Самые ранние печатные К. принадлежат Стефану и Лаврентию Зизаниям . Сочинения братьев были опубликованы в составе букварей и грамматик, напечатанных в типографии Виленского правосл. братства. В 1596 г. был напечатан К. Стефана Зизания в составе букваря «Наука ку читаню, и разуменю писма словенского, ту тыж о святой Тройци, и овъчловечении Господни». К. Стефана (о нем см.: Там же. С. 216-227) ограничивается догматическим учением правосл. Церкви и состоит из 38 вопросоответов, которые распадаются на 3 части: вводную (учение о таинствах и сущность веры), тринитарную и христологическую. На примере К. Стефана Зизания виден переход от полемического изложения правосл. вероучения к позитивному. К. строится как беседа или спор между «зловерным», к-рый каверзно вопрошает, и «благоверным», отражающим нападки, при этом «зловерный» не соотносится с какой-то одной определенной инославной конфессией. В основе «Изложения» - популярный кальвинист. К. «Что ты есть?» из польско-литов. канционалов (1-е изд.: Несвиж, 1563; переизд.: Краков, 1567; Вильно, 1581, 1594, 1598, 1600). Польск. текст в свою очередь был компиляцией из К. общины «чешских братьев» (сочинение Лукаша Пражского нач. XVI в.) и катехизисов лютеран. богослова Й. Бренца (1-е изд. ок. 1528). Стефан Зизаний использует в К. Афанасиев Символ веры, «Анастасия блаженного и патриарха великия Антиохии и Кирилла Александрийского Изложение вкратце о вере, и вопросы и ответы о богословии» и «Изложение о вере вкратце» прп. Максима Исповедника. Эти тексты часто встречаются в слав. печатных изданиях XVI-XVII вв., напр. в московском издании 1649 г. «Малого катехизиса» митр. Петра (Могилы). Этот К. Стефана Зизания часто переписывался в XVII в. и неоднократно печатался в московских букварях до нач. XVIII в. (о др. катехетических сочинениях Стефана Зизания, в т. ч. несохранившихся, см.: Корзо. 2007. С. 216-227) В 1596 г. из печати вышел учебник Лаврентия Зизания «Грамматика словенска съвершеннаго искуства осми частий слова, и иных нуждных», где в качестве приложения было помещено толкование на Молитву Господню, представлявшее собой авторски переработанную компиляцию ( Возняк М. С. Граматика Лabpehmiя Зuзahiя з 1596 р.//ЗНТШ. 1911. Т. 102. С. 36-46; Корзо. 2007. С. 227-229). Согласно Возняку, в тексте толкования присутствуют совпадения с катехизисами кальвиниста Павла Гилёвского и лютеранина Й. Бренца, а также с катехизисами католиков Мартина Бялобжеского и Валентия Кучборского.

http://pravenc.ru/text/1683893.html

211 Преп. Иоанн Дамаскин . «Точное изложение православной веры» . М. Ростов-на-Дону.1992. С.147. 212 Диакон Андрей Кураев. Может ли православный быть эволюционистом?/Той повеле, и создашася. Клин. 1999. С.99. 213 Святой Ефрем Сирин . Творения. Т.6. М. «Отчий дом». 1995. С.232 214 Диакон Андрей Кураев. Может ли православный быть эволюционистом?/Той повеле, и создашася. Клин 1999. С. 100. 215 Вот слова Златоуста: «Когда все уже (Бог) устроил и всему дал надлежащий порядок и красоту, когда приготовил роскошную трапезу, полную разных яств и показывающую во всем изобилие и богатство; когда, так сказать, царский чертог блистательно украсил от верха до низу; тогда-то, наконец, создает того, кто имеет наслаждаться всем этим, дает ему власть над всем видимым и показывает, во сколько крат это, имеющее быть созданным, животное превосходнее всего сотворенного, когда Он повелевает всем тварям быть под его властью и управлением» (Св. Иоанн Златоуст . Творения Т.4 кн. 1. СПб.1898. С.110). 216 Вспомним беседу преп. Серафима с Мотовиловым о цели христианской жизни. 217 Преп. Иоанн Дамаскин . «Точное изложение православной веры» . М. Ростов-на-Дону. 1992. С. 145 218 Преп. Симеон Новый Богослов . Творения. Т.1. M. 1892. C.367. 219 Цит. По Отец Серафим (Роуз) . Православное понимание книги Бытия. М. 1998. С. 83–84. 220 Диакон Андрей Кураев. Может ли православный быть эволюционистом?/Той повеле, и создашася. Клин 1999. С.98 221 Размышления о первородном грехе.//Пьер Тейяр де Шарден. Божественная среда. М. 1992. С. 226–227. 222 Размышления о первородном грехе.//Пьер Тейяр де Шарден. Божественная среда. М. 1992. С.227. 223 Размышления о первородном грехе.//Пьер Тейяр де Шарден. Божественная среда. М. 1992. С. 229. 224 Введение в христианскую жизнь.//Пьер Тейяр де Шарден. Божественная среда. М. 1992. С. 208. 225 Как я верую.//Пьер Тейяр де Шарден. Божественная среда. М. 1992.С. 156. 226 Как я верую.//Пьер Тейяр де Шарден. Божественная среда. М. 1992.С. 154. 227 Как я верую.//Пьер Тейяр де Шарден. Божественная среда. М. 1992. С. 155.

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

27 .   Св. сщмч. Симеона, еп. Иерусалимского, сродника Господня; канон с акростихом: Σμων κα Συμεν μνεσθω πθ, ωσ· χο δ. Ирмос: ισωμαι τ Κυρ. Начало: Σμων ερτατε τ Δεσπτ στεηρων παρεστηκ. В Славянской Печатной без акростиха, но надписан: творение Иосифово. В житии св. Иоанна Дамаскина и Космы – певцов, составленном патриархом Иерусалимским Иоанном Меркуропалатом, говорится, что св. Косма воспел πρτω Христово Рождество, поклонение, по порядку родственников Его по Иосифу. По-видимому, был канон Симеону и св. Космы Маюмского. 485 Афонский Пролог 769 отмечает: а) κανν ωσ, б) καν. Γεοργου с ирмосом: Δετε λαο. 28 .   Св. ап. Иасона и Сосипатра. По Славянской Печатной Минее канон без акростиха с надписанием «творение Иосифово», у Порф. 227 не надписан и без акростиха, но в IX песни ωσ· χ. πλ. δ. Ирмос: κεκομμνη τν τομον τεμε. Начало: Τα τν γγλων συνν μνηγρεσι. Евергетидский Типик указывает κανν χο δ. ωσ. 486 Он же отмечается и по Афонскому Прологу 769. A. Rocchi по рукописи (1114 г.) Крипто-Ферратской Библиотеки и приводит начальные слова: τα τν γγλων συνν. 487 В Греческой Печатной Римского издания 1898 г. канон другой, анонимный на 2-й глас Δετε λαο. Начало: Τ το Χριστο βματι. 28 .   Свв. мчч. Дады, Максима и Кинтилиана. По Славянской Печатной Минее канон надписан: «Иосифов»; то же надписание в Софийских рукописях 200 и 201; без акростиха, но в IX песни ясно усматривается имя ωσ; глас 1-й. Ирмос: «Песнь победную». Начало: «Богу Вседержителю со дерзновением добропобедные мученицы». Афонский Пролог тоже отмечает κανν ωσ с ирмосом: ιδν πινκιον (т. е. 1-го гласа). 29 .   Св. 9 мучеников Кизических; канон с акростихом: τν ννριθμον μαρτρων σβω χριν, ωσ· χο δ. Ирмос: Τρισττα κραταιο. Начало: Τα θεαι καλλονα. Тот же канон и в Славянской Печатной, но без акростиха и не надписан. 29 .   Прп. Мемнона Чудотворца. В Славянской Печатной Минее и у Порф. 227 канон не надписан и без акростиха. В примечании Греческой Печатной Минеи Венецианского издания сказано: «рукопись имеет под 29 апреля другое последование – прп. Мемнону Чудотворцу, которому канон ωσ το μνογρου ποημα имеет акростих: τν ωσρον σου Μμνων δοξζω βον». 488 Этот акростих можно усмотреть в указываемых нами Славянской Печатной и Греческой рукописной собр. Порф. 227 χο δ. Ирмос: Θαλσση τ ρυθραον πλαγο βρχοι χνεσιν. Начало: Τ θεα το Παναγου Πνεματο. У A. Rocchi начало изменено: Τη θε το Παναγου; 489 это более соответствует славянскому тексту Печатной Минеи: «божественною Пресвятаго Духа блистаяся благодатию». В IX песни – ωσ. Евергетидский Типик указывает κανν χο δ. ωσ. 490 То же и Афонский Пролог 769 κανν ωσ с ирмосом: Θαλσση τ ρυθραον πλαγο. То же у A. Rocchi. 491

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Приступ не удался Мещеринову. Летом 1675 года он начал опять палить в монастырь и также неудачно. Наступала зима. Мещеринов на этот раз не ушел в Сумский острог, а остался под монастырем, несмотря на все трудности. 22 января 1676 года при помощи перебежчика Феоктиста Мещеринов через отверстие в стене, заложенное камнями, вошел в монастырь со стрельцами. Никанор и главные его соумышленники были схвачены и казнены. Упорнейшие из раскольников сосланы в Пустозерск и Колу, а прочие, которые обещали повиноваться церкви и государю, получили прощение и оставлены на месте. Но это укрощенное возмущение было только сигналом для множества других, кончавшихся более кровавым образом. Раскол, по-видимому, подавленный в Соловецком монастыре, быстро, как пожар, распространялся по всей Руси. К нему примыкало, как к знамени, все, что было в русском народе недовольного властями и светскими и духовными. Смело можно сказать, что половина Великой Руси отпала тогда от церкви и стояла враждебно к мирской власти, защищавшей церковь земным оружием. Соловецкие раскольники получили славу святых страдальцев и служили примером для своих последователей на долгие времена. Их жития перечитывались и пересказывались в народе со всевозможными баснями и чудесами. Преследуемые властями, раскольники бежали в леса, пустыни и готовились умирать за старую веру. Распространился страшный и своеобразный способ противодействия. Власти, преследуя раскольников, приняли древний способ казни - сожжение но раскольники составили себе убеждение, что этого рода мученическая смерть ведет в царствие небесное, а потому не только не устрашались ее, но сами искали. Так, когда правительство посылало отыскивать сопротивлявшихся церкви, то они, собираясь большими толпами, по приближении военной силы, сами сжигали себя, нередко тысячами. Эти самосожжения начались вскоре после Соловецкой осады в семидесятых годах XVII века и шли, возрастая. Один пример порождал другие. Самосожжения сделались обычным делом; фанатики учили, что это вернейший путь к царствию небесному. Православие в глазах народа, не хотевшего подчиняться церкви, носило название " никонианства " . Имя Никона произносилось с проклятиями и ругательствами. Между тем сам виновник продолжал находиться в изгнании, и положение его, облегченное царем Алексеем Михайловичем, опять стало хуже на некоторое время.

http://sedmitza.ru/lib/text/435654/

251). Третий Рим «иному роду не останется» (– 252), так как должен быть хранителем «благочестия» до кончины мира, но и он переживает «время», достойное «испытания» (– 252). «Во вся годы то сице, иногда инако устав пременяют: и то есть последнее знамение настатия антихристова» (– 244, 271). Правда, антихрист еще не явился в мир, он только «хочет быть» (– 273); его приход предварят «свидетели» Енох и Илия, которые «приити имут во плоти»; «идеже прежде благочестие бысть, ту прежде и проповедь их будет», т. е. «на стогнах» Иерусалима, где по убиении их антихристом они и «повержены будут» (– 256, 257). Но уже исполнилось то число лет, когда должен явиться «уготовляющий путь» пред антихристом. «Глаголет Ипполит, яко в числе 666 многа имена обретаются, еже есть кто в тех летех востати имать», т. е. «не имя настоящее или хотящее быти» обозначается в числе 666, а только «число лет сведено в склад», для обозначения, «яко с того времени вельми потрясется правоверие». Около 1666 года, при Никоне, так действительно и было (– 275), по учению Лазаря. Что касается понятия об антихристе, то Лазарь, бесспорно, признавал, что сын погибели явится в образе человека и в качестве царя (– 246, 247, 257). Из жития инока Епифания, четвертого пустозерского узника, раскольники могли вычитать совсем мало и всего только то, что Никон – «предотеча антихриста» (89, I, 211) и что чрез него «пала вера Христова в земли русской, якоже и в прочих землях» (– 212). Нужно заметить, что в одном из названных пустозерских посланий, именно в ответе Иоанну, было сделано указание еще на одно готовое руководство по рассматриваемому вопросу. Разумеем «слова» архимандрита Спиридона, по поводу которых москвичи присылали в Пустозерск особый запрос. Феодор отозвался о «словах» самым лестным образом, к каковому отзыву подписался и Аввакум. «А богомудрого старца Спиридона преподобного слова, писанные на еретики, приемлите, как и прочих богословцев святых: Григория, Василия и Дамаскина Иоанна и иных, – читали в этом послании раскольники, – той же истинный Параклит глагола в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Нерехтский район. Нерехта. Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских) Судиславский район. Замошье, урочище. Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских) Курганская область Шадринский район и г. Шадринск. Красномыльское. Вознесения Господня (старая), церковь (с приделом Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских) Шадринский район и г. Шадринск. Ячменёво. Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских (старая), церковь Шадринский район и г. Шадринск. Ячменёво. Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских (новая), церковь Притобольный район. Чернавское. Прокопия и Иоанна Устюжских, церковь (с приделом Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских) Курская область Рыльский район. Рыльск. Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, церковь Липецкая область Измалковский район. Афанасьево. Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских) Московская область Воскресенский городской округ. Виноградово (Алешино). Космы и Дамиана, церковь (с приделом Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских) Лотошинский городской округ. Афанасово. Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, церковь Мытищинский городской округ и гг. Долгопрудный, Лобня. Троицкое. Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских) Сергиево-Посадский городской округ. Константиново. Сретения Господня, церковь (с приделом Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских) Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино. Серпухов. Воскресения Христова, церковь (с приделом Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских) Ступинский городской округ. Починки. Михаила Архангела, церковь (с приделом Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских) Ненецкий автономный округ Заполярный район. Пустозерск, урочище. Спаса Преображения, церковь (с приделом Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских) Новгородская область Новгородский район. Кириллов монастырь, урочище. Кириллов монастырь. Собор Кирилла и Афанасия Александрийских

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=45

[Аввакум] Петров (20.11.1620, с. Григорово Закудемского стана Нижегородского у.- 14.04.1682, Пустозерск), протопоп (лишенный сана), крупнейший деятель раннего старообрядчества, расколоучитель. Основные сведения о своей жизни А. изложил в автобиографическом «Житии» и др. сочинениях. Род. в семье священника Борисоглебской ц. Петра († ок. 1636). Мать - Мария (в иночестве Марфа) - была, по словам А., «постница и молитвенница» и оказала большое влияние на религ. развитие сына. В 1638 г. А. женился на дочери местного кузнеца Анастасии Марковне (1628-1710), родившей ему 5 сыновей и 3 дочерей. Переехав в с. Лопатищи того же уезда, А. в 1642 г. был рукоположен во диакона, а в 1644 г.- во священника. Летом 1647 г. бежал с семьей от преследований местного «начальника» в Москву, где нашел поддержку у царского духовника Стефана Вонифатьева , после чего вернулся в свой разоренный дом в Лопатищах. С этого времени А. начал поддерживать активные контакты с кружком «ревнителей благочестия» и последовательно осуществлять их программу исправления нравов, из-за чего вступал в постоянные конфликты как с паствой, так и с властями. В мае 1652 г., спасаясь бегством от разъяренных прихожан, А. вновь направился в Москву, получил назначение в г. Юрьевец-Повольский, где был поставлен в протопопа. На новом месте А. вскоре восстановил против себя мирян и духовенство, был жестоко избит толпой и бежал в Кострому, оттуда в Москву. Здесь он начал служить в Казанском соборе, протопопом к-рого был его покровитель лидер «боголюбцев» Иван Неронов . Оказавшись в самой гуще событий, связанных с церковной реформой, проводимой Патриархом Никоном, А. после ареста Неронова (4 авг. 1653) стал во главе старообрядческой оппозиции реформам. Вместе с костромским протопопом Даниилом он написал несохранившуюся челобитную царю Алексею Михайловичу , где просил за Неронова, проводил последнего в ссылку, проповедовал с паперти Казанского собора; лишенный места, он служил в ц. св. Аверкия в Замоскворечье, а затем демонстративно совершал богослужения в «сушиле» во дворе Неронова, где и был арестован 13 авг. 1653 г. Закованный в цепи, А. был заключен в подземелье Андроникова мон-ря , где его били и морили голодом.

http://pravenc.ru/text/62574.html

Поярково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Рождественская церковь Карта и ближайшие объекты Первые сведения о селе Поярково восходят к 1581 году. В писцовой книге того времени читаем: В Монаньине и в Коровине и в Быковском стану… митрополичье село Поярково на реке Клязьме… " . Ранее там стояла деревянная церковь Георгия Страстотерпца, но уже к началу XVII века она была по неизвестным нам причинам уничтожена. После разорения села польско-литовскими интервентами пустошь Поярково принадлежало дьяку Федору Апраксину (1619-1624), затем стряпчему Михаилу Ларионову (1629-1648), думному дворянину Богдану Федоровичу Нарбекову (1650-1651). В 1651 году по обменному акту село переходит во владение стрелецкого полковника Артамона Сергеевича Матвеева, который в 1662-1665 годах у большого пруда с островом и построил на свои средства упоминаемую нами каменную церковь Рождества Пресвятой Богородицы. С именем Артамона Матвеева, известного государственного деятеля XVII века, связаны наиболее интересные страницы истории села Пояркова. Родился он в семье обыкновенного дьяка, а стал одной из самых известных личностей России, другом царя Алексея Михайловича Романова. Некогда в его доме воспитывалась будущая вторая жена государя Наталья Кирилловна Нарышкина. Особых успехов Артамон Матвеев добился на дипломатическом поприще. В 1654 году он входил в состав русской делегации на Переяславской раде, в 1655-1657 годах - в состав посольства в Польшу. С1669 года он возглавил Малороссийский приказ, считая своей основной задачей присоединение к России всей Украины. В 1672 году во время переговоров с Польшей он добивается закрепления за Россией Киева. С 1671 года Артамон Матвеев руководил одновременно Посольским приказом и рядом других центральных государственных учреждений. После смерти царя Алексея Михайловича при Федоре Алексеевиче, с возвышением Милославских, Артамон Матвеев был сослан в Пустозерск. Был возвращен в Москву в 1682 году, но вскоре во время стрелецкого мятежа стал одной из первых жертв восставших.

http://sobory.ru/article/?object=00502

В пустыни Корнилия или же в Москве до своего ареста Епифаний, видимо, написал первую версию рассказа о своей жизни. Эта его первая автобиография сохранилась в оригинале в составе»Христианоопасного Щита Веры« – компилятивного сборника, составленного бывшим учеником Аввакума, единственным писателем-юродивым Афанасием, также известным под своим монашеским именем Авраамия 2062 . В эти годы в старой столице Руси между сторонниками и противниками нового обряда происходила упорная борьба. В 1660-х гг. эти распри приняли столь острый характер, что для восстановления мира в Церкви царь Алексей Михайлович решил созвать сначала общероссийский, а затем и почти что общеправославный собор с участием восточных патриархов. Главный оплот противников никоновских реформ находился в это время в доме богатой боярыни Морозовой, у которой постоянно бывали и жили как вышеупомянутый Афанасий-Авраамий, так перед своей последней ссылкой и сам протопоп Аввакум. Там же, видимо, остановился и жил старец Епифаний. Во всяком случае, в своих письмах к Морозовой Аввакум позже постоянно упоминал Епифания как хорошего знакомого боярыни 2063 . Подача царю челобитной и обличительной грамоты привела к аресту и заключению Епифания 2064 . После полугодичного заключения он и другие борцы за старый обряд – Аввакум и поп Лазарь – предстали перед судом патриархов. Все трое категорически отказались принять новое трехперстное крестное знамение, новые молитвы и обряды и осудить старые московские традиции. Епифаний не так долго спорил с патриархами, как Аввакум, но не менее решительно заявил, что»новоизданныя книги худы; Никон проклят, да и книги прокляты», что«соборная апостольская Церковь была истинна, а ныне смутилась», что»сам великий государь верует веру не отца своего... царя Михаила Федоровича« и прибавил, что»о том писано в его, Епифания, книге, какова подана великому государю... " 2065 . Бунтовщики против авторитета русского и восточных патриархов были отлучены от Церкви и преданы гражданскому суду. В тот же самый день все три " раскольника» были перевезены в тюрьму на Воробьевых горах. Здесь были сделаны новые попытки уговорить их вернуться в лоно Церкви 2066 . Личное заступничество царя спасло Аввакума от физического наказания; но Епифанию и попу Лазарю пришлось хуже. Во время публичной " казни» 26 августа 1667 г. обоим были отрезаны языки 2067 . Несчастные противониконианцы страшно мучились. Но, как описывают и Епифаний, и Аввакум, силы небесные сжалились над ними. На следующий день после " казни» язык старца зажил и начал отрастать 2068 . После наказания все трое и их новый товарищ по испытаниям симбирский протопоп Никифор, которого за приверженность к " русской вере» арестовали сами восточные патриархи, когда они ехали в Москву, были сосланы в крошечный городок – острог Пустозерск, находящийся на реке Печоре приблизительно в 100 километрах от ее впадения в Северный Ледовитый океан. Они прибыли туда 12 декабря 1667 г., чтобы уже больше никогда не вернуться на родину.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

23. Ссора в Пустозерске и письменные сношения с Москвой Ссора в Пустозерске. – Два противника: протопоп Аввакум и диакон Феодор. – Картина их борьбы и письменные сношения с Москвой Помимо вопросов обрядовых раскольническую общину волновали и вопросы догматические. По своему происхождению они были случайны. Они не вызывались доктриной раскола и обусловливались исключительно заблуждением некоторых расколоучителей. Тем не менее споры тянулись чрез весь рассматриваемый период, проявляясь то в одном месте, то в другом, и к концу его приняли наиболее обостренный характер. Вспыхнув в Пустозерске, пламя перекинулось в Москву, а затем на Керженце произвело целую бурю пожара. В Пустозерске противниками выступили с одной стороны диакон Феодор, с другой Аввакум и поп Лазарь, хотя Лазарь не всегда был согласен с Аввакумом и в некоторых случаях переходил на сторону Феодора. Предметом споров служили весьма важные вопросы, начиная с главнейших христианских догматов. Именно: учение о Святой Троице, о воплощении Бога Слова, о сошествии Святого Духа на апостолов, о сошествии Христа во ад, затем об ангелах, о душе, о пресуществлении святых даров и об основании церкви. Диакон Феодор знал догматы веры твердо и умел излагать их в точных выражениях. Аввакуму и Лазарю недоставало в этом отношении многого и потому они и особенно Аввакум всякий раз впадали в ошибки. Впрочем, дело не получило бы того исхода, каким оно кончилось, если бы Аввакум меньше надеялся на свои проклятия. Споры начались скоро по прибытии расколоучителей в Пустозерск, – именно об одном стихе первой песни тройческого канона, имеющем отношение к учению о Святой Троице и различно напечатанном в книгах иоасафовского и иосифовского изданий, – но скоро было и притихли. Аввакум «к смирению пришел» и стал уговаривать Феодора: «кое-де правее в коих книгах, тако и буди, а впредь покинем о том стязатися в темнице сей». Феодор успокоился. «И аз его послушах, – говорит Феодор, – и не поминах ему о том, и все благо было у нас». В конце 1669 года была пустозерская казнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010