Когда от утверждений, сделанных Мельниковым, обращаешься к первоисточнику, убеждаешься, что начетчик приписывает то, что совершенно отсутствует у критикуемого им богослова. Обратимся к примеру. Мельников, говоря о таинстве соборования, утверждает, что митрополит Макарий (Булгаков) «признает самым су­щественным в этом таинстве телесное оздоровление больного, над которым совершается елеопомазание… Митрополит Макарий склонен и таинству елеос­вящения придать силу, несколько дополняющую та­инство покаяния». Открываем капитальный труд «Православно-догматическое богословие» и убеждаемся, что это не так. Митрополит Макарий приводит определение из Пространного катехизиса: «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». На первом месте поставлены немощи душевные. Ф. Мельникову следовало бы применить свой метод к богословию старообрядчества, которое в 60-е годы 17 столетия возникло как единое раскольническое движение, но очень скоро раздробилось на десятки враждебных друг к другу толков и согласий (точнее несогласий): поповцы, беглопоповцы, беспоповцы, немоляки и проч. Внутри каждого из этих течений существует множество разделений. Никакого единого богословия (даже «блуждающего») нет. Можно облегчить задачу и взять только тех, кто стоит у самых истоков старообрядчества, кого соединяли тесные личные отношения. И здесь мы видим ожесточенные споры. Известно, что в Пустозерске (низовье р. Печеры) между соузниками (протопопом Аввакумом и диаконом Феодором) возникли принципиальные расхождения по самым важным догматическим вопросам, которые давно уже были разрешены святыми отцами. В этих спорах выявились серьезные богословские заблуждения Аввакума Петрова (причисленного старообрядцами белокриницкого согласия к святым). Он отрицал единосущность Пресвятой Троицы, утверждая, что в Троице «три Цари небесные», каждый из Которых имеет «особое сидение». Догмат о единосущности Лиц Пресвятой Троицы был утвержден I Вселенским собором (325 г.). Бога протопоп Аввакум представлял пространственно ограниченным. Диакон Феодор справедливо опровергал эти заблуждения. Он писал к сыну Максиму и сродникам: «А соузник мой, отец Аввакум, клятву на мя за сия, еже аз во едино Божество верую и три Лица Святые Троицы во едином Божестве исповедаю, по оных святых писанию, и царю уже и царевнам писал на мя: диякон-де во единобожество впал, прельстился!» (Пустозерская проза, М., 1989, с.227). Споры эти продолжались до смерти заключенных (14 апреля 1682 года).

http://pravoslavie.ru/6301.html

Если речь идет о разных уровнях существования литературы и ее восприятия читателем, то традиционно выделяют три уровня: массовая книжная продукция, беллетристика и высший уровень литературы – элитарная, сложная проза. Можно говорить даже о сетературе – литературной прозе в сети. Если выделять течения по тематике, то в современной литературе есть «батальная проза» (военная тема), новая историческая проза, постдеревенская проза (или новая проза о деревне), «поколенческий роман» (роман о герое времени и поколении 1990-х годов), «филологическая проза» (проза писателей – профессиональных филологов), «женская проза» (произведения на сугубо женскую тематику). – А какое место занимает православная литература? – Православная проза – заметное явление современного литературного процесса. Сейчас это обширное течение, в котором уже есть своя беллетристика, сложная проза, даже массовое чтение. Самыми интересными авторами, на мой взгляд, являются протоиерей Николай Агафонов , протоиерей Николай Блохин , священник Ярослав Шипов , епископ Тихон (Шевкунов) , монах Варнава (Санин), Петр Мамонов. – Читатель должен знать своего автора, что называется, «в лицо» и суметь среди разнообразия книг на полках магазина выбрать именно ту, которая ему нужна. А поклонники традиционной русской классики авторов каких книг обычно выбирают? – В современной литературе есть писатели, в большей степени ориентирующиеся на традиции классиков. Среди ныне живущих это Борис Екимов – автор повести «Пиночет» и циклов рассказов (его трогательный рассказ «Говори, мама, говори» пользуется популярностью среди молодежи), Владимир Крупин , Олеся Николаева , Владимир Личутин, Вера Галактионова, Борис Евсеев, Захар Прилепин . Сюжеты произведений Олега Павлова («Конец века», «Казенная сказка», «В безбожных переулках»), Алексея Варламова («Рождение», «Дом в деревне», романа «11 сентября») и Андрея Геласимова (повесть «Жажда») заимствованы из жизни, поэтому их повести и романы находят отклик у молодых читателей. В последние годы особой популярностью у читателей разных поколений пользуются романы Евгения Водолазкина «Лавр» и Захара Прилепина «Обитель». Последний по опросам работников библиотек стал лидером по читательскому спросу.

http://pravoslavie.ru/88277.html

- Так нас Господь благословляет, - улыбается епископ Иаков. И направляется по снежной целине, проваливаясь по колена, к увенчанной крестом деревянной пирамидке. Она указывает место, где стояла соборная Преображенская церковь - главный и последний из действовавших некогда в Пустозерске пяти храмов. У памятного знака и проходят теперь дважды в год молебны на испрошение помощи в совершении Божьих дел, знаменуя возрождение православной жизни на Крайнем Севере. Значение главного транзитного пункта на пути в Сибирь Пустозерск начал терять после того, как с покорением Казанского ханства для Московского государства открылись более удобные пути за Урал. Во второй половине XVIII века, когда по указу Сената оборонительные деревянные сооружения крепости «за ветхостью их» были разобраны и пущены «в топление казенных покоев», закончилась и военная история Пустозерска. Однако городок держался еще долго. Последний дом перевезли отсюда в соседнюю деревушку Устье в 1962 году. Пятиглавая Преображенская церковь, построенная в 1837 году из лиственничного леса, продержалась до 1953-го. Куполов и колокольни она лишилась гораздо раньше. Новая советская власть приспособила просторное здание, ничем больше не напоминавшее храм, под школу, потом - под Народный дом. Затем его перенесли в Устье, устроили там склад, а со временем - конюшню. Сейчас церковь реставрируется. Но даже воссозданная в первозданном виде, она останется в Устье, пусть даже и считается памятником архитектуры. На Пустозерском городище уже ничего никогда не появится. - Пустозерск - исторический памятник федерального значения. Законом об охране объектов культурного наследия здесь строжайше запрещено любое строительство, - рассказывает директор музея-заповедника «Пустозерск» Андрей Торопов. - Можно только проводить археологические раскопки. А вот в Устье, где создается музейно-туристический комплекс «Пустозерье», работа кипит. Уже к концу года там должна быть воссоздана усадьба жителя Пустозерской волости конца XIX - начала ХХ веков. На Большой земле срубят типичный для пустозеров деревянный двухэтажный дом с хозяйственной постройкой, доставят в Устье и соберут на месте как конструктор. По такой же схеме к концу 2015-го должны построить уменьшенную копию Пустозерского острога, каким он был в XVII веке: бревенчатые стены с въездной башней, а внутри крепости - дом воеводы, амбар с мягкой рухлядью, съезжая изба, баня, лабаз. Почти окончены работы по созданию для удобства туристов пяти смотровых площадок по периметру акватории Пустого озера (ныне - Городецкое. - В.К. ). Проект амбициозный и дорогой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Почти такую же позицию занимали в конце 1660-х годов и сосланные в Пустозерск нераскаявшиеся на соборе “мятежники церковные”. Во всяком случае Лазарь, Аввакум и Епифаний продолжали посылать царю челобитные, все надеясь ими убедить государя вернуться к старой вере. Высказывания таких иерархов, как митрополит Павел, который во время убеждений дьякона Феодора заметил, что стоит за новые книги только чтобы не перечить воле Алексея Михайловича и не вносить раздор в церковь, могли, конечно, только укрепить в их душах уверенность, что достаточно было бы одного слова царя, чтобы решить в желательном ими смысле спор об обряде. Благодаря случайной ссылке в Пустозерск вождей сопротивления этот маленький поселок на краю северной тундры стал идеологическим центром борьбы за старый обряд. Если Соловки вдохновляли старообрядцев своим примером бесстрашного вооруженного сопротивления, то Пустозерск снабжал всю Россию идеологическими писаниями, и шедшие оттуда бесконечные послания, трактаты и челобитные поддерживали веру и надежды всех тех, кто не хотел и не мог отказаться от старой русской церковной традиции. В это время население Пустозерска состояло всего лишь из нескольких десятков но несмотря на свое положение на краю у Полярного круга, этот, казалось, заброшенный поселок был в то время важным пунктом путей сообщения. Через этот острог шел путь из Северной России в Сибирь и из Соловков на Урал. Военные, миссионеры, купцы, переселенцы и ссыльные постоянно появлялись в этом приполярном русском поселке, принося туда сведения изо всех частей страны и облегчая связь с Москвой и центральными областями. Первые четыре узника прибыли туда 12 декабря 1667 года. Это были Лазарь, Аввакум, бывший соловецкий монах Епифаний, подавший в конце 1666 года челобитную царю против нового обряда, и арестованный патриархами Паисием и Макарием симбирский протопоп Никифор. Перед ссылкой они были еще добавочно отлучены от К этим четырем вскоре присоединился дьякон Феодор, который, несмотря на свое покаяние перед собором 1666 года, через несколько месяцев после этого снова принялся за борьбу с новым обрядом. 21 февраля 1668 года он был осужден церковными властями и 25 февраля в Москве на Болоте ему отрезали язык и сослали в тот же Пустозерск. Никифор вскоре умер, а остальные четверо просидели в заключении четырнадцать лет и вышли из тюрьмы только в 1682 году, чтобы взойти на костер. За эти четырнадцать лет узники проделали колоссальную работу по обоснованию и распространению старой веры. Крошечный форт на берегу арктической реки Печоры благодаря этому превратился в духовную штаб-квартиру старообрядчества, из которого вышло большинство сочинений защитников старой веры в ранние годы церковного раскола.

http://sedmitza.ru/lib/text/439547/

Закрыть itemscope itemtype="" > Перекличка талантливых имён Вышел из печати сборник «Смоленская малая проза» 20.01.2020 597 В издательстве «Аверс» вышла книга «Смоленская малая проза», где собраны прозаические произведения современных смоленских авторов – она стала своего рода малой антологией этого жанра. Следует отметить, что уже давно на Смоленщине не издавались столь представительные, знаковые сборники. В год 95-летия Смоленской писательской организации это издание явилось своеобразным смотром писательских рядов, перекличкой талантливых имён. В книге «Смоленская малая проза» представлены не только известные в регионе и за его пределами прозаики – впервые уделено внимание малой прозе писателей, получивших признание в жанре поэзии. Это отрадно, ведь в традиционных писательских альманахах зачастую существует строгое деление по жанрам, от поэта ждут стихов, а рассказов – от прозаика. Но если проза лирична, если она – как песня, читатель получает максимум. В предисловии к сборнику «Смоленская малая проза» редактор-составитель, председатель Смоленской областной организации Союза писателей России Олег Дорогань пишет: – Все произведения в той или иной мере отмечены художественностью. При этом очевиден широкий спектр литературных вкусов и предпочтений. От рассказов духовного содержания, как у священнослужителя отца Даниила (Сычёва), историко-патриотического плана, как у Николая Чугункова–Кривича, – до социально-бытовых, юмористических и фантастических. Интересные самобытные рассказы предложили известные смоленские прозаики Евгений Алфимов, Татьяна Харитонова, Александр Муровицкий, Владимир Волков, Владимир Каплинский, Мила Клявина... В то же время и поэты стали всё активнее реализовывать себя в прозе: Вера Суханова, Мария Парамонова, Анастасия Самофралийская, Людмила Колесова, Тамара Лосева, Николай Чепурных. Со своим юмористическим рассказом выступила драматург Ольга Траутвейн (Сергеева). В жанре фантастического рассказа вместе с Верой Сухановой представлен Андрей Криволапов, писатель-фантаст, переводчик, литературовед, телеведущий. Жанр сказки представили Валентина Белоусова, Михаил Зайченко, Наталия Андриянова.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/20/pe...

751 ...Евфимей, чюдовской келарь... – Евфимий Чудовский (ум. в 1705 г.), один из учёнейших людей своего времени, известный переводчик, книжный справщик и библиограф; придерживался грекофильских взглядов на пути развития русской культуры. 752 ...повезли меня на Воробьевы горы; тут же – священника Лазоря и инока Епифания-старца... – Сразу после суда 17 июня Аввакума под охраной стрельцов отвезли на Воробьёвы горы, где находился Андреевский монастырь, основанный в 1648 г. Ф. М. Ртищевым как новый книжный центр, где жили киевские учёные монахи. Вместе с Аввакумом сюда были привезены Епифаний, бывший соловецкий инок, и Лазарь, священник из города Романова на Волге. Лазарь – один из видных деятелей старообрядчества XVII в., был, как и Аввакум, сослан в 1653 г. в Тобольск, затем – в Пустозерск. Осуждённый собором 1667 г. и преданный анафеме, подвергнутый жестокой «казни», Лазарь был снова сослан в Пустозерск, стал «соузником» протопопа Аввакума в земляной тюрьме и был сожжён вместе с ним 14 апреля 1682 г. Сохранилась челобитная Лазаря царю Алексею Михайловичу и патриарху Иоасафу из Пустозерска (1668). 754 ...на Андреевское подворье... в Савину слободку... Таже к Николе на Угрешу... – 30 июня 1667 г. Аввакума, Епифания и Лазаря поместили в Конюшенном дворе Андреевского монастыря в Москве, затем – в слободе при Саввином монастыре (в 1649 г. он был присоединён к Новодевичьему), затем отвезли в Николо-Угрешский монастырь. Для содержания заключённых выбирались места, где крайне враждебно относились к духовным лидерам старообрядцев. 755 ...государь присылал ко мне... Юрья Лутохина... – Стрелецкий голова (полковник) Юрий Лутохин – доверенное лицо царя, управляющий царским загородным дворцом в Измайлове. 756 Таже опять ввезли... на Никольское подворье и взяли... еще скаски ... – Таким образом, в августе 1667 г. перед казнью и высылкой в Пустозерск был ещё один допрос Аввакума, Лазаря и Епифания. 758 Потом ко мне комнатные люди многажды присыланы были, Артемон и Дементей... – Артемон – «ближний боярин» Артамон Сергеевич Матвеев (ум. в 1682 г.); Дементей – Дементий Минин Башмаков (16181705), дьяк Приказа тайных дел, доверенное лицо царя и его секретарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

130 С юродивым Федором Аввакум впервые встретился при возвращении из сибирской ссылки в Великом Устюге, тогда Федор и стал его духовным сыном. 131 Красное крыльцо тянулось по фасаду Большого Кремлевского дворца от Благовещенского собора до Грановитой палаты, под крыльцом находилось караульное помещение для стрельцов, несших охрану дворца. 132 Павел Крутицкий (см. примеч. был возведен в митрополиты из архи­мандритов Чудовского монастыря 22 августа 1664 г., следовательно, свою чело­битную царю Аввакум подал до этого срока, покуда Павел еще оставался архимандритом. 133 Юродивый Федор жил некоторое время у боярыни Морозовой, своей покаянной сестры; затем между ними возникла какая-то ссора, о которой глухо для нас упоминают в своих письмах боярыня Морозова и протопоп Аввакум. 134 Мезень – город (нынешней Архангельской области) на правом берегу р. Мезени, впадающей в Белое море. Местом новой ссылки Аввакума и его семьи был определен Пустозерск, туда его отправили из Москвы 29 августа 1664 г. Путь ссыльных лежал через Вологду, Великий Устюг, Холмогоры, Мезень. Прибыв в октябре в Холмогоры, измученный Аввакум написал царю челобит­ную, в которой, боясь за детей, просил не везти его дальше в Пустозерск труд­ным зимним путем, а оставить в Холмогорах; в первый, кажется, и последний раз Аввакум пал духом: «Болезнь бо чад моих, – писал он царю, – на всяк час слез душу мою исполняет. И в Даурской стране у меня два сына от нужи умер­ли. Царь государь, смилуйся!» В это же время из Сарской пустыни за детей Аввакума просил царя старец Григорий Неронов. Но царь не ответил на эти просьбы; 29 декабря Аввакума с семьей и домочадцами привезли на Мезень. По дороге на Мезень или же по прибытии туда протопопица родила их младшего сына Афанасия (время его рождения устанавливается по упоминанию самого Аввакума в более ранней редакции его Жития о том, что он крестил Афанасия на Мезени). Мезенский воевода Алексей Христофорович Цехановецкий спосо­бствовал тому, чтобы отправка ссыльных в Пустозерск не состоялась, он писал царю о том, что это невозможно осуществить из-за отказа местных крестьян дать под ссыльных подводы и прогонные деньги; на Мезени, в Окладниковой слободке, Аввакум прожил до февраля 1666 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zhitie-p...

Отряд стрельцов под командой стряпчего Волохова был направлен к берегам Белого моря, чтобы отрезать снабжение монастыря с материка. Но Волохов со своим небольшим отрядом, конечно, не мог ни серьезно отрезать пути снабжения, ни осадить монастырь. В это время в монастыре было уже не менее 500–600 боеспособных монахов и их сторонников 653 . Большинство из них имели военную тренировку, так как монастырь всегда считался важной крепостью, и поэтому Волохов избегал даже небольших стычек с защитниками монастыря и не приближался к стенам крепости 654 . Сопротивление братии длилось почти восемь лет, и только в 1676 году правительство смогло, да и то благодаря измене, одолеть соловчан. Несмотря на такое открытое сопротивление решениям собора, в течение почти всего времени осады монахи продолжали молиться за царя и не переставали утверждать, что они борются только за старый обряд, а не против царской власти. Все же в самые последние годы осады настроения части Соловецких защитников стали резко радикализироваться. Почти такую же позицию занимали в конце 1660-х годов и сосланные в Пустозерск нераскаявшиеся на соборе " мятежники церковные». Во всяком случае, Лазарь, Аввакум и Епифаний продолжали посылать царю челобитные, все надеясь ими убедить государя вернуться к старой вере. Высказывания таких иерархов, как митрополит Павел, который во время убеждений дьякона Феодора заметил, что стоит за новые книги только чтобы не перечить воле Алексея Михайловича и не вносить раздор в церковь , могли, конечно, только укрепить в их душах уверенность, что достаточно было бы одного слова царя, чтобы решить в желательном ими смысле спор об обряде. Благодаря случайной ссылке в Пустозерск вождей сопротивления, этот маленький поселок на краю северной тундры стал идеологическим центром борьбы за старый обряд. Если Соловки вдохновляли старообрядцев своим примером бесстрашного вооруженного сопротивления, то Пустозерск снабжал всю Россию идеологическими писаниями, и, шедшие оттуда, бесконечные послания, трактаты и челобитные поддерживали веру и надежды всех тех, кто не хотел и не мог отказаться от старой русской церковной традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Из слов Епифания видно, что он взялся за перо не только «ради повеления» Аввакума, но и «прошения ради раба Христова» (– 211). 155 в) Житие боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марьи Даниловой. VIII, 137–203. Составлено участником описываемых в нем событий, без сомнения, в XVII веке, хотя уже после 1682 года, так как протопоп Аввакум назван здесь уже «священномучеником» (– 146). 156 аа) Сказание о попе Лазаре и иноке Епифании. VI, 45–48. В этом Сказании описывается чудесное исцеление Лазаря и Епифания после казни. Во всех раскольнических сборниках Сказание приписывается перу диакона Феодора. Из сопоставления нескольких данных открываются и обстоятельства написания Сказания. 27 августа 1667 года были казнены резанием языков Лазарь и Епифаний, и немедленно свезены в село Братовшино, в тридцати верстах от Москвы по Троицкой дороге, куда пред тем отправлен был и Аввакум. Там они пробыли три дня, после чего их повезли в Пустозерск. Феодор диакон находился в это время в Москве в монастыре Богоявленском «за Ветошным рядом», несколько спустя казнен был тою же казнью, и также отправлен в Пустозерск. Так как в «Сказании» не упоминается о казни Феодора, то, очевидно, он мог написать его только до отъезда в Пустозерск. Действительно, еще находясь в Братовшине, Аввакум описал «исцеление» Лазаря и Епифания и сообщил об этом в Москву в особой «записке». Из содержания «Сказания» видно, что оно составлено на основании этой последней. Вероятно именно это «Сказание» вместе с «запиской» циркулировало по Москве, как о том мы узнаем из других несомненных данных (VII, 409), вполне подтверждаемых и известием самого диакона Феодора (VI, 223). 157 бб) Сказание о патриархе Никоне . Ркп. Публ. библ. Q. I, 401, скоропись 1778 года, лл. 177–83. 158 Писано не ранее 1667 года, но еще при жизни царя Алексея Михайловича, 159 неизвестно кем. 160 вв) Повесть о мучении некоих старец Петра и Евдокима. VI, 302–9. Автор «Опис. раск. соч.» I, 28–31, с вероятностью полагал, что повесть принадлежит перу диакона Феодора и что в основе её лежит факт.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Оказалось, не только северяне принимают участие в крестных походах в Пустозерск. Супруги Дмитрий и Лада Сахаровы специально ради этого приехали из Тулы. - Были уже в Пустозерске в прошлом году, - рассказывает Дмитрий. - И не могли дождаться, когда попадем снова. Север тянет к себе магнитом. А ставишь себя на место тех, кто обживал эти суровые места века назад, осознаешь могущество их веры - так просто в дрожь бросает. В Нарьян-Маре живет сестра Лады. Она и зазвала родственников в гости. В заполярную столицу Дмитрия с Ладой просто влюбились. А когда приехали сюда снова, попали на зимний крестный поход в Пустозерск. Тогда, год назад, священнослужители доставили на молебен несколько колоколов, специально ради этого случая снятых на время с нижнего яруса колокольни нарьянмарского храма. Но на месте выяснилось - укрепить их не на чем. Помог Дмитрий Сахаров. Споро устроил импровизированную звонницу, положив на сидения снегоходов деревянный брус, одолженный у эмчеэсовцев, сопровождавших поход. И над Пустозерском раздался не звучавший здесь уже многие десятилетия жизнеутверждающий звон возрождения, призывающий к молитве и жизни в Боге. Епископ Иаков, видимо, это запомнил. Незадолго перед очередным походом он связался с туляками, пригласил поучаствовать в нем. Ехать без подарка Сахаровым не хотелось, и Дмитрий заказал у знакомого тульского иконописца икону месточтимого святого. Освящать ее времени уже не осталось. Супруги добирались до Ненецкого округа пять дней на своей машине. В прицепе везли специально изготовленное Дмитрием основание для небольшой звонницы. - Хорошо, что снегоходы прихватили. Они пригодились раньше, чем предполагали, - говорит Дмитрий. - В Ненецком округе дорог практически нет, с материка в Нарьян-Мар можно попасть только самолетом, либо по зимнику (временная автотрасса, эксплуатация которой возможна лишь в зимних условиях. - В.К. ). Но он оказался просто ужасным, прежде такого не было никогда. Где-то посредине пути на прицепе полетела подвеска - вырвало рессору и сломалась колесная ось. Пришлось пересаживаться на вездеходы. Больше всего боялись, что от холода пострадает икона. Закутали ее как могли, я укрепил сверток на груди, доехали с Божьей помощью уже без происшествий. Этот образ и преподнесли владыке.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010