По российским законам мещане и купцы независимо от их национальности и вероисповедания могли жить только в тех городах, к к-рым они были приписаны. Для Белоруссии в 1782 г. было сделано исключение, и белорусские купцы могли переезжать из города в город, исходя из коммерческой необходимости. Евр. купцы начали посещать по торговым делам Смоленск и Москву и записываться в купечество этих городов, что приводило к обострению конкуренции среди купцов. После жалобы московских купцов, которые обвиняли евреев в том, что они живут в Москве незаконно и торгуют контрабандным товаром, евр. купцы были высланы из Москвы. «Совет государыни» подтвердил это решение ген.-губернатора Прозоровского и запретил евреям записываться в купечество за пределами Белоруссии. Было дано разъяснение, что постановление 1782 г. разрешало купцам, жившим в Белоруссии, независимо от их вероисповедания записываться в купечество любого белорус. города. В то же время евреям было дано разрешение переселяться в Екатеринославское наместничество и Таврическую обл. Указ Екатерины II от 23 дек. 1791 г. закрепил решения Совета, что считается началом введения в России черты оседлости. 12 янв. 1793 г. была подписана Петербургская конвенция, подтвердившая 2-й раздел Польши. Россия получила Зап. Белоруссию, Подолию, вост. часть Волыни и Полесье. Екатерина II издала указ, в к-ром были перечислены регионы, где евреям разрешалось постоянное проживание: Минская губ. (с 1795 - наместничество), Изяславская губ. (с 1795 - Подольское и Волынское наместничества), Брацлавская губ. (с 1795 - наместничество), Полоцкое и Могилёвское наместничества (с 1796 г. вошли в состав Белорусской губ. с центром в Витебске), Киевское, Черниговское, Новгород-Северское и Екатеринославское наместничества, а также Таврическая обл. После 3-го раздела Польши (1795), когда Россия приобрела Курляндию, Пилтенскую обл. и Литву, были образованы еще 2 губернии, где евреи получили право жить,- Виленская и Слонимская (с 1801 - Гродненская). Указ императрицы вводил также двойной налог для евр. населения империи, за исключением караимов. Т. о., в кон. XVIII в. на территории Российской империи проживало, по нек-рым данным, уже ок. 700 тыс. евреев. XIX в.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

Когда от Минской епархии были отделены новые епархии, преосвященный Виктор неофициально простирал свое влияние на те монастыри и церкви, которые после второго раздела Польши недолго оставались вне границ Российской Империи – в Литве. После подавления польского мятежа, поднятого поляками во главе с генералом Косцюшкой, и третьего раздела Польши, Россия получила громадное пространство земли в Литве. 14 декабря 1795 года из вновь присоединенных областей образованы были два новых наместничества или губернии – Виленская и Слонимская. Виленскую губернию составили одиннадцать городов: Вильно – губ. гор., Ошмяны, Свенцяны, Видзы, Вилькомир, Поневеж, Шавли, Тельш, Россиены, Ковно и Троки. Слонимскую губернию составили города: Слоним (губерн.) Новогрудек, Лида, Гродно, Волковиск, Пружаны, Брест, и Кобрин. 1100 Как видно, две новые губернии тянулись довольно широкой полосой по всей западной русской границе до Балтийского моря, севернее р. Немана. Кстати заметить, эта русская западная пограничная полоса новых владений тогда же продолжилась к северу до Рижского залива присоединением к России Курляндии. В том же 1795 г. Курляндия составила особую Курляндскую губернию из девяти городов: Митава (губ.), Бауск, Фридрихштадт, Якобшат, Тукум, Виндава, Голдинген, Газенпот и Либава. 1101 На обширном пространстве двух губерний – Виленской и Слонимской, по словам С. Г. Рункевича , не было и десятка православных церквей. Эти немногие церкви разбросаны были по всем углам новоприсоединенного литовского края. С. Г. Рункевич даже не знает, был-ли особый указ, формально вводивший православные литовские церкви в ведение преосвященного Виктора, или они вошли сами собой. 1102 Между тем митрополит Евгений (Болховитинов) положительно говорит, что в виду малочисленности церквей и городов некогда самой большой Минской епархии, к ней были присоединены две новые губернии – Виленская и Слонимская, образованные 14 декабря 1795 г. 1103 Литовские области, в составе двух губерний, значительно увеличили территорию Минской епархии, она снова стала одной из обширнейших епархий, хотя число церквей в ней после воссоединений 1795 и 1796 гг. не перешло за двести. 1104

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

1330 АСС., 1794 г. 265, л. 292. – BEB., 1880 г.. 1223 «Восс. ун», свящ. Ип. Л. – «Письма», СХХ.–АСС., 1795 г., 35, л. 253. 1332 АКАД., 1795 г., 3, лл. 15. 17. 515. 527. – ВЕВ., 1880 г., 1223. «Восс. ун.», свящ. Ип. Л. – «Письма», – АМДК., 875, л. 1. 1334 АМДК., 883, л. 2. – Высочайший рескрипт об открытии наместничества Тутолмин получил 3 мая. – СИРИО., XVI, 190. 1338 Открытие Минского наместничества происходило следующим образом. 22 сентября, в 7 часов утра, городничий, сопровождаемый уланами, при барабанном бое и звуках литавр, «объявлял народу» высочайших указ об открытии наместничества. В 8 часов, по сигналу, произведённому пушечными выстрелами, собрались войска и выстроились в парад. После литургии, совершённой преосвященным Виктором в Екатерининской церкви, было отслуженно торжественное молебствие, причём во время пения «Тебе, Бога, хвалим» произведена была пушечная пальба. Вслед за этим начались «выборы», балы и пр. – «Памятная книжка Минской губернии», 1878 г., прилож., стр. 31. 32. 36. «Открытие дворянских выборов в Минске в 1795 г. и первое общее собрание дворян Минской губернии» (стр. 2937). – АМДК., 872, л. 2. – АСС., 1795 г., 35, л. 629. 1341 Князь Н. В. Репнин – род. 11 мая 1734 г., скон. 12 мая 1801 г. был «самое знаменитейшее лицо во всей фамилии Репниных», не бедной историческими деятелями. После службы послом в Польше и участия в войне с Турками (с 1769 г.), был назначен в 1777 г. генерал0губернатором в Смоленск. Затем генерал-губернатор Псковский. Когда возгорелась вторая турецкая война, Репнин принял в ней участие и привёл к счастливому концу. После этого был наместником Рижским и Ревельским, а после третьего раздела Польши, генерал-губернатором Литовским. При Павле получил генерал-фельдмаршальство и, после одной дипломатической миссии, не приведшей к желанному для государя результату, был уволен от службы и проживал в Москве, где и скончался. – СИРИО., XVI, IIII. 1342 ПСЗ., 17.264 – Хотя манифест распубликован был в декабре, но само присоединение – через принятие присяги – было совершено лишь в мае. – СИРИО., XVI, 190. – Открытие же Литовских губерний – Виленской и Слонимской – было назначено лишь во второй половине 1796 г. – АСС., 1796 г., 137, лл. 1. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Итого, в результате секуляризации, общая численность монашествующих в великорусских монастырях сократилась вдвое – с 11000 до 5450 человек. Штатным монастырям были положены следующие годовые денежные оклады: Александро-Невской лавре (вместе с Петербургским архиерейским домом) и Троице-Сергиевой – по 10 070 рублей, мужским обителям 1-го класса – по 2017,5 рублей, 2-го – по 1311,9 руб. и 3-го – по 806.3 руб.; женским обителям – 1-го класса – 2009 руб., 2-го – 475,8 руб. и 3-го – 375,6 руб. Указом 31 марта 1764 г. заштатные монастыри были разделены также на 3 класса в зависимости от устанавливаемого в них числа монашествующих 70 . Им было велено находиться «на своем содержании», питаясь за счет своих «рукоделий» и «мирского подаяния». 10 апреля 1786 г. была проведена секуляризация монастырских имений в Киевской, Черниговской и Новгород-Северской епархиях 71 . Указом 26 апреля 1788 г. было объявлено о секуляризации церковной земельной собственности в Харьковской, Екатеринославской, Курской и Воронежской епархиях 72 , а в 1793– 1795 гг. проведена секуляризация монастырских имений в присоединенных после трех разделов Польши (1772, 1793 и 1795 гг.) губерниях Литвы, Западной Белоруссии и Западной Украины – Минской, Подольской, Волынской, Ковенской и Гродненской. В результате, в 1786–1795 гг. в украинско-белорусских и литовских губерниях было упразднено 188 православных монастырей. Секуляризация монастырских имений принесла казне значительные выгоды. Только в великорусских губерниях за счет получаемого с бывших монастырских крестьян оброка казна имела 1,5 млн. руб., не считая доходов от сдачи в аренду монастырских земель и других «оброчных статей» (рыбных ловель, мельниц и пр.), в то время как на содержание штатных монастырей казна отпускала 208 тыс.руб. Кроме того, бывшие монастырские имения явились тем резервом, из которого Екатерина II и Павел I производили крупные «пожалования» населенных земель сановникам. Секуляризация нанесла удар монастырям как духовным центрам и архитектурным историческим памятникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преосвященный Варлаам, будто бы, был не в ладах с тогдашним Могилёвским губернатором и последний, сам, приприближении французов, заблаговременно оставивив город, преосвещенному слишком поздно послал уведомление о выезде, которое тот получил только тогда, когда о выезде не могло быть и речи. Нужно помнить при этом, что города в то время были оставляемы властями только в самую последнюю минуту, в виду уже неприятеля. – Где бы ни была истина, но есть поступки, которые всё равно не могут иметь оправдания, хотя бы были найдены для них и серьёзные причины.Остаёться пожалеть, что тёмный конец положил густую тень на всю личность преосвещенного Варлаама, деятельности которого никто не откажет в энергии, – хотя, нужно сказать, она и ранее была не без пятен.. – СА., 1 отд., 3 деп., 549. – Ср. Агр., Сб., II, 8889. «Зап. иг. Ореста». 1217 АСС., 1794 г. 265, лл. 172175. – ПЕВ., 1873 г., 178179. «Учреждение в Подолии православной епархии, под названием Брацлавской и Подольской, и назначение первым епископом преосвященного Иоанникия 1795 г.», П. Троицкого (стр. 175193). 1220 АМДК., 866, лл. 13. Отказ принять в епархию войскового священника, у которого не было аттестата лишь от последнего полка, в котором он служил. 1222 АСС., 1794 г. 265, л. 168. Здесь сказано, что указ получен преосвященным Виктором 18 июня. Но этому явно противоречили бы данные нижеприводимых писем. 1231 Новый указ св. синода о вызове священников – АСС., 1794 г. 265, лл. 172175 – был разослан в апреле 1795 г. – АСС., 1794 г. 265, лл. 176182. 1233 АСС., 1794 г. 265, лл. 168. 220222. 261262. – КЕВ. 1891 г., 182184. «Матер. для. итс. восс.». 1236 АМДК., 756 и 780. – АСС., 1794 г. 265, л. 47. – ВЕВ., 1880 г., 79. 84. «Отр. из ист. присоед. на Волыни» В. Пероговского. – ВЕВ., 1880 г., 1178. «Воссоединение униатов на Волыни в 17945 гг. по документам Волынской духовной консистории, за 1795 г.» свящ. Ип. Л. (стр. 11671178. 12151226). –«Письма», XCVII, CXIII. – ПЕВ., 1873 г., 513. «Меры прин. преосвящ. Иоаннник.», П. Троицкого. 1239 ВЕВ., 1880 г., 80. «Отр. из ист. присоед.», В. Пероговского. – ВЕВ., 1880 г., 1176. «Восс. ун.», свящ. Ип. Л. – «Письма», XCIII. 1242 КС., 1892 г., III, 393. «Помещики и духовенство в югозападном краю в конце прошлого столетия», В. Храневича. 1245 ВЕВ., 1880 г., 79. «Отр. из ист. прис.», В. Пероговского. – ВЕВ., 1871 г., 162163. « Из ист. восс.», свящ. М. Варваринского. – АМДК., 624, л. 185. 1246 КС., 1891 г., IV, 394. 395. «Обращение русской церкви в латинский костёл. Эпизод из истории церковнобытовых отношений между православием и католичеством в конце прошлого и в начале нынешнего столетия», В. Храневича (стр. 391412). – ПЕВ., 1873 г., 605. «Присоединение к православию остальных униатских церквей в уездах Брацлавской губернии в 179596 гг.,», П. Троицкого. – ВЕВ., 1880 г., 1177. «Восс. ун.», свящ. Ип. Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Странник-писатель. Норов Авраам Сергеевич (1795–1869) Скачать epub pdf Авраам Сергеевич Норов родился 22 октября 1795 года в селе Ключи Балашовского уезда Саратовской губернии (ныне Ртищевский район Саратовской области), в старинной дворянской семье. Его отцом был саратовский губернский предводитель дворянства, отставной майор Сергей Александрович Норов, матерью – Татьяна Михайловна, урожденная Кошелева. Получив домашнее образование, в 1807 году Норов поступил в Благородный пансион при Московском университете, но не закончил его и в 1810 году поступил прапорщиком в гвардейскую артиллерию, участвовал в военных действиях Первой Западной армии 1812 года. В сражении при Бородино семнадцатилетний юноша картечью был ранен в ногу, затем в занятой Наполеоном Москве попал в госпиталь, где ему ампутировали ногу. Вернувшись с войны, около года Авраам Норов провел в своем имении, после чего переехал в Петербург. Несмотря на инвалидность, он только в 1823 году, получив звание полковника, перешел на гражданскую службу. С 1827 года Авраам Сергеевич служил в Министерстве внутренних дел чиновником для особых поручений. Его прикомандировали к адмиралу Д.Н. Сенявину, с которым Норов совершил два заграничных плавания, в частности, участвовал в проведении русских судов до Портсмута и обратно.  В 1830 году Авраам Норов занял место правителя дел и члена Комиссии принятия прошений на Высочайшее имя, в 1849 году был назначен сенатором и помощником главного попечителя Человеколюбивого общества; в 1850 году – товарищем министра народного просвещения. С 7 апреля 1853 по 23 марта 1858 года А.С. Норов был министром народного просвещения. Современники характеризовали его как доброго, отзывчивого человека с самыми благими стремлениями, но вместе с тем бесхарактерным, предоставившим все управление ведомством народного просвещения посторонним лицам, вследствие чего важнейшие вопросы воспитания и образования оставались в пренебрежении. С поста Министра народного просвещения А.С. Норов ушел в 1858 году, обладая многими наградами, включая орден Анны I степени (1848), орден Белого Орла (1853), орден Александра Невского (1856) и даже греческий орден Спасителя I степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/s...

По дополнительным сведениям, от 13 и 23 марта присоединенных еще оказалось около 200 церквей, до 150 священников и около 86 000прихожан. Очень заметно было, что всюду недоставало священников. Поэтому шли постоянные требования в Киев, Чернигов и Новгород-Северск о скорейшей высылке большого числа священников из этих епархий. Епископ Виктор просил высылать их прямо на Украину для ускорения дела, в то же время архимандриту Варлааму вменялось в обязанность немедленно давать им приходы. Вследствие недостатка священников приходилось останавливать воссоединение некоторых приходов с православием , или присоединять их к другим приходам. Из 183 приходов, воссоединившихся в Изяславской губернии к 1 января 1795 г., – 151 присоединены к другим приходам, а 38 приходов удержаны от присоединения. Все это, конечно, мешало успехам православия. Оправившись от болезни, епископ Виктор Садковский в марте 1795 г. отправился на Украину лично посмотреть, что там делалось; около 20 апреля он был в Житомире; тут владыка прожил до конца мая, а лето провел в Виннице. В конце августа через г. Слуцк он отправился на торжества открытия Минского наместничества, которые начались 22 сентября и окончились 2 октября 1795 г. 1035 Во время этой последней поездки на Украину архиепископ Виктор познакомился с положением православия на Волыни и в Подолии, но с тем, чтобы передать обе украинские области вместе с вновь присоединенными от Польши землями в ведение архиереев, поставленных на новые кафедры и епархии, отделенные от Минской архиепископии, управлять которой одному архиерею не представлялось никакой возможности. Осенью 1794 года произошел третий раздел Польши. По этому разделу к России отошли земли, начиная от прежних с Россией границ Галиции, вдоль по старой границе австрийских владений до р. Буга и далее вниз по течению её до литовских рубежей, обнимавшие собой всю остальную часть Волынского и часть Хельмского воеводств и лежавшие на правом берегу реки Буга. 1036 Все эти земли, естественно, должны были отойти к Минской архиепископии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

1330 Самому Виктору, тогда очень нездоровому, угрожало великое бедствие, вторичное нападение поляков. Болезнь и, вероятно, опасение за свою жизнь побудили его, 20 ноября 1794 года, сдать управление делами своему помощнику, архимандриту Варлааму, 1331 а самому с консисторией и её архивом поспешить в крепость Бобруйск. 1332 Но и эта тревога не имела влияния на ход воссоединения униатов. По ведомости от 28 февраля. 1795 года к православию присоединилось вновь 1.009.290 человек, составлявших 1.607 приходов, и вместе с ними присоединились 1.032 священника, а также 2 монастыря с 45 монахами. 1333 По неполной ведомости от 13 марта 1795 года и дополнительной к ней за прежнее время с 28 февраля, присоединилось: прихожан 140.728 человек, составлявших 275 приходов и с ними 57 священников, 1334 т. е. в полгода с небольшим присоединилось к православию, во время польского восстания, обхватывавшего и эти области, почти полтора миллиона униатов. Такого факта нельзя добыть никакими хитростями и никакими насилиями, тем более, что эти присоединенные были почти все малороссы, которые, как нам известно, не легко поддавались ни хитростям, ни даже насилию. Само собою, конечно, понятно, что эти громадные волны православного оживления Малороссии не могли не захватить многих униатов против их воли и мы увидим, что невольные православные скажутся в последствии и наделают не мало хлопот; но теперь они совершенно были подавлены православной народною силою и не представляли собою никакого затруднения. Затруднения по воссоединению возникли, совершенно, с другой стороны. Такое громадное дело, как присоединение к православию, в течение полугода с небольшим, почти полутора миллиона людей, само собою разумеется, требовало необыкновенной деятельности всех лиц, принимавших в нем участие. У Виктора между тем к обычной его не деятельности присоединились недуги, и нужда бежать от мятежника Грабовского с консисторией и архивом еще дальше от центра этой кипучей деятельности – Малороссии. Только 3 марта 1795 года он доносил Синоду, что отправляется на Украину. 1335 Кроме того, он повел дело так, что неизбежно живая деятельность должна была падать и превращаться в суетню из-за соблюдения формальностей. Вечно неаккуратный сам, Виктор требовал от своих подчиненных соблюдения всех формальностей, составлявших притом для них непривычную новость. Рядом с важными требованиями, как-то: чтобы показывалось в ведомостях, есть ли священник на приходе, и кто он, имеет ли ставленную грамоту и какую, Виктор требовал от непривычных к формальностям малороссов и такого совершенного механизма в ведении дел, какой и теперь не везде бывает. «На всех до последней бумажки приходящих делах, – писал Виктор своим благочинным, – помечать год, месяц и число, и, записав, что следует в прихожий журнал под нумер, таков же и на оных полагать. Дела содержать по годам, месяцам и числам в связках, сообщенные и сшитые, что к чему следует, дабы в замешательство, паче же пропасть или по меньшей мере портиться не могли.» 1336

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Τοже было и с Крестовоздвиженской церковью, сгоревшей в 1787 году 1976 . Если в немногих церквах заводились незначительные суммы сбережений, то они требовали неусыпного хранения для себя, так как мелким ворам в то время жилось привольнее и они нередко находили себе полное покровительство 1977 . Общее число духовенства, по ведомости 1795 года, выражалось в следующих цифрах: протоиереев – 4 1978 , священников 185, дьяконов 8, дьячков 111 и 80 пономарей 1979 . Духовенство не представляло собой в то время такого твёрдого единообразия по образованию, как ныне. Были между священниками лица, учившиеся в академии, но нечего и говорить, что подобные лица представляли собой редкость 1980 . В болшинстве, в священном сане были лица, не видевшие, повидимому, никакого учебного заведения. Правильное чтение «по оксиям» церковных книг было уже солидной гарантией получения священства и прихода 1981 . Зимой 1795 года к преосвященному Виктору явился кандидат на священство и, после испытания, оказался «в чтении туп». Не лишая его все-таки права приискивать себе приход, преосвященный предписал консистории обязать этого человека «подпискою, чтобы он до посвящения во пресвитера, за сысканием прихода, изучился совершенно, т. е. без запинания, скоро и по оксиям читать». «В противном случае», – прибавлял преосвященный: «священства не получит» 1982 . Это было в 1795 году, когда уже десять почти лет действовала правильно поставленная семинария. Определение на приход имело некоторые отличия сравнительно с нынешним порядком. Кандидат на священство первым делом должен был выхлопотать себе «указ на приискание празднаго священническаго места». Прежде чем получит указ, он должен был получить одобрение от «кафедральнаго эксаминатора» или кафедрального наместника в том, что он «способен» к посвящению в иереи. Много хлопот и переездов брало нередко само «приискание празднаго священническаго места». Но когда приход уже бывал, найден, затруднений более почти не представлялось и посвящение совершаемо было в обычном порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Но уже с лета 1795 г., когда еще не был окончен ремонт деревянной церкви, между Мытенским и Ястребцовым пошли несогласия. Диакон стал уклоняться от заведования хозяйством совместно со священником и, стремясь к самостоятельному, бесконтрольному распоряжению, перестал являться, по приглашению священника, в ризницу для выдачи церковных облачений и погребальных покровов; а когда священник стал ходить в ризницу с кем-либо из членов причта, диакон донес консистории, что священник ходит в ризницу без него, диакона, и что, поэтому, он не может отвечать за целость тамошних вещей и просит смотрение за ними поручить одному священнику. Священнику, несмотря на данное им объяснение, консистория сделала выговор, и предписала – не ходить ему в ризницу без диакона, а об уклонениях диакона доносить (Дело 3 августа 1795 г. 17097). В тоже время диакон один делал высыпки церковных сумм, принимал пожертвования, делал расходы, а священнику посылал только записки о приходе и расходе, для внесения в книги. Священник, не решаясь писать книги и ведомости по этим запискам, с ноября 1795 г. перестал вести книги и представлять в консисторию ведомости, а потом, в конце июня 1796 г., донесши в консисторию о самовольном хозяйничаньи диакона, сам не явился туда для объяснений и подверг себя опасности лишения места. Консистория, видя в этом грубое ослушание начальству, доносила Митрополиту, с мнением: «отрешить ослушника от места». Владыка написал: «исполнить». Мытенскому было теперь не до борьбы с диаконом, и он просил лишь себе самому пощады, и рад был что слезным прошением склонил Владыку на помилованье (Дело 26 июня 1796 г., 473). Консистория же, по-видимому доверяя диакону, не продолжала о нем дела. Диакон один стал заведовать церк. хозяйством, не посылал священнику записок о приходе и расходе и делал записи только в своей записной книге. Дело пошло хуже: доход стал уменьшаться, явилась пропажа денег из ящика и разных церк. вещей. Диакон доносил о пропажах, заявляя подозрение на двух, особенно нетрезвых, пономарей Григория Егорова и Ивана Саввина, которых за это и отрешили от места, с отсылкою, по месту происхождения, в Псковскую епархию (Дело 15 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010