Диакон: Будем внимать. Священник: Мир всем. Хор: И духу твоему. Диакон: Премудрость. Прокимен, глас (такой–то). Прокимны на вечерне В субботу вечером, глас 6 Господь воцарился,/благолепием облёкся. Стих: Облёкся Господь силою, и опоясался. Стих: Ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется. Стих: Дому Твоему подобает святыня, Господи, на долгие дни. Пс 92:1, 5б В воскресенье, глас 8 Благословляйте ныне Господа,/все рабы Господни. Стих: Стоящие во храме Господнем, во дворах дома Бога нашего. Пс 133:1 В понедельник, глас 4 Господь услышит меня,/когда я воззову к Нему. Стих: Когда я призвал, услышал меня Бог правды моей. Пс 4:4б, 2а Во вторник, глас 1 Милость Твоя, Господи,/будет следовать за мною во все дни жизни моей. Стих: Господь пасёт меня и ни в чём не даст мне нуждаться на месте, где зелень обильна , — там Он меня поселил. Пс 22:6а, 1–2а В среду, глас 5 Боже, именем Твоим спаси меня/и силою Твоею суди меня. Стих: Боже, услышь молитву мою, вникни в слова уст моих. Пс 53:3, 4 В четверг, глас 6 Помощь моя — от Господа,/сотворившего небо и землю. Стих: Возвёл я очи мои к горам, откуда придёт помощь моя . Пс 120:2, 1 В пятницу, глас 7 Боже, заступник мой — Ты,/и милость Твоя скоро встретит меня. Стих: Избавь меня от врагов моих, Боже, и от восстающих на меня искупи меня. Ср. Пс 58:10б–11а, 2 В праздники с полиелеем после прокимна читаются паримии (как правило три); перед каждой возглашаем: Диакон: Премудрость. Чтец: (название книги) чтение. Диакон: Будем внимать. Чтение св. Писания Священник: Мир тебе. Чтец: И духу твоему. Ектения сугубая Диакон: Возгласим все от всей души и от всего помышления нашего возгласим. Хор: Господи, помилуй. Господи Вседержитель, Боже отцов наших, молимся Тебе, услышь и помилуй. Хор: Господи, помилуй. Помилуй нас Боже по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй. Хор: Господи, помилуй (3) . Ещё молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем ( высоко ) преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе — имя) , и о всём во Христе братстве нашем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

В четверг, глас 6 Помощь моя – от Господа,/сотворившего небо и землю. Стих: Возвёл я очи мои к горам, откуда придёт помощь моя . Пс 120:2, 1 В пятницу, глас 7 Боже, заступник мой – Ты,/и милость Твоя скоро встретит меня. Стих: Избавь меня от врагов моих, Боже, и от восстающих на меня искупи меня. Ср. Пс 58:10б–11а, 2 В субботу, глас 6 Господь воцарился,/благолепием облекся. Стих: Облекся Господь силою, и опоясался. Стих: Ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется. Стих: Дому Твоему подобает святыня, Господи, на долгие дни. Пс 92:1, 5б     [Если же поется Аллилуиа, вместо прокимнов поем В понедельник, глас 6 Аллилуиа. (3) Стих: Господи, не обличи меня в ярости Твоей и не накажи меня гневом Твоим. Стих: И во веки веков. Пс 37: 2 Во вторник и в четверг Аллилуиа. (3) Стих: Возносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию ног Его, ибо свято оно. Стих: И во веки веков. Пс 98, 5 В среду Аллилуиа. (3) Стих: Во всю землю вышел голос их, и в концы вселенной речи их. Стих: И во веки веков. Пс 18: 5 В пятницу вечером (только в заупокойные субботы Мясопустную и Троицкую) Аллилуиа. (3) Стих: Блаженны те, кого избрал и приблизил Ты, Господи, и память их в род и род. Стих: Души их среди благ водворятся. ]   [В праздники с полиелеем после прокимна читаются паримии (как правило три); перед каждой возглашаем: Диакон: Премудрость. Чтец: (название книги) чтение. Диакон: Будем внимать. И читается паримия.] Священник до конца прокимна стоит [у горнего места] со сложенными руками лицом к западу, затем отходит на свое место. Диакон же по окончании прокимна [или паримий], выйдя северными вратами (а священник – стоя пред св. престолом), возглашает: Ектения сугубая Диакон: Возгласим все от всей души и от всего помышления нашего возгласим. Хор [на каждое прошение]: Господи, помилуй. Господи Вседержитель, Боже отцов наших, молимся Тебе, услышь и помилуй. Помилуй нас Боже по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй. Хор: Господи, помилуй (трижды – здесь и далее) . Ещё молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем ( высоко ) преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе - имя) , и о всём во Христе братстве нашем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

И недавно нами было сказано, и теперь опять будет сказано. Прежде явления Христа, прежде евангельской проповеди, над нашим естеством царствовали диавол, грех, смерть. Откуда это видно? Павел говорит: как «царствует грех в смертном вашем теле», так и благодать воцарится чрез Христа (Римл.6:12). Вот — царство греха! Где же — диавола? Послушай, что говорит Спаситель: «если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его» (Мф.12:26)? Вот — царство диавола! Где — царство смерти? Послушай слова Павла: «смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими» (Римл.5:14). Так как диаволь­ская троица, то есть, диавол, грех и смерть, возымела силу и властвовала над Святою и Пречистою Троицею, именно: диа­вол обольщал, грех умерщвлял, а смерть погребала, то по­этому Давид и благовествует находившимся под тою тиран­ическою властью и говорит, чтобы они ушли из-под ярма рабства и приняли возвещаемое владычество Христа: «Господь воцарился. Царство смерти прекратилось, сила греха упразднилась, власть диавола окончилась. «Господь воцарился, да радуется земля». Радоваться должна некогда порабощенная, а теперь освобожден­ная, — некогда заблудшая, а ныне прославленная, — некогда быв­шая во гробе, а теперь находящаяся на престоле, — некогда — в безчестии, а ныне — в чести. «Господь воцарился». Так и в другом месте говорится (должно приводить сродные между собою мысли): «Господь воцарился», в благолепие облекся» (Пс.92:1). Мы одеваемся снаружи одеждою, чтобы прикрыть непристойные стороны нашего естества. А зачем Бог покрывает Свое бестелесное естество, исполненное света, лучше же сказать — блистающее светом? Но Он называет Своим одеянием самое тело Христово: «Господь воцарился», в благолепие облекся» «Благолепием» называет плоть Хри­стову. Она была прекрасна, не имея безобразия греха, потому что (Господь) никогда не совершил греха, и не нашлось ковар­ства в устах его (Ис.53:9). «Облекся Господь... силою и препоясался» (Пс.92:1). Так как пояс украшает царя, а пояс — отличительный знак царя и судьи, то Писание вводит Его и как царя, и как судию; Исаия говорит: «и произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина» (Ис.11:1—2, 5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3318...

Тоже и в других древнейших об них упоминаниях; они окружают Бога ( Втор.33:2 ), предстоят пред престолом Его ( Иов.1:6 ), поклоняются Ему, посылаются Им для исполнения Его воли ( Исх.33:2–3 ). Существо их не есть такое же чистейшее и совершеннейшее, как существо Божие; Бог и в них усматривает недостатки ( Иов.4:18 ). Человек, по словам Псалмопевца, умален пред Ангелами ( Пс.8:6 ). Эти и подобные упоминания об ангелах показывают, что по библейскому учению ангелы не суть боги или полубоги в смысле языческого многобожия. – Правда, ангелы иногда говорят и действуют как бы Сам Бог, – в описаниях явлений их людям. Но отсюда нельзя заключать, будто ангелы представляются библейским учением божественными существами, хотя и низшими Иеговы. Многие из этих явлений были действительно явлениями Ангела лица Его, Ангела Иеговы. В тех же случаях, когда являлись именно ангелы по природе, таковыми, т. е. посланниками Божиими они и открывали себя людям, так что удостаивавшиеся явлений различали явление ангелов от явлений Бога, и не воздавали ангелам того поклонения, какое воздавали Богу, являвшемуся в образе ангела. Если же иногда говорится о словах и действиях ангелов, как о словах и действиях Самого Бога, то говорится применительно к обычаю посланных объединять себя с пославшими их. «Важно в сказаниях об ангелах не то, по замечанию преосв. Хрисанфа, что явился ангел, а то, что он – вестник Божий. Посланный имеет значение только ради пославшего и говорит в Его имя. Вот почему о словах и действиях ангелов говорится, как о словах и действиях Самого Бога; посланный иногда отождествляется с Пославшим» 64 . – Правда также, что в ветхом завете ангелам иногда усвояются наименования: elohim – боги (напр. Быт.20:13; 35:7 ; Исх.15:11 ; Пс.58:7 ) и benei elohim – сыны Божии ( Иов.1:6; 2:1; 38:7 ; Дан.3:92 ; сн. Пс.28:1; 88:7 ) Но оба эти наименования усвояются им не в собственном, а в переносном смысле, elohim – как носителям божественной силы и посланникам неба, а benei elohim – как особенно близким Богу по совершенствам своей богоподобной, однако сотворенной природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Существует мнение, что христианское учение о творении мира из ничего, утверждая абсолютную зависимость твари от ее Творца, унижает тварное бытие, что отсюда якобы рождается в христианском сознании пренебрежительное отношение к миру, за которым христиане не признают никакой ценности. Однако именно христианское учение о творении мира из ничего способно дать обоснование действительности тварного бытия. Согласно христианскому учению, тварь, поскольку она сотворена, имеет начало, но при этом не имеет конца. В. Н. Лосский пишет: «Сотворение мира не есть необходимость. Бог мог бы и не творить его. Но необязательное для Самого Троичного бытия, оно обязывает творение существовать и существовать навсегда» 551 . Действительно, определения Бога о бытии твари не подлежат никакой перемене. Об этом говорит Священное Писание: Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом и препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется ( Пс.92:1 ); Слово Господне пребывает вовек ( 1Пет.1:25 ). Разрушение мира, которое совершится в конце времен, не будет возвращением этого мира к небытию. Священное Писание говорит, что на смену ныне существующему миру явятся новое небо и новая земля ( Откр.21:1 ; 2Пет.3:13 ), т. е. творение преобразится и перейдет на новый уровень своего существования, но ни в коем случае не исчезнет. 1.3. Основные возражения против учения о творении мира из ничего Любое из таких возражений можно рассматривать как пересказ одного из следующих трех аргументов. 1 . «Из ничего ничего не бывает» (ex nihilo nihil fit, древняя латинская философская аксиома). В действительности это выражение означает, что ничто не возникает без причины. Христианское же учение вовсе не утверждает, что возникновение мира беспричинно. Мир имеет причину, причем Причину абсолютную, в Лице Самого Бога. 2 . Мир несовершенен: если Бог сотворил мир по Своей воле, из ничего и никакая сила не ограничивала Его творческого действия, то откуда же тогда в мире возникает зло? На это христианская теодицея (учение об оправдании Бога) отвечает, что Бог не есть творец зла. Мир, как бытие тварное, является конечным и ограниченным, т. е. не обладает полнотой совершенства. В мире имеют место свободные, разумные существа, свобода же в сочетании с ограниченностью заключает в себе возможность злоупотребления. Злоупотребление свободой со стороны разумных существ является причиной существования зла в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Пророк продолжает утешать Иудеев милостями Божиими, явленными древле Евреям в поражении врагов. Таковы были враги Мадианитяне. Во время путешествия Евреев в пустыне они вовлекли их, чрез своих женщин, в гнусное служение Ваалфегору ( Чис. 25:1 ; Сн. Пс. 105:28 .) при Моисее, за что были наказаны Богом; при судиях они сильно теснили и разоряли Евреев, но чудесно были поражены Гедеоном. Суд. 6:7 . Эти же Мадианитяне, как думают толковники, 89 называются здесь Ефиоплянами. Так они и называются иногда у Моисея. Например Сепфора, жена Моисея, родом мадианитянка ( Исх. 2:15,21 .) называется Ефиоплянкою ( Чис. 12:1 ); потому что та часть Аравии, где жили Мадиянитяне, называлась Хусиею (по переводу LXX – Ефиопией), как думает Друзий; 90 или потому, что были похожи на Ефиопов, как полагает Гроций. 91 За труды. 92 Здесь это слово означает у LXX бедствие или несчастие. Т. е. в несчастии, в бедственном состоянии, я вижу шатры и селения Мадианитов, вижу их в ужасе от казней, какими были поражаемы Богом за свое нечестие, соблазны и оскорбление Евреев. Бл. Феодорит под Ефиопами разумеет демонов, пораженных Крестом Христовым. Авв.3:8 . Еда в реках прогневаешися Господи; еда в реках ярость Твоя: или в мори устремление Твое; яко всядеши на кони Твоя, и яждение Твое спасение. С Евр: «Ужели на реки прогневался Иегова? Ужели на реки воспылал гнев Твой, или на море ярость Твоя, что Ты возсел на коней Твоих? Колесницы Твои – спасение». Пророк имеет в виду чудесное разделение чермного моря и такое же остановление вод Иордана; он поэтически изображает Господа, как бы едущего на колеснице, и во гневе мечущего свои стрелы на врагов Еврейского народа; кони Божии – это бури, облака и т. п;. стрелы – это молнии, град, огнь и другия грозные явления. Пораженный величием предмета, взволнованный сильным чувством, пророк говорит отрывисто и быстро: неужели, Господи, Ты прогневался на реки? Ужели на воды ярость Твоя? неужели на море (чермное) Ты устремился с таким гневом? Нет; отвечает себе сам пророк; когда воссел Ты на коней Своих (на Херувимов Псал. 80:2 . на облака, вихри, бури и т. п. Псал. 67:18, 76:18, 103:3 ), ехал на кивоте, как на колеснице, тогда это яждение было спасением народу Твоему, тогда Ты спасал его, поражая не бездушные предметы, а врагов. 93 Т. е. таким же образом Господь Бог может поразить и Халдеев. В духовном смысле бл. Феодорит под реками и морем разумеет народы, а под конями – Свят. Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

В важных обстоятельствах и трудностях жизни, пред начатием великих дел, при наступлении великих скорбей святые Божий усугубляли свой пост и свои молитвы. Пример того и другого показал нам Собою Спаситель наш, Господь наш Иисус Христос. (2, с. 129–130) Благодатное действие молитвы Иисусовой в преуспевшем христианине Давид изображает так: Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его (Пс. 102, 1). Точно! При обильном действии молитвы Иисусовой все силы души, самое тело принимают участие в ней. Упражнение молитвой Иисусовой святой Давид, точнее же Дух Святой устами Давида, предлагает всем христианам без исключения: царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии, юноши и девы, старцы с юнотами. да восхвалят имя Господне, яко вознесеся имя Того Единаго (Пс. 148, 11–13). Буквальное понимание перечисленных здесь состояний будет вполне непогрешительным, но существенное значение их – духовное. (1, с. 276–277) Молитва рождает добродетели от соединения духа человеческого с Духом Господа. Добродетели, рождающие молитву, различествуют от добродетелей, рождаемых молитвою: первые – душевны, вторые – духовны. (3, с. 91–92) Постараемся отстранять от себя всякое мирское попечение надеждой и молитвой. Если же не возможем исполнить этого, как должно, то будем приносить Богу исповедание в оскудениях; от упражнения же в молитве не попустим себе отступить. (1, с. 171) Полезно упражняться молитвою Иисусовой: она, удерживая ум от рассеянности, способствует ему внимать церковному пению и чтению. (3, с. 107) Трезвитеся в молитвах, говорит святой апостол Петр, повторяя верующим заповедь Господа. Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити, емуже противитеся тверди верою (1 Пет. 5, 8–9). Повторяя и подтверждая эту всесвятую, спасительную заповедь, святой апостол Павел говорит: Непрестанно молитеся (1 Сол. 5, 17). Ни о чемже пецытеся, но во всем молитвой и молением с благодарением, прошения ваша да сказуются к Богу (Флп. 4,6). В молитве терпите (пребывайте), бодрствующе в ней со благодарением (Кол. 4, 2). Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздевающе преподобныя руки без гнева и размышления (1 Тим. 2, 8). Прилепляяйся же Господеви непрестанной молитвой един дух есть с Господем (1 Кор. 6, 17). Прилепляющегося к Господу и соединяющегося с Господом непрестанной молитвой Господь избавляет от порабощения и служения греху и диаволу: Бог же, возвещает нам Спаситель, не имать ли сотворити отмщение избранных Своих, вопиющих к Нему день и нощь, и долготерпя о них? глаголю вам, яко сотворит отмщение их вскоре (Лк. 18, 7–8). (1, с. 216–217)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 55, 92, 354, 355; Т. 3. С. 124; Halkin F. Des publications hagiographiques//AnBoll. 1933. Vol. 51. P. 392-395; MartRom. Comment. P. 521-522; Sauget J.-M. Ipazio//BiblSS. Vol. 7. Col. 859-860; Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 192; K[azhdan] A., Š [ev enko] N. P. Hypatios//ODB. T. 2. P. 962; Aubert R. Hypatios, évêque de Gangres//DHGE. T. 25. Col. 537-538; Laniado A. Note sur la datation conservée en Syriaque du concile de Gangres//OCP. 1995. T. 61. P. 195-199; idem. La vie d " Hypatius de Gangres (BHG, N 759a), Jean Malalas et l " impôt du xylélaion//AnBoll. 1997. Vol. 115. P. 133-146; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 455-456. А. Н. Крюкова Сщмч. Ипатий Гангрский. Роспись келлии св. Стефана, Афон. XVII в. Память И. отмечается 14 нояб. в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 100-102); на Пс 50 поется тропарь 3-го гласа Τς κκλησας θρμμα γγονας (Церкви чадо явился…). В студийских Типиконах И. не упоминается, однако в Минеях студийской традиции (напр.: ГИМ. Син. греч. 295, XII в.; см.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 406) под 31 марта может помещаться служба И. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 209) - И. упоминается 31 марта; назначается служба с пением «Аллилуия» на утрене. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. 31 марта появляется указание на отпустительный тропарь И. Καννα πστεως (    ). В рукописной слав. Псалтири XIV в. (ГИМ. Син. 325; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 556-557) под 16 нояб. сохранилась служба И., состоящая из канона и цикла стихир. В рукописных слав. Минеях нач. XVI-XVII в. под 15 или под 16 нояб. может помещаться славословная или даже полиелейная служба И. (напр.: РГБ. Троиц. 496, 497, 503). Под 31 марта в слав. Минеях XV-XVII вв. (напр.: РГБ. Троиц. 533, 534, 536, 543, 544) содержится последование И., состоящее из канона, цикла стихир, седальна; в нек-рых рукописях может также выписываться отпустительный тропарь И. В рукописных слав. Типиконах XV-XVI вв. (напр.: РГБ. Троиц. 239-242, 244) И. упоминается только под 31 марта без богослужебного последования. Согласно московскому первопечатному Типикону 1610 г., память И. отмечается 14 нояб. и 31 марта; 14 нояб. служба И. поется на повечерии, состав последования не указан; 31 марта последование И. включает канон, цикл стихир-подобнов, седален. В московском Типиконе 1633 г. И. упоминается только под 31 марта; совершается служба с пением на утрене «Аллилуия». Указания под 31 марта в Типиконе 1641 г. и последующих изданиях, в т. ч. современных, те же, что и в первопечатном.

http://pravenc.ru/text/673743.html

Поклонение св. Кресту начиналось уже в дни предпразднства: 10 и 11 сент. для поклонения приходили мужчины, 12 и 13 сент.- женщины. Поклонение совершалось между утреней и полуднем. На 4-й день поклонения, т. е. 13 сент., на утрене на Пс 50, на 3-м антифоне литургии и вместо литургийного Трисвятого предписано петь тропарь 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа «Τν σταυρν σου προσκυνομεν Δσποτα» (        ). В одном из списков Типикона (Paris. gr. 1590, XII в.) указаны и литургийные чтения для каждого из этих 4 дней (10 сент.: 1 Кор 2. 6-9, Мф 10. 37-11. 1; 11 сент.: 1 Кор 1. 10-18, Ин 3. 16-21; 12 и 13 сент.: Еф 2. 14-22, Ин 12. 25-36a), а также тропари Σσον Κριε τν λαν σου (        ) и Τν σταυρν σου προσκυνομεν Δσποτα вместо литургийного Трисвятого. В день праздника 14 сент. богослужение отличалось торжественностью: накануне совершали праздничную вечерню (начальные антифоны, кроме 1-го, конечного (τελευταον) и входного (на «Господи, воззвах»), отменены) с чтением 3 паремий (Исх 15. 22-26; Притч 3. 11-18; Ис 60. 11-16; каждую из паремий предваряют прокимны - из Пс 92, 59 и 73 соответственно); в конце вечерни - тропарь Σσον Κριε τν λαν σου. Ради праздника пели паннихис. Утреня совершалась по-праздничному («на амвоне»); к Пс 50 припевали не 1, а 6 тропарей (2-го гласа Τν ζωοποιν Σταυρν τς σς γαθτητος (        ); 1-го гласа Σσον Κριε τν λαν σου (        ); «тяжелого», т. е. 7-го, гласа Η κκλησα βο σοι, Χριστ Θες (          ); 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа Σμερον τ προφητικν πεπλρωται λγιον (        ); 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа Μνον πγη τ ξλον το Σταυρο σου (          ); 4-го гласа Ο ψοθες ν τ σταυρ κουσως (        )); после великого славословия совершался чин воздвижения Креста. По окончании воздвижения и поклонения Кресту начиналась Божественная литургия. Антифоны литургии отменялись - сразу пели тропарь Τν σταυρν σου προσκυνομεν Δσποτα, заменявший Трисвятое (в списке Paris. gr. 1592, 1063 г., указаны антифоны из Пс 21, 73 и 98). Чтения литургии: прокимен из Пс 98; 1 Кор 1. 18-2. 2; аллилуиарий со стихами из Пс 73; Ин 19. 6b, 9-11, 13-20, 25-28, 30-35 (со сложным вступительным стихом). На вечерне в день В. пели прокимен из Пс 113.

http://pravenc.ru/text/155081.html

     Господь воцарися, в лепоту облечеся, – слышим мы прокимен на воскресном Всенощном бдении. Этот стих из Псалтири понимается церковными толкователями как пророчество о воскресении Христа , потому и звучит на богослужении каждого воскресного дня. Интересно, что псалмопевец здесь использует образ одевания Бога в различные одежды: Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже не подвижится (Пс. 92, 1). Воцарившись (воскреснув), Христос облекается в красоту и силу Своей Божественной славы, как бы сокрытой до Его Воскресения. Он препоясывается, что в древнем мире означало завершение одевания. Препоясывание Господа можно понимать как окончательное «низложение сопротивных сил» , полную победу Христа над врагами Бога и человека. Иисус, облеченный в красоту и силу, есть Царь вселенной, которую Он утвердил так, что ее никто не может поколебать или разрушить. В Священном Писании довольно часто используется образ одевания Бога в те или иные одежды, что подчеркивает разные грани Божией славы и совершенства или указывает на какие-то действия Бога в отношении людей. Ты облечен славою и величием; Ты одеваешься светом, как ризою (Пс. 103, 1–2), – поет Давид Всевышнему. И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом (Ис. 59, 17), – проповедует Исаия. Конечно же, пророческие слова об одевании Бога вовсе не значат, что Бог меняется или приобретает то, чего раньше не имел. Господь совершенен и не нуждается в изменении. Как уже было сказано, подобные места Библии открывают нам Бога в Его действиях, направленных на спасение человечества; являют те или иные качества, присущие Божеству. Совсем другое дело, когда Писание призывает одеться нас самих. В таком случае одежды будут означать какие-то добродетели, которые нам надлежит приобрести. Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5, 5). Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3, 12). Облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3, 14). Здесь уже речь идет о нашем изменении, о перемене одежды греха на чистую одежду богоугодной жизни.

http://pravoslavie.ru/103093.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010