Выявлены следующие списки редакции: 1) РНБ, F.I.306. Сборник (л. 34–55), 1528–1529 гг. На л. 547 об. запись писца: «В лето 7000 тридесят седмаго написана бысть сиа книга при дръжаве великого князя Васильа Ивановичя всея Руси и при священном архиепископе Кириле Ростовском повеленьем многогрешнаго священоинока Сергеа Васильева сына Батурина» (описание см. в Главе IV). В заглавии имя митрополита не названо. В качестве первой части использован список вторичного вида Антониевской редакции, дополненный по Проложной статье Первой северо-западной группы. 2) ЯМЗ, 15326. Сборник (л. 127 об. – 141 об.), начало 30-х годов XVI в. Филиграни: Тиара – Брике, 4968 (1525–1528 гг.); Голова быка под пятилепестковым цветком – Брике, 14734 (1509–1528 гг.); Голова быка под крестом, обвитым змеей, – Лауцявичюс, 1471 (1532 г.). Первая часть отсутствует, представлены только вторая и третья части. 3) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо-Волоколамского монастыря), 490. Сборник (л. 226–249 об.), 1542–1543 гг. Сборник переписан в Иосифо-Волоколамском монастыре бывшим митрополитом Даниилом и монастырским дьяком Дмитрием Лапшиным (почерк Дмитрия Лапшина на л. 175–421). На л. 421 об. запись, кажется, рукой игумена Нифонта Кормилицына: «В лето 7051 написана бысть книга сия в дом Пречистой во Иосифов манастырь». В заглавии имя митрополита не указано, но на полях со знаком вставки рукой Даниила приписано «Филиппа». В качестве первой части использован список Антониевской редакции вторичного вида. 4) РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), оп. 1, 751. Сборник, 60-е годы XVI в. (описание см. в разделе Проложной редакции). На л. 33 об. –36 читается Проложное житие Федора Ярославского. На л. 489 об. – 491 помещена любопытная обработка (с использованием в качестве источника Жития Сергия Радонежского) той характеристики Федора Ростиславича, которая читается в первой части Антониевской редакции. На л. 412–513 переписаны вторая и третья части Переработанной редакции. 5) Центральная научная библиотека Академии наук Литвы, F.19– 103. Сборник (л. 128–139), 1569 г. В качестве первой части использовано пространное Проложное житие Федора Ярославского в Древнейшем варианте.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(Аишев или Акишев; 2-я пол. XVI в.), игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , книгописец, владелец обширной б-ки. Социальное происхождение и место рождения Л. неизвестны. Вероятно, он принял постриг в 70-х гг. XVI в., поскольку был учеником книжника Евфимия (Туркова) . В 1582-1587 гг. Л. являлся соборным старцем, а в 1587-1590 гг.- игуменом мон-ря. Во время его настоятельства земельные владения обители продолжали увеличиваться, несмотря на меры правительства, предпринятые против роста монастырских вотчин. В 1589-1590 гг. старец Никифор (Морин) в качестве подушного вклада передал в мон-рь сельцо Сафатово и пустошь Уткину в Волоцком у. (АФЗХ. Ч. 2. 386). В этот же период старец Феодорит (Шереметев) пожертвовал с. Бурухино и сельцо Рудино в Коломенском у. (Там же. 387), к-рые, впрочем, не вошли в состав монастырских владений, поскольку были «отписаны» на государя, однако в качестве компенсации Иосифов мон-рь получил дворцовое с. Вейна с селами в Козельском у. (Там же. 388). 5 июля 1590 г. населению этой вотчины была отправлена послушная грамота с повелением подчиняться властям Иосифова мон-ря, грамоту подписал боярин и дворецкий Г. В. Годунов (Там же. 389). При Л. мон-рь пользовался вниманием и заботой гос. власти. 11 февр. 1588 г. по челобитью Л. «з братьею» царь Феодор Иоаннович выдал обители жалованную льготную грамоту на беспошлинный провоз до 4 тыс. рыб «на монастырский обиход» по р. Волге от Казани (Там же. 383). 5 февр. 1589 г. мон-рь получил жалованную льготную грамоту на беспошлинный провоз соли (до 20 тыс. пудов!) из Белоозера и Каргополя (Там же. 385). В янв. 1589 г. Л. присутствовал на Соборе, учредившем Патриаршество в России, и подписал Уложенную соборную грамоту (СГГД. 99). В 1590 г. по неизвестным причинам Л. оставил игуменство, но сохранил за собой влиятельное положение соборного старца (АФЗХ. Ч. 2. 391). В 1595 г. он был ризничим (Три описи Иосифо-Волоколамского монастыря XVI в. Подгот. текстов и публ.: Т. И. Шаблова. СПб., 2014. С. 101). В 1598 г. присутствовал на Земском соборе, избравшем на царский трон Бориса Феодоровича Годунова , и был среди тех представителей духовенства, которые подписали соборную грамоту (ААЭ. Т. 2. С. 15). Л. дал в Иосифов мон-рь крупный денежный вклад - 190 р. (РГАДА. Ф. 181. 141/196. (Записные книги: гл. 82); см.: Зимин. 1977. С. 146).

http://pravenc.ru/text/2463339.html

XVI в. Филиграни: Литера Р под цветком – Брике, 8627 (1491– 1500 гг.); Литера В – Брике, 8015 (1505 г.); Перекрещенные полосы – Брике, 5719 (1489–1502 гг.). Заголовок: «Месяца декабря 21 день. Преставление Петра митрополита всея Руси. А се ему чтение, творение Прохора епископа Ростовьскаго». Присутствовавшим на Переяславском соборе отмечен «князь великий» Дмитрий, кончина Петра отнесена к 21 декабря. После Жития помещено «Поучение Петра митрополита, егда препре Тферскаго владыку Андрея в сборе». 3) Ярославский музей-заповедник, 15522 (л. 430 об. – 434 об.) – нач. XVI в. Филиграни: Голова быка под крестом с цветком, обвитым змеей, – Лихачев, 1350 (1508 г.); Тиара (несколько вариантов): Лауцявичюс, 1591 (1506–1509 гг.); Пиккар, XII, 36 (1506–1507 гг.); Пиккар, XII, 42 (1499–1517 гг.); Пиккар, XII, 44 (1481–1507 гг.). Рукопись происходит из библиотеки Спасо-Ярославского монастыря. Заголовок: «Месяца декабря в 21 день. Преставленье Петра митрополита всея Руси. А се ему чтенье Прохора епископа Ростовъскаго». Среди членов Переяславского собора назван «князь великий» Дмитрий, кончина Петра датирована 21 декабря. На л. 434 об. – 436 помещено «Поучение Петра митрополита, [егда] препре Тферьскаго владыку Андриа в зборе». 4) РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), 752 (л. 338 об. – 342 об.) – 1– й четверти XVI в. Филигрань: Гербовый щит с двойной лилией – Лауцявичюс, 2131 (1514–1520 гг.). Сборник происходит из ярославской посадской церкви Похвалы Богородицы и вложен туда в 1613 г. торговыми людьми Лыткиными. Заголовок: «Преставленье Петра митрополита всея Руси. А се ему чтенье Прохора епископа Ростовъскаго». Участником Переяславского собора назван «князь великий» Дмитрий, кончина Петра датирована 21 декабря. После Жития следует «Поучение Петра митрополита» (л. 342 об. – 344 об.). Список чрезвычайно близок к ЯМЗ, 15522, оба имеют даже общие описки и ошибки; но один пример все же свидетельствует о вторичности Архивского списка: чтение «Волыньскую» ЯМЗ, 15522 ошибочно передает как «Воленьскую», а Арх., 752 переиначивает во «вселеньскую». Поэтому можно считать, что список Арх., 752 восходит к ЯМЗ, 15522.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Для Ю. Д. Рыкова немаловажным фактором было общение, особенно с молодежью. Он любил поговорить о последних новостях в мире историков-феодалов, обсудить книжные новинки, рассказать об открытиях… В одном из своих последних писем от 29 марта 2020 г. Юрий Дмитриевич писал: « Как Вы думаете, возобновит ли РГАДА через неделю свою работу или наше «осадное сидение» затянется до осени? Мне тяжело жить без довирусных прямых и свободных человеческих контактов...». Кончина Ю. Д. Рыкова является невосполнимой потерей для русской исторической науки. Вечная ему память!   Александр Александрович Зимин. М., 2005. С. 162. Зимин А. А. Храм науки (размышления о прожитом)//Судьбы творческого наследия отечественных историков второй половины XX века. М., 2015. С. 287–289. Там же. С. 288. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979. Переизд.: Л., 1981; М., 1993. Рыков Ю. Д. «История о великом князе Московском» А. М. Курбского как источник по истории опричнины. Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 1972. См., например: Рукописи, поступившие в 1976 г. в Собрание единичных поступлений рукописных книг древней традиции (ф. 722)//Записки Отдела рукописей [ГБЛ]. Вып. 40. М. 1979. С. 129–142; Ярославское собрание рукописных книг (ф. 739). Краткое описание/Сост. Ю. Д. Рыков//Там же. С. 181–195; Рукописные собрания ГБЛ: Указатель/Отв. ред. [и сост.] Ю. Д . Рыков. Т. 1. Вып. 1–3. М., 1983–1996; и др. Рыков Ю. Д. Новые акты Спасо-Прилуцкого монастыря XV в.//Записки ОР [ГБЛ им. В. И. Ленина]. Вып. 43. М., 1982. С. 85–105. Рыков Ю. Д.Новые данные о деятельности книгописца Сидора под Вязьмою в первой трети XVI века//Записки Отдела рукописей [ГБЛ]. Вып. 38. М., 1977. С. 139–149. Рыков Ю. Д. Археографическая находка (Вновь найденный список сборника сочинений Максима Грека с Житием Максима Грека: Сказанием о его чудесах и другими дополнительными статьями)//Румянцевские чтения. К 240-летию со дня рождения Н. П. Румянцева. Ч. 1. М., 1994. С. 98–100. Рыков Ю. Д . Утраченный и вновь обретенный Солодовниковский список «Истины показания» инока Зиновия Отенского (историко-археографические заметки)//От Средневековья к Новому времени: Сборник статей в честь О. А. Белобровой. М., 2006. С. 143–186.

http://sedmitza.ru/lib/text/9813462/

Впервые с. Доброе с Никольской ц. упоминается в жалованной грамоте Константино-Еленинскому мон-рю 1478 г. (АФЗХ. Т. 1. С. 181). В соответствии с описанием храма 1694 г. он был деревянным, с папертью, на углу находилась деревянная колокольница с 3 колоколами. К 1730 г. Никольская ц. была разобрана и по указу Синода на ее месте был построен новый храм, также, по-видимому, деревянный. Сохранившаяся каменная ц. во имя свт. Николая Чудотворца с приделами во имя равноапостольных Константина и Елены и свт. Алексия построена в кон. XVIII - нач. XIX в., в 1885 г. при ней была возведена многоярусная кирпичная колокольня. В кон. XIX - нач. XX в. причт Никольской ц. состоял из священника и псаломщика. В храме почиталась происходившая из Константино-Еленинского мон-ря икона равноапостольных Константина и Елены, начиная с 1771 г. ежегодно с 21 мая по 16 июня образ переносился крестным ходом во Владимир вместе с Боголюбской иконой Божией Матери . Никольскому храму принадлежали 2 двухэтажных дома, в к-рых располагались муж. богадельня и народное уч-ще, открытое в 1839 г. местным священником; со 2-й пол. XIX в. уч-ще с 60 учениками содержалось на средства земства. В 1935 г. Никольская ц. была закрыта, ее заняли под склад, нек-рое время там размещался клуб, затем разливочный винный цех, в 80-90-х гг. XX в. цех диафильмов областного кинопроката. На территории приходского кладбища были построены гаражи, разбиты огороды. В окт. 1994 г. бывш. Никольский храм был переосвящен во имя равноапостольных Константина и Елены. В основанном при храме мон-ре в кон. 2004 г. жили игум. Авраамий (Павличенко) и 5 насельников, переведенных из Боголюбского мон-ря. Арх.: РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 236 [Офицерская опись Цареконстантиновского муж. мон-ря]; ГА Владимирской обл. Ф. 556. Ист.: ПСРЛ. М., 2001. Т. 7. С. 173; СПб., 1885. Т. 10. С. 152; СПб., 1863. Т. 15. Стб. 405; СПб., 1910. Т. 20. Ч. 1. С. 168; СПб., 1910. Т. 20. Ч. 1. С. 168; СПб., 1910. Т. 23. С. 90; СПб., 1913. Т. 18. С. 75; М.; Л., 1949. Т. 25. С. 151; М.; Л., 1963. Т. 28. С. 61, 220; М., 1965. Т. 11. С. 32; (М.; Л., 1965). Т. 30. С. 95; Приселков М. Д. Троицкая летопись. М.; Л., 1950. С. 333; АФЗХ. Вып. 1; ЖМП. 2003. 5. С. 12.

http://pravenc.ru/text/154977.html

Применительно к эпохе средневековья достаточно трудно выделить определенные периоды и районы особого почитания Е. Пространное Мученичество Е. переведено в составе дометафрастовских Миней Четьих (см.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 508; о версиях текста см.: Hannick. Maximos Holobolos. S. 147. N 109; изд. в составе ВМЧ) в Болгарии в X в. или для Руси в XII в. (по мнению Д. Е. Афиногенова), краткие Мученичества Е. входят в Прологи, служба помещена в годовом комплекте Миней служебных (древнейший список в составе новгородской Минеи на нояб. 1097 г.- РГАДА. Ф. 381. 91; изд. И. В. Ягичем). Служба ей не встречается в доиерусалимских Минеях Праздничных. Метафрастова редакция Мученичества Е. была переведена в посл. трети XVI в. в кружке А. М. Курбского ( Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный. М., 1998. С. 184, 308). Неясны время и обстоятельства возникновения перевода в составе рукописи РГБ. Унд. 251 (нач.: «Сия приснопамятная бяше от прехвальнаго великаго града Александрии…» ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 508. Примеч. 24). Перевод Мученичества Е. на «просту мову» (нач.: «Максентий незбожный седячы на панстве Римском…») содержится в Минее Четьей, переписанной в 1669 г. в Кутеинском Успенском мон-ре под Оршей (Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. 82. Л. 176- 181 об., см.: Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публичной б-ки, церковно-славянских и русских. Вильна, 1882. С. 131, 136). Имя Е. не содержится в числе имен св. жен в старослав. молитве против диавола (см.: Конзал В. Старославянская молитва против дьявола. М., 2002. С. 77), не исключено, впрочем, что это дефект единственного сохранившегося списка (о неисправности текста в целом см.: Там же. С. 9-13), но читается в составе молитвы Св. Троице, датируемой XI в. и созданной, по наиболее убедительному предположению, в Сазавском мон-ре в Чехии ( Konzal V. Otazniky kolem cirkevneslovanske Modlitby k sv. Trojici a ceskych vlivu na literaturu Kyjevske Rusi//Palaeoslovenica: Pamatce J. Kurze (1901-1972). Praha, 1991. S. 8-23).

http://pravenc.ru/text/189599.html

Списки трактата отличаются по своему составу: кроме указанных диалогов в памятник включены также 2 грамоты - рекомендательная грамота Л. от вост. патриархов и послание Иерусалимского патриарха Досифея II Л. В обеих грамотах подчеркиваются авторитет, ученость и верность Православию Л., тем самым удостоверяется догматическая верность их позиции по всем вопросам, изложенным в диалогах. В некоторые списки включена также т. н. автобиографическая справка. Элементы памятника не имеют строгой последовательности, расположение их варьируется. Большое число сохранившихся слав. списков трактата (напр., ГИМ. Син. 302(438), 303(437), 304(581), 305(491), 310(346); Увар. 315; РГАДА. Ф. 181. 474/954; Ф. 381. 415; РГБ. Рум. 243; БАН. Устюж. 45 и др.) свидетельствует о широком использовании и распространении памятника в кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. В списках известны проповеди и похвальные слова Л.: «Похвала Алексея, человека Божия, обрученную свою оставившаго», «Поучение в пятую неделю Великаго поста о предопределении, произнесенное в 1701 г. в московском Успенском соборе за три приема», «Слово о Софии, Премудрости Божией» (Новг., 1708), «Похвальное слово прп. Варлааму Хутынскому» (Новг.); панегирики Петру I: «Триумф царя Петра Алексеевича под Азовом 1697 г.», «Похвальное слово царю Петру Алексеевичу по возвращении его из Голландии в 1698 г.», «Плач святыя Восточныя Церкви», «Сказание радостнаго и торжественнаго триумфа, еже сотворися вхождением его пресветлейшаго величества… преславна суща победителя шведов и внутренних своих врагов. Произнесено в 1709 г.» (по поводу Полтавской победы); «Триумф о благополучнейшем и преславном вечном мире… с свейскою короною» (в связи с заключением Ништадтского мирного договора со Швецией в 1721). Соч.: Мечец духовный//ПС. Прил. 1866. Ч. 2. 8; 1867. Ч. 1. 2, 6; Ч. 3. 10, 12; Акос//ЧОИДР. 1896. Кн. 4. Отд. 3. С. 538-577; Лермонтова Е. Похвальное слово Лихудов царевне Софье Алексеевне 17 сентября (ок. 1686 г.)//Там же. 1910. Кн. 2. Отд. 5. С. 23-29; Яламас Д. А. Приветствия учеников Славяно-греко-латинской академии Моск. патриарху Иоакиму//The Legacy of Saints Cyril and Methodius to Kiev and Moscow. Thessal., 1992. P. 513-519; он же. Два неопубликованных панегирика братьев Лихудов//ВВ. 1994. Т. 55. С. 210-214; он же. Послание Иоанникия Лихуда князю В. В. Голицыну//РиХВ. 1997. Вып. 1. С. 179-184; Рамазанова Д. Н. Сочинение Иоанникия и Софрония Лихудов «Плач святые Христовы Восточные Церкве»//Там же. 2015. Вып. 4/5. С. 648-660.

http://pravenc.ru/text/2110625.html

1-я Проложная редакция Жития была написана, видимо, специально для 1-го издания мартовской половины Пролога (М., 1643). Еще 2 Проложные редакции созданы во 2-й пол. XVII в., вероятно, составителями сборников, в к-рых они находятся (РНБ. Погод. 637; РГИА. Ф. 834. Оп. 2. 1296; см.: Сергеев. Проложные редакции Жития Корнилия Комельского. 2004). Во 2-й пол. XVII в. получили распространение списки с новым чудом К., датируемым 1651 г. (это единственное чудо, записанное после чудес, составленных в кон. XVI в.). Известны списки XVIII в. с подбором выписок из Жития (см., напр.: РГБ. Ф. 228. 148. Л. 106 об.- 108). В одной из редакций памятника, условно именуемой «Архивской», пересказ Устава К. в Житии был заменен полным текстом (РГАДА. Собр. МГАМИД. Ф. 181. Оп. 4. 326, кон. XVII в.). Известны поздние переработки Жития без чудес (КБМЗ. РК 120, XIX в.), с комментариями (Там же. РК 129, XIX в.). Лит. источниками Жития являются Пространная редакция Жития Павла Обнорского, Житие Кирилла Белозерского, написанное Пахомием Сербом, и, вероятно, Минейная редакция Жития Димитрия Прилуцкого. Ряд эпизодов восходит к Житиям Сергия Радонежского (Пахомиевской редакции) и Феодосия Печерского. Кроме того, автор, возможно, пользовался летописным источником, близким к Вологодско-Пермской летописи. А. Г. Сергеев Биография К. род. в Ростове, он был 4-м сыном в семье Феодора (в иночестве Феодосий) и Варвары Крюковых. В Житии говорится, что отец К. был известен вел. князю, в роду Крюковых упоминается некая кнг. Евфросиния (Синодик Корнилиева Комельского мон-ря (ВОКМ. 2008. Л. 17 об.-18)). Существует предположение, что К. происходил из семьи потомственных дьяков ( Стрельников. 2009. С. 122). Старший брат отца Лукиан служил дьяком при дворе вел. кнг. Марии Ярославны, жены Василия II Васильевича (Тёмного). По повелению вел. князя семья Феодора Крюкова переехала в Москву, юноша был взят на дьяческую службу ко двору вел. княгини. Однако в 20 лет он вместе с дядей Лукианом принял постриг в Кирилловом Белозерском мон-ре. Одним из послушаний инока было переписывание книг: «...к сим же и книги писаше въ церковь, свидетели же сим книги его в Кирилове и ныне» (РНБ. Кир.-Бел. 28/1267. Л. 5 об., посл. четв. XVI в.). После 7 лет пребывания в обители К. привел в мон-рь из Ростова брата Акинфия, постригшегося с именем Анфим. Некоторое время спустя К. отправился странствовать, побывал в Новгороде, где свт. Геннадий (Гонзов) , архиеп. Новгородский, предложил ему принять священнический сан. Однако К. отказался и поселился в пустыни близ Новгорода, вскоре покинул ее и перешел в тверскую Савватиеву пуст.

http://pravenc.ru/text/2458683.html

46 . Парадизов С., священник. О деятельности миссионера среди молокан в селах Пришибе и Заплавном Царевского уезда за время с 1880 по 1884 гг.//Астраханские епархиальные ведомости. 1885. С. 59. 47 . РГИА. Ф. 1281. Оп. 1. Д. 67. Л. 11, 12. 48 . Майнов В. Указ. соч. С. 231–232, 235. 49 . Львов А. Л. Соха и Пятикнижие. Русские иудействующие как текстуальное сообщество. СПб., 2011. С. 141–214; Хижая Т. И. К вопросу о контактах между субботниками и евреями в России первой трети XIX в.//Проблемы еврейской истории. Материалы научных конференций Центра «Сэфер» по иудаике 2007 года. М., 2008. Ч. 1. С. 166–181. 50 . Хижая Т. И. К вопросу о влиянии иудейской традиции на движение русских субботников (вторая половина XIX – начало XX вв.)//Труды Государственного музея истории религии. СПб., 2010. Вып. 10. Ч. 1. С. 35–44. 51 . Украинский Л. Субботники (новые евреи). Ковна, 1912. С. 5–6. Список сокращений ПСЗ-1 – Полное собрание законов Российской империи, 1649–1830. СПб., 1830. РГАДА– Российский государственный архив древних актов РГИА – Российский государственный исторический архив ОР РНБ – отдел рукописей Российской национальной библиотеки протоиерей М.Л. Хижий. Пьеса В. Протопопова «Черные вороны»: антиклерикальная или антисектантская пропаганда? Статья посвящена непростым взаимоотношениям Российской православной церкви и русского театрального сообщества. Виктор Протопопов в своей пьесе «Черные вороны» показал мрачные стороны религиозной жизни народа, неспособного иногда отделить дух сектантства от православия. Отдельные представители церкви также не всегда могли отличить антисектантский пафос произведения от антиклерикальной пропаганды. Ключевые слова: театральное сообщество, религиозная жизнь, сектантство, православие, Русская православная церковь , революция prot. M. L. Khizhy The Play by V. Protopopov «The Black Crows»: Anticlerical or Antisectarian Propa­ganda? The article covers the complicated relationship between the Russian Orthodox Church and the Russian theatre community. V. Protopopov in his play «The black crows» re­vealed dark aspects of the religious life of the Russian people, unable sometimes to distin­guish the spirit of the sectarianism from the Orthodoxy. At times some Church represen­tatives were also unable to discriminate between the antisectarian message of the work and anticlerical propaganda.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2007) и Гладковой (гипотеза о Житии Евстафия Плакиды как об источнике Повести, выявление параллелей между Повестью и Житием Февронии Нисибийской и др.- Гладкова. Житие Евстафия Плакиды. 2013. С. 361-375; Она же. 2019. С. 175-204). Н. Б. Шиман предполагает наличие общих источников у Повести Ермолая-Еразма и Повести о Тверском Отроче монастыре, притом что исследователи давно отмечали сходство между этими текстами ( Ржига. 1928. С. 107; Лихачев. 1979. С. 331-334; Дмитриева. 1979. С. 139-140; Семячко. 1994. С. 54-56). Дмитриева считала, что наибольшей близостью к Повести о Тверском Отроче монастыре отличается Третья редакция Повести Ермолая-Еразма. Служба Вопрос о том, кем, когда, в каком виде и объеме была создана Служба святым, остается открытым. Дмитриева считала, что «служба Петру и Февронии существовала по крайней мере с конца XV в.», т. е. до канонизации на Соборе 1547 г. и написания Повести; исследовательница указала 2 рукописи (ГИМ. Син. 336; РГБ. Собр. Шибанова. 110), представляющие собой церковный устав с включенным тропарем П. и Ф., к-рые датировала кон. XV или нач. XVI в. ( Дмитриева. 1979. С. 99). В тропаре содержатся сведения, указывающие, как полагала Дмитриева, на существование предания о П. и Ф. или их Жития еще до Повести: Ф. называется «премудрою», сообщается об общем гробе святых и исцелениях, совершённых святыми после смерти; окончание Службы в указанных рукописях «имеет текстуальные совпадения с похвалой святым, помещенной в конце Повести» (Там же. С. 100-101). Плюханова посчитала недостаточными данные о ранней датировке этих списков и усомнилась в выводах Дмитриевой, хотя и не отрицала саму «возможность существования краткой службы до пространной» ( Плюханова. 1995. С. 269). Л. В. Мошкова привела сведения о наличии памяти с тропарем и кондаком «Петру князю Муромскому и матери его Февронии» в тропарнике Псалтири с восследованием сер. XVI в. (РГАДА. Ф. 181. 716. Л. 375-375 об.); Ф. здесь названа матерью П. не только в заголовке, но и в тропаре ( Турилов.

http://pravenc.ru/text/2580394.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010