А чрево – кто? Чревом являются грешники, служащие чреву, о которых пишется: «их бог – чрево, и слава их – в сраме» ( Флп. 3:19 ). Посмотрим же, кому слово Божие сладко и кому горько. Устам сладко, а чреву горько, то есть добрым сладко, а злым горько: они преогорчили Бога... О блаженные уста, для которых является сладким любезное слово Божие! О проклятое чрево, для которого Бог – горечь! Знай же каждый, что только любовью можно соединиться с Богом. Постарайся быть устами, а не чревом, и тогда поистине усладишься любовью Божией. При этом еще особенно нужно заботиться о том, чтобы, однажды соединившись с Ним, больше не уходить от Него, но прикрепиться к Нему, как кожа к телу, дабы никогда и никаким образом не отлучаться от Него (1). Выше всего – любовь, а любовь Божественная есть и самая сильная, и самая прочная, крепкая, ибо он [Соломон] в Песни Песней говорит: «крепка, как смерть, любовь... Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее» ( Песн. 8:6–7 ). Тверд камень веры, на котором основана Церковь Христова, но не некрепок и покров любви, которым покрывается Церковь , любовь ведь покрывает все множество грехов (1). Не погрешил тот, кто любовь, любовь же Божественную, назвал огнем. Светит в темноте огонь, светит и любовь, согласно словам Богослова: «Кто любит... тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна» ( 1Ин. 2:10 ). Греет огонь, не знобит и любовь, когда, подобно одежде, покрывает все множество грехов. Сжигает хворост огонь, не не умеет и любовь превращать в пепел хворост беззаконий наших, как, например, сказано об одном лице: «прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» ( Лк. 7:47 ). «Тает воск от лица огня» ( Пс. 67:3 ), тает и сердце человеческое от теплоты любви. «Было, говорится, сердце мое как воск, тающий посреди чрева моего» ( Пс. 21:15 ). Вверх пылает пламя огненное, и любовь ищет вышних и превосходит все добродетели, она выше всего. Этот-то огонь, огонь любви, Спаситель наш и принес к нам с небес. »Огонь, – сказал Он, – пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» ( Лк. 12:49 ). О если бы тем огнем просветились умы наши, согрелись сердца наши, истаяли души наши, загорелся дух наш! Распали нас в любовь Твою, многомилостивое Слово Божие! Огонь без подтопки не горит. Даже и посланный с неба, он требует дров. Ведь и в Ветхом Завете огонь свыше сошел на Моисеевы и Аароновы жертвы, но, чтобы он никогда не угасал, священники днем и ночью подкладывали на алтарь дрова. Жертвенником Божиим в духовном смысле является наше сердце, а огонь, сходящий свыше, это любовь Божия, свыше изливаемая на наши сердца, согласно слову, апостольскому: любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам ( Рим. 5:5 ). Кто хочет загореться пламенем Божественной любви, тот пусть ищет таких дров, которыми мог бы поджечь в себе огонь невещественный, духовный, огонь любви Божией, и соблюсти его на своем сердечном жертвеннике никогда неугасаемым (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Есть ситуации несравнимо болезненней. Они тоже связаны с именами и фамилиями в списке. Это, к примеру, списки выживших в авиакатастрофе. Лучше упасть замертво от удара молнии, направленной именно в тебя, тебя одного, чем не найти в таком списке родное имя и фамилию. «Вас нет здесь. Вы не прописаны» — это значит, что вы — бомж. Ваше имя расплылось от воды, или стерлось на сгибе, или было неправильно записано в документе — все это означает, что у вас начались большие и непредвиденные неприятности, а может, даже жизненная катастрофа. Не надо пренебрегать «бумажкой». Она мистична, и не зря от нее так часто зависит жизнь. Наступит день, когда все тайное станет явным. Об этом Дне сказано: Судьи сели, и раскрылись книги ( Дан. 7:10 ). Речь пойдет о месте вечного жительства человека. Всякому захочется войти в ворота Небесного Иерусалима. Но хотя Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет ( Отк. 21:25 ), войти в них сможет не каждый. Писание говорит, что не смогут войти те, кто предан мерзости и лжи ( Отк. 21:27 ). И здесь, на земле, открытие книг и поиск имен — это постоянное напоминание о будущем, которое заранее увидел Иоанн. И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих перед Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими ( Отк. 20:12 ). От любви ко Христу зависит все, зависит и временная жизнь, и вечная. Грешишь ты, брат, не переставая, потому что Христа не любишь. Грех любишь, себя любишь, футбол любишь. Расплескал силы сердца по тысячам мелких Любовей, а «единое на потребу» не любишь. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих ( Ин. 14:24 ). Напротив, кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое ( Ин. 14:3 ). Не от силы воли и не от привычки к благочестию зависит жизнь по заповедям, а от любви к Господу Иисусу. С этой мыслью слушай, что Господь трижды спрашивает у Петра: Симоне Ионин, любиш или Мя? ( Ин. 21:16 ). Только с этой мыслью можно, не опасаясь соблазниться, читать Песнь песней. Если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? Что я изнемогаю от любви ( Песн. 5:8 ).

http://azbyka.ru/fiction/my-vechny-dazhe...

«Итак, говорит преподобный Кассиан, православные Отцы, которые сами обладали совершенным сердцем, учат, что Бог в каждом человеке, во-первых, возбуждает желание добра, впрочем так, что человек может стремиться и к противному; во-вторых, дает возможность, впрочем не исключая произвола, привести в дело сие желание; и в-третьих, не стесняя свобды, утверждает в добродетели. Он всюду производит, все возбуждая, содействуя и утверждая, без нарушения данной Им же свободы» 320 . Св. подвижники, большей частью простые и неученые, знакомые более с жизнью, чем с наукой, и учившие не столько словом, сколько делом, были чужды всех утонченностей разума, порожденных схоластикой времен позднейших. А потому вопрос: что предшествует в деле спасения: благодать или свобода, встречается отчасти только у преподобного Кассиана, жившего в такое время, когда споры Августина и Пелагия взволновали всю церковь западную, и когда вопрос сей, занявший умы всех тогдашних богословов, так сказать, необходимо требовал уже своего разрешения И преподобный Кассиан решает его очень прямо и просто тем, что и здесь и благодать и свобода равно действуют. «Благодать Божия, говорит он, и предваряет нас, ибо пророк говорит: Бог мой, милость Его предварит мя ( Пс.58:11 ); и последует за нашей волей, почему и говорится: и утро молитва моя предварит Тя ( Пс.87:14 ). Бог призывает нас, ибо Он говорит о себе: Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному ( Ис.65:2 ); и мы Его призываем, ибо Давид говорит: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои ( Пс.87:10 ). Бог нас ожидает, ибо говорится: И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас ( Пс.30:18 ); и мы Его ожидаем, ибо говорится: терпя потерпех Господа, и внят ми. Иисус взывает: кто жаждет, иди ко Мне и пей. ( Ин.7:37 ); а пророк взывает к Нему: Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога [моего] ( Пс.68:4 ). Жалуется Бог: потому что Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали, ( Ис.66:4 ); жалуется и невеста: На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его ( Песн.3:1 )» 321 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/uch...

Наши «духовные ощущения» – это, по сути, вера более живая, более усердная, взращенная в любви к ближнему Только такая вера в Бога позволяет нам видеть, что Бог явил нам Свое существование, что Он свободно решил привлечь нас и что Он действует в нашей жизни. Наши «духовные ощущения» – это, по сути, вера более живая, более усердная, по мере возрастания в любви к ближнему. Итак, прежде всего мы должны строить нашу духовную жизнь на вере в слово Божие. Ведь Он сказал – и где лучше, чем в Песни Песней, – и мы знаем, что Он любит нас, что Он хочет быть с нами постоянно, и Он слышит не только то, что мы говорим, но каждое движение нашего сердца, как оживляет его Святой Дух: «Глаза его – как голуби при потоках вод, купающиеся в молоке, сидящие в довольстве; щеки его – цветник ароматный, гряды благовонных растений» (Песн. 5: 12–13). «Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое» (Пс. 9: 38). Итак, эта вера в то, что Бог открыл нам о намерениях Своего сердца, есть самое главное из наших духовных переживаний. Это дает нам познать с большой достоверностью духовные реалии, которые, как и следовало ожидать, недоступны для естественного познания и чувств, но которые Бог пожелал открыть нам. Песнь Песней – это слово Божие, откровение о Его замыслах о нас. Это величественное откровение, проходящее через всю Библию, находит свое завершение в словах Христа, Который в Евангелии от Иоанна говорит, что Отец любит нас и любит Своего Сына и что, любя Сына, мы любим Отца, сподвигаемые на это в нашей глубине сердечной Духом Святым. Рейтинг: 9.9 Голосов: 587 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья. УКРАИНА 31 января 2018, 19:24 О,какое чудное откровение я открыла для себя в этих словах о смысле " Песни песней " !Спасибо архимандриту Плакиде за возможность обратиться вновь к Ветхому Завету через призму Евангелия и многое понять по-новому о любви Божией!Праздник на сердце от такого открытия! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/110305.html

Упоминание о недавних блестящих победах над рослыми обитателями Васана и взятии их крепостей здесь является вполне целесообразным; тот же смысл имеет упоминание об исполинском одре Ога Васанского 175 . Не совсем попятными с первого взгляда и сильно похожими на позднейшую глоссу кажутся слова 9-го стиха 3-й главы: Сидоняне Ермон называют Сирионом, а Аморреи называют его Сениром. Но и они занимают должное место в общем ходе повествования. Из 8-го и 10-го стихов видно, что писатель старается с возможной точностью определить границы завоеваний Израиля в заиорданской области. Взяли мы в то время, говорит он, из руки двух царей Аморрейских землю сию, которая по эту сторону Иордана, от потока Ариона до горы Ермона.., – все города на равнине, весь Галаад и весь Васан до Салхи и Едреи, города царства Ога Васанского. Эта точность объясняется религиозным взглядом писателя на пределы, занимаемые каждым народом, как наследие предопределенное Богом, что подтверждается всем содержанием 2-й главы. Уважая неприкосновенность чужих границ, писатель остается вполне последовательным и при установлении точных пределов наследия, данного Богом Израилю, чтобы и Израиль, вопреки божественной воле, не выступал за границы своей территории. Гора Ермон, в течение всей истории Израиля, была северо-восточною границей его владений до времени плена Вавилонского (по 1Пар.5:23 ). Именем Ермона, в большинстве случаев, обозначается не отдельная горная вершина, а целый горный хребет, который тянулся от севера к югу и составлял южную часть Антиливанской горной цепи. Иногда название Ермон прилагается и к отдельной вершине, принадлежащей к горному хребту того же имени: напр., в Песни Песней ( Песн.4:8 ): спеши с вершины Аманы, с вершины Сенира и Ермона; Сенир, согласно разбираемому стиху, принадлежал также к числу ермонских гор. Всех отдельных вершин у Ермона было три, и Псалмопевец однажды дает им общее название «Хермоним» ( Пс.42:7 ), т. е. Ермоны – во множественном числе. Отсюда видно, что простое обозначение до горы Ермона не было в достаточной степени точно и определенно; поэтому писатель и пояснил, какую вершину Ермона он имеет в виду, т. е. именно ту, которую Сидоняне зовут Сирионом, а Аморреи – Сениром. Это замечание, без всякого сомнения, могло быть сделано и Моисеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Песн.8:7 ; Песн.8:11 , слич. Песн.8:10 ); тон и образ речи так различен в разных частях книги, что в языке и образах виден то характер сельской, пастушеской жизни, то резкая печать восточной придворной жизни, и Любящий представляется в книге то царем, то виноградарем, то пастырем стада, равно и возлюбленная то царицею, то хранительницею винограда, то пастушкою ( Песн.4:1–6 ; Песн.6:4–8 ; Песн.7:12 ; Песн.8:10–13 ; Песн.1:9–11 ; Песн.1:16–17 ; Песн.5:11 ; Песн.6:1 ); частые повторения мыслей, образов, выражений кажутся неуместными в одном и том же творении ( Песн.2:6 слич. Песн.8:3 ; Песн.2:7 , слич. Песн.3:5 ; Песн.5:8 , слич. Песн.8:4 ; Песн.2:16 , слич. Песн.6:3 ). Все эти доказательства, при всей их благовидности, не имеют силы. С Псалтирью и с книгою Притчей книга «Песни песней» не может быть сравниваема, так как части в ней не отделены одна от другой ни надписями, ни содержанием, как в тех книгах. Отрывочность, быстрые переходы от предмета к предмету, не довольно резкая связь отделений книги, повторения, изменения образа речи в «Песни песней» общи с большею частью песней и речей в свящ. каноне: в доказательство этого нам довольно вспомнить особенно пророческие псалмы. И сверх того быстрота, с какою священный певец «Песни песней» переходит иногда от предмета к предмету, и кажущаяся несвязность изображаемых действий соответствуют таинственному содержанию книги. Так, напр., возлюбленная сетует, что не находит своего Друга, и сейчас же с восторгом выражает, что она принадлежит Ему и начинает собеседование с Ним ( Песн.6:1 ): это совершенно соответствует переменам состояний души, ищущей благодати, и внезапности действий благодати. Также, повторения очень естественны при повторении одних и тех же движений и действий. Таковы, напр., многократные повторения: се еси добра ближняя моя, искренняя моя, или: аз Другу моему и Друг мой мне, или: «заклинаю вас девиц Иерусалима серпами и полевыми ланями, не будите и не тревожьте мою возлюбленную; пусть почивает сколько ей угодно» и под.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Является Соломон и (за столом Песн.1:11 ) восхваляет красоту Суламиты, обещая дорогие наряды и тем надеясь привлечь её любовь к себе ( Песн.1:8–10 ). Но сердце Суламиты занято своим возлюбленным в виноградниках Енгедских ( Песн.1:11–13 ). На новое объяснение Соломона в любви ( Песн.1:14 ), Суламита отвечает обращением к своему возлюбленному, вспоминая ночные с ним свидания среди зелёной муравы, служившей им ковром, под кровом кедров и кипарисов ( Песн.1:15–16 ), причём он рисуется ей как нарцисс Саронский, как лилия долин ( Песн.2:1 ). И на третье объяснение царя ( Песн.2:2 ) Суламита отвечает точно также – обращением к своему жениху и воспоминанием его ласк на тайных свиданиях, причём сильное напряжение чувства любви доводит Суламиту до изнеможения, требующего подкрепления вином и сном ( Песн.2:3–6 ). Оканчивается картина заклинанием Со- —493— ломона к окружающим её женщинам – не тревожит сон Суламиты ( Песн.2:7 ). Во второй картине ( Песн.2:8–17 ) оставленная наедине Суламита вспоминает одно из свиданий с возлюбленным своим, когда он, весной, рано утром, среди цветов, пения птиц, зелени дерев и винограда, – увлёк её в ущелье скалы, под кров утёса, – любовно смотрел на милое лицо её и слушал её нежный голос ( Песн.2:8–14 ). Это воспоминание воспламеняет её любовь к жениху и усиливает уверенность её в твёрдости любви жениха к ней ( Песн.2:16 ). Воспоминание заканчивается любовным зовом Суламиты к возлюбленному, чтобы он, с быстротой серны или молодого оленя, явился к ней в тот же день ( Песн.2:17 ). Третья картина ( Песн.3:1–5 ) представляет Суламиту ночью спящей на своей постели, – но и во сне она тоскует и грезит о своём возлюбленном. её сон представляет смешение действительности (свидание Суламиты с возлюбленным в её доме и при матери) с фантазией (искание ею жениха по городу, улицам и площадям). Конец картины: новое заклинание – не тревожить сна Суламиты ( Песн.3:1–5 ). Четвертая картина ( Песн.3:6,5:1 ) изображает приготовление Соломона к браку с Суламитой: ей делают брачные наряды и готовят к браку ( Песн.3:6 ) и Соломон во всём блеске своего царственного великолепия является к ней для обручения ( Песн.3:7–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Песн.1:15 . Вот ты прекрасна, ближняя моя; вот ты прекрасна! Очи у тебя голубиныя. Невеста жениху. Песн.1:16 . И ты прекрасен, брат мой, и ты прекрасен. Ложе наше осенено. Песн.1:17 . Домы у нас из кедровых бревен, потолки у нас кипарисные. Жених говорит себе самому. Глава 2 Песн.2:1 . Я цветок полевый, лилия долин. И невесте. Песн.2:2 . Что лилия между тернами, то ближняя моя между дщерями. Невеста жениху. Песн.2:3 . Что яблонь между лесными деревами, то брат мой между сынами. Под тень ея захотела я и села, и плод ея сладок гортани моей. Невеста говорит девицам: Песн.2:4 . Введите меня в дом вина. Означьте надо мною: Любовь . Песн.2:5 . Подкрепите меня пряниками, освежите меня яблоками. Ибо я уязвлена любовию. Невеста жениху: Песн.2:6 . Левая рука его – под голову мою, а его правая обнимет меня. Невеста девицам: Песн.2:7 . Заклинаю вас, дочери Иерусалима, силами и крепостями полевыми [[В евр. тексте: сернами и ланями полевыми.]]: не будите и не тревожьте Любовь . пока захочет встать. Почуяла невеста жениха. Песн.2:8 . Голос брата моего! Вот он идет, скакая по горам, прыгая по холмам. Песн.2:9 . Брат мой подобен серне, или молодому оленю на горах вефильских [[нет в евр.]] Невеста девицам указывает жениха. Вот он стоит позади стены нашей, посматривает чрез окна, и высматривает чрез сеточные ставни. 10. Отвечает брат мой и говорит мне: «встань, приди ближняя моя, прекрасная моя, голубица моя [[В евр. нет.]]. Песн.2:11 . Ибо, вот зима прошла, дождь миновал, пронесся. «На земле явились цветы; время пасынкования виноградника [[Пасынковать виноградник значит отрезывать на нем лишния леторасли, как бы пасынков, и оставлять две плодородные лозы.]] наступило; голос горлицы слышен на земле нашей. Песн.2:13 . Смоковница распустила почки свои; виноградники цветут, издают благоухание. Встань, приди ближняя моя, прекрасная моя, голубица моя. Песн.2:14 . Приди же ты, голубица моя, под кров скалы, что близ передового укрепления. Покажи мне лице твое, и дай мне услышать голос твой. Ибо голос твой приятен, и лице твое прекрасно». Жених девицам:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Песн.6:8 . Но одна у меня голубица, совершенная моя, одна у матери ея, избранная у родившей ее. Увидели ее девицы, и ублажают ее, царицы и наложницы, и восхваляют ее. Девицы и царицы увидели невесту и ублажили ее. Песн.6:9 . Кто она, сияющая как утро, прекрасная как луна, превосходная как солнце, грозная как строй полков? Жених невесте: Песн.6:10 . В сад ореховый сошла она посмотреть на леторасли при потоке, посмотреть, расцвел ли виноградник, Невеста жениху: Песн.6:11 . Тут я дам сосцы мои тебе. – Но, сверх чаяния души моей; увезли меня колесницы Аминадава. Жених невесте: Песн.6:12 . Возвратись, возвратись Суламита. Возвратись. Возвратись. И мы насмотримся на тебя. Жених царицам и девицам: Что вы видите в Суламите? Она идет, как хоровод паремволонский [[В евр. тексте – манаимский. Манаим и Παρεμβολα – одна и таже местность за Иорданом.]] Глава 7 Песн.7:1 . Как прекрасны стопы твои в обуви твоей, дочь Надава! Лядвеи твои полнотою подобны зернам ожерелья, сделанного руками художников. Песн.7:2 . Пуп твой – круглая чаша, всегда полная патоки. Живот твой – ворох пшеницы, обложенный лилиями. Песн.7:3 . Две груди твои, как два молоденькие близнеца серны. Песн.7:4 . Шея твоя, как столп из слоновой кости. Очи твои, как водоемы в Есевоне, что у ворот Дочери многих [[В евр. тексте: Бат – раббим.]]. Нос твой, как столп ливанский, с которого открывается вид Дамаска. Песн.7:5 . Голова твоя на тебе, как на Кармиле, и плетение головы твоей, как порфира: царь ввязал в пряди [[По славянски: «царь увязан в преристаниих». У Макария: «царь связан (сими низпадающими) водопроводами». Под царем разумей знак его, диадиму, или шифр, и тому подобное и всмотрись в рисунок мой, объясняющий сей темный стих Песни Песней. На Востоке я видал на женщинах такия длинные косицы, что оне, как порфира, как плащ, закрывали весь зад их ниже подколенков.]]. Песн.7:6 . Как прекрасна и как приятна ты, Любовь, в сладостях твоих! Песн.7:7 . Этот высокий стан твой подобен финиковой пальме, а груди твои – гроздам.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В последнем отделе «Песни песней» содержится следующее. Возлюбленная, достойно выдержав предыдущее тяжелое искушение, является в особенном свете и величии ( Песн.6:10 ); но в самом ее достоинстве открывается повод к новому ее испытанию со стороны уже обольстительной. Она идет в сад для приятного наблюдения за цветущею и плодоносною растительностью ( Песн.6:11 ); ей неожиданно представились колесницы знатных из родного ей народа ( Песн.6:12 ). Они выражают желание полюбоваться на ее красоту, но она возражает против этого льстивого желания холодным вопросом, что им смотреть на нее ( Песн.8:1 ). В ответ на это слышит она самые живые и роскошные хвалы своей красоте с желаниями насладиться благоуханными плодами и прекрасным вином этой ее красоты ( Песн.8:2–10 ); но и этим справедливым и искренним, но опасным, приветом она противопоставляет свое уверение, что все духовное ее вино и она сама принадлежит Возлюбленному. Его она и молит придти к ней, обещая изъявить Ему ласки любви своей и заверяя в сбережении для Него одного старых и новых плодов своего сада ( Песн.8:12–14 ). При этом она выражает желание свободно и открыто наслаждаться Его любовью, учиться у Него, а Его утешать своим вином ( Песн.8:1–2 ); затем и успокаивается в благодатных Его объятиях и под Его охранением ( Песн.8:3–4 ). Так препобедила она испытание обольстительных чужих похвал и приветов, и потому явилась окончательно убеленною от первоначального очернения, опираясь единственно на Божественном своем Друге, так дивно ее руководящем ( Песн.8:5 ). За то она достигла такого самосознательного совершенства, что в своей любви признает силу, разбудившую и самого Друга ее, ничем неугасимый пламень Иеговы и превышающее всякие богатства сокровище ( Песн.8:6–7 ), и вместе вступила в такую самостоятельность духовную, что совсем устраняет опеку над собой братьев своих, соблюдая свой виноградник с изобильною прибылью для Царя мудрости – своего Возлюбленного ( Песн.8:8–12 ), который и спешит к ней по горам благовония ( Песн.8:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010