся, – и если терпим нужду, однако не колеблемся, ибо не впадаем в нерешительность из-за какой-либо беды. 4: 9. Хотя гонению подвергаемся, однако, благодаря охранительной силе Промысла, которая с нами пребывает, не бываем оставлены: не оставляют нас ни ученики наши, поскольку чрез это более и более умножается число наших учеников. Хотя мы подвергаемся нападениям (мучениям), но не погибаем, ибо многих познаем 1179 . 4: 10–11. Всегда мертвость страдания Господа нашего в теле нашем носим с собою, дабы и бессмертная жизнь Иисуса открылась в плоти 1180 нашей смертной. 4: 12. Итак смерть в нас действует, а жизнь в вас, то есть в нас действует смерть явно, а в вас жизнь – скрыто. 4: 13–14. Имея таким образом тот же дух веры, все мы должны держаться одинаковых мыслей, как написано (есть): уверовал я, говорит, посему и 1181 заговорил ( Пс.115:1 ), – и мы веруем, посему и говорим, и во что мы уверовали, то самое и проповедуем, – зная, что Воскресивший Иисуса 1182 , воскресит и нас, и утвердит и укрепит нас с вами: или утвердит нас и вас, или утвердит Евангелие наше в сердцах ваших. 4: 15. Ибо все, то есть то, что совершено, – ради (вас, т. е.) язычников совершено, дабы вместо благодати, бывшей в одном народе и прославлявшейся от одного народа, – благодать, умножившись, —124— по причине благодарения многих увеличилась во славу Божию. 4: 16. Посему не унываем от преследований со стороны внешних и от собственных скорбей, ибо хотя внешний человек 1183 наш разрушается постами, бдениями и ежедневными, наносимыми ему, ранами, но внутренний 1184 обновляется со дня на день. 4: 17–18. Ибо, хотя мы ныне и терпим легкое страдание и мучение, но (за то) слава, которую мы имеем получить, вечна; поскольку мы смотрим не на видимое сие, которое есть временно, но на то невидимое, которое остается на веки. V 5: 1. Знаем, что та земная храмина обитания нашего, то есть наше тело, разрушена будет, поскольку домостроение на небесах имеем, то есть славу, которую утратил Адам, – нерукотворную (храмину), как тело, не на некое только время имеющую продолжаться для нас, как у Адама, но храмина та находится на небесах, то есть небесная, которая останется у нас во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

11 . При изменениях [в духовном устроении] сердец и неодинаковых понятиях, которые, как правило, рождаются из этих изменений [и] которые возникают в человеческих мыслях относительно судов Божиих: [например,] «свобода» и «несвобода», «жизнь» и «смерть», – очень полезно неравенство созерцания. Посредством этого неравенства, заложенного среди [творения], Он хранит мир [уже] тысячи лет. Это неравенство очень полезно для изменения жития [на] пути смертности 1177 и, что важнее всего, для созерцания судов [Божиих], порождающих [в неопытном уме различные] мнения о Боге. 12 . Многие сердца, когда войдет в них надежда, подобны тому, кто принял смертельный яд. Даже у верных и истинных сыновей с десятью частями любви, имеющимися у них, смешаны пять частей страха. Удобопреклонная природа, – даже как у Павла и подобных ему 1178 , не в состоянии приять здесь 1179 полноту Божественной истины или познать всю волю Божию, которую Он имеет в отношении рода словесных [существ], – до тех пор, пока удобопреклонность не исторгнута, чтобы природа не уклонилась [к худшему] при переживании сего 1180 . 13 . Что есть равенство и неравенство? Неравенство созерцания, бывающего у одной [и той же] души переменчиво и неодинаково 1181 , [есть] непостижимость предвечного Божия помышления. Равенство же есть явленность истины. Но, если здесь [то есть в нынешнем веке] точную истину приемлет удобопреклонная природа, она [природа] погибнет из-за волнений, вызываемых [ее] наклонностью. То, о чем сказано: «О, бездна!., и суды 1182 Его непостижимы», и «Кто познал ум Господень...» 1183 , и прочее, иногда проносящееся 1184 в уме, вызывая изумление и умиление 1185 , [и] названное некоторыми [Божественным] мраком 1186 , рождается от сего неравенства созерцания и изменчивости мнений о непостижимом исследовании судов Божиих. 14 . Когда же природа достигнет свой полноты 1187 в веке, не подверженном склонности 1188 , тогда она уже не будет снова бояться познания истины Божией – того, чтобы не уклониться [на пути этого познания] влево, по причине надежды. Надежда порождает пренебрежение и рассеянность помышления 1189 , а страху свойственно связывать удобопреклонность, чтобы она была обузданной. Сей самый страх ты найдешь в душе своей при созерцании изменения судов и веков, и неравенства жития [людей], и различия наград, которые подаются ему [житию] [неодинаково], в том числе и по этой причине 1190 , и правды [Божией], которая иногда являет себя, но по причине долготерпения [Божия] скрывается; и при созерцании [жития] праведников и грешников, и несоразмерных [житию] сопротивных приражений, промыслительно [случающихся] с теми лицами, которые имеют противоположное устроение 1191 . Когда ум созерцает 1192 сие, тогда [благодатное] движение 1193 почивает на всей душе и отсюда в ней рождается исследование помыслов, и слов, и дел, и установление незыблемых 1194 пределов праведности Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Не понимаю представление о десяти рублях на монумент тысячелетия России, как они составились. Хотя предприятие не от высокого мудрования произошло, но такой ответ не будет ли замечен, как очень холодный. Не предложить ли братии о том, чтобы желающие подписали кто гривну, кто рубль, чтобы составилось десятка два рублей, к которым бы что-нибудь прибавлено было от меня? До получение от вас ответа на сие, удержу представление у себя. Октября 15-го 1857. 1181 Отцу наместнику и братии мир. Радуюсь, что ректор 11 вступает в должность с молитвою. Сосуды священнослужебные я смотрел. Очень хорошо позолочены. Утешительно и поучительно сказание о том, как влекомый в заблуждение вразумлен преподобным Сергием. Странно и жалко, что есть в Академии лжемудрование. Недавно в ней сочинено было и напечатано рассуждение о вечности мучений: и в тоже время нашлись иначе мудрствующие. В наставниках, после Г-ва, я не замечал наклонности к чужемудрию. Один из старших его, который замечен был неосмотрительно употребившим мысль Гегеля, теперь служить при церкви с одобрением прихожан за устроение благоговейного церковного служения. О Хрисанфе преосвященный Евгений говорит, что преосвященного Платона предваряли, чтобы не спеша постригать его, предложил испытание его: Но преосвященный Платон не послушал. Благодарение преподобному Сергию, что мы предостережены, чтобы не взять Хрисанфа в Академию. Сегодня, умываясь, я увидел на полотенце буквы Д.М.Ф., и заключил, что оно похищено нами в Лавре. Я велел возвратить хозяину моих келий: а вы обратите внимание, заметил ли он сие, как тщательный хранитель вверенного ему, или продремал. Октября 18-го 1857. 1182 Отцу наместнику и братии мир. Бог благословит неизвестного вкладчика, и конечно благословил, когда он действует по видению. Желаю знать, четвероугольные ли хоругви, по старинному? Бронзовый налой к престолу для книги священнослужащего, или на восточную сторону под дарохранительницу? Если для книги, то удобно ли будет употребить ли его в Троицком алтаре, при колоннах у престола?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Археологические культуры, бесспорно принадлежавшие угрофинским народам, – дьяковская, названная так по раскопкам в подмосковном селе Дьякове – ее ареал распространялся на юг до Оки, городецкая – по селу Городец в нижнем течении Оки, пьяноборская – от села Пьяный Бор в бассейне Камы. Поселения носителей всех трех культур располагались на высоких речных берегах с крутыми склонами. Это были маленькие деревни, защищенные со стороны поля валами, рвами и нередко также деревянным тыном. Жилые строения представляли собой деревянную хижину с односкатной кровлей, которую на зимнее время ради сохранения тепла покрывали землей. Очаг не имел дымохода, и помещение отапливалось по-черному. «Вотяки, – по словам Г. В. Вернадского, – жили в таких же примитивных домах еще в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Мордовские амбары для сушки зерна – того же типа» 1181 . Пьяноборцы погре­бали останки умерших в мелких ямах, куда они клали оружие, орудия труда, пряжки поясов – в могилы мужчин и массивные украшения – в могилы женщин. «Несмотря на то, что археоло­гам известны сотни дьяковских поселений, дьяковских могиль­ников до сих пор обнаружено не было. По-видимому, – полага­ет А. П. Смирнов , – у дьяковцев существовал обычай наземного погребения или же обычай хоронить своих мертвых на дере­вьях, как делали это до недавнего прошлого некоторые сибир­ские народы» 1182 . У угро-финнов существовали капища и жрецы, которые поль­зовались большим влиянием. Позднейшие отголоски особой склонности финских волхвов ко всякого рода чародейству запе­чатлелись в русских летописях. Финские колдуны внушали страх норманнам. В капищах «практиковались человеческие жертво­приношения, и символические пережитки такой практики могут быть обнаружены в фольклоре некоторых восточнофинских пле­мен даже сейчас» 1183 . Религиозные верования угро-финнов несли черты, сближающие их с шаманизмом народов Сибири, – воз­можно, их исконной родины. В то же время им не чуждо было и представление о высшем божестве – Юмале на языке собствен­но финнов и эстонцев, Юме – у марийцев и Ене – у коми-пермяков. Мир, по представлениям финских народов, населен духами, особенно часто принимающими вид зверей или птиц, в основ­ном злыми, вредящими человеку, которых однако можно умило­стивить жертвоприношениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

«Великая война русских и эстов против ливонцев», как ее называет хронист, разгоралась все сильнее и грозила смести крестоносцев. И тогда в 1219 г. по призыву епископа Альберта и с санкции папы Гонория III (1216–1227 гг.) в Северную Эстонию вторглись войска датского короля Вальдемара II (1202–1241 гг.), подкрепленные силами его руянского (рюгенского) и поморского вассала Вацлава I. В королевском войске, числом около 1500 гребцов, 43 находились лундский архиепископ Андрей, епископы Шлезвига, Роскильде и «эстландский» епископ Дитрих. Они захватили часть территории эстов и построили на месте древней крепости Линданисе свою, назвав ее Ревель. Датские короли давно стремились в Эстонию. С образованием архиепископства в Лунде (1137 г.) усиливалось проникновение датских рыцарей и монахов в Восточную Прибалтику. Появился и местный «епископ Эстонии». Последовательные вооруженные вторжения в Финляндию (1190–1191 гг.) и Эстонию (1194, 1196, 1197 гг.) начались еще при короле Кнуте VI (1182–1202 гг.). Когда бременские монахи проникали в устье Двины, датские королевские пираты нападали на Эстонию, население которой отвечало набегами на датские владения. Эсты активно сопротивлялись вторжению датчан, среди убитых врагов были и папский агент, кандидат в эстонские епископы доминиканец Дитрих. Вторжение датских феодалов серьезно ухудшало позиции русских в Эстонии, потому что, во-первых, датчане постоянно угрожали Северной Эстонии, во-вторых, во всех русских походах против немецких рыцарей датская крепость Ревель оставалась у них на фланге. В стране эстов датские феодалы вели себя не лучше немецких, они захватывали их земли, порабощали и крестили население. Тех, кто уже был крещен меченосцами, датские захватчики подвергали вторичному крещению, а тех, кто крестился у немцев после прихода датчан, вешали как государственных преступников. Призыв к крещению язычников был лишь лозунгом, за которым скрывался неприкрытый грабеж, а принятие христианства имело в глазах завоевателей чисто политическое значение, как признание их власти. Датские феодалы в 1220 г. заняли всю северную часть Эстонии, включая области Харьюмаа, Вирумаа и Ярвамаа, а несколько позднее и Ляанемаа.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Ст. 28. …Так этот человекоубийца и богохульник (т. е. Антиох) ... кончил жизнь на чужой стороне в горах самою жалкою смертью… По известию историков, Антиох Епифан умер в городе Тавесе, в пределах Паретацены, области персидской, на дороге к Вавилону. Регентом царства сирийского он назначил Филиппа и ему же поручил воспитание сына своего, Антиоха Евпатора 1181 . Поливий рассказывает, что перед кончиной своей, Антиох пришел в какое-то неистовство, как бы, под влиянием злого духа. Это, конечно, были сильные угрызения совести, мучимой сознанием множества совершенных злодеяний и святотатств 1182 . Глава 10 1183 . Праздник обновления храма и поражение сирийских вождей Горгия и Тимофея а) Очищение города и храма Иудой Маккавейским и учреждение восьмидневного праздника обновления храма, по подобию праздника кущей (ст. 1–8). б) Регентство Лисия и самоубийство Птоломея Макрона (ст. 10–13). в) Нападение на Иудеев Горгия, при содействии Идумеев (ст. 14–15). г) Поражение Идумеев и бегство их в укрепленные башни (ст. 16–18). д) Взятие их башен Иудой и казнь некоторых изменников (ст. 19–23). е) Поражение полчищ Тимофеевых, при содействии пяти чудесных всадников и заключение Тимофея в Газаре (ст. 24–32). ж) Взятие Газары и погибель Тимофея (ст. 33–38). Ст. 3. ... разжегши камни и взявши из них огонь…, Иудеи …принесли жертву после двухгодичного промежутка... Устроивши жертвенник в обновленном храме, Иудеи не хотели воспламенять жертв огнем, взятым уже от готового огня и бывшего в употреблении, как бы, от нечистого: но сочли более приличным добыть огня посредством высекания из самых камней жертвенника, этим оии хотели, до некоторой степени, заменить утраченный священный огонь первого храма. Двухгодичный промежуток, очевидно, берется здесь с того времени, как Иуда вступил в управление делами отечественной страны; ибо от осквернения храма языческими жертвами до его обновления, ири Иуде, протекло не два, а три года 1184 . Ст. 11. …Принявши царство…, сын Антиоха Епифана …вручил управление некоему Лисию, главному военачальнику Келе-Сирии и Финикии... Регентом царства Антиох Епифан назначил, было, после себя своего совоспитанника Филиппа 1185 . Но Лисий своими интригами отстранил его от двора и лишил власти при преемнике Епифана. Подобными же интригами он достиг перед этим должности правителя Финикии и Келе-Сирии, ибо эта должность принадлежала прежде Птоломею 1186 . Лисий был рода царского 1187 , и на этом, конечно, основании называется – то родственником царя, то братом царя 1188 . Глава 11. Мир с царем Антиохом Евпатором и мирное посольство римское

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

—276— но даже и совершенно не применимы к жизни, в полном с ней разладе... Можно найти много канонов очень стеснительных для совести христианина. Всё это служит источником великих разногласий и не может не смутить человека, относящегося с должным почтением и страхом к законам церкви“ (стр. 34–39). Прежде чем мы перейдём к рассмотрению рекомендуемых г. Киреевым средств, „чтобы установить желанное единство“, остановимся на следующем вопросе: указываемые им разности действительно ли такого вопиющего свойства, чтобы из-за них поднимать тревогу и заявлять, что „мы живём и не в единении и не в мире»? – Несомненно, что задача взаимных отношений автокефальных церквей есть охранение и укрепление „союза единомыслия и любви с другими православными церквами“ 1181 . Чем полнее это „единомыслие и любовь“, тем лучше. Во всём главном и существенном между православными церквами есть полное „единомыслие“, – нет между ними никаких догматических разностей; и „любовь“ между ними существует тоже почти полная 1182 . Теперь г. Киреев уверяет, что если мы вздумаем столковаться с прочими православными церквами, то „относительно этого единства будут несомненно высказаны вещи очень неожиданные“ 1183 ... Пусть так. Но что же выйдет из этих „очень неожиданных вещей“, из этого обмена сюрпризами? – Едва ли тогда „союз любви“ между церквами станет прочнее, а скорее всего выйдет распря. Неужели этого желательно г. Кирееву?! Уж если теперь он уверяет, что мы живём „не в единении и не в мире“, то что же он скажет тогда?.. А, по нашему мнению, пока открытого раздора и пререканий между церквами из-за существующих разностей нет, нечего и шум производить из-за этого, а то выйдет ещё хуже. К чему нам выступать зачинщиками раздора? И нужно быть очень большим оптимистом, чтобы надеяться, будто из этой попытки столковаться выйдет —277— толк: неужели можно серьёзно думать, что, напр., греки нам уступят? – Никогда: вся их церковная история свидетельствует, как мало они способны на уступчивость, да и теперешнее их отношение к славянским церквам не свидетельствует об их сговорчивости. Лучше пусть остаются разности, но не нарушается любовь!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010