В 1711 г. К. получил в управление Владимиро-Волынскую епархию, в том же году в г. Самбор митр. Ю. Винницкий единолично рукоположил его в сан епископа. Стремясь возродить при кафедральном соборе Владимира-Волынского капитул, К. встретил неодобрение местных василиан. Отставка К. с должности протоархимандрита ордена состоялась 30 июля 1713 г. на Виленской конгрегации василиан. Новым протоархимандритом был избран противник К. игум. Василий Процевич. 16 февр. 1714 г., после смерти митр. Ю. Винницкого (12 сент. 1713), К. был избран униат. Киевским митрополитом; он сохранил за собой управление Владимиро-Волынским и Брестским еп-ствами. С целью упорядочить церковную жизнь в епархиях К. провел во Владимире-Волынском расширенный епархиальный Собор (13-15 окт. 1715), а также создал епархиальную ДС на основе василианского уч-ща при Успенском соборе г. Владимира-Волынского. В качестве основы для учебной программы семинарии К. взял «Ratio studiorum» иезуитов, в к-рую добавил изучение литургики вост. обряда, но свел к минимуму преподавание церковнослав. языка и употребление русского. После смерти К. семинария прекратила существование. Создание епархиальной ДС вместо уч-ща василиан еще более осложнило отношения нового митрополита с орденом василиан. В 1717 г. на конгрегации в Новогрудке протоархимандритом ордена был избран Максим Ветржинский, бывш. аудитор Киевской митрополии. Ветржинский вступил в конфликт с К. из-за Львовского Онуфриевского и Пустынского мон-рей, которые митрополит без согласия ордена передал в 1718 г. в управление Смоленскому еп. Лаврентию Друцкому-Соколинскому. В ответ К. 26 июля 1719 г. провел в Холме (ныне Хелм Люблинского воеводства, Польша) капитул с участием настоятелей большинства василианских обителей, на к-ром было вынесено решение о лишении Ветржинского должности протоархимандрита. 19 сент. того же года генеральная конгрегация василиан в Новогрудке под давлением К. была вынуждена подтвердить это решение. Проведя в 1715 г. епархиальный Собор во Владимире-Волынском, К. хотел созвать Собор униат. Церкви, чтобы на нем были приняты решения по урегулированию частых конфликтов между католиками лат. обряда и униатами, по унификации литургической практики униатов, по созданию епархиальных семинарий для подготовки духовенства, а также по упорядочению взаимоотношений между униат. митрополитом и василианами. В том же году К. обратился к папскому нунцию в Речи Посполитой архиеп. Джироламо (Иерониму) Гримальди с просьбой о содействии в получении папского разрешения на созыв Собора. Среди др. причин для его созыва К. назвал распространение среди католиков вост. обряда ереси «филиппонов» (подразумевая под ними старообрядцев- филипповцев ), а также необходимость установления границ епархий и упорядочения дисциплины униат. духовенства.

http://pravenc.ru/text/1841183.html

Могилевская епархия Мужские: В. Богоявленский Братский , 1 кл., в Могилеве. Существует с 1619 г. В соборной церкви Богоявления Господня находится чудотворная Братская икона Божией Матери, спасшая город (19 мар.) от разграбления поляков при осаде его Литовским гетманом кн. Радзивиллом. Ежегодно 19 мар. совершается крестный ход вокруг мон. Белыничский Рождество-Богородицкий , 2 кл., в м. Белыничах, в 45 в. от Могилева. Основан в 1877 г. Монастырский храм первоначально был католическим костелом. В нем находится празднуемая 12 апр. чудотворная Белыничская икона Божией Матери, известная с XIII в. и находившаяся во времена унии в католическом мон. кармелитов. Богоматерь и сидящий на Ее левой руке Богомладенец изображены на этой св. иконе с коронами на Их главах, а в правой руке Богоматери находится скипетр. При мон. имеется школа. Кутеинский Богоявленский , зашт., близ г. Орши, при овраге, где протекала р. Кутеинка. Основан в 1628 г.; приписан к Покровскому мон. При нем школа и иконописная. Неклюдовская Борисоглебская пуст., общ., в Сенинском у. Учреждена в 1885 г. в имении Неклюдово; открыта в 1899 г. В скиту, в 4 в. от мон., находится древняя икона свв. Бориса и Глеба, которая 24 июля с крестным ходом приносится в мон. и остается здесь до 1 мая. Охорский Преображенский , зашт., общ., близ дер. Охры, на бер. р. Сожи, в 15 в. от уез. г. Черикова. В первый раз упоминается в 1669 г.; в 1708 г. был сожжен шведами; в 1711 г. возобновлен; много терпел от насилий со стороны католиков и униатов; в 1907 г. был приписан к архиерейскому дому; в 1911 г. был отчислен и обращен в самостоятельный. Здесь находится местночтимая Охорская икона Божией Матери. Покровский , 3 кл., общ., в г. Орше; сначала был униатским; принят из унии в 1842 г. Здесь помещается духовное училище. Пустынский Успенский , 2 кл., в 8 в. от г. Мстиславля. Основан в XIV в. родоначальником кн. Мстиславских – Симеоном Лугвением, сыном Ольгерда; в 1601 г. впал в унию, из которой освободился в 1889 г. В церкви Успения в киоте, за правым клиросом, хранится весьма древняя чудотворная Пустынская икона Божией Матери, именуемая Патриаршая, явившаяся жившему в первой пол. XII в. владетельному Мстиславскому кн. Симеону, который, по своим молитвам, получив исцеление от поразившей его слепоты, чрез омовение своих глаз водою из чудесно указанного ему в сонном видении источника, узрел в ветвях росшей над этим источником тенистой липы сияющую благодатным светом икону Богоматери. Эта св. икона, представляющая собою поясное изображение, имеет 7¾ верш. в высоту и 6 – в ширину; Богоматерь на этой св. иконе изображена склонившей Свою главу к приникшему с левой стороны к Ее ланите Богомладенцу, глава Которого, как и Богоматери, увенчана короной; празднование в честь этой св. иконы совершается в ион. 15 авг. При мон. двухклассная земледельческая школа, в которой воспитываются на полном содержании мон. до 100 учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

8 авг. 1927 г. президиум Череповецкого губисполкома с согласия Главнауки принял решение о закрытии мон-ря и передаче его имущества населению уезда «для культурных нужд» (ГАВО. Ф. 798. Оп. 3. Д. 6. Л. 33). До 1930 г. в мон-ре размещалась колония. В ведении Главнауки «как исторический памятник» был оставлен Предтеченский скит. 1 окт. 1927 г. Череповецкий окружной музей сдал скит на 2 года в арендное пользование бывш. сорским насельникам без права богослужения, договор был продлен до 1 окт. 1930 г. (КБМЗ. ДПА. Д. 11. Л. 2-3, опубл.: Романенко. 1991. С. 90). В 20-х гг. в Предтеченском скиту проживали 6 монахов: игум. Иларион, схим. Илия (предположительно Климов Илья Николаевич; 1868 г. р., из крестьян дер. Конешня Кирилловского у.), иером. Серафим (Жизнин Федор Богданович; 1876 г. р., из крестьян Белозерского у.; в 1932 арестован в Леушинском мон-ре, осужден к 3 годам лагерей, расстрелян 9 окт. 1937 в Левашовской пуст. под Ленинградом), монахи Дорофей (Иванов Дмитрий; 1864 г. р., из крестьян Вологодской губ.) и Арсений (Храпичев Матвей; 1873 г. р., из крестьян дер. Новосухово Белозерского у.), иеродиак. Лазарь. Жили за счет урожаев, собранных на огороде, и милостыни; мон. Лазарь разгружал баржи на пристани в Крохине. После расторжения договора нек-рые монахи переселились в дер. Сорово, где служил последний Кирилловский еп. Тихон (Тихомиров); погребены близ соровской Вознесенской ц. Иеродиак. Лазарь пропал без вести в ссылке. Игум. Иларион скитался по деревням, осенью 1936 г. умер по дороге в родное с. Есипово и был погребен на картофельном поле 8-летним отроком Валентином Парамоновым (впосл. протоиерей, в 1982-1994 настоятель Воскресенского храма на Ваганьковском кладбище в Москве, см.: Стрельникова. Прот. Валентин Парамонов. 2002. С. 178-181). В 1932 г. Предтеченский скит, «как не имеющий никакой исторической ценности», был исключен из ведения Череповецкого музея. В 1937 г. разобрали на хозяйственные нужды Успенский скит, Предтеченский сгорел 9 мая 1946 г. В мон-ре с 1930 г. размещался дом инвалидов при Липовском сельском совете «Пустынь», с 1961 г. здесь находился Пустынский психоневрологический диспансер. С 28 нояб. 2014 г. Н. С. п. является архиерейским подворьем, в Тихвинском соборе периодически совершают богослужения насельники Кириллова Белозерского мон-ря. В мае 2008 г., в канун празднования 500-летия преставления прп. Нила Сорского, на территории бывшего Успенского скита был установлен памятный крест.

http://pravenc.ru/text/2577651.html

После смерти тестя на плечи молодого священника легли все заботы о его многочисленной семье, притом что некоторые дети были еще малы. В 1920 году отец Александр был награжден наперсным крестом, в 1922 году возведен в сан протоиерея. При наступлении гонений на Русскую Православную Церковь отец Александр нисколько не усомнился в выбранном им пути служения Богу и, обладая большим авторитетом среди духовенства и верующих, был в 1923 году избран ими первым благочинным 1-го округа Тверского уезда и затем утвержден в этой должности епархиальным архиереем. В том же году он был назначен благочинным Борисоглебского монастыря в Торжке. В 1924 году протоиерей Александр был награжден палицей, в 1925 году к 25-летию его служения святой Церкви – золотым наперсным крестом с украшениями. После закрытия властями в 1927 году Ильинской церкви архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) благословил общину перейти в Спасо-Преображенский собор в городе Торжке и назначил отца Александра настоятелем. Здесь он прослужил до закрытия собора в 1931 году, а затем был переведен в Николо-Пустынскую церковь. В 1932 году протоиерей Александр был награжден митрой. В марте 1937 года храм при активной поддержке властей был захвачен обновленцами и протоиерей Александр остался без места. Повсюду разливалось пламя все более беспощадных гонений, это ясно видел и отец Александр, однако он ни на минуту не поколебался в своем решении продолжать служение Церкви. Будучи хорошо известен священноначалию, он был приглашен в марте 1937 года в Смоленский храм в поселке Ивантеевке Пушкинского района Московской области , где прослужил до дня своего ареста. 24 октября один из сотрудников администрации школы в Ивантеевке подал донос секретарю партийного комитета, который одновременно был и секретарем поселкового совета в Ивантеевке. Составитель доноса вызвал в школу диакона Александра Якиманского, дети которого учились в этой школе, и, поговорив с ним, составил следующее донесение: «Гражданин Александр Павлович Якиманский (диакон церкви в поселке Ивантеевка) передает следующее: священник церкви в поселке Ивантеевка Александр Андреевич Вершинский говорит проповеди по праздничным дням. Эти проповеди носят монархический характер. Он неоднократно был предупреждаем гражданином Якиманским и священником Успенским, чтобы не говорил проповеди, но Вершинский не обращает внимание на предупреждения и продолжает говорить проповеди.

http://fond.ru/kalendar/1347/aleksandr/

6 Ювачев Ив. Глинская пустынь//Русский паломник. 1906. 10. С. 154. Четвериков Сергий, прот. Оптина пустынь. Исторический очерк и личные воспоминания. Париж, 1926. С. 24–25. 9 Четвериков Сергий, прот. Оптина пустынь. Исторический очерк и личные воспоминания. Париж, 1926. С. 24–25. 10 В кн.: «Глинская пустынь: Очерк современного состояния обители» (Одесса, 1904) сказано, что из Глинской пустыни вышло более 25 настоятелей (с. 48). Однако уже после издания этой книги Глинские иеромонахи были назначены настоятелями в Пустынский Успенский монастырь Могилевской епархии (1905 г.); Иссык-Кульский монастырь Туркестанской епархии (1905 г.); Обоянский Знаменский (1906 г.) и Путивльский Молченский (1909 г.), монастыри Курской епархии; Омский Покровский монастырь (1913 г.) (ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 15; ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 5; РГИА, ф. 796, оп. 202, от. 1, ст. 5, д. 5/1889, л. 7–7 об.). 11 Из множества Глинских воспитанников назовем лишь наместника Почаевской лавры (в начале ХХ века) архимандрита Амвросия; главного духовника архиерейского дома митрополита Московского и Коломенского и казначея Московского Чудова монастыря в конце XIX века архимандрита Паисия (Рухленко); наместника Виленского Свято-Духова монастыря архимандрита Антония (1845–1862) и эконома Святогорской пустыни иеросхимонаха Иоанна, исцелявшего бесноватых. 16 Глинская Рождество-Богородицкая пустынь/Архим. Анатолий//Курские епархиальные ведомости. 1886. 15. С. 79. 27 Архимандрит Анатолий (Ключаров) окончил Киевскую духовную академию; преподавал в Курской Духовной Семинарии Священное Писание, догматическое и нравственное богословие, исполнял должность инспектора и ректора, был первым цензором «Курских епархиальных ведомостей». В 1879 году о. Анатолий был назначен настоятелем Рыльского Николаевского монастыря. В течение почти 20 последних лет своей жизни он «неустанно и с любовью трудился над изысканием и изучением памятников местной церковной жизни, и плодом его трудов было несколько обширных и содержательных исторических описаний церквей и монастырей Курской епархии» (Архимандрит Анатолий: (Некролог)//Курские епархиальные ведомости. 1886. 15. С. 729). Архимандрит Анатолий скончался в 1886 г. После его кончины осталось много неопубликованных статей и необработанных материалов (Там же. С. 730). Фамилия архимандрита Анатолия указана в работе священника И. Харланова «Примечание к статье о. архимандрита Анатолия», опубликованной в «Курских епархиальных ведомостях» за 1889 г., в 19. С. 329.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

1947 . Пречистенский – Заруча­евский – Успенский – Богородицкий – Пустынский, мужской, ныне при­ходская церковь в гор. Овруче, Волын­ской губ. Основан в XV ст. В грамоте 1525 г. короля Сигизмунда сказано, что бывший архим. Печерский Антоний, ли­шившись Печерской архимандрии по ого­вору, до рассмотрения дел просил у короля м-рь Преч. Богоматери в Овруче. Около 1650 г. здесь постригся священномуч. Макарий, уроженец Овруча, кото­рый был в м-ре с 1657 г. настоятелем 16 лет и после разорения его удалился в Киев, а с 1672 года по 1678 правил монастырем в Каневе, где и убит в 1678 г. 7 сент. Около 1690 г. м-рь совращен в унию и занят базилианами; в 1831 г. базилианский м-рь закрыт. Теодорович, “Ист.-стат. опис. Волын. епар.”, I, 315, 377; “Волын. губ. в.”, 1856 г., 23, 24 (Люстрация Овруч. замка 1552 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 12 (архим. Анто­ний), 939 (игум. Герман 1625 г. и Антоний пре­емник); “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, I, 80 (Гр. 1525 г. наместн. Халецкому о предоставл. быв. Печер. архим. Антонию управл. Богородиц. м-рем в Овруче; до него был Герман), 157 (Ко­ролев. гр. 1570 г. Богухвалу Павше на м-рь Заруч. в замке Овруч., поступивший к нему от игум. Сильвестра); “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 4; “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 106, LI (жалов. грам. 1695 г. короля Uoahha III Овруцкому Заручайскому м-рю на владение селами, принадлежав. Пустынно-Николаев. м-рю), 424, (жалоба 1727 г. о насильственном захвате земель от Овруч. Заручайск. м-ря); т. VI, 286, (донесение ввозного 1600 г. о вводе Овручского священ. Василия во владение Заручай-Пречистен. м-рем на основ. королев. грам.; подробный инвен­тарь м-ря), 448, CLXXV (м-рь в 1617 г. пе­редан во владение Почаевского архим.), 620, CCLI (дело 1630 г. игумена м-ря Филатия Кесаровича с униат. митроп. Рутским о неправиль­ном владении м-рем). 1948 . Пречистенский на Каменке, мужской, ныне погост Пре­чистая Каменка, Тверской губ., Ново­торжского у., в 28 вер. к зап. от Торжка, при р. Каменке. В рукописи «Пресветлая Звезда» или о чудесах Бо­жией Матери, хранящейся в Твер. музее, упоминается в 1610 г. Жизневский, “Село Пречистая Каменка”, в “Трудах Москов. Археол. Общ., Древности”, 1876 г., т. VI, вып. 2, 135–139.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Приморская. Успенская-Нижнекамчатская-Ключевская (2167). Псковская. Благовещенский в Песках (1407), Варваринский-Выборский (1459), Васильевский-Трех-Святительский с Болота (1466), Введенский из-за Петровских ворот (1479), Введенский-Талвицкий (1480), Дворецкий-Холмский (1572), Дворецкий-Николаевский-Пусторжевский (1573), Димитриевский в Поле (1578), Духов-Иглин с Усохи (1597), Екиманский с Полонища (1600), Ильинский-Опоцкий (1631), Ильинский-Пусторжевский-Вревский (1633), Климентовский-Драчилов (1671), Козмодемьянский на Утоплениках (1684), Крестовоздвиженский-Выборский (1701), Лагозовичский (1710), Лазаревский-Псковский (1711), Мироносицкий-Псковский (1737), Николаевский с Валку (1784), Николаевский, что на Го­родище (1795), Николаевский, что на Зарезнице (1802), Николаевский-Кожанов (1806), Николаевский в Песках (1819), Образский со всполья или Спасский из-за Великопольских ворот (1846), Пантелеймонов-Дальний на Бору (1858), Параскевинский-Пятницкий в Бродех (1860), Петропавловский-Верхне-Островский (1875), Покровский-Вревский (1900), Покровский в Угле-Домонтовский (1912), Рышков (1993), Савво-Пустынский (2000), Сергиевский с Залужья (2006), Спасский-Вельевский или Спасо-Преображенский-Пусторжевский (2062), Спасский-Клинский (2074), Стефановский в Лугу (2095), Троицкий-Кудинский-Харитонова пуст. (2135), Троицкий-Хлавицкий (2155), Успенский-Морипчельский (2188), Успенский-Немчинов (2189), Христорождественский-Псковский (2213). Рязанская. Благовещенский-Федосеева пустынь (1409), Богословский-Пронский (1429), Воскресенский-Терехов (1545), Высоцкий-Рождествснский-Михаиловский (1550), Гусевский (1570), Димитриев-Пронский (1581), Знаменский-Данковский (1611), Иоанно-Богословский-Старынинский (1642), Николаевский-Старо-Рязанский (1779), Николо-Лопатский или Лапотный (1837), Нищевский-Покровский (1840), Перевицкий (1862), Покровская-Сосновская (1885), Покровский-Гаретовский (1901), Покровский-Песочинский (1907), Саоболотчицкий или Облачинская пустынь (2001), Симеонов­ский (2015), Симеоновский-Странноприимный-Рязанский (2019), Сокольская (2034), Солотчинский-Зачатейский (2035), Спасский-Зарецкий (2071), Троицкий-Переницкий или Пеленицкий (2143), Успенский-Данковский (2174).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Князь, глубоко сознавая, что своим исцелением он всецело обязан милости Пречистой Богоматери, в благодарность за полученную милость приказал на месте своего прозрения соорудить часовню, а впоследствии основал иноческую обитель. Здесь, перед Патриаршей иконой, в течение целого ряда веков совершались многочисленные исцеления от различных болезней. Эти чудесные события привлекали в Пустынский монастырь множество богомольцев: шли сюда и православные, шли и католики, и лютеране; шли они из ближайших поселений, но часто — и из очень отдаленных местностей. Древние акты и грамоты называют Успенскую Пустынскую обитель «монастырем Св. Пречистой в Пустынках» или «домом Пресвятыя Богородицы». Знатные лица Мстиславского княжества очень часто поддерживали своими пожертвованиями существование этой обители и вообще отличались особым усердием к Патриаршей иконе Богоматери. На этом образе Богоматерь изображена склонившей Свою голову к Сыну, который приник к Ее ланите. Изображение поясное. Икона украшена серебряной с позолотой ризой с камнями и имеет 7 3/4 вершка в высоту и 6 5/8 — в ширину. Она помещена в киоте, за правым клиросом, в соборной монастырской церкви. Фальковичская икона Фальковичская церковь, в которой находится того же имени образ Богоматери, расположена в 13 верстах от г. Витебска, по Московскому шоссе, в местечке Фальковиц. Образ найден в начале XVIII столетия в березовой роще, на берегу протекающей близ церкви речки. На месте явления был построен храм, посвященный имени Небесной Заступницы, в котором обретенная икона прославилась многими чудесами. Ревизионная запись от 1785 г. называет уже Фальковичскую икону Богоматери древней и давно слывущей своими милостями и чудотворениями. Во время Отечественной войны Фальковичский храм подвергся разграблению от французов. Один солдат подставил лестницу к иконе с намерением снять с нее ризу. Лишь только рука святотатца коснулась самой ризы на образе Богоматери, как лестница оборвалась и упавший солдат получил смертельное увечье. Кровавое пятно, оставшееся на полу, было видно до последнего времени, пока новая окраска пола не уничтожила следов праведного гнева Богоматери.

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил возвел на горе келии и храм, но вскоре монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший разгром лифляндцев. Монастырь долго бедствовал после этого потрясения. Иноземные завоеватели еще не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней, прежде всего, оплот Православия и русского влияния на близ живущие балтийские народности (эстов и сету). Только через полвека, при игумене Дорофее, обитель начинает возрождаться: в 20-е гг. XVI в. была обновлена и расширена Успенская церковь, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Также возводились другие храмы и монастырские строения. Строительством руководил Мисюрь Мунехин, государев дьяк, обладавший властью полномочного представителя великого князя Московского в Пскове, который повел работы с большим размахом. За заслуги по устроению обители он первым из мирян был похоронен в монастырской пещере. В 1521 г. монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери «в житии» (с житийными клеймами). Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских «торговых людей» Василия и Феодора (Феодор позднее принял постриг с именем Феофил и скончался в обители). В этот период монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были поставлены против Успенского храма. К концу 20-х гг. XVI в., при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: игумен составил общежительный устав по образцу Киево-Печерского, учредил чин церковной службы по преданию древних монастырей, постановив, чтобы богослужение совершалось ежедневно в Успенском соборе. И сегодня обитель свято хранит древние традиции, соблюдая строгий общежительный устав. Год от года возрастала известность монастыря. Молва о чудесных исцелениях, получаемых по особому заступлению Царицы Небесной не только православными, но и латинянами, привлекала множество богомольцев; некогда «убогое место» пополнялось драгоценными вкладами, обширными угодьями и вотчинами. Но приношения эти шли не только на нужды обители. Монастырские расходные книги сохранили сведения о материальной помощи, которую монахи постоянно оказывали беженцам во время многочисленных войн. За счет монастырской казны восстанавливались разрушенные захватчиками жилища в окрестных селениях, во время перемирий монастырь выкупал у неприятеля военнопленных. Все прочие монастыри Псковской епархии, даже более древние: Мирожский (1156 г.), Снетогорский (XIII в.), Велико-Пустынский (1404 г.), Спасо-Елеазаровский (1447 г.) — уступали первенство Псково-Печерской обители.

http://patriarchia.ru/db/text/1249477.ht...

Глубоко признателен Вашему Высокопреосвященству за приветственные строки во дни Св. Пасхи, за выраженные тогда благожелания. Ваше пасхальное письмо было для меня особенно дорого. Оно пришло ко мне в очень горькие минуты испытанные мною, не смотря на радость праздника, в сильной степени, по случаю грубой лжи, напечатанной на меня Московскими Ведомостями в номере, вышедшем в день великой пятницы. Какой-то корреспондент Московских Ведомостей в пространной корреспонденции, а Катков рядом с ним в передовой статье объявили меня злостным противником духовной власти и чуть не Церкви. Вы, конечно, читали эти статьи. Суть дела в том, что настоятель Пустынского Успенского монастыря архимандрит Анатолий (Могилевской епархии) в двух уездах завел несколько школок. Я с глубоким сочувствием к ним относился и в том же духе направлял Дирекцию народных училищ; помогал, сколько мог, выхлопотал, даже о. Архимандриту орден св. Владимира. Школки однакоже начали падать; у о. Архимандрита не стало денежных средств. И вот приходит ему несчастная мысль – подговаривать крестьян отказаться приговоров, обеспечивающих содержание народных школ нашего ведомства, и передать все их отпуски денежные и натурою в распоряжение о. Архимандрита. В это дело вступается присутствие по крестьянским делам и протестует против о. Архимандрита. Сколько возможно, я его оберегаю, избегая официальной переписки. Но о. Архимандрит шлет жалобы к К. П. П., тот ко мне; я еду в Могилев, вижусь с о. Архимандритом и, по возможности, улаживаю дело. Преосвященный Евсевий в то время был в крайне болезненном состоянии. Командируется управлять временно епархиею Преосвященный Иаков Муромский, рассматривает это дело и объявляет Архимандриту Анатолию строгий выговор. Приезжает затем Преосвященный Виталий 980 , по поручению Обер-Прокурора Св. Синода, пересматривает все дело, подтверждает выговор Архимандриту Анатолию, заявляет официально, что он, Архимандрит, сам испортил свое дело, запрещает ему заводить школки в уездах, предписывая сосредоточить все внимание и силы на училище при монастыре. Все это делается помимо меня. Скажите, причем же я тут. Между тем обвиняют меня на всю Россию. Я послал Министру документальные данные для изобличения и лжи. Вот в это-то время я получил ваше пасхальное, письмо с благословениями и благожеланиями. Читая его, я испытал пасхальную радость. Душевно благодарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010